Вопрос - Ответ
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна
| Все вопросы рубрикиНа предприятии эксплуатируется аммиачно-холодильная установка с количеством аммиака 30 тонн, в составе которой функционируют технические устройства АХУ, технологические трубопроводы и сосуды, работающие под давлением. В соответствии с приложением 1 к Закону от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» данная АХУ зарегистрирована как опасный производственный объект III типа опасности. Входящие в состав АХУ сосуды, работающие под давлением, зарегистрированы как потенциально опасные объекты.
Требуется ли регистрация всей АХУ дополнительно как потенциально опасного объекта, если согласно приложению 2 к Закону потенциально опасными объектами являются АХУ с содержанием аммиака от 1000 до 3000 килограммов?
К опасным производственным объектам (далее – ОПО), согласно приложению 1 к Закону от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), относятся объекты и производства, на которых эксплуатируются потенциально опасные объекты (далее – ПОО) с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров с воздухом и другими окислителями), и получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются опасные вещества, типы опасности которых устанавливаются в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к Закону исходя из суммарного количества опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте. Следовательно, при содержании опасного вещества (аммиака) более 3000 килограммов, объект (производство) классифицируется как ОПО, на котором эксплуатируются ПОО.
Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены Приложением 2 к Закону, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614.
К потенциально опасным объектам, согласно приложению 2 к Закону, относятся аммиачно-холодильные установки (далее – АХУ) с содержанием аммиака от 1000 до 3000 килограммов. Верхнее ограничение дано с целью выделения АХУ как потенциально опасного объекта, который по содержанию аммиака не относится к ОПО согласно пункту 1 приложения 1 к Закону.
При аммиакоемкости АХУ более 3000 килограммов, данный потенциально опасный объект эксплуатируется на ОПО согласно пункту 1 приложения 1 к Закону.
Согласно перечню потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614, к ПОО относятся аммиачно-холодильные установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов.
Справочно:
Потенциально опасные объекты |
Технические устройства, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах |
2. Аммиачно-холодильные установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов |
насосы и насосные агрегаты; |
На основании вышеизложенного, сообщаем, что АХУ с содержанием аммиака от 1000 килограммов регистрируется как ПОО согласно положению о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613. При аммиакоемкости АХУ свыше 3000 килограммов ОПО является производственная площадка, на которой эксплуатируется ПОО (аммиачно-холодильная установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов).
На предприятии эксплуатируется опасный производственный объект (ОПО) II типа опасности «Производственная площадка цеха углеродных волокнистых материалов, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасны х сред и используются опасные вещества, горючие жидкости, используемые в технологическом процессе в количестве 566,85 тонн».
В составе ОПО имеются взрывоопасные технологические блоки III категории взрывоопасности, в том числе блоки с относительным энергетическим потенциалом Qв<9. В разработанные планы локализации и ликвидации аварий и инцидентов (ПЛА) ОПО (склад ацетона, отделение отмывки и пропитки, отделение регенерации ацетона) включены только блоки с (Qв >9, т.е. блоки, зарегистрированные как потенциально опасные объекты в соответствии с приложением 2 к Закону «О промышленной безопасности».
Необходимо ли в ПЛА включать блоки с Qв<9, не относящиеся к потенциально опасным объектам?
При проектировании взрывоопасного производства (объекта) проектной организацией в целях снижения тяжести последствий взрывов при авариях на технологических системах осуществляется разделение на блоки с установкой на основных технологических потоках между блоками быстродействующих запорных органов. При разделении систем на блоки предусматривается с учетом технологической возможности ограничение объемов обращающихся в блоке опасных веществ, которые могут быть выброшены в окружающую среду при внезапной разгерметизации оборудования. Как правило, взрывоопасные производства и объекты имеют в составе технологические блоки с различными характеристиками взрывоопасности, требования Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 54 (далее - Правила) распространяются на всю технологическую систему. При этом по отдельным позициям для блоков первой и второй категории взрывоопасности требования Правил выше по сравнению с блоками третьей категории.
Согласно требованиям пункта 308 Правил, для каждого опасного производственного объекта, имеющим в своем составе блоки I, II и III категорий взрывоопасности должны быть разработаны планы локализации и ликвидации аварий и инцидентов (далее - ПЛА).
ПЛА разрабатывается с целью определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития, планирования действий персонала и специализированных служб на различных уровнях развития аварийных ситуаций; определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; создания аварийного запаса необходимых средств индивидуальной защиты и технической оснащенности.
При не включении в ПЛА всех взрывоопасных технологических блоков прогнозирование сценариев возникновения и развития аварий будет неполное, не будут определены действия персонала, способы и средства предупреждения, локализации аварий и инцидентов на отдельных стадиях технологического процесса.
Учитывая, что потенциально опасными объектами являются объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, а не отдельные взрывоопасные технологические блоки, в ПЛА также требуется включать блоки с Qв менее 9 входящие в состав опасного производственного объекта.
В соответствии с Законом «О промышленной безопасности» на предприятии эксплуатируются объекты и производства, отнесенные к опасным производственным объектам, потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности и эксплуатируемым на них технических устройствах.
На основании требований пункта 55 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 г. № 54:
Эксплуатация (применение) потенциально опасных объектов, технических устройств на взрывоопасных технологических объектах должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь в области промышленной безопасности, а также технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», технического регламента Таможенного союза 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», технического регламента Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».
На основании вышеизложенного, просим дать разъяснения требований законодательства в области промышленной безопасности в части:
Какие необходимо иметь разрешительные документы изготовителям (поставщикам) прокладочных изделий и уплотнительных материалов, отнесённых к техническим устройства, эксплуатируемым на потенциально опасных объектах, подлежащих экспертизе промышленной безопасности.
Перечень опасных производственных объектов определен Приложением 1 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены перечнем потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности Приложение 2 к Закону, а также перечнем потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.
В отношении технических устройств, прокладочных изделий и уплотнительных материалов не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.
Согласно пунктам 20.1.1., 20.1.4. пункта 20.1. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 № 156 (пункту 19.19.1. в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548) для возможности применения прокладочных изделий и уплотнительных материалов на потенциально опасных объектах у изготовителя должно быть в наличии действующее разрешение (свидетельство) Госпромнадзора.
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций
| Все вопросы рубрикиКакие разрешительные документы необходимо предоставлять на технические устройства (указатели уровня), поставляемые в комплекте парового котла импортного производства?
В соответствии с подпунктом «м» пункта 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее – ТР ТС 032/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41, указанный технический регламент распространяется на показывающие и предохранительные устройства, за исключением устройств, отнесенных к средствам измерения.
Согласно пункту 37 ТР ТС 032/2013 оборудование, выпускаемое в обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза, подлежит оценке (подтверждению) соответствия требованиям ТР ТС 032/2013.
На основании вышеизложенного, показывающие устройства, в том числе указатели уровня, применяемые на паровых котлах, должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствии требованиям ТР ТС 032/2013.
Организация эксплуатирует сосуды, работающие под давлением, зарегистрированные в Госпромнадзоре.
Согласно пункту 4.5 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» деятельность в области промышленной безопасности, связанная с обслуживанием потенциально опасных объектов, попадает под вид деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Относятся ли к обслуживанию сосудов, работающих под давлением, такие операции как:
ежесменный наружный осмотр обслуживающим персоналом сосудов под давлением,
ежесменный визуальный контроль обслуживающим персоналом исправности заземления сосудов под давлением,
ежесменный визуальный контроль обслуживающим персоналом состояния крепежных деталей и соединений сосудов под давлением,
ежесменная проверка обслуживающим персоналом состояния ограждающих устройств?
Прошу привести примерный перечень операций по обслуживанию сосудов под давлением, который попадает под вид деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, а также периодичность их проведения.
В соответствии с пунктом 315 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, эксплуатация сосудов должна осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной эксплуатирующей организацией инструкцией по эксплуатации, в которой в том числе должны быть отражены:
обязанности персонала во время дежурства по наблюдению и контролю за работой сосуда;
порядок проверки исправности обслуживаемых сосудов и относящегося к ним оборудования в рабочем состоянии;
порядок, сроки и способы проверки арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации;
порядок пуска в работу и остановки (прекращения работы) сосуда.
Согласно пункту 27 технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) руководство (инструкция) по эксплуатации включает в себя также:
указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
указания по использованию оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации оборудования (включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, техническое диагностирование, испытания, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения).
На основании изложенного и в соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы/услуги по обслуживанию, в том числе, таких потенциально опасных объектов, как стационарно установленные сосуды, работающие под давлением газовой среды (в газообразном, сжиженном состоянии), состоящей из газовых сред, которые не являются воспламеняющимися, окисляющими, горючими, взрывчатыми, токсичными и высокотоксичными, у которых произведение давления в мегапаскалях на вместимость в кубических метрах составляет более 1,0.
Перечень операций по обслуживанию сосудов, работающих под давлением, устанавливается исходя из требований руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя оборудования, работающего под давлением, и включает в себя в том числе: тщательное наблюдение за оборудованием путем его осмотра, проверку действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств и поддержание сосудов в исправном состоянии. Результаты осмотра и проверки должны записываться в сменный журнал.
В котельной установлены котлы мощностью 400 киловатт каждый, работающие на местных видах топлива. Проводится работа по разработке проектной документации на замену оборудования в котельной. Проектной документацией предусматривается замена котлов, системы автоматики безопасности и регулирования котлов, вспомогательного оборудования.
Требуется ли лицензия организации на разработку проектной документации по замене водогрейных котлов и вспомогательного оборудования?
В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» работы и (или) услуги по проектированию котельных, в том числе передвижных транспортабельных и блочно-модульных, мощностью более 200 киловатт независимо от мощности установленных в них котлов, использующих газообразные, жидкие и твердые виды топлива, подлежат лицензированию деятельности в области промышленной безопасности.
Работы и (или) услуги представляют собой разработку проектной документации по конкретному разделу проекта котельной «Теплотехническое решение» с установкой основного и вспомогательного оборудования котельной.
На основании вышеизложенного, разработка проектной документации на замену двух водогрейных котлов единичной мощностью 400 кВт, работающих на твердых видах топлива, системы автоматики безопасности и регулирования котлов, вспомогательного оборудования в котельной осуществляется на основании лицензии.
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов
| Все вопросы рубрикиОрганизация является государственным заказчиком, в том числе при проведении процедур закупок услуг по разработке проектно-сметной документации по объектам замены лифтов, установленных в жилых домах.
В связи с этим, просим уточнить, в каких случаях заказчик вправе требовать от организаций, принимающих участие в процедурах государственных закупок (участников торгов) наличие специального разрешения (лицензии), выданного Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию согласно правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56.
Законодательством в области промышленной безопасности, а также в области лицензирования не установлены требования по наличию в организации, осуществляющей разработку проекта (проектно-сметной документации) на замену лифта, отработавшего назначенный срок службы (далее – проект на замену лифта), лицензии на деятельность в области промышленной безопасности (далее – лицензия).
Таким образом, для выполнения работ по разработке проекта на замену лифта, установленного в многоквартирном жилом доме, наличие лицензии не требуется.
Дополнительно информируем, что необходимость наличия разрешительных документов у организации, выполняющей работы по разработке проекта на замену лифта, устанавливается законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Просим дать разъяснение о необходимости наличия лицензии на выполнение работ по демонтажу лифта электрического пассажирского (ПОО) без последующей установки нового.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» для выполнения работ и/или оказания услуг по демонтажу лифтов, в том числе и электрических, не требуется наличие соответствующей лицензии в области промышленной безопасности.
Вместе с тем, на всех стадиях жизненного цикла лифт, согласно Закону Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З (ред. от 28.05.2021) «О промышленной безопасности», является потенциально опасным объектом.
С учетом Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), под жизненным циклом лифта понимают совокупность разработки, изготовления, обращения, эксплуатации и утилизации лифта от начала исследования (возможности его создания) до окончания применения.
Кроме того, Правилами установлены общие требования по обеспечению безопасного ведения работ по монтажу лифтов, которые должны выполняться специализированой организацией, имеющей лицензию в области промышленной безопасности.
Работы по монтажу и демонтажу лифтового оборудования по составу, сложности, наличию опасных факторов и рисков идентичны. Согласно существующей практике, связанной с заменой лифтов, работы по демонтажу и монтажу лифтов выполняет специализированая организация.
Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что в целях обеспечения безопасности производства работ по демонтажу лифта целесообразно выполнение таких работ поручить специализированой организации, имеющей лицензию на деятельность в области промышленной безопасности в части монтажа потенциально опасных объектов подъемных сооружений (лифты электрические).
Предприятие имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
В штате предприятия имеются: специалист слесарь-электромонтажник 6 разряда, слесарь-электромонтажник 5 разряда, прошедший обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и получивший удостоверение «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и прошедший проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Так же начальник монтажного участка и мастер монтажного участка прошли обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и получили удостоверение «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов», прошли проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Достаточно ли этих двух вышеуказанных специалистов для осуществления деятельности по монтажу и наладке приборов безопасности грузоподъёмных кранов?
Квалификационные требования к персоналу, осуществляющему монтаж, наладку грузоподъемных кранов, в том числе приборов безопасности (далее – монтаж, наладка грузоподъемных кранов), определяет в эксплуатационной документации их изготовитель. Пунктом 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), установлено, что для обеспечения безопасности работ при монтаже, наладке грузоподъемного крана и соблюдения требований проекта производства работ, инструкции по монтажу и (или) руководства (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя руководитель специализированной организации назначает локальным правовым актом:
ответственных за ведение работ, под руководством которых проводится монтаж, наладка грузоподъемного крана;
работников, имеющих профессии рабочего, соответствующие выполняемым работам по монтажу, наладке грузоподъемных кранов.
Согласно тарифно-квалификационной характеристики профессии слесаря-электромонтажника (4-й разряд), указанной в выпуске 2 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 декабря 2000 г. № 160, он может выполнять монтаж и демонтаж кранового электрооборудования. В тарифно-квалификационной характеристике слесаря-электромонтажника (6-й разряд) предусматривается выполнение работ по наладке наиболее сложной защитной и коммутационной аппаратуры.
Работники Вашего предприятия, указанные в обращении (слесарь-электромонтажник 6-го разряда и слесарь-электромонтажник 5-го разряда), по информации, представленной Вами прошли обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъемных кранов».
В соответствии с пунктом 10 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, наниматель, с учетом специфики производства, может поручить работникам дополнительные работы, аналогичные по сложности выполнения работам, содержащимся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов, помещенных в ЕТКС.
Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что при условии соблюдения требований, указанных в Правилах, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, эксплуатационной документации изготовителя приборов безопасности и грузоподъемного крана, наличии специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности в части монтажа, наладки грузоподъемных кранов соответствующего типа, предприятие вправе поручить слесарю-электромонтажнику 6-го разряда и слесарю-электромонтажнику 5-го разряда работы по монтажу, наладке приборов безопасности грузоподъемных кранов.
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов
| Все вопросы рубрикиВ 2019 году проведено техническое диагностирование стальных вертикальных резервуаром для хранения нефтепродуктов, на основании которого получено заключение о расчетном остаточном сроке службы резервуаров 10 лет.
В соответствии с СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», ТКП 45-1.04-37-2008 «Обследование строительных конструкций зданий и сооружений» заключение по результатам обследования действительно в течение 3 лет.
Необходимо ли проведение повторного диагностирования резервуаров?
В соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» потенциально опасные объекты, технические устройства подлежат техническому диагностированию в следующих случаях:
при достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) потенциально опасного объекта, технического устройства, а также количества циклов нагружения, установленных его изготовителем;
при временном нахождении под воздействием факторов, параметры которых превышают предельно допустимые для материала, из которого изготовлены элементы потенциально опасного объекта, технического устройства;
по решению субъекта промышленной безопасности.
Госпромнадзор, на основании статьи 69 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» от 17 июля 2018 г. № 130-З, осуществляет официальное толкование нормативных правовых актов (далее – НПА) и технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) в области промышленной безопасности.
В 2019 году техническое диагностирование резервуаров осуществлялось на основании требований, установленных ТКП 169-2018 «Правила технической эксплуатации резервуаров для нефти и нефтепродуктов» (приложение Ж), ТКП 054-2007 «Техническое диагностирование и продление назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах».
Таким образом, вывод об интервале времени (ресурсе), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние резервуаров, сделан специализированной организацией на основании данных НПА, ТНПА в области промышленной безопасности.
По вопросам разъяснения положений строительных норм СН 1.04.01-2020, технического кодекса ТКП 45-1.04-37-2008 необходимо обращаться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь как в орган их утвердивший (220048, г. Минск, ул. Мясникова, 39).
Имеет ли право выполнять работы по проектированию внутренних газопроводов индивидуального жилого дома индивидуальный предприниматель, который прошел обучение в ГИПК «Газинститут» по программе С-008.1 для специалистов, осуществляющих проектирование, авторский надзор и приемку в эксплуатацию объектов газораспределительной системы и газопотребления, сдал итоговою аттестацию и допущен к выполнению работ в качестве специалиста, осуществляющего проектирование, авторский надзор и приемку в эксплуатацию объектов газораспределительной системы и газопотребления?
Согласно пункту 16 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» к потенциально опасным объектам газораспределительной системы и газопотребления относятся газопроводы и газовое оборудование промышленных, сельскохозяйственных и других организаций, за исключением жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6, к объектам газораспределительной системы относятся в том числе наружные газопроводы городов и населенных пунктов, включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции до отключающего устройства на газопроводе-вводе к объекту газопотребления.
Таким образом, законодательство в области промышленной безопасности не регулирует отношения, связанные с выполнением работ по проектированию, авторскому надзору и приемке в эксплуатацию вводных и внутренних газопроводов жилищного фонда.
Вместе с тем, правоотношения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности регулируются Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», за разъяснением требований которого следует обращаться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Необходимо ли прохождение государственной экспертизы для проекта внутреннего газоснабжения здания административно-хозяйственного назначения? Является ли отсутствие положительного заключения государственной экспертизы по такому проекту поводом для мотивированного отказа в приемке системы газоснабжения, смонтированной для рассматриваемого объекта, представителями Госпромнадзора? Вид строительства определен проектной организацией как модернизация, класс сложности К-3.
СН 3.02.07-2020 «Объекты строительства. Классификация» к объектам строительства третьего класса сложности (К-3) отнесены опасные производственные объекты (далее – ОПО) III типа опасности согласно Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон).
К таким объектам согласно приложению 1 к Закону относятся в том числе объекты газораспределительной системы и газопотребления, включающие в себя потенциально опасные объекты (далее – ПОО) с суммарным количеством природного газа 20 тонн и более, но менее 200 тонн.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 16 приложения 2 к Закону к ПОО газораспределительной системы и газопотребления относятся газопроводы и газовое оборудование промышленных, сельскохозяйственных и других организаций, за исключением жилищного фонда.
Согласно Правилам по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила), объект газопотребления – производственная и технологическая система, включающая в себя сеть внутренних газопроводов, газовое оборудование и газоиспользующие установки, систему автоматики безопасности, блокировки, сигнализации, регулирования и управления процессом сгорания газа, здания и сооружения, размещенные на одной производственной территории (площадке).
Объекты государственной экспертизы на обязательной основе определены подпунктом 6.1 пункта 6 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791. К ним относятся, в том числе, строительные проекты и отдельные проектные решения строительного проекта при двухстадийном проектировании объектов первого – четвертого классов сложности.
Таким образом, вновь вводимые в эксплуатацию ОПО и ПОО газораспределительной системы и газопотребления, за исключением жилищного фонда, в том числе с изменением назначения капитальных строений (зданий, сооружений), подлежат приёмке в эксплуатацию в установленном порядке при наличии положительного заключения государственной экспертизы по строительному проекту (разделам строительного проекта, технические решения которых затрагивают область распространения Правил).
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов
| Все вопросы рубрикиРешением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» введен разрешительный порядок, который реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, согласно приложению № 19 (далее - Положение).
Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, включенных в раздел 2.13 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (цианид натрия входит в указанный перечень).
Справочно. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2016 г. № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (220030, г. Минск, ул. Кирова, 8, корп.1).
В том случае, если страной происхождения цианида натрия является Российская Федерация, то в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года, пунктом 9 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» лицензия на ввоз (импорт) цианида натрия не требуется (государства-члены Евразийского экономического союза не применяют меры нетарифного регулирования во взаимной торговле).
Для ввоза на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации цианистого натрия заключение (разрешительный документ), выдаваемое Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь в соответствии с подпунктом 25.10.5. пункта 25.10. единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, не требуется.
Какой порядок регистрации механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов?
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) в соответствии с Положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 117 (далее – Положение о порядке регистрации), осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.
В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее – государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее – регистрирующие подразделения), в соответствии с Положением о порядке регистрации.
Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктами 5.20.1-5.20.3 пункта 5.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, следующие документы:
заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, gospromnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/652/obrazets-zayavleniya-f10-ts-_dopog_.docx , а также в приложениии 2 к Положению о порядке регистрации);
для цистерн – эксплуатационные документы (свидетельство о проверке, паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты), а для цистерн, изготовленных после 27 марта 2022 г., – официальное утверждение типа;
сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.
Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, проводится в случае изменения сведений, указанных в регистрационной карточке.
В этом случае владелец обязан в месячный срок обратиться в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств.
После внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владельцу выдается новая регистрационная карточка.
Владелец специализированного транспортного средства, в отношении которого не проведена проверка цистерны и которое
не допущено к дальнейшей эксплуатации, обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.
Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре
не допускается.
Какие документы должны быть у водителя, осуществляющего перевозку опасного груза во внутриреспубликанском сообщении?
Водители, осуществляющие перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе:
-
водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством;
-
свидетельство о регистрации транспортного средства;
-
документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
-
разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
-
разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством;
-
свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов (для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU);
Справочно: транспортное средство типов EX/II, EX/III – транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий;
транспортное средство типа FL – транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60 °C (за исключением дизельного топлива, газойля и топлива печного легкого) в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или средство-батарея общей вместимостью 1 м3, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся газов;
транспортное средство типа AT – транспортное средство, кроме транспортного средства EX/III, FL, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3, или транспортное средство-батарея общей вместимостью более 1 м3, кроме транспортного средства FL;
транспортное средство типа MEMU – транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов, не являющихся взрывчатыми;
-
свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;
-
регистрационную карточку транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;
-
информационную карточку;
-
копию документа, подтверждающего проведение проверки цистерны;
-
товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;
-
номера телефонов специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
-
письменные инструкции;
-
паспорт безопасности на перевозимый опасный груз.
Справочно. Паспорт безопасности вещества на конкретный опасный груз или группу опасных грузов разрабатывается и утверждается организацией-изготовителем опасного вещества или грузоотправителем.
Паспорт безопасности вещества – документ, в котором содержатся необходимые достоверные сведения о физических характеристиках (температура плавления, температура кипения, температура воспламенения и иные характеристики), токсичности, химической активности, условиях хранения, перевозки, влиянии на здоровье людей, способах оказания первой помощи, использовании защитного снаряжения и спецсредств, методах обезвреживания и утилизации вещества).
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов
| Все вопросы рубрикиПросим разъяснить необходимость получения разрешения для бурения скважин глубиной более 20 метров при ведении работ:
1. поисково-оценочных работ и детальной разведки месторождений полезных ископаемых (песков, песчано-гравийных смесей);
2. инженерно-геологических изысканий для объектов строительства.
В настоящее время виды деятельности, которые выполняются на основании разрешения Госпромнадзора, установлены в едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – Единый перечень).
Подпунктом 19.14.1 пункта 19.14 Единого перечня определена необходимость получения субъектом хозяйствования разрешения (свидетельства) Госпромнадзора на право бурения скважин на твердые, жидкие или газообразные полезные ископаемые глубиной более 20 метров.
Подразумевается выполнение работ по бурению скважин глубиной более 20 метров в целях поиска, оценки, разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых.
Для выполнения работ по бурению скважин, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешение Госпромнадзора не требуется.
Из изложенного следует:
1) бурение скважин глубиной более 20 метров при проведении поисково-оценочных работ и детальной разведки месторождений жидких, газообразных, твердых полезных ископаемых (в том числе песков и песчано-гравийных смесей) осуществляется субъектом хозяйствования на основании разрешения Госпромнадзора;
2) при бурении скважин в целях инженерно-геологических изысканий для объектов строительства получение субъектом хозяйствования разрешения Госпромнадзора не требуется.
У субъекта есть сертификат Российской Федерации по ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Нужно ли его подтверждать или он действует в Республике Беларусь?
В соответствии с пунктом 2 предисловия к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», ТР ТС 012/2011 устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах в целях обеспечения свободного перемещения указанного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В статье 3 ТР ТС 012/2011 указано, что оборудование для работы во взрывоопасных средах, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 012/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами Евразийского экономического союза, действие которых распространяется на данное оборудование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Союз), продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Данные положения не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Таким образом, при наличии действующего документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 012/2011 (сертификат соответствия), оформленного в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления», прохождение дополнительных процедур подтверждения соответствия на территории Республики Беларусь не требуется.
Просим дать разъяснение о необходимости участия представителя Госпромнадзора при приемке объектов капитального ремонта скважин Осиповичского ПХГ №№ 102, 103, 104, 105, 106 после замены устьевого оборудования (колонной головки и фонтанной арматуры).
Действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлена необходимость участия представителей Госпромнадзора в приемке объектов капитального ремонта скважин подземных хранилищ газа.
Назад