На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

ИООО "Омск Карбон Могилев" планирует получение лицензии в области промышленной безопасности на эксплуатацию взрывоопасного химического объекта с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров с воздухом и другими окислителями), и получаются, используются, перерабатываются, транспортируются опасные вещества (горючие жидкости в технологическом процессе), в составе которого эксплуатируются технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9.

Просим дать разъяснение, необходимо ли получение лицензии на обслуживание и ремонт (без права оказания услуг, без применения сварки) ПОО эксплуатируемых на данном ОПО (технологических блоков с относительным энергетическим потенциалом более 9) и/или технических устройств, эксплуатируемых на ПОО.

Показать ответ 

Согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства.

Виды работ и услуг в области промышленной безопасности, для осуществления которых необходимо наличие специальных разрешений (лицензий), определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с подпунктами 6.2.1, 6.2.2 пункта 6 Приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат как эксплуатация опасных производственных объектов, относящихся в соответствии с законодательством к объектам I и II типов опасности, так ремонт и обслуживание потенциально опасных объектов, технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 05.08.2016 № 614.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности.

На основании выше изложенного, для осуществления деятельности в области промышленной безопасности по обслуживанию и ремонту технических устройств, эксплуатируемых в составе объектов и производств с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на обслуживание и ремонт обозначенных устройств, наличие лишь лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта будет не достаточно для выполнения указанных работ.

 

 

 



ООО «Борисовспецпроект» является генпроектировщиком по разработке проектной документации на цех для приготовления комбикормов, производительностью до 100 т/сутки.

На момент начала производства проектных работ заказчиком было приобретено технологическое оборудование без взрывозащищённого исполнения двигателей. В соответствии с ПУЭ в помещении определена взрывоопасная зона класса B-IIа (всё помещение).

С учётом вышеизложенного просим пояснить:

1. Допускается ли проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию, используя закупленное оборудование без взрывозащиты, но имеющее соответствующую защиту оболочки от проникновения пыли (IP54) в соответствии с пунктом 7.3.63 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание».

2. Допускается ли при проектировании и строительстве вновь возводимых объектов, где в помещении определена взрывоопасная зона класса B-IIа, применять оборудование общего назначения (без взрывозащиты), но имеющее соответствующую защиту от проникновения пыли оболочку (IP54).

Дополнительно просим дать пояснения с соответствующими ссылками на пункты ТНПА об использовании оборудования во взрывозащищенном исполнении и указать влияющие критерии (категория помещения, производительность оборудования, зоны взрывоопасных сред и др.), указать при каких условиях применяется оборудование по ТР ТС 012/2011, и при каких-электрооборудование общего назначения (без взрывозащиты).


 

Показать ответ 

В соответствии с требованиями с п. 7.3.38 Правил устройства электроустановок (шестое издание) (далее - ПУЭ) классификация взрывооопасных зон, в соответствии с которой производится выбор электрооборудования, определяется проектной организацией (технологами совместно с электриками проектной и (или) эксплуатирующей организации).

В соответствии с требованиями с п. 7.3.63 ПУЭ в зонах классов В-II и В-IIа рекомендуется применение электрооборудования, предназначенного для взрывоопасных зон со смесями горючих пылей или волокон с воздухом. Применение электрооборудования в зонах классов В-II и В-IIа без средств взрывозащиты допускается только в случае отсутствия такого оборудования и соблюдении определенного перечня требований и условий по температуре поверхности электрооборудования и номинальной нагрузке.

В настоящее время в Республике Беларусь представлена достаточная линейка электрооборудования, предназначенного для работы во взрывоопасных средах и при проектировании объектов, имеющих в своем составе зоны классов В-II и В-IIа (зоны классов 20, 21, 22 согласно ТР ТС 012/2011) необходимо применять электрооборудование предназначенное для работы в данных средах.

Оборудование для работы во взрывоопасных средах должно соответствовать требованиям, необходимым для безопасного функционирования (эксплуатации) в отношении риска взрыва и иметь маркировку взрывозащиты (специальный знак взрывобезопасности и идентификационные условные обозначения показателей, определяющих взрывобезопасность оборудования и Ех-компонентов).

Решением комиссии Таможенного союза утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (далее - перечень ГОСТ).

Для определения взрывоопасных зон, выбора электрооборудования необходимо применять ГОСТы, включенные в указанный перечень ГОСТ:

ГОСТ Р 51330.0-99 (МЭК 60079-0-98) «Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-0-2007 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 0. Общие требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-1-1-99 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 1. Технические требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-1-2-99 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 2. Выбор, установка и эксплуатация».

В соответствии с требованиями статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года № 354-З «О промышленной безопасности» Правила по обеспечению промышленной безопасности являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе при проектировании и эксплуатации.

Решения, принятые проектной организацией должны соответствовать требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями п. 416 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. № 35 конструкция, вид исполнения, степень защиты оболочкой, способ установки, класс изоляции применяемых машин, аппаратов и приборов (ручных и переносных), кабелей, проводов, осветительных технических устройств (установок) и прочих элементов электроустановок, в том числе электротехнических устройств кранов, талей, лифтов и других электрических грузоподъемных механизмов, находящихся во взрывоопасных зонах, должны соответствовать номинальному напряжению сети, классу взрывоопасных зон, группе и температурному классу взрывоопасной среды, характеристикам окружающей среды, а также техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

На основании изложенного при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с взрывоопасными зонами применять оборудование общего назначения (без маркировки взрывозащиты) не допускается.

Пункт 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, гласит: «Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя, но не должна превышать 0,003 МПа». Данное требование распространяется на все типы электролизеров?

Показать ответ 

Требование пункта 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, в части ограничения величины максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера (не должна превышать 0,003 МПа) относится к электролизерам щелочного типа.

Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизеров других типов (мембранного, диафрагменного и др.) должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя и руководству по эксплуатации (технологическому регламенту).

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Прошу разъяснить п.381 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °С (далее - Правила), в частности, фразу "наблюдения за их (котлов) работой со стороны обслуживающего персонала" имеется ли ввиду персонал непосредственно котельной, подлежащей диспетчерскому управлению? Или допускается удаленное НАБЛЮДЕНИЕ с другого объекта, при этом не имея персонала непосредственно в самой котельной?

Подразумевает ли термин "диспетчерское управление" из второго абзаца данного пункта только удаленное управление непосредственно с диспетчерского пульта либо удаленное наблюдение из диспетчерского пункта, оповещение соответствующих должностных лиц и отправку ремонтного персонала на объект в случае аварийных ситуаций?

Как трактовать "ведение нормального режима работы у пульта управления диспетчерской"? Должны ли обеспечиваться управляющие действия со стороны диспетчера, либо же, как в предыдущем пункте, допускается оповещение соответствующих должностных лиц и отправка ремонтного персонала на объект?

Допускается ли вообще оставлять котельную без постоянного наблюдения со стороны персонала самой котельной при условии удаленного НАБЛЮДЕНИЯ с другого объекта, например, с рабочего места инженера-теплотехника, находящегося в здании администрации, который, видя какие-либо нарушения, непосредственно повлиять на работу котельной не может, но оповещает мастера котельной и ремонтный персонал, который выезжает на котельную по факту звонка?

Показать ответ 

В части поставленных Вами вопросов, в том числе по вопросу эксплуатации котельной без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала, пунктом 381 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа, и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115℃, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 79, допускается эксплуатация котлов (котельных), экономайзеров без постоянного наблюдения за их работой со стороны обслуживающего персонала при наличии автоматики, сигнализации и защит, обеспечивающих ведение нормального режима работы у пульта управления диспетчерской.

Перевод котлов на диспетчерское управление должен быть проведен по проекту, выполненному специализированной организацией.

Проектом будут определены возможности работы оборудования без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала и рассмотрены вопросы, указанные в Вашем обращении.

При этом персонал, работающий на диспетчерском пульте, должен быть обучен и проинструктирован о своих действиях в соответствии со специально разработанной инструкцией.

Просим Вас дать информацию о необходимости применения требований промышленной безопасности к производству теплообменников отходящих газов, используемых с водогрейными котлами, работающими на твердом топливе (дрова, щепа, торфобрикет, пеллеты), мощностью до 800 кВт, максимальной рабочей температурой 85°С и максимальным рабочим давлением 0,4 МПа.

Показать ответ 

В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 05 января 2016 г. №354-3 «О промышленной безопасности» теплообменники отходящих газов, используемые с водогрейными котлами, работающими на твердом топливе (дрова, щепа, торфобрикет, пеллеты), мощностью до 800 кВт, максимальной рабочей температурой 85 ℃ и максимальным рабочим давлением 0,4 МПа не являются потенциально опасными объектами и промышленный надзор за ними Госпромнадзор не осуществляет.

ОАО «Новогрудский завод газовой аппаратуры» производит, маркирует бытовые газовые баллоны объемом 5, 12, 27, 50 л в соответствии со стандартом ГОСТ 15860-84 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа», имеется табличка соответствующая п.7.1 «каждый баллон должен иметь табличку из коррозионностойких металлов».

Изготовление и эксплуатация баллонов производится в соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013.

Согласно данных Правил п. 479 - на сферической части баллона наносятся маркировочные данные в соответствии с ТР ТС 032/2013 и сведения о проведении технического освидетельствования баллонов.

В настоящее время, газоснабжающие организации ГПО «Белтопгаз» рекомендуют о переходе баллонов объемом 50 л на электронный паспорт (RF1D - метки), взамен алюминиевой таблички установленной на баллоне и проведение изменений в соответствующую нормативно-техническую документацию. При этом газонаполнительные станции будут оснащены программно-аппаратными комплексами и системами телеметрии для снятия данных по газовым баллонам.

Просим Вашей консультации, о введении данных предложений в части комплектности газовых баллонов RFID - метками вместо табличек, а также возможность изменений (дополнений) в Правила по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением и технический регламент ТР ТС 032/2013 пункт 29 (на оборудовании наносится маркировка в виде четких и нестираемых надписей).

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 479 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7 (далее – Правила), на верхней сферической части каждого баллона должны быть выбиты и отчетливо видны следующие данные:

сведения изготовителя, подлежащие нанесению в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»;

сведения о проведенном техническом освидетельствовании баллона.

Технический регламент Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) устанавливает на таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением, впервые выпускаемому в обращение и предназначенному для применения на таможенной территории Таможенного союза (далее - оборудование), обеспечивающие свободное перемещение оборудования.

ТР ТС 032/2013 устанавливает требования безопасности к оборудованию при разработке (проектировании), производстве (изготовлении), а также требования к маркировке оборудования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В соответствии с пунктом 29 ТР ТС 032/2013 на оборудование наносится маркировка в виде четких и не стираемых надписей, содержащих следующую информацию (наименование и (или) обозначение типа, марки, модели оборудования; параметры и характеристики, влияющие на безопасность; наименование материала, из которого изготовлено (произведено) оборудование (элементы); товарный знак изготовителя (при наличии); заводской номер; дата изготовления (производства)).

В случае если сведения, указанные в пункте 29 ТР ТС 032/2013, невозможно нанести непосредственно на оборудование, они могут быть указаны только в прилагаемом к этому оборудованию руководстве (инструкции) по эксплуатации.

Маркировка иными способами не предусмотрена ТР ТС 032/2013.

Справочно: внесение изменений в ТР ТС осуществляется на основании Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского Экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 20.06.2012 № 48 (далее – Порядок).

Проекты изменений в технические регламенты разрабатываются в соответствии с планом разработки технических регламентов Евразийского Экономического союза и внесения в них изменений с учетом результатов мониторинга и контроля применения принятого технического регламента.

По решению Совета Комиссии проект изменений в технический регламент может быть разработан на основании предложений государств-членов или Комиссии вне плана, при этом в указанном решении Совета Комиссии должны быть определены разработчик и соразработчики проекта изменений в технический регламент.

Перечень документов, разрабатываемых для внесения изменений в ТР ТС указан в пунктах 42-43 Порядка.

В соответствии с пунктом 46 Порядка, в исключительных случаях внесения в технический регламент изменений, носящих редакционный характер и не меняющих требований технического регламента, изменения в технический регламент могут быть приняты без проведения процедур публичного обсуждения, в том числе без подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

Согласно пункту 48 Порядка, проект решения Совета Комиссии о внесении изменений в технический регламент одобряется распоряжением Коллегии Комиссии. Изменения в технический регламент вносятся решением Совета Комиссии. В решении Совета Комиссии о внесении изменений в технический регламент устанавливается срок вступления в силу этих изменений, который не может составлять менее 180 календарных дней с даты принятия указанного решения Совета Комиссии.

Решение о введении в действие изменений в технический регламент и о переходных положениях в отношении этих изменений принимается Коллегией Комиссии после внесения изменений в технический регламент.

Пересмотр Правил будет осуществлен согласно графику направления обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов на обязательную юридическую экспертизу, согласованному с Национальным центром правовой информации Республики Беларусь в 2022 году.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

Прошу дать разъяснения:

1) является ли стандарт на изготовление канатов аналогичного типа, конструкции и характеристик определяющим в подборе канатов при замене его на грузоподъёмном кране, либо можно применять канаты аналогичного типа, конструкции и характеристик, изготовленного по другим стандартам?

2) допускается применять канаты аналогичного типа и конструкции, но с разными характеристиками, так как в соответствии с пунктом 131 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов мы проверяем одну из основных характеристик каната расчётом по соответствующей формуле?

Показать ответ 

Как правило, в эксплуатационной документации изготовителя указываются основные параметры и характеристики стальных канатов, устанавливаемых на грузоподъемный кран (тип, конструкция, условное обозначение, диаметр каната, маркировочная группа, обозначение стандарта (ГОСТ, ТУ или аналогичный нормативный документ) на сортамент канатов). Помимо указанных параметров и характеристик в условном обозначении каната зашифрованы также назначение (грузовой, грузолюдской), вид покрытия поверхности проволок каната (без покрытия, из оцинкованной проволоки), направление свивки (правой, левой), сочетание направлений свивки (крестовой, односторонней, комбинированной), вид свивки (нераскручивающиеся, раскручивающиеся канаты), степень уравновешенности (рихтованные, нерихтованные), точность изготовления (нормальная, повышенная). Указанные параметры и характеристики также необходимо учитывать в случае замены выбракованных стальных канатов на канаты, изготовленные по стандарту, не указанному в эксплуатационных документах изготовителя крана, так как от этого зависят направление навивки каната на барабан, направление вращения барабана при навивке, способ крепления концов каната и др.

Принимая во внимание содержащуюся в обращении информацию о том, что в паспорте мостового крана грузоподъемностью 15/3 т, год изготовления 1968, предусмотрены диаметры каната 17,5 мм и 13,5 мм по ГОСТ 2688-55 (не действующий в настоящее время в Республике Беларусь), а действующим ГОСТ 2688-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6•19 (1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент» указанные диаметры каната не предусмотрены, Госпромнадзор считает, что возможность замены выбракованных стальных канатов указанных диаметров на канаты, изготовленные по стандарту, не указанному в эксплуатационных документах изготовителя крана, должна быть подтверждена документально изготовителем грузоподъемного крана или специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов соответствующего типа, так как канаты, изготовленные по разным стандартам, имеют отличия не только по типу, конструкции каната, маркировочной группе, но и по указанным выше параметрам и характеристикам.

При наличии такого подтверждения ГОСТ, указанный в паспорте крана, не является определяющим при выборе каната.

Дополнительно разъясняем, что проводимый при замене проверочный расчет на разрывное усилие каната в целом в соответствии с пунктом 131 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), не может быть единственным и (или) основным подтверждением возможности установки каната на грузоподъемный кран.

Одновременно обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 29 Правил к применению в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных допускаются стальные канаты, имеющие свидетельство по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении формы свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления». При отсутствии указанного документа применение канатов не допускается.

 

Допускается ли выполнение ремонтных работ грузоподъёмных кранов с применением сварки под руководством специалиста сварочного производства, не являющегося штатным работником предприятия (оформлен как совместитель с заключением контракта)?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 138 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, одним из лицензионных требований и условий, предъявляемыми к соискателю лицензии, является наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы.

Согласно требованиям пунктов 16, 46 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, специалист в области сварочного производства (руководитель сварочных работ) является техническим руководителем (специалистом), ответственным за ведение сварочных работ.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что привлечение специалиста сварочного производства (руководителя сварочных работ), оформленного по совмещению, для которого работа в вашей организации не является основным местом работы, для выполнения ремонта грузоподъемных кранов с применением сварки, не допускается.

 

Организация планирует произвести работы по модернизации крана козлового КК-20-32 (далее – кран) с целью перевода его на радиоуправление. Так как при проведении работ по модернизации кран должен полностью соответствовать требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов (далее – Правила), просим дать разъяснение о необходимости установки ограничителя грузоподъёмности на кран в соответствии с требованиями пунктов 31 и 171 Правил. Ранее указанный ограничитель на кране не предусматривался.

Показать ответ 

Пунктом 13 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), предусмотрено, что к грузоподъемным кранам, эксплуатируемым в Республике Беларусь, спроектированным и изготовленным до введения в действие ТР ТС 010/2011, а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, действие которых на них распространяется, в части их устройства применяются требования технических нормативных правовых актов, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также указанные в эксплуатационной документации изготовителя. В то же время этим пунктом установлено, что приборы и устройства безопасности таких грузоподъемных кранов должны быть приведены в соответствие с требованиями пункта 31 и главы 12 Правил при проведении капитального ремонта (реконструкции, модернизации) этих кранов.

Согласно пункту 31 Правил краны мостового типа, грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6 должны быть оборудованы регистраторами параметров. Пунктом 171 главы 12 Правил установлено, что краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если не исключается возможность их перегрузки по технологии производства.

Указанный в обращении кран козловой КК-20-32 относится к кранам мостового типа. Несмотря на то, что его грузоподъемность составляет 20 т, расчетами, имеющимися в прилагаемом к обращению техническом отчете по техническому диагностированию этого крана от 25 февраля 2019 г. № 04-27.06/T0-028-2019, подтверждено, что фактический режим работы крана не превысил паспортный режим. Учитывая, что паспортный режим работы крана «средний», что наиболее близко режиму работы А3 по ГОСТ 34017-2016 «Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы», оборудовать этот кран регистратором параметров не требуется.

Принимая во внимание, что в обращении и прилагаемых документах отсутствуют выводы о возможности (не возможности) перегрузки крана по технологии производства, решение об оборудовании этого крана ограничителем грузоподъемности должно быть принято организацией, разрабатывающей проект по модернизации (реконструкции), на основании документально оформленного анализа технологических процессов работы крана, исключающих (не исключающих) подъем грузов выше паспортной грузоподъемности, отрыв «мертвого» груза (примерзшего, защемленного, нераскрепленного и т.п.), возникновение других ситуаций при перемещении грузов с использованием крана, оказывающих негативное воздействие на расчетные металлоконструкции крана.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Требуется ли наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности для выполнения комплексного обследования средств защиты от коррозии магистральных трубопроводов.

Показать ответ 

Требования к контролю состояния защиты от коррозии магистральных трубопроводов в процессе эксплуатации, в том числе периодичность контроля, установлены СТБ ГОСТ Р 51164-2001 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии» (далее – ГОСТ 51164).

ГОСТ 51164 установлено, что при комплексном обследовании противокоррозионной защиты трубопроводов определяется состояние изоляционного покрытия (сопротивление изоляции, места нарушения ее сплошности, изменение физико-механических свойств за время эксплуатации и др.), степень электрохимической защиты (наличие защитного потенциала на всей поверхности трубопровода).

Периодичность контроля, требования к параметрам изоляционного покрытия и электрохимической защите устанавливаются нормативными документами на конкретные виды трубопроводов и ГОСТ 51164. Защита трубопроводов от коррозии должна обеспечивать их безаварийную работу на весь период эксплуатации, т.е. выполнение комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту средств защиты трубопроводов от коррозии.

Справочно:

В соответствии с ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения»:

  • техническое обслуживание – это комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;

  • ремонт – это комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта и/или его составных частей.

Таким образом, для выполнения комплексного обследования средств защиты трубопроводов необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части обслуживания и (или) ремонта потенциально опасных объектов магистральных трубопроводов: средств защиты трубопроводов от коррозии и/или эксплуатируемых на них технических устройств (изоляционные материалы, станции катодной и дренажной защиты, протекторы, изолирующие фланцевые соединения и вставки).

Проводится ли экспертиза промышленной безопасности в отношении отчетов по оценке технического состояния объектов линейной части магистральных трубопроводов

Показать ответ 

Порядок и случаи проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов и технических устройств определены Положением о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Положение),

Проведение экспертизы промышленной безопасности отчетов по оценке технического состояния объектов линейной части магистральных трубопроводов Положением не предусмотрено.

 

 

Распространяется ли п. 328 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения на приборы учета газа, проходящие метрологическую поверку?

Показать ответ 

Статья 2 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон о промышленной безопасности) регулирует отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности - их проектировании, изготовлении, возведении, реконструкции, модернизации, приемке, вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях, эксплуатации, техническом переоснащении, консервации, ликвидации, временной приостановке, выводе из эксплуатации, в том числе при изготовлении, реконструкции, модернизации, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях технических устройств (далее, если не указано иное, - деятельность в области промышленной безопасности), а также с локализацией и ликвидацией аварий и инцидентов, их последствий, и иные отношения в области промышленной безопасности.

Согласно статье 20 Закона правила по обеспечению промышленной безопасности являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 328 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила), по достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) эксплуатации или количества циклов нагружения, указанных в эксплуатационной документации, но не более 20 лет, газовое оборудование (технические устройства) подлежит замене или техническому диагностированию с целью определения остаточного ресурса с разработкой мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию его на весь срок продления жизненного цикла. Дальнейшая эксплуатация технических устройств без проведения работ по продлению назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации не допускается.

Таким образом, требования п. 328 Правил распространяются на приборы учета газа, установленные на объектах газопотребления.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики

ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» занимается реализацией нефтепродуктов и газа на территории Республики Беларусь, для доставки на АЗС опасных грузов своего транспорта у нас нет, в связи с чем, заключаются тендерные договоры на определенный срок с Белорусскими транспортными компаниями имеющими разрешительные документами и способными своевременно доставлять необходимый груз.

К нам обратилась транспортная компания из Российской Федерации о возможности перевозки ими нефтепродуктов с наших НГК и Нефтебаз на наши АЗС на всей территории Республики Беларусь.

Большая просьба, дать информацию о возможности работать Российской транспортной компании своим транспортом на территории Республики Беларусь.

Какие разрешительные документы им необходимо иметь?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 3 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61, международные перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь осуществляются с соблюдением требований, установленных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Возможность каботажных автомобильных перевозок опасных грузов на территории государств-членов Евразийского экономического союза предусмотрена Решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 13 «О программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы».

Каботажные автомобильные перевозки грузов по территории государства-члена допускаются перевозчиками, зарегистрированными в других государствах-членах, только после завершения международной перевозки грузов автомобильным транспортом на территории этого государства-члена.

Осуществление каботажной автомобильной перевозки грузов транспортным средством перевозчика, зарегистрированного на территории одного государства-члена, прибывшим на территорию другого государства-члена порожним, не допускается.

Каботажные автомобильные перевозки опасных грузов на территории государств-членов запрещены.

Таким образом, перевозка опасных грузов, осуществляемая в интересах ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» автомобилями транспортной компании Российской Федерации, возможна только при международных перевозках: страна грузоотправитель – Российская Федерация, грузополучатель – Республика Беларусь.

 

   

    В соответствии с пунктом 220 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г.  № 61 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь" погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) должны осуществляться лицами из числа специалистов, прошедших соответствующее обучение (Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51).
    Является ли нарушением, если в организации функции лица ответственного за ПРР с опасными грузами будут возложены на рабочего, прошедшего соответствующее обучение?



Показать ответ 

    В соответствии с пунктом 220 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее – Правила), погрузка, разгрузка и размещение грузов осуществляются под контролем и руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации из числа специалистов, прошедших подготовку в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51.

   Назначение приказом (распоряжением) руководителя организации рабочего ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ будет являться нарушением Правил.

Наша организация осуществляет поставки вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов российского производства на территорию Республики Беларусь. В технических заданиях на закупку вагонов-цистерн мы столкнулись со следующим требованием к поставщикам продукции: «В соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73, производитель должен иметь разрешительные документы Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства». Обоснованно ли данное требование?

Показать ответ 

Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, выдача Госпромнадзором разрешения для применения новых вагонов в Республике Беларусь не предусмотрена.

Вместе с тем сообщаем, что, согласно пп. 410, 459 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012  № 73 (далее — правила), вагоны-цистерны, используемые для перевозки опасных грузов на территориях государств-членов Таможенного союза, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов под избыточным давлением, в соответствии с п. 460 правил, кроме того, должны соответствовать и требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

В 2019 году Госпромнадзором была проведена экспертиза объекта «Проект разработки и рекультивации карьера для добычи полезного ископаемого (песчано-гравийно-валунного материала) на месторождении «Брузги» Гродненского района» и выдано положительное экспертное заключение. В этом же году проведена государственная экологическая экспертиза данного объекта и выдано положительное заключение, но в процессе проведения экологической экспертизы внесены изменения.

Просим разъяснить о необходимости повторной экспертизы Госпромнадзором проекта разработки и рекультивации карьера на месторождении «Брузги».

Показать ответ 

Повторное проведение экспертизы промышленной безопасности откорректированного «Проекта разработки и рекультивации карьера для добычи полезного ископаемого (песчано-гравийно-валунного материала) на месторождении песчано-гравийно-валунного материала Брузги Гродненского района Гродненской области» не требуется при условии, что в откорректированном Проекте годовые объемы вскрышных и добычных работ, горно-добычное и вскрышное оборудование, а также система разработки остались неизменными.

 

Субъект промышленной безопасности имеет строительный проект разработки и рекультивации месторождения силикатных песков, который прошел все необходимые экспертизы (Гостройэкспертиза, экспертиза промышленной безопасности Госпромнадзора, государственная экологическая экспертиза областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Необходимо ли, согласно действующего законодательства, прохождение корректировки данного проекта рекультивации экспертизы промышленной безопасности?


Показать ответ 

Согласно подпункту 2.2 статьи 12 Кодекса Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. № 406-З, Госпромнадзор в пределах своей компетенции проводит экспертизу промышленной безопасности проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых (далее – Проект разработки).

В соответствии с пунктом 4 Правил по обеспечению промышленной безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 77, Проект разработки включает в себя, в том числе, раздел рекультивации нарушенных земель.

На основании изложенного следует, что обособленный от Проекта разработки проект рекультивации месторождения полезных ископаемых экспертизе промышленной безопасности не подлежит.

Вместе с тем, изменение рекультивационных мероприятий требует внесения корректировок в строительный проект разработки и рекультивации месторождения силикатных песков.

Повторное проведение экспертизы промышленной безопасности откорректированного строительного проекта не требуется при условии, что объемы вскрышных и добычных работ, применяемые горные машины и оборудование, а также система разработки остались неизменными.

Необходимо ли получение разрешения Госпромнадзора на использование высоковольтного кабеля для стационарной вертикальной прокладки в стволе шахты.

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, Госпромнадзор выдает разрешение (свидетельство) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, за исключением потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат (кроме изготавливаемых для внутреннего пользования без выпуска их в обращение на территории Евразийского экономического союза, ввозимых (ввезенных) в единичных экземплярах, предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного пользования организацией).

Шахтный высоковольтный кабель для вертикальной стволовой прокладки не входит в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) шахтного высоковольтного кабеля для вертикальной стволовой прокладки не требуется.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза.

Если в отношении шахтного высоковольтного кабеля для вертикальной стволовой прокладки приняты иные технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), устанавливающие требования к высоковольтному оборудованию, то высоковольтное оборудование должно соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется.

 

 

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Показать ответ 

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

Показать ответ 

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности

| Все вопросы рубрики

Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

В частности, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» имеет специальное разрешение (лицензию) №33133/2457-1 от 09.04.2014 на право обслуживания котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, и газопотребляющего оборудования.

Согласно п. 231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением: «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: назначить приказом по организации из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требований настоящих Правил, лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;».

Лица, назначенные приказом прошли проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме ТНПА и ЛНПА и допущены в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов, сосудов в 2018 году (протоколы проверки знаний в настоящее время являются действующими). Изменений в ТНПА, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, не вносилось.

В то же время, в конце 2018 года изменилось название программ проверки знаний «Бондаренко»: «Правила промышленной безопасности сосудов под давлением (отв. за ИС и БЭ, обслуживание), «Правила безопасности котлов (отв. за ИС и БЭ, обслуживание)».

Требуется ли назначенным специалистам до истечения срока действующих протоколов пройти проверку знаний по новой программе в обязательной порядке. Также просим дать пояснение по специалистам, назначенным в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения, в связи с такими же изменениями в программе проверки знаний «Бондаренко».



Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

Проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения (далее – ответственных лиц) проводится в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции в следующих случаях:

  • при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, - не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности;

  • по требованию органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, управления деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде - в сроки, установленные этими органами;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года - не позднее месяца со дня окончания такого перерыва.

Исходя из вышеизложенного, прохождение проверки знаний ответственных лиц до истечения срока действующих протоколов проверки знаний по причине применения в этот период других (новых) программ для проверки знаний этих лиц не требуется.

Предприятие не имеет сосудов и оборудования под давлением подлежащих регистрации в Промнадзоре. Лицо ответственное прошел обучение в учебном центре “РИВШ” по программе “Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением." Прошел проверку знаний в учебном центре “РИВШ” без участия в комиссии представителя Промнадзора.

Прошу разъяснить вопрос : необходима ли в подобной ситуации проверка знаний лица ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением в комиссии с участием представителя Промнадзора или проверка знаний в Промнадзоре.

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее − лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

Согласно пункту 16 Инструкции первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходят лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.

Участие представителя Госпромнадзора в проверке знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию, проводимой в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, не требуется.

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
О совершенствовании работы сайта
О совершенствовании работы сайта
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть