На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

ООО «Борисовспецпроект» является генпроектировщиком по разработке проектной документации на цех для приготовления комбикормов, производительностью до 100 т/сутки.

На момент начала производства проектных работ заказчиком было приобретено технологическое оборудование без взрывозащищённого исполнения двигателей. В соответствии с ПУЭ в помещении определена взрывоопасная зона класса B-IIа (всё помещение).

С учётом вышеизложенного просим пояснить:

1. Допускается ли проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию, используя закупленное оборудование без взрывозащиты, но имеющее соответствующую защиту оболочки от проникновения пыли (IP54) в соответствии с пунктом 7.3.63 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание».

2. Допускается ли при проектировании и строительстве вновь возводимых объектов, где в помещении определена взрывоопасная зона класса B-IIа, применять оборудование общего назначения (без взрывозащиты), но имеющее соответствующую защиту от проникновения пыли оболочку (IP54).

Дополнительно просим дать пояснения с соответствующими ссылками на пункты ТНПА об использовании оборудования во взрывозащищенном исполнении и указать влияющие критерии (категория помещения, производительность оборудования, зоны взрывоопасных сред и др.), указать при каких условиях применяется оборудование по ТР ТС 012/2011, и при каких-электрооборудование общего назначения (без взрывозащиты).


 

Показать ответ 

В соответствии с требованиями с п. 7.3.38 Правил устройства электроустановок (шестое издание) (далее - ПУЭ) классификация взрывооопасных зон, в соответствии с которой производится выбор электрооборудования, определяется проектной организацией (технологами совместно с электриками проектной и (или) эксплуатирующей организации).

В соответствии с требованиями с п. 7.3.63 ПУЭ в зонах классов В-II и В-IIа рекомендуется применение электрооборудования, предназначенного для взрывоопасных зон со смесями горючих пылей или волокон с воздухом. Применение электрооборудования в зонах классов В-II и В-IIа без средств взрывозащиты допускается только в случае отсутствия такого оборудования и соблюдении определенного перечня требований и условий по температуре поверхности электрооборудования и номинальной нагрузке.

В настоящее время в Республике Беларусь представлена достаточная линейка электрооборудования, предназначенного для работы во взрывоопасных средах и при проектировании объектов, имеющих в своем составе зоны классов В-II и В-IIа (зоны классов 20, 21, 22 согласно ТР ТС 012/2011) необходимо применять электрооборудование предназначенное для работы в данных средах.

Оборудование для работы во взрывоопасных средах должно соответствовать требованиям, необходимым для безопасного функционирования (эксплуатации) в отношении риска взрыва и иметь маркировку взрывозащиты (специальный знак взрывобезопасности и идентификационные условные обозначения показателей, определяющих взрывобезопасность оборудования и Ех-компонентов).

Решением комиссии Таможенного союза утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (далее - перечень ГОСТ).

Для определения взрывоопасных зон, выбора электрооборудования необходимо применять ГОСТы, включенные в указанный перечень ГОСТ:

ГОСТ Р 51330.0-99 (МЭК 60079-0-98) «Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-0-2007 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 0. Общие требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-1-1-99 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 1. Технические требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-1-2-99 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 2. Выбор, установка и эксплуатация».

В соответствии с требованиями статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года № 354-З «О промышленной безопасности» Правила по обеспечению промышленной безопасности являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе при проектировании и эксплуатации.

Решения, принятые проектной организацией должны соответствовать требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями п. 416 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. № 35 конструкция, вид исполнения, степень защиты оболочкой, способ установки, класс изоляции применяемых машин, аппаратов и приборов (ручных и переносных), кабелей, проводов, осветительных технических устройств (установок) и прочих элементов электроустановок, в том числе электротехнических устройств кранов, талей, лифтов и других электрических грузоподъемных механизмов, находящихся во взрывоопасных зонах, должны соответствовать номинальному напряжению сети, классу взрывоопасных зон, группе и температурному классу взрывоопасной среды, характеристикам окружающей среды, а также техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

На основании изложенного при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с взрывоопасными зонами применять оборудование общего назначения (без маркировки взрывозащиты) не допускается.

Пункт 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, гласит: «Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя, но не должна превышать 0,003 МПа». Данное требование распространяется на все типы электролизеров?

Показать ответ 

Требование пункта 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, в части ограничения величины максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера (не должна превышать 0,003 МПа) относится к электролизерам щелочного типа.

Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизеров других типов (мембранного, диафрагменного и др.) должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя и руководству по эксплуатации (технологическому регламенту).

Наша организация эксплуатирует производственную площадку аммиачной холодильной установки, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты, работающие под давлением более 1,0 МПа. Для содержания в исправном состоянии и безопасной эксплуатации аммиачной холодильной установки приказом назначен ответственный специалист аммиачной холодильной установки, в его отсутствие обязанности исполняет главный механик. Работы, проводимые согласно лицензии, по обслуживанию (без права оказания услуг) и ремонту (без права оказания услуг, без применения сварки) проводит ответственный специалист аммиачной холодильной установки с машинистами.

Необходимо ли, согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, дополнительно вводить лицо для проведения работ в соответствии с имеющейся лицензией?

Показать ответ 

Согласно пункту 9 Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 № 46 (далее — правила), руководитель субъекта промышленной безопасности приказом назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, технических устройств АХУ, трубопроводов и трубопроводной арматуры АХУ (далее — ответственный специалист АХУ). На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного специалиста АХУ выполнение его обязанностей должно быть заранее возложено приказом (распоряжением) по организации на специалиста, замещающего его по должности, прошедшего в установленном порядке подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 10 правил не допускается одновременное назначение одного и того же лица ответственным специалистом АХУ и ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, а также ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Таким образом, в случае возложения обязанностей по руководству работами (назначения ответственным за ведение работ), составляющими подлежащую лицензированию деятельность в области промышленной безопасности — обслуживание и ремонт потенциально опасных объектов и технических устройств АХУ, на ответственного специалиста АХУ, а в случае его отсутствия на специалиста, исполняющего обязанности ответственного АХУ, прошедшего в установленном порядке подготовку и соответствующую проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, субъекту промышленной безопасности дополнительную штатную единицу вводить не требуется.

При этом такой специалист не должен являться ни ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, ни ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением

| Все вопросы рубрики

Пунктом 6 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115°С, утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 декабря 2013 №79 предусмотрено, что владелец котла - субъект хозяйствования, который осуществляет эксплуатацию котла на правах собственника или по договору с собственником и несет ответственность за его безопасную эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При этом согласно пункту 362 «Руководитель организации - владельца котлов должен обеспечить содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию котлов путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. В этих целях владелец котла обязан: организовать производственный контроль за промышленной безопасностью в котельной в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах».

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 №7, владельцем опасного производственного объекта, потенциально опасного объекта является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию ОПО, ПОО, на котором используется оборудование, работающее под избыточным давлением, которое как собственник или по договору с собственником несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом согласно пункту 231 «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: организовать производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, на которых используется оборудование под давлением в котельной в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах».

Аналогичные нормы содержит пункт 71 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 №6, согласно которым эксплуатация объектов газораспределительной системы и газопотребления промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных организаций должна осуществляться их собственником и (или) уполномоченным им лицом. При этом согласно пункту 358 «При эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления должны выполняться: производственный контроль в области промышленной безопасности».

Согласно статьи 29 Закона РБ О Промышленной Безопасности «субъекты промышленной безопасности без ведомственной подчиненности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, устанавливают требования к осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности путем утверждения соответствующих положений о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности».

На основании изложенного, просим разъяснить:

1.Возможна ли организация производственного контроля на базе предприятия, не являющегося собственником опасного производственного объекта III типа опасности, но осуществляющего эксплуатацию и обслуживание опасного производственного объекта по договору с собственником объекта?

2.При этом необходимо ли организация производственного контроля на предприятии, являющемся собственником опасного производственного объекта III типа опасности, передавшем право эксплуатации по договору со сторонним предприятием (организацией)?

Показать ответ 

В соответствии со статьями 3, 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-3 «О промышленной безопасности» субъект промышленной безопасности должен осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.

В соответствии со статьей 26 Закона субъектами промышленной безопасности являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами (далее – юридические лица), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

Согласно Примерному положению об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденному постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37, производственный контроль – контроль за соблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности внутри субъекта промышленной безопасности.

Таким образом, производственный контроль в области промышленной безопасности внутри субъекта промышленной безопасности осуществляется эксплуатирующей организацией, в том числе не являющейся собственником опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов (по договору между собственником и субъектом промышленной безопасности), путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, а также на предупреждение аварий и инцидентов на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Одновременно информируем, что трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь, за разъяснением требований которого следует обратиться в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В связи с тем, что ООО «МАЗ-Вейчай» является резидентом Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» прошу Вас разъяснить необходимость регистрации паспорта котельной ООО «МАЗ-Вейчай» в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Показать ответ 

Согласно пунктам 335, 336 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °С, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным   ситуациям   Республики   Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 79, до пуска в работу котельные, в которых установлены паровые котлы с давлением пара не более 0,07 МПа, водогрейные котлы с температурой нагрева воды не выше 115 °С суммарной мощностью более 200 кВт и (или) единичной мощностью более 100 кВт, подлежат регистрации в соответствии с подпунктом 20.18.3 пункта 20.18 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее – единый перечень). Регистрация котельных производится после проведения технического освидетельствования и приемки в эксплуатацию котлов.

Регистрация паровых котлов с давлением пара более 0,07 МПа проводится в соответствии с подпунктом 20.18.1 пункта 20.18 единого перечня.

Вместе с тем, согласно «Положению о порядке адаптации, согласования и проведения государственных экспертиз проектной документации, разработанной на объекты Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», а также особенностях приемки в эксплуатацию данных объектов», утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2018 г. № 87 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166», Госпромнадзор не включен в перечень государственных органов (их структурных подразделений) и иных государственных организаций, выдающих заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов Китайско – Белорусского Индустриального Парка «Великий камень» (далее – индустриальный парк) проектной документации, в том числе подтверждающих качество монтажа котлов.

Таким образом, для регистрации, а также внесения изменений в документы, связанные с регистрацией потенциально опасных объектов (котельные мощностью более 200 кВт независимо от мощности установленных в них котлов, использующих газообразное, жидкое и твердое виды топлива, и (или) единичной мощностью 100 кВт и более), расположенных на территории индустриального парка, подтверждение органа технического надзора о качестве монтажа котлов не требуется.

Просим подтвердить необходимость проведения экспертной оценки соответствия проекту и требований технической документации законченных монтажом сосудов, работающих под избыточным давлением по каждому аппарату отдельно, так как, по нашему мнению, данный вид оценки входит в перечень работ при проведении экспертизы соответствия объекта строительства, поднадзорного Госпромнадзору, утвержденной проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности и получения в соответствии с пунктом 3.20 единого перечня административных процедур положительного экспертного заключения Госпромнадзора .

На объекте ОАО «Мозырский НПЗ» «Комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков» смонтировано 547 единиц оборудования, работающего под избыточным давлением и выполнение экспертной оценки по каждому аппарату отдельно, по нашему мнению, приведет к существенному удорожанию строительства.

Показать ответ 

В соответствии с требованиями пункта 213 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, для ввода (допуска) в эксплуатацию оборудования под давлением, кроме прочего, необходимо получение положительного заключения Госпромнадзора о соответствии объекта строительства поднадзорного Госпромнадзору, утвержденной проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности в соответствии с пунктом 3.20 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

В целях равномерного распределения оплаты за проведенные работы, экономии времени на проведение экспертного обследования законченного строительством объекта и своевременности получения заключения о его соответствии проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности, считаем целесообразным проведение обследований сосудов по мере окончания их монтажа и предоставления монтажными организациями исполнительной документации в соответствии с требованиями ТКП 45-3.05-166-2009 (02250) «Технологическое оборудование. Правила монтажа и испытаний».


Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

    Просим дать разъяснения по пункту 419 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов в части обеспечения рабочих профессий, имеющих смежную профессию стропальщик сигнальным жилетом, хорошо видимым в темное время суток, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ внутри цеха?


Показать ответ 

    Анализ травматизма при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных кранов свидетельствует о том, что в ряде случаев машинистом крана выполняются команды не квалифицированного и (или) не имеющего отношения к строповке грузов рабочего. При этом строповка осуществляется с нарушениями схем строповки, схем складирования, использованием не исправных и (или) не соответствующих по своим характеристикам поднимаемому грузу съемных грузозахватных приспособлений, зацепкой груза в местах, не предназначенных для этого и т.п. Сами рабочие не соблюдают требования по нахождению на безопасном расстояния от поднимаемого груза, от стен здания (сооружения) и оборудования, установленного в местах производства работ кранами, от движущихся частей грузоподъемного крана.
   Пунктом 419 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), наряду с другими требованиями установлено, что владелец грузоподъемного крана или производитель работ должны обеспечить стропальщиков сигнальным жилетом, хорошо видимым в темное время суток. Указанное требование продиктовано необходимостью визуально идентифицировать машинистом крана (крановщиком) стропальщика, допущенного в установленном порядке к выполнению работ и непосредственно осуществляющего работы по строповке (зацепке) груза на крюк крана и расстроповке груза в зоне производства работ краном. Требование об обеспечении хорошей видимости сигнального жилета в темное время суток также направлено на достижение указанной цели независимо от степени освещенности места производства работ.
  Учитывая изложенное стропальщик (рабочий, имеющий смежную профессию «Стропальщик») при выполнении работ по указанной профессии должен быть обеспечен сигнальным жилетом в соответствии с требованиями пункта 419 Правил.


  Кто может выполнять работы по замене (демонтажу старых, монтажу новых) рельсов надземного существующего кранового пути мостового крана, управляемого из кабины и каким нормативным документом это определено?

Показать ответ 
 

  Законодательство в области промышленной безопасности не содержит требований в части персонала и его квалификации при выполнении работ по замене рельсов существующего кранового пути мостовых кранов.
    В тоже время, учитывая, что крановый путь мостового крана, в том числе рельсы кранового пути наряду с подкрановыми балками, колоннами, связями, тормозными настилами и др., является частью строительной конструкции здания (сооружения), Госпромнадзор считает, что замена рельсов должна осуществляться работниками, имеющими подготовку по соответствующим строительным профессиям. При этом проектно-сметная документация на замену рельс должна быть разработана с учетом требований проекта на устройство кранового пути (состоящего из отдельного документа или в составе строительного проекта на здание (сооружение)), а выполнение работ должно быть организовано в соответствии с проектом производства работ, предусматривающим приемы и способы безопасного демонтажа (монтажа) рельс. 

  Просим дать разъяснения о действии сертификатов соответствия на лифты и устройства безопасности лифтов, полученные с применением ГОСТ Р 53780, после 15.02.2020г., и допускается ли производство и выпуск в обращение лифтов в соответствии с такими сертификатами.

Показать ответ 

  В соответствии с Перечнем международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»  (ТР ТС 011/2011), утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 мая 2018 г. № 93, стандарт  ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» (далее – ГОСТ Р 53780) применяется в части требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования людей или людей и грузов до 15 февраля 2020 года.

   Согласно пункта 2.13 статьи 6 ТР ТС 011/2011 срок действия сертификатов соответствия на серийно изготавливаемые лифты
и устройства безопасности лифтов (схема подтверждения соответствия лифта, устройства безопасности требованиям ТР ТС 011/2011 – 1с) не должен превышать пяти лет. Для лифтов и устройств безопасности лифтов, выпущенных в обращение изготовителем в течение сроков действия сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию, сертификат соответствия действителен в течение всего срока службы лифта.

 

 Учитывая изложенное Госпромнадзор считает, что применение ГОСТ Р 53780-2010 в части требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования людей или людей и грузов в целях сертификации лифтов после 15 февраля 2020 года не допускается.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики
Необходимо ли участие представителя Госпромнадзора в комиссии по периодической проверки знаний рабочих по вопросам промышленной безопасности на объектах газораспределительной системы и газопотребления.

Показать ответ 

Обязательность участия должностного лица Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) предусмотрена пунктом 17 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением МЧС Республики Беларусь от 06.07.2016 г. № 31 (далее – Инструкция по проверке знаний), исключительно в работе комиссии субъекта промышленной безопасности, имеющего разрешение на право проведения первичной и периодической проверки знаний лиц, которые в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности являются ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов.

Указанное разрешение выдается Госпромнадзором согласно подпункту 20.1.6 пункта 20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

Что понимается под техническими устройствами «изоляционные материалы, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов»? Требуется ли получение разрешения Госпромнадзора на право изготовления изоляционных материалов для применения на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

Технические устройства (изоляционные материалы), эксплуатируемые на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, входят в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614 (пункт 16.9).

В качестве изоляционных материалов, применяемых как средства защиты магистральных трубопроводов от коррозии, следует рассматривать в целом конструкции защитных покрытий трубопроводов при их подземной, подводной (с заглублением в дно) и наземной (в насыпи) прокладки в зависимости от вида материалов и условий нанесения в соответствии с требованиями СТБ ГОСТ Р 51164-2001 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии».

Компоненты (материалы), используемые для производства конструкций защитных покрытий от коррозии магистральных трубопроводов, не подлежат экспертизе промышленной безопасности, получение отдельного разрешения на право их изготовления для применения не требуется.

Таким образом, разрешение требуется только на право изготовления технических устройств (изоляционные материалы как конструкции защитных покрытий магистральных трубопроводов) для эксплуатации (применения) на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности.

Требуется ли разрешение Госпромнадзора на изготовление труб предварительно изолированных стальных диаметром 32-1420 мм с наружным защитным двухслойным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.002-2001 и труб предварительно изолированных стальных диаметром 32-1420 мм с наружным защитным трехслойным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.003-2010 для их применения при строительстве, ремонте и реконструкции нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с типом изоляции весьма усиленной по ГОСТ 9.602?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 20.1.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, заисключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат, требуется разрешение.

В соответствии с Перечнем потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614, технические устройства (трубы предварительно изолированные стальные диаметром 32-1420 мм с наружным двухслойным защитным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.002-2001, трубы предварительно изолированные стальные диаметром 32-1420 мм с наружным трехслойным защитным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.003-2010), эксплуатируемые на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Дополнительно сообщаем, что требования ГОСТ 9.602 «Единая система от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии» не распространяются на объекты магистральных трубопроводов.

Требования к защите от коррозии магистральных трубопроводов, в том числе к типу защитного покрытия, изложены в СТБ ГОСТ Р 51164-2001 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии», ГОСТ 31448-2012 «Трубы стальные с защитными наружными покрытиями для магистральных газонефтепроводов».

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики
   

    В соответствии с пунктом 220 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г.  № 61 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь" погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) должны осуществляться лицами из числа специалистов, прошедших соответствующее обучение (Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51).
    Является ли нарушением, если в организации функции лица ответственного за ПРР с опасными грузами будут возложены на рабочего, прошедшего соответствующее обучение?



Показать ответ 

    В соответствии с пунктом 220 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее – Правила), погрузка, разгрузка и размещение грузов осуществляются под контролем и руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации из числа специалистов, прошедших подготовку в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51.

   Назначение приказом (распоряжением) руководителя организации рабочего ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ будет являться нарушением Правил.

Наша организация осуществляет поставки вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов российского производства на территорию Республики Беларусь. В технических заданиях на закупку вагонов-цистерн мы столкнулись со следующим требованием к поставщикам продукции: «В соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73, производитель должен иметь разрешительные документы Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства». Обоснованно ли данное требование?

Показать ответ 

Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, выдача Госпромнадзором разрешения для применения новых вагонов в Республике Беларусь не предусмотрена.

Вместе с тем сообщаем, что, согласно пп. 410, 459 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012  № 73 (далее — правила), вагоны-цистерны, используемые для перевозки опасных грузов на территориях государств-членов Таможенного союза, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов под избыточным давлением, в соответствии с п. 460 правил, кроме того, должны соответствовать и требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

По результатам совместного совещания представителей Госпромнадзора и РУП «ПО «Белоруснефть» от 08.12.2017 принято решение о допуске водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.

Просим дать разъяснения на предмет правомочности выполнения погрузочно-разгрузочных работ водителями механических средств, осуществляющими перевозку опасных грузов, и необходимого перечня документов для допуска их к данной работе.

Показать ответ 

В соответствии с протоколом совещания с представителями РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» от 08.12.2017 полагаем возможным допускать водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.

Кроме того, согласно пункту 419 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61, работники, непосредственно связанные с перевозкой опасных грузов, выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, должны проходить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, и Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Я индивидуальный предприниматель занимаюсь бурением для физлиц. Есть буровая установка на правах аренды УРБ 2,5. Сам занимаюсь техникой как механик, есть работники: буровой мастер, оператор буровой установки, помощник оператора. Могу ли я получить разрешение на бурение и что для этого необходимо?


Показать ответ 

Согласно Положению о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 05.08.2016 г. № 613, для получения разрешения (свидетельства), внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока его действия органом, выдающим разрешения (свидетельства), проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (далее – оценка). Результатом проведения оценки является положительный либо отрицательный акт.

При проведении оценки органом, выдающим разрешения (свидетельства), устанавливается наличие у субъекта промышленной безопасности:

в штате работников соответствующего профиля для выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) в области промышленной безопасности, для которых работа в данной организации является основным местом работы, а также документов, подтверждающих их квалификацию и проверку знаний;

на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимых для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического оснащения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;

технической (технологической) документации, государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности к выполнению отдельных видов работ (оказанию отдельных видов услуг), которые планирует выполнять (оказывать) субъект промышленной безопасности.

Оценка осуществляется путем изучения документов и материалов с выездом на место нахождения субъекта промышленной безопасности, в том числе его филиалов, в которых планируется выполнение отдельных видов работ (оказание отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.

Исходя из вышеизложенного, у субъекта промышленной безопасности должно быть:

в штате работники соответствующего профиля (буровой мастер, гидрогеолог/геолог, машинисты буровой установки);

на праве собственности или ином законном основании производственная база (помещения, оборудование для выполнения работ по бурению скважин);

техническая (технологическая) документация, государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты, содержащих требования промышленной безопасности к выполнению отдельных видов работ (Правила по обеспечению промышленной безопасности при бурении скважин, утвержденные постановлением МЧС 09.02.2018 г.
№ 30 (далее – Правила) и т.д.).

В соответствии с пунктом 3 Правил субъекты промышленной безопасности, осуществляющие бурение скважин для добычи твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых глубиной более 20 метров, должны получить разрешение Госпромнадзора, предусмотренное подпунктом 20.1.12 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

 

 

Кто имеет право на проведение фейерверков и на основании чего проводятся фейерверки с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности?

Показать ответ 

  В соответствии с подпунктом в) пункта 8 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (далее – ТР ТС 006/2011) к проведению фейерверочных показов или иных зрелищных мероприятий, связанных с использованием пиротехнических изделий технического назначения IV и V классов опасности, допускаются юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на данный вид деятельности в соответствии с требованиями законодательства государства-члена Таможенного союза, на территории которого проводится показ (мероприятие).

 В Республике Беларусь для таких организаций предусмотрено наличие разрешения (свидетельства) на право проведения фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности согласно ТР ТС 006/2011, выдаваемого Госпромнадзором в соответствии с подпунктом 20.1.16 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

  В настоящее время, такие разрешения (свидетельства) имеют 18 организаций, а именно:

1. Государственное пожарное аварийно-спасательное учреждение «Республиканский отряд специального назначения» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

2. ОДО «ТК сервис»

3. ООО «Белый тигр»

4. ООО «Кальвин» Дзержинский район

5. ООО «Линия МАЖИНО»

6. ООО «Огненный феникс»

7. ООО «ПайроГрупп Технолоджи»

8. ООО «ПироМаркет»

9. ООО «ПироШар»

10. ООО «Фаворит Пиро Групп»

11. ООО «Фениксэн»

12. РУПП «Гранит»

13. ЧПУП «Пиро-Форс»

14. ЧТПУП «Салютекс»

15. ЧТУП «БЕЛРУБИН»

16. ЧТУП «Светофор плюс»

17. ЧУП по оказанию услуг «Арт-Салют»

18. ЧУП по оказанию услуг «Империя огня».

   Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 20 главы 4 Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. № 32 (далее – Правила), фейерверки проводятся на основании письменного договора между заказчиком и исполнителем фейерверка, а также уведомления местных исполнительных и распорядительных органов, территориальных органов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Также, в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Правилам организация и проведение фейерверка при проведении массовых мероприятий осуществляются на основании решения руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении массового мероприятия в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

  В случаях, не связанных с массовыми мероприятиями, фейерверк проводится на основании письменного разрешения руководителя организации (объекта), на территории которой проводится фейерверк.

Согласно пункту 360 Правил по обеспечению промышленной безопасности при разработке подземным способом соляных месторождений Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.08.2012 № 45, рудничные канаты должны испытываться в соответствии с инструкцией по их испытанию.

Необходимо ли согласование инструкции по испытанию рудничных канатов с Госпромнадзором?

Показать ответ 

В соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156 «Об утверждении Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 года № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Беларусь» осуществление Госпромнадзором административной процедуры по согласованию инструкции по испытанию рудничных канатов не предусмотрено.

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Показать ответ 

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

Показать ответ 

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам пром. безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам пром. безопасности

| Все вопросы рубрики

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

При прохождении периодической проверки знаний по вопросам промышленной безопасности срок действия удостоверения продлевается на один год либо выдается новое удостоверение?

Можно ли продлевать удостоверения, выданные до вступления в силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» или их необходимо заменить на удостоверения по промышленной безопасности новой формы (удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов)?

Показать ответ 

В соответствии с пунктами 3 и 4 Инструкции о порядке выдачи удостоверений на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о выдаче удостоверений), удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов (далее – удостоверение) выдается рабочим (служащим) по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах (далее – рабочие), после прохождения ими первичной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности (далее – проверка знаний).

Согласно пункту 6 Инструкции о выдаче удостоверений, при прохождении периодической проверки знаний срок действия удостоверений продлевается либо выдается новое удостоверение.

Следовательно, при отсутствии оснований для прохождения рабочими первичной проверки знаний, а также до наступления случая, препятствующего дальнейшему использованию удостоверений (в том числе невозможности внесения сведений и (или) изменений), использование удостоверений, выданных до вступления в силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31», допускается.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
Госпромнадзор в социальных сетях
Госпромнадзор в социальных сетях
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть