На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23.04.2020 г.  №21 утверждены Правила по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов. Форма паспорта технологического трубопровода, приведенная в указанных Правилах, существенно отличается от формы паспорта, приведенной в ранее действовавших Правилах устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.03.2007 г. №20.

В организациях концерна эксплуатируются тысячи технологических трубопроводов, на которых составлены и ведутся паспорта по форме, предусмотренной ранее действовавшим постановлением.

На основании вышеизложенного прошу дать разъяснение, необходима ли переработка всех имеющихся паспортов технологических трубопроводов в связи с изменением формы и содержания паспорта или данная норма действует только на вновь вводимые технологические трубопроводы.

Показать ответ 

Согласно требованиям пункта 272 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 (далее – Правила), на все трубопроводы высокого давления (свыше 10 МПа) и трубопроводы низкого давления (до 10 МПа включительно) категорий I, II, III, а также трубопроводы всех категорий, транспортирующие вещества при скорости коррозии металла трубопровода 0,5 мм/год, составляется паспорт трубопровода по форме согласно приложению 25 Правил. Все вышеперечисленные трубопроводы подлежат регистрации в организации, являющейся владельцем трубопровода.

Допускается возможность применения паспортов трубопроводов, по форме ранее действовавших правил, переработка паспортов трубопроводов не требуется.

На все вновь вводимые в эксплуатацию технологические трубопроводы требуется составление паспортов согласно требованиям действующих Правил.

 

ЗАО «ЭНЕРГОТЕХПРОМ-2» является официальным дилером на территории Республики Беларусь продукции, производимой компанией SPETECH Sp.z.o.o. (Бельско-Бяла, Республика Польша), согласно дилерскому соглашению от 22.03.2021 года.

ЗАО «ЭНЕРГОТЕХПРОМ-2» просит провести оценку возможностей на право применения в Республике Беларусь технических устройств на взрывоопасных химических, нефтехимических нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих объектах, поднадзорных Госпромнадзору, с последующей выдачей разрешения.

Перечень технических устройств, предполагаемых к поставке в Республику Беларусь, с указанием его основных технических параметров (характеристик) приложен.

Вышеуказанные технические устройства планируются использовать на ОАО «Гродно Азот», ОАО «Мозырский НПЗ».

Показать ответ 

Согласно части 2 статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности выдаются Госпромнадзором в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Согласно пункту 20.1.4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Единый перечень административных процедур), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешения (свидетельства) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, за исключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, объектов перевозки опасных грузов, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза  и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат.

Оценка возможности субъекта проfышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, а также порядок выдачи разрешения (свидетельства), продления сроков его действия, внесения в него изменений и (или) дополнений, выдача дубликата разрешения (свидетельства), прекращения действия разрешения (свидетельства), определены Положением о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613 (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения, для получения разрешения (свидетельства), внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока его действия органом, выдающим разрешения (свидетельства), проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (далее - оценка). Результатом проведения оценки является положительный либо отрицательный акт.

Согласно пункту 7 Положения, субъект промышленной безопасности либо его представитель подает в орган, выдающий разрешения (свидетельства), заявление по форме согласно приложению 2 о выдаче разрешения (свидетельства), внесении в него изменений и (или) дополнений, продлении срока его действия, а также документы и (или) сведения, указанные в пункте 20.1 Единого перечня административных процедур.

Согласно части 1 статьи 3 Закона, субъектами промышленной безопасности являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

На основании вышеизложенного считаем, что Ваша организация не является субъектом промышленной безопасности либо его представителем, следовательно, выдача разрешения (свидетельства) не представляется возможным. Для выдачи разрешения (свидетельства) субъекту промышленной безопасности SPETECH Sp.z.o.o. (Республика Польша) необходимо обратиться в адрес Госпромнадзора с заявлением.



Нашему предприятию предлагают выполнить комплекс работ на предприятии ОАО «Нафтан» по:

  • монтажу лотковых кабеленесущих систем

  • прокладке кабелей управления
  • установке шкафов управления

  • подключению кабелей управления к шкафам с одной стороны и приборам( датчикам) с другой стороны

Может ли наше предприятие выполнить данный комплекс работ полностью или частично не имея лицензии в области промышленной безопасности?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 Приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию подлежит деятельность в области промышленной безопасности (проектирование, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт и техническое диагностирование) потенциально опасных объектов, технических устройств.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 «О некоторых вопросах экспертизы промышленной безопасности».

Работы по монтажу кабеленесущих систем и прокладке кабелей управления, установке шкафов управления для обеспечения работы технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, не лицензируются.

Для выполнения работ по подключению кабелей управления к шкафам с одной стороны и приборам (датчикам) с другой стороны, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности в части монтажа технических устройств (системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники), эксплуатируемых на указанных выше объектах.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Какие технические нормативные правовые акты в области промышленной безопасности устанавливают необходимость прохождения проверки знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, объектов газораспределительных систем и газопотребления в комиссии Госпромнадзора МЧС в качестве руководителя (специалиста), осуществляющего руководство работами по ремонту без применения сварки оборудования, работающего под избыточным давлением (паровые, водогрейные котлы, сосуды, работающие под избыточным давлением, трубопроводы пара и горячей воды), объектов газораспределительных систем и газопотребления?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Инструкции № 31 проверке знаний по вопросам промышленной безопасности подлежат лица, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности.

Учитывая, что в обязанности лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, среди прочих, входят контроль и порядок выполнения ремонта потенциально опасных объектов и технических устройств газораспределительной системы и газопотребления, оборудования, работающего под избыточным давлением, прохождение дополнительной проверки знаний в качестве руководителя (специалиста), осуществляющего руководство работами по ремонту данного оборудования, указанным лицам не требуется.



Какие технические нормативные правовые акты в области промышленной безопасности устанавливают необходимость начальникам смен цехов ТЭЦ и котельных проходить первичную, периодическую (через каждые пять лет) подготовку в государственных учреждениях образования, проходить периодическую (через каждые три года) проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора?

Показать ответ 

Случаи, порядок подготовки по вопросам промышленной безопасности и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний установлены Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31  «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» (далее – Инструкция № 31).

Согласно пунктам 3, 4 Инструкции № 31 подготовке и проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта (далее – объект), являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов.

В соответствии с требованиями Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила № 6) и Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7 (Правила № 7), лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов, являются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию объектов газораспределительной системы и газопотребления и лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением (далее – лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

В случае если начальники смен цехов ТЭЦ и котельных не являются лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию, прохождение ими проверки знаний в области промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора не требуется.

Согласно пункту 15 Правил № 6, подготовка путем освоения содержания образовательной программы повышения квалификации руководителей и специалистов субъектов промышленной безопасности, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах и потенциально опасных объектах газораспределительной системы  и газопотребления, проводится не реже 1 раза в 5 лет. Правилами № 7 прохождение подготовки руководителями и специалистами субъектов промышленной безопасности не установлено.

В соответствии с Перечнем областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности к Положению о порядке аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 614 от 05 августа 2016 г., проведение технического освидетельствования сосудов, включая баллоны емкостью более 100 литров, работающие под давлением пара (газа), осуществляется аттестованными экспертами области 6ТО.

В связи со вступившими в силу изменениями пункта 4 «Оборудование, работающее под избыточным давлением» приложения 2 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-3 «О промышленной безопасности», к потенциально опасным объектам относятся стационарно установленные баллоны емкостью более 100 литров, работающие под давлением пара (газа) более 0,07 МПа.

Таким образом, газовые автомобильные баллоны не являются потенциально опасными объектами и согласно пункту 4 ((Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных Постановлением от 28 января 2016 г. № 7 Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, требования Данных правил не распространяются на оборудование под давлением, установленное на автомобилях и других средствах передвижения.

На основании изложенного, просим разъяснить необходимость аттестации экспертов в области промышленной безопасности (6ТО) при проведении технического освидетельствования баллонов автомобильных газовых для компримированного природного газа (метан) объемом более 100 литров.

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 4 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» автомобильные баллоны, в том числе емкостью более 100 литров, не относятся к потенциально опасным объектам, работающим под избыточным давлением.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что вышеуказанные автомобильные баллоны не входят в сферу действия Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», аттестация экспертов в области промышленной безопасности для их технического освидетельствования не требуется.

 

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

В соответствии с ч.4 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З (ред. От 28.05.2021) (далее – Закон) лицо, выполняющее обязанности по обеспечению промышленной безопасности, должно иметь высшее техническое образование и соответствующую подготовку, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных статьёй 30 Закона.

На основании изложенного, прошу Вас дать пояснения по следующим вопросам:

1) вправе ли председатель правления товарищества собственников, не имеющий высшее техническое образование, пройти обучение и обеспечивать самостоятельно в своём товариществе собственников производственный контроль в области промышленной безопасности?

2) может ли товарищество собственников заключить договор с юридическим лицом (а не физическим лицом !!!) на оказание услуг по обеспечению производственного контроля?

3) необходимо ли для оказания услуг по осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности получать такому юридическому лицу лицензию?

Показать ответ 

Статьей 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) определена обязанность субъекта промышленной безопасности осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности потенциально опасных объектах (лифтах). Возложение руководителем субъекта промышленной безопасности обязанностей по обеспечению промышленной безопасности (осуществлению производственного контроля) осуществляется путем издания локального правового акта, который закрепляет за конкретным работником этого субъекта, имеющим высшее техническое образование и необходимую подготовку, соответствующий круг обязанностей.

Принимая во внимание, что председатель товарищества собственников является работником владельца лифта, а основные организационные (контролирующие) функции по подержанию сохранности общего имущества, соблюдению технических норм и требований по содержанию и эксплуатации объектов недвижимого имущества, возложены на орган управления товарищества, Госпромнадзор считает допустимым возложить обязанности по осуществлению производственного контроля на председателя правления при условии наличия у указанного лица высшего технического образования и подготовки, необходимой для осуществления полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона.

Таким образом, возложение данных обязанностей на председателя товарищества собственников, не имеющего высшего технического образования, не допускается.

Возложение субъектом промышленной безопасности обязанностей по обеспечению промышленной безопасности (осуществлению производственного контроля) на третьих лиц (юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей), в том числе специализированную организацию, осуществляющую техническое обслуживание и ремонт лифтов, Законом и Правилами по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждёнными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56, не предусмотрено.

 

Правильно ли Заявитель понимает, что функции организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности при эксплуатации потенциально опасного объекта можно возложить на одно лицо?

Показать ответ 

Согласно абзаца восемь статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности»(далее – Закон) производственный контроль в области промышленной безопасности это комплекс организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектом промышленной безопасности, направленный на обеспечение безопасной эксплуатации опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, а также на предупреждение аварий и (или) инцидентов на этих объектах.

В соответствии с частью шестой статьи 26 Закона служба промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены обязанности по обеспечению промышленной безопасности) подчиняется непосредственно руководителю субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения либо его заместителю, ответственному за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности или его обособленном подразделении. Следовательно, лицо, на которое возложены обязанности по обеспечению промышленной безопасности, непосредственно осуществляет производственный контроль в субъекте промышленной безопасности.

Общество просит Вас разъяснить, необходимы ли разрешительные документы Госпромнадзора для производства и применения площадок выносных металлических.

Площадки выносные металлические предназначены для приёма на этажи строящихся и реконструируемых зданий различных строительных материалов, а также для производства строительно-монтажных работ.

Показать ответ 

Площадки выносные металлические, предназначенные для приёма на этажи строящихся и реконструируемых зданий строительных материалов, не включены в Перечень потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности, определённый приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», и, соответственно, не являются объектами отношений в области промышленной безопасности.

Получение разрешительных документов в Госпромнадзоре для их производства и применения не требуется.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Необходимо ли наличие разрешения (свидетельства) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь технических устройств (изолирующие фланцевые соединения и вставки), эксплуатируемых на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

Технические устройства (изолирующие фланцевые соединения и вставки), эксплуатируемые на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления (средства защиты подземных стальных газопроводов и резервуаров от электрохимической коррозии), магистральных трубопроводов (средств защиты трубопроводов, резервуаров и сооружений от коррозии) включены в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В соответствии с подпунктом 20.1.4. пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, Госпромнадзор выдает разрешение (свидетельство) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, за исключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза (далее – разрешение).

Действие технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза на указанные технические устройства (изолирующие фланцевые соединения и вставки), применяемые на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов, не распространяется.

Таким образом, для применения технических устройств (изолирующие фланцевые соединения и вставки), на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов, изготовителю необходимо получить разрешение.

 

Применяется ли требования пункта 328 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения к приборам учёта газа, установленным на объектах газопотребления?
Показать ответ 

Согласно Правилам по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила), объект газопотребления – производственная и технологическая система, включающая в себя сеть внутренних газопроводов, газовое оборудование (в том числе приборы учёта газа) и газоиспользующие установки, систему автоматики безопасности, блокировки, сигнализации, регулирования и управления процессом сгорания газа, здания и сооружения, размещённые на одной производственной территории (площадке).

В соответствии с пунктом 328 Правил по достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) эксплуатации или количества циклов нагружения, указанных в эксплуатационной документации, но не более 20 лет, газовое оборудование (технические устройства) подлежит замене или техническому диагностированию с целью определения остаточного ресурса с разработкой мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию его на весь срок продления жизненного цикла. Дальнейшая эксплуатация технических устройств без проведения работ по продлению назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации не допускается.

На основании пункта 136 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение), и пункта 6 приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности, среди прочих, подлежат работы и (или) услуги по техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств.

В соответствии с пунктом 137 Положения в лицензии указываются конкретные виды работ и (или) услуг, в том числе потенциально опасные объекты, технические устройства, в отношении которых эти работы и (или) услуги выполняются (оказываются), которые имеет право осуществлять лицензиат.

Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утверждён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В указанный перечень счётчики газа как технические устройства, применяемые на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, не включены, следовательно, лицензированию в области промышленной безопасности работы и (или) услуги по техническому диагностированию счётчиков газа не подлежат.

Таким образом, пункт 328 Правил распространяется на счётчики газа, эксплуатируемые на объектах газопотребления, но не устанавливает требований к их техническому диагностированию с целью определения остаточного ресурса и продления срока жизненного цикла (срока службы).

В соответствии со статьёй 9 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» Госстандарт осуществляет официальное толкование утверждённых им технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов. Разъяснение требований ТКП 8.003-2011 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ» в части подтверждения пригодности средств измерений к применению или признания средства измерений непригодным к применению по результатам поверки осуществляет Госстандарт (220053, г. Минск, Старовиленский тракт, 93).

При необходимости единовременной замены большого количества приборов учёта газа с истекшим сроком службы, их замена возможна в рамках Планов мероприятий по замене оборудования, отработавшего нормативный срок службы, утверждённых вышестоящей организацией, с определением комплекса мер по обеспечению безаварийной эксплуатации газового оборудования, конкретных сроков выполнения работ и ответственных должностных лиц.

Необходимо ли наличие аккредитованной лаборатории при осуществлении контроля сплошности изоляционного покрытия магистральных нефтепроводов с помощью искрового дефектоскопа при реализации объекта «Строительство магистрального нефтепровода «Гомель-Горки»?

Показать ответ 

Изоляционные материалы, применяемые на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, в том числе конструкции защитных покрытий, применяемые при реализации объекта «Строительство магистрального нефтепровода «Гомель-Горки» и подлежащие контролю электроискровым методом в соответствии с проектом, должны соответствовать требованиям СТБ ГОСТ Р 51164-2001 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии» (далее – СТБ ГОСТ Р 51164).

СТБ ГОСТ Р 51164 не установлены требования к проведению проверки качества изоляционных покрытий только силами аккредитованных лабораторий.

Таким образом, выполнение работ по контролю качества сплошности изоляционного покрытия магистрального нефтепровода с помощью искрового дефектоскопа на соответствие требованиям СТБ ГОСТ Р 51164 по проектной документации возможно без обязательного привлечения аккредитованных лабораторий.

 

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики

Разъясните порядок регистрации автомобильных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов

Показать ответ 

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор), в установленном порядке осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.

В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее - государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее - регистрирующие подразделения), в соответствии с положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2014 № 117.

Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктом 20.18.4 пункта 20.18 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 02 2012 № 156, следующие документы:

  • заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, https://gospromnadzor.mchs.gov.by/formy-dokumentov/);

  • копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления владельца потенциально опасного объекта (за исключением регистрации (внесения изменений в документы, связанные с регистрацией) механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов);

  • сведения о регистрации транспортного средства в Государственной автомобильной инспекции МВД или регистрационных подразделениях государственных органов (указываются в заявлении);

  • сведения о прохождении государственного технического осмотра (указываются в заявлении);

  • эксплуатационные документы (паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты) - для стационарно установленных цистерн, клетей;

  • сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие специализированного транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Владелец специализированного транспортного средства, отработавшего расчётный (нормативный) срок службы, не прошедшего техническое диагностирование или не допущенного к дальнейшей эксплуатации по результатам технического диагностирования, в установленном порядке обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.

Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре не допускается.

Когда нужен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов?

Показать ответ 

Пунктом 413 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 и главой 21 Указа Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности»
от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Указ № 530) предусмотрено заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

Классы опасных грузов, в отношении которых заключается договор обязательного страхования, определены согласно приложению 2 к Указу № 530.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов НЕ распространяется на:

  • международные перевозки опасных грузов за пределами Республики Беларусь;

  • перевозки опасных грузов, осуществляемые в ходе проведения проверок боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей Вооружённых Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы Республики Беларусь, иных войск, государственных воинских формирований и военизированных организаций, а также в ходе проведения разведывательно-поисковых (поисковых) действий, специальных (режимных) мероприятий органами пограничной службы Республики Беларусь;

  • перевозки опасных грузов, осуществляемые в ходе выполнения задач по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся боеприпасов, проведения работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожения.

ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» занимается реализацией нефтепродуктов и газа на территории Республики Беларусь, для доставки на АЗС опасных грузов своего транспорта у нас нет, в связи с чем, заключаются тендерные договоры на определенный срок с Белорусскими транспортными компаниями имеющими разрешительные документами и способными своевременно доставлять необходимый груз.

К нам обратилась транспортная компания из Российской Федерации о возможности перевозки ими нефтепродуктов с наших НГК и Нефтебаз на наши АЗС на всей территории Республики Беларусь.

Большая просьба, дать информацию о возможности работать Российской транспортной компании своим транспортом на территории Республики Беларусь.

Какие разрешительные документы им необходимо иметь?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 3 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61, международные перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь осуществляются с соблюдением требований, установленных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Возможность каботажных автомобильных перевозок опасных грузов на территории государств-членов Евразийского экономического союза предусмотрена Решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 13 «О программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы».

Каботажные автомобильные перевозки грузов по территории государства-члена допускаются перевозчиками, зарегистрированными в других государствах-членах, только после завершения международной перевозки грузов автомобильным транспортом на территории этого государства-члена.

Осуществление каботажной автомобильной перевозки грузов транспортным средством перевозчика, зарегистрированного на территории одного государства-члена, прибывшим на территорию другого государства-члена порожним, не допускается.

Каботажные автомобильные перевозки опасных грузов на территории государств-членов запрещены.

Таким образом, перевозка опасных грузов, осуществляемая в интересах ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» автомобилями транспортной компании Российской Федерации, возможна только при международных перевозках: страна грузоотправитель – Российская Федерация, грузополучатель – Республика Беларусь.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Имеет право индивидуальный предприниматель получить разрешение на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV-V класса опасности?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом в) пункта 8 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 № 770, к проведению фейерверочных показов или иных зрелищных мероприятий, связанных с использованием пиротехнических изделий технического назначения IV и V классов опасности, допускаются юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на данный вид деятельности в соответствии с требованиями законодательства государства-члена Таможенного союза, на территории которого проводится показ (мероприятие).

На основании изложенного следует, что индивидуальный предприниматель не может получить вышеуказанное разрешение.

 

Какая деятельность рудника будет считаться эксплуатацией, требующей получения лицензии на деятельность в области промышленной безопасности?
Показать ответ 

В соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области промышленной безопасности эксплуатация опасных производственных объектов I типа опасности (далее - ОПО), в том числе рудников, может осуществляться только после проведения идентификации ОПО с последующей их регистрацией в перечне ОПО, разработкой в отношении ОПО декларации промышленной безопасности и получением специального разрешения (лицензии) на право эксплуатации ОПО.

Обращаем внимание, что согласно пункту 6 Положения о порядке проведения идентификации ОПО, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613, идентификация ОПО проводится на основании анализа документов, подтверждающих право собственности субъекта промышленной безопасности на ОПО. Следовательно, субъект промышленной безопасности не может осуществить идентификацию и последующие указанные выше процедуры в отношении ОПО, на которые он не располагает правом собственности.

Учитывая специфику организации производства по строительству и вводу в эксплуатацию объектов разработки соляных месторождений подземным способом, за эксплуатацию рудника принимается деятельность недропользователя по добыче полезного ископаемого (ведение очистных работ), осуществляемая им после приемки рудника в эксплуатацию.

На основании изложенного следует, что специальное разрешение (лицензия) на право эксплуатации рудника должно быть получено субъектом промышленной безопасности в период времени между подписанием акта о приемке рудника в эксплуатацию и началом осуществления работ по добыче полезного ископаемого.

 

Требуется ли лицензия на деятельность в области промышленной безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию промышленного электронного оборудования (частотные преобразователи, панели управления, контроллеры, блоки питания, инверторы, блоки управления, промышленные компьютеры и т.д.), входящего в качестве узлов и блоков в состав технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах:

1. Объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки;

2. Подъемные сооружения;

3. Горные выработки диаметром от 1200 мм и более, на которых ведутся подземные горные работы;

4. Объекты, на которых осуществляется бурение скважин, предназначенных для использования геотермальных ресурсов недр.

Показать ответ 

Виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), составляющие их работы и (или) услуги, а также порядок получения лицензий определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с Положением в число работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, включены работы (услуги) по наладке, обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств, перечни которых определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – постановление № 614).

Ряд разделов перечня, утвержденного постановлением № 614, содержит потенциально опасные объекты и (или) эксплуатируемые на них технические устройства, относящиеся к промышленному электронному оборудованию: системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники; приборы контроля и регулирования технологических процессов, газоанализаторы, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9; приборы и устройства безопасности грузоподъемных кранов; оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов, эскалаторов, конвейеров пассажирских; системы автоматики безопасности и регулирования котлов и их горелок и пр.

С учетом изложенного, для выполнения работ по техническому диагностированию, ремонту, наладке и обслуживанию промышленного электронного оборудования (частотные преобразователи, панели управления, контроллеры, блоки питания, инверторы, блоки управления, промышленные компьютеры и т.д.), входящего в качестве узлов и блоков в состав технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, наличие соответствующего специального разрешения (лицензии) обязательно.

 

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Показать ответ 

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

Показать ответ 

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности

| Все вопросы рубрики

Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

В частности, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» имеет специальное разрешение (лицензию) №33133/2457-1 от 09.04.2014 на право обслуживания котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, и газопотребляющего оборудования.

Согласно п. 231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением: «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: назначить приказом по организации из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требований настоящих Правил, лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;».

Лица, назначенные приказом прошли проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме ТНПА и ЛНПА и допущены в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов, сосудов в 2018 году (протоколы проверки знаний в настоящее время являются действующими). Изменений в ТНПА, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, не вносилось.

В то же время, в конце 2018 года изменилось название программ проверки знаний «Бондаренко»: «Правила промышленной безопасности сосудов под давлением (отв. за ИС и БЭ, обслуживание), «Правила безопасности котлов (отв. за ИС и БЭ, обслуживание)».

Требуется ли назначенным специалистам до истечения срока действующих протоколов пройти проверку знаний по новой программе в обязательной порядке. Также просим дать пояснение по специалистам, назначенным в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения, в связи с такими же изменениями в программе проверки знаний «Бондаренко».



Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

Проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения (далее – ответственных лиц) проводится в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции в следующих случаях:

  • при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, - не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности;

  • по требованию органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, управления деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде - в сроки, установленные этими органами;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года - не позднее месяца со дня окончания такого перерыва.

Исходя из вышеизложенного, прохождение проверки знаний ответственных лиц до истечения срока действующих протоколов проверки знаний по причине применения в этот период других (новых) программ для проверки знаний этих лиц не требуется.

Предприятие не имеет сосудов и оборудования под давлением подлежащих регистрации в Промнадзоре. Лицо ответственное прошел обучение в учебном центре “РИВШ” по программе “Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением." Прошел проверку знаний в учебном центре “РИВШ” без участия в комиссии представителя Промнадзора.

Прошу разъяснить вопрос : необходима ли в подобной ситуации проверка знаний лица ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением в комиссии с участием представителя Промнадзора или проверка знаний в Промнадзоре.

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее − лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

Согласно пункту 16 Инструкции первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходят лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.

Участие представителя Госпромнадзора в проверке знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию, проводимой в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, не требуется.

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть