На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

Совместное общество с ограниченной ответственностью «ЛЛК-НАФТАН» (СООО «ЛЛК-НАФТАН») просит Госпромнадзор согласовать отступление от требований п.204 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов (утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54) в части применения на взрывоопасном объекте СООО «ЛЛК-НАФТАН», расположенном по адресу 211440, г.Новополоцк-1, Витебская область, Республика Беларусь технических устройств производства Westfalia Separator Group GmbH, использующих в конструкции ременную передачу:

  • центрифуга первой ступени разделения D-4 (клиноременная передача с антистатическими ремнями antistatic ISD 1813);

  • сепараторы второй и третьей ступени разделения S-7, S-8, 8-9 (плоскоременная передача газонаполненного исполнения с инертизацией азотом).

Предоставляемый производителем сертификат соответствия оборудования требованиям ТР ТС 012/2011 выступает гарантом того, что данное оборудование, может быть допущено к применению на взрывоопасных объектах единой таможенной территории Таможенного союза без ограничений.

Показать ответ 

Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», Правила по обеспечению промышленной безопасности являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности, и разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и норм.

Согласно требованиям пункта 6 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 54 (далее – Правила), отступления от требований Правил согласовываются с Госпромнадзором в соответствии с подпунктом 20.24.2 пункта 20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Документом, подтверждающим возможность и обоснованность отступлений от требований Правил, является обоснование безопасности, подготовленное на основе анализа опасностей технологического процесса и с использованием методов анализа риска согласно приложению 1 Правил.

На сегодняшний день в Госпромнадзор не поступило требуемое обоснование безопасности возможности применения на опасном производственном объекте технических устройств производства GEA Westfalia Separator Group GmbH, использующих в конструкции ременную передачу, следовательно, Госпромнадзор не может согласовать отступления от требований пункта 204 Правил.

Дополнительно сообщаем, требования о запрете применения на взрывоопасных объектах ременных передач до вступления в силу Правил, регламентировались Правилами устройства и эксплуатации средств защиты от статического электричества, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 июня 2007 г. № 50 (отменены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 52). До вступления в силу названных Правил, действовали Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденные Министерством химической промышленности СССР от 31 января 1972 г. и Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР от 31 января 1972 г., в пункте II-10-2 которых рекомендовалось во взрывоопасных цехах соединять электродвигатель с исполнительным механизмом, либо применять редукторы и другие типы передач, изготовляемые из металла и обеспечивающие электрический контакт оси двигателя и исполнительного механизма.

 

Прошу разъяснить требования Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 в части объема контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода.    

Показать ответ 

Согласно требованиям пункта 164 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 (далее – Правила), сварные швы после сварки и термообработки (если требуется) подвергают контролю. Методы и объем контроля установлены согласно приложению 16. Неразрушающему контролю подвергают наихудшие по результатам внешнего осмотра сварные швы по всему периметру трубы. Число контролируемых сварных швов определяется технической документацией на объект, но во всех случаях должно быть не ниже установленной согласно приложению 17.

Объем контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля в % от общего числа сваренных каждым сварщиком при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода, входящего в перечень трубопроводов, обозначенный в пункте 1 Правил, следует принимать, как и при ремонте.  

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2020г. № 595 с января 2021 года будут внесены изменения в «Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности», утвержденных постановлением Совета Министров от 05 августа 2016 г. № 614 (далее Перечень).

1.Графа «Технологические устройства, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах» п.1 – дополнится таким технологическим устройством как технологические трубопроводы;

2.В графе «Потенциально опасные объекты» в п.3 после слов «самовозгораться» добавится слово «возгораться».

Вопрос:

При наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части п.1 и п.3 Перечня:

1.Необходимо ли будет вносить изменения в специальное разрешение (лицензию) в части, касающейся добавления слова «возгораться»

2.В связи с включением в Перечень технического устройства под названием «технологические трубопроводы», возникнет ли необходимость проводить новую идентификацию ОПО и (или) ПОО, его перерегистрацию, а также вносить изменения в специальное разрешение (лицензию).

 

Показать ответ 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2020 года № 595 (изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614 «О некоторых вопросах экспертизы промышленной безопасности») вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. Начало действия документа – 22 января 2021 года.

Изменения, внесенные в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный вышеуказанным постановлением, не влекут за собой необходимость проведения новой идентификации и перерегистрации опасных производственных и потенциально опасных объектов.

Необходимость внесения изменений и/или дополнений в ранее выданные лицензии на деятельность в области промышленной безопасности в части касающейся определяется следующим образом:

  • в случае, если изменение наименования составляющих работ и услуг лицензируемой деятельности не приводит к изменению предмета такой деятельности, внесение изменений не является обязательным. При намерении лицензиата привести ранее полученную лицензию в соответствие с законодательством он вправе обратиться в лицензирующий орган за соответствующими изменениями одновременно с внесением любых иных изменений и/или дополнений в лицензию. При этом, в соответствии с пунктами 5 и 66 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 (далее – Положение), если лицензиат в течение месяца с момента вступления в силу нормативно-правового акта обращается только за внесением изменений, связанных с изменением законодательства, государственная пошлина не взымается;

  • поскольку, согласно Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 23 апреля 2020 года № 21, арматура является неотъемлемой частью стального технологического трубопровода, то в случае, если ранее полученная лицензия уже содержит работы (услуги) в отношении технического устройства «промышленная трубопроводная арматура», изменения в части добавления в лицензию технического устройства «технологические трубопроводы» вносятся без проведения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям. В противном случае, при намерении осуществлять работы (услуг) в отношении технологических трубопроводов, в лицензию необходимо внести соответствующие дополнения.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Со стороны ЧУП «Интергазсервис», на основании разрешения (лицензии) Госпромнадзора МЧС РБ М33133/394-1 от 25.02.2005г. в 2013 году был выполнен строительный проект и осуществлено строительство газовой котельной с двумя водогрейными и одним паровым промышленным котлами.

После завершения пусконаладочных работ и режимно-наладочных испытаний, вышеуказанный потенциально опасный объект был введен в эксплуатацию с регистрацией в органе Госпромнадзора водогрейных и парового котлов.

В связи с изменением технологии производства, в настоящее время требуется демонтировать паровую часть (составляющую) эксплуатируемой котельной с сохранением существующих водогрейных котлов, обеспечивающих подачу тепла на нужды отопления в отопительный период.

В качестве автора проекта, на основании технических условий владельца газораспределительных сетей и систем газопотребления, в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017г. К7 «О развитии предпринимательства», нами планируется разработка проектной документации на техническую модернизацию существующей котельной в части демонтажа парового оборудования и материалов.

Составом проектных работ по нижеприведенным разделам проекта 1 предусматриваются следующие проектные решения:

 1. По разделу «ТМ» (тепломеханика) - демонтаж парового котла; экономайзера; деаэратора; двух питательных насосов; системы безопасности парового котла; четырех с охладителей проб пара; компрессора; осушителя воздуха; фильтра сжатого воздуха; паровой гребенки; газоходов парового котла; дымовой трубы парового котла, расположенной внутри котельного зала; арматуры и трубопроводов обвязки парового к утла и деаэратора; конденсатопроводов и паропроводов паровой гребенки; водопровода к паровому котлу; станции дозирования.

2. По разделу «ГСВ» (внутреннее газоснабжение) - демонтаж газовой горелки парового котла; отдельного технического узла учета газа, установленного на паровом кс тле, при условии сохранения в ГРУ котельной технического учета газа на водогрейные котлы с допустимой погрешностью, поскольку основной коммерческий учет газа установлен в отдельно расположенном здании ГРП; внутренних газопроводов с запорно-регулирующей арматурой.

3. По разделам «АТМ» и «ЭМ» (автоматизация тепломеханики и внутреннее электроснабжение) - демонтаж измерительных приборов парового котла в составе: шкаф измерительный, блок питания, преобразователь измерительный, расходомер вихревой, преобразователь абсолютного давления, термопреобразователь сопротивления, а также демонтаж тягонапоромера и нескольких автоматических выключателей, питающих щит парового котла и деаэратора.

Проектные работы будут выполняться без привлечения бюджетных средств и без вмешательства в несущую способность строительных конструкций.

После разработки проекта технической модернизации, силами ЧУП «Интергазсервис», на основании вышеуказанной лицензии и аттестатов соответствия МАиС РБ, планируется без привлечения бюджетных средств, выполнение демонтажных работ по вышеприведенным разделам. Следует принять к сведению, что демонтаж технических устройств по разделу «ГСВ» будет осуществляться по разработанному проекту без применения сварочных и огневых работ с удалением (демонтажем) подводящего газопровода к паровому котлу при помощи инвентарной заглушки, устанавливаемой во фланцевом соединении.

В соответствии с пунктом 7 приложения № 4 Положения «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет», в рамках последнего изменения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2020г. №726, государственная экспертиза проектной документации на техническую модернизацию по объектам строительства, финансируемым без привлечения бюджетных средств, не является обязательной.

На основании вышеуказанного порядка действий, прошу предоставить письменное разъяснение о том, будет ли требоваться территориальным органом Госпромнадзора МЧС РБ:

1. До начала проведения демонтажных работ наличие положительного заключения Госстройэкспертизы по разработанному проекту технической модернизации котельной?

2. При снятии с регистрации потенциально опасного объекта эксплуатации, которым является паровой котел, наличие положительного заключения Госстройэкспертизы по разработанному проекту технической модернизации котельной?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с его функционированием, устройству перегородок, а также отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.

Согласно письму Министерства архитектуры и строительства от 24.12.2019 №02-3-05/17228 проведение государственных экспертиз проектной документации на техническую модернизацию на опасных производственных объектах и потенциально опасных объектах, указанных в приложениях 1 и 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», обязательно независимо от источника финансирования.

Вместе с тем, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» снос – освобождение строительной площадки от находящихся на ней объектов недвижимого имущества, а также не законсервированных не завершенных строительством объектов, осуществляемое путем демонтажа конструкций в целях их дальнейшего использования и (или) с применением разрушающих технологий при нецелесообразности или невозможности их дальнейшего использования.

По нашему мнению, исходя из представленной информации, планируемые работы относятся к демонтажу (сносу) оборудования с ликвидацией потенциально опасных объектов.

В свою очередь, руководствуясь пунктом 6 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила), пунктом 7 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2020 г. № 7, и подпунктом 20.24.2 пункта 20.24 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее – единый перечень), считаем возможным реализацию проекта, включающего в себя ликвидацию газопроводов и газового оборудования демонтируемого парового котла, в том числе демонтаж потенциально опасного объекта − оборудования, работающего под избыточным давлением и технических устройств, эксплуатируемых на оборудовании, работающем под избыточным давлением (перечисленных в разделах проекта «ТМ», «АТМ» и «ЭМ»), в существующей газовой котельной в связи с отсутствием необходимости дальнейшей эксплуатации, без заключения государственной экспертизы строительного проекта.

Обращаем внимание, что согласно пункту 642 Правил, отключаемые при сносе зданий, демонтаже газового оборудования участки газопроводов должны обрезаться, освобождаться от газа и завариваться наглухо в местах, не влияющих на производство последующих строительных работ, с указанием размеров оставшегося отвода в эксплуатационной документации и маршрутной карте.

Одновременно информируем, что работы по установке и снятию заглушек, отсоединению от газопроводов агрегатов, оборудования и отдельных узлов согласно подпункту 594.4 пункта 594 Правил относятся к газоопасным и проводятся по наряду-допуску на газоопасные работы. Газоопасные работы, связанные с отключением и последующим включением подачи газа на объект, проводятся по специальному плану, разработанному газоснабжающей организацией и утвержденному ее техническим руководителем, в соответствии с пунктами 602 – 605 Правил.

После демонтажа владелец потенциально опасного объекта (далее – ПОО) обязан в месячный срок обратиться в Госпромнадзор для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией ПОО, в порядке, предусмотренном Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613, пунктом 20.18 единого перечня. При этом заключение государственной экспертизы строительного проекта не входит в перечень документов, предъявляемых в Госпромнадзор для осуществления указанной административной процедуры.

Компания «Инструмент-Ресурс» является официальным дилером производителя компрессорного оборудования Airpol Sp. z o.o. на территории Республики Беларусь.

Под торговой маркой Airpol выпускаются винтовые воздушные компрессоры, составным элементом которых является ресивер сжатого воздуха. На компрессоры имеется декларация о соответствии требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 020/2011.

Встроенные в компрессор ресиверы соответствуют требованиям ТР ТС 032/2013 и поставляются с паспортом изготовителя. В сертификате указаны документы, представленные заявителем в качестве доказательства соответствия требованиям ТР ТС 032/2013, в т.ч. паспорт на ресивер.

Просили бы разъяснить с необходимыми ссылками на НПА и ТНПА, достаточно ли указанных выше документов для эксплуатации компрессоров на территории Республики Беларусь.

Показать ответ 

В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности», Госпромнадзор не осуществляет государственный надзор за воздушными компрессорами.

Вместе с тем, на сосуды, работающие под избыточным давлением (ресиверы воздушные встроенные в компрессор) распространяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее − ТР ТС 032/2013).

Документация, прилагаемая к вышеуказанному оборудованию, работающему под избыточным давлением, должна соответствовать пунктам 16-18, 21 ТР ТС 032/2013.

 

ООО «Инженерная Диагностика» (аттестат соответствия № 0000193-ОБ) выполняет работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.

Просим предоставить информацию о необходимости наличия специального разрешения (лицензии) МЧС на техническое обследование строительных конструкций (фундамент, ствол, оттяжки, гарнитура и т.д.) дымовых труб котельных. Работы по обследованию выполняются согласно ТКП 45-1.04-305-2016, ТКП 45-1.04-37-2008.

Также просим разъяснить, какие виды работ входят в состав «Технического диагностирования» объектов согласно выдаваемым лицензиям на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

Показать ответ 

Виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), составляющие их работы и (или) услуги определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с Положением лицензированию в области промышленной безопасности, среди прочих, подлежат работы и/или услуги по техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Строительные конструкции (фундамент, ствол, оттяжки, гарнитура и т.д.) дымовых труб котельных в перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств не входят. Получение специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности для проведения работ и/или услуг, связанных с указанными строительными конструкциями, не требуется.

По вопросам технического обследования строительных конструкций дымовых труб котельных предлагаем Вам обратиться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь по адресу: ул. Мясникова, 39, 220048, г. Минск.

 


Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

Установщик емкостей ТН1 выполнен на базе автомобильного шасси TATRA T158-8P5R44, предназначен для перемещения порожних бункеров для проппанта и емкостей для жидкости, в пределах локации, и установки их в вертикальное/горизонтальное положение при проведении гидроразрыв нефтяных и газовых пластов в составе комплекса оборудования для ГРП.

В конструкции установщика емкостей ТН1 используется крано-манипуляторная установка, с грузовым моментом не более 15 тонно-метров, предназначенная для работы с навесным оборудованием из состава комплекса оборудования для ГРП при проведении гидроразрыв нефтяных и газовых пластов.

Прошу подтвердить, что установщик емкостей ТН1, выполненный на базе автомобильного шасси TATRA T158-8P5R44, с крано-манипуляторной установкой, грузовым моментом не более 15 тонно-метров действие Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённые постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2021 № 66, не распространяются.

Показать ответ 

Установщик емкостей ТН1, выполненный на базе автомобильного шасси TATRA T158-8P5R44, с крано-манипуляторной установкой, предназначенный для перемещения порожних бункеров и емкостей для жидкости, а также установки их в вертикальное/горизонтальное положение при проведении гидроразрыва нефтяных и газовых пластов, согласно содержащейся в Вашем обращении информации, относится к грузоподъемным машинам специального назначения. В соответствии с пунктом 4 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), на грузоподъемные машины специального назначения требования Правил не распространяются.

 

Требуется ли в обязательном порядке проходить периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора по программам ППОПБ грузоподъемных кранов (ремонт), ППОПБ грузоподъемных кранов (изготовление грузозахватных приспособлений и тары), ППОПБ грузоподъемных кранов (ремонт грузозахватных приспособлений и тары) специалисту, ответственному за разработку технологии сварки при ремонте грузоподъемных кранов, изготовлении и ремонте съемных грузозахватных приспособлений и тары, при наличии технологических инструкций по сварке (WPS), согласованных в установленном порядке и действующего аттестационного удостоверения этого же специалиста сварочного производства III уровня компетенции (сектор – металлоконструкции грузоподъемных кранов).

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 16 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), руководитель субъекта промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности по ремонту грузоподъемных кранов и технических устройств назначает локальным правовым актом лиц, ответственных за ведение указанных работ.

Согласно пункту 14 Правил проверка знаний в области промышленной безопасности работников субъектов промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о проверке знаний). Подпункт 4.1 пункта 4 Инструкции о проверке знаний определяет, что проверке знаний в области промышленной безопасности подлежат руководители и специалисты, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности.

Учитывая изложенное, при назначении указанного в обращении специалиста сварочного производства в качестве лица, ответственного за выполнение ремонта грузоподъемных кранов, изготовление и ремонт грузозахватных приспособлений и тары, он (лицо ответственное) должен проходить проверку знаний в области промышленной безопасности в качестве:

  • лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузоподъемных кранов;

  • лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по изготовлению грузозахватных приспособлений грузоподъемных кранов;

  • лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузозахватных приспособлений грузоподъемных кранов;

  • лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по изготовлению тары, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов;

  • лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту тары, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов.

Предприятие располагает технической базой и персоналом для выпуска грузовых электромагнитов, востребованных на предприятиях Республики Беларусь. Просим разъяснить, какие требования необходимо выполнять для организации выпуска данной продукции.

Показать ответ 

Виды работ и услуг в области промышленной безопасности, для осуществления которых необходимо наличие специальных разрешений (лицензий) Госпромнадзора, определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение). В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 Приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы (услуги) по проектированию грузоподъемных кранов или технических устройств (грузозахватных органов).

В соответствии с требованиями пункта 120 Правил по обеспечению промышленной безопасности, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2021 г. № 66, к грузозахватным органам грузоподъемных кранов относятся устройства для подвешивания, захватывания или подхватывания груза (крюк, электромагнит, грейферы (в случае применения), вилы и др.).

Для выполнения субъектом хозяйствования на территории Республики Беларусь работ по проектированию (разработке комплекта конструкторской документации, в том числе чертежей, паспортов)) указанных в обращении грузоподъемных магнитов необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования грузоподъемных кранов или грузозахватных органов.

При проектировании грузозахватных органов необходимо учитывать требования безопасности для грузоподъемных кранов, указанные в приложении 2 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) (далее – ТР ТС 010/2011).

Вместе с тем в перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), отсутствуют стандарты, непосредственно устанавливающие требования к грузовым электромагнитам.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2015 г. № 529, уполномоченным (компетентным) органом Республики Беларусь, ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 010/2011, определен Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

В целях уточнения вопроса о распространении действия ТР ТС 010/2011 на электромагниты грузовые, необходимо обратиться в Государственный комитет по стандартизации (Старовиленский тракт, 93, 220053, Минск, е-mail: belst@gosstandart.gov.by).

При не распространении действия ТР ТС 010/2011 на электромагниты грузовые для их изготовлении на территории Республики Беларусь необходимо получить разрешение Госпромнадзора в соответствии с подпунктом 20.1.1. единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

В мини-котельной предприятия запланирована замена котлов «Альфа-Калор» 50ЗП мощностью 50 кВт каждый на котлы BOSCH Cordens GC 9000-50 единичной мощностью 50 кВт без применения сварочных работ. Требуется ли в данном случае разработка проекта и заключение государственной экспертизы проектной документации.

Показать ответ 

Замена газоиспользующего оборудования (газовых котлов единичной мощностью 50 кВт), эксплуатируемого на потенциально опасных объектах газопотребления, на аналогичное оборудование (однотипной конструкции) без внесения изменений в конструкцию объекта, схему трубопроводов, систему автоматики безопасности, сигнализации, регулирования, дымоудаления, контрольно-измерительные приборы, в том числе без применения сварочных работ возможна без разработки проектной документации.

При этом работы по установке и снятию заглушек, отсоединению от газопроводов агрегатов, оборудования и отдельных узлов согласно подпункту 594.4 пункта 594 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее - Правила), относятся к газоопасным и проводятся по наряду-допуску на газоопасные работы.

Газоопасные работы, связанные с отключением и последующим включением подачи газа на объект, проводятся по специальному плану, разработанному газоснабжающей организацией и утвержденному ее техническим руководителем, в соответствии с пунктами 602 – 605 Правил. Согласно пункту 65 Правил сведения о ремонтах, замене оборудования, техническом перевооружении внутренних газопроводов объектов газопотребления должны заноситься в ремонтные журналы с указанием даты проведения, характера работ и результатов произведенных работ согласно графикам, утвержденным техническим руководителем эксплуатирующей организации.


Необходимо ли наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности для выполнения работ (оказания услуг) по монтажу, наладке средств и систем автоматизации, телемеханики и связи на объектах магистральных трубопроводов.

Показать ответ 

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности, среди прочих, подлежат работы и/или услуги по монтажу, наладке потенциально опасных объектов, технических устройств. Осуществление данных работ и/или услуг без специального разрешения (лицензии) является незаконным и запрещается.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств (далее – Перечни) определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В указанные Перечни включены такие потенциально опасные объекты магистральных трубопроводов, как средства и системы автоматизации, телемеханики и связи.

Таким образом, для выполнения (оказания) работ (услуг) по монтажу, наладке средств и систем автоматизации, телемеханики и связи на объектах магистральных трубопроводов, необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части монтажа, наладки потенциально опасных объектов магистральных трубопроводов (средства и системы автоматизации, телемеханики и связи).

 

Необходимо ли наличие разрешения (свидетельства) Госпромнадзора для применения в Республике Беларусь газораспределительных станций (ГРС) при наличии декларация соответствии ГРС требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в качестве разрешительного документа.

Показать ответ 

В соответствии с приложение 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» газораспределительные станции (далее – ГРС) относятся к потенциально опасным объектам магистральных трубопроводов.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее – Перечень), Госпромнадзор выдает разрешения (свидетельства) на право изготовления для эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, за исключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза (далее – разрешение).

В соответствии с приложением 3 к Техническому регламенту Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (далее – ТР ТС 010/2011), ГРС не включены в Перечни объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 в форме сертификации или декларирования соответствия. По назначению и области применения ГРС не относятся к оборудованию химическому, нефтегазоперерабатывающему.

Таким образом, декларация соответствии ГРС требованиям ТР ТС 010/2011 не может быть рассмотрена в качестве разрешительного документа для применения в Республике Беларусь.

Для эксплуатации (применения) в Республике Беларусь ГРС в соответствии с подпунктом 20.1.4 Перечня изготовителю ГРС необходимо получить разрешение.

 

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики

Когда нужен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов?

Показать ответ 

Пунктом 413 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 и главой 21 Указа Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности»
от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Указ № 530) предусмотрено заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

Классы опасных грузов, в отношении которых заключается договор обязательного страхования, определены согласно приложению 2 к Указу № 530.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов НЕ распространяется на:

  • международные перевозки опасных грузов за пределами Республики Беларусь;

  • перевозки опасных грузов, осуществляемые в ходе проведения проверок боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей Вооружённых Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы Республики Беларусь, иных войск, государственных воинских формирований и военизированных организаций, а также в ходе проведения разведывательно-поисковых (поисковых) действий, специальных (режимных) мероприятий органами пограничной службы Республики Беларусь;

  • перевозки опасных грузов, осуществляемые в ходе выполнения задач по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся боеприпасов, проведения работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожения.

ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» занимается реализацией нефтепродуктов и газа на территории Республики Беларусь, для доставки на АЗС опасных грузов своего транспорта у нас нет, в связи с чем, заключаются тендерные договоры на определенный срок с Белорусскими транспортными компаниями имеющими разрешительные документами и способными своевременно доставлять необходимый груз.

К нам обратилась транспортная компания из Российской Федерации о возможности перевозки ими нефтепродуктов с наших НГК и Нефтебаз на наши АЗС на всей территории Республики Беларусь.

Большая просьба, дать информацию о возможности работать Российской транспортной компании своим транспортом на территории Республики Беларусь.

Какие разрешительные документы им необходимо иметь?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 3 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61, международные перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь осуществляются с соблюдением требований, установленных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Возможность каботажных автомобильных перевозок опасных грузов на территории государств-членов Евразийского экономического союза предусмотрена Решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 13 «О программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы».

Каботажные автомобильные перевозки грузов по территории государства-члена допускаются перевозчиками, зарегистрированными в других государствах-членах, только после завершения международной перевозки грузов автомобильным транспортом на территории этого государства-члена.

Осуществление каботажной автомобильной перевозки грузов транспортным средством перевозчика, зарегистрированного на территории одного государства-члена, прибывшим на территорию другого государства-члена порожним, не допускается.

Каботажные автомобильные перевозки опасных грузов на территории государств-членов запрещены.

Таким образом, перевозка опасных грузов, осуществляемая в интересах ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» автомобилями транспортной компании Российской Федерации, возможна только при международных перевозках: страна грузоотправитель – Российская Федерация, грузополучатель – Республика Беларусь.

 

   

    В соответствии с пунктом 220 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г.  № 61 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь" погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) должны осуществляться лицами из числа специалистов, прошедших соответствующее обучение (Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51).
    Является ли нарушением, если в организации функции лица ответственного за ПРР с опасными грузами будут возложены на рабочего, прошедшего соответствующее обучение?



Показать ответ 

    В соответствии с пунктом 220 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее – Правила), погрузка, разгрузка и размещение грузов осуществляются под контролем и руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации из числа специалистов, прошедших подготовку в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51.

   Назначение приказом (распоряжением) руководителя организации рабочего ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ будет являться нарушением Правил.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

В связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2020 № 595 просим дать разъяснения по следующим вопросам.

Согласно новой редакции подпункта 12.3 пункта 12 Перечня потенциально опасных объектов литейного производства исключен такой критерий потенциально опасных объектов литейного производства как максимальный объем расплава 0,5 тонн и более. Следует ли из этого необходимость в обязательном порядке внести дополнение в лицензию при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения проектирования, монтажа, ремонта, наладки, обслуживания объектов литейного производства с применением оборудования, рассчитанного на максимальный объем расплава менее 0,5 тонн, в частности: плавильно-раздаточная печь сопротивления на 200 кг, индукционная плавильная печь емкостью тигля менее 0,5 тонн.

Необходимо ли в обязательном порядке внести изменения в лицензию по включению в разделы ремонт, проектирование, монтаж, наладка, обслуживание потенциально опасных объектов литейного производства перечня технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, являющихся составными частями потенциально опасных объектов (например, установки для наклона печей, аккумуляторные станции, гидравлические станции, вентиляционные установки, вентиляционные панели, камеры прессования пресс-форм, манипуляторы для заливки металла, удаления отливок, смазки пресс-форм, изложницы), если в настоящее время в лицензии указаны только потенциально опасные объекты и не указаны перечни технических устройств.

Необходимо ли в обязательном порядке внести (в соответствии с пунктами 5 и 66 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности) с момента вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2020 года № 595 изменения в лицензию по исключению из разделов ремонт, проектирование, монтаж, наладка, обслуживание потенциально опасных объектов литейного производства формулировки «с применением оборудования, рассчитанного на максимальный объем расплава 0,5 тонны и более».

Показать ответ 

Наименования потенциально опасных объектов, указанных в ранее выданных лицензиях не могут быть изменены на основании постановления № 595, поскольку они определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З
«О промышленной безопасности».

С учетом изложенного:

в настоящее время нет оснований для обязательного внесения дополнений и/или изменений в лицензии в связи со снятием ограничений по максимальному объему расплава, на который рассчитано оборудование объектов литейного производства;

если в лицензии указаны потенциально опасные объекты литейного производства без перечисления относящихся к ним технических устройств, лицензиат вправе выполнять работы (оказывать услуги) по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту данных потенциально опасных объектов, включая все эксплуатируемые на них технические устройства;

 В дополнение сообщаем, что разъяснения по порядку действий субъектов промышленной безопасности после вступления в силу постановления № 595 размещены в открытом доступе на Интернет-ресурсе Госпромнадзора https://gospromnadzor.mchs.gov.by/ под заголовками «Вниманию организаций, имеющих разрешение (свидетельство)! Изменен перечень технических устройств!», «Вниманию лицензиатов! Изменен перечень технических устройств!».

Что необходимо для получения удостоверения пиротехника и с какого возраста его можно получить?
Показать ответ 

В соответствии с требованиями пункта 102 Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. № 32 (далее – Правила), к работе с пиротехническими изделиями допускаются лица мужского пола не моложе 20 лет и имеющие единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника и прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке.

В соответствии с требованиями пункта 103 Правил квалификация «взрывник» или «пиротехник» может присваиваться лицам, прошедшим обучение по соответствующей программе, сдавшим квалификационные экзамены и получившим единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника.

Одновременно информируем, что с 1 марта 2021 г. вступает в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 ноября 2020 № 102 «Об изменении постановления Министерства труда Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. № 71», согласно которому Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих дополняется специальностью «пиротехник фейерверочных показов», в котором будут указаны предъявляемые квалификационные требования.

Кто имеет право на проведение фейерверков и на основании чего проводятся фейерверки с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом в) пункта 8 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (далее – ТР ТС 006/2011) к проведению фейерверочных показов или иных зрелищных мероприятий, связанных с использованием пиротехнических изделий технического назначения IV и V классов опасности, допускаются юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на данный вид деятельности в соответствии с требованиями законодательства государства-члена Таможенного союза, на территории которого проводится показ (мероприятие).

В Республике Беларусь для таких организаций предусмотрено наличие разрешения (свидетельства) на право проведения фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности согласно ТР ТС 006/2011, выдаваемого Госпромнадзором в соответствии с подпунктом 20.1.16 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

В настоящее время, такие разрешения (свидетельства) имеют 18 организаций, а именно:

  • Государственное пожарное аварийно-спасательное учреждение «Республиканский отряд специального назначения» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

  • ОДО «ТК сервис»

  • ООО «Белый тигр»

  • ООО «Кальвин» Дзержинский район

  • ООО «Линия МАЖИНО»

  • ООО «Огненный феникс»

  • ООО «ПайроГрупп Технолоджи»

  • ООО «ПироМаркет»

  • ООО «ПироШар»

  • ООО «Фаворит Пиро Групп»

  • ООО «Фениксэн»

  • РУПП «Гранит»

  • ЧПУП «Пиро-Форс»

  • ЧТПУП «Салютекс»

  • ЧТУП «БЕЛРУБИН»

  • ЧТУП «Светофор плюс»

  • ЧУП по оказанию услуг «Арт-Салют»

  • ЧУП по оказанию услуг «Империя огня».

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 20 главы 4 Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. № 32 (далее – Правила), фейерверки проводятся на основании письменного договора между заказчиком и исполнителем фейерверка, а также уведомления местных исполнительных и распорядительных органов, территориальных органов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Также, в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Правилам организация и проведение фейерверка при проведении массовых мероприятий осуществляются на основании решения руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении массового мероприятия в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

В случаях, не связанных с массовыми мероприятиями, фейерверк проводится на основании письменного разрешения руководителя организации (объекта), на территории которой проводится фейерверк.

 

 

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Показать ответ 

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

Показать ответ 

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности

| Все вопросы рубрики

Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

В частности, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» имеет специальное разрешение (лицензию) №33133/2457-1 от 09.04.2014 на право обслуживания котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, и газопотребляющего оборудования.

Согласно п. 231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением: «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: назначить приказом по организации из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требований настоящих Правил, лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;».

Лица, назначенные приказом прошли проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме ТНПА и ЛНПА и допущены в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов, сосудов в 2018 году (протоколы проверки знаний в настоящее время являются действующими). Изменений в ТНПА, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, не вносилось.

В то же время, в конце 2018 года изменилось название программ проверки знаний «Бондаренко»: «Правила промышленной безопасности сосудов под давлением (отв. за ИС и БЭ, обслуживание), «Правила безопасности котлов (отв. за ИС и БЭ, обслуживание)».

Требуется ли назначенным специалистам до истечения срока действующих протоколов пройти проверку знаний по новой программе в обязательной порядке. Также просим дать пояснение по специалистам, назначенным в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения, в связи с такими же изменениями в программе проверки знаний «Бондаренко».



Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

Проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения (далее – ответственных лиц) проводится в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции в следующих случаях:

  • при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, - не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности;

  • по требованию органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, управления деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде - в сроки, установленные этими органами;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года - не позднее месяца со дня окончания такого перерыва.

Исходя из вышеизложенного, прохождение проверки знаний ответственных лиц до истечения срока действующих протоколов проверки знаний по причине применения в этот период других (новых) программ для проверки знаний этих лиц не требуется.

Предприятие не имеет сосудов и оборудования под давлением подлежащих регистрации в Промнадзоре. Лицо ответственное прошел обучение в учебном центре “РИВШ” по программе “Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением." Прошел проверку знаний в учебном центре “РИВШ” без участия в комиссии представителя Промнадзора.

Прошу разъяснить вопрос : необходима ли в подобной ситуации проверка знаний лица ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением в комиссии с участием представителя Промнадзора или проверка знаний в Промнадзоре.

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее − лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

Согласно пункту 16 Инструкции первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходят лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.

Участие представителя Госпромнадзора в проверке знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию, проводимой в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, не требуется.

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть