На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

ООО «Борисовспецпроект» является генпроектировщиком по разработке проектной документации на цех для приготовления комбикормов, производительностью до 100 т/сутки.

На момент начала производства проектных работ заказчиком было приобретено технологическое оборудование без взрывозащищённого исполнения двигателей. В соответствии с ПУЭ в помещении определена взрывоопасная зона класса B-IIа (всё помещение).

С учётом вышеизложенного просим пояснить:

1. Допускается ли проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию, используя закупленное оборудование без взрывозащиты, но имеющее соответствующую защиту оболочки от проникновения пыли (IP54) в соответствии с пунктом 7.3.63 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание».

2. Допускается ли при проектировании и строительстве вновь возводимых объектов, где в помещении определена взрывоопасная зона класса B-IIа, применять оборудование общего назначения (без взрывозащиты), но имеющее соответствующую защиту от проникновения пыли оболочку (IP54).

Дополнительно просим дать пояснения с соответствующими ссылками на пункты ТНПА об использовании оборудования во взрывозащищенном исполнении и указать влияющие критерии (категория помещения, производительность оборудования, зоны взрывоопасных сред и др.), указать при каких условиях применяется оборудование по ТР ТС 012/2011, и при каких-электрооборудование общего назначения (без взрывозащиты).


 

Показать ответ 

В соответствии с требованиями с п. 7.3.38 Правил устройства электроустановок (шестое издание) (далее - ПУЭ) классификация взрывооопасных зон, в соответствии с которой производится выбор электрооборудования, определяется проектной организацией (технологами совместно с электриками проектной и (или) эксплуатирующей организации).

В соответствии с требованиями с п. 7.3.63 ПУЭ в зонах классов В-II и В-IIа рекомендуется применение электрооборудования, предназначенного для взрывоопасных зон со смесями горючих пылей или волокон с воздухом. Применение электрооборудования в зонах классов В-II и В-IIа без средств взрывозащиты допускается только в случае отсутствия такого оборудования и соблюдении определенного перечня требований и условий по температуре поверхности электрооборудования и номинальной нагрузке.

В настоящее время в Республике Беларусь представлена достаточная линейка электрооборудования, предназначенного для работы во взрывоопасных средах и при проектировании объектов, имеющих в своем составе зоны классов В-II и В-IIа (зоны классов 20, 21, 22 согласно ТР ТС 012/2011) необходимо применять электрооборудование предназначенное для работы в данных средах.

Оборудование для работы во взрывоопасных средах должно соответствовать требованиям, необходимым для безопасного функционирования (эксплуатации) в отношении риска взрыва и иметь маркировку взрывозащиты (специальный знак взрывобезопасности и идентификационные условные обозначения показателей, определяющих взрывобезопасность оборудования и Ех-компонентов).

Решением комиссии Таможенного союза утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (далее - перечень ГОСТ).

Для определения взрывоопасных зон, выбора электрооборудования необходимо применять ГОСТы, включенные в указанный перечень ГОСТ:

ГОСТ Р 51330.0-99 (МЭК 60079-0-98) «Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-0-2007 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 0. Общие требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-1-1-99 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 1. Технические требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-1-2-99 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 2. Выбор, установка и эксплуатация».

В соответствии с требованиями статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года № 354-З «О промышленной безопасности» Правила по обеспечению промышленной безопасности являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе при проектировании и эксплуатации.

Решения, принятые проектной организацией должны соответствовать требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями п. 416 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. № 35 конструкция, вид исполнения, степень защиты оболочкой, способ установки, класс изоляции применяемых машин, аппаратов и приборов (ручных и переносных), кабелей, проводов, осветительных технических устройств (установок) и прочих элементов электроустановок, в том числе электротехнических устройств кранов, талей, лифтов и других электрических грузоподъемных механизмов, находящихся во взрывоопасных зонах, должны соответствовать номинальному напряжению сети, классу взрывоопасных зон, группе и температурному классу взрывоопасной среды, характеристикам окружающей среды, а также техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

На основании изложенного при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с взрывоопасными зонами применять оборудование общего назначения (без маркировки взрывозащиты) не допускается.

Пункт 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, гласит: «Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя, но не должна превышать 0,003 МПа». Данное требование распространяется на все типы электролизеров?

Показать ответ 

Требование пункта 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, в части ограничения величины максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера (не должна превышать 0,003 МПа) относится к электролизерам щелочного типа.

Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизеров других типов (мембранного, диафрагменного и др.) должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя и руководству по эксплуатации (технологическому регламенту).

Наша организация эксплуатирует производственную площадку аммиачной холодильной установки, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты, работающие под давлением более 1,0 МПа. Для содержания в исправном состоянии и безопасной эксплуатации аммиачной холодильной установки приказом назначен ответственный специалист аммиачной холодильной установки, в его отсутствие обязанности исполняет главный механик. Работы, проводимые согласно лицензии, по обслуживанию (без права оказания услуг) и ремонту (без права оказания услуг, без применения сварки) проводит ответственный специалист аммиачной холодильной установки с машинистами.

Необходимо ли, согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, дополнительно вводить лицо для проведения работ в соответствии с имеющейся лицензией?

Показать ответ 

Согласно пункту 9 Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 № 46 (далее — правила), руководитель субъекта промышленной безопасности приказом назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, технических устройств АХУ, трубопроводов и трубопроводной арматуры АХУ (далее — ответственный специалист АХУ). На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного специалиста АХУ выполнение его обязанностей должно быть заранее возложено приказом (распоряжением) по организации на специалиста, замещающего его по должности, прошедшего в установленном порядке подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 10 правил не допускается одновременное назначение одного и того же лица ответственным специалистом АХУ и ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, а также ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Таким образом, в случае возложения обязанностей по руководству работами (назначения ответственным за ведение работ), составляющими подлежащую лицензированию деятельность в области промышленной безопасности — обслуживание и ремонт потенциально опасных объектов и технических устройств АХУ, на ответственного специалиста АХУ, а в случае его отсутствия на специалиста, исполняющего обязанности ответственного АХУ, прошедшего в установленном порядке подготовку и соответствующую проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, субъекту промышленной безопасности дополнительную штатную единицу вводить не требуется.

При этом такой специалист не должен являться ни ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, ни ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Просим разъяснить требования нормативно-технической документации по сертификации и декларированию оборудования ввозимого и устанавливаемого к применению в Республике Беларусь. В частности, в отношении экономайзеров для паровых и водогрейных котлов.

Требования ТР ТС 032 распространяются на сосуды (герметически закрытые емкости) и трубопроводы под давлением, а также запорно-регулирующую арматуру и котлы. Экономайзеры являются оборудованием, представляющим из себя газо-водяные теплообменники, и в прямом определении не подпадают под требования ни одного раздела вышеупомянутого ТР ТС.

При этом экономайзеры подпадают под требования «Правила по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» в редакции 2016 г. (далее «Правила»), Однако, согласно п.4 данного документа действие настоящих правил не распространяется на «сосуды, состоящие из труб с внутренним диаметром не более 150мм без коллекторов, а также с коллекторами, выполненными из труб с внутренним диаметром не более 150мм».

Исходя из вышеизложенного просим подтвердить правильно ли мы понимаем, что экономайзеры, поставляемые отдельно от котлов и имеющие обвязку с возможностью отключения по воде, состоящие из трубопроводов менее 150мм, не подпадают под действия Правил и ТР ТС и не подлежат Сертификации и (или) Декларированию. Так же, просим подтвердить, правильно ли мы понимаем, что экономайзеры с диаметрами труб и (или) коллекторов более 150 мм не подпадают под требования ТР ТС, но попадают под действия Правил, и требуется получение разрешения Госпромнадзора.

Показать ответ 

Согласно приложению 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности» от 5 января 2016 г. № 354-3 экономайзеры с температурой воды выше 115 ˚С являются потенциально опасными объектами в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 3 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Правила) от 28 января 2016 г. № 7, требования настоящих Правил распространяются на экономайзеры.

Пунктами 20.1.1, 20.1.4 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. установлены процедуры выдачи разрешений на право изготовления потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору (надзору) в области промышленной безопасности.

По вопросу распространения требований технических регламентов Таможенного союза (далее – ТР ТС) на экономайзеры информируем, что в соответствии с письмом Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.12.2013 № 02-12/1594, решение о применении ТР ТС принимает заявитель (изготовитель, импортер продукции), исходя из общих установленных ТР ТС требований, а также на основании технической документации, по которой изготавливается, импортируется и (или) эксплуатируется продукция.

В случае если квалификации специалистов заявителя (изготовителя, импортера продукции) недостаточно для принятия решения о распространении либо нераспространении ТР ТС, а также выбора форм подтверждения соответствия продукции их требованиям, то указанные работы в установленном порядке должны проводить аккредитованные органы по сертификации (далее – органы по сертификации), включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Госпромнадзор не является аккредитованным органом по сертификации.


Для разработки генподрядной организацией ООО «Рациональный проект» проектной документации по объекту «Реконструкция производственного здания отделения приготовления шлама с глиноболтушкой, расположенного по адресу: Минская обл., Любанский р-н, Юшковичский с/с, 2/5, 1600 м юго-восточнее д. Смольгово, под цех по производству антикоррозионных материалов по полному циклу» (далее - объект), а так же для подготовки отчета по пожарной опасности технологического процесса, который разрабатывает Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, просим разъяснить требования п.425, гл.34, раздел VII "Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" в части устройства котельной с размещением технологических термомасляных котлов, встраиваемых в производственные здания.

Так как в ранее изданных "Правилах устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов", утвержденных постановлением №60 от 15.11.2012г. п.613, гл.83 допускалось размещение котлов с ВОТ во встраиваемых в производственные здания котельных при условии, что котлы входят в состав технологических линий и работают в автоматическом режиме без постоянного обслуживающего персонала.

Данное разъяснение необходимо для подготовки дальнейшего запроса об отступлении от норм и возможной установки технологического термомасляного котла во встроенном помещении технологической котельной с организацией ряда наиболее оптимальных компенсационных мер, которые будут обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.

Описание проектных решений:

Реконструкция объекта предусматривает размещение новой технологической линии по производству антикоррозионных материалов (алкидной смолы) в существующем недействующем производственном здании.

Изготовление алкидной смолы является высокотемпературным процессом, поэтому емкость для конденсации смолы оснащена рубашкой для обогрева высокотемпературным органическим теплоносителем типа Термолан М. Требуемая температура теплоносителя 300° C. Для подогрева теплоносителя предусматривается установка высокотемпературного термомасляного котла мощностью около 1МВт, топливо - природный газ (расход 114 м3/час). Весь технологический процесс полностью автоматизирован и не требует постоянного присутствия персонала, происходит в режиме 24 часа в сутки, 8000 часов в год.

Предполагаемое устройство встроенного помещения котельной:

Устройство встраиваемого помещения котельной в производственное здание будет иметь категорию Б, предназначается исключительно для технологических нужд, будет являться неотъемлемой частью техпроцесса, будет отделена от смежных помещений цеха и склада (с категорией В1) противопожарной стеной (H=4 м или выше) и перекрытием первого типа. Высота основного помещения цеха - 15 м. Наружная стена котельной - ЛСК (с требуемой площадью по расчету).

Показать ответ 

В соответствии с требованиями пункта 425 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7 (далее – Правила) термомасляные котлы должны устанавливаться в отдельно стоящих котельных. В отдельных случаях, обоснованных технологической необходимостью, по решению проектной организации допускается размещение термомасляных котлов в пристраиваемых котельных к производственным зданиям. Пристроенные котельные должны отделяться от основного здания в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями ТНПА.

Отступление от требований пункта 425 Правил осуществляется в соответствии с требованиями пункта 20.24.2 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 на основании перечня документов и сведений, установленных административной процедурой.

Просим Вас предоставить информацию в части устанавливаемых на территории Республики Беларусь требований для организации работ (услуг) по заправке сосудов, работающих под давлением (баллонов) противопожарными веществами (составами), в том числе: 

• попадает ли данный вид деятельности (заправка сосудов работающих под давлением (баллонов) противопожарными веществами (составами) под лицензируемый вид деятельности; 

• квалификационные требования к организации, выполняющей (оказывающей) указанные работы (услуги); 

• перечень необходимой разрешительной документации и порядок ее получении; 

Объем, л: 25, 40, 60, 80,100. Материал - сталь. Рабочее давление - 63 бара (6,3 МПа), пробное давление - 94,5 бара (9,45 МПа). Диаметр 325 мм.

Объем, л: 140,180. Материал - сталь. Рабочее давление - 63 бара (6,3 МПа), пробное давление - 94,5 бара (9,45 МПа). Диаметр 426 мм.

Показать ответ 

Виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), составляющие их работы и (или) услуги, порядок получения специальных разрешений (лицензий), а также лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам, определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

Специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности требуется на проектирование, монтаж, наладку, обслуживание, техническое диагностирование, ремонт потенциально опасных объектов, технических устройств.

В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности» потенциально опасными объектами являются сосуды, работающие под давлением воды с температурой выше 115 градусов Цельсия, другой жидкости с температурой, превышающей температуру ее кипения при давлении 0,07 мегапаскаля, сосуды, включая баллоны емкостью более 100 литров, работающие под давлением пара (газа) более 0,07 МПа.

Исходя из вышеизложенного, баллоны более 100 литров, указанные в Вашем обращении, являются потенциально опасными объектами. На деятельность в области промышленной безопасности по обслуживанию указанных баллонов требуется специальное разрешение (лицензия).

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам в области промышленной безопасности установлены пунктами 138 и 139 Положения.

Квалификационные требования к персоналу, выполняющему обслуживание оборудования под давлением, установлены пунктами 232, 233 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7.

В соответствии с пунктом 141 Положения до принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в лицензию дополнений Госпромнадзор назначает экспертизу соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Информация о порядке получения (внесения изменений и/или дополнений) лицензии на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности (формы заявлений, перечни документов, реквизиты документа об уплате государственной пошлины и пр.) размещена на сайте Госпромнадзора: http://gospromnadzor.mchs.gov.by во вкладке «направления деятельности – лицензирование».

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

С целью приведения эксплуатации тупиковых упоров крановых путей к требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Возможно ли составить паспорта на тупиковые упоры кранового пути самостоятельно при отсутствии у организации специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования грузоподъёмных кранов.

2. Какие требования можно и нужно предъявить к подрядной организации, привлекаемой на договорной основе для обследования и разработки паспортов на тупиковые упоры кранового пути с точки зрения выполнения законодательства в области промышленной безопасности. 

Показать ответ 

В соответствии с требованиями пункта 39 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), паспорт на тупиковые упоры разрабатывается их изготовителем или владельцем грузоподъемного крана. Для выполнения указанных работ (услуг) наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования грузоподъемных кранов не требуется.

Правила не содержат требований к организациям, проводящим обследование тупиковых упоров грузоподъемных кранов, форме и содержанию оформляемых при этом документов.

Вместе с тем, Госпромнадзор считает, что в случае, когда восстановить паспорта на тупиковые упоры силами их изготовителя не представляется возможным, для определения крановых нагрузок, воздействующих на тупиковые упоры, их технического состояния и возможности установки (выбраковки) должны привлекаться организации, имеющие кадровые и материально-технические возможности для выполнения проверочных расчетов прочности конструктивных и присоединительных элементов тупиковых упоров, натурных обследований, включающих неразрушающий контроль и др.

При проведении обследований и паспортизации тупиковых упоров полагаем целесообразным использовать рекомендации по проектированию, изготовлению и эксплуатации тупиковых упоров РД 50:48:0075-02-05 Научно-производственного центра «Путь К», г. Москва.

Просим ответить, являются ли легитимными протоколы комиссии субъекта промышленной безопасности по проверке знаний рабочего персонала иных организаций, обращающихся в адрес субъекта промышленной безопасности с просьбой провести периодическую или внеочередную проверку знаний в области промышленной безопасности, а также провести обучение с последующей первичной проверкой знаний в области промышленной безопасности.

Показать ответ 

В комиссии субъекта промышленной безопасности возможно проведение периодической или внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности рабочих иных организаций, осуществляющих профиль деятельности, аналогичный профилю деятельности субъекта промышленной безопасности в случаях отсутствия возможности создания в таких организациях комиссии в соответствии с требованиями Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31.

Согласно пункту 21 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция), протоколы проведения периодической или внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в данном случае будут легитимными.

Согласно пункту 7 Инструкции первичная проверка знаний рабочих проводится перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе на конкретном объекте субъекта промышленной безопасности и при переводе на работу к другому субъекту промышленной безопасности - перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе.

При этом, в соответствии с требованиями пункта 21 Инструкции первичная проверка знаний по вопросам промышленной безопасности у рабочих при отсутствии у субъекта промышленной безопасности соответствующей комиссии должна проводиться только в учреждении образования.

Справочно:

В соответствии с подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение образования - юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.

 

Нужно ли специалистам организации, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, прошедшим повышение квалификации и периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора, дополнительно проходить проверку знаний Правил в части обслуживания и ремонта грузоподъёмных кранов?

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, согласно которому первичную и периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора проходят, среди прочих, как руководители и специалисты, осуществляющие руководство работами, так и лица, ответственные за безопасную эксплуатацию.

Пунктом 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, установлено, что:

  • для обеспечения безопасности работ при обслуживании и ремонте грузоподъемного крана и соблюдения требований проекта производства работ, руководства (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя руководитель специализированной организации назначает локальным правовым актом ответственных за ведение работ, под руководством которых проводится обслуживание и ремонт грузоподъемного крана;

  • при проведении владельцем работ по обслуживанию, ремонту грузоподъемных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

В случае с владельцем дополнительное назначение ответственных за ведение работ по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов не требуется.

Таким образом, требования, предъявляемые к субъектам промышленной безопасности, выполняющим работы по обслуживанию и ремонту собственных грузоподъемных кранов и оказывающим такие услуги сторонним организациям, отличаются.

С учетом изложенного, если организация не претендует на оказание услуг по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов сторонним организациям, ей необходимо в установленном порядке внести соответствующие изменения в специальное разрешение (лицензию). В этом случае работы по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом, без прохождения проверки знаний в части обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов.

В случае сохранения специального разрешения (лицензии) в неизменном виде (без внесения в неё соответствующих изменений), прохождение дополнительной проверки знаний обязательно.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

1 сентября 2020 года вступает в силу постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23.04.2020 № 21 «Об утверждении правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов» (далее - Правила технологических трубопроводов).

Пунктом 2 Правил технологических трубопроводов установлено, что «Настоящие Правила не распространяются на трубопроводы: магистральные (газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы), промысловые». Данный пункт не содержит понятие о не распространении Правил технологических трубопроводов на объекты магистральных трубопроводов.

Прошу разъяснить, распространяется ли действие Правил технологических трубопроводов на технологические трубопроводы перекачивающих станций (объекты магистрального трубопровода), входящих в состав магистральных трубопроводов ОАО «Гомельтранснефть Дружба».

Показать ответ 

Правила по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 (вступает в силу 01.09.2020), распространяются на трубопроводы, предназначенные для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред в диапазоне от остаточного давления (вакуума) 0,001 МПа до условного давления 320 МПа и рабочих температур от -196 °C до 700 °C на ОПО и (или) ПОО (далее – Правила технологических трубопроводов).

Правила технологических трубопроводов разработаны для ОПО: объекты и производства, на которых эксплуатируются потенциально опасные объекты с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров с воздухом и другими окислителями), и получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются опасные вещества, типы опасности которых устанавливаются в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к Закону о промышленной безопасности, и ПОО: объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9 (далее – объекты с энергетическим потенциалом более 9).

Магистральные трубопроводы, в том числе трубопроводы ПОО перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, не являются технологическими трубопроводами объектов с энергетическим потенциалом более 9, а относятся к техническим устройствам (трубам), эксплуатируемым на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов.

Таким образом, Правила технологических трубопроводов не распространяются на объекты магистральных трубопроводов.
         

 

 

 

Просим Вас разъяснить, требуется ли получение специального разрешения (лицензии) для осуществления работ по восстановлению антикоррозийного покрытия на объектах магистральных нефтепродуктопроводов, а именно восстановление защитного лакокрасочного покрытия на технологических трубопроводах и восстановление защитного покрытия на основе полимерно-битумных лент.

Показать ответ 

На основании пункта 136 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, и пункта 6 приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и (или) услуги, в том числе и по обслуживанию, ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств, проектированию, монтажу объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов.

В соответствии с пунктом 137 Положения, в лицензии указываются конкретные виды работ и (или) услуг (в том числе опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты, технические устройства, в отношении которых эти работы и (или) услуги выполняются (оказываются)), которые имеет право осуществлять лицензиат.

Согласно пункту 3 Положения, осуществление работ и (или) услуг, составляющих виды деятельности и указанных в приложении
1 к Положению без лицензий, является незаконным и запрещается.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств (далее – Перечни) определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В указанные Перечни включены такие потенциально опасные объекты магистральных трубопроводов, как средства защиты трубопроводов, резервуаров и сооружений от коррозии, а также эксплуатируемые на них технические устройства, в том числе изоляционные материалы.

Для выполнения работ и/или оказания услуг по нанесению лакокрасочного покрытия специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности не требуется.

Для выполнения (оказания) работ (услуг) по монтажу и (или) ремонту изоляционных материалов (покрытия на основе полимерных, термоусаживающихся материалов и др.) на объектах магистральных трубопроводов, необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

Возможно ли проведение оценки возможности субъектов промышленной безопасности (нерезидентов Республики Беларусь) для получения разрешения Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов, и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, посредством онлайн и видеосвязи.

Показать ответ 

Порядок выдачи разрешений Госпромнадзора определен Положением о порядке выдачи разрешений (свидетельство) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения для получения разрешения (свидетельства) проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности, в том числе и нерезидентов Республики Беларусь (далее - оценка). Результатом проведения оценки является положительный либо отрицательный акт.

На основании пункта 6 Положения, оценка осуществляется путем изучения документов и материалов с выездом на место нахождения субъекта промышленной безопасности (изготовителя) и его филиалов.

Иные случаи, включая средства онлайн и видеосвязи, проведения оценки и выдачи разрешения законодательством в области промышленной безопасности не предусмотрены.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики
   

    В соответствии с пунктом 220 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г.  № 61 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь" погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) должны осуществляться лицами из числа специалистов, прошедших соответствующее обучение (Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51).
    Является ли нарушением, если в организации функции лица ответственного за ПРР с опасными грузами будут возложены на рабочего, прошедшего соответствующее обучение?



Показать ответ 

    В соответствии с пунктом 220 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее – Правила), погрузка, разгрузка и размещение грузов осуществляются под контролем и руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации из числа специалистов, прошедших подготовку в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51.

   Назначение приказом (распоряжением) руководителя организации рабочего ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ будет являться нарушением Правил.

Наша организация осуществляет поставки вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов российского производства на территорию Республики Беларусь. В технических заданиях на закупку вагонов-цистерн мы столкнулись со следующим требованием к поставщикам продукции: «В соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73, производитель должен иметь разрешительные документы Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства». Обоснованно ли данное требование?

Показать ответ 

Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, выдача Госпромнадзором разрешения для применения новых вагонов в Республике Беларусь не предусмотрена.

Вместе с тем сообщаем, что, согласно пп. 410, 459 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012  № 73 (далее — правила), вагоны-цистерны, используемые для перевозки опасных грузов на территориях государств-членов Таможенного союза, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов под избыточным давлением, в соответствии с п. 460 правил, кроме того, должны соответствовать и требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

По результатам совместного совещания представителей Госпромнадзора и РУП «ПО «Белоруснефть» от 08.12.2017 принято решение о допуске водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.

Просим дать разъяснения на предмет правомочности выполнения погрузочно-разгрузочных работ водителями механических средств, осуществляющими перевозку опасных грузов, и необходимого перечня документов для допуска их к данной работе.

Показать ответ 

В соответствии с протоколом совещания с представителями РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» от 08.12.2017 полагаем возможным допускать водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.

Кроме того, согласно пункту 419 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61, работники, непосредственно связанные с перевозкой опасных грузов, выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, должны проходить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, и Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Необходимо ли получение разрешения Госпромнадзора на использование высоковольтного кабеля для стационарной вертикальной прокладки в стволе шахты.

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, Госпромнадзор выдает разрешение (свидетельство) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, за исключением потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат (кроме изготавливаемых для внутреннего пользования без выпуска их в обращение на территории Евразийского экономического союза, ввозимых (ввезенных) в единичных экземплярах, предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного пользования организацией).

Шахтный высоковольтный кабель для вертикальной стволовой прокладки не входит в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) шахтного высоковольтного кабеля для вертикальной стволовой прокладки не требуется.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза.

Если в отношении шахтного высоковольтного кабеля для вертикальной стволовой прокладки приняты иные технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), устанавливающие требования к высоковольтному оборудованию, то высоковольтное оборудование должно соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется.

 

 

Предприятие эксплуатирует опасный производственный объект II типа опасности согласно Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» - объекты на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и (или) цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов в количестве 500 тонн и более в год. 

Просим разъяснить, допускается ли вводить в состав службы промышленной безопасности специалистов, не выполняющих функции, связанные с осуществлением производственного контроля в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и потенциально опасных производственных объектах.


 

Показать ответ 

Определение структуры и количественного состава службы промышленной безопасности субъекта промышленной безопасности не входит в полномочия Госпромнадзора.

Вместе с тем сообщаем, что согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» для организации производственного контроля в области промышленной безопасности руководитель субъекта промышленной безопасности в установленном законодательством порядке обеспечивает наличие структурного подразделения, ответственного за осуществление производственного контроля (далее – служба промышленной безопасности), или вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности, или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона (далее – ответственное лицо).

При наличии у субъекта промышленной безопасности опасных производственных объектов I и (или) II типов опасности руководитель субъекта промышленной безопасности создает службу промышленной безопасности.

При определении количественного состава службы промышленной безопасности необходимо исходить из задач, стоящих перед службой в части осуществления производственного контроля по обеспечению соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности, в том числе:

  • координация работ, направленных на предупреждение аварий, инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных производственных объектах;

  • контроль за своевременным проведением технического диагностирования и технических освидетельствований потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений, а также за соблюдением субъектом промышленной безопасности технологической дисциплины при производстве работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.

 


Требуется ли специальное разрешение (лицензия) Госпромнадзора для оказания услуг по ремонту, применяемого в рудниках при разработке подземным способом соляных месторождений оборудования: рудничные электротехнические изделия во взрывозащищенном исполнении, электрические части машин и механизмов во взрывозащищенном исполнении, рудничные электротехнические изделия в нормальном исполнении?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение), лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы (услуги) по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию в отношении потенциально опасных объектов и/или технических устройств, перечни которых определены пунктом 136 Положения.

Рудничные электротехнические изделия во взрывозащищенном исполнении, электрические части машин и механизмов во взрывозащищенном исполнении, рудничные электротехнические изделия в нормальном исполнении в указанные перечни не входят.

Следовательно, на выполнение ремонтных работ вышеназванного оборудования, специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности не требуется.

В тоже время, оборудование, применяемое в рудниках при разработке подземным способом соляных месторождений, должно соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (ТР ТС 010/2011), техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 825 (ТР ТС 012/2011), техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 768 (ТР ТС 004/2011).

 

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Показать ответ 

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

Показать ответ 

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности

| Все вопросы рубрики

Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

В частности, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» имеет специальное разрешение (лицензию) №33133/2457-1 от 09.04.2014 на право обслуживания котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, и газопотребляющего оборудования.

Согласно п. 231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением: «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: назначить приказом по организации из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требований настоящих Правил, лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;».

Лица, назначенные приказом прошли проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме ТНПА и ЛНПА и допущены в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов, сосудов в 2018 году (протоколы проверки знаний в настоящее время являются действующими). Изменений в ТНПА, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, не вносилось.

В то же время, в конце 2018 года изменилось название программ проверки знаний «Бондаренко»: «Правила промышленной безопасности сосудов под давлением (отв. за ИС и БЭ, обслуживание), «Правила безопасности котлов (отв. за ИС и БЭ, обслуживание)».

Требуется ли назначенным специалистам до истечения срока действующих протоколов пройти проверку знаний по новой программе в обязательной порядке. Также просим дать пояснение по специалистам, назначенным в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения, в связи с такими же изменениями в программе проверки знаний «Бондаренко».



Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

Проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения (далее – ответственных лиц) проводится в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции в следующих случаях:

  • при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, - не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности;

  • по требованию органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, управления деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде - в сроки, установленные этими органами;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года - не позднее месяца со дня окончания такого перерыва.

Исходя из вышеизложенного, прохождение проверки знаний ответственных лиц до истечения срока действующих протоколов проверки знаний по причине применения в этот период других (новых) программ для проверки знаний этих лиц не требуется.

Предприятие не имеет сосудов и оборудования под давлением подлежащих регистрации в Промнадзоре. Лицо ответственное прошел обучение в учебном центре “РИВШ” по программе “Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением." Прошел проверку знаний в учебном центре “РИВШ” без участия в комиссии представителя Промнадзора.

Прошу разъяснить вопрос : необходима ли в подобной ситуации проверка знаний лица ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением в комиссии с участием представителя Промнадзора или проверка знаний в Промнадзоре.

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее − лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

Согласно пункту 16 Инструкции первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходят лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.

Участие представителя Госпромнадзора в проверке знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию, проводимой в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, не требуется.

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
О совершенствовании работы сайта
О совершенствовании работы сайта
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть