На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2020г. № 595 с января 2021 года будут внесены изменения в «Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности», утвержденных постановлением Совета Министров от 05 августа 2016 г. № 614 (далее Перечень).

1.Графа «Технологические устройства, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах» п.1 – дополнится таким технологическим устройством как технологические трубопроводы;

2.В графе «Потенциально опасные объекты» в п.3 после слов «самовозгораться» добавится слово «возгораться».

Вопрос:

При наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части п.1 и п.3 Перечня:

1.Необходимо ли будет вносить изменения в специальное разрешение (лицензию) в части, касающейся добавления слова «возгораться»

2.В связи с включением в Перечень технического устройства под названием «технологические трубопроводы», возникнет ли необходимость проводить новую идентификацию ОПО и (или) ПОО, его перерегистрацию, а также вносить изменения в специальное разрешение (лицензию).

 

Показать ответ 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2020 года № 595 (изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614 «О некоторых вопросах экспертизы промышленной безопасности») вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. Начало действия документа – 22 января 2021 года.

Изменения, внесенные в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный вышеуказанным постановлением, не влекут за собой необходимость проведения новой идентификации и перерегистрации опасных производственных и потенциально опасных объектов.

Необходимость внесения изменений и/или дополнений в ранее выданные лицензии на деятельность в области промышленной безопасности в части касающейся определяется следующим образом:

  • в случае, если изменение наименования составляющих работ и услуг лицензируемой деятельности не приводит к изменению предмета такой деятельности, внесение изменений не является обязательным. При намерении лицензиата привести ранее полученную лицензию в соответствие с законодательством он вправе обратиться в лицензирующий орган за соответствующими изменениями одновременно с внесением любых иных изменений и/или дополнений в лицензию. При этом, в соответствии с пунктами 5 и 66 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 (далее – Положение), если лицензиат в течение месяца с момента вступления в силу нормативно-правового акта обращается только за внесением изменений, связанных с изменением законодательства, государственная пошлина не взымается;

  • поскольку, согласно Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 23 апреля 2020 года № 21, арматура является неотъемлемой частью стального технологического трубопровода, то в случае, если ранее полученная лицензия уже содержит работы (услуги) в отношении технического устройства «промышленная трубопроводная арматура», изменения в части добавления в лицензию технического устройства «технологические трубопроводы» вносятся без проведения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям. В противном случае, при намерении осуществлять работы (услуг) в отношении технологических трубопроводов, в лицензию необходимо внести соответствующие дополнения.

 

Прошу уточнить наименьшую допустимую толщину стенки трубы для наружного диаметра 57 мм, указанной в Правилах по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением МЧС от 23.04.2020 №21.

Показать ответ 

При разработке приложения 28 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов (далее – Правила), утвержденных постановлением МЧС РБ 23.04.2020 г., за основу были взяты требования раздела 5.5 ГОСТ 32388-2013 «Трубопроводы технологические. Нормы и методы расчета на прочность, вибрацию и сейсмические воздействия».

Наименьшая допустимая толщина стенки трубопровода для наружного диаметра 57 мм равна 1,5 мм.

 

ИООО "Омск Карбон Могилев" планирует получение лицензии в области промышленной безопасности на эксплуатацию взрывоопасного химического объекта с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров с воздухом и другими окислителями), и получаются, используются, перерабатываются, транспортируются опасные вещества (горючие жидкости в технологическом процессе), в составе которого эксплуатируются технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9.

Просим дать разъяснение, необходимо ли получение лицензии на обслуживание и ремонт (без права оказания услуг, без применения сварки) ПОО эксплуатируемых на данном ОПО (технологических блоков с относительным энергетическим потенциалом более 9) и/или технических устройств, эксплуатируемых на ПОО.

Показать ответ 

Согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства.

Виды работ и услуг в области промышленной безопасности, для осуществления которых необходимо наличие специальных разрешений (лицензий), определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с подпунктами 6.2.1, 6.2.2 пункта 6 Приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат как эксплуатация опасных производственных объектов, относящихся в соответствии с законодательством к объектам I и II типов опасности, так ремонт и обслуживание потенциально опасных объектов, технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 05.08.2016 № 614.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности.

На основании выше изложенного, для осуществления деятельности в области промышленной безопасности по обслуживанию и ремонту технических устройств, эксплуатируемых в составе объектов и производств с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на обслуживание и ремонт обозначенных устройств, наличие лишь лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта будет не достаточно для выполнения указанных работ.

 

 

 



Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Просим Вас дать разъяснение попадает ли «организация работ по заправке баллонов работающих под давлением противопожарными составами» под определение — Обслуживание баллонов (деятельность в области промышленной безопасности по обслуживанию баллонов).

В данном случае речь идет о баллонах 140л, 180л, с рабочим давлением 6,3 Мпа и диаметром 325мм и 426 мм соответственно.

Показать ответ 

В соответствии пунктом 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7:

  • техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности оборудования под давлением при использовании его по назначению;

  • эксплуатация – использование оборудования под давлением по назначению.

Работы по заправке баллонов, указанных в обращении, выполняются в процессе их эксплуатации (использования по назначению) и не могут быть отнесены к числу операций по поддержанию работоспособности или исправности данного оборудования.

Дополнительно сообщаем, что баллоны емкостью более 100 литров, указанные в Вашем обращении, являются потенциально опасными объектами, и на обслуживание указанных баллонов требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности, о чем Вы были проинформированы письмом Госпромнадзора от 15.06.2020 № 40/06-25/268/юр.

В пункте 222 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением указанно оборудование под избыточным давлением, не подлежащие регистрации в Госпромнадзоре.

Просим разъяснить необходимость получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части монтажа потенциально опасных объектов, технических устройств (оборудование, работающее под избыточным давлением, не подлежащие регистрации в Госпромнадзоре).

Показать ответ 

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от  1 сентября 2010 г. № 450, работы и/или услуги по монтажу потенциально опасных объектов, технических устройств подлежат лицензированию в области промышленной безопасности.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Пунктом 222 Правил установлен перечень оборудования, не подлежащего регистрации в Госпромнадзор являющегося, в том числе потенциально опасными объектами. Учитывая, что часть оборудования, работающего под давлением, не входит в число потенциально опасных объектов, технических устройств, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, т.е. подлежащих надзору в области промышленной безопасности, специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности для их монтажа не требуется.

Районное унитарное предприятие «Логойский комхоз» просит разъяснить порядок допуска в эксплуатацию водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °С сверх назначенного срока службы на основании результатов технического освидетельствования, проведенного должностным лицом Госпромнадзора в части, касающейся применения рабочего или пробного давления при гидравлическом испытании котла, отработавшего назначенный срок службы.

Пункт 356  Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г.№ 79 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °С» данный вопрос не регламентирует.

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 356 Правил по обеспечению промышленной безопасности паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 0С, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 31.12.2013 № 79 (далее – Правила), эксплуатация котлов, экономайзеров сверх назначенного срока службы может быть допущена Госпромнадзором на основании результатов его технического освидетельствования, проведенного должностным лицом Госпромнадзора.

В соответствии с пунктом 344 Правил техническое освидетельствование котла, экономайзера состоит из оценки его технического состояния путем наружного и внутреннего осмотров, гидравлического испытания.

В соответствии с пунктом 345 Правил техническое освидетельствование котла, экономайзера (в части проведения гидравлического испытания) осуществляется:

  • рабочим давлением – после очистки внутренних поверхностей нагрева, ремонта, связанного с переборкой (заменой) секций котла, но не реже одно раза в 12 месяцев;
  • пробным давлением – после ремонта котла, экономайзера с применением сварки, клепки или вальцовки.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

Просим разъяснить следующее: необходима ли лицензия на монтаж и наладку потенциально опасных объектов, когда закупаются услуги «по техническому обслуживанию и ремонту лифтов»?

В каких случаях необходима лицензия на наладку потенциально опасных объектов (лифтов)? Что включает в себя наладка лифтов?

Показать ответ 

Согласно пункту 137 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, в лицензии указываются конкретные виды работ и (или) услуг, которые имеет право осуществлять лицензиат.

Таким образом, наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения (оказания) конкретных работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, обязательно при намерении выполнять (оказывать) именно эти работы (услуги).

Работы, связанные с наладкой лифтов выполняются, как правило, после монтажа лифтового оборудования на объекте строительства, а также при модернизации, реконструкции существующего лифта.

Перечень работ по наладке лифта в зависимости от производителя (завода – изготовителя), модели лифта и иного может быть различным.

При этом, пунктом 13 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 01.03.2011 № 18, наладка лифтов должна осуществляться в соответствии с требованиями конструкторской, технологической, эксплуатационной документации организации-изготовителя и иных нормативных правовых актов или технических нормативных правовых актов.

Законодательство в области промышленной безопасности не регулирует вопросы, связанные с закупкой услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, в том числе вопросы правомочности действий заказчиков при закупке указанных услуг.

 

Необходимо ли членам комиссии и заместителю председателя комиссии субъекта промышленной безопасности для проведения проверки знаний требований ТНПА в области промышленной безопасности работников, занятых эксплуатацией потенциально опасных объектов дополнительно проходить проверку знаний в качестве председателя комиссии, заместителя председателя комиссии и членов комиссии субъекта промышленной безопасности для проведения проверки знаний требований ТНПА в области промышленной безопасности работников, занятых эксплуатацией потенциально опасных объектов, принимая во внимание, что все члены комиссии ( в том числе председатель и заместитель председателя комиссии) прошли проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в качестве лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию потенциально опасных объектов или производственный контроль в области промышленной безопасности.

Показать ответ 

Проверка знаний по вопросам промышленной безопасности осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 18 Инструкции, в случае прохождения членом комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности, первичной, периодической и (или) внеочередной проверки знаний в комиссии Госпромнадзора в качестве лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, лица, ответственного за осуществление производственного контроля, руководителя и специалиста, осуществляющего руководство работами, проходить проверку знаний в качестве члена этих комиссий не требуется.

Собственник по договору передал частному торговому унитарному предприятию козловой кран К-305Н для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В связи со сменной владельца кран был снят с учёта в территориальном управлении Госпромнадзора.

Вправе ли новый владелец крана провести модернизацию крана по проекту, разработанному организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности на право проектирования грузоподъёмных кранов?

В какой срок новый владелец обязан зарегистрировать кран?

Подлежит ли регистрации козловой кран после передачи новому владельцу до окончания модернизации, или это нужно сделать после модернизации?

В течении какого срока после проведения модернизации новый владелец обязан предъявить кран для внеочередного технического освидетельствования?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 2 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее - Правила), работы по изменению конструкции грузоподъемного крана, вызывающие необходимость внесения изменений в паспорт, по переоборудованию грузоподъемных кранов, являются реконструкцией грузоподъемного крана.

Согласно информации, содержащейся в обращении, Вами планируется проведение реконструкции козлового крана К-305Н (далее – кран), так как изменение способа управления краном, оборудование крана ограничителем грузоподъемности вызывают необходимость внесения изменений в паспорт крана (в электрическую схему).

В соответствии с пунктом 71 Правил реконструкция грузоподъемных кранов, требующая внесения изменений в конструкцию грузоподъемных кранов, должна производиться по проекту и (или) техническим условиям (при наличии), разработанным изготовителями грузоподъемных кранов или специализированными организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов. При этом, в случае, если проектом на реконструкцию (модернизацию) грузоподъемного крана предусмотрено выполнение монтажных, наладочных, ремонтных работ, то такие работы должны осуществляться специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по монтажу, наладке, ремонту грузоподъемных кранов соответствующего типа.

Учитывая, что кран передан во владение частному торговому унитарному предприятию по договору аренды, вопросы эксплуатации крана, в том числе его реконструкции, должны быть урегулированы в соответствии с гражданским законодательством и найти свое отражение в договоре аренды и тому подобных документах.

Согласно требованиям пункта 9 Положения о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613 (далее – Положение о регистрации ПОО), частному торговому унитарному предприятию, как новому владельцу потенциально опасного объекта (далее – ПОО), к которым относится указанный в обращении кран, необходимо обратится в месячный срок с даты заключения договора аренды в территориальное подразделение Госпромнадзора с заявлением о внесении изменений в документы, связанные с регистрацией ПОО.

В соответствии с абзацем 3 пункта 365 Правил техническое освидетельствование проводится после реконструкции, модернизации грузоподъемного крана. Согласно пункту 370 Правил, техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, отработавших срок службы нормативный, проводится экспертом в области промышленной безопасности Госпромнадзора. При этом, учитывая, что согласно требованиям Положения о регистрации ПОО после реконструкции также необходимо внесение изменений в документы, связанные с регистрацией ПОО, техническое освидетельствование необходимо провести до осуществления указанной процедуры.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Необходимо ли наличие разрешения (свидетельства) Госпромнадзора для применения в Республике Беларусь дожимных компрессорных станций (ДКС), в том числе газопроводов и газового оборудование ДКС, при наличии декларация соответствии ДКС требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в качестве разрешительного документа.

Показать ответ 

В соответствии с приложением 3 к Техническому регламенту Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), дожимные компрессорные станции (установки) (ДКС) не включены в Перечни объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 в форме сертификации или декларирования соответствия.

Приложением 3 к ТР ТС 010/2011 объектом технического регулирования определено оборудование криогенное, компрессорное, холодильное, автогенное, газоочистное – компрессоры (воздушные и газовые приводные), которое не является ДКС в целом.

Таким образом, декларация соответствии ДКС требованиям ТР ТС 010/2011 не может быть рассмотрена в качестве разрешительного документа для применения ДКС в Республике Беларусь.

Газопроводы и газовое оборудование ДКС и эксплуатируемые на них технические устройства (трубы, соединительные части и детали, запорная арматура) входят в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Для эксплуатации (применения) в Республике Беларусь газопроводов и газового оборудования ДКС, в соответствии с пунктом 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, изготовителю ДКС необходимо получить разрешение (свидетельство) Госпромнадзора.

 

 

Прошу дать разъяснения по пункту 236 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь в части оснащения автоматическими устройствами контроля герметичности запорной арматуры горелочных устройств (горелок), количество которых более одной штуки в газоиспользующей установке мощностью более 100 кВт при различных вариантах единичной мощности и режимах работы горелок газоиспользующей установки.

Показать ответ 

В целях унификации алгоритма процесса контроля герметичности запорной арматуры горелок вне зависимости от типа котла, горелочного устройства или автоматики управления ПРУП «Белгипрогаз» разработана и согласована с Проматомнадзором 08.04.2005 Методика выполнения автоматического контроля герметичности запорных устройств перед горелками с единичной паспортной мощностью более 100 кВт, устанавливаемых на котлах и промышленных газоиспользующих установках (далее – Методика), а также пособие к ней.

В целях достижения универсальности применения (независимость алгоритма контроля от числа установленных горелок, от момента проверки перед растопкой или после отключения, наличия или отсутствия АСУ ТП котла) разработана РУП «Белнипиэнергопром» и согласована с Проматомнадзором 10.07.2007 (с изменениями и дополнениями 2016 года) Методика выполнения автоматического контроля герметичности арматуры перед горелками котлов, а также пособие к ней.

Методики содержат рекомендуемые схемные решения узлов подвода газа к горелке, алгоритмы процесса контроля, основанные на требованиях, в том числе, пункта 236 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила), и государственных стандартов.

В соответствии с Правилами автоматика безопасности газоиспользующей установки при ее отключении или неисправности должна блокировать возможность подачи газа на газоиспользующую установку в ручном режиме, тем самым исключая возможность вмешательства в этот процесс обслуживающего персонала. При этом системы контроля герметичности арматуры должны быть задействованы в схемах блокировок, запрещающих растопку котла в случае установления факта не герметичности хотя бы одного отключающего устройства перед горелками.

 

Требуется ли наличие специального разрешения (свидетельства) на право изготовления для применения (эксплуатации) в Республике Беларусь камер запуска и приема средств очистки и диагностики?

Показать ответ 

Потенциально опасные объекты магистральных трубопроводов – узлы пуска и приема очистных устройств (камеры запуска и приема средств очистки и диагностики) входят в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Требования технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза на указанные потенциально опасные объекты, подлежащие государственному надзору, не распространяются.

В соответствии с приложением 3 к Техническому регламенту Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (далее – ТР ТС 010/2011), камеры запуска и приема средств очистки и диагностики не включены в Перечни объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 в форме сертификации или декларирования соответствия. Сертификаты соответствии камер запуска и приема средств очистки и диагностики требованиям ТР ТС 010/2011 не могут быть рассмотрены в качестве разрешительных документов.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1. единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, производителям узлов пуска и приема очистных устройств (камер запуска и приема средств очистки и диагностики) для применения (эксплуатации) в Республике Беларусь необходимо наличие разрешения (свидетельства) Госпромнадзора.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики

ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» занимается реализацией нефтепродуктов и газа на территории Республики Беларусь, для доставки на АЗС опасных грузов своего транспорта у нас нет, в связи с чем, заключаются тендерные договоры на определенный срок с Белорусскими транспортными компаниями имеющими разрешительные документами и способными своевременно доставлять необходимый груз.

К нам обратилась транспортная компания из Российской Федерации о возможности перевозки ими нефтепродуктов с наших НГК и Нефтебаз на наши АЗС на всей территории Республики Беларусь.

Большая просьба, дать информацию о возможности работать Российской транспортной компании своим транспортом на территории Республики Беларусь.

Какие разрешительные документы им необходимо иметь?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 3 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61, международные перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь осуществляются с соблюдением требований, установленных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Возможность каботажных автомобильных перевозок опасных грузов на территории государств-членов Евразийского экономического союза предусмотрена Решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 13 «О программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы».

Каботажные автомобильные перевозки грузов по территории государства-члена допускаются перевозчиками, зарегистрированными в других государствах-членах, только после завершения международной перевозки грузов автомобильным транспортом на территории этого государства-члена.

Осуществление каботажной автомобильной перевозки грузов транспортным средством перевозчика, зарегистрированного на территории одного государства-члена, прибывшим на территорию другого государства-члена порожним, не допускается.

Каботажные автомобильные перевозки опасных грузов на территории государств-членов запрещены.

Таким образом, перевозка опасных грузов, осуществляемая в интересах ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» автомобилями транспортной компании Российской Федерации, возможна только при международных перевозках: страна грузоотправитель – Российская Федерация, грузополучатель – Республика Беларусь.

 

   

    В соответствии с пунктом 220 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г.  № 61 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь" погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) должны осуществляться лицами из числа специалистов, прошедших соответствующее обучение (Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51).
    Является ли нарушением, если в организации функции лица ответственного за ПРР с опасными грузами будут возложены на рабочего, прошедшего соответствующее обучение?



Показать ответ 

    В соответствии с пунктом 220 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее – Правила), погрузка, разгрузка и размещение грузов осуществляются под контролем и руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации из числа специалистов, прошедших подготовку в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51.

   Назначение приказом (распоряжением) руководителя организации рабочего ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ будет являться нарушением Правил.

Наша организация осуществляет поставки вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов российского производства на территорию Республики Беларусь. В технических заданиях на закупку вагонов-цистерн мы столкнулись со следующим требованием к поставщикам продукции: «В соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73, производитель должен иметь разрешительные документы Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства». Обоснованно ли данное требование?

Показать ответ 

Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, выдача Госпромнадзором разрешения для применения новых вагонов в Республике Беларусь не предусмотрена.

Вместе с тем сообщаем, что, согласно пп. 410, 459 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012  № 73 (далее — правила), вагоны-цистерны, используемые для перевозки опасных грузов на территориях государств-членов Таможенного союза, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов под избыточным давлением, в соответствии с п. 460 правил, кроме того, должны соответствовать и требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики
Что необходимо для получения удостоверения пиротехника и с какого возраста его можно получить?
Показать ответ 

В соответствии с требованиями пункта 102 Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. № 32 (далее – Правила), к работе с пиротехническими изделиями допускаются лица мужского пола не моложе 20 лет и имеющие единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника и прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке.

В соответствии с требованиями пункта 103 Правил квалификация «взрывник» или «пиротехник» может присваиваться лицам, прошедшим обучение по соответствующей программе, сдавшим квалификационные экзамены и получившим единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника.

Одновременно информируем, что с 1 марта 2021 г. вступает в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 ноября 2020 № 102 «Об изменении постановления Министерства труда Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. № 71», согласно которому Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих дополняется специальностью «пиротехник фейерверочных показов», в котором будут указаны предъявляемые квалификационные требования.

Кто имеет право на проведение фейерверков и на основании чего проводятся фейерверки с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом в) пункта 8 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (далее – ТР ТС 006/2011) к проведению фейерверочных показов или иных зрелищных мероприятий, связанных с использованием пиротехнических изделий технического назначения IV и V классов опасности, допускаются юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на данный вид деятельности в соответствии с требованиями законодательства государства-члена Таможенного союза, на территории которого проводится показ (мероприятие).

В Республике Беларусь для таких организаций предусмотрено наличие разрешения (свидетельства) на право проведения фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности согласно ТР ТС 006/2011, выдаваемого Госпромнадзором в соответствии с подпунктом 20.1.16 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

В настоящее время, такие разрешения (свидетельства) имеют 18 организаций, а именно:

  • Государственное пожарное аварийно-спасательное учреждение «Республиканский отряд специального назначения» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

  • ОДО «ТК сервис»

  • ООО «Белый тигр»

  • ООО «Кальвин» Дзержинский район

  • ООО «Линия МАЖИНО»

  • ООО «Огненный феникс»

  • ООО «ПайроГрупп Технолоджи»

  • ООО «ПироМаркет»

  • ООО «ПироШар»

  • ООО «Фаворит Пиро Групп»

  • ООО «Фениксэн»

  • РУПП «Гранит»

  • ЧПУП «Пиро-Форс»

  • ЧТПУП «Салютекс»

  • ЧТУП «БЕЛРУБИН»

  • ЧТУП «Светофор плюс»

  • ЧУП по оказанию услуг «Арт-Салют»

  • ЧУП по оказанию услуг «Империя огня».

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 20 главы 4 Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. № 32 (далее – Правила), фейерверки проводятся на основании письменного договора между заказчиком и исполнителем фейерверка, а также уведомления местных исполнительных и распорядительных органов, территориальных органов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Также, в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Правилам организация и проведение фейерверка при проведении массовых мероприятий осуществляются на основании решения руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении массового мероприятия в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

В случаях, не связанных с массовыми мероприятиями, фейерверк проводится на основании письменного разрешения руководителя организации (объекта), на территории которой проводится фейерверк.

 

 

В 2019 году Госпромнадзором была проведена экспертиза объекта «Проект разработки и рекультивации карьера для добычи полезного ископаемого (песчано-гравийно-валунного материала) на месторождении «Брузги» Гродненского района» и выдано положительное экспертное заключение. В этом же году проведена государственная экологическая экспертиза данного объекта и выдано положительное заключение, но в процессе проведения экологической экспертизы внесены изменения.

Просим разъяснить о необходимости повторной экспертизы Госпромнадзором проекта разработки и рекультивации карьера на месторождении «Брузги».

Показать ответ 

Повторное проведение экспертизы промышленной безопасности откорректированного «Проекта разработки и рекультивации карьера для добычи полезного ископаемого (песчано-гравийно-валунного материала) на месторождении песчано-гравийно-валунного материала Брузги Гродненского района Гродненской области» не требуется при условии, что в откорректированном Проекте годовые объемы вскрышных и добычных работ, горно-добычное и вскрышное оборудование, а также система разработки остались неизменными.

 

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Показать ответ 

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

Показать ответ 

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности

| Все вопросы рубрики

Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

В частности, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» имеет специальное разрешение (лицензию) №33133/2457-1 от 09.04.2014 на право обслуживания котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, и газопотребляющего оборудования.

Согласно п. 231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением: «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: назначить приказом по организации из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требований настоящих Правил, лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;».

Лица, назначенные приказом прошли проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме ТНПА и ЛНПА и допущены в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов, сосудов в 2018 году (протоколы проверки знаний в настоящее время являются действующими). Изменений в ТНПА, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, не вносилось.

В то же время, в конце 2018 года изменилось название программ проверки знаний «Бондаренко»: «Правила промышленной безопасности сосудов под давлением (отв. за ИС и БЭ, обслуживание), «Правила безопасности котлов (отв. за ИС и БЭ, обслуживание)».

Требуется ли назначенным специалистам до истечения срока действующих протоколов пройти проверку знаний по новой программе в обязательной порядке. Также просим дать пояснение по специалистам, назначенным в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения, в связи с такими же изменениями в программе проверки знаний «Бондаренко».



Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

Проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения (далее – ответственных лиц) проводится в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции в следующих случаях:

  • при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, - не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности;

  • по требованию органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, управления деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде - в сроки, установленные этими органами;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года - не позднее месяца со дня окончания такого перерыва.

Исходя из вышеизложенного, прохождение проверки знаний ответственных лиц до истечения срока действующих протоколов проверки знаний по причине применения в этот период других (новых) программ для проверки знаний этих лиц не требуется.

Предприятие не имеет сосудов и оборудования под давлением подлежащих регистрации в Промнадзоре. Лицо ответственное прошел обучение в учебном центре “РИВШ” по программе “Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением." Прошел проверку знаний в учебном центре “РИВШ” без участия в комиссии представителя Промнадзора.

Прошу разъяснить вопрос : необходима ли в подобной ситуации проверка знаний лица ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением в комиссии с участием представителя Промнадзора или проверка знаний в Промнадзоре.

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее − лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

Согласно пункту 16 Инструкции первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходят лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.

Участие представителя Госпромнадзора в проверке знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию, проводимой в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, не требуется.

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть