На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

Пункт 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, гласит: «Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя, но не должна превышать 0,003 МПа». Данное требование распространяется на все типы электролизеров?

Показать ответ 

Требование пункта 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, в части ограничения величины максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера (не должна превышать 0,003 МПа) относится к электролизерам щелочного типа.

Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизеров других типов (мембранного, диафрагменного и др.) должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя и руководству по эксплуатации (технологическому регламенту).

Наша организация эксплуатирует производственную площадку аммиачной холодильной установки, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты, работающие под давлением более 1,0 МПа. Для содержания в исправном состоянии и безопасной эксплуатации аммиачной холодильной установки приказом назначен ответственный специалист аммиачной холодильной установки, в его отсутствие обязанности исполняет главный механик. Работы, проводимые согласно лицензии, по обслуживанию (без права оказания услуг) и ремонту (без права оказания услуг, без применения сварки) проводит ответственный специалист аммиачной холодильной установки с машинистами.

Необходимо ли, согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, дополнительно вводить лицо для проведения работ в соответствии с имеющейся лицензией?

Показать ответ 

Согласно пункту 9 Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 № 46 (далее — правила), руководитель субъекта промышленной безопасности приказом назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, технических устройств АХУ, трубопроводов и трубопроводной арматуры АХУ (далее — ответственный специалист АХУ). На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного специалиста АХУ выполнение его обязанностей должно быть заранее возложено приказом (распоряжением) по организации на специалиста, замещающего его по должности, прошедшего в установленном порядке подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 10 правил не допускается одновременное назначение одного и того же лица ответственным специалистом АХУ и ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, а также ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Таким образом, в случае возложения обязанностей по руководству работами (назначения ответственным за ведение работ), составляющими подлежащую лицензированию деятельность в области промышленной безопасности — обслуживание и ремонт потенциально опасных объектов и технических устройств АХУ, на ответственного специалиста АХУ, а в случае его отсутствия на специалиста, исполняющего обязанности ответственного АХУ, прошедшего в установленном порядке подготовку и соответствующую проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, субъекту промышленной безопасности дополнительную штатную единицу вводить не требуется.

При этом такой специалист не должен являться ни ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, ни ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Просим разъяснить пункт 421 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна для действующих реконструируемых объектов в части выбора стационарных светильников.

Для действующих потенциально опасных объектов допускается применять светильники со степенью защиты оболочки не ниже IP53, а для вновь возводимых потенциально опасных объектов светильники должны быть во взрывозащищенном исполнении не ниже уровня «повышенная надежность» против взрыва.

В то же время пункте 416 правил предусмотрено степень защиты оболочки осветительных технических устройств, находящихся во взрывоопасных зонах, принимать согласно классу взрывоопасных зон.

Показать ответ 

Пункт 416 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. № 35 (далее — правила), устанавливает требования не только к стационарным светильникам, но и к переносным (ручным) электроустановкам, а также устанавливает необходимость соответствия электроустановок требованиям к конструкции, видам исполнения, степени защиты оболочкой, способам установки, классу изоляции кабелей, проводов, осветительных технических устройств (установок) и прочих элементов электроустановок, в том числе электротехнических устройств кранов, талей, лифтов и других электрических грузоподъемных механизмов, находящихся (размещаемых) во взрывоопасных зонах, номинальному напряжению сети, классу взрывоопасных зон, группе и температурному классу взрывоопасной среды, характеристикам окружающей среды и техническим регламентам Таможенного союза.

Вместе с тем пункт 421 правил устанавливает требования только к стационарным светильникам, размещаемым во взрывоопасных зонах вновь возводимых и действующих потенциально опасных объектов.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением

| Все вопросы рубрики

Планирую получить разрешение на право технического освидетельствования сосудов, работающих под давлением (автомобильных газовых баллонов для сжиженных углеводородных газов (пропан-бутан) вместимостью от 30 до 275 литров, давлением до 1,6 МПа). Работники каких специальностей должны быть в штате испытательного пункта, и какой порядок регистрации клейма в Госпромнадзоре?

Показать ответ 

Требования к проведению технического освидетельствования баллонов, предназначенных для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов, установлены Правилами по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7.

Для проведения технического освидетельствования сосудов, работающих под давлением (автомобильных газовых баллонов для сжиженных углеводородных газов (пропан-бутан) вместимостью от 30 до 100 литров включительно, давлением до 1,6 МПа), необходимо наличие в штате специалиста по техническому освидетельствованию баллонов, прошедшего обучение в учреждении образования и имеющего второй уровень по визуальному методу контроля.

Для проведения технического освидетельствования баллонов объемом более 100 литров необходимо наличие в штате эксперта в области промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Положением о порядке аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614.

Также в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33 «Об утверждении выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» установлена профессия рабочего «испытатель баллонов», характеристика работ и разряды которого определены в зависимости от давления испытываемых им баллонов.

Для закрепления шифра клейма надо обратиться в Госпромнадзор с заявлением, в котором необходимо указать технические параметры баллонов (объем, рабочая среда, рабочее давление в МПа).

Наше предприятие рассматривает возможность осуществления деятельности по техническому освидетельствованию и заправке бытовых баллонов сжиженным углеводородным газом.

Пунктом 485 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, установлено, что техническое освидетельствование (испытание) баллонов проводится организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими наполнительные станции (пункты наполнения) и (или) испытательные пункты (пункты проверки), при условии получения разрешения Госпромнадзора на право проведения технического освидетельствования сосудов, работающих под давлением, выданного в соответствии с пунктом 20.7 Единого перечня административных процедур.

Что относится к испытательным пунктам (пунктам проверки), и какие требования к ним предъявляются?

Пункт 20.7 Единого перечня административных процедур исключен. Необходимо ли получать разрешение, и каким документом установлены условия получения разрешения?

Какой специалист может считаться экспертом для проведения технического освидетельствования баллонов?

Можно ли организовать наполнение бытовых баллонов сжиженным углеводородным газом на АГЗС?

Показать ответ 

Испытательный пункт для проведения технического освидетельствования баллонов — помещение (здание, сооружение), выполненное по проекту с учетом действующих норм (пожарной безопасности, электроснабжения, вентиляции, канализации, санитарных норм, экологии и т. д.). Для проведения технического освидетельствования баллонов необходимо наличие установки для гидравлических испытаний, прошедшей аттестацию в РУП «БелГИМ», и вспомогательного оборудования для его проведения по методике завода — изготовителя баллонов.

В соответствии с пунктом 20.1.7 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, проведение технических освидетельствований находящихся в эксплуатации сосудов, работающих под давлением, осуществляется при наличии разрешения (свидетельства) Госпромнадзора.

Порядок выдачи разрешений (свидетельств) установлен Положением о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613 (далее — положение).

В соответствии с положением для выдачи разрешения (свидетельства) проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (далее — оценка).

По результатам проведения оценки готовится положительный либо отрицательный акт. В случае его положительного характера и на основании заявления о выдаче разрешения (свидетельства) по установленной форме (приложение 2 к положению) оформляется соответствующее разрешение (свидетельство).

Статьей 1 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» (далее — закон) введено понятие «эксперт в области промышленной безопасности» — это физическое лицо, обладающее специальными знаниями в области промышленной безопасности, аттестованное в установленном законодательством порядке и участвующее в проведении экспертизы промышленной безопасности, технического освидетельствования потенциально опасных объектов.

Понятие эксперт по типу технических устройств (эксперт по баллонам, эксперт по сосудам, эксперт по котлам и т. д.) в законодательных актах отсутствует.

В соответствии с приложением 2 к закону к потенциально опасным объектам относятся в том числе сосуды, работающие под давлением воды с температурой выше 115 °С, другой жидкости с температурой, превышающей температуру ее кипения при давлении 0,07 МПа, сосуды, включая баллоны емкостью более 100 литров, работающие под давлением пара (газа) более 0,07 МПа.

На основании вышеизложенного считаем, что до урегулирования имеющегося несоответствия законодательства в области промышленной безопасности функции эксперта при проведении технического освидетельствования баллонов емкостью, не превышающей 100 литров (включительно), может осуществлять специалист, имеющий сертификат компетентности не ниже второго уровня квалификации по визуальному методу контроля, прошедший подготовку по программе «Эксперт по устройству и безопасной эксплуатации баллонов» и проверку знаний в экзаменационной комиссии Госпромнадзора, и в данном случае аттестация указанного специалиста в качестве эксперта в области промышленной безопасности не требуется.

В соответствии с пунктом 179 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 02.02.2009 № 6, запрещается наполнение на АГЗС баллонов, не предназначенных для использования на автотранспортных средствах, за исключением работ по отбору сжиженных углеводородных газов (далее — СУГ) в баллоны для последующего определения их плотности.

Допускается заполнение бытовых баллонов, выполненных из композитных материалов и имеющих прозрачные стенки корпуса, обеспечивающие визуальный контроль за границей раздела паровой и жидкой фазы СУГ. Технологическая инструкция по выполнению таких работ должна содержать все возможные меры безопасности и контроля.

С информацией о порядке получения разрешения (свидетельства) можно ознакомиться на сайте Госпромнадзора (раздел «Административные процедуры»).

Организация для обеспечения дыхания водолазов под водой использует баллоны, работающие под давлением до 230 бар емкостью от 5 до 15 литров.

Требуется ли наличие паспорта на указанные баллоны? С какого периода выпуска требуется наличие этого документа?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 4 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7 (далее — правила), сосуды и баллоны вместимостью не более 0,025 м3, у которых произведение значений давления в МПа на вместимость в м3 не превышает 0,02, не подпадают под действие правил.

На основании вышеизложенного баллоны, работающие под давлением до 230 бар (23 МПа), вместимостью от 5,0 (0,005 м3) до 15,0 литра (0,015 м3), у которых произведение значения давления на вместимость соответственно равно 0,115 МПа·м3 и 0,345 МПа·м3, подпадают под действие правил.

Согласно пункту 2 «б» технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41 (далее — ТР ТС 032/2013), баллоны, указанные в обращении, подпадают под действие ТР ТС 032/2013.

В соответствии с пунктом 226 правил к оборудованию под давлением должна прилагаться техническая документация согласно пункту 16 ТР ТС 032/2013.

Паспорт оборудования под давлением оформляется изготовителем. Паспорт баллона должен содержать информацию в соответствии с пунктом 22 ТР ТС 032/2013.

На баллоны, выпущенные в обращение в период с начала действия ТР ТС 032/2013 (01.02.2014), необходимо наличие паспорта.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

1. Какие требования предъявляются к организации, которая может проводить установку и настройку анемометра?

2. Какие изменения вносятся в документацию крана после замены анемометра?

3. Кто вносит изменения в документацию крана в связи с заменой прибора безопасности?

4. Какие требования предъявляются к персоналу, который может производить обслуживание данного прибора безопасности?

Показать ответ 

Замена на козловом кране анемометра на новый того же типа, но другой модели, должна проводиться специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право деятельности в области промышленной безопасности в части ремонта грузоподъемных кранов мостового типа или в части монтажа, наладки приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов. В случае необходимости внесения изменений в паспорт крана (в том числе в схему электрическую принципиальную) работы по замене анемометра должны проводиться по проекту реконструкции крана, разработанному специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования (конструирования) грузоподъемных кранов мостового типа.

В соответствии с формой паспорта кранов мостового типа, приведенного в приложении 5 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37, сведения о замене приборов и устройств безопасности, в том числе анемометра, с указанием идентификационных данных вновь установленного оборудования (в случае реконструкции — дополнительно ссылка на проект реконструкции и сведения об акте приемки выполненных работ) заносятся специалистом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в раздел паспорта «Сведения о ремонте металлоконструкций и замене механизмов, канатов, грузозахватных органов, приборов и устройств безопасности, а также о произведенной реконструкции» и заверяются подписью указанного специалиста.

В случае наличия в эксплуатационной документации изготовителя анемометра указаний о необходимости выполнения операций по его обслуживанию указанные операции должны проводиться персоналом, квалификация которого, согласно требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, соответствует выполняемой работе, и состоящим в штате специализированной организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право деятельности в области промышленной безопасности в части обслуживания грузоподъемных кранов мостового типа или в части обслуживания приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов.

Прошу дать пояснения по следующим вопросам:

1. В соответствии с главой 31 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов в организации должны быть разработаны инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала.

Что подразумевается под инструкциями для ответственных специалистов и производственными инструкциями для обслуживающего персонала? Какие разделы они должны включать, кем утверждаться?

2. В соответствии с п. 23 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, проверка знаний рабочих проводится в объеме требований локальных актов, разработанных с учетом положений нормативных и технических нормативных правовых актов, определяющих порядок безопасного ведения работ и содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их функциональные обязанности, с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства.

Какой документ подразумевается под локальным актом — инструкция по охране труда с включением вопросов по промышленной безопасности по конкретной профессии, производственная инструкция по профессии, профессиональная характеристика (рабочая инструкция) по профессии либо иной документ, разработанный по профессии и содержащий только требования в области промышленной безопасности? Какие разделы должен включать указанный локальный акт и кем утверждаться, необходимо ли с ним ознакомить рабочих под подпись?

3. В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, проверке знаний подлежат лица, которые привлекаются в качестве преподавателей для проведения теоретической подготовки по вопросам промышленной безопасности. Проверка знаний в комиссии Гос­промнадзора включает вопросы как для членов комиссии по промышленной безопасности, так и для ответственных лиц.

Необходимо ли работнику, прошедшему проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в качестве преподавателя, дополнительно проходить проверку знаний в качестве члена комиссии по промышленной безопасности при включении его в ее состав?

4. В соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, внеочередная проверка знаний инженера по промышленной безопасности, лица, ответственного за осуществление производственного контроля, проводится при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности.

В каком объеме должны проходить проверку знаний указанные выше лица и в каком качестве? Должны ли они проходить внеочередную проверку знаний при внесении изменений в любые правила, выполнение которых входит в их должностные обязанности?

5. В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, идет отсылка к части четвертой статьи 31 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-3 «О промышленной безопасности» в части определения круга лиц, которым выдается удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов по установленной форме.

В целях однозначного применения данной нормы должностными лицами Госпромнадзора, ответственными лицами организаций прошу разъяснить, по каким конкретно профессиям работникам необходимо проходить проверку знаний в комиссии по промышленной безопасности и иметь удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов? Есть ли такой перечень профессий в Республике Беларусь?

Показать ответ 

1. Законодательством не установлены требования к содержанию, объему и построению инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала, наличие которых предусмотрено Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 года № 37 (далее — правила).

Редакцией правил, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 года № 66, предусмотрены инструкции для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, и инструкции по эксплуатации грузоподъемных кранов, технических устройств для работников, имеющих рабочую профессию.

Таким образом:

инструкция для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов, аналогична по содержанию, объему и построению должностной инструкции и является локальным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение служащего в организации, его трудовую функцию (обязанности), права и ответственность в соответствии с частями 2 и 3 пункта 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 года № 1;

инструкция по эксплуатации грузоподъемных кранов, технических устройств для работников, имеющих рабочую профессию, аналогична рабочей инструкции и представляет собой документ, который определяет конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на рабочем месте (абзац 6 части 2 пункта 1 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 года № 34 (далее — Общие положения ЕТКС) согласно имеющейся профессии с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами (часть 1 пункта 27 Общих положений ЕТКС).

2. В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» локальный правовой акт — официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций.

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

На основании изложенного для целей Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 года № 31 (далее — инструкция о подготовке), под локальными нормативными правовыми актами (пункт 23) следует понимать любые принятые руководителем организации (лицом, исполняющим его обязанности) нормативные акты (рабочие инструкции, иные инструкции), разработанные с учетом положений нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, определяющих порядок безопасного ведения работ и содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в функциональные обязанности рабочих, с учетом особенностей технологических процессов предприятия.

Локальный нормативный правовой акт должен содержать требования по порядку безопасного ведения работ рабочим и требования промышленной безопасности, предъявляемые к опасному производственному объекту и (или) потенциально опасному объекту, работа с которым входит в функциональные обязанности рабочего.

В соответствии с законодательством о труде все работники в обязательном порядке должны быть ознакомлены со своими обязанностями.

3. В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 года № 31, в состав комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности (далее — комиссия) субъекта промышленной безопасности включаются работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта и являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной без­опасности при эксплуатации этих объектов, и иные работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности, прошедшие проверку знаний по соответствующим вопросам (далее — проверка знаний) в порядке, установленном инструкцией о подготовке.

Возглавляет комиссию субъекта промышленной безопасности руководитель субъекта промышленной безопасности или его заместитель, ответственные за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности, или руководитель, осуществляющий руководство и назначенный в установленном порядке ответственным за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности.

Таким образом, работники предприятия, которые привлекаются в качестве преподавателей и прошедшие проверку знаний только в качестве преподавателей, не могут быть включены в состав комиссии.

4. При принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) (далее — лица, ответственные за осуществление производственного контроля) должны пройти внеочередную проверку знаний в объеме принятых (измененных и (или) дополненных) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, в качестве лица, ответственного за осуществление производственного контроля.

5. Проверка знаний не связана с наличием той или иной профессии у работника. Одна и та же профессия может быть связана с деятельностью в области промышленной безопасности (при работе в субъекте промышленной безопасности с опасными производственными объектами и (или) потенциально опасными объектами) или не связана (работа в организации, не являющейся субъектом промышленной безопасности, обязанности работника не связаны с работой с опасными производственными объектами и (или) потенциально опасными объектами). Соответственно нет и перечня профессий, по которым требуется проверка знаний. Проверку знаний должны проходить те работники субъекта промышленной безопасности, должностные обязанности которых связаны с деятельностью в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года № 354-З «О промышленной безопасности».

Удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов необходимо иметь рабочим по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, прошедшим проверку знаний.

Допускается ли замена сигнализаторов давления ветра СДМ-1М, установленных на козловых кранах ККС-10, на анемометры марки АСЦ-3 либо их аналоги? Если допускается, то какие разрешительные документы необходимо приложить к паспорту крана? Сертифицированы ли анемометры АСЦ-3 в Республике Беларусь?

Показать ответ 

Госпромнадзор считает, что замена сигнализаторов давления ветра СДМ-1М, установленных на козловых кранах марки ККС-10 (далее — сигнализатор СДМ-1М), на анемометры марки АСЦ-3 возможна, если такая замена не вызовет изменений в схеме подключения к общей системе безопасности крана, мест и способов установки элементов устройств и так далее. В случае если указанное условие не выполняется, возможность замены сигнализаторов СДМ-1М на анемометры марки АСЦ-3, а также место установки блока контроля определяются по согласованию с изготовителем козлового крана, а при невозможности такого согласования — проектом, разработанным организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) Госпромнадзора на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности (далее — лицензия) в части выполнения работ и услуг по проектированию грузоподъемных кранов мостового типа. Если проектом предусмотрено выполнение монтажных и наладочных работ, то такие работы должны выполняться организацией, имеющей лицензию в части выполнения работ и услуг по монтажу и наладке приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь 17.02.2012 № 156, Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности (далее — разрешение), за исключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат.

Продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, если на анемометры марки АСЦ-3 распространяются действия технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, необходимо наличие документов (сертификат соответствия, декларация соответствия), подтверждающих соответствие требованиям этих технических регламентов, в ином случае необходимо наличие разрешения Госпромнадзора.

Разрешения Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь анемометров АСЦ-3 не выдавались.

Дополнительно информируем, что на анемометры АСЦ-3 должно быть обеспечено наличие эксплуатационных документов изготовителя (паспорт, руководство по эксплуатации и др.).

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Что понимается под техническими устройствами «изоляционные материалы, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов»? Требуется ли получение разрешения Госпромнадзора на право изготовления изоляционных материалов для применения на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

Технические устройства (изоляционные материалы), эксплуатируемые на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, входят в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614 (пункт 16.9).

В качестве изоляционных материалов, применяемых как средства защиты магистральных трубопроводов от коррозии, следует рассматривать в целом конструкции защитных покрытий трубопроводов при их подземной, подводной (с заглублением в дно) и наземной (в насыпи) прокладки в зависимости от вида материалов и условий нанесения в соответствии с требованиями СТБ ГОСТ Р 51164-2001 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии».

Компоненты (материалы), используемые для производства конструкций защитных покрытий от коррозии магистральных трубопроводов, не подлежат экспертизе промышленной безопасности, получение отдельного разрешения на право их изготовления для применения не требуется.

Таким образом, разрешение требуется только на право изготовления технических устройств (изоляционные материалы как конструкции защитных покрытий магистральных трубопроводов) для эксплуатации (применения) на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности.

Требуется ли разрешение Госпромнадзора на изготовление труб предварительно изолированных стальных диаметром 32-1420 мм с наружным защитным двухслойным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.002-2001 и труб предварительно изолированных стальных диаметром 32-1420 мм с наружным защитным трехслойным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.003-2010 для их применения при строительстве, ремонте и реконструкции нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с типом изоляции весьма усиленной по ГОСТ 9.602?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 20.1.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, заисключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат, требуется разрешение.

В соответствии с Перечнем потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614, технические устройства (трубы предварительно изолированные стальные диаметром 32-1420 мм с наружным двухслойным защитным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.002-2001, трубы предварительно изолированные стальные диаметром 32-1420 мм с наружным трехслойным защитным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.003-2010), эксплуатируемые на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Дополнительно сообщаем, что требования ГОСТ 9.602 «Единая система от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии» не распространяются на объекты магистральных трубопроводов.

Требования к защите от коррозии магистральных трубопроводов, в том числе к типу защитного покрытия, изложены в СТБ ГОСТ Р 51164-2001 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии», ГОСТ 31448-2012 «Трубы стальные с защитными наружными покрытиями для магистральных газонефтепроводов».

Требуется ли заключение государственной экспертизы проекта для регистрации в Госпромнадзоре подведомственных объектов строительства, для которых, согласно постановлению Совета министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 года № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации», эта процедура не является обязательной?

Показать ответ 

Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности» (далее — закон) регулирует отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, их проектировании, изготовлении, возведении, реконструкции, модернизации, приемке, вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях, эксплуатации, техническом переоснащении, консервации, ликвидации, временнойприостановке, выводе из эксплуатации, в том числе при изготовлении, реконструкции, модернизации, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях технических устройств, а также с локализацией и ликвидацией аварий и инцидентов, их последствий, и иные отношения в области промышленной безопасности.

Перечни опасных производственных объектов (далее — ОПО) и потенциально опасных объектов (далее — ПОО) определены соответственно приложением 1 и приложением 2 к закону.

Регистрация (перерегистрация) Госпромнадзором объектов строительства ОПО, ПОО, подлежащих государственному надзору (надзору) в области промышленной безопасности, осуществляется в соответствии с пунктом 20.17 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, при этом заключение государственной экспертизы строительного проекта входит в число документов, представляемых для осуществления указанной административной процедуры.

Таким образом, для регистрации в Госпромнадзоре поднадзорных объектов строительства необходимо наличие заключения РУП «Главгосстройэкспертиза».

Согласно статье 70 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в случае обнаружения неясностей и различий в содержании постановления Совета министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 года № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации», а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики

Наша организация осуществляет поставки вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов российского производства на территорию Республики Беларусь. В технических заданиях на закупку вагонов-цистерн мы столкнулись со следующим требованием к поставщикам продукции: «В соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73, производитель должен иметь разрешительные документы Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства». Обоснованно ли данное требование?

Показать ответ 

Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, выдача Госпромнадзором разрешения для применения новых вагонов в Республике Беларусь не предусмотрена.

Вместе с тем сообщаем, что, согласно пп. 410, 459 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012  № 73 (далее — правила), вагоны-цистерны, используемые для перевозки опасных грузов на территориях государств-членов Таможенного союза, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов под избыточным давлением, в соответствии с п. 460 правил, кроме того, должны соответствовать и требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

По результатам совместного совещания представителей Госпромнадзора и РУП «ПО «Белоруснефть» от 08.12.2017 принято решение о допуске водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.

Просим дать разъяснения на предмет правомочности выполнения погрузочно-разгрузочных работ водителями механических средств, осуществляющими перевозку опасных грузов, и необходимого перечня документов для допуска их к данной работе.

Показать ответ 

В соответствии с протоколом совещания с представителями РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» от 08.12.2017 полагаем возможным допускать водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.

Кроме того, согласно пункту 419 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61, работники, непосредственно связанные с перевозкой опасных грузов, выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, должны проходить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, и Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.

Просим разъяснить вопрос о разрешении использования не в коммерческих целях мобильной мини-АЗС (объем резервуара от 200 до 900 литров) для перевозки дизельного топлива по дорогам общего пользования. Какие требования необходимо соблюсти, а также какие имеются регламентирующие документы по данному факту?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 20.1.4 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.02.2012 г. № 156, разрешение на право применения мобильной мини-АЗС в Республике Беларусь не требуется.

Вместе с тем при транспортировке дизельного топлива в указанной мобильной мини-АЗС по дорогам общего пользования должны выполняться требования пункта 9 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 г. № 61.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Согласно пункту 360 Правил по обеспечению промышленной безопасности при разработке подземным способом соляных месторождений Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.08.2012 № 45, рудничные канаты должны испытываться в соответствии с инструкцией по их испытанию.

Необходимо ли согласование инструкции по испытанию рудничных канатов с Госпромнадзором?

Показать ответ 

В соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156 «Об утверждении Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 года № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Беларусь» осуществление Госпромнадзором административной процедуры по согласованию инструкции по испытанию рудничных канатов не предусмотрено.

Необходимо ли прохождение экспертизы проекта «Корректировка проекта рекультивации карьера»?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 2.2. статьи 12 Кодекса Республики Беларусь о недрах и пунктом 6 главы 2 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614, Госпромнадзор в пределах своей компетенции проводит экспертизу промышленной безопасности проектной документации на:

– разработку месторождений полезных ископаемых;

– проведение горных работ при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Также Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, не содержит административную процедуру по проведению экспертизы промышленной безопасности проекта рекультивации карьера.

На основании изложенного проведение экспертизы промышленной безопасности проекта «Корректировка проекта рекультивации карьера» не требуется.

Что необходимо для получения разрешения на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности?

Получение разрешения возможно только для юридического лица?

Участнику фейерверочного показа достаточно иметь только удостоверение пиротехника, или необходимо наличие каких-либо еще документов, транспорта, специалистов?

Необходимо ли аттестовать оборудование для обеспечения фейерверочных показов? Если да, то где?

Показать ответ 

Разрешение на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности необходимо получить в соответствии с п. 20.1.16 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

С целью выдачи разрешения проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.

В ходе проведения оценки и для составления акта оценки заявителю необходимо:

1. Представить общие сведения о субъекте промышленной безопасности.

2. Наличие в штате работников соответствующего профиля для выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, для которых работа в данной организации является основным местом деятельности, а также документов, подтверждающих их квалификацию и проверку знаний.

3. Наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимых для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического оснащения, производственной базы (оборудования), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

4. Наличие технической документации, государственных стандартов и других технических нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности к выполнению отдельных видов работ (оказанию отдельных видов услуг), которые планирует выполнять (оказывать) субъект промышленной безопасности.

Выдача разрешения на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности, также как и на их приобретение, возможна только для юридических лиц.

Лица, участвующие в фейерверочном показе, должны иметь Единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника, а руководитель фейерверка – и то и другое. Обучение можно пройти в филиале «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В проведении пиротехнического показа должны участвовать не менее трех специалистов – руководитель показа и два пиротехника.

Согласно п.8 ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий все работы с пиротехническими изделиями проводятся на исправном оборудовании в соответствии с требованиями нормативной документации на данное пиротехническое изделие и применяемое оборудование.

Перевозка пиротехнических изделий IV и V классов опасности осуществляться специализированным автотранспортом по перевозке опасных грузов класса опасности 1 по ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», а водитель должен пройти обучение и иметь соответствующее удостоверение.

Право аттестовать оборудование для обеспечения фейерверочных показов предоставлено его производителям (организации государства-члена Евразийского экономического союза). На территории Республики Беларусь организации по производству оборудования для фейерверочных показов и его аттестации отсутствуют.

Как вариант можно обратиться к таким производителям, как:

АО «ФНПЦ «НИИ прикладной химии» (Российская Федерация), www.niiph.com/ru;

ОАО «Пиро-Росс», (Российская Федерация), www.piro-ross.ru.

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Показать ответ 

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

Показать ответ 

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам пром. безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам пром. безопасности

| Все вопросы рубрики

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

При прохождении периодической проверки знаний по вопросам промышленной безопасности срок действия удостоверения продлевается на один год либо выдается новое удостоверение?

Можно ли продлевать удостоверения, выданные до вступления в силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» или их необходимо заменить на удостоверения по промышленной безопасности новой формы (удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов)?

Показать ответ 

В соответствии с пунктами 3 и 4 Инструкции о порядке выдачи удостоверений на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о выдаче удостоверений), удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов (далее – удостоверение) выдается рабочим (служащим) по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах (далее – рабочие), после прохождения ими первичной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности (далее – проверка знаний).

Согласно пункту 6 Инструкции о выдаче удостоверений, при прохождении периодической проверки знаний срок действия удостоверений продлевается либо выдается новое удостоверение.

Следовательно, при отсутствии оснований для прохождения рабочими первичной проверки знаний, а также до наступления случая, препятствующего дальнейшему использованию удостоверений (в том числе невозможности внесения сведений и (или) изменений), использование удостоверений, выданных до вступления в силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31», допускается.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть