На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

ЗАО «ЭНЕРГОТЕХПРОМ-2» является официальным дилером на территории Республики Беларусь продукции, производимой компанией SPETECH Sp.z.o.o. (Бельско-Бяла, Республика Польша), согласно дилерскому соглашению от 22.03.2021 года.

ЗАО «ЭНЕРГОТЕХПРОМ-2» просит провести оценку возможностей на право применения в Республике Беларусь технических устройств на взрывоопасных химических, нефтехимических нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих объектах, поднадзорных Госпромнадзору, с последующей выдачей разрешения.

Перечень технических устройств, предполагаемых к поставке в Республику Беларусь, с указанием его основных технических параметров (характеристик) приложен.

Вышеуказанные технические устройства планируются использовать на ОАО «Гродно Азот», ОАО «Мозырский НПЗ».

Показать ответ 

Согласно части 2 статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности выдаются Госпромнадзором в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Согласно пункту 20.1.4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Единый перечень административных процедур), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешения (свидетельства) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, за исключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, объектов перевозки опасных грузов, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза  и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат.

Оценка возможности субъекта проfышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, а также порядок выдачи разрешения (свидетельства), продления сроков его действия, внесения в него изменений и (или) дополнений, выдача дубликата разрешения (свидетельства), прекращения действия разрешения (свидетельства), определены Положением о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613 (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения, для получения разрешения (свидетельства), внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока его действия органом, выдающим разрешения (свидетельства), проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (далее - оценка). Результатом проведения оценки является положительный либо отрицательный акт.

Согласно пункту 7 Положения, субъект промышленной безопасности либо его представитель подает в орган, выдающий разрешения (свидетельства), заявление по форме согласно приложению 2 о выдаче разрешения (свидетельства), внесении в него изменений и (или) дополнений, продлении срока его действия, а также документы и (или) сведения, указанные в пункте 20.1 Единого перечня административных процедур.

Согласно части 1 статьи 3 Закона, субъектами промышленной безопасности являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

На основании вышеизложенного считаем, что Ваша организация не является субъектом промышленной безопасности либо его представителем, следовательно, выдача разрешения (свидетельства) не представляется возможным. Для выдачи разрешения (свидетельства) субъекту промышленной безопасности SPETECH Sp.z.o.o. (Республика Польша) необходимо обратиться в адрес Госпромнадзора с заявлением.



Нашему предприятию предлагают выполнить комплекс работ на предприятии ОАО «Нафтан» по:

  • монтажу лотковых кабеленесущих систем

  • прокладке кабелей управления
  • установке шкафов управления

  • подключению кабелей управления к шкафам с одной стороны и приборам( датчикам) с другой стороны

Может ли наше предприятие выполнить данный комплекс работ полностью или частично не имея лицензии в области промышленной безопасности?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 Приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию подлежит деятельность в области промышленной безопасности (проектирование, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт и техническое диагностирование) потенциально опасных объектов, технических устройств.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 «О некоторых вопросах экспертизы промышленной безопасности».

Работы по монтажу кабеленесущих систем и прокладке кабелей управления, установке шкафов управления для обеспечения работы технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, не лицензируются.

Для выполнения работ по подключению кабелей управления к шкафам с одной стороны и приборам (датчикам) с другой стороны, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности в части монтажа технических устройств (системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники), эксплуатируемых на указанных выше объектах.

Совместное общество с ограниченной ответственностью «ЛЛК-НАФТАН» (СООО «ЛЛК-НАФТАН») просит Госпромнадзор согласовать отступление от требований п.204 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов (утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54) в части применения на взрывоопасном объекте СООО «ЛЛК-НАФТАН», расположенном по адресу 211440, г.Новополоцк-1, Витебская область, Республика Беларусь технических устройств производства Westfalia Separator Group GmbH, использующих в конструкции ременную передачу:

  • центрифуга первой ступени разделения D-4 (клиноременная передача с антистатическими ремнями antistatic ISD 1813);

  • сепараторы второй и третьей ступени разделения S-7, S-8, 8-9 (плоскоременная передача газонаполненного исполнения с инертизацией азотом).

Предоставляемый производителем сертификат соответствия оборудования требованиям ТР ТС 012/2011 выступает гарантом того, что данное оборудование, может быть допущено к применению на взрывоопасных объектах единой таможенной территории Таможенного союза без ограничений.

Показать ответ 

Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», Правила по обеспечению промышленной безопасности являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности, и разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и норм.

Согласно требованиям пункта 6 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 54 (далее – Правила), отступления от требований Правил согласовываются с Госпромнадзором в соответствии с подпунктом 20.24.2 пункта 20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Документом, подтверждающим возможность и обоснованность отступлений от требований Правил, является обоснование безопасности, подготовленное на основе анализа опасностей технологического процесса и с использованием методов анализа риска согласно приложению 1 Правил.

На сегодняшний день в Госпромнадзор не поступило требуемое обоснование безопасности возможности применения на опасном производственном объекте технических устройств производства GEA Westfalia Separator Group GmbH, использующих в конструкции ременную передачу, следовательно, Госпромнадзор не может согласовать отступления от требований пункта 204 Правил.

Дополнительно сообщаем, требования о запрете применения на взрывоопасных объектах ременных передач до вступления в силу Правил, регламентировались Правилами устройства и эксплуатации средств защиты от статического электричества, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 июня 2007 г. № 50 (отменены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 52). До вступления в силу названных Правил, действовали Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденные Министерством химической промышленности СССР от 31 января 1972 г. и Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР от 31 января 1972 г., в пункте II-10-2 которых рекомендовалось во взрывоопасных цехах соединять электродвигатель с исполнительным механизмом, либо применять редукторы и другие типы передач, изготовляемые из металла и обеспечивающие электрический контакт оси двигателя и исполнительного механизма.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Объектом деятельности частного унитарного предприятия по оказанию услуг «Фильтртехносервис» является производство систем очистки воды по ТУ ВУ 191632496-2019. В настоящее время поступают запросы на изготовление и поставку данного оборудования для эксплуатации на опасных производственных объектах (котельных). В связи с этим предприятие планирует получить разрешение на право производства данного оборудования для эксплуатации в котельных.

Просим разъяснить необходимость прохождения проверки знаний в области промышленной безопасности сотрудниками предприятия, и в случае такой необходимости просим указать, по каким вопросам.

Показать ответ 

Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» изготовление технических устройств, в том числе установок докотловой обработки воды, является деятельностью в области промышленной безопасности.

         В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, проверке знаний подлежат руководители и специалисты осуществляющие:

  • руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной;

  • выполняющие работы, составляющие деятельность в области промышленной безопасности.

         На основании вышеизложенного, сотрудникам предприятия, занятым изготовлением установок докотловой обработки воды, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, необходимо проходить проверку знаний требований промышленной безопасности.

         Перечень вопросов, по которым проводится проверка знаний в комиссии Госпромнадзора, размещен на официальном интернет-сайте Госпромнадзора:

https://gospromnadzor.mchs.gov.by/gospromnadzor/napravleniya-deyatelnosti/proverka-znaniy-i-ekzameny/proverka-znaniy-po-voprosam-promyshlennoy-bezopasnosti/

         Учитывая, что вопросы для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию котлов, охватывают в полном объеме вопросы для руководителей и специалистов, осуществляющих изготовление установок докотловой обработки воды, считаем возможным прохождение проверки знаний указанных лиц в объеме для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию котлов.

 

В соответствии с правилами по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее Правила) периодичность технических освидетельствований баллонов, находящихся в эксплуатации и не подлежащих регистрации в структурных подразделениях Госпромнадзора, предназначенных для обеспечения топливом двигателей транспортных средств на сжатом газе составляет 5 лет (Приложение 8 Правил, п/п 2а таблицы «Периодичность технических освидетельствований баллонов не регистрируемых в Госпромнадзоре»).

Прошу разъяснить от какой даты считаются эти 5 лет: от даты изготовления баллонов или от даты установки баллонов на автомобиль и ввода в эксплуатацию?

Для примера: баллоны изготовлены в мае 2016 года, установлены и эксплуатируются с сентября 2016 года, в каком месяце 2021 года нужно проходить следующие техническое освидетельствование данных баллонов в соответствии с Правилами?

Показать ответ 

Приложением 8 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7 (далее – Правила), установлена периодичность технических освидетельствований баллонов, находящихся в эксплуатации и не подлежащих регистрации в структурных подразделениях Госпромнадзора.

В соответствии с требованиями пункта 377 Правил техническое освидетельствование баллонов должно проводиться по методике, утвержденной разработчиком конструкции баллонов, в которой должны быть указаны периодичность освидетельствования и нормы браковки.

Исходя из вышеизложенного, техническое освидетельствование баллонов, эксплуатируемых с сентября 2016 г., необходимо провести не позднее сентября 2021 г. если иное требование не установлено в методике, утвержденной разработчиком конструкции баллонов.

Просим предоставить информацию по вопросу сертификации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 032/2013).

Сертификации подлежит следующее оборудование:

Задвижка стальная клиновая фланцевая полнопроходная 30с15нж Ду50 Ру40, в комплекте с ответными фланцами ст.20 тип 11 ГОСТ 33259-2015, с крепежом ст.35 и прокладками СНП (планируются для использования на объектах 1-ой, 2-ой, 3-й и 4-й категории опасности).

Просим разъяснить, может ли быть выдан сертификат соответствия данного оборудования требованиям ТР ТС 032/2013.


Показать ответ 

В соответствии с пунктом 5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41, оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту и другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых распространяется на данное оборудование, и при   условии, что оно прошло оценку (подтверждение) соответствия согласно разделу VI настоящего технического регламента и другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на него распространяется.

Учитывая вышеизложенное, сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» может быть выдан на задвижку клиновую фланцевую полнопроходную 30с15нж Ду50 Ру40 при условии, что указанная задвижка прошла оценку (подтверждение) соответствия настоящего технического регламента.

Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза размещен на сайте Госстандарта: www.gosstandart.gov.by.

Дополнительно сообщаем, что прокладочные изделия, в том числе спирально-навитые прокладки (СНП), на объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, входят в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Для эксплуатации (применения) в Республике Беларусь прокладочных изделий, в том числе спирально-навитых прокладок (СНП), необходимо получить разрешение (свидетельство) на право их изготовления в соответствии с подпунктом 20.1.4. пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

Имеет ли право работодатель включать в инструкцию по безопасному ведению работ (инструкцию по эксплуатации) для машиниста крана (крановщика) 5-го разряда осмотр строп, если указанное не предусмотрено ЕКТС?

Показать ответ 

Согласно пункту 338 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в субъекте промышленной безопасности устанавливается порядок периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов, крановых путей, приспособлений для грузоподъемных операций и тары, а также разрабатываются в соответствии с требованиями Правил и руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя грузоподъемных кранов, технических устройств инструкции по безопасному ведению работ (инструкции по эксплуатации) для работников, имеющих рабочую профессию.

Пунктом 352 Правил определено, что владельцам грузоподъемных кранов, приспособлений для грузоподъемных операций и тары следует установить такой порядок осмотра и обслуживания, чтобы работник вел наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддерживал его в исправном состоянии.

Машинист крана (крановщик) должен производить осмотр и проверки состояния грузоподъемного крана, металлоконструкций, электрооборудования, механизмов, узлов, крановых путей, заземляющих устройств, приборов и устройств безопасности, мест установки грузоподъемных кранов перед началом работы, для чего владельцем грузоподъемных кранов должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра вносятся в вахтенный журнал (приложение 14 Правил). При этом формой вахтенного журнала предусмотрен раздел 8 «Учет и результаты периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений, являющихся принадлежностью (башенные и стреловые самоходные грузоподъемные краны)».

Таким образом, Правилами не установлено, что машинист крана (крановщик) обязан осматривать съемные грузозахватные приспособления, не являющиеся принадлежностью грузоподъемного крана, перед их применением. Вместе с тем, машинист крана (крановщик) обязан осматривать съемные грузозахватные приспособления, являющиеся принадлежностью башенных и стреловых самоходных грузоподъемных кранов.

Дополнительно информируем, что пунктом 10 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, определено, что примеры работ, приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках многих разделов Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), не исчерпывают всех работ, которые могут и должны быть выполнены рабочим данной профессии и данного разряда в конкретных условиях производства. В организациях с учетом специфики производства могут разрабатываться дополнительные примеры работ, аналогичные по сложности выполнения работам, содержащимся
в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов, помещенных в ЕТКС, в том числе и для тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, не содержащих названный раздел.

Учитывая изложенное, ЕТКС позволяет владельцу грузоподъемного крана поручить машинисту крана (крановщику) башенного крана проводить осмотр приспособлений для грузоподъемных операций (стропы, траверсы, тара).

 

Какой порядок регистрации автокрана? Хочу приобрести кран и открыть ИП, какие шаги для этого нужно выполнить?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) грузоподъемные краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 тонны, к которым относятся автомобильные грузоподъемные краны, являются потенциально опасными объектами.

Регистрация потенциально опасных объектов является административной процедурой и осуществляется соответствующим областным (городским) управлением Госпромнадзора в соответствии с требованиями пункта 20.18.2 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156. Форма заявления для регистрации грузоподъемного крана находится на официальном сайте Госпромнадзора по адресу: https://gospromnadzor.mchs.gov.by/formy-dokumentov/.

Для организации эксплуатации грузоподъемного крана Вы обязаны выполнить требования статьи 26 Закона и Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66.

Дополнительно информируем, что порядок приобретения грузоподъемного крана законодательством в области промышленной безопасности не регулируется, а по вопросу регистрации Вас как индивидуального предпринимателя необходимо обратиться в местный исполнительный комитет по месту Вашей регистрации.

На сегодняшнее время организация эксплуатирует три грузоподъёмных крана мостового типа грузоподъёмностью до 2 тонн. На основании Закона «О промышленной безопасности», а также Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, данные краны не подлежат регистрации в Госпромнадзоре и на них не распространяется действие указанных Правил. Не смотря на это, в организации Правила приняты к выполнению в полной своей редакции.

Является ли правильным в указанных условиях, стропальщикам и машинистам кранов мостового типа, грузоподъёмностью до 2 тонн сдавать экзамен только по охране труда? Если да, то укажите ссылку на пункт Правил, где указано это требование применимо к описанным условиям в организации.  

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), для организации эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов, не относящихся к потенциально опасным объектам, по решению субъекта хозяйствования могут быть применены требования Правил.

При применении требований Правил к грузоподъемным кранам, не относящимся к потенциально опасным объектам, должны выполняться требования раздела III «Эксплуатация грузоподъемных кранов» Правил, в том числе требования пункта 347 Правил, согласно которому к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, строповке грузов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию, прошедшие медицинский осмотр, проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Учитывая изложенное, в условиях, когда субъект хозяйствования применил требования Правил к грузоподъемным кранам, не относящимся к потенциально опасным объектам, машинисты крана и стропальщики должны проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Проверка знаний по вопросам промышленной безопасности машинистов крана и стропальщиков проводится не реже одного раза в 12 месяцев в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, создаваемой в субъекте хозяйствования в соответствии с Инструкцией о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Согласно пункту 179 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь запрещается наполнение на АГЗС баллонов, не предназначенных для использования на автотранспортных средствах, за исключением работ по отбору СУГ в баллоны для последующего определения их плотности. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.1.16 СН 3.02.14-2020 «Автозаправочные станции» на территории МАЗС, АГЗС допускается использование газораздаточных колонок, установленных на АГЗС, для заполнения бытовых газовых баллонов объемом до 50 л в установленных случаях.

Просим разъяснить возможность установки на АГЗС газораздаточных колонок, предназначенных для заполнения бытовых газовых баллонов.

Показать ответ 

Требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности при наполнении бытовых газовых баллонов на газонаполнительных станциях, газонаполнительных пунктах, определены Правилами по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила), Правилами по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7.

В соответствии с пунктом 13.13.3 СН 4.03.01-2019 «Газораспределение и газопотребление» здания, резервуары, трубопроводы, оборудование и контрольно-измерительные приборы, предусматриваемые для АГЗС, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к аналогичным объектам и коммуникациям газонаполнительных станций (газонаполнительных пунктов).

Таким образом, при установке на АГЗС газораздаточных колонок, предназначенных для заполнения бытовых газовых баллонов, следует руководствоваться СН 3.02.14-2020 «Автозаправочные станции», СН 4.03.01-2019 «Газораспределение и газопотребление» и указанными требованиями по обеспечению промышленной безопасности при заполнении такого оборудования. В случае соответствия АГЗС данным требованиям полагаем возможным заполнение стальных газовых баллонов, предназначенных для использования в бытовых целях.

Вопрос внесения изменений в пункт 179 Правил будет рассмотрен при планируемой в 2022 году комплексной переработке Правил, в том числе с учетом практики применения требований пункта 4.1.16 СН 3.02.14-2020 «Автозаправочные станции».

По вопросу официального толкования СН 3.02.14-2020, СН 4.03.01-2019 следует обращаться в Министерство архитектуры и строительства как в орган, их утвердивший.

Требуется ли при входном контроле кранов шаровых, применяемых на объекте строительства газораспределительной системы и газопотребления, перед их установкой проводить испытания строительно-монтажной организацией?

Показать ответ 

Согласно СТБ 1306-2002 «Строительство. Входной контроль продукции. Основные положения» входной контроль поступивших потребителю (заказчику) сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, строительных материалов и изделий проводит потребитель (заказчик) при приемке от поставщика закупаемой продукции с целью установления соответствия продукции требованиям нормативно-технической документации и (или) договора (контракта) на поставку.

Порядок проведения входного контроля, в том числе необходимость проведения испытаний оборудования, должен быть регламентирован документом предприятия-потребителя (стандарт предприятия, документ системы качества и другие).

Пункты 35, 36 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6, не устанавливают требований к обязательному проведению испытаний оборудования при входном контроле.

Перед монтажом на объекте строительства кранов шаровых строительно-монтажной организацией осуществляется входной контроль передаваемой продукции с составлением актов установленной формы.

При этом следует обращать внимание на наличие маркировки на корпусе арматуры.

 

 

В мини-котельной предприятия запланирована замена котлов «Альфа-Калор» 50ЗП мощностью 50 кВт каждый на котлы BOSCH Cordens GC 9000-50 единичной мощностью 50 кВт без применения сварочных работ. Требуется ли в данном случае разработка проекта и заключение государственной экспертизы проектной документации.

Показать ответ 

Замена газоиспользующего оборудования (газовых котлов единичной мощностью 50 кВт), эксплуатируемого на потенциально опасных объектах газопотребления, на аналогичное оборудование (однотипной конструкции) без внесения изменений в конструкцию объекта, схему трубопроводов, систему автоматики безопасности, сигнализации, регулирования, дымоудаления, контрольно-измерительные приборы, в том числе без применения сварочных работ возможна без разработки проектной документации.

При этом работы по установке и снятию заглушек, отсоединению от газопроводов агрегатов, оборудования и отдельных узлов согласно подпункту 594.4 пункта 594 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее - Правила), относятся к газоопасным и проводятся по наряду-допуску на газоопасные работы.

Газоопасные работы, связанные с отключением и последующим включением подачи газа на объект, проводятся по специальному плану, разработанному газоснабжающей организацией и утвержденному ее техническим руководителем, в соответствии с пунктами 602 – 605 Правил. Согласно пункту 65 Правил сведения о ремонтах, замене оборудования, техническом перевооружении внутренних газопроводов объектов газопотребления должны заноситься в ремонтные журналы с указанием даты проведения, характера работ и результатов произведенных работ согласно графикам, утвержденным техническим руководителем эксплуатирующей организации.


Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики

Разъясните порядок регистрации автомобильных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов

Показать ответ 

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор), в установленном порядке осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.

В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее - государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее - регистрирующие подразделения), в соответствии с положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2014 № 117.

Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктом 20.18.4 пункта 20.18 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 02 2012 № 156, следующие документы:

  • заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, https://gospromnadzor.mchs.gov.by/formy-dokumentov/);

  • копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления владельца потенциально опасного объекта (за исключением регистрации (внесения изменений в документы, связанные с регистрацией) механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов);

  • сведения о регистрации транспортного средства в Государственной автомобильной инспекции МВД или регистрационных подразделениях государственных органов (указываются в заявлении);

  • сведения о прохождении государственного технического осмотра (указываются в заявлении);

  • эксплуатационные документы (паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты) - для стационарно установленных цистерн, клетей;

  • сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие специализированного транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Владелец специализированного транспортного средства, отработавшего расчётный (нормативный) срок службы, не прошедшего техническое диагностирование или не допущенного к дальнейшей эксплуатации по результатам технического диагностирования, в установленном порядке обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.

Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре не допускается.

Когда нужен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов?

Показать ответ 

Пунктом 413 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 и главой 21 Указа Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности»
от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Указ № 530) предусмотрено заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

Классы опасных грузов, в отношении которых заключается договор обязательного страхования, определены согласно приложению 2 к Указу № 530.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов НЕ распространяется на:

  • международные перевозки опасных грузов за пределами Республики Беларусь;

  • перевозки опасных грузов, осуществляемые в ходе проведения проверок боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей Вооружённых Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы Республики Беларусь, иных войск, государственных воинских формирований и военизированных организаций, а также в ходе проведения разведывательно-поисковых (поисковых) действий, специальных (режимных) мероприятий органами пограничной службы Республики Беларусь;

  • перевозки опасных грузов, осуществляемые в ходе выполнения задач по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся боеприпасов, проведения работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожения.

ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» занимается реализацией нефтепродуктов и газа на территории Республики Беларусь, для доставки на АЗС опасных грузов своего транспорта у нас нет, в связи с чем, заключаются тендерные договоры на определенный срок с Белорусскими транспортными компаниями имеющими разрешительные документами и способными своевременно доставлять необходимый груз.

К нам обратилась транспортная компания из Российской Федерации о возможности перевозки ими нефтепродуктов с наших НГК и Нефтебаз на наши АЗС на всей территории Республики Беларусь.

Большая просьба, дать информацию о возможности работать Российской транспортной компании своим транспортом на территории Республики Беларусь.

Какие разрешительные документы им необходимо иметь?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 3 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61, международные перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь осуществляются с соблюдением требований, установленных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Возможность каботажных автомобильных перевозок опасных грузов на территории государств-членов Евразийского экономического союза предусмотрена Решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 13 «О программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы».

Каботажные автомобильные перевозки грузов по территории государства-члена допускаются перевозчиками, зарегистрированными в других государствах-членах, только после завершения международной перевозки грузов автомобильным транспортом на территории этого государства-члена.

Осуществление каботажной автомобильной перевозки грузов транспортным средством перевозчика, зарегистрированного на территории одного государства-члена, прибывшим на территорию другого государства-члена порожним, не допускается.

Каботажные автомобильные перевозки опасных грузов на территории государств-членов запрещены.

Таким образом, перевозка опасных грузов, осуществляемая в интересах ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» автомобилями транспортной компании Российской Федерации, возможна только при международных перевозках: страна грузоотправитель – Российская Федерация, грузополучатель – Республика Беларусь.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Требуется ли лицензия на деятельность в области промышленной безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию промышленного электронного оборудования (частотные преобразователи, панели управления, контроллеры, блоки питания, инверторы, блоки управления, промышленные компьютеры и т.д.), входящего в качестве узлов и блоков в состав технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах:

1. Объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки;

2. Подъемные сооружения;

3. Горные выработки диаметром от 1200 мм и более, на которых ведутся подземные горные работы;

4. Объекты, на которых осуществляется бурение скважин, предназначенных для использования геотермальных ресурсов недр.

Показать ответ 

Виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), составляющие их работы и (или) услуги, а также порядок получения лицензий определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с Положением в число работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, включены работы (услуги) по наладке, обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств, перечни которых определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – постановление № 614).

Ряд разделов перечня, утвержденного постановлением № 614, содержит потенциально опасные объекты и (или) эксплуатируемые на них технические устройства, относящиеся к промышленному электронному оборудованию: системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники; приборы контроля и регулирования технологических процессов, газоанализаторы, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9; приборы и устройства безопасности грузоподъемных кранов; оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов, эскалаторов, конвейеров пассажирских; системы автоматики безопасности и регулирования котлов и их горелок и пр.

С учетом изложенного, для выполнения работ по техническому диагностированию, ремонту, наладке и обслуживанию промышленного электронного оборудования (частотные преобразователи, панели управления, контроллеры, блоки питания, инверторы, блоки управления, промышленные компьютеры и т.д.), входящего в качестве узлов и блоков в состав технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, наличие соответствующего специального разрешения (лицензии) обязательно.

 

В связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2020 № 595 просим дать разъяснения по следующим вопросам.

Согласно новой редакции подпункта 12.3 пункта 12 Перечня потенциально опасных объектов литейного производства исключен такой критерий потенциально опасных объектов литейного производства как максимальный объем расплава 0,5 тонн и более. Следует ли из этого необходимость в обязательном порядке внести дополнение в лицензию при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения проектирования, монтажа, ремонта, наладки, обслуживания объектов литейного производства с применением оборудования, рассчитанного на максимальный объем расплава менее 0,5 тонн, в частности: плавильно-раздаточная печь сопротивления на 200 кг, индукционная плавильная печь емкостью тигля менее 0,5 тонн.

Необходимо ли в обязательном порядке внести изменения в лицензию по включению в разделы ремонт, проектирование, монтаж, наладка, обслуживание потенциально опасных объектов литейного производства перечня технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, являющихся составными частями потенциально опасных объектов (например, установки для наклона печей, аккумуляторные станции, гидравлические станции, вентиляционные установки, вентиляционные панели, камеры прессования пресс-форм, манипуляторы для заливки металла, удаления отливок, смазки пресс-форм, изложницы), если в настоящее время в лицензии указаны только потенциально опасные объекты и не указаны перечни технических устройств.

Необходимо ли в обязательном порядке внести (в соответствии с пунктами 5 и 66 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности) с момента вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2020 года № 595 изменения в лицензию по исключению из разделов ремонт, проектирование, монтаж, наладка, обслуживание потенциально опасных объектов литейного производства формулировки «с применением оборудования, рассчитанного на максимальный объем расплава 0,5 тонны и более».

Показать ответ 

Наименования потенциально опасных объектов, указанных в ранее выданных лицензиях не могут быть изменены на основании постановления № 595, поскольку они определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З
«О промышленной безопасности».

С учетом изложенного:

в настоящее время нет оснований для обязательного внесения дополнений и/или изменений в лицензии в связи со снятием ограничений по максимальному объему расплава, на который рассчитано оборудование объектов литейного производства;

если в лицензии указаны потенциально опасные объекты литейного производства без перечисления относящихся к ним технических устройств, лицензиат вправе выполнять работы (оказывать услуги) по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту данных потенциально опасных объектов, включая все эксплуатируемые на них технические устройства;

 В дополнение сообщаем, что разъяснения по порядку действий субъектов промышленной безопасности после вступления в силу постановления № 595 размещены в открытом доступе на Интернет-ресурсе Госпромнадзора https://gospromnadzor.mchs.gov.by/ под заголовками «Вниманию организаций, имеющих разрешение (свидетельство)! Изменен перечень технических устройств!», «Вниманию лицензиатов! Изменен перечень технических устройств!».

Что необходимо для получения удостоверения пиротехника и с какого возраста его можно получить?
Показать ответ 

В соответствии с требованиями пункта 102 Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. № 32 (далее – Правила), к работе с пиротехническими изделиями допускаются лица мужского пола не моложе 20 лет и имеющие единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника и прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке.

В соответствии с требованиями пункта 103 Правил квалификация «взрывник» или «пиротехник» может присваиваться лицам, прошедшим обучение по соответствующей программе, сдавшим квалификационные экзамены и получившим единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника.

Одновременно информируем, что с 1 марта 2021 г. вступает в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 ноября 2020 № 102 «Об изменении постановления Министерства труда Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. № 71», согласно которому Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих дополняется специальностью «пиротехник фейерверочных показов», в котором будут указаны предъявляемые квалификационные требования.

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

Показать ответ 

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Показать ответ 

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

Показать ответ 

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности

| Все вопросы рубрики

Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

В частности, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» имеет специальное разрешение (лицензию) №33133/2457-1 от 09.04.2014 на право обслуживания котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, и газопотребляющего оборудования.

Согласно п. 231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением: «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: назначить приказом по организации из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требований настоящих Правил, лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;».

Лица, назначенные приказом прошли проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме ТНПА и ЛНПА и допущены в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов, сосудов в 2018 году (протоколы проверки знаний в настоящее время являются действующими). Изменений в ТНПА, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, не вносилось.

В то же время, в конце 2018 года изменилось название программ проверки знаний «Бондаренко»: «Правила промышленной безопасности сосудов под давлением (отв. за ИС и БЭ, обслуживание), «Правила безопасности котлов (отв. за ИС и БЭ, обслуживание)».

Требуется ли назначенным специалистам до истечения срока действующих протоколов пройти проверку знаний по новой программе в обязательной порядке. Также просим дать пояснение по специалистам, назначенным в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения, в связи с такими же изменениями в программе проверки знаний «Бондаренко».



Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

Проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения (далее – ответственных лиц) проводится в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции в следующих случаях:

  • при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, - не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности;

  • по требованию органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, управления деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде - в сроки, установленные этими органами;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года - не позднее месяца со дня окончания такого перерыва.

Исходя из вышеизложенного, прохождение проверки знаний ответственных лиц до истечения срока действующих протоколов проверки знаний по причине применения в этот период других (новых) программ для проверки знаний этих лиц не требуется.

Предприятие не имеет сосудов и оборудования под давлением подлежащих регистрации в Промнадзоре. Лицо ответственное прошел обучение в учебном центре “РИВШ” по программе “Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением." Прошел проверку знаний в учебном центре “РИВШ” без участия в комиссии представителя Промнадзора.

Прошу разъяснить вопрос : необходима ли в подобной ситуации проверка знаний лица ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением в комиссии с участием представителя Промнадзора или проверка знаний в Промнадзоре.

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее − лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

Согласно пункту 16 Инструкции первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходят лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.

Участие представителя Госпромнадзора в проверке знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию, проводимой в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, не требуется.

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть