На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

На предприятии эксплуатируется опасный производственный объект (ОПО) II типа опасности «Производственная площадка цеха углеродных волокнистых материалов, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасны х сред и используются опасные вещества, горючие жидкости, используемые в технологическом процессе в количестве 566,85 тонн».

В составе ОПО имеются взрывоопасные технологические блоки III категории взрывоопасности, в том числе блоки с относительным энергетическим потенциалом Qв<9. В разработанные планы локализации и ликвидации аварий и инцидентов (ПЛА) ОПО (склад ацетона, отделение отмывки и пропитки, отделение регенерации ацетона) включены только блоки с (Qв >9, т.е. блоки, зарегистрированные как потенциально опасные объекты в соответствии с приложением 2 к Закону «О промышленной безопасности».

Необходимо ли в ПЛА включать блоки с Qв<9, не относящиеся к потенциально опасным объектам?

Показать ответ 

При проектировании взрывоопасного производства (объекта) проектной организацией в целях снижения тяжести последствий взрывов при авариях на технологических системах осуществляется разделение на блоки с установкой на основных технологических потоках между блоками быстродействующих запорных органов. При разделении систем на блоки предусматривается с учетом технологической возможности ограничение объемов обращающихся в блоке опасных веществ, которые могут быть выброшены в окружающую среду при внезапной разгерметизации оборудования. Как правило, взрывоопасные производства и объекты имеют в составе технологические блоки с различными характеристиками взрывоопасности, требования Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 54 (далее - Правила) распространяются на всю технологическую систему. При этом по отдельным позициям для блоков первой и второй категории взрывоопасности требования Правил выше по сравнению с блоками третьей категории.

Согласно требованиям пункта 308 Правил, для каждого опасного производственного объекта, имеющим в своем составе блоки I, II и III категорий взрывоопасности должны быть разработаны планы локализации и ликвидации аварий и инцидентов (далее - ПЛА).

ПЛА разрабатывается с целью определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития, планирования действий персонала и специализированных служб на различных уровнях развития аварийных ситуаций; определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; создания аварийного запаса необходимых средств индивидуальной защиты и технической оснащенности.

При не включении в ПЛА всех взрывоопасных технологических блоков прогнозирование сценариев возникновения и развития аварий будет неполное, не будут определены действия персонала, способы и средства предупреждения, локализации аварий и инцидентов на отдельных стадиях технологического процесса.

Учитывая, что потенциально опасными объектами являются объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, а не отдельные взрывоопасные технологические блоки, в ПЛА также требуется включать блоки с Qв менее 9 входящие в состав опасного производственного объекта.

 

В соответствии с Законом «О промышленной безопасности» на предприятии эксплуатируются объекты и производства, отнесенные к опасным производственным объектам, потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности и эксплуатируемым на них технических устройствах.

На основании требований пункта 55 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 г. № 54:

Эксплуатация (применение) потенциально опасных объектов, технических устройств на взрывоопасных технологических объектах должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь в области промышленной безопасности, а также технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», технического регламента Таможенного союза 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», технического регламента Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

На основании вышеизложенного, просим дать разъяснения требований законодательства в области промышленной безопасности в части:

Какие необходимо иметь разрешительные документы изготовителям (поставщикам) прокладочных изделий и уплотнительных материалов, отнесённых к техническим устройства, эксплуатируемым на потенциально опасных объектах, подлежащих экспертизе промышленной безопасности.

Показать ответ 

Перечень опасных производственных объектов определен Приложением 1 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены перечнем потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности Приложение 2 к Закону, а также перечнем потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В отношении технических устройств, прокладочных изделий и уплотнительных материалов не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Согласно пунктам 20.1.1., 20.1.4. пункта 20.1. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 № 156 (пункту 19.19.1. в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548) для возможности применения прокладочных изделий и уплотнительных материалов на потенциально опасных объектах у изготовителя должно быть в наличии действующее разрешение (свидетельство) Госпромнадзора.

 

Прошу разъяснить требования Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 в части объема контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода.     

Показать ответ 

Согласно требованиям пункта 164 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 (далее – Правила), сварные швы после сварки и термообработки (если требуется) подвергают контролю. Методы и объем контроля установлены согласно приложению 16. Неразрушающему контролю подвергают наихудшие по результатам внешнего осмотра сварные швы по всему периметру трубы. Число контролируемых сварных швов определяется технической документацией на объект, но во всех случаях должно быть не ниже установленной согласно приложению 17.

Объем контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля в % от общего числа сваренных каждым сварщиком при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода, входящего в перечень трубопроводов, обозначенный в пункте 1 Правил, следует принимать, как и при ремонте.


 

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Необходимо ли получение лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности для разработки конструкторской документации на опытные образцы горелок, изготовления опытных образцов горелок, комбинированных горелок, разработки систем автоматического управления и противоаварийной защиты горелок?

Показать ответ 

Согласно Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и/или услуги по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию, определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее ˗ Перечни).

Работы и/или услуги по изготовлению потенциально опасных объектов, технических устройств, а также работы и/или услуги связанные с проектированием, разработкой конструкторской документации газогорелочных устройств лицензированию в области промышленной безопасности не подлежат.

Нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, которые являются обязательными для соблюдения в области промышленной безопасности, не устанавливают требования к «опытным образцам».

Согласно подпункту 19.19.1. пункта 19.19. единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений (свидетельств) на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов или технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах. Таким образом, разрешение (свидетельство) на право изготовления опытных образцов горелочных устройств и систем автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты горелок не требуется.

Также сообщаем, что на горелки газовые и комбинированные (кроме блочных), жидкотопливные, встраиваемые в оборудование, предназначенное для использования в технологических процессах, а также применяемое на опасных производственных объектах распространяются требования технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», в том числе при их разработке (проектировании), изготовлении, а также требования технического регламента Таможенного союза 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе».

Предприятие планирует организовать производство кислорода с затариванием в баллоны емкостью 40 литров. Какие требования по сертификации предъявляются к установке? Какой нормативной документацией нужно руководствоваться в процессе получения разрешительных документов?

Показать ответ 

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Перечни).

Установки для наполнения баллонов с кислородом емкостью 40 литров, а также сосуды, включая баллоны емкостью менее 100 литров, работающие под давлением пара (газа), согласно Перечням,
экспертизе промышленной безопасности не подлежат.

В соответствии с единым перечнем административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право их изготовления не требуется.

По вопросу оценки соответствия указанной установки рекомендуем обратиться в орган по оценке соответствия. Единый реестр органов по оценке соответствия размещен на официальном интернет-сайте портала общих информационных ресурсов и открытых данных https://portal.eaeunion.org. Госпромнадзор аккредитованным органом по сертификации не является.

Организация эксплуатирует котел-утилизатор с высокотемпературным органическим теплоносителем. Планируется проведение ремонта обмуровки на потолке топочного пространства котла.

Требуется ли разработка проекта на выполнение ремонта обмуровки потолка топочного пространства?

Необходимо ли организации, разрабатывающей проект ремонта, иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования, а также каких технических устройств на потенциально опасных объектах, работающих под давлением?

Необходимо ли организации, проводящей ремонт обмуровки потолка топочного пространства с применением сварки крепежных элементов, иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части ремонта с применением сварки, а также каких технических устройств на потенциально опасных объектах, работающих под давлением?

Показать ответ 

Согласно Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение), лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и/или услуги по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию потенциально опасных объектов (далее – ПОО), технических устройств (далее – ТУ). Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности».

Разработка проекта ремонтных работ лицензированию в области промышленной безопасности не подлежит. Госпромнадзор не определяет требования к разработке проекта обмуровки топочного пространства указанного котла.

В названные перечни вошли ПОО, ТУ – элементы оборудования, работающего под избыточным давлением (сборочные единицы), и комплектующие к нему, выдерживающие воздействие давления. При выполнении работ по их ремонту требуется лицензия на деятельность в области промышленной безопасности.

В случае проведения ремонтных работ по восстановлению обмуровки потолка топочного пространства котла-утилизатора с высокотемпературным органическим теплоносителем с применением сварки крепежных элементов, организации, проводящей ремонтные работы, необходимо наличие лицензии на деятельность в области промышленной безопасности, если ремонт будет проводиться на элементах оборудования, испытывающих воздействие давления.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

Согласно п. 421 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов строительно-монтажные и другие работы должны выполняться по ППР, разработанному с учетом требований технических нормативных правовых актов и утвержденному в установленном порядке.

Согласно п. 422 Правил погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований актов законодательства и утвержденным владельцем грузоподъемного крана (производителем работ).

Прошу пояснить, какие требования по обучению и (или) проверке знаний, с точки зрения законодательства в области промышленной безопасности, предъявляются к разработчику (составителю) проектов производства работ и(или) технологических карт, а также лицу, которое утверждает (согласовывает) данные документы?
Показать ответ 

Пунктом 419 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), установлена обязанность владельца крана или производителя работ разрабатывать и выдавать на месте ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами и другие технологические регламенты (далее – ППР).

При этом Правилами и иными нормативными актами в области промышленной безопасности подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности для специалистов, разрабатывающих либо утверждающих ППР, не предусмотрена.

Дополнительно информируем, что требования к организации строительного производства, в том числе к разработке ППР, установлены строительными нормами СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12 ноября 2020 г. № 73.

Организация эксплуатирует лифты пассажирские и грузовые с внутренним управлением. Лифты не подключены к оборудованию диспетчерского контроля. На каждый лифт допущены к обслуживанию лифтеры (из штата основных работников, лифтер для них смежная профессия). Организацией заключен договор на обслуживание и ремонт со специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности. Прошу дать разъяснение: требуется ли организации, эксплуатирующей лифты, иметь разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части обслуживания лифтов, за исключением оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов?

Показать ответ 

Организации, эксплуатирующей лифты пассажирские и грузовые с внутренним управлением (далее – лифты), заключившей договор со специализированой организацией на обслуживание, ремонт лифтов, не требуется иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по обслуживанию лифтов.

Организация имеет специальное разрешение (лицензию) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области промышленной безопасности на ремонт потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств: грузоподъемных кранов (без права капитального ремонта): краны мостового типа, управляемые из кабины; краны мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи; расчетные металлоконструкции; грузозахватные органы; грузозахватные приспособления (стропы цепные, траверсы); тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве); без права оказания услуг, без применения сварки: краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъёмностью более 1 тонны; грузозахватные органы)).

В связи с тем, что расчетные металлоконструкции и грузозахватные органы являются неотъемлемой частью грузоподъемного крана, прошу пояснить:

1. Достаточно ли для соответствия лицензионным требованиям вышеприведенной лицензии только проверки знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов» или дополнительно требуется проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций грузоподъемных кранов» и проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузозахватных органов грузоподъемных кранов»?

2. Согласно п. 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов при проведении владельцем грузоподъемного крана работ по ремонту грузоподъемных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом. Требуется ли в таком случае ответственному лицу проходить дополнительно проверку знаний в качестве лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций и грузозахватных органов грузоподъемных кранов?

Показать ответ 

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, к числу лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам в области промышленной безопасности, относятся:

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие назначенных в установленном порядке из числа вышеуказанных работников не менее двух лиц, ответственных за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, заявленных к лицензированию (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности).

Согласно требованиям части второй пункта 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, при проведении владельцем грузоподъемного крана работ по ремонту грузоподъемных кранов они могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что указанные в обращении лицензионные требования будут соблюдены при наличии у специалиста, назначенного ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов, расчетных металлоконструкций, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, проверки знаний по следующим направлениям:

«Лица, ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии» или «Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузоподъемных кранов»;

«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузозахватных приспособлений грузоподъемных кранов»;

«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту тары, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов».

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Какие трубы, в том числе изготовленные из нержавеющих материалов, допускается применять для строительства газопроводов тепловых электростанций и газоэнергетических установок, в том числе с избыточным давлением природного газа более 1,2 МПа, пункты подготовки газа, дожимные компрессорные станции, и требуется ли согласование выбранных труб с Госпромнадзором?

Показать ответ 

В соответствии с единым перечнем административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – единый перечень), Госпромнадзор не осуществляет процедуры согласования применения технических устройств, в том числе труб, на объектах строительства потенциально опасных объектов.

Изготовитель труб, применяемых для строительства объектов газораспределительной системы и газопотребления, газопроводов и газового оборудование тепловых электростанций и газоэнергетических установок, в том числе с избыточным давлением природного газа более 1,2 МПа, пункты подготовки газа, дожимные компрессорные станции, должен иметь разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления конкретных моделей (типов) технических устройств (труб), эксплуатируемых (применяемых) на указанных потенциально опасных объектах, выданное в соответствии с подпунктом 19.19.1. единого перечня.

Проектирование объектов газораспределительной системы и газопотребления, газопроводов и газового оборудование тепловых электростанций и газоэнергетических установок, в том числе с избыточным давлением природного газа более 1,2 МПа, пункты подготовки газа, дожимные компрессорные станции, включая выбор труб для газопроводов, осуществляется в соответствии с требованиями СН 4.03.01-2019 «Газораспределение и газопотребление» (далее – СН 4.03.01-2019).

По вопросам разъяснения и применения строительных норм СН 4.03.01-2019 необходимо обращаться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь как в орган их утвердивший.


Какие трубы, в том числе изготовленные из нержавеющих материалов, допускается применять для строительства газопроводов тепловых электростанций и газоэнергетических установок, в том числе с избыточным давлением природного газа более 1,2 МПа, пунктов подготовки газа, дожимных компрессорных станций, и требуется ли согласование выбранных труб с Госпромнадзором?

Показать ответ 

В соответствии с Единым перечнем административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – Единый перечень), Госпромнадзор не осуществляет процедуры согласования применения технических устройств, в том числе труб, на объектах строительства потенциально опасных объектов.

Изготовитель труб, применяемых для строительства объектов газораспределительной системы и газопотребления, газопроводов и газового оборудование тепловых электростанций и газоэнергетических установок, в том числе с избыточным давлением природного газа более 1,2 МПа, пунктов подготовки газа, дожимных компрессорных станций, должен иметь разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления конкретных моделей (типов) технических устройств (труб), эксплуатируемых (применяемых) на указанных потенциально опасных объектах, выданное в соответствии с подпунктом 19.19.1. Единого перечня.

Проектирование объектов газораспределительной системы и газопотребления, газопроводов и газового оборудования тепловых электростанций и газоэнергетических установок, в том числе с избыточным давлением природного газа более 1,2 МПа, пунктов подготовки газа, дожимных компрессорных станций, включая выбор труб для газопроводов, осуществляется в соответствии с требованиями СН 4.03.01-2019 «Газораспределение и газопотребление» (далее – СН 4.03.01-2019).

По вопросам разъяснения и применения строительных норм СН 4.03.01-2019 необходимо обращаться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь как в орган их утвердивший (220048, г. Минск, ул. Мясникова, 39).

Необходимо ли наличие разрешения (свидетельства) Госпромнадзора для применения на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов коксо-минерального активатора (КМА), используемого при монтаже анодных заземлителей для снижения их переходных сопротивлений, а также используемого как наполнителя комплектных анодных заземлений?
Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 19.19.1. пункта 19.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, Госпромнадзор выдает разрешения (свидетельства) на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов или технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Перечень).

Коксо-минеральный активатор (КМА), используемый при монтаже анодных заземлителей и используемый как наполнитель комплектных анодных заземлений на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов в Перечень не входит.

Таким образом, получение разрешения на право изготовления КМА для эксплуатации (применения) на указанных потенциально опасных объектах не требуется.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики
Какие разрешительные документы необходимы для перевозки цианида натрия из Российской Федерации в Республику Беларусь?
Показать ответ 

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» введен разрешительный порядок, который реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, согласно приложению № 19 (далее - Положение).

Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, включенных в раздел 2.13 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (цианид натрия входит в указанный перечень).

Справочно. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2016 г. № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (220030, г. Минск, ул. Кирова, 8, корп.1).

В том случае, если страной происхождения цианида натрия является Российская Федерация, то в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года, пунктом 9 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» лицензия на ввоз (импорт) цианида натрия не требуется (государства-члены Евразийского экономического союза не применяют меры нетарифного регулирования во взаимной торговле).

Для ввоза на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации цианистого натрия заключение (разрешительный документ), выдаваемое Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь в соответствии с подпунктом 25.10.5. пункта 25.10. единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, не требуется.


Какой порядок регистрации механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов?

Показать ответ 

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) в соответствии с Положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 117 (далее – Положение о порядке регистрации), осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.

В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее – государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее – регистрирующие подразделения), в соответствии с Положением о порядке регистрации.

Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктами 5.20.1-5.20.3 пункта 5.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, следующие документы:

заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, gospromnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/652/obrazets-zayavleniya-f10-ts-_dopog_.docx  , а также в приложениии 2 к Положению о порядке регистрации);

для цистерн – эксплуатационные документы (свидетельство о проверке, паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты), а для цистерн, изготовленных после 27 марта 2022 г., – официальное утверждение типа;

сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, проводится в случае изменения сведений, указанных в регистрационной карточке.

В этом случае владелец обязан в месячный срок обратиться в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств.

После внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владельцу выдается новая регистрационная карточка.

Владелец специализированного транспортного средства, в отношении которого не проведена проверка цистерны и которое
не допущено к дальнейшей эксплуатации, обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.

Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре
не допускается.

Какие документы должны быть у водителя, осуществляющего перевозку опасного груза во внутриреспубликанском сообщении?


Показать ответ 

Водители, осуществляющие перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе:

  • водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством;

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;

  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

  • разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;

  • разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством;

  • свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов (для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU);

Справочно: транспортное средство типов EX/II, EX/III – транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий;

транспортное средство типа FL – транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60 °C (за исключением дизельного топлива, газойля и топлива печного легкого) в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или средство-батарея общей вместимостью 1 м3, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся газов;

транспортное средство типа AT – транспортное средство, кроме транспортного средства EX/III, FL, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3, или транспортное средство-батарея общей вместимостью более 1 м3, кроме транспортного средства FL;

транспортное средство типа MEMU – транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов, не являющихся взрывчатыми;

  • свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;

  • регистрационную карточку транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;

  • информационную карточку;

  • копию документа, подтверждающего проведение проверки цистерны;

  • товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;

  • номера телефонов специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

  • письменные инструкции;

  • паспорт безопасности на перевозимый опасный груз.

Справочно. Паспорт безопасности вещества на конкретный опасный груз или группу опасных грузов разрабатывается и утверждается организацией-изготовителем опасного вещества или грузоотправителем.

Паспорт безопасности вещества – документ, в котором содержатся необходимые достоверные сведения о физических характеристиках (температура плавления, температура кипения, температура воспламенения и иные характеристики), токсичности, химической активности, условиях хранения, перевозки, влиянии на здоровье людей, способах оказания первой помощи, использовании защитного снаряжения и спецсредств, методах обезвреживания и утилизации вещества).

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

У субъекта есть сертификат Российской Федерации по ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Нужно ли его подтверждать или он действует в Республике Беларусь?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 2 предисловия к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», ТР ТС 012/2011 устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах в целях обеспечения свободного перемещения указанного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В статье 3 ТР ТС 012/2011 указано, что оборудование для работы во взрывоопасных средах, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 012/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами Евразийского экономического союза, действие которых распространяется на данное оборудование.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Союз), продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Данные положения не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Таким образом, при наличии действующего документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 012/2011 (сертификат соответствия), оформленного в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления», прохождение дополнительных процедур подтверждения соответствия на территории Республики Беларусь не требуется.

Просим дать разъяснение о необходимости участия представителя Госпромнадзора при приемке объектов капитального ремонта скважин Осиповичского ПХГ №№ 102, 103, 104, 105, 106 после замены устьевого оборудования (колонной головки и фонтанной арматуры).

Показать ответ 

Действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлена необходимость участия представителей Госпромнадзора в приемке объектов капитального ремонта скважин подземных хранилищ газа. 


Предприятие выполнило работы по проектированию (конструированию) установок центробежного литья роликового типа двух типоразмеров с максимальной массой заливаемого расплава менее 0,5 т.

Просим дать разъяснение о необходимости получения разрешения Госпромнадзора на изготовление установок центробежного литья исключительно для собственного потребления и использования на собственном литейном участке.

Показать ответ 

На основании статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности выдаются Госпромнадзором в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Согласно подпункту 19.19.1 пункта 19.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, Госпромнадзор выдает разрешение (свидетельство) на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов или технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах.

В соответствии с подпунктом 14.3 пункта 14 приложения 2 к Закону к потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности относятся литейные производства с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава
0,5 тонны и более.

Так как спроектированная установка центробежного литья роликового типа рассчитана на максимальную массу заливаемого расплава менее 0,5 тонны, то она не относится к потенциально опасным объектам, и, следовательно, разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право ее изготовления не требуется.

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Согласно приложению 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности», а также в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614 определен перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, в отношении которых выполнение работ подлежит лицензированию.

В перечне технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, имеются компрессоры и компрессорные агрегаты.

Просим Вас разъяснить подлежит ли лицензированию в области промышленной безопасности выполнение работ по наладке, обслуживанию и ремонту привода компрессора (паровая турбина, газовая турбина, электродвигатель), а также вспомогательного оборудования (маслонасосы, конденсатные насосы) компрессорного агрегата.

Показать ответ 

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь  от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и/или услуги по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностированию и ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию в области промышленной безопасности, определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Компрессоры и компрессорные агрегаты включены в перечень технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, сюда же кроме прочего включены насосы и насосные агрегаты.

Согласно ГОСТ 28567-90 «Компрессоры. Термины и определения»:

  • компрессор – энергетическая машина или устройство для повышения давления и перемещения газа или их смесей (рабочей среды);

  • компрессорный агрегат – компрессор (или компрессоры) с приводом;

  • компрессорная установка – компрессорный агрегат с дополнительными системами, обеспечивающими его работу;

  • привод компрессора – двигатель компрессора и устройства для передачи подводимой энергии компрессору.

Работа компрессорного агрегата без дополнительного оборудования (такого как маслонасосы, конденсатные насосы) не возможна.

Согласно изложенному, на выполнение работ по наладке, обслуживанию и ремонту привода компрессора, а также вспомогательного оборудования компрессорного агрегата, эксплуатируемого на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, необходимо иметь лицензию Госпромнадзора.

 

 

Прошу разъяснить требования законодательства о необходимости получения лицензии или разрешения (свидетельства) Госпромнадзора на право проведения технического диагностирования сосудов, работающих под избыточным давлением (баллонов для сжатого воздуха, кислорода, азота, аргона, гелия, обезвоженной углекислоты емкостью до 80 л и давлением до 40 МПа).

Показать ответ 

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, одним из видов работ (услуг), составляющих деятельность области промышленной безопасности, является техническое диагностирование потенциально опасных объектов.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию в области промышленной безопасности, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В названные перечни в качестве потенциально опасных объектов включены стационарно установленные баллоны емкостью более 100 литров, работающие под давлением пара (газа) более 0,07 МПа.

Исходя из вышеизложенного, баллоны емкостью до 80 литров потенциально опасными объектами в области промышленной безопасности не являются и работы по выполнению технического диагностирования баллонов емкостью до 80 литров лицензированию в области промышленной безопасности не подлежат.

Просим разъяснить необходимость получения лицензии на:

  • проектирование систем автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронной-вычислительной и (или) микропроцессорной техники;

  • трубопроводы пара и горячей воды с рабочим давлением более 0,07 Мпа и температурой воды свыше 115 °С,

для выполнения предпроектных (прединвестиционных) и проектных работ по объекту «Изменение схемы подготовки питательной и котловой воды комбинированной установки каталитического крекинга».

Показать ответ 

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности подлежит деятельность, связанная с потенциально опасными объектами, техническими устройствами.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В случае если при проектировании объекта «Изменение схемы подготовки питательной и котловой воды комбинированной установки каталитического крекинга» работы будут включать проектирование (внесение изменений в проекты) потенциально опасных объектов, технических устройств, данные работы будут подлежать лицензированию в области промышленной безопасности.

На основании вышеизложенного, при проектировании системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной технике объектов и производств с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, равно как и при проектирования трубопроводов пара и горячей воды с рабочим давлением более 0,07 МПа и температурой воды выше 115 оС I категории с номинальным диаметром более 70 мм, II и III категорий с номинальным диаметром более 100 мм необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности

| Все вопросы рубрики

Учреждение образования просит дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Надо ли проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора преподавателям учреждения образования, которые читают лекции, принимают экзамен по рабочим профессиям, читают лекции для специалистов в части кранов, лифтов, сосудов, работающих под давлением, зерну, трубопроводам, газу и т.д.?

2. Надо ли проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора преподавателям учреждения образования, если они являются председателем и членами комиссии по проверке знаний по вопросам промышленной безопасности учреждения образования в части кранов, лифтов, сосудов, трубопроводов, газа, зерна и т.д. у рабочих согласно заявке предприятия, организации?

Показать ответ 

Согласно пункту 4 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, (далее – Инструкция) установлен перечень лиц, подлежащих проверке знаний по вопросам промышленной безопасности. Преподаватели учреждений образования, осуществляющие теоретическую подготовку по вопросам промышленной безопасности, в указанный перечень не входят и, следовательно, проверке знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора не подлежат.

Пунктом 21 Инструкции предусмотрено, что при невозможности создания комиссии субъекта промышленной безопасности (недостаточном количестве работников субъекта промышленной безопасности, которые могут являться членами комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности) проверка знаний рабочих может проводиться в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования.

В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке создания комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, комиссия учреждения образования создается приказом руководителя учреждения образования. В состав комиссии учреждения образования включаются педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.

В связи с вышеизложенным прохождение проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора для преподавателей учреждений образования, являющихся председателем и (или) членами комиссии учреждения образования по промышленной безопасности, постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 не предусмотрено.

Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

В частности, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» имеет специальное разрешение (лицензию) №33133/2457-1 от 09.04.2014 на право обслуживания котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, и газопотребляющего оборудования.

Согласно п. 231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением: «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: назначить приказом по организации из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требований настоящих Правил, лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;».

Лица, назначенные приказом прошли проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме ТНПА и ЛНПА и допущены в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов, сосудов в 2018 году (протоколы проверки знаний в настоящее время являются действующими). Изменений в ТНПА, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, не вносилось.

В то же время, в конце 2018 года изменилось название программ проверки знаний «Бондаренко»: «Правила промышленной безопасности сосудов под давлением (отв. за ИС и БЭ, обслуживание), «Правила безопасности котлов (отв. за ИС и БЭ, обслуживание)».

Требуется ли назначенным специалистам до истечения срока действующих протоколов пройти проверку знаний по новой программе в обязательной порядке. Также просим дать пояснение по специалистам, назначенным в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения, в связи с такими же изменениями в программе проверки знаний «Бондаренко».



Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

Проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения (далее – ответственных лиц) проводится в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции в следующих случаях:

  • при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, - не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности;

  • по требованию органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, управления деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде - в сроки, установленные этими органами;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года - не позднее месяца со дня окончания такого перерыва.

Исходя из вышеизложенного, прохождение проверки знаний ответственных лиц до истечения срока действующих протоколов проверки знаний по причине применения в этот период других (новых) программ для проверки знаний этих лиц не требуется.

Предприятие не имеет сосудов и оборудования под давлением подлежащих регистрации в Промнадзоре. Лицо ответственное прошел обучение в учебном центре “РИВШ” по программе “Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением." Прошел проверку знаний в учебном центре “РИВШ” без участия в комиссии представителя Промнадзора.

Прошу разъяснить вопрос : необходима ли в подобной ситуации проверка знаний лица ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением в комиссии с участием представителя Промнадзора или проверка знаний в Промнадзоре.

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее − лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

Согласно пункту 16 Инструкции первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходят лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.

Участие представителя Госпромнадзора в проверке знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию, проводимой в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, не требуется.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Facebook
Facebook
Instagram
Instagram
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть