На сайт МЧС

Надзор за оборудованием, работающим под давлением, и подъемными сооружениями

Период становления котлонадзора в БССР и Госгортехнадзора БССР приходится на 1950-е гг. В это время бурно развивается промышленность, строительство и, как следствие, увеличивается количество эксплуатируемых котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, подъемных сооружений.

Несмотря на многочисленные трудности, с которыми пришлось столкнуться, молодой коллектив инспекторов котлонадзора Госгортехнадзора БССР работал профессионально и с большим энтузиазмом. Так, в 50-60-е годы в эксплуатации находились в основном объекты довоенного изготовления, морально и физически устаревшие, имевшие дефекты и неисправности.

Ветеран Госпромнадзора В.Г.Левашкевич, под контролем которого находились объекты котлонадзора Могилевской области, вспоминал: «Я начал работать инспектором котлонадзора с 1957 года. <> котлы в то время были почти все старых конструкций довоенного изготовления, как, например, локомобили П-38, П-75, ВГД-28/8, ланкаширские и т.п. <> Выявлялось много дефектов, без вскрытия которых мог произойти взрыв котла с тяжелыми последствиями. Вспоминается такой случай. При внутреннем осмотре жаротрубного котла на швейной фабрике в г.Бобруйске выявлена толщина жаровой трубы в пределах 0,5-1,5 мм. Включи такой котел в работу – и неминуемо последовал бы взрыв. Приходилось очень тщательно проверять техническое состояние и результаты не заставляли себя ждать. За десять лет в Могилевской области не было взрыва ни одного котла».

Инспекторам котлонадзора приходилось контролировать объекты по всей республике. Ввиду малочисленности инспекторского состава в командировках приходилось бывать по 20-25 дней в месяц. Проблемы возникали и с транспортным обеспечением – на объекты приходилось добираться на лошадях, иногда даже пешком.

Инспекторы Госгортехнадзора БССР не только осуществляли проверки, но и изучали особенности поднадзорного оборудования, выявляли конструктивные недостатки.

Так, инспекторам совместно с представителями завода-изготовителя и проектной организации удалось выявить причину взрывов котлов Е 1/9. По инициативе Госгортехнадзора БССР Госгортехнадзор СССР обязал завод-изготовитель изменить конструкцию крышки барабанов, увеличив толщину металла до 10 мм. Взрывы прекратились.

Проанализировав причины возникновения аварий при эксплуатации автоклавов, инспекторами Госгортехнадзора БССР совместно с коллегами из Госгортехнадзора СССР рекомендованы для применения специальные автоматические устройства для контроля за расширением металла сосудов, предложено проводить диагностирование автоклавов, отработавших определенный цикл. Принятые меры способствовали резкому снижению уровня аварийности при эксплуатации автоклавов.

Инспекторы Госгортехнадзора проявляли принципиальность и настойчиво требовали от руководителей предприятий замены котлов устаревших конструкций на более безопасные, экономичные, современные. В результате инициированной Госгортехнадзором БССР модернизации к концу 1980-х гг. количество котлов ТМЗ, ВГД, ММЗ, локомобильного и паровозного типов значительно сократилось.

В 1992 году в энергетике республики наметился спад производства. В связи с остановкой или сокращением работы многих промышленных предприятий снизилось потребление электрической и тепловой энергии, что привело к простою котлоагрегатов и незамедлительно сказалось на их техническом состоянии. Кроме того, более 50 % котлов и 40 % паропроводов отработали нормативный срок службы и нуждались в постоянной поддержке их технического состояния или полной замене.

Анализ работы энергооборудования, проведенный инспекторами котлонадзора, показал, что отказы преимущественно связаны со старением металла котлоагрегатов вследствие выработки его расчетного ресурса. На основе результатов анализа и по настоянию Госпроматомнадзора было принято решение о замене этого оборудования.

В 1990-е – 2000-ее гг. активными темпами проводилась реконструкция станций высокого давления. Так, в период с 1996 года по 2006 год на объектах концерна «Белэнерго» введены в эксплуатацию 8 агрегатов для выработки тепловой и электрической энергии. В 1995 году введен в эксплуатацию энергоблок № 3 на Гомельской ЦЭЦ-2. В 1998 году проведена реконструкция и введена в эксплуатацию Оршанская ТЭЦ суммарной мощностью 69 МВт. В 1999 году завершено строительство и введена в эксплуатацию Минская ТЭЦ-5 мощностью 330 МВт. В 2003 году проведена реконструкция и модернизация на 4-м энергоблоке Березовской ГРЭС с достройкой 2-х ПГУ суммарной мощностью 50 МВт, а в 2005 году проведена реконструкция 3-го энергоблока с увеличением мощности на 50 МВт. Введены детандородные установки на Лукомской ГРЭС (1999 год) и Минской ТЭЦ-4 (2005 год) суммарной мощностью 10 МВт. В 2009 году проведена реконструкция Минской ТЭЦ-3. Введён в эксплуатацию блок ПГУ-230. В 2011 году проведена реконструкция Минской ТЭЦ-2. В настоящее время общая мощность ТЭЦ-2 составляет 94 МВт.В 2012 году проведена реконструкция Минской ТЭЦ-5. Введен в эксплуатацию парогазовый энергоблок мощностью 399,6 МВт. В 2013 году проведена реконструкция Гродненской ТЭЦ-2. В 2014 г. проведена реконструкция на Березовской и Лукомльской ГРЭС. Введены в эксплуатацию ПГУ мощностью 427 МВт. Удалось не только соблюсти сроки реконструкции, но и своевременно устранить допускаемые монтажными организациями нарушения, что предотвратило нецелевое использование государственных средств и средств инновационных фондов. Как следствие, конечная стоимость реконструируемых объектов была снижена.

Работы по реконструкции станций высокого давления проводились под непосредственным контролем инспекторов котлонадзора.

Инспекторами Госпромнадзора проведены экспертизы конструкторской документации технических устройств, поставляемых иностранными организациями для реконструкции ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан». В ходе проверок своевременно выявлены недоработки конструкции сосудов, работающих под давлением, иностранные организации внесли соответствующие корректировки в конструкторскую документацию, после чего сосуды были изготовлены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. Это позволило выдержать сроки реконструкции предприятий и избежать дополнительных расходов на проведение ремонтных работ вновь установленного оборудования.

Надзор за безопасностью подъемных сооружений Госгортехнадзором БССР организовывался практически с нуля. Грузоподъемные краны появились в республике только в начале 1950-х гг. Уровень безопасности при эксплуатации кранов был низкий. По настойчивому требованию Госгортехнадзора БССР в крупных управлениях механизации были организованы капитальные ремонты кранов. В целях предотвращения несчастных случаев, связанных с использованием съемных грузозахватных приспособлений, изготовленных владельцами кранов, организована работа по выдаче разрешений на их централизованное изготовление.

В 1960-е гг. строятся дома повышенной этажности, в которых устанавливаются пассажирские лифты. По настоянию Госгортехнадзора БССР в системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства БССР создан специализированный трест «Беллифт», который начал выпускать детали и запасные части к лифтам, проверять ремонт лебедок, электродвигателей, выполнил работу по усовершенствованию электрических схем управления пассажирских лифтов, выпущенных до 1957 года.

В 1978 в Минске начал работать первый эскалатор. Ветеран Госпромнадзора Е.Ф.Зверинский, проработавший в Госпромнадзоре 45 лет (!), вспоминает: «<> появился в республике новый вид подконтрольного оборудования – эскалаторы. Как теперь помню, часами просиживал на месте их установки в универмаге «Беларусь», изучая чертежи, инструкции, правила, скудную по тем временам техническую литературу по их устройству. <>

Потом были приемки эскалаторов в универмаге Гомеля, аэропорте «Минск-2», Дворце Республике, станциях метро. <>

Одним словом, постоянно приходилось учиться самому и учить, передавать свой опыт другим».

Начиная с 2009 года Госпромнадзор осуществляет промышленный надзор за аттракционами. С этого времени случаев аварийности и травматизма при эксплуатации аттракционов не зарегистрировано.

С 2011 года в связи с принятием технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» проведена значительная работа по приведению технических нормативных правовых актов в области надзора за подъемными сооружениями в соответствие с новыми требованиями.

Под контролем инспекторов Госпромнадзора проводился монтаж и ввод в эксплуатацию водных горок в аквапарке «Лебяжий» и спортивно-оздоровительном комплексе «Фристайл» – самых крупных водных развлекательных комплексах республики.

С 2014 года Госпромнадзор осуществляет контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, задействованных на строительстве Белорусской атомной электростанции.

Сегодня котлонадзор представлен двумя управлениями в структуре Госпромнадзора: управлением надзора за безопасностью оборудования, работающего под давлением, и тепловых электростанций и управлением надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов.


Назад

 

Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть