На сайт МЧС

ВНИМАНИЮ ЛИЦЕНЗИАТОВ!

11880

20 октября 2022 года на Национальном правовом Интернет портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон).

Основные положения Закона вступили в силу с 1 января 2023 г. 

Закон сохраняет основные подходы к лицензированию, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», обеспечивает преемственность базовых принципов лицензирования, системно и комплексно регулирует всю сферу лицензирования.

Принятие Закона позволит снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования.

В частности, Законом закрепляется переход на электронное лицензирование через создание Единого цифрового реестра лицензий, содержащего информацию о предоставленных лицензиях, их изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении, а также иные сведения, предусмотренные Законом.

Вместо термина специальное разрешение (лицензия) вводится термин «лицензия», под которым понимается право на осуществление вида деятельности, отнесенного к лицензируемому виду деятельности, предоставленное по решению лицензирующего органа в установленном Законом порядке.

Отменено требование к соискателям лицензии – иностранным организациям об обязательном наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, конкретизированы последствия реорганизации лицензиата – юридического лица в случаях преобразования, выделения, разделения, слияния, присоединения.

В части, касающейся деятельности в области промышленной безопасности:

упразднен упрощенный порядок лицензирования, практика применения которого показала, что данный порядок для большинства воспользовавшихся им лицензиатов сопряжен со значительными финансовыми и репутационными рисками ввиду изначально необъективной оценки этими лицензиатами соответствия своих возможностей лицензионным требованиям и условиям;

из числа работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, исключены работы (услуги) по проектированию (разработке технологического раздела) котельных, что позволяет избежать двойного регулирования в данной области;

приложением 2 к Закону определен Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг, в отношении которых подлежат лицензированию, позволяющий систематизировать, а в отдельных случаях оптимизировать перечень потенциально опасных объектов и технических устройств, подлежащих указанию в лицензии, и упростить для соискателей лицензии и лицензиатов подготовку заявления при обращении за получением лицензии, внесением в нее изменений;

Например: не подлежат лицензированию работы (услуги) по проектированию большинства технических устройств и потенциально опасных объектов; избирательно лицензируются работы (услуги) по монтажу, наладке, ремонту, обслуживанию и техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств; оптимизирован перечень технических устройств оборудования, работающего под избыточным давлением, объектов по добыче и обогащению полезных ископаемых, объектов металлургического, прокатного и литейного производства, объектов газораспределительной системы и газопотребления и пр.

конкретизированы долицензионные и лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии, и лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам;

Например: долицензионное требование о наличии в штате работников теперь сформулировано следующим образом «наличие в штате не менее трех работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), обеспечивающих в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг, для которых эта работа является основным местом работы, имеющих квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерством по чрезвычайным ситуациям», что позволяет соискателям лицензии и лицензиатам объективнее оценивать количество необходимых для выполнения тех или иных заявленных к лицензированию работ (услуг) работников при подготовке к прохождению экспертизы соответствия.

К числу лицензионных требований отнесено функционирование системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников, а не ее формальное наличие.

На основании абзаца четвертого статьи 90 Закона одним из требований, предъявляемых к лицензиату, является наличие заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам проводимой Госпромнадзором не реже одного раза в три года экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям (для работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 2.2 пункта 2 статьи 86 Закона[1]).

[1] _____________________

* проектирование, монтаж, наладка, обслуживание, техническое диагностирование, ремонт потенциально опасных объектов, технических устройств;

  проектирование, монтаж объектов магистральных трубопроводов, газораспределительной системы и газопотребления. 


С целью соблюдения вышеуказанного лицензионного требования лицензиату необходимо получить вышеуказанное заключение Госпромнадзора не позднее, чем истечет трехлетний период с момента аналогичной экспертизы по определенному виду работ и/или услуг.

Обращение за получением заключения должно быть осуществлено в срок, позволяющий соблюсти требования Закона.

В рамках реализации Закона разработаны:

1. постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям от 14 декабря 2022 г. № 78 «О разработке и функционировании систем контроля»;

2. постановление от 14 декабря 2022 г. № 76 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям в области промышленной безопасности»,

3. постановление Совета Министров от 27 февраля 2023 г. № 154 «О лицензировании», которым определяется порядок представления и перечни документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, а также форма и порядок выдачи подтверждения предоставления лицензии на бумажном носителе. Постановление утверждает:

3.1 Положение о порядке представления и перечнях документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, требованиях к представляемым документам и (или) сведениям (определены формы заявлений о предоставлении и об изменении лицензии).

!!! Согласно пункту 14 данного Положения в случаях указания в заявлении о предоставлении (изменении) лицензии не всех сведений, либо представления не всех документов, предусмотренных Положением, либо непредъявления соответствующего документа, указанного в пункте 10 Положения, лицензирующий орган отказывает в приеме этого заявления к рассмотрению в установленном порядке.

3.2 Положение о форме и порядке выдачи подтверждения предоставления лицензии на бумажном носителе (определена форма заявления о выдаче подтверждения предоставления лицензии на бумажном носителе).

!!! Данным Положением установлено, что подтверждение предоставления лицензии на бумажном носителе носит информационный характер.

 



Другие новости


 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть