Вопросы и ответы
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» введен разрешительный порядок, который реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, согласно приложению № 19 (далее - Положение).
Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, включенных в раздел 2.13 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (цианид натрия входит в указанный перечень).
Справочно. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2016 г. № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (220030, г. Минск, ул. Кирова, 8, корп.1).
В том случае, если страной происхождения цианида натрия является Российская Федерация, то в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года, пунктом 9 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» лицензия на ввоз (импорт) цианида натрия не требуется (государства-члены Евразийского экономического союза не применяют меры нетарифного регулирования во взаимной торговле).
Для ввоза на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации цианистого натрия заключение (разрешительный документ), выдаваемое Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь в соответствии с подпунктом 25.10.5. пункта 25.10. единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, не требуется.
Какой порядок регистрации механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов?
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) в соответствии с Положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 117 (далее – Положение о порядке регистрации), осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.
В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее – государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее – регистрирующие подразделения), в соответствии с Положением о порядке регистрации.
Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктами 5.20.1-5.20.3 пункта 5.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, следующие документы:
заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, gospromnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/652/obrazets-zayavleniya-f10-ts-_dopog_.docx , а также в приложениии 2 к Положению о порядке регистрации);
для цистерн – эксплуатационные документы (свидетельство о проверке, паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты), а для цистерн, изготовленных после 27 марта 2022 г., – официальное утверждение типа;
сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.
Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, проводится в случае изменения сведений, указанных в регистрационной карточке.
В этом случае владелец обязан в месячный срок обратиться в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств.
После внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владельцу выдается новая регистрационная карточка.
Владелец специализированного транспортного средства, в отношении которого не проведена проверка цистерны и которое
не допущено к дальнейшей эксплуатации, обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.
Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре
не допускается.
Какие документы должны быть у водителя, осуществляющего перевозку опасного груза во внутриреспубликанском сообщении?
Водители, осуществляющие перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе:
-
водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством;
-
свидетельство о регистрации транспортного средства;
-
документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
-
разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
-
разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством;
-
свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов (для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU);
Справочно: транспортное средство типов EX/II, EX/III – транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий;
транспортное средство типа FL – транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60 °C (за исключением дизельного топлива, газойля и топлива печного легкого) в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или средство-батарея общей вместимостью 1 м3, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся газов;
транспортное средство типа AT – транспортное средство, кроме транспортного средства EX/III, FL, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3, или транспортное средство-батарея общей вместимостью более 1 м3, кроме транспортного средства FL;
транспортное средство типа MEMU – транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов, не являющихся взрывчатыми;
-
свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;
-
регистрационную карточку транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;
-
информационную карточку;
-
копию документа, подтверждающего проведение проверки цистерны;
-
товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;
-
номера телефонов специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
-
письменные инструкции;
-
паспорт безопасности на перевозимый опасный груз.
Справочно. Паспорт безопасности вещества на конкретный опасный груз или группу опасных грузов разрабатывается и утверждается организацией-изготовителем опасного вещества или грузоотправителем.
Паспорт безопасности вещества – документ, в котором содержатся необходимые достоверные сведения о физических характеристиках (температура плавления, температура кипения, температура воспламенения и иные характеристики), токсичности, химической активности, условиях хранения, перевозки, влиянии на здоровье людей, способах оказания первой помощи, использовании защитного снаряжения и спецсредств, методах обезвреживания и утилизации вещества).
Кто в Республике Беларусь имеет право проводить проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, и какие требования предъявляются к этим организациям?
Проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, в том числе класса 2, согласно области аккредитации в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17020-2013 (ISO/IEC 17020:2012) «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции» (далее - EN ISO/IEC 17020:2012), проводит сектор инспекционного контроля Гомельского областного управления Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор).
Проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 3-9 (исключая класс 7), в соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.05.2021 № 35, должны проводить проверяющие организации, в области аккредитации которых указаны: в качестве объекта контроля – цистерны для перевозки опасных грузов, а в колонке с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), устанавливающими требования к методам и процедурам инспекции объекта контроля, – ГОСТ EN 12972-2020 «Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка» или соответствующие главы части 6 Приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – соглашение ДОПОГ). Проверяющая организация – организация, проводящая проверки, испытания цистерн и аккредитованная в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ.
Справочно: на 110-й сессии Рабочей группы по перевозкам опасных грузов Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии рассмотрены предложения о внесении поправок в приложения А и В к соглашению ДОПОГ – Сводный перечень поправок, принятых Совместным совещанием и Рабочей группой в течение двухгодичного периода. Принятыми поправками предусмотрено, что проверяющий орган должен быть аккредитован в соответствии со стандартом EN ISO/IEC 17020:2012 (за исключением пункта 8.1.3).
Какие требования предъявляются к перевозке кислорода?
Классификация опасных грузов производится в зависимости от вида и степени опасности груза в соответствии с частью 2 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Кислород газообразный медицинский, кислород медицинский жидкий, кислород газообразный технический и кислород технический жидкий классифицированы как опасные грузы класса 2 – газы.
Кислород сжатый отнесен к № ООН 1072, а кислород охлажденный жидкий – к № ООН 1073. При этом область применения кислорода (технический или медицинский) не имеет значения для целей классификации и его перевозки в качестве опасного груза.
Основными документами, регулирующими вопросы перевозки опасных грузов, в том числе кислорода, являются:
-
Закон Республики Беларусь от 6 июня 2001 г. № 32-З «О перевозке опасных грузов»;
-
Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
-
Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17 мая 2021 г. № 35 (далее – Правила);
-
Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 73.
Кислород сжатый перевозится, как правило, в баллонах. Кислород охлажденный жидкий перевозится наливом в цистернах либо в криогенных сосудах.
Пунктом 5 Правил установлено следующее: если количество опасных грузов, перевозимых в одной транспортной единице, не превышает значений, указанных в колонке 3 таблицы пункта 1.1.3.6.3 приложения А к ДОПОГ, то эти опасные грузы перевозятся в соответствии с подразделом 1.1.3.6 приложения А к соглашению ДОПОГ. Для кислорода сжатого указанное значение составляет 1000 литров.
Учитывая среднестатистическую вместимость баллона для кислорода (40,7-41 литр) допускается перевозка 24 баллонов без применения требований, касающихся:
-
наличия у водителей и специалистов субъекта перевозки свидетельств о подготовке;
-
размещения таблиц оранжевого цвета и больших знаков опасности на транспортных средствах;
-
письменных инструкций;
-
конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке (не требуется регистрация в Госпромнадзоре).
Вместе с тем должны соблюдаться требования, касающиеся изготовления, испытания и маркировки баллонов.
Разъясните порядок регистрации автомобильных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор), в установленном порядке осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.
В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее - государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее - регистрирующие подразделения), в соответствии с положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2014 № 117.
Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктом 20.18.4 пункта 20.18 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 02 2012 № 156, следующие документы:
-
заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, https://gospromnadzor.mchs.gov.by/formy-dokumentov/);
-
копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления владельца потенциально опасного объекта (за исключением регистрации (внесения изменений в документы, связанные с регистрацией) механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов);
-
сведения о регистрации транспортного средства в Государственной автомобильной инспекции МВД или регистрационных подразделениях государственных органов (указываются в заявлении);
-
сведения о прохождении государственного технического осмотра (указываются в заявлении);
-
эксплуатационные документы (паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты) - для стационарно установленных цистерн, клетей;
-
сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие специализированного транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.
Владелец специализированного транспортного средства, отработавшего расчётный (нормативный) срок службы, не прошедшего техническое диагностирование или не допущенного к дальнейшей эксплуатации по результатам технического диагностирования, в установленном порядке обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.
Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре не допускается.
Когда нужен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов?
Пунктом 413 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 и главой 21 Указа Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности»
от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Указ № 530) предусмотрено заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.
Классы опасных грузов, в отношении которых заключается договор обязательного страхования, определены согласно приложению 2 к Указу № 530.
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов НЕ распространяется на:
-
международные перевозки опасных грузов за пределами Республики Беларусь;
-
перевозки опасных грузов, осуществляемые в ходе проведения проверок боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей Вооружённых Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы Республики Беларусь, иных войск, государственных воинских формирований и военизированных организаций, а также в ходе проведения разведывательно-поисковых (поисковых) действий, специальных (режимных) мероприятий органами пограничной службы Республики Беларусь;
-
перевозки опасных грузов, осуществляемые в ходе выполнения задач по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся боеприпасов, проведения работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожения.
ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» занимается реализацией нефтепродуктов и газа на территории Республики Беларусь, для доставки на АЗС опасных грузов своего транспорта у нас нет, в связи с чем, заключаются тендерные договоры на определенный срок с Белорусскими транспортными компаниями имеющими разрешительные документами и способными своевременно доставлять необходимый груз.
К нам обратилась транспортная компания из Российской Федерации о возможности перевозки ими нефтепродуктов с наших НГК и Нефтебаз на наши АЗС на всей территории Республики Беларусь.
Большая просьба, дать информацию о возможности работать Российской транспортной компании своим транспортом на территории Республики Беларусь.
Какие разрешительные документы им необходимо иметь?
В соответствии с пунктом 3 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61, международные перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь осуществляются с соблюдением требований, установленных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.
Возможность каботажных автомобильных перевозок опасных грузов на территории государств-членов Евразийского экономического союза предусмотрена Решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 13 «О программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы».
Каботажные автомобильные перевозки грузов по территории государства-члена допускаются перевозчиками, зарегистрированными в других государствах-членах, только после завершения международной перевозки грузов автомобильным транспортом на территории этого государства-члена.
Осуществление каботажной автомобильной перевозки грузов транспортным средством перевозчика, зарегистрированного на территории одного государства-члена, прибывшим на территорию другого государства-члена порожним, не допускается.
Каботажные автомобильные перевозки опасных грузов на территории государств-членов запрещены.
Таким образом, перевозка опасных грузов, осуществляемая в интересах ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» автомобилями транспортной компании Российской Федерации, возможна только при международных перевозках: страна грузоотправитель – Российская Федерация, грузополучатель – Республика Беларусь.
В соответствии с пунктом 220 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь" погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) должны осуществляться лицами из числа специалистов, прошедших соответствующее обучение (Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51).
Является ли нарушением, если в организации функции лица ответственного за ПРР с опасными грузами будут возложены на рабочего, прошедшего соответствующее обучение?
В соответствии с пунктом 220 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее – Правила), погрузка, разгрузка и размещение грузов осуществляются под контролем и руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации из числа специалистов, прошедших подготовку в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 ноября 2013 г. № 51.
Назначение приказом (распоряжением) руководителя организации рабочего ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ будет являться нарушением Правил.
Наша организация осуществляет поставки вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов российского производства на территорию Республики Беларусь. В технических заданиях на закупку вагонов-цистерн мы столкнулись со следующим требованием к поставщикам продукции: «В соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73, производитель должен иметь разрешительные документы Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства». Обоснованно ли данное требование?
Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, выдача Госпромнадзором разрешения для применения новых вагонов в Республике Беларусь не предусмотрена.
Вместе с тем сообщаем, что, согласно пп. 410, 459 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73 (далее — правила), вагоны-цистерны, используемые для перевозки опасных грузов на территориях государств-членов Таможенного союза, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов под избыточным давлением, в соответствии с п. 460 правил, кроме того, должны соответствовать и требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».
По результатам совместного совещания представителей Госпромнадзора и РУП «ПО «Белоруснефть» от 08.12.2017 принято решение о допуске водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.
Просим дать разъяснения на предмет правомочности выполнения погрузочно-разгрузочных работ водителями механических средств, осуществляющими перевозку опасных грузов, и необходимого перечня документов для допуска их к данной работе.
В соответствии с протоколом совещания с представителями РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» от 08.12.2017 полагаем возможным допускать водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.
Кроме того, согласно пункту 419 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61, работники, непосредственно связанные с перевозкой опасных грузов, выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, должны проходить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, и Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.
Просим разъяснить вопрос о разрешении использования не в коммерческих целях мобильной мини-АЗС (объем резервуара от 200 до 900 литров) для перевозки дизельного топлива по дорогам общего пользования. Какие требования необходимо соблюсти, а также какие имеются регламентирующие документы по данному факту?
В соответствии с пунктом 20.1.4 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.02.2012 г. № 156, разрешение на право применения мобильной мини-АЗС в Республике Беларусь не требуется.
Вместе с тем при транспортировке дизельного топлива в указанной мобильной мини-АЗС по дорогам общего пользования должны выполняться требования пункта 9 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 г. № 61.
На какой максимальный срок по результатам проведенного технического диагностирования может быть продлена эксплуатация емкости для перевозки соляной кислоты 1600-4-ХТО-2.2?
Согласно пункту 388 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее — правила), для цистерн, отработавших расчетный (нормативный) срок службы, установленный изготовителем, а также цистерн, корпус которых подвергался ремонту, решение о дальнейшей эксплуатации может быть принято по результатам технического диагностирования, выполненного специализированными организациями. В соответствии с пунктом 389 правил при положительных результатах технического диагностирования специализированной организацией производится расчет остаточного срока службы и назначаются сроки проведения следующих проверок.
Какой должна быть периодичность проведения гостехосмотра для неспециализированных автотранспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов (седельный тягач с тентовыми полуприцепами)?
В соответствии с Положением о порядке допуска механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним к перевозке опасных грузов, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12.02.2014 г. № 117, к транспортным средствам, предназначенным для перевозки опасных грузов, относятся средства типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU.
Для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, перевозящих грузы и не относящихся к вышеуказанным типам (например, бортовых тентованных), периодичность проведения государственного технического осмотра в соответствии с пунктом 5.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, составляет один раз в год. Получать свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов на такие транспортные средства не требуется.
Необходимо ли проходить внеочередную проверку знаний законодательства в области безопасности перевозки опасных грузов водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, рабочим, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами, специалистам, ответственным за перевозку и погрузку-разгрузку опасных грузов, в связи с внесением изменений и дополнений в Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь?
Порядок проверки знаний законодательства в этой области был определен Инструкцией о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденной постановлением МЧС от 08.01.2007 № 2. Однако документ утратил силу в связи с принятием постановления МЧС от 06.07.2016 № 34.
Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС от 08.12.2010 № 61 (далее — правила), не установлено требование о необходимости прохождения проверки знаний по безопасности перевозки опасных грузов, в том числе внеочередной.
В соответствии с правилами работники субъектов перевозки, связанные с перевозкой опасных грузов, подлежат проверке знаний по охране труда, порядок которой установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175.
Правомерны ли действия некоторых работников автозаправочных станций, запрещающих производить заправку транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 2 и 3, на общих основаниях?
Нет, не правомерны. Согласно статье 71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее. Поэтому при заправке транспортных средств, перевозящих опасные грузы, необходимо руководствоваться требованиями пункта 257 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (далее - Правила) (существует запрет только для классов 1 и 7).
Справочно: сокращение числа классов опасных грузов, при перевозке которых запрещена заправка на автозаправочных станциях общего пользования, в новой редакции Правил обусловлено многочисленными обращениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, членов Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» об отсутствии практической возможности заправки современных транспортных средств, имеющих топливные баки объемом более 1000 литров, с использованием переносных канистр.
Кроме того, в европейских странах, подписавших соглашение ДОПОГ, ограничения заправки для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, вообще отсутствуют.Какие документы должны быть у водителя и какие разрешения необходимо получать для международной перевозки опасных грузов?
Международным договором Республики Беларусь в области безопасности перевозки опасных грузов является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — соглашение ДОПОГ), которым необходимо руководствоваться при осуществлении международных автомобильных перевозок.
В соответствии с требованиями главы 5.4 и раздела 8.1.2 соглашения ДОПОГ перевозчик на транспортной единице должен иметь ниже перечисленные документы:
товарно-транспортная накладная CMR;
письменные инструкции;
удостоверение личности;
свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов;
свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
копия утверждения, выданного компетентным органом, когда это требуется в соответствии с пунктами 5.4.1.2.1 с) или d) соглашения ДОПОГ.
Кроме того, в Госпромнадзоре необходимо получить:
разрешение на ввоз и (или) вывоз промышленных взрывчатых веществ, взрывных устройств и средств взрывания, пиротехнических изделий, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь;
заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, указанных в разделе 2.13 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134.
Данные административные процедуры осуществляются бесплатно, перечень необходимых при этом документов указан в подпунктах 20.6.1 и 20.6.2 Единого перечня административных процедур.
На перевозку иных опасных грузов получать разрешение не требуется.
Нужно ли получать разрешение на право применения в Республике Беларусь тары, предназначенной для перевозки опасных грузов?
Нет, не нужно. Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — Единый перечень административных процедур), не предусмотрена выдача Госпромнадзором разрешения на право применения в Республике Беларусь тары, предназначенной для перевозки опасных грузов.
Вместе с тем тара для перевозки опасных грузов должна соответствовать требованиям главы 37 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (далее – Правила). Требования к проведению погрузочно-разгрузочных работ изложены в главе 19 Правил.
Кто может быть назначен на предприятии ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами?
Ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами может быть назначен специалист субъекта перевозки, прошедший подготовку в обучающих организациях, имеющих разрешение Госпромнадзора, по программам подготовки специалистов, ответственных по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.04.2015 № 22 (далее — Постановление № 22), в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.11.2013 № 51 (далее — Инструкция по подготовке), и при наличии свидетельства о подготовке специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов (далее — свидетельство), выданного Госпромнадзором после проверки знаний правил.
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9.06.2017 № 7-1-20/306-юр «Об организации слива топлива на АЗС» оператор АЗС (АГЗС) в случае производственной необходимости может быть назначен приказом (распоряжением) руководителя организации ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами из числа наиболее опытных операторов АЗС (АГЗС) при условии прохождения им подготовки в порядке, установленном Инструкцией о подготовке, по программам, утвержденным Постановлением № 22, проверки знаний в Госпромнадзоре и при наличии свидетельства.
разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
регистрационной карточки механического транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;
свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, OX, AT, MEMU;
свидетельства о проверке цистерны с положительными результатами проверки и указанием опасных грузов, разрешенных к перевозке (документы, подтверждающие проведение проверок цистерн, выданные до 01.07.2017, действительны до окончания срока их действия.
Кроме того, согласно пунктам 350, 354, 355 Правил, каждая цистерна должна иметь эксплуатационные документы завода-изготовителя в необходимом объеме, предусмотренном техническими нормативными правовыми актами. При отсутствии эксплуатационных документов эксплуатация цистерны должна быть запрещена до разработки соответствующих дубликатов. Разработка дубликатов эксплуатационных документов должна выполняться организациями-изготовителями или специализированными организациями, имеющими аккредитованные лаборатории, по применяемым методам неразрушающего контроля, область аккредитации которых распространяется на цистерны, емкости, тару, предназначенные для перевозки опасных грузов, на право диагностирования с продлением срока службы цистерн, емкостей и тары (далее – организации, имеющие аккредитованные лаборатории), в том числе ЗАО «ДОПОГ-Сервис», СП «БелТЮФ», ОАО «Трест Белпромналадка», ЧПТУП «Промэкспертиза», ЧУП «Промавтотехцентр», ООО «ПромЛаб ТД» и другие организации, имеющие аккредитованные лаборатории.
После получения дубликатов эксплуатационных документов необходимо обратиться в территориальное подразделение Госпромнадзора для регистрации транспортного средства и получения регистрационной карточки.
Необходимо укомплектовать транспортное средство огнетушителями в соответствии с требованиями пунктов 318-320 Правил.
В соответствии с пунктами 321, 322 транспортное средство комплектуется:
двумя знаками аварийной остановки;
аптечкой первой помощи;
аварийным жилетом для каждого члена экипажа;
карманными фонарями для каждого члена экипажа в случае перевозки опасных грузов;
противопожарным полотнищем (при перевозке опасных грузов со знаками опасности № 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3);
лопатой, дренажной ловушкой, ящиком с сухим песком массой 25 кг (при перевозке опасных грузов со знаками опасности № 3, 4.1, 4.3, 8, 9);
двумя фонарями автономного питания с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета;
двумя знаками «Опасность» с собственной опорой по СТБ 1140-2013.
После выполнения вышеуказанных требований для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов следует обратиться в УП «Белтехосмотр».
Назад