Вопросы и ответы
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов
Руководствуясь положениями главы 1.6 приложения А к ДОПОГ Госпромнадзор полагает возможным до 30 июня 2025 года (срок окончания действия редакции ДОПОГ 2023 года) осуществление периодических, промежуточных и внеплановых проверок встроенных и съемных цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов (за исключением тех, к которым применяются специальные положения TA4 и ТТ9 раздела 6.8.4), и которые соответствуют требованиям
главы 6.8 в редакции ДОПОГ 2021 г., а также проверок цистерн, изготовленных до 26 марта 2022 г. не в соответствии с положениями ДОПОГ и находящихся в эксплуатации, при выполнении следующих условий: организация, осуществляющая указанные проверки, имеет действующий аттестат аккредитации на соответствие требованиям основополагающего стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (ISO/IEC 17025:2017);
область аккредитации к указанному аттестату содержит:
- в качестве объекта испытаний – цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов;
- в качестве документов, содержащих (устанавливающих требования) к объекту испытаний, – соответствующие разделы приложения А к ДОПОГ и Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
- в качестве документа, устанавливающего требования к методам исследований (испытаний) и измерений, – ГОСТ EN 12972-2020 Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка.
ГОСТ EN 12972-2020 «Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка» должен быть включен в столбец 6 области аккредитации в качестве документа, устанавливающего вид/метод исследований (испытаний) и измерений.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» введен разрешительный порядок, который реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, согласно приложению № 19 (далее - Положение).
Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, включенных в раздел 2.13 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (цианид натрия входит в указанный перечень).
Справочно. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2016 г. № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (220030, г. Минск, ул. Кирова, 8, корп.1).
В том случае, если страной происхождения цианида натрия является Российская Федерация, то в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года, пунктом 9 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» лицензия на ввоз (импорт) цианида натрия не требуется (государства-члены Евразийского экономического союза не применяют меры нетарифного регулирования во взаимной торговле).
Для ввоза на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации цианистого натрия заключение (разрешительный документ), выдаваемое Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь в соответствии с подпунктом 25.10.5. пункта 25.10. единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, не требуется.
Какой порядок регистрации механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов?
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) в соответствии с Положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 117 (далее – Положение о порядке регистрации), осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.
В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее – государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее – регистрирующие подразделения), в соответствии с Положением о порядке регистрации.
Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктами 5.20.1-5.20.3 пункта 5.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, следующие документы:
заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, gospromnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/652/obrazets-zayavleniya-f10-ts-_dopog_.docx , а также в приложениии 2 к Положению о порядке регистрации);
для цистерн – эксплуатационные документы (свидетельство о проверке, паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты), а для цистерн, изготовленных после 27 марта 2022 г., – официальное утверждение типа;
сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.
Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, проводится в случае изменения сведений, указанных в регистрационной карточке.
В этом случае владелец обязан в месячный срок обратиться в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств.
После внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владельцу выдается новая регистрационная карточка.
Владелец специализированного транспортного средства, в отношении которого не проведена проверка цистерны и которое
не допущено к дальнейшей эксплуатации, обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.
Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре
не допускается.
Какие документы должны быть у водителя, осуществляющего перевозку опасного груза во внутриреспубликанском сообщении?
Водители, осуществляющие перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе:
-
водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством;
-
свидетельство о регистрации транспортного средства;
-
документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
-
разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
-
разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством;
-
свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов (для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU);
Справочно: транспортное средство типов EX/II, EX/III – транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий;
транспортное средство типа FL – транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60 °C (за исключением дизельного топлива, газойля и топлива печного легкого) в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или средство-батарея общей вместимостью 1 м3, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся газов;
транспортное средство типа AT – транспортное средство, кроме транспортного средства EX/III, FL, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3, или транспортное средство-батарея общей вместимостью более 1 м3, кроме транспортного средства FL;
транспортное средство типа MEMU – транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов, не являющихся взрывчатыми;
-
свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;
-
регистрационную карточку транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;
-
информационную карточку;
-
копию документа, подтверждающего проведение проверки цистерны;
-
товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;
-
номера телефонов специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
-
письменные инструкции;
-
паспорт безопасности на перевозимый опасный груз.
Справочно. Паспорт безопасности вещества на конкретный опасный груз или группу опасных грузов разрабатывается и утверждается организацией-изготовителем опасного вещества или грузоотправителем.
Паспорт безопасности вещества – документ, в котором содержатся необходимые достоверные сведения о физических характеристиках (температура плавления, температура кипения, температура воспламенения и иные характеристики), токсичности, химической активности, условиях хранения, перевозки, влиянии на здоровье людей, способах оказания первой помощи, использовании защитного снаряжения и спецсредств, методах обезвреживания и утилизации вещества).
Кто в Республике Беларусь имеет право проводить проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, и какие требования предъявляются к этим организациям?
Проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, в том числе класса 2, согласно области аккредитации в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17020-2013 (ISO/IEC 17020:2012) «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции» (далее - EN ISO/IEC 17020:2012), проводит сектор инспекционного контроля Гомельского областного управления Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор).
Проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 3-9 (исключая класс 7), в соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.05.2021 № 35, должны проводить проверяющие организации, в области аккредитации которых указаны: в качестве объекта контроля – цистерны для перевозки опасных грузов, а в колонке с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), устанавливающими требования к методам и процедурам инспекции объекта контроля, – ГОСТ EN 12972-2020 «Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка» или соответствующие главы части 6 Приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – соглашение ДОПОГ). Проверяющая организация – организация, проводящая проверки, испытания цистерн и аккредитованная в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ.
Справочно: на 110-й сессии Рабочей группы по перевозкам опасных грузов Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии рассмотрены предложения о внесении поправок в приложения А и В к соглашению ДОПОГ – Сводный перечень поправок, принятых Совместным совещанием и Рабочей группой в течение двухгодичного периода. Принятыми поправками предусмотрено, что проверяющий орган должен быть аккредитован в соответствии со стандартом EN ISO/IEC 17020:2012 (за исключением пункта 8.1.3).
Назад