На сайт МЧС

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

Показать ответ 

Наша организация осуществляет поставки вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов российского производства на территорию Республики Беларусь. В технических заданиях на закупку вагонов-цистерн мы столкнулись со следующим требованием к поставщикам продукции: «В соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73, производитель должен иметь разрешительные документы Госпромнадзора в соответствии с Единым перечнем административных процедур, иными актами законодательства». Обоснованно ли данное требование?

Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, выдача Госпромнадзором разрешения для применения новых вагонов в Республике Беларусь не предусмотрена.

Вместе с тем сообщаем, что, согласно пп. 410, 459 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012  № 73 (далее — правила), вагоны-цистерны, используемые для перевозки опасных грузов на территориях государств-членов Таможенного союза, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов под избыточным давлением, в соответствии с п. 460 правил, кроме того, должны соответствовать и требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

Показать ответ 

По результатам совместного совещания представителей Госпромнадзора и РУП «ПО «Белоруснефть» от 08.12.2017 принято решение о допуске водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.

Просим дать разъяснения на предмет правомочности выполнения погрузочно-разгрузочных работ водителями механических средств, осуществляющими перевозку опасных грузов, и необходимого перечня документов для допуска их к данной работе.

В соответствии с протоколом совещания с представителями РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» от 08.12.2017 полагаем возможным допускать водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.

Кроме того, согласно пункту 419 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61, работники, непосредственно связанные с перевозкой опасных грузов, выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, должны проходить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, и Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.

Показать ответ 

Просим разъяснить вопрос о разрешении использования не в коммерческих целях мобильной мини-АЗС (объем резервуара от 200 до 900 литров) для перевозки дизельного топлива по дорогам общего пользования. Какие требования необходимо соблюсти, а также какие имеются регламентирующие документы по данному факту?

В соответствии с пунктом 20.1.4 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.02.2012 г. № 156, разрешение на право применения мобильной мини-АЗС в Республике Беларусь не требуется.

Вместе с тем при транспортировке дизельного топлива в указанной мобильной мини-АЗС по дорогам общего пользования должны выполняться требования пункта 9 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 г. № 61.

Показать ответ 

На какой максимальный срок по результатам проведенного технического диагностирования может быть продлена эксплуатация емкости для перевозки соляной кислоты 1600-4-ХТО-2.2?

Согласно пункту 388 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее — правила), для цистерн, отработавших расчетный (нормативный) срок службы, установленный изготовителем, а также цистерн, корпус которых подвергался ремонту, решение о дальнейшей эксплуатации может быть принято по результатам технического диагностирования, выполненного специализированными организациями. В соответствии с пунктом 389 правил при положительных результатах технического диагностирования специализированной организацией производится расчет остаточного срока службы и назначаются сроки проведения следующих проверок.

Показать ответ 

Какой должна быть периодичность проведения гостехосмотра для неспециализированных автотранспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов (седельный тягач с тентовыми полуприцепами)?

В соответствии с Положением о порядке допуска механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним к перевозке опасных грузов, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12.02.2014 г. № 117, к транспортным средствам, предназначенным для перевозки опасных грузов, относятся средства типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU.

Для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, перевозящих грузы и не относящихся к вышеуказанным типам (например, бортовых тентованных), периодичность проведения государственного технического осмотра в соответствии с пунктом 5.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, составляет один раз в год. Получать свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов на такие транспортные средства не требуется.

Показать ответ 

Необходимо ли проходить внеочередную проверку знаний законодательства в области безопасности перевозки опасных грузов водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, рабочим, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами, специалистам, ответственным за перевозку и погрузку-разгрузку опасных грузов, в связи с внесением изменений и дополнений в Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь?

Порядок проверки знаний законодательства в этой области был определен Инструкцией о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденной постановлением МЧС от 08.01.2007 № 2. Однако документ утратил силу в связи с принятием постановления МЧС от 06.07.2016 № 34.

Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС от 08.12.2010 № 61 (далее — правила), не установлено требование о необходимости прохождения проверки знаний по безопасности перевозки опасных грузов, в том числе внеочередной.

В соответствии с правилами работники субъектов перевозки, связанные с перевозкой опасных грузов, подлежат проверке знаний по охране труда, порядок которой установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175.

Показать ответ 

Правомерны ли действия некоторых работников автозаправочных станций, запрещающих производить заправку транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 2 и 3, на общих основаниях?

Нет, не правомерны. Согласно статье 71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее. Поэтому при заправке транспортных средств, перевозящих опасные грузы, необходимо руководствоваться требованиями пункта 257 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (далее - Правила) (существует запрет только для классов 1 и 7).

Справочно: сокращение числа классов опасных грузов, при перевозке которых запрещена заправка на автозаправочных станциях общего пользования, в новой редакции Правил обусловлено многочисленными обращениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, членов Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» об отсутствии практической возможности заправки современных транспортных средств, имеющих топливные баки объемом более 1000 литров, с использованием переносных канистр.

Кроме того, в европейских странах, подписавших соглашение ДОПОГ, ограничения заправки для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, вообще отсутствуют.
Показать ответ 

Какие документы должны быть у водителя и какие разрешения необходимо получать для международной перевозки опасных грузов?

Международным договором Республики Беларусь в области безопасности перевозки опасных грузов является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — соглашение ДОПОГ), которым необходимо руководствоваться при осуществлении международных автомобильных перевозок.

В соответствии с требованиями главы 5.4 и раздела 8.1.2 соглашения ДОПОГ перевозчик на транспортной единице должен иметь ниже перечисленные документы:

товарно-транспортная накладная CMR;

письменные инструкции;

удостоверение личности;

свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов;

свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;

копия утверждения, выданного компетентным органом, когда это требуется в соответствии с пунктами 5.4.1.2.1 с) или d) соглашения ДОПОГ.

Кроме того, в Госпромнадзоре необходимо получить:

разрешение на ввоз и (или) вывоз промышленных взрывчатых веществ, взрывных устройств и средств взрывания, пиротехнических изделий, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь;

заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, указанных в разделе 2.13 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134.

Данные административные процедуры осуществляются бесплатно, перечень необходимых при этом документов указан в подпунктах 20.6.1 и 20.6.2 Единого перечня административных процедур.

На перевозку иных опасных грузов получать разрешение не требуется.

Показать ответ 

Нужно ли получать разрешение на право применения в Республике Беларусь тары, предназначенной для перевозки опасных грузов?

Нет, не нужно. Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — Единый перечень административных процедур), не предусмотрена выдача Госпромнадзором разрешения на право применения в Республике Беларусь тары, предназначенной для перевозки опасных грузов.

Вместе с тем тара для перевозки опасных грузов должна соответствовать требованиям главы 37 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (далее – Правила). Требования к проведению погрузочно-разгрузочных работ изложены в главе 19 Правил.

Показать ответ 

Кто может быть назначен на предприятии ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами?

Ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами может быть назначен специалист субъекта перевозки, прошедший подготовку в обучающих организациях, имеющих разрешение Госпромнадзора, по программам подготовки специалистов, ответственных по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.04.2015 № 22 (далее — Постановление № 22), в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.11.2013 № 51 (далее — Инструкция по подготовке), и при наличии свидетельства о подготовке специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов (далее — свидетельство), выданного Госпромнадзором после проверки знаний правил.

Кроме того, в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9.06.2017 № 7-1-20/306-юр «Об организации слива топлива на АЗС» оператор АЗС (АГЗС) в случае производственной необходимости может быть назначен приказом (распоряжением) руководителя организации ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами из числа наиболее опытных операторов АЗС (АГЗС) при условии прохождения им подготовки в порядке, установленном Инструкцией о подготовке, по программам, утвержденным Постановлением № 22, проверки знаний в Госпромнадзоре и при наличии свидетельства.

Показать ответ 
Какие требования необходимо выполнить, чтобы имеющийся в организации автомобиль МАЗ (год выпуска не определен, тип транспортного средства – грузовой специальный (цистерна), разрешенная масса – 15 325 кг) мог использоваться для перевозки горюче-смазочных материалов по территории Республики Беларусь? Документов на цистерну нет.
В соответствии с пунктом 309 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61, которые постановлением МЧС от 29.12.2016 №79 утверждены в новой редакции и вступили в силу с 01.06.2017 (далее – Правила), к перевозке опасных грузов допускается транспортное средство при наличии:
разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
регистрационной карточки механического транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;
свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, OX, AT, MEMU;
свидетельства о проверке цистерны с положительными результатами проверки и указанием опасных грузов, разрешенных к перевозке (документы, подтверждающие проведение проверок цистерн, выданные до 01.07.2017, действительны до окончания срока их действия.
Кроме того, согласно пунктам 350, 354, 355 Правил, каждая цистерна должна иметь эксплуатационные документы завода-изготовителя в необходимом объеме, предусмотренном техническими нормативными правовыми актами. При отсутствии эксплуатационных документов эксплуатация цистерны должна быть запрещена до разработки соответствующих дубликатов. Разработка дубликатов эксплуатационных документов должна выполняться организациями-изготовителями или специализированными организациями, имеющими аккредитованные лаборатории, по применяемым методам неразрушающего контроля, область аккредитации которых распространяется на цистерны, емкости, тару, предназначенные для перевозки опасных грузов, на право диагностирования с продлением срока службы цистерн, емкостей и тары (далее – организации, имеющие аккредитованные лаборатории), в том числе ЗАО «ДОПОГ-Сервис», СП «БелТЮФ», ОАО «Трест Белпромналадка», ЧПТУП «Промэкспертиза», ЧУП «Промавтотехцентр», ООО «ПромЛаб ТД» и другие организации, имеющие аккредитованные лаборатории.
После получения дубликатов эксплуатационных документов необходимо обратиться в территориальное подразделение Госпромнадзора для регистрации транспортного средства и получения регистрационной карточки.
Необходимо укомплектовать транспортное средство огнетушителями в соответствии с требованиями пунктов 318-320 Правил.
В соответствии с пунктами 321, 322 транспортное средство комплектуется:
двумя знаками аварийной остановки;
аптечкой первой помощи;
аварийным жилетом для каждого члена экипажа;
карманными фонарями для каждого члена экипажа в случае перевозки опасных грузов;
противопожарным полотнищем (при перевозке опасных грузов со знаками опасности № 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3);
лопатой, дренажной ловушкой, ящиком с сухим песком массой 25 кг (при перевозке опасных грузов со знаками опасности № 3, 4.1, 4.3, 8, 9);
двумя фонарями автономного питания с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета;
двумя знаками «Опасность» с собственной опорой по СТБ 1140-2013.
После выполнения вышеуказанных требований для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов следует обратиться в УП «Белтехосмотр».
Показать ответ 
Может ли оператор АЗС (АГЗС) быть назначен ответственным за проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами?

Руководствуясь статьей 1 Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» и учитывая, что перевозка опасных грузов является совокупностью организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами может быть назначен специалист субъекта перевозки, прошедший подготовку в обучающих организациях, имеющих разрешение Госпромнадзора, по программам подготовки специалистов, ответственных по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.04.2015 г. № 22 (далее – Постановление № 22), в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.11.2013 г. № 51 (далее – Инструкция по подготовке), и при наличии свидетельства о подготовке специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов (далее – Свидетельство), выданного Госпромнадзором после проверки знаний Правил в Госпромнадзоре.

Одновременно информируем, что в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.06.2017 № 7-1-20/306-юр «Об организации слива топлива на АЗС» оператор АЗС (АГЗС), в случае производственной необходимости, может быть назначен приказом (распоряжением) руководителя организации ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами из числа наиболее опытных операторов АЗС (АГЗС) при условии прохождения им подготовки в порядке, установленном Инструкцией по подготовке, по программам, утвержденным Постановлением № 22, проверки знаний в Госпромнадзоре и при наличии Свидетельства.



Назад

 

Голосование
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть