У субъекта есть сертификат Российской Федерации по ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Нужно ли его подтверждать или он действует в Республике Беларусь?
В соответствии с пунктом 2 предисловия к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», ТР ТС 012/2011 устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах в целях обеспечения свободного перемещения указанного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В статье 3 ТР ТС 012/2011 указано, что оборудование для работы во взрывоопасных средах, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 012/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами Евразийского экономического союза, действие которых распространяется на данное оборудование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Союз), продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Данные положения не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Таким образом, при наличии действующего документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 012/2011 (сертификат соответствия), оформленного в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления», прохождение дополнительных процедур подтверждения соответствия на территории Республики Беларусь не требуется.
Просим дать разъяснение о необходимости участия представителя Госпромнадзора при приемке объектов капитального ремонта скважин Осиповичского ПХГ №№ 102, 103, 104, 105, 106 после замены устьевого оборудования (колонной головки и фонтанной арматуры).
Действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлена необходимость участия представителей Госпромнадзора в приемке объектов капитального ремонта скважин подземных хранилищ газа.
Предприятие выполнило работы по проектированию (конструированию) установок центробежного литья роликового типа двух типоразмеров с максимальной массой заливаемого расплава менее 0,5 т.
Просим дать разъяснение о необходимости получения разрешения Госпромнадзора на изготовление установок центробежного литья исключительно для собственного потребления и использования на собственном литейном участке.
На основании статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности выдаются Госпромнадзором в соответствии с законодательством об административных процедурах.
Согласно подпункту 19.19.1 пункта 19.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, Госпромнадзор выдает разрешение (свидетельство) на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов или технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах.
В соответствии с подпунктом 14.3 пункта 14 приложения 2 к Закону к потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности относятся литейные производства с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава
0,5 тонны и более.
Так как спроектированная установка центробежного литья роликового типа рассчитана на максимальную массу заливаемого расплава менее 0,5 тонны, то она не относится к потенциально опасным объектам, и, следовательно, разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право ее изготовления не требуется.
Просим дать разъяснение о возможности установки на месторождении песчано-гравийно-валунного материала мобильного передвижного сортировочного оборудования по переработке песчано-гравийной смеси «Грохот 64КД» в пределах горного отвода.
Установка на месторождении песчано-гравийно-валунного материала мобильного передвижного сортировочного оборудования по переработке песчано-гравийной смеси «Грохот 64КД» в пределах горного отвода разрешается только после внесения соответствующих изменений в проектную документацию на разработку месторождения.
При этом повторное проведение экспертизы промышленной безопасности проекта разработки месторождения песчано-гравийно-валунного материала не требуется при условии, что в откорректированном проекте годовые объемы вскрышных и добычных работ, горно-добычное и вскрышное оборудование, а также система разработки остались неизменными.
Проект разработки и рекультивации Северо-восточного участка месторождения песчано-гравийно-валунного материала (гравийно-песчаной смеси) и песка «Минковичи I» Каменецкого района Брестской области прошел экспертизу промышленной безопасности.
В 2022 году планируется внести изменения в части установки в границах горного отвода сортировочной установки с мокрым обогащением годовой производительностью 63 тыс. м3.
Требуется ли прохождение экспертизы промышленной безопасности после внесения изменений?
Повторное проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на разработку и рекультивацию Северо-восточного участка месторождения песчано-гравийно-валунного материала (гравийно-песчаной смеси) и песка «Минковичи I» Каменецкого района Брестской области не требуется, при условии, что вносимые в Проект корректировки в части установки в границах горного отвода сортировочной установки не влекут изменений системы разработки месторождения, а также годовых объемов вскрышных и добычных работ.
Требуется ли наличие специального разрешения (лицензии) Госпромнадзора на ремонт узлов (частей) проходческих комбайнов, эксплуатируемых в горных выработках диаметром 1200 мм и более, а именно узла гидромоторного?
Виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), определены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).
В соответствии с Положением в число работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, включены работы (услуги) по ремонту потенциально опасных объектов и технических устройств, перечни которых определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З
«О промышленной безопасности» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Перечни).
Так как гидромоторные узлы проходческих комбайнов, эксплуатируемых в горных выработках диаметром 1200 мм и более, в которых ведутся подземные горные работы, не входят в Перечни, для выполнения работ по их ремонту на заводах Республики Беларусь специальное разрешение (лицензия) Госпромнадзора не требуется.
Субъект промышленной безопасности разрабатывает проектную документацию по технической модернизации литейного цеха с установкой литейных комплексов на основе машин для литья под давлением.
Подлежит ли данная деятельность (проектирование) лицензированию?
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, работы (услуги) по проектированию объектов литейных производств (цехов, участков) лицензированию в области промышленной безопасности не подлежат.
Вместе с тем, в число работ (услуг), составляющих деятельность в области промышленной безопасности, включены работы (услуги) по проектированию потенциально опасных объектов, технических устройств.
Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию в области промышленной безопасности, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.
В названные перечни включены потенциально опасные объекты литейных производств – машины литья под давлением и эксплуатируемые в их составе технические устройства (вентиляционные панели; камеры прессования; пресс-формы; манипуляторы для заливки металла, удаления отливок, смазки пресс-форм).
С учетом изложенного, для выполнения работ (оказания услуг) по проектированию (разработке проектно-сметной документации по модернизации литейного цеха) специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности не требуется. В случае проектирования (в части разработки комплекта конструкторской документации) непосредственно машин литья под давлением и/или эксплуатируемых на них технических устройств наличие соответствующей лицензии необходимо.
Просим разъяснить необходимость получения разрешения для бурения скважин глубиной более 20 метров при ведении работ:
1. поисково-оценочных работ и детальной разведки месторождений полезных ископаемых (песков, песчано-гравийных смесей);
2. инженерно-геологических изысканий для объектов строительства.
В настоящее время виды деятельности, которые выполняются на основании разрешения Госпромнадзора, установлены в едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – Единый перечень).
Подпунктом 19.14.1 пункта 19.14 Единого перечня определена необходимость получения субъектом хозяйствования разрешения (свидетельства) Госпромнадзора на право бурения скважин на твердые, жидкие или газообразные полезные ископаемые глубиной более 20 метров.
Подразумевается выполнение работ по бурению скважин глубиной более 20 метров в целях поиска, оценки, разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых.
Для выполнения работ по бурению скважин, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешение Госпромнадзора не требуется.
Из изложенного следует:
1) бурение скважин глубиной более 20 метров при проведении поисково-оценочных работ и детальной разведки месторождений жидких, газообразных, твердых полезных ископаемых (в том числе песков и песчано-гравийных смесей) осуществляется субъектом хозяйствования на основании разрешения Госпромнадзора;
2) при бурении скважин в целях инженерно-геологических изысканий для объектов строительства получение субъектом хозяйствования разрешения Госпромнадзора не требуется.