Вопросы и ответы
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов
У субъекта есть сертификат Российской Федерации по ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Нужно ли его подтверждать или он действует в Республике Беларусь?
В соответствии с пунктом 2 предисловия к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», ТР ТС 012/2011 устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах в целях обеспечения свободного перемещения указанного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В статье 3 ТР ТС 012/2011 указано, что оборудование для работы во взрывоопасных средах, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 012/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами Евразийского экономического союза, действие которых распространяется на данное оборудование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Союз), продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Данные положения не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Таким образом, при наличии действующего документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 012/2011 (сертификат соответствия), оформленного в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления», прохождение дополнительных процедур подтверждения соответствия на территории Республики Беларусь не требуется.
Просим дать разъяснение о необходимости участия представителя Госпромнадзора при приемке объектов капитального ремонта скважин Осиповичского ПХГ №№ 102, 103, 104, 105, 106 после замены устьевого оборудования (колонной головки и фонтанной арматуры).
Действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлена необходимость участия представителей Госпромнадзора в приемке объектов капитального ремонта скважин подземных хранилищ газа.
Предприятие выполнило работы по проектированию (конструированию) установок центробежного литья роликового типа двух типоразмеров с максимальной массой заливаемого расплава менее 0,5 т.
Просим дать разъяснение о необходимости получения разрешения Госпромнадзора на изготовление установок центробежного литья исключительно для собственного потребления и использования на собственном литейном участке.
На основании статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности выдаются Госпромнадзором в соответствии с законодательством об административных процедурах.
Согласно подпункту 19.19.1 пункта 19.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, Госпромнадзор выдает разрешение (свидетельство) на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов или технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах.
В соответствии с подпунктом 14.3 пункта 14 приложения 2 к Закону к потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности относятся литейные производства с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава
0,5 тонны и более.
Так как спроектированная установка центробежного литья роликового типа рассчитана на максимальную массу заливаемого расплава менее 0,5 тонны, то она не относится к потенциально опасным объектам, и, следовательно, разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право ее изготовления не требуется.
Просим дать разъяснение о возможности установки на месторождении песчано-гравийно-валунного материала мобильного передвижного сортировочного оборудования по переработке песчано-гравийной смеси «Грохот 64КД» в пределах горного отвода.
Установка на месторождении песчано-гравийно-валунного материала мобильного передвижного сортировочного оборудования по переработке песчано-гравийной смеси «Грохот 64КД» в пределах горного отвода разрешается только после внесения соответствующих изменений в проектную документацию на разработку месторождения.
При этом повторное проведение экспертизы промышленной безопасности проекта разработки месторождения песчано-гравийно-валунного материала не требуется при условии, что в откорректированном проекте годовые объемы вскрышных и добычных работ, горно-добычное и вскрышное оборудование, а также система разработки остались неизменными.
Проект разработки и рекультивации Северо-восточного участка месторождения песчано-гравийно-валунного материала (гравийно-песчаной смеси) и песка «Минковичи I» Каменецкого района Брестской области прошел экспертизу промышленной безопасности.
В 2022 году планируется внести изменения в части установки в границах горного отвода сортировочной установки с мокрым обогащением годовой производительностью 63 тыс. м3.
Требуется ли прохождение экспертизы промышленной безопасности после внесения изменений?
Повторное проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на разработку и рекультивацию Северо-восточного участка месторождения песчано-гравийно-валунного материала (гравийно-песчаной смеси) и песка «Минковичи I» Каменецкого района Брестской области не требуется, при условии, что вносимые в Проект корректировки в части установки в границах горного отвода сортировочной установки не влекут изменений системы разработки месторождения, а также годовых объемов вскрышных и добычных работ.
Требуется ли наличие специального разрешения (лицензии) Госпромнадзора на ремонт узлов (частей) проходческих комбайнов, эксплуатируемых в горных выработках диаметром 1200 мм и более, а именно узла гидромоторного?
Виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), определены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).
В соответствии с Положением в число работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, включены работы (услуги) по ремонту потенциально опасных объектов и технических устройств, перечни которых определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З
«О промышленной безопасности» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Перечни).
Так как гидромоторные узлы проходческих комбайнов, эксплуатируемых в горных выработках диаметром 1200 мм и более, в которых ведутся подземные горные работы, не входят в Перечни, для выполнения работ по их ремонту на заводах Республики Беларусь специальное разрешение (лицензия) Госпромнадзора не требуется.
Субъект промышленной безопасности разрабатывает проектную документацию по технической модернизации литейного цеха с установкой литейных комплексов на основе машин для литья под давлением.
Подлежит ли данная деятельность (проектирование) лицензированию?
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, работы (услуги) по проектированию объектов литейных производств (цехов, участков) лицензированию в области промышленной безопасности не подлежат.
Вместе с тем, в число работ (услуг), составляющих деятельность в области промышленной безопасности, включены работы (услуги) по проектированию потенциально опасных объектов, технических устройств.
Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию в области промышленной безопасности, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.
В названные перечни включены потенциально опасные объекты литейных производств – машины литья под давлением и эксплуатируемые в их составе технические устройства (вентиляционные панели; камеры прессования; пресс-формы; манипуляторы для заливки металла, удаления отливок, смазки пресс-форм).
С учетом изложенного, для выполнения работ (оказания услуг) по проектированию (разработке проектно-сметной документации по модернизации литейного цеха) специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности не требуется. В случае проектирования (в части разработки комплекта конструкторской документации) непосредственно машин литья под давлением и/или эксплуатируемых на них технических устройств наличие соответствующей лицензии необходимо.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613 (далее - Положение), для регистрации, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией потенциально опасного объекта (в т.ч. снятия с регистрации), владелец представляет в регистрирующий орган заявление. Форма заявления приведена в приложении 1 к Положению.
Согласно пункту 8 Положения, при регистрации потенциально опасного объекта в паспорте (формуляре) потенциально опасного объекта или его дубликате делается отметка (ставится штамп) о регистрации потенциально опасного объекта с указанием регистрирующего органа, регистрационного номера, даты регистрации и фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) должностного лица регистрирующего органа.
Просим Госпромнадзор высказать мнение о возможности внесения изменений в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (далее – Правила), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703, в части исключения пиротехнических изделий I класса опасности из сферы действия Правил, касающихся размещения таких изделий в торговом зале, а также их хранения на объектах розничной торговли?
Госпромнадзор полагает невозможным исключение пиротехнических изделий I класса опасности в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (далее – ТР ТС 006/2011) из сферы действия Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила), так как нахождение в магазинах самообслуживания в свободном доступе для покупателей пиротехнических изделий I класса опасности по ТР ТС 006/2011 при невыполнении ограничительных мер по их размещению, установленных в абзаце первом пунктов 102 и 103 Правил, а также пункта 5 статьи 4 ТР ТС 006/2011, может привести к отрицательным последствиям при несанкционированном и бесконтрольном использовании источников открытого огня, имеющегося у посетителей (спички, зажигалки).
Требуются ли буровой компании разрешительная документация в области промышленной безопасности для оказания услуг по ликвидации (консервации) скважин на воду?
Ликвидация (консервация) горных выработок проводится в соответствии с требованиями статей 73, 74 Кодекса Республики Беларусь о недрах (далее - Кодекс).
Согласно Кодексу и Единому перечню административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, для выполнения работ (оказанию услуг) по ликвидации (консервации) скважин разрешительная документация в области промышленной безопасности не требуется.
При этом ликвидация (консервация) скважин должна осуществляться в соответствии с разработанным и утвержденным недропользователем проектом ликвидации (консервации) горной выработки.
Акт о том, что горная выработка признается ликвидированной в соответствии Кодексом и проектом ликвидации (консервации) горной выработки утверждается недропользователем и подписывается членами комиссии в состав которой включаются представители недропользователя, территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Госпромнадзора.
Требуются ли буровой компании разрешительная документация в области промышленной безопасности для оказания услуг по бурению скважин на воду? Если да, то где изложены необходимые для получения разрешительной документации требования к буровым компаниям?
В соответствии с подпунктом 20.1.12. пункта 20.1. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, буровые компании могут осуществлять бурение скважин для добычи жидких полезных ископаемых глубиной более 20 метров только на основании разрешения Госпромнадзора.
Для получения разрешения Госпромнадзора проводится оценка возможности буровой компании выполнять работы по бурению скважин для добычи жидких полезных ископаемых глубиной более 20 метров (далее - оценка).
Требования, предъявляемые к буровой компании при проведении оценки, приведены в пункте 5 Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При смене подрядной организации по намыву песка для выполнения дноуглубительных работ в проектно-сметную документацию внесены изменения в части замены земснаряда с электрического на дизельный несамоходный землесосно-рефулерный снаряд, а следовательно в проектно-сметную документацию внесены изменения в части замены земснаряда, без изменения основных параметров системы разработки месторождения.
Просьба разъяснить о необходимости повторного прохождения экспертизы промышленной безопасности после внесенных изменений в проектно-сметную документацию?
Проведение экспертизы промышленной безопасности откорректированной проектно-сметной документации не требуется при условии, что в откорректированном Проекте годовые объемы вскрышных и добычных работ, а также система разработки остались неизменными.
Имеет право индивидуальный предприниматель получить разрешение на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV-V класса опасности?
В соответствии с подпунктом в) пункта 8 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 № 770, к проведению фейерверочных показов или иных зрелищных мероприятий, связанных с использованием пиротехнических изделий технического назначения IV и V классов опасности, допускаются юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на данный вид деятельности в соответствии с требованиями законодательства государства-члена Таможенного союза, на территории которого проводится показ (мероприятие).
На основании изложенного следует, что индивидуальный предприниматель не может получить вышеуказанное разрешение.
В соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области промышленной безопасности эксплуатация опасных производственных объектов I типа опасности (далее - ОПО), в том числе рудников, может осуществляться только после проведения идентификации ОПО с последующей их регистрацией в перечне ОПО, разработкой в отношении ОПО декларации промышленной безопасности и получением специального разрешения (лицензии) на право эксплуатации ОПО.
Обращаем внимание, что согласно пункту 6 Положения о порядке проведения идентификации ОПО, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613, идентификация ОПО проводится на основании анализа документов, подтверждающих право собственности субъекта промышленной безопасности на ОПО. Следовательно, субъект промышленной безопасности не может осуществить идентификацию и последующие указанные выше процедуры в отношении ОПО, на которые он не располагает правом собственности.
Учитывая специфику организации производства по строительству и вводу в эксплуатацию объектов разработки соляных месторождений подземным способом, за эксплуатацию рудника принимается деятельность недропользователя по добыче полезного ископаемого (ведение очистных работ), осуществляемая им после приемки рудника в эксплуатацию.
На основании изложенного следует, что специальное разрешение (лицензия) на право эксплуатации рудника должно быть получено субъектом промышленной безопасности в период времени между подписанием акта о приемке рудника в эксплуатацию и началом осуществления работ по добыче полезного ископаемого.
Требуется ли лицензия на деятельность в области промышленной безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию промышленного электронного оборудования (частотные преобразователи, панели управления, контроллеры, блоки питания, инверторы, блоки управления, промышленные компьютеры и т.д.), входящего в качестве узлов и блоков в состав технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах:
1. Объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки;
2. Подъемные сооружения;
3. Горные выработки диаметром от 1200 мм и более, на которых ведутся подземные горные работы;
4. Объекты, на которых осуществляется бурение скважин, предназначенных для использования геотермальных ресурсов недр.
Виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), составляющие их работы и (или) услуги, а также порядок получения лицензий определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).
В соответствии с Положением в число работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, включены работы (услуги) по наладке, обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств, перечни которых определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – постановление № 614).
Ряд разделов перечня, утвержденного постановлением № 614, содержит потенциально опасные объекты и (или) эксплуатируемые на них технические устройства, относящиеся к промышленному электронному оборудованию: системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники; приборы контроля и регулирования технологических процессов, газоанализаторы, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9; приборы и устройства безопасности грузоподъемных кранов; оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов, эскалаторов, конвейеров пассажирских; системы автоматики безопасности и регулирования котлов и их горелок и пр.
С учетом изложенного, для выполнения работ по техническому диагностированию, ремонту, наладке и обслуживанию промышленного электронного оборудования (частотные преобразователи, панели управления, контроллеры, блоки питания, инверторы, блоки управления, промышленные компьютеры и т.д.), входящего в качестве узлов и блоков в состав технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, наличие соответствующего специального разрешения (лицензии) обязательно.
В связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2020 № 595 просим дать разъяснения по следующим вопросам.
Согласно новой редакции подпункта 12.3 пункта 12 Перечня потенциально опасных объектов литейного производства исключен такой критерий потенциально опасных объектов литейного производства как максимальный объем расплава 0,5 тонн и более. Следует ли из этого необходимость в обязательном порядке внести дополнение в лицензию при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения проектирования, монтажа, ремонта, наладки, обслуживания объектов литейного производства с применением оборудования, рассчитанного на максимальный объем расплава менее 0,5 тонн, в частности: плавильно-раздаточная печь сопротивления на 200 кг, индукционная плавильная печь емкостью тигля менее 0,5 тонн.
Необходимо ли в обязательном порядке внести изменения в лицензию по включению в разделы ремонт, проектирование, монтаж, наладка, обслуживание потенциально опасных объектов литейного производства перечня технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, являющихся составными частями потенциально опасных объектов (например, установки для наклона печей, аккумуляторные станции, гидравлические станции, вентиляционные установки, вентиляционные панели, камеры прессования пресс-форм, манипуляторы для заливки металла, удаления отливок, смазки пресс-форм, изложницы), если в настоящее время в лицензии указаны только потенциально опасные объекты и не указаны перечни технических устройств.
Необходимо ли в обязательном порядке внести (в соответствии с пунктами 5 и 66 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности) с момента вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2020 года № 595 изменения в лицензию по исключению из разделов ремонт, проектирование, монтаж, наладка, обслуживание потенциально опасных объектов литейного производства формулировки «с применением оборудования, рассчитанного на максимальный объем расплава 0,5 тонны и более».
Наименования потенциально опасных объектов, указанных в ранее выданных лицензиях не могут быть изменены на основании постановления № 595, поскольку они определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З
«О промышленной безопасности».
С учетом изложенного:
в настоящее время нет оснований для обязательного внесения дополнений и/или изменений в лицензии в связи со снятием ограничений по максимальному объему расплава, на который рассчитано оборудование объектов литейного производства;
если в лицензии указаны потенциально опасные объекты литейного производства без перечисления относящихся к ним технических устройств, лицензиат вправе выполнять работы (оказывать услуги) по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту данных потенциально опасных объектов, включая все эксплуатируемые на них технические устройства;
В дополнение сообщаем, что разъяснения по порядку действий субъектов промышленной безопасности после вступления в силу постановления № 595 размещены в открытом доступе на Интернет-ресурсе Госпромнадзора https://gospromnadzor.mchs.gov.by/ под заголовками «Вниманию организаций, имеющих разрешение (свидетельство)! Изменен перечень технических устройств!», «Вниманию лицензиатов! Изменен перечень технических устройств!».
В соответствии с требованиями пункта 102 Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. № 32 (далее – Правила), к работе с пиротехническими изделиями допускаются лица мужского пола не моложе 20 лет и имеющие единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника и прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке.
В соответствии с требованиями пункта 103 Правил квалификация «взрывник» или «пиротехник» может присваиваться лицам, прошедшим обучение по соответствующей программе, сдавшим квалификационные экзамены и получившим единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника.
Одновременно информируем, что с 1 марта 2021 г. вступает в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 ноября 2020 № 102 «Об изменении постановления Министерства труда Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. № 71», согласно которому Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих дополняется специальностью «пиротехник фейерверочных показов», в котором будут указаны предъявляемые квалификационные требования.
Кто имеет право на проведение фейерверков и на основании чего проводятся фейерверки с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности?
В соответствии с подпунктом в) пункта 8 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (далее – ТР ТС 006/2011) к проведению фейерверочных показов или иных зрелищных мероприятий, связанных с использованием пиротехнических изделий технического назначения IV и V классов опасности, допускаются юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на данный вид деятельности в соответствии с требованиями законодательства государства-члена Таможенного союза, на территории которого проводится показ (мероприятие).
В Республике Беларусь для таких организаций предусмотрено наличие разрешения (свидетельства) на право проведения фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности согласно ТР ТС 006/2011, выдаваемого Госпромнадзором в соответствии с подпунктом 20.1.16 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
В настоящее время, такие разрешения (свидетельства) имеют 18 организаций, а именно:
-
Государственное пожарное аварийно-спасательное учреждение «Республиканский отряд специального назначения» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
-
ОДО «ТК сервис»
-
ООО «Белый тигр»
-
ООО «Кальвин» Дзержинский район
-
ООО «Линия МАЖИНО»
-
ООО «Огненный феникс»
-
ООО «ПайроГрупп Технолоджи»
-
ООО «ПироМаркет»
-
ООО «ПироШар»
-
ООО «Фаворит Пиро Групп»
-
ООО «Фениксэн»
-
РУПП «Гранит»
-
ЧПУП «Пиро-Форс»
-
ЧТПУП «Салютекс»
-
ЧТУП «БЕЛРУБИН»
-
ЧТУП «Светофор плюс»
-
ЧУП по оказанию услуг «Арт-Салют»
-
ЧУП по оказанию услуг «Империя огня».
Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 20 главы 4 Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. № 32 (далее – Правила), фейерверки проводятся на основании письменного договора между заказчиком и исполнителем фейерверка, а также уведомления местных исполнительных и распорядительных органов, территориальных органов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Также, в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Правилам организация и проведение фейерверка при проведении массовых мероприятий осуществляются на основании решения руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении массового мероприятия в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».
В случаях, не связанных с массовыми мероприятиями, фейерверк проводится на основании письменного разрешения руководителя организации (объекта), на территории которой проводится фейерверк.
В 2019 году Госпромнадзором была проведена экспертиза объекта «Проект разработки и рекультивации карьера для добычи полезного ископаемого (песчано-гравийно-валунного материала) на месторождении «Брузги» Гродненского района» и выдано положительное экспертное заключение. В этом же году проведена государственная экологическая экспертиза данного объекта и выдано положительное заключение, но в процессе проведения экологической экспертизы внесены изменения.
Просим разъяснить о необходимости повторной экспертизы Госпромнадзором проекта разработки и рекультивации карьера на месторождении «Брузги».
Повторное проведение экспертизы промышленной безопасности откорректированного «Проекта разработки и рекультивации карьера для добычи полезного ископаемого (песчано-гравийно-валунного материала) на месторождении песчано-гравийно-валунного материала Брузги Гродненского района Гродненской области» не требуется при условии, что в откорректированном Проекте годовые объемы вскрышных и добычных работ, горно-добычное и вскрышное оборудование, а также система разработки остались неизменными.
Субъект промышленной безопасности имеет строительный проект разработки и рекультивации месторождения силикатных песков, который прошел все необходимые экспертизы (Гостройэкспертиза, экспертиза промышленной безопасности Госпромнадзора, государственная экологическая экспертиза областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды).
Необходимо ли, согласно действующего законодательства, прохождение корректировки данного проекта рекультивации экспертизы промышленной безопасности?
Согласно подпункту 2.2 статьи 12 Кодекса Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. № 406-З, Госпромнадзор в пределах своей компетенции проводит экспертизу промышленной безопасности проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых (далее – Проект разработки).
В соответствии с пунктом 4 Правил по обеспечению промышленной безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 77, Проект разработки включает в себя, в том числе, раздел рекультивации нарушенных земель.
На основании изложенного следует, что обособленный от Проекта разработки проект рекультивации месторождения полезных ископаемых экспертизе промышленной безопасности не подлежит.
Вместе с тем, изменение рекультивационных мероприятий требует внесения корректировок в строительный проект разработки и рекультивации месторождения силикатных песков.
Повторное проведение экспертизы промышленной безопасности откорректированного строительного проекта не требуется при условии, что объемы вскрышных и добычных работ, применяемые горные машины и оборудование, а также система разработки остались неизменными.
Назад