На сайт МЧС

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

Показать ответ 
Просим разъяснить какими техническими нормативными правовыми актами руководствоваться при монтаже кранового рельса КР 80 на объектах капитального строительства на предприятии.

     Согласно пункту 37 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, устройство кранового пути должно производиться по проекту, разработанному изготовителем грузоподъемного крана или проектной организацией, имеющей аттестат соответствия на право осуществления соответствующего вида деятельности, выданный Министерством архитектуры и строительства в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252 (далее – проектная организация).
     Межгосударственный стандарт ГОСТ 24741-2016 «Узел крепления крановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия», введенный в действие постановлением Государственного комитета Республики Беларусь от 15 мая 2017 г. № 37, не является техническим нормативным правовым актом обязательным к применению и не входит в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 марта 2021 г. № 28.
     Учитывая изложенное, проектная организация должна определить технические нормативные правовые акты, строительные нормы
и правила, применение которых при проектировании подкранового пути грузоподъемного крана, обеспечит безопасность и эксплуатационную надежность.
Показать ответ 
Просим разъяснить требования к разряду по профессиям «слесарь-ремонтник» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»» для осуществления технического обслуживания грузоподъемных кранов (без осуществления ремонта грузоподъемных кранов и без обслуживания приборов и устройств безопасности).

Согласно требованиям пункта 347 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), работники, осуществляющие обслуживание грузоподъемных кранов, должны иметь соответствующую выполняемой работе профессию рабочего. Пунктом 349 Правил установлено, что квалификация работников, осуществляющих обслуживание грузоподъемных кранов, определяется субъектом промышленной безопасности исходя из количества грузоподъемных кранов, их конструкции, объема и характера выполняемых работ, предусмотренных руководством по эксплуатации, и с учетом обеспечения безопасных условий обслуживания. Тарификация труда осуществляется с применением Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), общие положения которого утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34.
Таким образом, требования к тарификации труда актами законодательства в области промышленной безопасности не устанавливаются. Вместе с тем, исходя из тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и «слесарь-ремонтник», установленных 1 и 2 выпусками ЕТКС соответственно, по мнению Госпромнадзора к выполнению работ по обслуживанию грузоподъемных кранов должны допускаться работники, имеющие указанные профессии рабочих не ниже 5 разряда.

Показать ответ 
Просим дать пояснения по пункту 3 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, в части необходимости получения организацией лицензии на право проектирования (конструирования) подкрановых путей из одного и более параллельных рельсов и связанных с ними конструкций под электрические кран-балки и тельфера грузоподъемностью до 5 т, а также запасные части к грузоподъемным кранам (колесо зубчатое, вал, крышка, полумуфта и т.д.), не подлежащим регистрации в Госпромнадзоре.

Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг, в отношении которых подлежат лицензированию в области промышленной безопасности (далее – Перечень), определен в приложении 2 к Закону Республики Беларусь от 14 октября 2024 г. № 213-З «О лицензировании». Кран-балки, подкрановые пути грузоподъемных кранов, а также перечисленные в обращении запасные части грузоподъемных кранов в Перечень не включены, работы (услуги) по их проектированию лицензированию в области промышленной безопасности не подлежат.

Показать ответ 

В организации эксплуатируется мостовой кран, управляемый с пола (кран-балка), грузоподъемностью 2 тонны, который не попадает под действие Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г.№ 66 (далее – Правила).  Учитывая, что требования Правил не распространяются на вышеуказанный кран, должен ли данный кран подвергаться техническому освидетельствованию с периодичностью не реже одного раза в 3 года и годовому контролю технического состояния с записью в паспорте крана в соответствии с Правилами?

На грузоподъемные краны мостового типа грузоподъемностью 2 тонны, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране или со стационарного пульта (далее – грузоподъемные краны, управляемые с пола), распространяются требования технического регламента Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (далее – ТР ТС 010/2011). Согласно приложению 2 к ТР ТС 010/2011 (пункт 11 дополнительных требований безопасности, предъявляемых к грузоподъемным кранам) грузоподъемные краны, в том числе управляемые с пола, для подтверждения работоспособности периодически должны подвергаться грузовым статическим и динамическим испытаниям с нагрузкой 1,25 паспортной грузоподъемности (статические испытания) и 1,1 паспортной грузоподъемности (динамические испытания) по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации грузоподъемного крана. В соответствии с пунктом 5 Правил по решению субъекта хозяйствования требования Правил могут быть применены для организации эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов, не относящихся к потенциально опасным объектам. В случае принятия субъектом хозяйствования такого решения грузоподъемные краны, управляемые с пола, должны подвергаться годовому контролю технического состояния в соответствии с пунктами 338 - 340 Правил.

Показать ответ 
     В связи с отсутствием возможности приобретения запасных частей для башенных кранов, вызванной ограничениями по поставке комплектующих, узлов и деталей заводом – изготовителем, прошу дать разъяснения по проведению работ по технической модернизации систем управления приводами механизмов подъема / опускания груза, изменения вылета грузовой тележки, поворота крана с применением ограничителя нагрузки башенного крана и выносного пульта при монтаже и осуществлении технического освидетельствования башенного крана.

     При организации и проведении работ по технической модернизации грузоподъемных кранов необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в главе 3 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – ПОПБГК).
     Проектная (конструкторская) документация на техническую модернизацию грузоподъемного крана должна содержать разделы, указанные в пункте 22 ПОПБГК. Руководство (инструкцию) по эксплуатации грузоподъемного крана требуется привести в соответствие с изменениями, предусмотренными проектной (конструкторской) документацией на техническую модернизацию.
     Материалы, узлы, механизмы и устройства безопасности, используемые при проведении работ по технической модернизации должны иметь документы изготовителя, подтверждающие качество изготовления, пройти необходимые процедуры оценки соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется.
     Согласно пункту 5 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, и пункту 365 ПОПБГК после выполнения работ по технической модернизации грузоподъемный кран подлежит экспертизе промышленной безопасности и техническому освидетельствованию, для проведения которых необходимо обратиться в Госпромнадзор.

Показать ответ 

     Учреждение образования проводит обучение и выдает свидетельство с присвоением разряда по профессии «Машинист крана (крановщик) по управлению мостовыми, козловыми кранами». Для работы крановщиком башенного крана требуется ли работнику, прошедшему обучение по данной профессии в учреждении образования, проходить дополнительную переподготовку?

     В соответствии с пунктом 347 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – ПОПБГК), к управлению грузоподъемными кранами, допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию рабочего, соответствующую группу по электробезопасности, прошедшие проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющие при себе удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов и не имеющие медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы.
     Законодательством в области промышленной безопасности не регулируются вопросы обучения и присвоения квалификационных разрядов по профессиям рабочих. Вместе с тем, Госпромнадзор считает, что при переводе машиниста крана (крановщика) с грузоподъемного крана мостового типа
на грузоподъемный кран стрелового типа он должен изучить особенности устройства такого грузоподъемного крана и получить практические навыки по управлению им.
     Дополнительно информируем, что тарифно-квалификационные характеристики, сроки обучения для профессии рабочего «машинист крана (крановщик)» установлены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 1, утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33 и перечне профессий
для подготовки рабочих, утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь от 30 января 2018 г. № 7/14.

Показать ответ 
     Просим дать разъяснения по замене грузовой тележки, имеющей опорно-поворотное устройство для одновременного поворота спредера с кабиной на козловом кране.

     В соответствии с пунктом 2 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г.№ 66 (далее – ПОПБГК), замена грузовой тележки является реконструкцией грузоподъемного крана. Следовательно, при проведении реконструкции грузоподъемного крана необходимо руководствоваться требованиями главы 3 ПОПБГК. При изготовлении грузовой тележки, используемой при реконструкции грузоподъемного крана, должны быть соблюдены требования пункта 8 ПОПБГК.
     Дополнительно информируем, что после выполнения работ по реконструкции грузоподъемного крана требуется проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, и технического освидетельствования с учетом требований
главы 22 ПОПБГК.

Показать ответ 

     Для выполнения работ по внутренней очистке циклона и монтажу/демонтажу трубы в циклоне с периодичностью 1 раз в два года организация планирует применить стальную подвесную люльку (кабину), изготовленную в соответствии с ГОСТ 33168-2014 «Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности», для подъема в ней рабочих стреловым самоходным грузоподъемным краном и выполнения ими работы на высоте.
     Просим разъяснить: подлежит ли люлька (кабина), изготавливаемая с применением сварки и предназначенная для подъема людей с использованием грузоподъемных кранов, экспертизе промышленной безопасности в качестве технического устройства, эксплуатируемого на потенциально опасном объекте (грузоподъемном кране);
     возможно ли в условиях, где применение стационарных подъемников невозможно, применение подъема людей в люльке (кабине) с использованием грузоподъемного крана для технологических и ремонтных работ с обеспечением выполнения требований ГОСТ 33168-2014 «Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности».

     Согласно пункту 5 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении потенциально опасных объектов и (или) эксплуатируемых на них технических устройств, в случае если техническими регламентами Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза не установлена форма оценки соответствия потенциально опасных объектов и(или) эксплуатируемых на них технических устройств.
     В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее – ТР ТС 010/2011) приспособления для грузоподъемных операций подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования. Учитывая изложенное, подвесная кабина экспертизе промышленной безопасности не подлежит.
     Согласно абзацу пятому пункта 423 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, при производстве работ грузоподъемными кранами не допускается перемещение людей. Подъем людей грузоподъемными кранами может производиться в случаях, предусмотренных эксплуатационной документацией на грузоподъемный кран, только в кабине (люльке), поставленной изготовителем в комплекте с ним, и после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей.
     Следовательно, применение подвесной кабины без соблюдения указанных требований недопустимо.

Показать ответ 
Просим дать разъяснения какие требования предъявляются к установке станции управления лифтовым оборудованием для лифта без машинного помещения.

     Определение места установки шкафов с машинным оборудованием лифта осуществляется проектировщиком с учетом условий эксплуатации лифта, а также обеспечения выполнения требований пункта 5.2.6.5.2 и подпунктов а, b, с пункта 5.2.6.6.2 ГОСТ 33984.1-2016 «Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов». 
     Шкаф с машинным оборудованием лифта оборудуется панелью для эвакуации и испытаний, содержащей устройства для выполнения операций по эвакуации пассажиров и управляющее оборудование, предназначенное для осуществления динамического испытания лифта, а также обеспечивающей непосредственное наблюдение за приводом лифта.
Таким образом, для лифта без машинного помещения (с размещением привода лифта сверху) шкаф с машинным оборудованием должен размещаться на верхней посадочной площадке непосредственно вблизи дверей шахты.

Показать ответ 
     В связи с вступлением в силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.03.2024 № 22 «Об изменении постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66», просим разъяснить необходимость проведения внеочередной проверки знаний у лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, и лиц, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, если не требуется внесение изменений в требования, входящие в их должностные обязанности.

     В соответствии требованиями пункта 11 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, внеочередная проверка знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию проводится при изменении актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности.
     Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25 марта 2024 г. № 22 «Об изменении постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66» (далее – изменения в Правила) внесены изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66. Изменения в Правила, вступившие в действие 31 марта 2024 года, являются отсылочными нормами, которые относятся к законодательству в области охраны труда и законодательству об административных процедурах.
     Учитывая изложенное, необходимость проведения внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности грузоподъемных кранов лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов, определяется руководителем субъекта промышленной безопасности исходя из должностных обязанностей указанных лиц.

Показать ответ 

Просим разъяснить, допускается ли выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных кранов работниками, которые имеют профессию рабочего «слесарь по ремонту автомобилей» 4 и 5 разрядов.

     Согласно требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, работники, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов, должны иметь соответствующую выполняемой работе профессию рабочего.
     Тарифно-квалификационные характеристики профессии рабочего «слесарь по ремонту автомобилей» 4 и 5 разряда, содержащиеся во 2-ом выпуске Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 декабря 2000 г. № 160, не содержат указаний на возможность выполнения ими работ по техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов.
      На основании изложенного выполнение слесарных работ при техническом обслуживании и ремонте грузоподъемных кранов работниками, имеющими профессию рабочего «слесарь по ремонту автомобилей» 4 или 5 разряда, не допускается.

Показать ответ 
   Организация, эксплуатирующая потенциально опасные объекты (грузоподъемные краны, сосуды, работающие под избыточным давлением, котельные, лифты), просит дать рекомендации по структуре и численности службы промышленной безопасности для организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности.

   Актами законодательства в области промышленной безопасности, в том числе Правилами по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 декабря 2022 г. № 84, Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, Правилами по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56, не установлены структура и численность службы промышленной безопасности в субъекте (далее – служба).
   Вместе с тем, численность работников службы, согласно статьям 26, 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» от 5 января 2016 г. № 354-З (далее – Закон), должна определяться владельцем потенциально опасного объекта с учетом вида оборудования, его количества, условий эксплуатации и др. Численность работников службы промышленной безопасности должна обеспечить выполнение работниками этой службы должностных обязанностей, составленных с учетом функций и задач, предусмотренных Законом, Примерным положением об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37, и иными техническими нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

Показать ответ 

   Просим разъяснить следующие вопросы статьи 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности»: должно ли лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, быть назначенным из числа работников, которые находятся в непосредственном подчинении у руководителя (его заместителя) согласно организационно-штатной структуры организации (его обособленного подразделения), или должностное лицо, на которое возложены обязанности по осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности, подчиняется непосредственно ответственному за организацию промышленной безопасности только в части исполнения обязанностей, связанных с обеспечением требований промышленной безопасности; если в субъекте промышленной безопасности не назначено лицо, ответственное за организацию промышленной безопасности из числа заместителей руководителя, то означает ли это, что ответственность за организацию промышленной безопасности, по умолчанию, возлагается на руководителя. 

   Требование части шестой статьи 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» следует понимать и применять буквально вне зависимости от места лица, ответственного за осуществление производственного контроля, в организационно-штатной структуре субъекта (его обособленного подразделения).
Если руководитель субъекта (его обособленного подразделения) не назначил одного из своих заместителей лицом, ответственным за организацию промышленной безопасности, то он несет всю полноту ответственности за промышленную безопасность.
   Справочно: Часть шестая статьи 29 Закона Республики Беларусь
от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности»: Служба промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) подчиняется непосредственно руководителю субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения либо его заместителю, ответственному за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности или его обособленном подразделении (субъекту промышленной безопасности - индивидуальному предпринимателю).

Показать ответ 

   При допуске к выполнению работ по техническому диагностированию потенциально опасных объектов на некоторых предприятиях от сотрудников требуют удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов, ссылаясь на статью 31 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354- З «О промышленной безопасности, согласно которой рабочим (служащим) по профессиям (должностям), связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, прошедшим проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, выдается удостоверение в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
   Просим пояснить, необходимо ли организации, имеющей лицензию на право выполнения работ по техническому диагностированию, выдавать своим работникам удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов.

   В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, выдача удостоверения осуществляется работникам субъекта промышленной безопасности, связанным с ведением работ на опасном производственном объекте и (или)   потенциально опасном объекте (далее – ПОО), в том числе выполняющим работы по обслуживанию ПОО.
   Критерием отнесения работников, связанных с выполнением работ на ПОО, являются тарифно-квалификационные характеристики, установленные, в том числе Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33 (далее – ЕТКС). Согласно ЕТКС, в квалификационные характеристики дефектоскопистов, выполняющих неразрушающие методы контроля основного металла и сварных соединений, обслуживание ПОО не входит.
   На основании вышеизложенного, работнику, выполняющему работы по техническому диагностированию, выдача удостоверения на право обслуживания ПОО не требуется.

Показать ответ 

В целях планирования осуществления производственной деятельности в области промышленной безопасности по техническому диагностированию грузоподъёмных кранов и получения лицензии на данный вид деятельности предприятие просит разъяснить долицензионные требования статьи 89 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2023 г. «О лицензировании» № 213-З в части образования работников по данному направлению вида деятельности, достаточного для обеспечения выполнения в полном объеме заявленных работ, оказания услуг.

Предприятие имеет лабораторию неразрушающего контроля и технической диагностики (ЛНК и ТД), в штате которой имеется 3 человека, для которых эта работа является основным местом работы, прошедших проверку знаний в Госпромнадзоре по направлению «Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ и (или) оказания услуг по техническому диагностированию грузоподъёмных кранов» и имеющих сертификаты неразрушающего контроля 2 уровня по визуальному методу контроля в секторе предэксплуатационные или эксплуатационные испытания, включающие производство. Ведущий инженер ЛНК и ТД является аттестованным экспертом в области промышленной безопасности по грузоподъёмным кранам (8ТО).

Достаточно ли у вышеуказанных работников наличия следующего образования:

начальник ЛНК и ТД – высшее юридическое образование;

ведущий инженер ЛНК и ТД – высшее техническое образование (инженер-механик);

инженер ЛНК и ТД – среднее специальное (техническое) образование?

В соответствии со статьей 89 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» к долицензионным требованиям относятся:

наличие в штате не менее трех работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), обеспечивающих в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг, для которых эта работа является основным местом работы, имеющих квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие на праве собственности или ином законном основании инженерно-технической производственной базы (помещения, оборудование, приборы и инструменты) для осуществления лицензируемого вида деятельности;

наличие собственной лаборатории, аккредитованной в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, для осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств на соответствие нормам безопасности;

наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников соискателя лицензии, лицензиата, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 декабря 2022 г. № 78, в положении о системе контроля указываются:

квалификационные требования (уровень подготовки, образование, периодичность повышения квалификации и иные) к работникам, в том числе находящимся в гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии, лицензиатом, которые будут выполнять (выполняют) работы и (или) оказывать (оказывают) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности;

порядок выполнения работ и (или) оказания услуг, установленный нормативными документами;

порядок контроля качества выполненных работ и (или) оказанных услуг, перечень лиц (структурных подразделений) в соответствии с организационно-штатной структурой, обеспечивающих надлежащее выполнение работ и (или) оказание услуг, а также проведение контроля.

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» субъект промышленной безопасности обязан допускать к работе, выполнению работ (оказанию услуг) на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте работников субъекта промышленной безопасности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющих при себе удостоверение и не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы.

Учитывая изложенное, для осуществления деятельности по проведению технического диагностирования грузоподъемных кранов необходимы:

технический руководитель, имеющий соответствующую квалификацию (профиль образования, определяется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 36) и проверку знаний в области промышленной безопасности;

не менее двух работников (специалистов, рабочих), имеющих соответствующую квалификацию и проверку знаний в области промышленной безопасности.

В обращении не представлены сведения, которые бы позволили сделать вывод в части достаточности имеющихся работников и их образования (квалификации) для соответствия долицензионным требованиям, указанных в статье 89 Закона о лицензировании.

Дополнительно информируем, что оценку соответствия работников, обеспечивающих в полном объеме выполнение работ по техническому диагностированию, квалификационным требованиям выполняет эксперт в области промышленной безопасности Госпромнадзора при проведении оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям на основании следующих документов:

аттестата аккредитации лаборатории неразрушающего контроля и диагностики, для осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств на соответствие нормам безопасности;

положения о системе контроля за качеством выполнения лицензионного вида деятельности;

руководства по качеству лаборатории неразрушающего контроля и диагностики;

положения о лаборатории неразрушающего контроля и диагностики;

информации о лицах, являющихся техническими руководителями, специалистами, рабочими и их квалификации.

 

Показать ответ 

В связи с вступлением в силу с 1 января 2023 г. Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. «О лицензировании» № 213-З и внесением ряда изменений в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 22.12.2018 № 66, организация просит разъяснить, необходимо ли проходить внеочередную проверку знаний в области промышленной безопасности в соответствующем объеме в территориальном органе Госпромнадзора следующим работникам:

председатель комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности;

лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности;

лицо, ответственное за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии;

лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъёмными кранами?

Согласно пункту 11 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, одним из случаев проведения внеочередной проверки знаний является принятие (изменение) актов законодательства в области промышленной безопасности.

Таким образом, изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, внесенные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 88, влекут за собой необходимость прохождения внеочередной проверки знаний.

Показать ответ 

В организации проводится замена пассажирских лифтов. Ввод в эксплуатацию лифтов оформляется актом, который подписывает со стороны Владельца лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности (далее – ответственный за осуществление производственного контроля).

Просим разъяснить, какие требования предъявляются к ответственному за осуществление производственного контроля в данном случае относительно подготовки: обучение, проверка знаний, группа по электробезопасности?

Статьей 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) определено, что для организации производственного контроля в области промышленной безопасности руководитель субъекта промышленной безопасности вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона (далее – лицо, ответственное за осуществление производственного контроля).

Требования к подготовке и проверке знаний по вопросам промышленной безопасности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, установлены Инструкцией  о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 3 Инструкции, подготовка по вопросам промышленной безопасности лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не предусмотрена.

Лица, ответственные за осуществление производственного контроля, в соответствии с требованиями подпункта 4.3 пункта 4 и пункта 22 Инструкции подлежат проверке знаний по вопросам промышленной безопасности в объеме нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в должностные (функциональные) обязанности указанных лиц.

Лица, ответственные за осуществление производственного контроля, в соответствии с пунктами 6, 16 Инструкции проходят первичную проверку знаний в комиссии Госпромнадзора до назначения (возложения указанных обязанностей).

Законодательством в области промышленной требования к наличию группы по электробезопасности у лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не предъявляются.

Дополнительно информируем, что вопросы, связанные с присвоение группы по электробезопасности, регламентируются ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20 мая 2009 г. № 16.

Показать ответ 

Согласно п. 421 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов строительно-монтажные и другие работы должны выполняться по ППР, разработанному с учетом требований технических нормативных правовых актов и утвержденному в установленном порядке.

Согласно п. 422 Правил погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований актов законодательства и утвержденным владельцем грузоподъемного крана (производителем работ).

Прошу пояснить, какие требования по обучению и (или) проверке знаний, с точки зрения законодательства в области промышленной безопасности, предъявляются к разработчику (составителю) проектов производства работ и(или) технологических карт, а также лицу, которое утверждает (согласовывает) данные документы?

Пунктом 419 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), установлена обязанность владельца крана или производителя работ разрабатывать и выдавать на месте ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами и другие технологические регламенты (далее – ППР).

При этом Правилами и иными нормативными актами в области промышленной безопасности подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности для специалистов, разрабатывающих либо утверждающих ППР, не предусмотрена.

Дополнительно информируем, что требования к организации строительного производства, в том числе к разработке ППР, установлены строительными нормами СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12 ноября 2020 г. № 73.

Показать ответ 

Организация эксплуатирует лифты пассажирские и грузовые с внутренним управлением. Лифты не подключены к оборудованию диспетчерского контроля. На каждый лифт допущены к обслуживанию лифтеры (из штата основных работников, лифтер для них смежная профессия). Организацией заключен договор на обслуживание и ремонт со специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности. Прошу дать разъяснение: требуется ли организации, эксплуатирующей лифты, иметь разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части обслуживания лифтов, за исключением оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов?

Организации, эксплуатирующей лифты пассажирские и грузовые с внутренним управлением (далее – лифты), заключившей договор со специализированой организацией на обслуживание, ремонт лифтов, не требуется иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по обслуживанию лифтов.

Показать ответ 

Организация имеет специальное разрешение (лицензию) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области промышленной безопасности на ремонт потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств: грузоподъемных кранов (без права капитального ремонта): краны мостового типа, управляемые из кабины; краны мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи; расчетные металлоконструкции; грузозахватные органы; грузозахватные приспособления (стропы цепные, траверсы); тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве); без права оказания услуг, без применения сварки: краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъёмностью более 1 тонны; грузозахватные органы)).

В связи с тем, что расчетные металлоконструкции и грузозахватные органы являются неотъемлемой частью грузоподъемного крана, прошу пояснить:

1. Достаточно ли для соответствия лицензионным требованиям вышеприведенной лицензии только проверки знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов» или дополнительно требуется проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций грузоподъемных кранов» и проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузозахватных органов грузоподъемных кранов»?

2. Согласно п. 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов при проведении владельцем грузоподъемного крана работ по ремонту грузоподъемных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом. Требуется ли в таком случае ответственному лицу проходить дополнительно проверку знаний в качестве лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций и грузозахватных органов грузоподъемных кранов?

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, к числу лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам в области промышленной безопасности, относятся:

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие назначенных в установленном порядке из числа вышеуказанных работников не менее двух лиц, ответственных за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, заявленных к лицензированию (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности).

Согласно требованиям части второй пункта 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, при проведении владельцем грузоподъемного крана работ по ремонту грузоподъемных кранов они могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что указанные в обращении лицензионные требования будут соблюдены при наличии у специалиста, назначенного ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов, расчетных металлоконструкций, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, проверки знаний по следующим направлениям:

«Лица, ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии» или «Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузоподъемных кранов»;

«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузозахватных приспособлений грузоподъемных кранов»;

«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту тары, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов».



Назад

 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть