На сайт МЧС

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

Показать ответ 

С целью приведения эксплуатации тупиковых упоров крановых путей к требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Возможно ли составить паспорта на тупиковые упоры кранового пути самостоятельно при отсутствии у организации специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования грузоподъёмных кранов.

2. Какие требования можно и нужно предъявить к подрядной организации, привлекаемой на договорной основе для обследования и разработки паспортов на тупиковые упоры кранового пути с точки зрения выполнения законодательства в области промышленной безопасности. 

В соответствии с требованиями пункта 39 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), паспорт на тупиковые упоры разрабатывается их изготовителем или владельцем грузоподъемного крана. Для выполнения указанных работ (услуг) наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования грузоподъемных кранов не требуется.

Правила не содержат требований к организациям, проводящим обследование тупиковых упоров грузоподъемных кранов, форме и содержанию оформляемых при этом документов.

Вместе с тем, Госпромнадзор считает, что в случае, когда восстановить паспорта на тупиковые упоры силами их изготовителя не представляется возможным, для определения крановых нагрузок, воздействующих на тупиковые упоры, их технического состояния и возможности установки (выбраковки) должны привлекаться организации, имеющие кадровые и материально-технические возможности для выполнения проверочных расчетов прочности конструктивных и присоединительных элементов тупиковых упоров, натурных обследований, включающих неразрушающий контроль и др.

При проведении обследований и паспортизации тупиковых упоров полагаем целесообразным использовать рекомендации по проектированию, изготовлению и эксплуатации тупиковых упоров РД 50:48:0075-02-05 Научно-производственного центра «Путь К», г. Москва.

Показать ответ 

Просим ответить, являются ли легитимными протоколы комиссии субъекта промышленной безопасности по проверке знаний рабочего персонала иных организаций, обращающихся в адрес субъекта промышленной безопасности с просьбой провести периодическую или внеочередную проверку знаний в области промышленной безопасности, а также провести обучение с последующей первичной проверкой знаний в области промышленной безопасности.

В комиссии субъекта промышленной безопасности возможно проведение периодической или внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности рабочих иных организаций, осуществляющих профиль деятельности, аналогичный профилю деятельности субъекта промышленной безопасности в случаях отсутствия возможности создания в таких организациях комиссии в соответствии с требованиями Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31.

Согласно пункту 21 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция), протоколы проведения периодической или внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в данном случае будут легитимными.

Согласно пункту 7 Инструкции первичная проверка знаний рабочих проводится перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе на конкретном объекте субъекта промышленной безопасности и при переводе на работу к другому субъекту промышленной безопасности - перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе.

При этом, в соответствии с требованиями пункта 21 Инструкции первичная проверка знаний по вопросам промышленной безопасности у рабочих при отсутствии у субъекта промышленной безопасности соответствующей комиссии должна проводиться только в учреждении образования.

Справочно:

В соответствии с подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение образования - юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.

 

Показать ответ 

Нужно ли специалистам организации, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, прошедшим повышение квалификации и периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора, дополнительно проходить проверку знаний Правил в части обслуживания и ремонта грузоподъёмных кранов?

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, согласно которому первичную и периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора проходят, среди прочих, как руководители и специалисты, осуществляющие руководство работами, так и лица, ответственные за безопасную эксплуатацию.

Пунктом 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, установлено, что:

  • для обеспечения безопасности работ при обслуживании и ремонте грузоподъемного крана и соблюдения требований проекта производства работ, руководства (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя руководитель специализированной организации назначает локальным правовым актом ответственных за ведение работ, под руководством которых проводится обслуживание и ремонт грузоподъемного крана;

  • при проведении владельцем работ по обслуживанию, ремонту грузоподъемных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

В случае с владельцем дополнительное назначение ответственных за ведение работ по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов не требуется.

Таким образом, требования, предъявляемые к субъектам промышленной безопасности, выполняющим работы по обслуживанию и ремонту собственных грузоподъемных кранов и оказывающим такие услуги сторонним организациям, отличаются.

С учетом изложенного, если организация не претендует на оказание услуг по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов сторонним организациям, ей необходимо в установленном порядке внести соответствующие изменения в специальное разрешение (лицензию). В этом случае работы по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом, без прохождения проверки знаний в части обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов.

В случае сохранения специального разрешения (лицензии) в неизменном виде (без внесения в неё соответствующих изменений), прохождение дополнительной проверки знаний обязательно.

Показать ответ 

Кто может производить техническое обслуживание и ремонт наземного кранового пути? Какие существуют виды технического обслуживания и их периодичность? Какие нормативные акты регламентируют данный вид деятельности?



Требования к крановому пути определены в главе 18 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила). В приложении 9 к Правилам указаны критерии браковки крановых путей.

В соответствии с требованиями пункта 338 Правил порядок периодических осмотров, обслуживания и ремонта крановых путей устанавливается владельцем грузоподъемного крана. Согласно требованиям пунктов 339, 340, 352 Правил осмотр и проверки состояния крановых путей, заземляющих устройств, мест установки грузоподъемных кранов проводятся:

  • инженером по промышленной безопасности (лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) при годовом контроле технического состояния грузоподъемного крана;

  • машинистом крана (крановщиком) перед началом работы.

Периодичность осмотров, обслуживания крановых путей устанавливается в зависимости от периодичности и режима работы грузоподъемного крана. Перечень работ, как правило, указывается в эксплуатационной документации изготовителя грузоподъемного крана.

Учитывая, что в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности» работы по устройству подкрановых и рельсовых путей относятся к строительной деятельности, Госпромнадзор считает, что ремонт существующего наземного кранового пути должен осуществляться работниками, имеющими подготовку по соответствующим строительным профессиям.

 



Показать ответ 

Просим Вас разъяснить требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов в отношении пункта 7.3 руководств по эксплуатации автомобильных кранов КС-55727, КС-45729 в части обязательного условия по проведению владельцем стреловых автомобильных кранов производства завода «Могилёвлифтмаш» ОАО «МАЗ» послегарантийного обслуживания только в сервисном центре данного завода (другой организации, имеющей сертификат ОАО «МАЗ», договор о техническом обслуживании в гарантийный и послегарантийный период).

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» работы (услуги) по обслуживанию таких потенциально опасных объектов, как грузоподъемные краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъемностью более 1 тонны, подлежат лицензированию в области промышленной безопасности.

Согласно требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), работы (услуги) по обслуживанию грузоподъемных кранов должны выполняться специализированной организацией, т.е. организацией, имеющей соответствующее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности. 

При этом, Правилами не установлено преимущественное право организации-изготовителя крана на его послегарантийное обслуживание.

С учетом изложенного, Госпромнадзор считает требование пункта 7.3 руководств по эксплуатации автомобильных кранов КС-55727, КС-45729 об обязательном проведении их технического обслуживания в послегарантийный период сервисным центром организации-изготовителя, либо организацией, имеющей сертификат организации-изготовителя, не обоснованным.

 



Показать ответ 

Просим разъяснить необходима ли лицензия на монтаж и наладку потенциально опасных объектов, когда закупаются услуги «по техническому обслуживанию и ремонту лифтов».

Понадобиться ли наладка потенциально опасных объектов при проведении ремонта в рамках технического обслуживания (на что имеется лицензия), либо для выполнения работ по наладке Заказчик должен был описывать иной предмет закупки, и соответственно устанавливать другие требования к предмету закупки.

В каких случаях необходима лицензия на наладку потенциально опасных объектов (в данном случае лифтов)?

Законодательство в области промышленной безопасности не регулирует вопросы, связанные с закупкой услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов через электронный аукцион.
По вопросам, связанным с наладкой лифтового оборудования, сообщаем, что согласно ГОСТ 33605-2015 «Лифты. Термины и определения» (далее – ГОСТ 33605) техническое обслуживание лифта включает проведение необходимых работ для обеспечения безопасности и работоспособности лифта и его компонентов после окончания монтажа при его эксплуатации в соответствии с документацией изготовителя, в том числе:

  • очистку, смазку и т.п.;
  • проверку;
  • освобождение пассажиров;
  • регулировку и настройку;
  • ремонт или замену компонентов, которые могут потребоваться из-за их износа или выхода из строя, не оказывающие влияние на характеристики лифта.

В соответствии с ГОСТ 33605 ремонт лифта – это комплекс операций по восстановлению исправности и/или работоспособности лифта.

Учитывая изложенное, для выполнения работ по регулировке и (или) настройке лифтового оборудования, необходимость которых возникает при проведении технического обслуживания и ремонта лифтов в период эксплуатации, Госпромнадзор считает достаточным наличие у специализированой организации специального разрешения (лицензии) на деятельность в области промышленной безопасности на право выполнения работ и (или) оказания услуг по обслуживанию, ремонту потенциально опасных объектов (лифтов).

Работы, связанные с наладкой лифта выполняются, как правило, монтажной организацией, располагающей специальным разрешением (лицензией) на деятельность в области промышленной безопасности на право выполнения работ и (или) оказания услуг по монтажу, наладке потенциально опасных объектов (лифтов), после монтажа лифтового оборудования.

Порядок выполнения наладочных работ указывается в эксплуатационных документах изготовителя и в общем случае включает подготовительные, пуско-наладочные работы и комплексное опробование оборудования лифта в целом в эксплуатационных режимах работы.

Подготовительные работы могут состоять из изучения конструкторской, эксплуатационной документации, осмотра лифтового оборудования и выявления дефектов изготовления, монтажа, а также включают комплектование необходимыми приборами, инструментами и средствами измерения, подготовку рабочего места и др.

Пуско-наладочные работы могут состоять из замера параметров электрических цепей и аппаратуры лифтового оборудования с составлением необходимых технических отчетов, опробование работы оборудования лифта под нагрузкой с электрической регулировкой аппаратуры в целях получения заданных характеристик, наладки режимов работы лифта, предусмотренных эксплуатационными документами изготовителя, по количественным и качественным показателям.


Показать ответ 

Требуется ли для выполнения работ по техническому диагностированию потенциально опасных объектов: подъёмных сооружений (лифты электрические, гидравлические, подъёмники строительные грузопассажирские) дополнительно аккредитовать лабораторию по неразрушающему контролю на оценку соответствия требованиям ТР ЕАЭС (ТР ТС)?

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011 (далее – ТР ТС 010/2010) порядок проведения технического диагностирования строительного грузопассажирского подъёмника, отработавшего назначенный срок службы и требования к организации, которая проводит такую работу, не установлены.

Пунктом 5 статьи 6 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 (далее – ТР ТС 011/2010) установлено, что оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования (технического диагностирования) организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Статьей 24 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» установлено, что потенциально опасные объекты, в том числе лифты, строительные грузопассажирские подъёмники при достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) подлежат техническому диагностированию.

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6.2 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение о лицензировании), деятельность по техническому диагностированию потенциально опасных объектов (лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников) подлежит лицензированию.

Одним из лицензионных условий, предъявляемых к соискателю лицензии и указанных в пункте 138 главы 14 Положения о лицензировании, является:

наличие собственной аккредитованной в установленном порядке лаборатории контроля металла и сварных соединений при выполнении работ и (или) оказании услуг по техническому диагностированию потенциально опасных объектов (лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников), если нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, установлена необходимость проведения испытаний таких потенциально опасных объектов (лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников) соответствующими методами контроля.

Пунктом 118 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации лифтов и строительных грузопассажирских подъемников, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 01.03.2011 № 18, определено, что при техническом диагностировании лифт, строительный грузопассажирский подъёмник подвергается обследованию, а именно металлоконструкций каркаса, подвески кабины, противовеса, а также направляющие и элементы их крепления, с применением неразрушающих методов контроля.

Учитывая изложенное, а также наличие в составе предприятия аккредитованной в установленном порядке лаборатории контроля металла и сварных соединений (далее – лаборатория), в области аккредитации которой указаны лифты электрические, гидравлические, подъёмники строительные грузопассажирские, для выполнения работ и (или) оказания услуг по техническому диагностированию указанных потенциально опасных объектов не требуется аккредитовать лабораторию на соответствие требованиям ТР ТС 010/2010, ТР ТС 011/2010.




Показать ответ 

В связи с тем, что в рамках выполнения работ по монтажу лифтового оборудования возникла необходимость проведения работ по монтажу системы видеонаблюдения в кабине и машинном отделении лифтов, просим дать разъяснение о правомерности выполнения данного вида работ по специальному разрешению (лицензии) в области промышленной безопасности.

Система видеонаблюдения, предусмотренная изготовителем лифта в купе кабины для осуществления видеоконтроля, является элементом оборудования диспетчерского контроля за работой лифта. Работы по её монтажу и наладке должны осуществляться организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности в части выполнения работ (оказания услуг) по монтажу, наладке потенциально опасных объектов (лифтов) и (или) эксплуатируемых на них технических устройств (оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов).

Показать ответ 

На предприятии имеется некоторое количество грузоподъёмных механизмов не подлежащих регистрации в органах Госпромнадзора (электротельфер). Для обслуживания электрооборудования тельферов должен ли электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования проходить обучение по обслуживанию электротельферов?

Должна ли организация иметь специальное разрешение (лицензию) на ремонт и обслуживание электрооборудования электротельферов?

К выполнению работ по ремонту и обслуживанию электрооборудования различных машин и оборудования, в том числе электротельферов, могут быть допущены рабочие, имеющие профессию, тарифно-квалификационными характеристиками которой согласно Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусмотрено выполнение этих работ. При этом особенности обслуживания и указания о необходимости дополнительного обучения для проведения обслуживания тех или иных электрических машин и оборудования при необходимости содержатся в эксплуатационной документации изготовителя, поставляемой с оборудованием.

Специальное разрешение (лицензия) на право деятельности в области промышленной безопасности в части ремонта и обслуживания электрооборудования электротельферов не требуется, так как электротельферы не включены в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Показать ответ 

Что подразумевается под понятием «изготовление грузоподъёмных кранов и технических устройств» и входит ли в это понятие проектирование, разработка технического процесса и контроль качества?

Как правильно назначать ответственных за изготовление грузоподъёмных кранов и технических устройств (это должен быть один ответственный специалист по заводу, либо по каждому подразделению завода требуется назначать отдельно ответственного за каждую операцию при изготовлении деталей, сборке-сварке поворотных рам, опор, стрел, контроле качества, разработке техпроцессов)?

Требуется ли проводить приёмочные испытания каждого изготовленного на заводе грузоподъёмного крана стрелового типа (стрелового самоходного на автомобильном шасси) грузоподъёмностью более 1 тонны при участии должностного лица Госпромнадзора?

1. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2016г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) деятельность в области промышленной безопасности осуществляется в отношении объектов промышленной безопасности, указанных в перечне опасных производственных объектов согласно приложению 1 к Закону, а также указанных в перечне потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614. Содержащееся в пункте 16 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее –Правила), требование о назначении локальным правовым актом лиц, ответственных за ведение работ, касается в том числе организаций, осуществляющих изготовление грузоподъемных кранов и технических устройств, отнесенным к подъемным сооружениям, и указанным в названных перечнях.

В общем случае изготовление (производство продукции) – это процессы организации и получения продукции, качество которой соответствует установленным требованиям.

Изготовление подъемных сооружений включает в себя, в том числе разработку технологического процесса и контроль качества. Проектирование подъемных сооружений в соответствии с законодательством о лицензировании не входит в понятие «изготовление» и осуществляется специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов соответствующего типа (эта организация может быть одновременно и изготовителем).

2. Назначение лиц, ответственных за ведение работ при изготовлении грузоподъемных кранов и технических устройств, осуществляется с учетом принятой в организации системы обеспечения качества выпускаемой продукции. Количество назначаемых ответственных законодательством в области промышленной безопасности не регламентируется. В тоже время Госпромнадзор считает, что в любом случае должно быть назначено лицо, ответственное за ведение работ при изготовлении грузоподъемных кранов, из числа руководителей организации, в функции которого входят вопросы организации и контроля деятельности производства, включая подготовку производства, обеспечение качества продукции на стадии изготовления, приемку продукции, рекламационную работу и др.

3. В соответствии с СТБ 1218-2000 «Разработка и постановка продукции на производство. Термины и определения», ГОСТ 15.309-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения» приемочные испытания опытного образца (опытной партии) продукции – это испытания, которые проводятся на стадии постановки на производство и по результатам которых оценивается возможность постановки на производство и изготовления (серийного, мелкосерийного, единичного) этой продукции.

В отличие от приемочных испытаний приемка продукции, поставленной на производство, включающей в себя в общем случае приемо-сдаточные испытания и периодические испытания, проводится службой технического контроля изготовителя и (или) представителем заказчика перед отправкой потребителю (заказчику) на основании решения о пригодности продукции к поставкам и (или) использованию по назначению.

Следовательно, в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами проводить приемочные испытания каждого изготовленного на заводе автомобильного крана не требуется, если иное не установлено договором на поставку (например – при единичном изготовлении).

Показать ответ 

Просим Вас дать разъяснение, требуется ли наличие лицензии у подрядной организации на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части разработки проектно-сметной документации на замену (модернизацию) лифтов в существующем жилом фонде, отработавших нормативные сроки эксплуатации.

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» специальное разрешение (лицензия) в области промышленной безопасности необходима при осуществлении деятельности (оказании услуг) по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностировании и ремонту лифтов и оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов.

При разработке проектно-сметной документации на замену лифта, отработавшего нормативный срок эксплуатации, включающего замену старого лифтового оборудования и систем диспетчерского контроля и связи, проектной организации специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности не требуется при условии, что проект не будет затрагивать конструкцию лифтов и оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов. Иначе у проектной организации должно быть специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности в части выполнения работ (услуг) по проектированию потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств – подъемных сооружений (лифты электрические, гидравлические; оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов)

При модернизации лифта проводится приведение его в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (далее – ТР ТС 011/2011), что требует внесение изменения в конструкцию лифта. В случае проведения модернизации лифта разработку проектной документации на модернизацию лифта, отработавшего нормативный срок эксплуатации, должна осуществлять организация, имеющая специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности в части проектирования лифтов.

Дополнительно информируем, что при разработке проектной документации по размещению оборудования, относящегося к лифтам и оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов, проектной организации необходимо руководствоваться требованиями Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации лифтов и строительных грузопассажирских подъемников, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 1 марта 2011 г. № 18, и требованиями ТР ТС 011/2010 стандартами, включенными в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного регламента, а так же строительными нормами и правилами Республики Беларусь в отношении строительной части лифта.

Показать ответ 

Просим разъяснить, входит ли перечень документации, предоставляемой представителю органа пожарного надзора при сдаче объектов в эксплуатацию, обязанность предоставления копий протоколов испытаний дверей противопожарных шахт лифтов, при наличии копий сертификатов на указанные двери с указанными в них номерами протоколов испытаний, в случаях, когда проектной документацией предусмотрено оснащение монтируемых лифтов дверьми шахт противопожарного исполнения.

При осуществлении административной процедуры, предусмотренной пунктом 3.25-1 «Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и предпринимателей», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, органы государственного пожарного надзора осуществляют оценку на предмет соответствия завершенного строительством объекта разрешительной документации, проектной документации, разработанной с учетом установленных законодательством требований безопасности и эксплуатационной надежности.

Если проектной документацией установлены требования к пожарно-техническим характеристикам строительных конструкций, материалов или изделий (далее – продукция), например, их пределу огнестойкости, то данная характеристика относительно фактически смонтированной на объекте строительства продукции может быть подтверждена действующим сертификатом или декларацией соответствия (для продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия и в случае если требуемая характеристика непосредственно указана в документах об оценке соответствия), в иных случаях протоколами испытаний.

Одновременно сообщаем, что двери шахт лифтов с нормируемыми показателями пожарной опасности с 1 января 2020 года подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) в форме сертификации.

Показать ответ 

Может ли быть направлен на обучение в соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов и, впоследствии, проверку знаний в области промышленной безопасности бригадир участка погрузочно-разгрузочных работ предприятия при условии наличия у него среднего специального или высшего технического образования?

А также может ли он при условии успешного прохождения проверки знаний быть назначен в связи с производственной необходимостью лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами?

В соответствии с требованиями пункта 337 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, назначается из числа мастеров, производителей работ, начальников цехов, участков и других руководителей и специалистов, а на складах материалов или других складских участках из числа заведующих складов.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что бригадир участка погрузочно-разгрузочных работ предприятия не может быть назначен лицом, ответственным за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, даже при наличии у него среднего специального и высшего технического образования.

Показать ответ 

Допускается ли ведение эксплуатационной документации (журналы, паспорта) в электронном виде на оборудование (потенциально опасный объект), учитывая, что руководитель организации обеспечит хранение электронных данных в соответствии с архивными сроками хранения, а также защиту электронных данных от постороннего вмешательства?

Ведение в электронном виде эксплуатационной документации на потенциально опасные объекты (оборудование) техническими нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности (ТНПА) не запрещено, если использование бумажных носителей прямо не предусмотрено этими ТНПА.

Справочно:

Например, требование об оформлении в бумажном виде паспортов технологических трубопроводов установлено пунктом 511 и приложением 23 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 21 марта 2007 г. № 20.

При этом руководитель организации (субъекта промышленной безопасности) обязан обеспечить хранение электронных данных в соответствии с архивными сроками хранения, а также защиту таких данных от постороннего вмешательства.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510, контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.

Правовые основы применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, определены Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Порядок работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также общие требования к документированию управленческой деятельности посредством автоматизированной системы документационного обеспечения управления установлены Инструкцией о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 19.

Таким образом, в случае ведения эксплуатационной документации в электронном виде она должна подтверждаться в соответствии с упомянутыми актами законодательства.

Показать ответ 

Просим пояснить относится ли стропальщик к людям, которые не должны находиться в кузове или кабине транспортного средства при опускании груза в кузов транспортного средства и поднятии груза, а также к людям, которые не должны находится в полувагонах при подъёме и опускании грузов грузоподъёмным краном.

В абзаце втором пункта 422 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, содержатся требования по исключению нахождения людей в кузове или кабине транспортного средства и в полувагонах при подъеме и опускании грузов грузоподъемным краном.

Содержащееся в абзаце третьем указанного пункта допущение о возможности нахождения стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, применимо к условиям открытой площадки без стесненных условий в виде бортов кузова и полувагона.

Таким образом, стропальщик и другие люди не должны находиться в кузове или кабине транспортного средства и в полувагонах при подъеме и опускании грузов грузоподъемным краном.

Показать ответ 

Просим разъяснить:

1.Является ли видеоконтроль кабины (видеокамера) лифта оборудованием диспетчерского контроля за работой лифта?

2.Является ли уполномоченным на выдачу специального разрешения (лицензии) по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию видеоконтроля кабины (видеокамера) лифта Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь?

Камера видеонаблюдения, предусмотренная изготовителем лифта в купе кабины для осуществления видеоконтроля, является элементом оборудования диспетчерского контроля за работой лифта. Работы по её монтажу и наладке должны осуществляться организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности в части выполнения работ (оказания услуг) по монтажу, наладке потенциально опасных объектов (лифтов) и (или) оборудования диспетчерского контроля за их работой.

Согласно пункту 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, государственным органом, уполномоченным на выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Показать ответ 

Просим разъяснить следующее:

1. Возможно ли совмещение обязанностей по организации и осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности одним ответственным лицом в организации, эксплуатирующей лифты?

2. Возможно ли выполнение работ (возложение обязанностей) по осуществлению производственного контроля посредством заключения гражданско-правового договора со сторонней организацией или работником?

В соответствии с частью шестой статьи 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» служба промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) подчиняется непосредственно руководителю субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения либо его заместителю, ответственному за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности или его обособленном подразделении.

Согласно абзацу восьмому части первой статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» субъект промышленной безопасности должен осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.

На заседании секции «Подъемные сооружения и аттракционы» научно-технического совета Госпромнадзора (протокол от 9 августа 2018 г. № 2) рассматривались проблемные вопросы организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов и практические пути их решения. По результатам заседания было принято, что для организации и осуществления производственного контроля в субъекте промышленной безопасности, эксплуатирующим лифты и не имеющем в штате достаточного количества работников с высшим образованием технического профиля, опытом, знаниями и умениями для осуществления полномочий по производственному контролю, по решению руководителя субъекта промышленной безопасности:

обязанности лица, ответственного за организацию промышленной безопасности, выполнять самому либо возложить их на одного из своих заместителей;

обязанности по осуществлению производственного контроля, возложить на работника другого субъекта промышленной безопасности посредством заключения с таким работником гражданско-правового договора, содержащего обязанности и права сторон по обеспечению промышленной безопасности с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности. При этом должно быть учтено, что данный работник не может быть назначен лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию лифта, в отношении которого он осуществляет производственный контроль.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что совмещение обязанностей по организации и осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности недопустимо. Субъект промышленной безопасности вправе обязанности по осуществлению производственного контроля возложить на работника субъекта промышленной безопасности либо возложить указанные обязанности на работника сторонней организации путем заключения с ним гражданско-правового договора.

Показать ответ 

Можно ли допустить к проверки знаний работника, имеющего соответствующую квалификацию, подтверждённую документом об образовании и соответствующий допуск, опыт работы на грузоподъёмных механизмах, если документ о получении квалификации выдан в Украине?

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь и Украины, работающих за пределами своих государств, на территории Республики Беларусь признаются документы об образовании Украины.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, первичная проверка знаний рабочих проводится перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе на конкретном объекте субъекта промышленной безопасности.

Согласно пункту 4 Инструкции о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, удостоверение выдается после прохождения первичной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности.

Таким образом, наниматель вправе допустить рабочего, имеющего соответствующую квалификацию, подтвержденную документами об образовании Украины, к первичной проверке знаний, по результатам которой ему может быть выдано удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов.

Показать ответ 

В связи с введением Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66, просим разъяснить, необходимо ли теперь разрабатывать паспорта на тупиковые упоры крановых путей, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу указанных Правил, и если да, то какой должна быть форма паспорта на тупиковые упоры крановых путей?

Требование о паспортизации тупиковых упоров, установленных на крановых путях, содержащееся в пункте 39 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), внесено в Правила с целью предупреждения случаев аварийности и травматизма по причинам неисправности и (или) несоответствия установленных тупиковых упоров крановым нагрузкам.

В ряде случаев в ситуации, когда отсутствуют эксплуатационные документы изготовителя тупиковых упоров, установленных на крановых путях, монтаж, содержание и обслуживание тупиковых упоров осуществляется не квалифицировано, без соблюдения технических параметров по крановым нагрузкам, воздействующим на тупиковые упоры, с применением неправомерных способов и методов их установки, нерегулярности осуществления осмотров при отсутствии браковочных показателей и других требований, что в критических обстоятельствах является причиной аварий и инцидентов, нередко сопровождающихся травмированием персонала.

В том случае, когда восстановить паспорта на тупиковые упоры силами их изготовителя не представляется возможным, указанные технические параметры тупиковых упоров, а следовательно – назначение, тип и размерную группу кранов, для предотвращения схода которых с рельсового пути могут быть использованы упоры, требования к их техническому состоянию, возможность установки с учетом действующих нагрузок, порядок выбраковки, конкретные меры безопасности могут быть определены после выполнения натурных обследований, включающих неразрушающий контроль, определение химического состава металла и др., проведения соответствующих расчетов и испытаний.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что указанные работы должны производить организации, имеющие персонал соответствующей квалификации и материально-техническую базу, позволяющие обеспечить выполнение работ по обследованию, испытаниям и разработке эксплуатационной документации тупиковых упоров (включая паспорт как часть конструкторской документации на изделие), на основе разработанных и апробированных в установленном порядке методик обследования и испытаний тупиковых упоров. В качестве пособия для разработки указанных методик могут быть использованы материалы РД 50:48:0075-02-05 Научно-производственного центра «Путь К», г.Москва, адаптированные под действующее в Республике Беларусь законодательство.

Принимая во внимание отсутствие в Правилах требований к форме и содержанию паспорта на тупиковые упоры, рекомендуем форму паспорта тупикового упора , которую целесообразно использовать при разработке конструкторской документации на изготовление тупиковых упоров или проведении работ по паспортизации имеющихся упоров.

Показать ответ 

Грузовой центр транспортной логистики производит погрузочно-разгрузочные работы по перегрузке кирпича в сформированных пакетах на поддонах ПС-3 со стяжками согласно СТБ 1228-2000 «Кирпич и камни силикатные». Просим Вас разъяснить, возможна ли работа с данным грузом по прямому варианту (вагон-автомобиль; автомобиль–вагон) в сформированных пакетах на поддонах ПС-3 со стяжками.

В том случае, когда перегрузка кирпича из вагона в автомобиль (из автомобиля в вагон) осуществляется с использованием грузоподъемных кранов, на которые распространяется действие Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), необходимо учитывать требование пункта 422 Правил, согласно которому в частности определено, что перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича и других грузов на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств.

Указания по погрузке при транспортировке силикатных изделий на поддонах сформированными пакетами, касающиеся использования в качестве средств пакетирования скрепляющих устройств (съемных или стационарных), а также упаковки с применением термоусадочной или растягивающейся пленок и стяжки пакетов металлической или пластиковой лентой, содержащиеся в ГОСТ 379-2015 «Кирпич, камни, блоки и плиты перегородочные силикатные. Общие технические условия» (введен в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 23 мая 2016 г. № 37 в качестве государственного стандарта с отменой СТБ 1228-2000, указанного в обращении), целесообразно соблюдать при организации погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных кранов. При этом в соответствии с пунктом 338 Правил для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в субъекте промышленной безопасности должна быть разработана технологическая документация, проекты производства работ грузоподъемными кранами, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Таким образом, при выполнении указанных требований Правил (при этом целесообразно соблюдение требований ГОСТ 379-2015) перегрузка силикатного кирпича в пакетах на поддонах из вагона в автомобиль (из автомобиля в вагон) с использованием грузоподъемных кранов возможна.



Назад

 

Голосование
О совершенствовании работы сайта
О совершенствовании работы сайта
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть