На сайт МЧС

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

Показать ответ 

В соответствии с Законом «О промышленной безопасности» на предприятии эксплуатируются объекты и производства, отнесенные к опасным производственным объектам, потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности и эксплуатируемым на них технических устройствах.

На основании требований пункта 55 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 г. № 54:

Эксплуатация (применение) потенциально опасных объектов, технических устройств на взрывоопасных технологических объектах должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь в области промышленной безопасности, а также технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», технического регламента Таможенного союза 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», технического регламента Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

На основании вышеизложенного, просим дать разъяснения требований законодательства в области промышленной безопасности в части:

Какие необходимо иметь разрешительные документы изготовителям (поставщикам) прокладочных изделий и уплотнительных материалов, отнесённых к техническим устройства, эксплуатируемым на потенциально опасных объектах, подлежащих экспертизе промышленной безопасности.

Перечень опасных производственных объектов определен Приложением 1 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены перечнем потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности Приложение 2 к Закону, а также перечнем потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В отношении технических устройств, прокладочных изделий и уплотнительных материалов не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Согласно пунктам 20.1.1., 20.1.4. пункта 20.1. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 № 156 (пункту 19.19.1. в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548) для возможности применения прокладочных изделий и уплотнительных материалов на потенциально опасных объектах у изготовителя должно быть в наличии действующее разрешение (свидетельство) Госпромнадзора.

 

Показать ответ 

Прошу разъяснить требования Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 в части объема контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода.     

Согласно требованиям пункта 164 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 (далее – Правила), сварные швы после сварки и термообработки (если требуется) подвергают контролю. Методы и объем контроля установлены согласно приложению 16. Неразрушающему контролю подвергают наихудшие по результатам внешнего осмотра сварные швы по всему периметру трубы. Число контролируемых сварных швов определяется технической документацией на объект, но во всех случаях должно быть не ниже установленной согласно приложению 17.

Объем контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля в % от общего числа сваренных каждым сварщиком при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода, входящего в перечень трубопроводов, обозначенный в пункте 1 Правил, следует принимать, как и при ремонте.


 

 

Показать ответ 

Мозырское монтажное управление - филиал ОАО «Трест Белсантехмонтаж №1» имеет лицензию № 33133/1595-1 на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в том числе:

1. монтаж:

1.4. технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими и физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9 (насосы и насосные агрегаты; взрывозащищенные вентиляторы; аппараты технологических процессов химических производств (реакторы различных типов, теплообменники различных типов, сепараторы, выпарные аппараты, ректификационные и абсорбционные колонны, сушильные и фильтровальные установки, смесители, кристаллизаторы); прокладочные изделия системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе контроля и регулирования технологических процессов, прокладочные изделия и уплотнительные материалы, промышленная трубопроводная арматура, технологические трубопроводы).

Имеет ли право Мозырское монтажное управление - филиал ОАО «Трест Белсантехмонтаж № 1» выполнять строительно-монтажные работы по демонтажу и последующему монтажу технологических трубопроводов, арматуры и изоляции на объекте: «ОАО «Мозырский НП3» выполняемых в рамках текущего ремонта на действующем предприятии согласно дефектного акта и сметной документации выпущенной проектным институтом.

На основании статьи 3 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства согласно приложению 1 и 2 к Закону, а также к Перечню потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утверждённому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Перечень).

Перечень работ и услуг в области промышленной безопасности, для осуществления которых необходимо наличие специального разрешения (лицензии) Госпромнадзора, определён Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы (услуги) по монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностированию, ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств включённых в Перечень.

Действие специального разрешения (лицензии) № 33133/1595-1, распространяется на право монтажа технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими и физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своём составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9 (насосы и насосные агрегаты; взрывозащищённые вентиляторы; аппараты технологических процессов химических производств (реакторы различных типов, теплообменники различных типов, сепараторы, выпарные аппараты, ректификационные и абсорбционные колонны, сушильные и фильтровальные установки, смесители, кристаллизаторы); прокладочные изделия и уплотнительные материалы, уплотнения вращающихся валов насосов, компрессоров, центрифуг, мешалок; системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники; промышленная трубопроводная арматура; технологические трубопроводы).

Согласно изложенному, монтаж технических устройств (промышленная трубопроводная арматура; технологические трубопроводы) на вышеуказанных объектах, может быть осуществлён ОАО «Трест Белсантехмонтаж №1» на основании действующей лицензии № 33133/1595-1. На проведение демонтажных работ наличие специального разрешения (лицензии) не требуется.

В том случае, если на вышеуказанных объектах ОАО «Мозырский НПЗ» при выполнении текущего ремонта на действующей установке, согласно дефектного акта и сметной документации выпущенной проектным институтом необходимо будет осуществлять работы по ремонту, либо обслуживанию технических устройств, ОАО «Трест Белсантехмонтаж № 1» должен внести в установленном порядке дополнение в действующую лицензию № 33133/1595-1 с проведением экспертизы.

Информируем также, что в соответствии с информацией, содержащейся в базе данных Госпромнадзора о выданных лицензиях, Мозырским монтажным управлением ОАО «Трест Белсантехмонтаж №1» не представлено положительное заключение по результатам проведения экспертизы соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям, проводимой Госпромнадзором не реже 1 раза в 2 года, в части выполнения работ (оказания услуг) по монтажу технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своём составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9. Срок предоставления вышеуказанного заключения истёк в ноябре 2021 года.

Согласно пунктам 82 и 143 Положения, отсутствие вышеуказанного заключения относится к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий и является основанием для принятия лицензирующим органом решения, в соответствии с главой 7 Положения, в том числе о прекращении действия лицензии или её части в установленном порядке. При этом в соответствии с пунктом 24 Положения, прекращение лицензии по данным основаниям влечёт за собой санкции в виде невозможности получения новой лицензии или внесения дополнений в лицензию на такие работы (услуги) в течение 1 года с момента принятия решения о прекращении действия лицензии (ее части).

 

Показать ответ 

Прошу разъяснить, имеет ли право юридическое лицо-резидент Республики Беларусь - без специального разрешения (лицензии) МЧС РБ выполнять:

  • наладку оборудования (компрессора и агрегаты, испарители и конденсаторы, сосуды...) аммиачно-холодильных установок (АХУ) и непосредственно АХУ с содержанием аммиака до 1000 кг;

  • обслуживание оборудования (компрессора и агрегаты, испарители и конденсаторы, сосуды...) аммиачно-холодильных установок (АХУ) и непосредственно АХУ с содержанием аммиака до 1000 кг;

  • ремонт (без применения сварки) оборудования (компрессора и агрегаты, испарители и конденсаторы, сосуды...) аммиачно-холодильных установок (АХУ) и непосредственно АХУ с содержанием аммиака до 1000 кг.

Какие иные разрешительные документы должно иметь юридическое лицо для осуществления деятельности в отношении оборудования АХУ и непосредственно АХУ с содержанием аммиака до 1000 кг.

Виды работ в области промышленной безопасности, для осуществления которых необходимо наличие специальных разрешений (лицензий) МЧС РБ, определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 Приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и/или услуги по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – перечни).

Выполнение работ по наладке, обслуживанию, ремонту сосудов, работающих под давлением, которые входят в состав аммиачно-холодильных установок с содержанием аммиака менее 1000 кг, требуют наличия специального разрешения (лицензии) МЧС РБ в том случае, если указанные технические устройства по своим техническим характеристикам относятся к сосудам, включенным в перечни. Иных разрешительных документов в области промышленной безопасности для осуществления указанных работ не требуется.

Аммиачно-холодильные установки с содержанием аммиака менее 1000 кг не входят в перечни, следовательно, на выполнение работ по наладке, обслуживанию, ремонту данных установок не требуется наличие специального разрешения (лицензии) МЧС РБ.

 

 

Показать ответ 

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23.04.2020 г.  №21 утверждены Правила по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов. Форма паспорта технологического трубопровода, приведенная в указанных Правилах, существенно отличается от формы паспорта, приведенной в ранее действовавших Правилах устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.03.2007 г. №20.

В организациях концерна эксплуатируются тысячи технологических трубопроводов, на которых составлены и ведутся паспорта по форме, предусмотренной ранее действовавшим постановлением.

На основании вышеизложенного прошу дать разъяснение, необходима ли переработка всех имеющихся паспортов технологических трубопроводов в связи с изменением формы и содержания паспорта или данная норма действует только на вновь вводимые технологические трубопроводы.

Согласно требованиям пункта 272 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 (далее – Правила), на все трубопроводы высокого давления (свыше 10 МПа) и трубопроводы низкого давления (до 10 МПа включительно) категорий I, II, III, а также трубопроводы всех категорий, транспортирующие вещества при скорости коррозии металла трубопровода 0,5 мм/год, составляется паспорт трубопровода по форме согласно приложению 25 Правил. Все вышеперечисленные трубопроводы подлежат регистрации в организации, являющейся владельцем трубопровода.

Допускается возможность применения паспортов трубопроводов, по форме ранее действовавших правил, переработка паспортов трубопроводов не требуется.

На все вновь вводимые в эксплуатацию технологические трубопроводы требуется составление паспортов согласно требованиям действующих Правил.

 

Показать ответ 

ЗАО «ЭНЕРГОТЕХПРОМ-2» является официальным дилером на территории Республики Беларусь продукции, производимой компанией SPETECH Sp.z.o.o. (Бельско-Бяла, Республика Польша), согласно дилерскому соглашению от 22.03.2021 года.

ЗАО «ЭНЕРГОТЕХПРОМ-2» просит провести оценку возможностей на право применения в Республике Беларусь технических устройств на взрывоопасных химических, нефтехимических нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих объектах, поднадзорных Госпромнадзору, с последующей выдачей разрешения.

Перечень технических устройств, предполагаемых к поставке в Республику Беларусь, с указанием его основных технических параметров (характеристик) приложен.

Вышеуказанные технические устройства планируются использовать на ОАО «Гродно Азот», ОАО «Мозырский НПЗ».

Согласно части 2 статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности выдаются Госпромнадзором в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Согласно пункту 20.1.4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Единый перечень административных процедур), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешения (свидетельства) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, за исключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, объектов перевозки опасных грузов, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза  и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат.

Оценка возможности субъекта проfышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, а также порядок выдачи разрешения (свидетельства), продления сроков его действия, внесения в него изменений и (или) дополнений, выдача дубликата разрешения (свидетельства), прекращения действия разрешения (свидетельства), определены Положением о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613 (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения, для получения разрешения (свидетельства), внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока его действия органом, выдающим разрешения (свидетельства), проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (далее - оценка). Результатом проведения оценки является положительный либо отрицательный акт.

Согласно пункту 7 Положения, субъект промышленной безопасности либо его представитель подает в орган, выдающий разрешения (свидетельства), заявление по форме согласно приложению 2 о выдаче разрешения (свидетельства), внесении в него изменений и (или) дополнений, продлении срока его действия, а также документы и (или) сведения, указанные в пункте 20.1 Единого перечня административных процедур.

Согласно части 1 статьи 3 Закона, субъектами промышленной безопасности являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

На основании вышеизложенного считаем, что Ваша организация не является субъектом промышленной безопасности либо его представителем, следовательно, выдача разрешения (свидетельства) не представляется возможным. Для выдачи разрешения (свидетельства) субъекту промышленной безопасности SPETECH Sp.z.o.o. (Республика Польша) необходимо обратиться в адрес Госпромнадзора с заявлением.



Показать ответ 

Нашему предприятию предлагают выполнить комплекс работ на предприятии ОАО «Нафтан» по:

  • монтажу лотковых кабеленесущих систем

  • прокладке кабелей управления
  • установке шкафов управления

  • подключению кабелей управления к шкафам с одной стороны и приборам( датчикам) с другой стороны

Может ли наше предприятие выполнить данный комплекс работ полностью или частично не имея лицензии в области промышленной безопасности?

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 Приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию подлежит деятельность в области промышленной безопасности (проектирование, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт и техническое диагностирование) потенциально опасных объектов, технических устройств.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 «О некоторых вопросах экспертизы промышленной безопасности».

Работы по монтажу кабеленесущих систем и прокладке кабелей управления, установке шкафов управления для обеспечения работы технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, не лицензируются.

Для выполнения работ по подключению кабелей управления к шкафам с одной стороны и приборам (датчикам) с другой стороны, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности в части монтажа технических устройств (системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники), эксплуатируемых на указанных выше объектах.

Показать ответ 

Совместное общество с ограниченной ответственностью «ЛЛК-НАФТАН» (СООО «ЛЛК-НАФТАН») просит Госпромнадзор согласовать отступление от требований п.204 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов (утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54) в части применения на взрывоопасном объекте СООО «ЛЛК-НАФТАН», расположенном по адресу 211440, г.Новополоцк-1, Витебская область, Республика Беларусь технических устройств производства Westfalia Separator Group GmbH, использующих в конструкции ременную передачу:

  • центрифуга первой ступени разделения D-4 (клиноременная передача с антистатическими ремнями antistatic ISD 1813);

  • сепараторы второй и третьей ступени разделения S-7, S-8, 8-9 (плоскоременная передача газонаполненного исполнения с инертизацией азотом).

Предоставляемый производителем сертификат соответствия оборудования требованиям ТР ТС 012/2011 выступает гарантом того, что данное оборудование, может быть допущено к применению на взрывоопасных объектах единой таможенной территории Таможенного союза без ограничений.

Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», Правила по обеспечению промышленной безопасности являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности, и разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и норм.

Согласно требованиям пункта 6 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 54 (далее – Правила), отступления от требований Правил согласовываются с Госпромнадзором в соответствии с подпунктом 20.24.2 пункта 20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Документом, подтверждающим возможность и обоснованность отступлений от требований Правил, является обоснование безопасности, подготовленное на основе анализа опасностей технологического процесса и с использованием методов анализа риска согласно приложению 1 Правил.

На сегодняшний день в Госпромнадзор не поступило требуемое обоснование безопасности возможности применения на опасном производственном объекте технических устройств производства GEA Westfalia Separator Group GmbH, использующих в конструкции ременную передачу, следовательно, Госпромнадзор не может согласовать отступления от требований пункта 204 Правил.

Дополнительно сообщаем, требования о запрете применения на взрывоопасных объектах ременных передач до вступления в силу Правил, регламентировались Правилами устройства и эксплуатации средств защиты от статического электричества, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 июня 2007 г. № 50 (отменены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 52). До вступления в силу названных Правил, действовали Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденные Министерством химической промышленности СССР от 31 января 1972 г. и Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР от 31 января 1972 г., в пункте II-10-2 которых рекомендовалось во взрывоопасных цехах соединять электродвигатель с исполнительным механизмом, либо применять редукторы и другие типы передач, изготовляемые из металла и обеспечивающие электрический контакт оси двигателя и исполнительного механизма.

 

Показать ответ 

Прошу разъяснить требования Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 в части объема контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода.    

Согласно требованиям пункта 164 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 (далее – Правила), сварные швы после сварки и термообработки (если требуется) подвергают контролю. Методы и объем контроля установлены согласно приложению 16. Неразрушающему контролю подвергают наихудшие по результатам внешнего осмотра сварные швы по всему периметру трубы. Число контролируемых сварных швов определяется технической документацией на объект, но во всех случаях должно быть не ниже установленной согласно приложению 17.

Объем контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля в % от общего числа сваренных каждым сварщиком при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода, входящего в перечень трубопроводов, обозначенный в пункте 1 Правил, следует принимать, как и при ремонте.  

Показать ответ 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2020г. № 595 с января 2021 года будут внесены изменения в «Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности», утвержденных постановлением Совета Министров от 05 августа 2016 г. № 614 (далее Перечень).

1.Графа «Технологические устройства, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах» п.1 – дополнится таким технологическим устройством как технологические трубопроводы;

2.В графе «Потенциально опасные объекты» в п.3 после слов «самовозгораться» добавится слово «возгораться».

Вопрос:

При наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части п.1 и п.3 Перечня:

1.Необходимо ли будет вносить изменения в специальное разрешение (лицензию) в части, касающейся добавления слова «возгораться»

2.В связи с включением в Перечень технического устройства под названием «технологические трубопроводы», возникнет ли необходимость проводить новую идентификацию ОПО и (или) ПОО, его перерегистрацию, а также вносить изменения в специальное разрешение (лицензию).

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2020 года № 595 (изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614 «О некоторых вопросах экспертизы промышленной безопасности») вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. Начало действия документа – 22 января 2021 года.

Изменения, внесенные в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный вышеуказанным постановлением, не влекут за собой необходимость проведения новой идентификации и перерегистрации опасных производственных и потенциально опасных объектов.

Необходимость внесения изменений и/или дополнений в ранее выданные лицензии на деятельность в области промышленной безопасности в части касающейся определяется следующим образом:

  • в случае, если изменение наименования составляющих работ и услуг лицензируемой деятельности не приводит к изменению предмета такой деятельности, внесение изменений не является обязательным. При намерении лицензиата привести ранее полученную лицензию в соответствие с законодательством он вправе обратиться в лицензирующий орган за соответствующими изменениями одновременно с внесением любых иных изменений и/или дополнений в лицензию. При этом, в соответствии с пунктами 5 и 66 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 (далее – Положение), если лицензиат в течение месяца с момента вступления в силу нормативно-правового акта обращается только за внесением изменений, связанных с изменением законодательства, государственная пошлина не взымается;

  • поскольку, согласно Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 23 апреля 2020 года № 21, арматура является неотъемлемой частью стального технологического трубопровода, то в случае, если ранее полученная лицензия уже содержит работы (услуги) в отношении технического устройства «промышленная трубопроводная арматура», изменения в части добавления в лицензию технического устройства «технологические трубопроводы» вносятся без проведения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям. В противном случае, при намерении осуществлять работы (услуг) в отношении технологических трубопроводов, в лицензию необходимо внести соответствующие дополнения.

 

Показать ответ 

Прошу уточнить наименьшую допустимую толщину стенки трубы для наружного диаметра 57 мм, указанной в Правилах по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением МЧС от 23.04.2020 №21.

При разработке приложения 28 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов (далее – Правила), утвержденных постановлением МЧС РБ 23.04.2020 г., за основу были взяты требования раздела 5.5 ГОСТ 32388-2013 «Трубопроводы технологические. Нормы и методы расчета на прочность, вибрацию и сейсмические воздействия».

Наименьшая допустимая толщина стенки трубопровода для наружного диаметра 57 мм равна 1,5 мм.

 

Показать ответ 

ИООО "Омск Карбон Могилев" планирует получение лицензии в области промышленной безопасности на эксплуатацию взрывоопасного химического объекта с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров с воздухом и другими окислителями), и получаются, используются, перерабатываются, транспортируются опасные вещества (горючие жидкости в технологическом процессе), в составе которого эксплуатируются технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9.

Просим дать разъяснение, необходимо ли получение лицензии на обслуживание и ремонт (без права оказания услуг, без применения сварки) ПОО эксплуатируемых на данном ОПО (технологических блоков с относительным энергетическим потенциалом более 9) и/или технических устройств, эксплуатируемых на ПОО.

Согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства.

Виды работ и услуг в области промышленной безопасности, для осуществления которых необходимо наличие специальных разрешений (лицензий), определены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с подпунктами 6.2.1, 6.2.2 пункта 6 Приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат как эксплуатация опасных производственных объектов, относящихся в соответствии с законодательством к объектам I и II типов опасности, так ремонт и обслуживание потенциально опасных объектов, технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 05.08.2016 № 614.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности.

На основании выше изложенного, для осуществления деятельности в области промышленной безопасности по обслуживанию и ремонту технических устройств, эксплуатируемых в составе объектов и производств с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на обслуживание и ремонт обозначенных устройств, наличие лишь лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта будет не достаточно для выполнения указанных работ.

 

 

 



Показать ответ 

ООО «Борисовспецпроект» является генпроектировщиком по разработке проектной документации на цех для приготовления комбикормов, производительностью до 100 т/сутки.

На момент начала производства проектных работ заказчиком было приобретено технологическое оборудование без взрывозащищённого исполнения двигателей. В соответствии с ПУЭ в помещении определена взрывоопасная зона класса B-IIа (всё помещение).

С учётом вышеизложенного просим пояснить:

1. Допускается ли проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию, используя закупленное оборудование без взрывозащиты, но имеющее соответствующую защиту оболочки от проникновения пыли (IP54) в соответствии с пунктом 7.3.63 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание».

2. Допускается ли при проектировании и строительстве вновь возводимых объектов, где в помещении определена взрывоопасная зона класса B-IIа, применять оборудование общего назначения (без взрывозащиты), но имеющее соответствующую защиту от проникновения пыли оболочку (IP54).

Дополнительно просим дать пояснения с соответствующими ссылками на пункты ТНПА об использовании оборудования во взрывозащищенном исполнении и указать влияющие критерии (категория помещения, производительность оборудования, зоны взрывоопасных сред и др.), указать при каких условиях применяется оборудование по ТР ТС 012/2011, и при каких-электрооборудование общего назначения (без взрывозащиты).


 

В соответствии с требованиями с п. 7.3.38 Правил устройства электроустановок (шестое издание) (далее - ПУЭ) классификация взрывооопасных зон, в соответствии с которой производится выбор электрооборудования, определяется проектной организацией (технологами совместно с электриками проектной и (или) эксплуатирующей организации).

В соответствии с требованиями с п. 7.3.63 ПУЭ в зонах классов В-II и В-IIа рекомендуется применение электрооборудования, предназначенного для взрывоопасных зон со смесями горючих пылей или волокон с воздухом. Применение электрооборудования в зонах классов В-II и В-IIа без средств взрывозащиты допускается только в случае отсутствия такого оборудования и соблюдении определенного перечня требований и условий по температуре поверхности электрооборудования и номинальной нагрузке.

В настоящее время в Республике Беларусь представлена достаточная линейка электрооборудования, предназначенного для работы во взрывоопасных средах и при проектировании объектов, имеющих в своем составе зоны классов В-II и В-IIа (зоны классов 20, 21, 22 согласно ТР ТС 012/2011) необходимо применять электрооборудование предназначенное для работы в данных средах.

Оборудование для работы во взрывоопасных средах должно соответствовать требованиям, необходимым для безопасного функционирования (эксплуатации) в отношении риска взрыва и иметь маркировку взрывозащиты (специальный знак взрывобезопасности и идентификационные условные обозначения показателей, определяющих взрывобезопасность оборудования и Ех-компонентов).

Решением комиссии Таможенного союза утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (далее - перечень ГОСТ).

Для определения взрывоопасных зон, выбора электрооборудования необходимо применять ГОСТы, включенные в указанный перечень ГОСТ:

ГОСТ Р 51330.0-99 (МЭК 60079-0-98) «Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-0-2007 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 0. Общие требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-1-1-99 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 1. Технические требования»;

ГОСТ Р МЭК 61241-1-2-99 «Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 2. Выбор, установка и эксплуатация».

В соответствии с требованиями статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года № 354-З «О промышленной безопасности» Правила по обеспечению промышленной безопасности являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе при проектировании и эксплуатации.

Решения, принятые проектной организацией должны соответствовать требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями п. 416 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. № 35 конструкция, вид исполнения, степень защиты оболочкой, способ установки, класс изоляции применяемых машин, аппаратов и приборов (ручных и переносных), кабелей, проводов, осветительных технических устройств (установок) и прочих элементов электроустановок, в том числе электротехнических устройств кранов, талей, лифтов и других электрических грузоподъемных механизмов, находящихся во взрывоопасных зонах, должны соответствовать номинальному напряжению сети, классу взрывоопасных зон, группе и температурному классу взрывоопасной среды, характеристикам окружающей среды, а также техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

На основании изложенного при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с взрывоопасными зонами применять оборудование общего назначения (без маркировки взрывозащиты) не допускается.

Показать ответ 

Пункт 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, гласит: «Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя, но не должна превышать 0,003 МПа». Данное требование распространяется на все типы электролизеров?

Требование пункта 424 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54, в части ограничения величины максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизера (не должна превышать 0,003 МПа) относится к электролизерам щелочного типа.

Величина максимально допустимого перепада давления между системами водорода и кислорода электролизеров других типов (мембранного, диафрагменного и др.) должна соответствовать паспортным данным организации-изготовителя и руководству по эксплуатации (технологическому регламенту).

Показать ответ 

Наша организация эксплуатирует производственную площадку аммиачной холодильной установки, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты, работающие под давлением более 1,0 МПа. Для содержания в исправном состоянии и безопасной эксплуатации аммиачной холодильной установки приказом назначен ответственный специалист аммиачной холодильной установки, в его отсутствие обязанности исполняет главный механик. Работы, проводимые согласно лицензии, по обслуживанию (без права оказания услуг) и ремонту (без права оказания услуг, без применения сварки) проводит ответственный специалист аммиачной холодильной установки с машинистами.

Необходимо ли, согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, дополнительно вводить лицо для проведения работ в соответствии с имеющейся лицензией?

Согласно пункту 9 Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 № 46 (далее — правила), руководитель субъекта промышленной безопасности приказом назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, технических устройств АХУ, трубопроводов и трубопроводной арматуры АХУ (далее — ответственный специалист АХУ). На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного специалиста АХУ выполнение его обязанностей должно быть заранее возложено приказом (распоряжением) по организации на специалиста, замещающего его по должности, прошедшего в установленном порядке подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 10 правил не допускается одновременное назначение одного и того же лица ответственным специалистом АХУ и ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, а также ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Таким образом, в случае возложения обязанностей по руководству работами (назначения ответственным за ведение работ), составляющими подлежащую лицензированию деятельность в области промышленной безопасности — обслуживание и ремонт потенциально опасных объектов и технических устройств АХУ, на ответственного специалиста АХУ, а в случае его отсутствия на специалиста, исполняющего обязанности ответственного АХУ, прошедшего в установленном порядке подготовку и соответствующую проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, субъекту промышленной безопасности дополнительную штатную единицу вводить не требуется.

При этом такой специалист не должен являться ни ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, ни ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Показать ответ 

Просим разъяснить пункт 421 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна для действующих реконструируемых объектов в части выбора стационарных светильников.

Для действующих потенциально опасных объектов допускается применять светильники со степенью защиты оболочки не ниже IP53, а для вновь возводимых потенциально опасных объектов светильники должны быть во взрывозащищенном исполнении не ниже уровня «повышенная надежность» против взрыва.

В то же время пункте 416 правил предусмотрено степень защиты оболочки осветительных технических устройств, находящихся во взрывоопасных зонах, принимать согласно классу взрывоопасных зон.

Пункт 416 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. № 35 (далее — правила), устанавливает требования не только к стационарным светильникам, но и к переносным (ручным) электроустановкам, а также устанавливает необходимость соответствия электроустановок требованиям к конструкции, видам исполнения, степени защиты оболочкой, способам установки, классу изоляции кабелей, проводов, осветительных технических устройств (установок) и прочих элементов электроустановок, в том числе электротехнических устройств кранов, талей, лифтов и других электрических грузоподъемных механизмов, находящихся (размещаемых) во взрывоопасных зонах, номинальному напряжению сети, классу взрывоопасных зон, группе и температурному классу взрывоопасной среды, характеристикам окружающей среды и техническим регламентам Таможенного союза.

Вместе с тем пункт 421 правил устанавливает требования только к стационарным светильникам, размещаемым во взрывоопасных зонах вновь возводимых и действующих потенциально опасных объектов.

Показать ответ 

В связи со вступлением в силу с 1 марта 2018 года постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 г. № 46 «Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака» просим разъяснить, обязательно ли при наличии начальника цеха вводить в штат должность мастера компрессорного цеха? В пункте 201 Правил определено, что «начальник и мастер компрессорного цеха (или лицо, его замещающее) обязаны ежедневно контролировать ведение суточного журнала работы АХУ, записывать в него (или в журнал распоряжений) распоряжения обслуживающему персоналу и расписываться».

Пунктом 201 Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 г. № 46 (далее — правила), установлены требования к ежедневному контролю ведения суточного журнала, а не к наличию в штате начальника и мастера компрессорного цеха. Кроме того, приложением 2 к правилам, в котором представлена форма суточного журнала работы аммиачной холодильной установки (далее — АХУ), в отношении подписи мастера компрессорного цеха предусмотрено примечание «при наличии в штатном расписании».

Вместе с тем руководитель субъекта промышленной безопасности обязан обеспечить АХУ необходимым штатом обслуживающего персонала в соответствии с ее проектом и со штатным расписанием, позволяющим вести безопасную эксплуатацию АХУ, или заключить договор с другим субъектом промышленной безопасности на ее комплексное техническое обслуживание и эксплуатацию.



Назад

 

Голосование
Facebook
Facebook
Instagram
Instagram
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть