На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

В соответствии с п.3.10 Приложения 2 к Закону Республики Беларусь «О Лицензировании» (Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг, в отношении которых подлежат лицензированию», к лицензируемым видам работ и (или) услуг в области промышленной безопасности относятся: наладка, монтаж, ремонт и обслуживание средств взрывозащиты и взрывопредупреждения (взрыворазрядные устройства, тормозные устройства, контрольно-измерительные приборы и автоматика, в том числе системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники) потенциально опасных объектов – складов силосного типа. Просим разъяснить – требуется ли организации, выполняющей установку предусмотренных главой 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31.07.2017 № 35, средств взрывопредупреждения и взрывозащиты (в том числе реле контроля скорости, устройств контроля сбегания норийных лент, датчиков подпора, датчиков-индикаторов давления взрыва, быстродействующих задвижек и других средств), кнопок «Стоп» конвейеров и норий, иметь лицензию в области промышленной безопасности в части монтажа указанных выше технических устройств или можно выполнять эту работу при наличии лицензии в части их ремонта?

Показать ответ 
В соответствии с пунктом 3 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» для выполнения работ и/или оказания услуг по монтажу технических устройств (транспортного оборудования, в том числе норий и всех видов конвейеров в комплекте с кнопками управления и «стоп», технологического и аспирационного оборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики, в том числе систем автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники; средств взрывозащиты и взрывопредупреждения, в том числе реле контроля скорости, устройств контроля сбегания норийных лент, датчиков подпора, датчиков-индикаторов давления взрыва, быстродействующих задвижек и других средств), на указанных в Вашем запросе взрывоопасных производствах и объектах хранения и переработки зерна, необходимо наличие соответствующей лицензии.

На предприятии эксплуатируется аммиачно-холодильная установка с количеством аммиака 30 тонн, в составе которой функционируют технические устройства АХУ, технологические трубопроводы и сосуды, работающие под давлением. В соответствии с приложением 1 к Закону от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» данная АХУ зарегистрирована как опасный производственный объект III типа опасности. Входящие в состав АХУ сосуды, работающие под давлением, зарегистрированы как потенциально опасные объекты.

Требуется ли регистрация всей АХУ дополнительно как потенциально опасного объекта, если согласно приложению 2 к Закону потенциально опасными объектами являются АХУ с содержанием аммиака от 1000 до 3000 килограммов?

Показать ответ 

К опасным производственным объектам (далее – ОПО), согласно приложению 1 к Закону от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), относятся объекты и производства, на которых эксплуатируются потенциально опасные объекты (далее – ПОО) с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров с воздухом и другими окислителями), и получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются опасные вещества, типы опасности которых устанавливаются в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к Закону исходя из суммарного количества опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте. Следовательно, при содержании опасного вещества (аммиака) более 3000 килограммов, объект (производство) классифицируется как ОПО, на котором эксплуатируются ПОО.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены Приложением 2 к Закону, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614.

К потенциально опасным объектам, согласно приложению 2 к Закону, относятся аммиачно-холодильные установки (далее – АХУ) с содержанием аммиака от 1000 до 3000 килограммов. Верхнее ограничение дано с целью выделения АХУ как потенциально опасного объекта, который по содержанию аммиака не относится к ОПО согласно пункту 1 приложения 1 к Закону.

При аммиакоемкости АХУ более 3000 килограммов, данный потенциально опасный объект эксплуатируется на ОПО согласно пункту 1 приложения 1 к Закону.

Согласно перечню потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614, к ПОО относятся аммиачно-холодильные установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов.

 

Справочно:

Потенциально опасные объекты

Технические устройства, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах

2. Аммиачно-холодильные установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов

насосы и насосные агрегаты;
компрессоры и компрессорные агрегаты;
ресиверы;
промежуточные сосуды, конденсаторы и испарители, маслоотделители и маслосборники, отделители жидкости;
газоанализаторы;
системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники;
прокладочные изделия и уплотнительные материалы, уплотнения вращающихся валов насосов, компрессоров;
промышленная трубопроводная арматура;
технологические трубопроводы

 

На основании вышеизложенного, сообщаем, что АХУ с содержанием аммиака от 1000 килограммов регистрируется как ПОО согласно положению о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613. При аммиакоемкости АХУ свыше 3000 килограммов ОПО является производственная площадка, на которой эксплуатируется ПОО (аммиачно-холодильная установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов).

На предприятии эксплуатируется опасный производственный объект (ОПО) II типа опасности «Производственная площадка цеха углеродных волокнистых материалов, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасны х сред и используются опасные вещества, горючие жидкости, используемые в технологическом процессе в количестве 566,85 тонн».

В составе ОПО имеются взрывоопасные технологические блоки III категории взрывоопасности, в том числе блоки с относительным энергетическим потенциалом Qв<9. В разработанные планы локализации и ликвидации аварий и инцидентов (ПЛА) ОПО (склад ацетона, отделение отмывки и пропитки, отделение регенерации ацетона) включены только блоки с (Qв >9, т.е. блоки, зарегистрированные как потенциально опасные объекты в соответствии с приложением 2 к Закону «О промышленной безопасности».

Необходимо ли в ПЛА включать блоки с Qв<9, не относящиеся к потенциально опасным объектам?

Показать ответ 

При проектировании взрывоопасного производства (объекта) проектной организацией в целях снижения тяжести последствий взрывов при авариях на технологических системах осуществляется разделение на блоки с установкой на основных технологических потоках между блоками быстродействующих запорных органов. При разделении систем на блоки предусматривается с учетом технологической возможности ограничение объемов обращающихся в блоке опасных веществ, которые могут быть выброшены в окружающую среду при внезапной разгерметизации оборудования. Как правило, взрывоопасные производства и объекты имеют в составе технологические блоки с различными характеристиками взрывоопасности, требования Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 54 (далее - Правила) распространяются на всю технологическую систему. При этом по отдельным позициям для блоков первой и второй категории взрывоопасности требования Правил выше по сравнению с блоками третьей категории.

Согласно требованиям пункта 308 Правил, для каждого опасного производственного объекта, имеющим в своем составе блоки I, II и III категорий взрывоопасности должны быть разработаны планы локализации и ликвидации аварий и инцидентов (далее - ПЛА).

ПЛА разрабатывается с целью определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития, планирования действий персонала и специализированных служб на различных уровнях развития аварийных ситуаций; определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; создания аварийного запаса необходимых средств индивидуальной защиты и технической оснащенности.

При не включении в ПЛА всех взрывоопасных технологических блоков прогнозирование сценариев возникновения и развития аварий будет неполное, не будут определены действия персонала, способы и средства предупреждения, локализации аварий и инцидентов на отдельных стадиях технологического процесса.

Учитывая, что потенциально опасными объектами являются объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, а не отдельные взрывоопасные технологические блоки, в ПЛА также требуется включать блоки с Qв менее 9 входящие в состав опасного производственного объекта.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Организация имеет разрешение на право проведения технического освидетельствования сосудов, работающих под давлением (стальных баллонов для кислорода и азота емкостью до 40 л, с давлением до 14,7 Мпа, с маркировкой клеймением).

При обращении нашей организации в Госпромнадзор с целью проведения экспертной оценки для продления разрешения был получен отказ со ссылкой на Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности».

При этом в пункте 485 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7, указано требование о необходимости получения разрешения Госпромнадзора на право проведения технического освидетельствования сосудов (баллонов) вне зависимости от вместимости, регистрации и надзора со стороны органов Госпромнадзора.

Просим разъяснить, какой орган государственного управления проводит экспертную оценку и выдачу разрешений на право проведения технического освидетельствования баллонов емкостью до 40 л, с давлением до 14,7 Мпа, с маркировкой клеймением?

Показать ответ 

В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) к потенциально опасным объектам, работающим под избыточным давлением относятся, в том числе стационарно установленные баллоны емкостью более 100 литров, работающие под  давлением пара (газа) более 0,07 МПа.

Требования Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7 (далее – Правила), действуют в части не противоречащей Закону и таким образом пункт 485 Правил распространяется на баллоны, являющиеся потенциально опасными объектами.

Выдача разрешения на право проведения технического освидетельствования баллонов емкостью 100 литров и менее и маркировкой клейма с шифром, не требуется.

При проведении технического освидетельствования баллонов емкостью менее 40 литров необходимо руководствоваться паспортом, руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя баллонов и требованиями инструкции по проведению технического освидетельствования баллонов.

Дополнительно информируем, что с 1 июня 2023 г. вступает в силу постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2022 г. № 84 «Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», нормы и требования в котором приведены в соответствие с Законом.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики
     В связи с отсутствием возможности приобретения запасных частей для башенных кранов, вызванной ограничениями по поставке комплектующих, узлов и деталей заводом – изготовителем, прошу дать разъяснения по проведению работ по технической модернизации систем управления приводами механизмов подъема / опускания груза, изменения вылета грузовой тележки, поворота крана с применением ограничителя нагрузки башенного крана и выносного пульта при монтаже и осуществлении технического освидетельствования башенного крана.

Показать ответ 

     При организации и проведении работ по технической модернизации грузоподъемных кранов необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в главе 3 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – ПОПБГК).
     Проектная (конструкторская) документация на техническую модернизацию грузоподъемного крана должна содержать разделы, указанные в пункте 22 ПОПБГК. Руководство (инструкцию) по эксплуатации грузоподъемного крана требуется привести в соответствие с изменениями, предусмотренными проектной (конструкторской) документацией на техническую модернизацию.
     Материалы, узлы, механизмы и устройства безопасности, используемые при проведении работ по технической модернизации должны иметь документы изготовителя, подтверждающие качество изготовления, пройти необходимые процедуры оценки соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется.
     Согласно пункту 5 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, и пункту 365 ПОПБГК после выполнения работ по технической модернизации грузоподъемный кран подлежит экспертизе промышленной безопасности и техническому освидетельствованию, для проведения которых необходимо обратиться в Госпромнадзор.

     Учреждение образования проводит обучение и выдает свидетельство с присвоением разряда по профессии «Машинист крана (крановщик) по управлению мостовыми, козловыми кранами». Для работы крановщиком башенного крана требуется ли работнику, прошедшему обучение по данной профессии в учреждении образования, проходить дополнительную переподготовку?

Показать ответ 

     В соответствии с пунктом 347 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – ПОПБГК), к управлению грузоподъемными кранами, допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию рабочего, соответствующую группу по электробезопасности, прошедшие проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющие при себе удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов и не имеющие медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы.
     Законодательством в области промышленной безопасности не регулируются вопросы обучения и присвоения квалификационных разрядов по профессиям рабочих. Вместе с тем, Госпромнадзор считает, что при переводе машиниста крана (крановщика) с грузоподъемного крана мостового типа
на грузоподъемный кран стрелового типа он должен изучить особенности устройства такого грузоподъемного крана и получить практические навыки по управлению им.
     Дополнительно информируем, что тарифно-квалификационные характеристики, сроки обучения для профессии рабочего «машинист крана (крановщик)» установлены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 1, утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33 и перечне профессий
для подготовки рабочих, утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь от 30 января 2018 г. № 7/14.

     Просим дать разъяснения по замене грузовой тележки, имеющей опорно-поворотное устройство для одновременного поворота спредера с кабиной на козловом кране.

Показать ответ 

     В соответствии с пунктом 2 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г.№ 66 (далее – ПОПБГК), замена грузовой тележки является реконструкцией грузоподъемного крана. Следовательно, при проведении реконструкции грузоподъемного крана необходимо руководствоваться требованиями главы 3 ПОПБГК. При изготовлении грузовой тележки, используемой при реконструкции грузоподъемного крана, должны быть соблюдены требования пункта 8 ПОПБГК.
     Дополнительно информируем, что после выполнения работ по реконструкции грузоподъемного крана требуется проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, и технического освидетельствования с учетом требований
главы 22 ПОПБГК.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

     Организация имеет лицензию на деятельность в области промышленной безопасности в части технического диагностирования потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств газораспределительной системы и газопотребления и просит разъяснить:
1. Какова периодичность технического диагностирования потенциально опасных объектов, технических устройств газораспределительной системы и газопотребления, в том числе внутренних газопроводов?
2. Какие обязательные методы неразрушающего контроля должны применяться при техническом диагностировании и определении назначенного срока службы газопроводов, трубопроводной арматуры газопроводов, газогорелочных устройств?

Показать ответ 

     По вопросу 1. Случаи необходимости принятия организацией, эксплуатирующей объекты газораспределительной системы и газопотребления, решения о возможности продления назначенного срока службы потенциально опасных объектов, технических устройств по результатам технического диагностирования или выводе их из эксплуатации путем временного или постоянного прекращения эксплуатации определены пунктом 21 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения, утвержденных постановлением МЧС от 5 декабря 2022 г. № 66 (далее – Правила). Порядок и периодичность проведения работ по техническому обследованию объектов газопотребления, в том числе внутренних газопроводов, с целью определения необходимости и целесообразности их ремонта, замены, технического диагностирования определяются эксплуатирующей организацией в соответствии с пунктом 23 Правил исходя из конструктивных особенностей, технического состояния и степени износа ПОО, технических устройств.
   
    По вопросу 2. В соответствии с требованиями ТКП 054-2007 (02300) «Техническое диагностирование и продление назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений. Общие положения» специализированная организация по диагностированию несет ответственность за полноту и качество разработанных программ технического диагностирования (в том числе индивидуальных программ), соответствие выполняемых работ требованиям законодательства, правильность и обоснованность технических решений и экспертных заключений. Выполнение неразрушающего контроля, аналитических, экспериментальных и прочностных расчетов, механических испытаний, химического и спектрального анализа, металлографических исследований может осуществлять лаборатория, аккредитованная в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, для осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств на соответствие нормам безопасности. Область аккредитации испытательной лаборатории должна соответствовать контролируемой продукции, производственному сектору и разрешенным к применению видам (методам) неразрушающего и разрушающего контроля.
     Требования к выбору и верификации соответствующих методов и методик для всех видов лабораторной деятельности определены ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Исходя из того, что арматура промышленная трубопроводная, горелки газовые и комбинированные (кроме блочных) входят в перечень объектов регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), а блочные автоматические горелки входят в перечень объектов регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011), при разработке индивидуальной программы технического диагностирования указанных технических устройств следует учитывать требования стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 010/2011, ТР ТС 016/2011.
     Таким образом, метод контроля (или сочетание различных методов) и соответствующие им методики, объем неразрушающего контроля определяются специализированной организацией в индивидуальной программе технического диагностирования объектов газораспределительной системы и газопотребления с учетом их конструктивных особенностей, условий и сроков эксплуатации, позволяющей спрогнозировать интервал времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние потенциально опасных объектов, технического устройства.

     Организация имеет лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в  части выполнения работ (оказания услуг) по обслуживанию и наладке потенциально опасных объектов газораспределительной системы (ШРП, ГРП, ГРУ). Достаточно ли данной лицензии для выполнения работ (оказания услуг) по ремонту потенциально опасных объектов газораспределительной системы (ШРП, ГРП, ГРУ)?
 

Показать ответ 

    Правилами по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения, утвержденными постановлением Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 5 декабря 2022 г. № 66, установлены следующие терминам и их определениям:
- техническое обслуживание объектов газораспределительной системы и газопотребления – комплекс организационных и технических мероприятий по поддержанию исправного и работоспособного состояния потенциально опасных объектов, технических устройств в течение срока службы путем устранения незначительных неисправностей, по обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию, осуществлению работ по подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам года;
- ремонт объектов газораспределительной системы и газопотребления – комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса потенциально опасных объектов, технических устройств и (или) их составных частей без изменения назначения и основных технических характеристик, устранению повреждений и неисправностей. Ремонты подразделяются на плановые, в том числе капитальные и текущие, и внеплановые, в том числе аварийно-восстановительные.
     В соответствии со статьей 86 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» лицензированию
в области промышленной безопасности подлежат как работы (услуги) по наладке и обслуживанию потенциально опасных объектов, технических устройств, так и работы (услуги) по их ремонту. Таким образом, для выполнения работ (оказания услуг) по ремонту потенциально опасных объектов газораспределительной системы (ШРП, ГРП, ГРУ) необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в соответствующей части.

Организация изготавливает соединения быстросъемные резьбовые (СБР) для газопроводов объектов газораспределительной системы и газопотребления. Необходимо ли получение разрешения (свидетельства) Госпромнадзора на право из изготовления.

Показать ответ 

Разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления соединений быстросъемных резьбовых (СБР) для газопроводов не требуется.

Справочно. В соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 5 декабря 2022 г. № 66, соединительные детали – элементы газопровода, предназначенные для соединения участков газопровода с помощью сварных соединений (отводы, переходы, тройники, заглушки, соединительные детали с закладным нагревательным элементом).

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики
На каких условиях допускается проведение периодических, промежуточных и внеплановых проверок встроенных и съемных цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов?
Показать ответ 

     В соответствии с пунктом 1.8.6.2.1 Приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) аккредитация проверяющего органа должна соответствовать требованиям стандарта EN ISO/IEC 17020:2012 (за исключением пункта 1.8.3), тип А.
     Руководствуясь положениями главы 1.6 приложения А к ДОПОГ Госпромнадзор полагает возможным до 30 июня 2025 года (срок окончания действия редакции ДОПОГ 2023 года) осуществление периодических, промежуточных и внеплановых проверок встроенных и съемных цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов (за исключением тех, к которым применяются специальные положения TA4 и ТТ9 раздела 6.8.4), и которые соответствуют требованиям
главы 6.8 в редакции ДОПОГ 2021 г., а также проверок цистерн, изготовленных до 26 марта 2022 г. не в соответствии с положениями ДОПОГ и находящихся в эксплуатации, при выполнении следующих условий: организация, осуществляющая указанные проверки, имеет действующий аттестат аккредитации на соответствие требованиям основополагающего стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (ISO/IEC 17025:2017);
область аккредитации к указанному аттестату содержит: 
в качестве объекта испытаний – цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов;
- в качестве документов, содержащих (устанавливающих требования) к объекту испытаний, – соответствующие разделы приложения А к ДОПОГ и Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
- в качестве документа, устанавливающего требования к методам исследований (испытаний) и измерений, – ГОСТ EN 12972-2020 Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка.
     ГОСТ EN 12972-2020 «Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка» должен быть включен в столбец 6 области аккредитации в качестве документа, устанавливающего вид/метод исследований (испытаний) и измерений.

Какие разрешительные документы необходимы для перевозки цианида натрия из Российской Федерации в Республику Беларусь?
Показать ответ 

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» введен разрешительный порядок, который реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, согласно приложению № 19 (далее - Положение).

Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, включенных в раздел 2.13 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (цианид натрия входит в указанный перечень).

Справочно. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2016 г. № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (220030, г. Минск, ул. Кирова, 8, корп.1).

В том случае, если страной происхождения цианида натрия является Российская Федерация, то в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года, пунктом 9 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» лицензия на ввоз (импорт) цианида натрия не требуется (государства-члены Евразийского экономического союза не применяют меры нетарифного регулирования во взаимной торговле).

Для ввоза на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации цианистого натрия заключение (разрешительный документ), выдаваемое Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь в соответствии с подпунктом 25.10.5. пункта 25.10. единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, не требуется.


Какой порядок регистрации механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов?

Показать ответ 

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) в соответствии с Положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 117 (далее – Положение о порядке регистрации), осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.

В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее – государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее – регистрирующие подразделения), в соответствии с Положением о порядке регистрации.

Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктами 5.20.1-5.20.3 пункта 5.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, следующие документы:

заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, gospromnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/652/obrazets-zayavleniya-f10-ts-_dopog_.docx  , а также в приложениии 2 к Положению о порядке регистрации);

для цистерн – эксплуатационные документы (свидетельство о проверке, паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты), а для цистерн, изготовленных после 27 марта 2022 г., – официальное утверждение типа;

сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, проводится в случае изменения сведений, указанных в регистрационной карточке.

В этом случае владелец обязан в месячный срок обратиться в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств.

После внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владельцу выдается новая регистрационная карточка.

Владелец специализированного транспортного средства, в отношении которого не проведена проверка цистерны и которое
не допущено к дальнейшей эксплуатации, обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.

Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре
не допускается.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Просим разъяснить необходимость получения разрешения для бурения скважин глубиной более 20 метров при ведении работ:

1. поисково-оценочных работ и детальной разведки месторождений полезных ископаемых (песков, песчано-гравийных смесей);

2. инженерно-геологических изысканий для объектов строительства.

Показать ответ 

В настоящее время виды деятельности, которые выполняются на основании разрешения Госпромнадзора, установлены в едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – Единый перечень).

Подпунктом 19.14.1 пункта 19.14 Единого перечня определена необходимость получения субъектом хозяйствования разрешения (свидетельства) Госпромнадзора на право бурения скважин на твердые, жидкие или газообразные полезные ископаемые глубиной более 20 метров.

Подразумевается выполнение работ по бурению скважин глубиной более 20 метров в целях поиска, оценки, разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых.

Для выполнения работ по бурению скважин, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешение Госпромнадзора не требуется.

Из изложенного следует:

1)            бурение скважин глубиной более 20 метров при проведении поисково-оценочных работ и детальной разведки месторождений жидких, газообразных, твердых полезных ископаемых (в том числе песков и песчано-гравийных смесей) осуществляется субъектом хозяйствования на основании разрешения Госпромнадзора;

2)              при бурении скважин в целях инженерно-геологических изысканий для объектов строительства получение субъектом хозяйствования разрешения Госпромнадзора не требуется.

У субъекта есть сертификат Российской Федерации по ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Нужно ли его подтверждать или он действует в Республике Беларусь?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 2 предисловия к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», ТР ТС 012/2011 устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах в целях обеспечения свободного перемещения указанного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В статье 3 ТР ТС 012/2011 указано, что оборудование для работы во взрывоопасных средах, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 012/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами Евразийского экономического союза, действие которых распространяется на данное оборудование.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Союз), продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Данные положения не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Таким образом, при наличии действующего документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 012/2011 (сертификат соответствия), оформленного в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления», прохождение дополнительных процедур подтверждения соответствия на территории Республики Беларусь не требуется.

Просим дать разъяснение о необходимости участия представителя Госпромнадзора при приемке объектов капитального ремонта скважин Осиповичского ПХГ №№ 102, 103, 104, 105, 106 после замены устьевого оборудования (колонной головки и фонтанной арматуры).

Показать ответ 

Действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлена необходимость участия представителей Госпромнадзора в приемке объектов капитального ремонта скважин подземных хранилищ газа. 



Назад

 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть