На сайт МЧС

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

Показать ответ 

В целях планирования осуществления производственной деятельности в области промышленной безопасности по техническому диагностированию грузоподъёмных кранов и получения лицензии на данный вид деятельности предприятие просит разъяснить долицензионные требования статьи 89 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2023 г. «О лицензировании» № 213-З в части образования работников по данному направлению вида деятельности, достаточного для обеспечения выполнения в полном объеме заявленных работ, оказания услуг.

Предприятие имеет лабораторию неразрушающего контроля и технической диагностики (ЛНК и ТД), в штате которой имеется 3 человека, для которых эта работа является основным местом работы, прошедших проверку знаний в Госпромнадзоре по направлению «Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ и (или) оказания услуг по техническому диагностированию грузоподъёмных кранов» и имеющих сертификаты неразрушающего контроля 2 уровня по визуальному методу контроля в секторе предэксплуатационные или эксплуатационные испытания, включающие производство. Ведущий инженер ЛНК и ТД является аттестованным экспертом в области промышленной безопасности по грузоподъёмным кранам (8ТО).

Достаточно ли у вышеуказанных работников наличия следующего образования:

начальник ЛНК и ТД – высшее юридическое образование;

ведущий инженер ЛНК и ТД – высшее техническое образование (инженер-механик);

инженер ЛНК и ТД – среднее специальное (техническое) образование?

В соответствии со статьей 89 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» к долицензионным требованиям относятся:

наличие в штате не менее трех работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), обеспечивающих в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг, для которых эта работа является основным местом работы, имеющих квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие на праве собственности или ином законном основании инженерно-технической производственной базы (помещения, оборудование, приборы и инструменты) для осуществления лицензируемого вида деятельности;

наличие собственной лаборатории, аккредитованной в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, для осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств на соответствие нормам безопасности;

наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников соискателя лицензии, лицензиата, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 декабря 2022 г. № 78, в положении о системе контроля указываются:

квалификационные требования (уровень подготовки, образование, периодичность повышения квалификации и иные) к работникам, в том числе находящимся в гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии, лицензиатом, которые будут выполнять (выполняют) работы и (или) оказывать (оказывают) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности;

порядок выполнения работ и (или) оказания услуг, установленный нормативными документами;

порядок контроля качества выполненных работ и (или) оказанных услуг, перечень лиц (структурных подразделений) в соответствии с организационно-штатной структурой, обеспечивающих надлежащее выполнение работ и (или) оказание услуг, а также проведение контроля.

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» субъект промышленной безопасности обязан допускать к работе, выполнению работ (оказанию услуг) на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте работников субъекта промышленной безопасности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющих при себе удостоверение и не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы.

Учитывая изложенное, для осуществления деятельности по проведению технического диагностирования грузоподъемных кранов необходимы:

технический руководитель, имеющий соответствующую квалификацию (профиль образования, определяется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 36) и проверку знаний в области промышленной безопасности;

не менее двух работников (специалистов, рабочих), имеющих соответствующую квалификацию и проверку знаний в области промышленной безопасности.

В обращении не представлены сведения, которые бы позволили сделать вывод в части достаточности имеющихся работников и их образования (квалификации) для соответствия долицензионным требованиям, указанных в статье 89 Закона о лицензировании.

Дополнительно информируем, что оценку соответствия работников, обеспечивающих в полном объеме выполнение работ по техническому диагностированию, квалификационным требованиям выполняет эксперт в области промышленной безопасности Госпромнадзора при проведении оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям на основании следующих документов:

аттестата аккредитации лаборатории неразрушающего контроля и диагностики, для осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств на соответствие нормам безопасности;

положения о системе контроля за качеством выполнения лицензионного вида деятельности;

руководства по качеству лаборатории неразрушающего контроля и диагностики;

положения о лаборатории неразрушающего контроля и диагностики;

информации о лицах, являющихся техническими руководителями, специалистами, рабочими и их квалификации.

 

Показать ответ 

В связи с вступлением в силу с 1 января 2023 г. Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. «О лицензировании» № 213-З и внесением ряда изменений в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 22.12.2018 № 66, организация просит разъяснить, необходимо ли проходить внеочередную проверку знаний в области промышленной безопасности в соответствующем объеме в территориальном органе Госпромнадзора следующим работникам:

председатель комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности;

лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности;

лицо, ответственное за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии;

лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъёмными кранами?

Согласно пункту 11 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, одним из случаев проведения внеочередной проверки знаний является принятие (изменение) актов законодательства в области промышленной безопасности.

Таким образом, изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, внесенные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 88, влекут за собой необходимость прохождения внеочередной проверки знаний.

Показать ответ 

В организации проводится замена пассажирских лифтов. Ввод в эксплуатацию лифтов оформляется актом, который подписывает со стороны Владельца лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности (далее – ответственный за осуществление производственного контроля).

Просим разъяснить, какие требования предъявляются к ответственному за осуществление производственного контроля в данном случае относительно подготовки: обучение, проверка знаний, группа по электробезопасности?

Статьей 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) определено, что для организации производственного контроля в области промышленной безопасности руководитель субъекта промышленной безопасности вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона (далее – лицо, ответственное за осуществление производственного контроля).

Требования к подготовке и проверке знаний по вопросам промышленной безопасности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, установлены Инструкцией  о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 3 Инструкции, подготовка по вопросам промышленной безопасности лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не предусмотрена.

Лица, ответственные за осуществление производственного контроля, в соответствии с требованиями подпункта 4.3 пункта 4 и пункта 22 Инструкции подлежат проверке знаний по вопросам промышленной безопасности в объеме нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в должностные (функциональные) обязанности указанных лиц.

Лица, ответственные за осуществление производственного контроля, в соответствии с пунктами 6, 16 Инструкции проходят первичную проверку знаний в комиссии Госпромнадзора до назначения (возложения указанных обязанностей).

Законодательством в области промышленной требования к наличию группы по электробезопасности у лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не предъявляются.

Дополнительно информируем, что вопросы, связанные с присвоение группы по электробезопасности, регламентируются ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20 мая 2009 г. № 16.

Показать ответ 

Согласно п. 421 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов строительно-монтажные и другие работы должны выполняться по ППР, разработанному с учетом требований технических нормативных правовых актов и утвержденному в установленном порядке.

Согласно п. 422 Правил погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований актов законодательства и утвержденным владельцем грузоподъемного крана (производителем работ).

Прошу пояснить, какие требования по обучению и (или) проверке знаний, с точки зрения законодательства в области промышленной безопасности, предъявляются к разработчику (составителю) проектов производства работ и(или) технологических карт, а также лицу, которое утверждает (согласовывает) данные документы?

Пунктом 419 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), установлена обязанность владельца крана или производителя работ разрабатывать и выдавать на месте ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами и другие технологические регламенты (далее – ППР).

При этом Правилами и иными нормативными актами в области промышленной безопасности подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности для специалистов, разрабатывающих либо утверждающих ППР, не предусмотрена.

Дополнительно информируем, что требования к организации строительного производства, в том числе к разработке ППР, установлены строительными нормами СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12 ноября 2020 г. № 73.

Показать ответ 

Организация эксплуатирует лифты пассажирские и грузовые с внутренним управлением. Лифты не подключены к оборудованию диспетчерского контроля. На каждый лифт допущены к обслуживанию лифтеры (из штата основных работников, лифтер для них смежная профессия). Организацией заключен договор на обслуживание и ремонт со специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности. Прошу дать разъяснение: требуется ли организации, эксплуатирующей лифты, иметь разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части обслуживания лифтов, за исключением оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов?

Организации, эксплуатирующей лифты пассажирские и грузовые с внутренним управлением (далее – лифты), заключившей договор со специализированой организацией на обслуживание, ремонт лифтов, не требуется иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по обслуживанию лифтов.

Показать ответ 

Организация имеет специальное разрешение (лицензию) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области промышленной безопасности на ремонт потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств: грузоподъемных кранов (без права капитального ремонта): краны мостового типа, управляемые из кабины; краны мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи; расчетные металлоконструкции; грузозахватные органы; грузозахватные приспособления (стропы цепные, траверсы); тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве); без права оказания услуг, без применения сварки: краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъёмностью более 1 тонны; грузозахватные органы)).

В связи с тем, что расчетные металлоконструкции и грузозахватные органы являются неотъемлемой частью грузоподъемного крана, прошу пояснить:

1. Достаточно ли для соответствия лицензионным требованиям вышеприведенной лицензии только проверки знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов» или дополнительно требуется проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций грузоподъемных кранов» и проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузозахватных органов грузоподъемных кранов»?

2. Согласно п. 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов при проведении владельцем грузоподъемного крана работ по ремонту грузоподъемных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом. Требуется ли в таком случае ответственному лицу проходить дополнительно проверку знаний в качестве лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций и грузозахватных органов грузоподъемных кранов?

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, к числу лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам в области промышленной безопасности, относятся:

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие назначенных в установленном порядке из числа вышеуказанных работников не менее двух лиц, ответственных за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, заявленных к лицензированию (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности).

Согласно требованиям части второй пункта 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, при проведении владельцем грузоподъемного крана работ по ремонту грузоподъемных кранов они могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что указанные в обращении лицензионные требования будут соблюдены при наличии у специалиста, назначенного ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов, расчетных металлоконструкций, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, проверки знаний по следующим направлениям:

«Лица, ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии» или «Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузоподъемных кранов»;

«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузозахватных приспособлений грузоподъемных кранов»;

«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту тары, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов».

Показать ответ 

В организации на основании ежегодных приказов начальника производится капитальный ремонт специального подвижного состава на железнодорожном ходу (мотовозов МПТ-4, МПТ-6, дрезин ДГКу, автомотрис АДМ, АГС-1), имеющего в своем составе в том числе крановые установки стрелового типа, а также платформы рабочие мобильные подъемные. Какие требования по промышленной безопасности распространяются на указанное оборудование при проведение работ по капитальному ремонту?

Указанные в обращении крановые установки и подъемные платформы специального подвижного состава на железнодорожном ходу (мотовоз погрузочно-транспортный МПТ-4, МПТ-6, дрезина грузовая крановая универсальная ДГКу, автомотриса дизельная монтажная АДМ, автомотриса грузовая служебная АГС-1) согласно представленной технической документации применяются для погрузочно-разгрузочных, аварийно-восстановительных работ при содержании и ремонте железнодорожных путей и в соответствии с пунктом 4 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), относятся к грузоподъемным машинам специального назначения.

Требования Правил на грузоподъемные машины специального назначения, в том числе на проведение работ по их капитальному ремонту, не распространяются.

Показать ответ 

Является ли обязательным условием наличие диспетчерского контроля для эксплуатации лифтов и эскалаторов?

В случае если наличие является обязательным, то возможно ли совместить обязанности по диспетчерскому контролю с другими должностями, либо диспетчеризация должна подразумевать отдельные должности.

Пунктами 165, 176 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), установлено, что необходимость оборудования лифта, эскалатора диспетчерским контролем определяется их владельцем.

Пунктом 154 Правил определено, что для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключенных к оборудованию диспетчерского контроля, назначается оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий или оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов.

В соответствии с пунктом 170 Правил управление с диспетчерского пункта эскалатором, оборудованным системами телемеханики или автоматики с выводом сигналов на диспетчерский пункт, осуществляться дежурным по подъемно-транспортным средствам.

Согласно пункту 141 Правил количество обслуживающего персонала, его квалификация определяются владельцем исходя из условий эксплуатации лифта, эскалатора.

Лифты, эскалаторы являются потенциально опасными объектами в области промышленной безопасности и подлежат контролю (наблюдению) со стороны обслуживающего персонала на протяжении всего времени его работы. Госпромнадзор считает недопустимым оставлять лифты, эскалаторы, находящиеся в эксплуатации и доступные для использования пассажирами, без контроля (наблюдения).

На основании изложенного, владелец, исходя из условий эксплуатации лифтов, эскалаторов, принимает решение о введении в состав организации штатной единицы, в чьи функциональные обязанности входит наблюдение за работой указанного оборудования, или возложении указанных функциональных обязанностей на иного работника. При этом работники должны иметь соответствующую профессию рабочего, пройти проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, а также контролировать работу оборудования на протяжении всего времени его работы.

Показать ответ 

Какой максимально допустимый физический износ у машин и оборудования, а именно в направляющих холостой ветви роликов свободного хода ступеней эскалатора?

Дополнительно сообщаем, что согласно руководству по эксплуатации эскалаторов ОАО «Могилевлифтмаш» (п. 2.4, таб. 2.3) допускается уменьшение поперечного сечения элементов металлоконструкции эскалаторов до 15 %, и просим дополнительно разъяснить, возможно ли применение данного руководства по эксплуатации, если в существующих эксплуатационных документах завода-изготовителя не указано допустимое уменьшение поперечного сечения металлоконструкции эскалаторов?

Согласно пункту 181 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56, обслуживание и ремонт эскалатора выполняется владельцем, специализированной организацией на основании эксплуатационных документов его изготовителя.

Таким образом, Госпромнадзор считает, что применять браковочный показатель, указанный в руководстве по эксплуатации на эскалатор, изготовленный ОАО «Могилевлифтмаш», в отношении браковки металлоконструкции эскалатора иного производителя нет оснований. В целях определения значения предельно допустимого износа металлоконструкции эскалатора (направляющей нерабочей ветви) предлагаем обратиться к изготовителю эскалаторов.

Показать ответ 

Организация имеет специальное разрешение (лицензию) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области промышленной безопасности на ремонт потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств: грузоподъемных кранов (без права капитального ремонта): краны мостового типа, управляемые из кабины; краны мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи; расчетные металлоконструкции; грузозахватные органы; грузозахватные приспособления (стропы цепные, траверсы); тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве); без права оказания услуг, без применения сварки: краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъёмностью более 1 тонны; грузозахватные органы)).

В связи с тем, что расчетные металлоконструкции и грузозахватные органы являются неотъемлемой частью грузоподъемного крана, прошу пояснить:

1. Достаточно ли для соответствия лицензионным требованиям вышеприведённой лицензии только проверки знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов» или дополнительно требуется проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций грузоподъемных кранов» и проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузозахватных органов грузоподъемных кранов»?

2. Согласно п. 85 ПОПБГК при проведении владельцем грузоподъёмного крана работ по ремонту грузоподъёмных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъёмного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом. Требуется ли в таком случае ответственному лицу проходить дополнительно проверку знаний в качестве лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций и грузозахватных органов грузоподъемных кранов?

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь
от 1 сентября 2010 г. № 450, к числу лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам в области промышленной безопасности, относятся:

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством
в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку
и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие назначенных в установленном порядке из числа вышеуказанных работников не менее двух лиц, ответственных за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, заявленных к лицензированию (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности).

Согласно требованиям части второй пункта 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, при проведении владельцем грузоподъемного крана работ по ремонту грузоподъемных кранов они могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что в указанного в Вашем обращении специального разрешения (лицензии) указанные лицензионные требования будут соблюдены при наличии у специалиста, назначенного ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов, расчетных металлоконструкций, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, проверки знаний по следующим направлениям:

«Лица, ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии» или «Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузоподъемных кранов»;

«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузозахватных приспособлений грузоподъемных кранов»;

«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту тары, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов».

 

Показать ответ 

В организации на основании ежегодных приказов начальника производиться капитальный ремонт специального подвижного состава на железнодорожном ходу (мотовозов МПТ-4, МПТ-6, дрезин ДГКу, автомотрис АДМ, АГС-1) имеющих в своём составе, в том числе крановые установки стрелового типа, а также платформы рабочие мобильные подъемные. Просим дать разъяснение, какие требования по промышленной безопасности распространяются на указанное оборудование при проведение работ по капитальному ремонту.

Указанные в обращении крановые установки и подъемные платформы специального подвижного состава на железнодорожном ходу (мотовоз погрузочно-транспортный МПТ-4, МПТ-6, дрезина грузовая крановая универсальная ДГКу, автомотриса дизельная монтажная АДМ, автомотриса грузовая служебная АГС-1) согласно представленной технической документации применяются для погрузочно-разгрузочных, аварийно-восстановительных работ при содержании и ремонте железнодорожных путей и в соответствии с пунктом 4 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), относятся к грузоподъемным машинам специального назначения.

Требования Правил на грузоподъемные машины специального назначения, в том числе на проведение работ по их капитальному ремонту, не распространяются.

Показать ответ 

Является ли обязательным условием наличие диспетчерского контроля для эксплуатации лифтов и эскалаторов.

В случае, если наличие является обязательным, то возможно ли совместить обязанности по диспетчерскому контролю с другими должностями, либо диспетчеризация должна подразумевать отдельные должности.


Пунктами 165, 176 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), установлено, что необходимость оборудования лифта, эскалатора диспетчерским контролем определяется их владельцем.

Пунктом 154 Правил определено, что для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключенных к оборудованию диспетчерского контроля, назначается оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий или оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов.

В соответствии с пунктом 170 Правил управление с диспетчерского пункта эскалатором, оборудованным системами телемеханики или автоматики с выводом сигналов на диспетчерский пункт, осуществляться дежурным по подъемно-транспортным средствам.

Согласно пункту 141 Правил количество обслуживающего персонала, его квалификация определяются владельцем исходя из условий эксплуатации лифта, эскалатора.

Лифты, эскалаторы являются потенциально опасными объектами
в области промышленной безопасности и подлежат контролю (наблюдению) со стороны обслуживающего персонала на протяжении всего времени его работы. Госпромнадзор считает недопустимым оставлять лифты, эскалаторы, находящиеся в эксплуатации и доступные для использования пассажирами, без контроля (наблюдения).

На основании изложенного, владелец, исходя из условий эксплуатации лифтов, эскалаторов, принимает решение о введении
в состав организации штатной единицы, в чьи функциональные обязанности входит наблюдение за работой указанного оборудования, или возложении указанных функциональных обязанностей на иного работника. При этом работники должны иметь соответствующую профессию рабочего, пройти проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, а также контролировать работу оборудования на протяжении всего времени его работы.

Показать ответ 

Организация просим разъяснить, какой максимально допустимый физический износ у машин и оборудования, а именно в направляющих холостой ветви роликов свободного хода ступеней эскалатора.

Дополнительно сообщаем, что согласно руководству по эксплуатации эскалаторов ОАО «Могилевлифтмаш» п. 2.4, таб. 2.3 допускается уменьшение поперечного сечения элементов металлоконструкции эскалаторов до 15 % и просим дополнительно разъяснить возможно ли применение данного руководства по эксплуатации, если в существующих эксплуатационных документах завода-изготовителя не указано допустимое уменьшение поперечного сечения металлоконструкции эскалаторов.

Согласно пункту 181 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56, обслуживание и ремонт эскалатора выполняется владельцем, специализированной организацией на основании эксплуатационных документов его изготовителя.

Таким образом, Госпромнадзор считает, что применять браковочный показатель, указанный в руководстве по эксплуатации на эскалатор, изготовленный ОАО «Могилевлифтмаш», в отношении браковки металлоконструкции эскалатора иного производителя нет оснований. В целях определения значения предельно допустимого износа металлоконструкции эскалатора (направляющей нерабочей ветви) предлагаем обратиться к изготовителю эскалаторов.

Показать ответ 

Пунктом 357 Правил допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемных кранов возложен на инженера по промышленной безопасности (лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), назначенного владельцем крана.

Возникает вопрос оформления записи в паспорте грузоподъемного крана после проведения годового контроля технического состояния (ГТКС). Конкретного образца записи о допуске кранов в эксплуатацию в Правилах нет.

Следующий вопрос возникает при оформлении протокола проверки знаний по вопросам промышленной безопасности персонала, обслуживающего потенциально опасные объекты.

Работник согласно штатному расписанию имеет основную профессию «штукатур». После дополнительного обучения имеет свидетельство и удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов в качестве стропальщика.

Какую профессию рабочего следует указывать в колонке 3 типового протокола проверки знаний по вопросам промышленной безопасности?

Прошу для более качественной организации соблюдения промышленной безопасности разъяснить какими нормативными документами приведены примеры правильного заполнения паспортов и протоколов.

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности текст записи в паспорте грузоподъемного крана о результатах годового контроля его технического состояния и (или) о допуске грузоподъемного крана к эксплуатации (пуске в работу), а также примеры заполнения протоколов проверки знаний, не установлены.

Вместе с тем, в пунктах 341, 361 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, определены сведения, вносимые в паспорт грузоподъемного крана по результатам годового контроля технического состояния и о допуске грузоподъемного крана к эксплуатации (пуске в работу).

По вопросу оформления протоколов проверки знаний рабочих по вопросам промышленной безопасности разъясняем следующее.

Учитывая, что проверке знаний по вопросам промышленной безопасности подлежат рабочие, имеющие профессии, связанные с ведением работ на потенциально опасных объектах, выполняющие работы по их обслуживанию, считаем, что при оформлении протокола проверки знаний следует указывать профессию рабочего, связанную с ведением работ на потенциально опасных объектах.

 

 

Показать ответ 

Просим разъяснить порядок действий по выводу из эксплуатации крана электрического подвесного однобалочного г/п 5 т в связи с отсутствием необходимости его использования.

Кран находится в исправном состоянии, проведены обслуживание и годовой контроль его технического состояния согласно требованиям Правил. По состоянию на сегодняшний день и в дальнейшем кран не участвует в технологическом процессе и простаивает. С целью минимизации расходов на обучение персонала, проведение испытаний и временных затрат на ведение документации руководством принято решение вывести оборудование из эксплуатации.

Просим разъяснить процедуру вывода оборудования из эксплуатации.

В соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), эксплуатация грузоподъемного крана включает в себя использование его по назначению, транспортирование, монтаж, хранение, обслуживание и ремонт.

Назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс), по истечении которых кран изымается (выводится) из эксплуатации и принимается решение о направлении его в ремонт или об утилизации, указываются изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

Таким образом, под «выводом из эксплуатации» следует понимать прекращение использования грузоподъемного крана по назначению с принятием решения о направлении его в ремонт или об утилизации.

Если в период эксплуатации грузоподъемного крана необходимость его применения по назначению временно отсутствует, выполняются мероприятия по его консервации в соответствии с пунктом 362 Правил. При этом владелец грузоподъемного крана обязан приостановить (запретить) его эксплуатацию в случаях, указанных в пункте 428 Правил.

Показать ответ 

Специалистами организации разработана проектная документация на изготовление захвата для удаления шлака. Данный захват предназначен для навески на крюк электрической тали (грузоподъемность 10 т.) и удаления шлака с поверхности расплавленного металла.

На основании изложенного и подпункта 3.3 «Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов» прошу Вас дать разъяснение: к какому типу технических устройств относится данный захват - грузозахватный орган или грузозахватное приспособление.

Идентификация машин (оборудования), установление их назначения, области применения, условий эксплуатации осуществляется разработчиком проектной документации на стадии проектирования.

При принятии решения об отнесении захвата для удаления шлака с поверхности расплавленного металла, предназначенного для навески на крюк электрической тали грузоподъемностью 10 тонн, к грузозахватным органам или грузозахватным приспособлениям Госпромнадзор рекомендует руководствоваться требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), взаимосвязанных с ним стандартов,
в том числе ГОСТ 33709.1 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие термины».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 252 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, захваты в случае их навешивания на крюк грузоподъемного крана относятся к грузозахватным приспособлениям.

Дополнительно информируем, что электрические тали грузоподъемностью 10 тонн не входят в перечень потенциально опасных объектов, установленный приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности». Соответственно, эксплуатируемые на них приспособления для грузоподъемных операций, не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

 

Показать ответ 

В организации эксплуатируется козловой кран рег.№28-31- 0458 грузоподъёмностью 12,5 тонн (далее - кран).

В производстве кран используется для работы с грузами массой до 7-ми тонн. Для минимизации затрат необходима реконструкция крана силами специализированной организации в объёме: перевод крана на управление с пола (радиоуправление и резервный подвесной пульт), изменение (снижение) грузоподъемности до 10 тонн (установка ОГП) с внесением изменений в паспорт крана и последующим снятием с регистрации в Госпромнадзоре.

Просим разъяснить алгоритм планируемой реконструкции и возможность дальнейшего управления краном с пола стропальщиком, прошедшим соответствующую подготовку и имеющего допуск к работе оператором крана, управляемого с пола и по радио (не машинистом крана).

1 Порядок проведения реконструкции грузоподъемного крана (проектирование, монтаж, наладка, ремонт), оформления технической документации указаны в пунктах 71, 72 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила).

В соответствии с требованиями пункта 365 Правил после завершения работ по реконструкции грузоподъемный кран подлежит проведению технического освидетельствования. Согласно пункту 370 Правил, техническое освидетельствование грузоподъемного крана, отработавшего срок службы нормативный, проводится экспертами в области промышленной безопасности Госпромнадзора.

Эксперт по результатам технического освидетельствования делает вывод об отнесении (не отнесении) грузоподъемного крана к потенциально опасному объекту.

При необходимости внесения изменений в документы, связанные с регистрацией грузоподъемного крана, владелец обращается в территориальное подразделение Госпромнадзора за осуществлением административной процедуры, порядок которой установлен регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 19.9.2, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 марта 2022 г. № 25.

В отношении определения профессии рабочего, допускаемого к управлению грузоподъемным краном, управляемым с пола, владельцу грузоподъемного крана следует руководствоваться Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих, утверждаемыми нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты.

Справочно:

Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих профессия «оператор крана, управляемого с пола и по радио» не предусмотрена.

Показать ответ 

В соответствии с требованиями пункта 29 «Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов», утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее - Правил), к применению допускаются стальные канаты, имеющие свидетельство по форме, утверждённой Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 "Об утверждении формы свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъёмных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления" (далее - свидетельство об испытании). При отсутствии указанного документа применение канатов не допускается.

Предприятием раннее был куплен стальной канат (24,0-Г-В-Н-Р-1770 ГОСТ 2688-80) без указанного выше свидетельства об испытании. На данный канат имеется сертификат качества. Данный канат приобретался для замены пришедших в негодность грузовых (стреловых, монтажных) канатов на грузоподъёмных кранах. На сегодняшний день есть необходимость замены стрелового и монтажного канатов, с указанным выше условным обозначением на башенном кране (1990 года выпуска).

В соответствии с требованиями пункта 13 Правил, к грузоподъёмным кранам, эксплуатируемым в Республике Беларусь, спроектированным и изготовленным до введения в действие ТР ТС 010/2011, а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, действие которых на них распространяется, в части их устройства применяются требования технических нормативных правовых актов, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также указанные в эксплуатационной документации изготовителя.

Просим дать разъяснения:

  • о возможности применения данного каната на башенном кране в качестве стрелового и монтажного;

  • о возможности и порядке проведения процедуры подтверждения соответствия в Республике Беларусь данного каната с получением необходимого свидетельства об испытании для возможности применения данного каната на грузоподъёмных кранах.

Пункт 29 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66, устанавливает, что применение на грузоподъемных кранах стальных канатов без свидетельства об испытаниях по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении формы свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления» (далее – Решение Коллегии), не допускается.

Согласно пункту 1 Правил оформления свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент, утвержденных Решением Коллегии, свидетельство Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент (далее – свидетельство ЕАЭС) оформляется заявителями, в качестве которых выступают зарегистрированные в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем, уполномоченным изготовителем лицом (для серийно выпускаемой продукции и для партии продукции) либо продавцом (для партии продукции).

На основании изложенного, применение на башенном кране указанного в обращении стального каната без свидетельства ЕАЭС не допускается. За получением свидетельства ЕАЭС следует обратиться к изготовителю стального каната, уполномоченному изготовителем лицу либо продавцу.

Показать ответ 

Организация просит проконсультировать по нижеперечисленным вопросам, которые возникли при рассмотрении вопросов подготовки и очередной проверки знаний лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъёмными кранами, не относящиеся к потенциально опасным объектам (электрические тельферы, краны мостового типа грузоподъёмностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, а также управляемые дистанционно по радиоканалу):

1. Какова периодичность подготовки и периодической проверки знаний лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, не относящимся к потенциально опасным объектам?

2. Возможно ли проводить периодическую проверку знаний лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, не относящихся к потенциально опасным объектам, в комиссии нашего предприятия и какие требования предъявляются для данной комиссии?

3. Какая форма протокола периодической проверки знаний?

В соответствии с пунктом 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), по решению субъекта хозяйствования требования указанных правил могут быть применены для организации эксплуатации и производства работ грузоподъемными кранами, не относящимися к потенциально опасным объектам.

Основные требования по организации безопасной эксплуатации и к производству работ грузоподъемными кранами определены главами 21 и 24 Правил.

Учитывая изложенное, в случае добровольного применения в субъекте хозяйствования требований Правил для организации эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов, не относящихся к потенциально опасным объектам, требования глав 21, 24 Правил являются обязательными. Следовательно, эксплуатация и производство работ с применением грузоподъемных кранов, перечисленных в пункте 5 Правил, должна осуществляться с соблюдением этих требований без изъятия.

В соответствии с пунктом 338 Правил для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в субъекте промышленной безопасности обеспечивается проведение проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности и определяется перечень лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, подлежащих подготовке по вопросам промышленной безопасности.

Подготовка лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, в соответствии с пунктом 15 Правил, осуществляется с периодичностью не реже, чем один раз в пять лет.

Подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъектов промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 9 Инструкции периодическая проверка знаний лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, проводится не реже одного раза в три года.

В соответствии с пунктом 16 Инструкции лица, ответственные за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, периодическую проверку знаний проходят в комиссиях, создаваемых в Госпромнадзоре.

При этом, прохождение периодической проверки знаний в комиссии субъекта промышленной безопасности возможно, при наличии у субъекта промышленной безопасности разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний.

Получение разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности осуществляется согласно пункту 19.26.1. Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.

Требования, предъявляемые к комиссии по промышленной безопасности, определены Инструкцией о порядке создания
и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 6 июля 2016 г. № 31.

Форма протокола периодической проверки знаний по вопросам промышленной безопасности установлена приложением к Инструкции.

 

Показать ответ 

Организация просит дать разъяснение о необходимости наличия у проектной организации специального разрешения (лицензии) МЧС РБ на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) оказания услуг по проектированию потенциально опасных объектов и (или) эксплуатируемых на них технических устройств: подъемных сооружений (лифты электрические, оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов) при разработке проектной документации на замену лифтов и оборудования диспетчерского контроля за их работой.

Законодательством в области промышленной безопасности, а также в области лицензирования не устанавливаются требования по наличию в организации, осуществляющей разработку проекта (проектно-сметной документации) на замену (установку) лифтов и оборудования диспетчерского контроля за их работой, специального разрешения (лицензии) на право осуществления детальности в области промышленной безопасности.



Назад

 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть