На сайт МЧС

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

Показать ответ 

На производстве высокоточного, высокопрочного чугуна согласно технологическому процессу подлежат перемещению песчаные стержни отливки блока цилиндров массой 20 кг. В настоящее время перемещение стержней производится вручную, что значительно осложняет выполнение работы и увеличивает время на перемещение стержней.

С целью облегчения физического труда и увеличения производительности конструкторами предприятия были разработаны чертежи для изготовления специальной тары «Корзины» для перемещения песчаных стержней с помощью грузоподъёмных кранов (кран-балки радиоуправляемые с пола, 5 тонн).

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, а также «Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности», проектирование потенциально опасных объектов: тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъёмных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, подлежит лицензированию.

На основании вышеизложенного прошу Вас разъяснить:

  • относится ли вышеупомянутая специальная тара «Корзинка» к специальной таре, применяемой в металлургическом производстве;

  • требуется ли специальное разрешение (лицензия) на проектирование и изготовление данной специальной тары «Корзины».

Согласно подпункту 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, на проектирование потенциально опасных объектов и (или) технических устройств, указанных в Перечне потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее - Перечень) и приложении 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон), требуется наличие соответствующего специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности.

Указанная в обращении специальная тара «Корзина» для перемещения песчаных стержней отсутствует в пункте 12.1 Перечня и пункте 14.1 приложения 2 к Закону (оборудование металлургического производства, рассчитанное на максимальное количество расплава 50 тонн и более в год) и не относится к специальной таре, применяемой в металлургическом производстве.

Разрешительные документы Госпромнадзора на право проектирования и изготовления тары, изготавливаемой с применением сварки, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, требуются в том случае, если она предназначена для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, являющихся потенциально опасными объектами.

В соответствии с пунктом 5.1 приложения 2 к Закону, указанные в обращении кран-балки, управляемые с пола, грузоподъемностью 5 тонн, к потенциально опасным объектам не относятся, государственному надзору в области промышленной безопасности не подлежат.

На основании изложенного, для проектирования и изготовления тары при условии ее использования только на грузоподъемных устройствах, не подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, разрешительные документы Госпромнадзора не требуются.

Показать ответ 

На нашем предприятии эксплуатируется потенциально опасный объект (кран стреловой железнодорожный КДЭ 163).

Можно ли для организации производственного контроля в области промышленной безопасности согласно ст. 29 Закона «О промышленной безопасности» назначить ответственным за осуществление производственного контроля и возложить соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на инженера по охране труда (в штате), имеющего высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, перечисленных в ст. 30 Закона «О промышленной безопасности».

Согласно статье 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон о промышленной безопасности) субъект промышленной безопасности, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющий эксплуатацию потенциально опасных объектов (далее – ПОО), обязан организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых ПОО.

Статьей 29 Закона о промышленной безопасности определено, что для организации производственного контроля в области промышленной безопасности ПОО руководитель субъекта промышленной безопасности вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий предусмотренных статьей 30 Закона о промышленной безопасности.

Вопросы организации охраны труда регулируются Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда). Согласно статье 20 Закона об охране труда специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного, по вопросу возложения обязанностей ответственного по обеспечению промышленной безопасности на инженера по охране труда предлагаем обратиться в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (220004, Минск, пр. Победителей, 23, к.2. E-mail: mlsp@mintrud.gov.by).

Показать ответ 

Организация просит подробно разъяснить требования к предприятию, планирующему осуществлять деятельность по изготовлению (в том числе проектирование, наладка, монтаж, изготовление несущих металлоконструкций) кранов грузоподъёмных стрелового типа более 1 тонны, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011.

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» грузоподъемные краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 тонны, за исключением кранов с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота, переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении, башенных кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций (далее - грузоподъемные краны), являются потенциально опасными объектами, подлежащими государственному надзору в области промышленной безопасности.

При проектировании, изготовлении, монтаже и наладке грузоподъемных кранов должны выполняться требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), и технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется.

Согласно подпункту 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение о лицензировании), работы (услуги) по проектированию, монтажу, наладке грузоподъемных кранов подлежат лицензированию в области промышленной безопасности.

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии в области промышленной безопасности, установлены пунктом 138 Положения о лицензировании. В случае выполнения работ (оказания услуг) по проектированию, монтажу, наладке грузоподъемных кранов к ним относятся:

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимого для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического обеспечения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;

наличие назначенных в установленном порядке из числа работников, указанных в абзаце втором пункта 138 Положения о лицензировании, не менее двух лиц, ответственных за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг заявленных к лицензированию (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности);

наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и подготовки (переподготовки) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Справочно: необходимость наличия в штате соискателя лицензии работников той или иной квалификации, а также наличия у него того или иного оборудования, помещений и пр. обусловлена прежде всего технологией производства работ (услуг), которые он намерен осуществлять. Квалификационные требования, предъявляемые к работникам (руководителям, специалистам и рабочим) установлены Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД) и Единым тарифно-квалификационного справочником работ и профессий рабочих ЕТКС) соответственно.

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06 июля 2016 г. № 31.

Порядок разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников соискателей лицензий (лицензиатов) регламентирован постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 № 2.

Информация о порядке получения лицензии на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности (формы заявлений, перечни документов, реквизиты документа об уплате государственной пошлины и пр.), а также о порядке проверки знаний в области промышленной безопасности размещена на сайте Госпромнадзора: http://gospromnadzor.mchs.gov.by  во вкладках «направления деятельности – лицензирование, проверка знаний».

Изготовленные грузоподъемные краны, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Евразийского экономического союза, подлежат подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), осуществляемой в форме сертификации.

По вопросам подтверждения соответствия грузоподъемных кранов требованиям ТР ТС 010/2011 необходимо обращаться в аккредитованный орган по сертификации, включенный в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС, который размещен на официальных сайтах Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 8 Правил изготовление грузоподъёмных кранов, не подлежащих подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Союза (изготовленные для собственных нужд их изготовителей), допускается при наличии разрешения Госпромнадзора, полученного в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

Положение о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.

 

 

 

Показать ответ 

Просим Вас разъяснить порядок ввоза в Республику Беларусь из Российской Федерации и регистрации автомобильного крана BUMAR КС-6471, г/п – 40 т, 1985 г/в, страна производитель – Польша. 

В Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров, в том числе грузоподъемных кранов. Вопросы таможенного регулирования не входят в компетенцию Госпромнадзора.

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Положение), потенциально опасные объекты (грузоподъемные краны) бывшие в эксплуатации и ввезенные в Республику Беларусь для дальнейшего использования подлежат экспертизе промышленной безопасности. Порядок и сроки проведения экспертизы промышленной безопасности установлены главой 3 Положения.

До ввода в эксплуатацию грузоподъемные краны подлежат регистрации в Госпромнадзоре в соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.

Показать ответ 

Просим дать разъяснение о возможности применения блоков канатных, произведённых ООО Научно-производственное объединение «Урал», из материала «АРКАИМ 1006 БЛОЧНЫЙ» на кранах мостового и стрелового типа и талях электрических.

Блоки канатные из «АРКАИМ 1006 БЛОЧНЫЙ» в настоящее время уже получили применение на автомобильных кранах.  

В соответствии с пунктом 63 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов (далее – Правила), утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, узлы и механизмы, изготавливаемые в качестве запасных частей или комплектующих, должны иметь идентификационную маркировку изготовителя в соответствии с проектной документацией на грузоподъемный кран и документы, подтверждающие качество изготовления.

Согласно пункту 67 Правил при комплектовании грузоподъемных кранов из составных частей, узлов, деталей, механизмов, изготовленных несколькими организациями, качество изготовления грузоподъемного крана в целом, соответствие его Правилам и оформление эксплуатационной документации на грузоподъемный кран обеспечивает изготовитель, производящий грузоподъемный кран в собранном виде.

Таким образом, применение в конструкции грузоподъемного крана канатных блоков, не предусмотренных изготовителем грузоподъемного крана, возможно по согласованию с ним.

 

Показать ответ 

Прошу разъяснить действие статьи 133 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56, в части возможности владельцам ПОО (лифтов) заключения гражданско-правовых договоров с индивидуальными предпринимателями, содержащих обязанности и права по обеспечению промышленной безопасности с учётом требований законодательства.

В соответствии с частью четвертой статьи 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) для организации производственного контроля руководитель субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения в установленном законодательством порядке обеспечивает наличие структурного подразделения, ответственного за осуществление производственного контроля, или вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности, или возлагает обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления соответствующих полномочий (далее – лицо, на которое возложены обязанности по обеспечению промышленной безопасности).

Возложение указанных обязанностей осуществляется путем издания субъектом промышленной безопасности локального правового акта, который закрепляет за конкретным работником этого субъекта, имеющим высшее техническое образование, необходимую подготовку, проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, соответствующий круг обязанностей.

Лицо, на которое возложены обязанности по обеспечению промышленной безопасности осуществляет производственный контроль в соответствии с Законом и Положением о порядке организации и осуществления производственного контроля, разработанного в соответствии Примерным положением, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37.

Возложение обязанностей по обеспечению промышленной безопасности субъектом хозяйствования на юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей Законом не предусмотрено.

Таким образом, руководитель субъекта промышленной безопасности (юридического лица) не вправе возложить обязанности по обеспечению промышленной безопасности (осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности) при эксплуатации потенциально опасных производственных объектов (лифтов) по договору на индивидуального предпринимателя.

Показать ответ 

В филиале организации на основании рекомендаций, изложенных в техническом отчёте по обследованию конструкций подкрановых путей, планируется проведение работ по замене рельса подкранового пути мостового крана, расположенного в здании.

В целях выбора специализированной организации, имеющей право на выполнение работ по замене рельса и разработку соответствующей проектной документации, просим разъяснить является ли подкрановый путь мостового крана элементом грузоподъёмного крана, либо подкрановый путь, включая рельсы, подкрановые балки, колонны, связи является частью строительной конструкции здания (сооружения).

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы по монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностированию, ремонту (далее – работы) грузоподъемных кранов, эксплуатируемых на них технических устройств. Подкрановый путь в перечень технических устройств не включен.

Справочно. Подкрановый путь является конструкцией, воспринимающей и передающей крановые нагрузки на грунтовое основание или строительные конструкции здания (сооружения), и обеспечивающей безопасную работу крана на всём пути его передвижения.

Согласно ГОСТ 33709.1-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения» путь крановый – это крановый путь в виде одного или более (обычно двух) параллельных рельсов для передвижения грузоподъемных кранов на рельсовом ходу, направляющий их движение, воспринимающий и передающий нагрузки от них на строительные конструкции (сооружения), а также обеспечивающий безопасную работу кранов на всем пути их передвижения.

Таким образом, подкрановый путь не является элементом крана и, по мнению Госпромнадзора, относится к строительным конструкциям здания (сооружения).

Пунктом 37 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, определено, что устройство кранового пути производится по проекту, разработанному изготовителем грузоподъемного крана или проектной организацией, имеющей аттестат соответствия на право осуществления соответствующего вида деятельности, выданный Министерством архитектуры и строительства в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252.

Показать ответ 

Владельцем потенциально опасного объекта (стреловой самоходный кран) является индивидуальный предприниматель. Какой порядок организации производственного контроля в области промышленной безопасности должен осуществляться предпринимателем и необходимо ли иметь лицензию на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно статье 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности» (далее – Закон) субъект промышленной безопасности независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь (далее – индивидуальный предприниматель), осуществляющие эксплуатацию потенциально опасных объектов (далее – ПОО), обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых ПОО.

Статьей 29 Закона определено, что при наличии у индивидуального предпринимателя эксплуатируемых ПОО для организации производственного контроля в области промышленной безопасности он вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности, или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий предусмотренных статьей 30 Закона. В этом случае индивидуальный предприниматель вправе возлагать эти обязанности на физическое лицо посредством заключения с таким лицом гражданско-правового договора, содержащего обязанности и права сторон по обеспечению промышленной безопасности с учетом требований законодательства.

Индивидуальный предприниматель для организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов должен разработать Положение о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 336 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66.

Пунктом 137 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности в области промышленной безопасности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и иностранные организации.

Таким образом, в соответствии с законодательными актами индивидуальным предпринимателям не предоставлено право на осуществление лицензируемых видов деятельности в области промышленной безопасности. Работы по монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностированию и ремонту самоходного стрелового крана, владельцем которого является индивидуальный предприниматель, должны выполняться по договору специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности.

Показать ответ 

Организация является государственным заказчиком, в том числе при проведении процедур закупок услуг по разработке проектно-сметной документации по объектам замены лифтов, установленных в жилых домах.

В связи с этим, просим уточнить, в каких случаях заказчик вправе требовать от организаций, принимающих участие в процедурах государственных закупок (участников торгов) наличие специального разрешения (лицензии), выданного Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию согласно правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56.

Законодательством в области промышленной безопасности, а также в области лицензирования не установлены требования по наличию в организации, осуществляющей разработку проекта (проектно-сметной документации) на замену лифта, отработавшего назначенный срок службы (далее – проект на замену лифта), лицензии на деятельность в области промышленной безопасности (далее – лицензия).

Таким образом, для выполнения работ по разработке проекта на замену лифта, установленного в многоквартирном жилом доме, наличие лицензии не требуется.

Дополнительно информируем, что необходимость наличия разрешительных документов у организации, выполняющей работы по разработке проекта на замену лифта, устанавливается законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Показать ответ 

Просим дать разъяснение о необходимости наличия лицензии на выполнение работ по демонтажу лифта электрического пассажирского (ПОО) без последующей установки нового.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» для выполнения работ и/или оказания услуг по демонтажу лифтов, в том числе и электрических, не требуется наличие соответствующей лицензии в области промышленной безопасности.

Вместе с тем, на всех стадиях жизненного цикла лифт, согласно Закону Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З (ред. от 28.05.2021) «О промышленной безопасности», является потенциально опасным объектом.

С учетом Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), под жизненным циклом лифта понимают совокупность разработки, изготовления, обращения, эксплуатации и утилизации лифта от начала исследования (возможности его создания) до окончания применения.

Кроме того, Правилами установлены общие требования по обеспечению безопасного ведения работ по монтажу лифтов, которые должны выполняться специализированой организацией, имеющей лицензию в области промышленной безопасности.

Работы по монтажу и демонтажу лифтового оборудования по составу, сложности, наличию опасных факторов и рисков идентичны. Согласно существующей практике, связанной с заменой лифтов, работы по демонтажу и монтажу лифтов выполняет специализированая организация.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что в целях обеспечения безопасности производства работ по демонтажу лифта целесообразно выполнение таких работ поручить специализированой организации, имеющей лицензию на деятельность в области промышленной безопасности в части монтажа потенциально опасных объектов подъемных сооружений (лифты электрические).

Показать ответ 

Предприятие имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

В штате предприятия имеются: специалист слесарь-электромонтажник 6 разряда, слесарь-электромонтажник 5 разряда, прошедший обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и получивший удостоверение «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и прошедший проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Так же начальник монтажного участка и мастер монтажного участка прошли обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и получили удостоверение «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов», прошли проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Достаточно ли этих двух вышеуказанных специалистов для осуществления деятельности по монтажу и наладке приборов безопасности грузоподъёмных кранов?

Квалификационные требования к персоналу, осуществляющему монтаж, наладку грузоподъемных кранов, в том числе приборов безопасности (далее – монтаж, наладка грузоподъемных кранов), определяет в эксплуатационной документации их изготовитель. Пунктом 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), установлено, что для обеспечения безопасности работ при монтаже, наладке грузоподъемного крана и соблюдения требований проекта производства работ, инструкции по монтажу и (или) руководства (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя руководитель специализированной организации назначает локальным правовым актом:

ответственных за ведение работ, под руководством которых проводится монтаж, наладка грузоподъемного крана;

работников, имеющих профессии рабочего, соответствующие выполняемым работам по монтажу, наладке грузоподъемных кранов.

Согласно тарифно-квалификационной характеристики профессии слесаря-электромонтажника (4-й разряд), указанной в выпуске 2 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 декабря 2000 г. № 160, он может выполнять монтаж и демонтаж кранового электрооборудования. В тарифно-квалификационной характеристике слесаря-электромонтажника (6-й разряд) предусматривается выполнение работ по наладке наиболее сложной защитной и коммутационной аппаратуры.

Работники Вашего предприятия, указанные в обращении (слесарь-электромонтажник 6-го разряда и слесарь-электромонтажник 5-го разряда), по информации, представленной Вами прошли обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъемных кранов».

В соответствии с пунктом 10 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, наниматель, с учетом специфики производства, может поручить работникам дополнительные работы, аналогичные по сложности выполнения работам, содержащимся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов, помещенных в ЕТКС.

Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что при условии соблюдения требований, указанных в Правилах, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, эксплуатационной документации изготовителя приборов безопасности и грузоподъемного крана, наличии специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности в части монтажа, наладки грузоподъемных кранов соответствующего типа, предприятие вправе поручить слесарю-электромонтажнику 6-го разряда и слесарю-электромонтажнику 5-го разряда работы по монтажу, наладке приборов безопасности грузоподъемных кранов.

Показать ответ 

В организации с 2004 года эксплуатируется строительный грузопассажирский подъёмник с зубчато-реечным приводом производства США (далее – подъёмник).

В процессе эксплуатации, для проведения ремонта, возникает необходимость закупки составных (запасных) частей, подлежащих замене.

Ранее составные (запасные) части закупались у производителя подъёмника, что гарантировало их качество (имелись сертификаты качества, выданные изготовителем – проектировщиком ПОО). В настоящее время закупка составных (запасных) частей у производителя не возможна.

Исходя из вышесказанного прошу пояснить два вопроса:

1. Какие именно документы, удостоверяющие качество составных частей подъёмника, необходимо запрашивать у поставщика при закупке не оригинальных составных частей?

2. Нужно ли получать специальное разрешение (лицензию) на проектирование потенциально опасных объектов, технических устройств для разработки чертежей (определение материала, физико-механических свойств, геометрических размеров и др.) с последующим изготовлением составных (запасных) частей (не подлежащих экспертизе промышленной безопасности)  для собственных нужд (например: зубчатая рейка и шестерня механизма подъёма). Разработку чертежей составных (запасных) частей (по имеющимся эксплуатируемым деталям) и их изготовление планируется выполнять собственными силами?

Во исполнение пункта 198 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), документацией подтверждающей качество комплектующих для обслуживания и (или) ремонта строительного грузопассажирского подъемника (далее – подъемник) следует считать документ изготовителя комплектующих об их качестве (паспорт, формуляр, сертификат, протокол испытаний или т.п.), удостоверяющий гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств), а также содержащий сведения о возможности применения запасных частей в конструкции конкретных моделей подъемников (далее – документ изготовителя о качестве запасных частей).

С учетом изложенного, а также руководствуясь пунктом 1 и подпунктом 4.3 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», владелец подъёмника вправе запросить у поставщика документ изготовителя о качестве запасных частей.

Деятельность по проектированию запасных частей для подъёмников не подлежит лицензированию в области промышленной безопасности.

Дополнительно сообщаем, что при проектировании, изготовлении запасных частей для подъёмников должны быть учтены требования, изложенные в главе 2 и 3 Правил.

Показать ответ 

В соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских (далее - Правила) организация здравоохранения заключила договор по обслуживанию и ремонту лифтов со специализированной организацией. При этом в договоре определены права, обязанности, ответственность сторон по обеспечению безопасной эксплуатации лифтов с учетом требований Правил. Так, в соответствии с п. 135 Правил ввиду эксплуатации лифтов в организации здравоохранения были возложены обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов, а также лица, ответственного за обслуживание и (или) ремонт лифтов, на работников специализированной организации согласно приложению 9 Правил.

Например, в штатном расписании организации здравоохранения имеются лифтеры, но работники специализированной организации отказываются организовывать их работу (п. 10 приложения 9 Правил, п. договора), аргументируя это тем, что должны организовать работу обслуживающего персонала (лифтеров) те, в штатном расписании у кого находятся лифтеры. Также работники специализированной организации указывают, что необходимо определить из числа сотрудников организации здравоохранения лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию лифтов, которое будет отвечать за организацию работы лифтеров.

Прошу разъяснить следующее.

Должен ли работник специализированной организации (лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию лифтов, с обязанностями согласно приложению 9 Правил, п. договора), вести работу, документацию с обслуживающими персоналом - лифтерами, находящимися в штате организации здравоохранения?

Согласно пункту 132 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), владелец лифта обязан обеспечить его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, в том числе путем заключения договора на выполнение работ по обслуживанию и ремонту лифтов со специализированной организацией в соответствии с требованиями пункта 135 Правил.

Распределение обязанностей по обеспечению безопасной эксплуатации лифта в договоре между владельцем лифта и специализированной организацией, в том числе согласно приложению 9 к Правилам, относится к гражданско-правовым отношениям между субъектами хозяйствования.

Гражданско-правовые договоры, а также трудовые и иные договоры, определяющие взаимодействие работников владельца лифта с работниками специализированой организации, законодательством в области промышленной безопасности не регулируются.

Показать ответ 

В организации имеется мостовой кран грузоподъемностью 10 т. У владельца крана есть намерение перевести кран на управление по радиоканалу и использовать его в том числе для работы с моторным грейфером.

Какие требования к проведению технического освидетельствования мостового крана (до перевода на радиоуправление и (или) после перевода)?

Какие требования предъявляются к зоне работы крана и к оператору по управлению краном по радиоканалу.

В соответствии с пунктом 2 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), работы по изменению способа управления мостовым краном и применение моторного грейфера, не предусмотренного изготовителем крана, являются реконструкцией грузоподъемного крана и требуют внесения соответствующих изменений в паспорт.

Для организации работ по реконструкции мостового крана грузоподъемностью 10 тонн необходимо выполнить требования промышленной безопасности, указанные в пунктах 71, 72 Правил.

В ходе разработки проектной документации на реконструкцию необходимо учесть, что режим работы грузоподъемного крана и его механизмов по параметрам нагруженности и наработки при использовании с грейфером должен быть подтвержден расчетами и соответствовать требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 34017-2016 «Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы».

После завершения работ по реконструкции грузоподъемного крана требуется провести его техническое освидетельствование в соответствии с главой 22 Правил. При проведении технического освидетельствования эксперту в области промышленной безопасности должен быть представлен паспорт грузоподъемного крана, подвергнутого реконструкции, с внесенной информацией о проведенных работах и приложением документов, предусмотренных пунктом 72 Правил.

В соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613, после реконструкции мостового крана грузоподъемностью 10 тонн его владелец обязан обратиться в установленном порядке в регистрирующий орган (территориальное подразделение Госпромнадзора) для внесения изменений в документы, связанные с его регистрацией. При этом техническое освидетельствование необходимо провести до осуществления указанной процедуры.

Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией грузоподъемного крана (снятие с учета), осуществляется в соответствии с пунктом 19.9.2 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.

Согласно пункту 413 Правил грузоподъемные краны, оснащенные грейфером, могут быть допущены к работе только при выполнении специально разработанных для этих случаев указаний, изложенных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации грузоподъемного крана и грузозахватного органа, внесенных в технологические регламенты по производству работ.

Общие требования безопасности при ведении работ грузоподъемными кранами, оснащенными грейфером, определены пунктом 422 Правил.

К управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, строповке грузов допускаются работники, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию.

Тарифно-квалификационные характеристики к профессиям рабочих, в том числе к машинистам кранов (крановщикам) мостового типа грузоподъемностью 10 тонн и менее, управляемых с пола по радиоканалу, определены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33.

Показать ответ 

Организация имеет специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности, дающее право на выполнение работ по техническому обслуживанию подъемных сооружений (лифты электрические, оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов) и ремонту (без применения сварки) потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств: подъемных сооружений (лифты электрические, оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов).

1. Вправе ли организация привлекать рабочих (лифтеров) по договору возмездного оказания услуг по предоставлению персонала (аутстаффинг) для выполнения работ по обслуживанию лифтового оборудования?

2. Вправе ли организация привлекать для выполнения работ по обслуживанию лифтов лифтеров по гражданско-правовому договору (договор подряда с физическим лицом,) либо данные работники должны обязательно состоять в трудовых отношениях с организацией.

Специализированная организация, имеющая специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности, является субъектом промышленной безопасности (далее – субъект).

На субъект в полной мере распространяются требования статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), предусматривающие в том числе обязанность по соблюдению требований Закона, иных актов законодательства в области промышленной безопасности, а также по комплектованию штата работников субъекта, осуществляющего эксплуатацию лифтов, оборудования диспетчерского контроля за их работой.

В соответствии со статьей 1 Закона работники субъекта – это физические лица, работающие по трудовым договорам, предусматривающим выполнение работы в области промышленной безопасности, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) в области промышленной безопасности.

Таким образом, учитывая, что управление (обслуживание) лифтами(-ов) лифтерами осуществляется на постоянной основе (присутствуют трудовые функции), Госпромнадзор считает, что данные работники должны состоять в трудовых отношениях со специализированной организацией на основании трудовых договоров или гражданско-правовых договоров.

Показать ответ 

В ситуации, когда владельцем лифтов заключен договор со специализированной организацией на оказание услуг при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, при этом обслуживающий персонал (лифтеры, электромеханик.) – работники специализированной организации, обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, и лица, ответственного за обслуживание и (или) ремонт, возложены на работников специализированной организации, просим разъяснить следующее:

1. Обязан ли владелец потенциально опасного объекта осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях?

2. Требуется ли владельцу потенциально опасного объекта разрабатывать План ликвидации аварий, инцидентов и их последствий (далее – План) при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях? И если требуется, каким образом выполнить требования приложения 12 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских в части составления и содержания в том числе оперативной части Плана?

3. Обязана ли специализированная организация обучать своих работников действиям в случае аварии или инцидента при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях и предоставлять по запросу владельца потенциально опасного объекта информацию о проводимых учебно-тренировочных занятиях и учебных тревогах в отношении лифтов?

По первому и второму вопросам.

Согласно требованиям пункта 132 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), организация и осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности лифтов, в том числе эксплуатируемых в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях (далее – лифты), является обязанностью владельца лифтов.

Мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий, инцидентов и несчастных случаев (далее – мероприятия) разрабатываются владельцем лифтов в рамках осуществления производственного контроля.

В целях отражения в мероприятиях информации (сведений), определенной(-ых) приложением 12 к Правилам, владелец взаимодействует со специализированой организацией в рамках правовых отношений, установленных договором (пункт 135 Правил).

По третьему вопросу.

На специализированную организацию – субъект промышленной безопасности в полной мере распространяются требования статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», предусматривающие в том числе обязанность по обучению своих сотрудников действиям в случае аварии или инцидента при эксплуатации лифтов.

Законодательством в области промышленной безопасности не регулируются вопросы передачи от специализированой организации владельцу информации, связанной с проведением учебно-тренировочных занятий и учебных тревог. Указанные вопросы находятся в рамках гражданско-правовых отношений между владельцем лифтов и обслуживающей их специализированой организацией.

Показать ответ 

Организация планирует заключить договор со сторонней организацией для проведения следующих работ:

1) пескоструйная очистка металла аттракциона от краски;

2) грунтовка очищенной поверхности аттракциона;

3) покраска очищенной поверхности аттракциона.

Должна ли сторонняя организация, которая будет проводить данный вид работ, иметь специальное разрешение (лицензию) на проведение таких видов работ?

Перечень работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, указан в пункте 6 Приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Перечень 1) и в пункте 2 статьи 86 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Перечень 2).

Пескоструйная очистка, грунтовка и покраска очищенной металлической поверхности аттракциона (далее - работы по покраске), как самостоятельные виды работ (услуг), не входят в Перечень 1 и Перечень 2.

Следовательно, наличие специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности для выполнения только работ по покраске конструкций аттракциона не требуется.

Вместе с тем, в случае, если согласно эксплуатационным документам на аттракцион работы по покраске включены в перечень работ по техническому обслуживанию/ремонту аттракциона, их выполнение возможно при наличии специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности на обслуживание и (или) ремонт аттракциона соответственно.

В целях обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности и предотвращения повреждения оборудования аттракциона работы по покраске следует проводить под контролем лица, ответственного за безопасную эксплуатацию аттракциона.



Назад

 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть