Вопросы и ответы
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов
1. Нужно ли оборудовать пожарным режимом грузовые лифты с распашными дверями шахты и кабины (привод дверей кабины механический);
2. Имеются ли качественные, количественные, временные и иные требования к обеспечению связи кабины лифта с диспетчерским пунктом при ее работе в разных режимах (нормальная работа и работа в аварийном режиме при отсутствии основного питания лифта).
1. С 15 февраля 2013 г. в отношении лифтов вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011).
В соответствии с пунктом 1.31 Приложения 1 к ТР ТС 011/2011 к лифтам установлено требование безопасности о наличии мер, обеспечивающих возможность пассажирам безопасно покинуть кабину лифта при возникновении пожарной опасности в здании (сооружении).
Требования пожарной безопасности к лифтам устанавливает межгосударственный стандарт ГОСТ 34442-2018 «Лифты. Пожарная безопасность» (далее – ГОСТ 34442).
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ 34442 распространяется на новые лифты, предназначенные для транспортирования людей или людей и грузов, устанавливаемые в зданиях, оборудованных системой пожарной сигнализации. Стандарт может быть использован в качестве базы для повышения пожарной безопасности находящихся в эксплуатации лифтов.
Алгоритм работы лифта после получения сигнала о возникновении пожара в здании (включение режима работы лифта «Пожарная опасность») определен пунктом 5.3 ГОСТ 34442, в том числе для лифтов с автоматическим приводом дверей, дверями ручного закрывания или с неавтоматическим приводом.
Грузовой лифт, предназначенный для транспортирования грузов без сопровождения людьми, оборудованный наружным управлением, по размеру кабины и дверей шахты не исключает свободный доступ в нее человека (загрузка, выгрузка груза и другое).
В соответствии с пунктом 10 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), к лифтам, эксплуатируемым в Республике Беларусь, сконструированным и изготовленным до введения в действие ТР ТС 011/2011, применяются требования указанные в эксплуатационных документах изготовителя и технических нормативных правовых актах, согласно которым они спроектированы и изготовлены.
Таким образом, грузовые лифты с дверями ручного закрывания или с неавтоматическим приводом (с распашными дверями шахты и кабины), изготовленные в период действия ТР ТС 011/2011, должны быть оборудованы пожарным режимом.
2. Согласно пункту 4.2.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 34441-2018 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования. Требования к двусторонней переговорной связи с диспетчерской службой» устройство диспетчерского контроля должно обеспечивать передачу вызова и осуществление двусторонней переговорной связи между пользователями, находящимися в кабине лифта, и персоналом диспетчерской службы в соответствии
с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33984.1-2016 «Лифт. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов» (пункт 5.12.3).
Пунктом 31 Правил установлено, что электропитание технического устройства (оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов) должно быть независимым от электропитания лифта. Техническое устройство должно быть снабжено резервным источником электропитания, обеспечивающим его работу в течение не менее 60 минут с момента отключения основного электропитания.
Параметры (показатели) качества электросвязи (связи кабины лифта с пунктом диспетчерского контроля) определены Приложением к Правилам оказания услуг электросвязи, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 августа 2006 г. № 1055.
Согласно п. 7 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов технические устройства, указанные в п. 3 указанных Правил, должны соответствовать определённым требованиям промышленной безопасности. Прошу разъяснить какая документация должна прилагаться к грузоподъёмной таре, изготовленной с применением сварки, указанной в п. 3 Правил для её приобретения и эксплуатации
На тару, изготавливаемую с применением сварки, предназначенную для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, распространяются действия Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила).
По нашему мнению, действие технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 на тару не распространяется и подтверждения соответствия требованиям указанного технического регламента не требуется.
Изготовление тары, применяемой на грузоподъемных кранах, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Правил, осуществляется изготовителем при наличии разрешения Госпромнадзора, полученного в соответствии с подпунктом 19.19.1 пункта 19.19 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.
В соответствии с пунктами 63, 64 Правил тара должна снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием заводского номера, паспортной грузоподъемности, даты испытания и документами изготовителя, подтверждающими качество изготовления.
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 19822-88 «Тара производственная. Технические условия» на каждую единицу тары должны быть нанесены: дата изготовления; товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение; масса тары, кг; масса брутто, кг. Каждая партия должна сопровождаться паспортом или формуляром по ГОСТ 2.601-2013 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы».
Таким образом, на таре должна быть нанесена заводская маркировка (прикреплена металлическая бирка). К ней прилагаются сопровождающие документы изготовителя предусмотренные проектной (конструкторской) документацией, паспорт (формуляр) на партию поставки, а также документы, подтверждающие качество изготовления, включающие сведения о наличии у изготовителя разрешения Госпромнадзора.
В связи с вступлением в силу 02.06.2022 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04 марта 2022 г. № 22 «Об утверждении регламентов административных процедур», которым утверждён регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования по подпункту 3.9.3 «Получение заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации (в части эксплуатационной надёжности и промышленной безопасности)» имеющей особенности относительно подъёмных сооружений и аттракционов, по которым данная процедура не осуществляется (соответствующее решение закреплено в п.1.3 регламента), просим разъяснить необходимость получения заключений в отношении лифтового оборудования и грузоподъёмных кранов, относящихся к потенциально опасным объектам.
В соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» и правилами по обеспечению промышленной безопасности подъемные сооружения, в том числе в составе объектов строительства, до ввода в эксплуатацию подлежат обязательному техническому освидетельствованию. В ходе технического освидетельствования подъемных сооружений после окончания монтажа и наладки проверяется соответствие их технического состояния и установки требованиям проектной документации, эксплуатационной документации и правил по обеспечению промышленной безопасности, проводятся испытания и контрольные пуски, оценивается система эксплуатации.
Результаты технического освидетельствования оформляются актами (протоколами) и заносятся в паспорт (формуляр) потенциального опасного объекта.
Таким образом, соответствие имеющего в своем составе подъемные сооружения объекта строительства разрешительной и проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и промышленной безопасности подтверждается положительными результатами их технического освидетельствования.
Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 марта 2022 г. № 22, которым утвержден регламент административной процедуры по подпункту единого перечня 3.9.3 «Получение заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации (в части эксплуатационной надежности и промышленной безопасности)», установлено, что соответствующая административная процедура не осуществляется в отношении подъемных сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам.
Таким образом, получение заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации в отношении подъемных сооружений (лифтов, грузоподъемных кранов), относящихся к потенциально опасным объектам, не требуется.
В структурных подразделениях организации эксплуатируются грузоподъёмные краны (мостового, полумостового типа, автомобильные).
Имеются стропальщики, допущенные к строповке грузов в разных цехах филиалов. Большая часть стропальщиков проходили обучение 10-20 лет назад в учебных центрах, пунктах. Имеют удостоверения старого образца с отметкой в удостоверениях инспектора Госпромнадзора.
На основании удостоверений старого образца в филиалах после проверки знаний локальных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности комиссиями по промышленной безопасности стропальщикам выданы удостоверения нового образца.
Вопрос. Имеют ли право такие стропальщики быть допущенными к строповке грузов при работе грузоподъёмных кранов? Если нет, то на основании требований конкретно каких ТНПА мы должны отстранять таких стропальщиков от работы с грузоподъёмными кранами.
Частью четвертой статьи 31 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» установлено, что рабочим по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, прошедшим проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, выдается удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов (далее – удостоверение) в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, удостоверение выдается после прохождения первичной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о проверке знаний).
В соответствии с пунктом 24 Инструкции о проверке знаний к проверке знаний допускаются рабочие, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (документами об обучении), в том числе свидетельством установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.
Учитывая изложенное, выдача удостоверений работникам, у которых наличие профессии «стропальщик» не подтверждено документами
об образовании (документами об обучении), не соответствует требованиям промышленной безопасности.
Согласно требованиям пункта 347 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2022 г. № 66 (далее – Правила), к строповке грузов допускаются работники, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию рабочего, прошедшие проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющие при себе удостоверение.
Учитывая требования пункта 347 Правил Госпромнадзор считает, что субъект промышленной безопасности не вправе допускать к строповке грузов работников, у которых наличие профессии «стропальщик» не подтверждено документами об образовании (документами об обучении).
Просим разъяснить необходимость получения специального разрешения (лицензии) на выполнение работ по изготовлению, монтажу, пуско-наладке и техническому обслуживанию грузовых подъёмников, подъёмных платформ вертикального и наклонного перемещения для инвалидов и маломобильных групп населения на территории Республики Беларусь, а также необходимость регистрации их в органах Госпромнадзора Республики Беларусь.
В соответствии с приложениями 1 и 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» грузовые подъемники, предназначенные только для транспортирования грузов, платформы для маломобильных групп населения не входят в перечни опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, соответственно, регистрации в Госпромнадзоре не подлежат. На выполнение работ (оказание услуг) по их изготовлению, монтажу, наладке и обслуживанию специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности не требуется.
В случае замены цепи, стального каната, текстильного каната, ленты на аттракционе, находящимся в эксплуатации, на цепи, стальные канаты, текстильные канаты и ленты, конструкция и характеристики которых отличаются от указанных в формуляре аттракциона, необходимо получить согласование о возможности такой замены от проектировщика, изготовителя аттракциона или специализированной организации в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию аттракционов данного вида (типа).
Прошу подтвердить, что в случае, если конструкция и характеристики заменяемой детали, критического компонента приобретаемых у иных поставщиков, не отличаются от указанных в формуляре аттракциона, письменное согласование завода-изготовителя в данном случае не требуется.
В соответствии с пунктом 49 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 67 (далее – Правила), качество материала и комплектующих изделий, применяемых для ремонта и обслуживания аттракционов, должно быть подтверждено документом изготовителя, подтверждающим качество изготовления, и входным контролем.
Таким образом, Правилами не предусмотрено согласование с изготовителем аттракциона применение для ремонта и обслуживания аттракционов комплектующих изделий (запасных частей, критических компонентов), удовлетворяющих требованиям пункта 49 Правил, а также параметрам и техническим характеристикам, предусмотренным документами изготовителя аттракциона (указанным в формуляре).
Вместе с тем, использование таких комплектующих допускается без согласования с изготовителем аттракциона, если иное не определено в эксплуатационных документах изготовителя аттракциона.
1. Распространяются ли Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов на кран консольный поворотный с электроталью, имеющей возможность перемещаться по стреле (консоли) грузоподъёмностью более 1,0 т.
2. Требуется ли регистрация в Госпромнадзоре указанного крана.
В соответствии с классификацией грузоподъемных кранов по конструкции, определенной межгосударственным стандартом ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) «Краны грузоподъемные. Термины и определения», консольные краны относятся к грузоподъемным кранам стрелового типа. Линейный параметр крана «вылет стрелы (консоли)» – это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке. В свою очередь, изменение вылета стрелы (консоли) для консольных кранов, это горизонтальный ход груза, осуществляемый путем передвижения грузовой тележки (тали).
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» грузоподъемные краны стрелового типа (консольные) грузоподъемностью более 1 тонны с изменяющимся вылетом стрелы (консоли) и (или) снабженные механизмом поворота относятся к потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности.
Учитывая изложенное, требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, распространяются на кран консольный (поворотный) с электроталью, перемещающейся по стреле (консоли), грузоподъемностью более 1 тонны, который подлежит регистрации в Госпромнадзоре в соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.
Учреждение образования просит дать разъяснения по следующим вопросам:
-
Надо ли проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора преподавателям учреждения образования, которые читают лекции, принимают экзамен по рабочим профессиям, читают лекции для специалистов в части кранов, лифтов, сосудов, работающих под давлением, зерну, трубопроводам, газу и т.д.?
- Надо ли проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора преподавателям учреждения образования, если они являются председателем и членами комиссии по проверке знаний по вопросам промышленной безопасности учреждения образования в части кранов, лифтов, сосудов, трубопроводов, газа, зерна и т.д. у рабочих согласно заявке предприятия, организации?
Согласно пункту 4 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, (далее – Инструкция) установлен перечень лиц, подлежащих проверке знаний по вопросам промышленной безопасности. Преподаватели учреждений образования, осуществляющие теоретическую подготовку по вопросам промышленной безопасности, в указанный перечень не входят и, следовательно, проверке знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора не подлежат.
Пунктом 21 Инструкции предусмотрено, что при невозможности создания комиссии субъекта промышленной безопасности (недостаточном количестве работников субъекта промышленной безопасности, которые могут являться членами комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности) проверка знаний рабочих может проводиться в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке создания комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, комиссия учреждения образования создается приказом руководителя учреждения образования. В состав комиссии учреждения образования включаются педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.
В связи с вышеизложенным прохождение проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора для преподавателей учреждений образования, являющихся председателем и (или) членами комиссии учреждения образования по промышленной безопасности, постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 не предусмотрено.
Организация планирует обратиться за получением разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний лиц, которые являются ответственными за организацию и обеспечение безопасности работ на опасных производственных и (или) потенциально опасных объектах (далее – ответственные лица).
На основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 «Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» и «Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» прошу Вас разъяснить, какие требования предъявляются к составу комиссии, созданной в субъекте промышленной безопасности для возможности проведения проверки знаний путем тестирования с использованием компьютерной техники у ответственных лиц.
Также прошу Вас разъяснить, какое количество проверок знаний, по каким направлениям и категориям лиц необходимо проходить проверку знаний в комиссии Госпромнадзора председателю и членам комиссии, созданной в субъекте промышленной безопасности для проведения проверки знаний у ответственных лиц.
В соответствии с подпунктом 19.26.1 пункта 19.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, предусмотрена выдача Госпромнадзором разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности руководителей и специалистов субъектов промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных и (или) потенциально опасных объектов, являющихся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации этих объектов (далее – разрешение).
Для осуществления данной административной процедуры субъект хозяйствования должен предоставить заявление по установленной форме, справку о наличии в организации 100 и более специалистов соответствующего профиля.
Административная процедура может быть осуществлена только на основании положительного акта, выданного по результатам проведенной оценки возможности субъекта хозяйствования выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.
Требования, предъявляемые к составу комиссии, изложены в пункте 5 Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о создании комиссии):
председателем комиссии является руководитель субъекта промышленной безопасности или его заместитель, ответственный за организацию промышленной безопасности;
в состав комиссии включаются работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, лица ответственные за осуществление производственного контроля);
лица, ответственные за безопасную эксплуатацию;
иные работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности, прошедшие проверку знаний в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о проверке знаний).
В состав комиссии необходимо включить не менее одного работника по каждому из направлений указанному в вашем обращении.
В соответствии с пунктом 22 Инструкции о проверке знаний председатель и члены комиссии проходят проверку знаний в объеме НПА, в том числе ТНПА, содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные (функциональные) обязанности, с учетом характера производственной деятельности.
Согласно абзацу седьмому пункта 6 Инструкции о проверке знаний проверка знаний одного работника субъекта промышленной безопасности в качестве лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, в субъекте промышленной безопасности более чем по четырём направлениям не допускается. Что необходимо учесть, в том числе, при создании комиссии.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 15 Инструкции о создании комиссии:
проверка знаний, осуществляемая путем тестирования с использованием компьютерной техники, проводится одним членом комиссии по промышленной безопасности;
при проведении проверки знаний, осуществляемой путем тестирования без использования компьютерной техники, присутствует комиссия по промышленной безопасности, состоящая не менее чем из 3 ее членов, включая председателя.
В комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Госпромнадзоре согласно пункту 16 Инструкции о проверке знаний, первичную и периодическую проверку знаний, проходят:
руководители и специалисты, осуществляющие руководство работами;
лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением тех направлений, на которые получено в Госпромнадзоре разрешение (свидетельство) на право проведения проверки знаний;
лица, ответственные за осуществление производственного контроля;
преподаватели;
председатель комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности.
В организации эксплуатируются грузоподъёмные краны мостового типа, управляемые с пола, и стрелового типа (автомобильный и пневмоколёсный), которые зарегистрированы в Госпромнадзоре в качестве потенциально опасных объектов.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации вышеуказанных потенциально опасных объектов установлены Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждёнными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – ПОПБГК).
В соответствии с требованиями пунктов 337, 347 ПОПБГК к управлению грузоподъёмных кранов допускаются работники, имеющие профессию машиниста крана (крановщика).
Пункт 348 ПОПБГК устанавливает, что управление грузоподъёмным краном на колёсном ходу должно быть поручено водителю транспортного средства посте получения им профессии машинист крана (крановщик).
1. Можно ли допустить к управлению грузоподъёмными кранами мостового типа, управляемыми с пола, работников предприятия, прошедших обучение по специальной программе «Машинист (оператор) крана, управляемого с пола» в соответствии с требованием пункта 395 действовавших на момент обучения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.12.2004 № 45.
2. Можно ли допустить к управлению автомобильным краном работника, имеющего профессию машинист крана автомобильного.
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утверждённые постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45, утратили силу с 1 января 2013 г. в связи с принятием постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 38.
В настоящее время в соответствии с пунктом 337 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), руководитель субъекта промышленной безопасности для управления грузоподъемными кранами, в том числе автомобильными кранами и кранами мостового типа грузоподъемностью более 10 т, управляемыми с пола, назначает локальным правовым актом машиниста крана (крановщика).
Согласно пункту 347 Правил к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию, прошедшие медицинский осмотр, проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, в том числе машиниста крана (крановщика), определены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Вопросы в сфере образования, подготовки по профессиям, наименования профессий и присвоения квалификационных разрядов рабочим, не относятся к сфере, регулируемой законодательством в области промышленной безопасности.
Учитывая изложенное, предлагаем обратиться по вопросу обучения машиниста крана (крановщика) в Министерство образования Республики Беларусь (ул. Советская, 9, 220010, г. Минск, тел. +375 (17) 222 45 74, e-mail: root@minedu.unibel.by), а по вопросу наименования профессий, их квалификационных характеристик в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (пр. Победителей, 23, к. 2, 220004, г. Минск, тел. +375 (17) 306 37 90, е-mail: mlsp@mintrud.gov.by).
1. Допускается ли при эксплуатации лифтов в гостиничном комплексе возлагать обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифта, на работника специализированной организации, если гостиница не прописана в тексте Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56 (далее – постановление), но практически идентична согласно перечню предприятий, указанных в тексте постановления.
2. Какие действия должны предприниматься владельцем лифта:
- при наличии на предприятии лица, ответственного за эксплуатацию лифта, в случае его длительного отсутствия (отпуск, болезнь, обучение и т.д.) и отсутствии других работников, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности;
- при наличии длительных вакансий (их отсутствии) по должностям, имеющим квалификацию не ниже специалиста (техника) в области техники, технологии, архитектуры и строительства, (на функционировании предприятия негативно сказалась эпидемиологическая ситуация, закрытие наземных границ для свободного перемещения граждан, практически полное отсутствие туристических потоков).
Согласно пункту 7 статьи 10 главы 3 Жилищного кодекса Республики Беларусь гостиничные номера не включаются в состав жилищного фонда, в связи с чем часть пятая пункта 135 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), на гостиничный комплекс не распространяется.
В соответствии с частью первой пункта 135 Правил владелец лифта вправе для выполнения работ по его обслуживанию и ремонту привлекать по договору специализированную организацию, имеющую соответствующее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
В договорах между ними должны быть определены права, обязанности, ответственность сторон по обеспечению безопасной эксплуатации лифта с учетом требований Правил.
Следовательно, согласно части третьей пункта 135 Правил гостиничный комплекс обязан из числа своих работников назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию лифтов.
Информируем, что согласно абзацу девятому статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон) владелец лифта вправе возложить обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов, на физическое лицо, располагающее в соответствии с пунктами 11, 12, 132 Правил квалификацией, подготовкой, проверкой знаний в области промышленной безопасности, посредством заключения с ним гражданско-правового договора.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 26 Закона субъект промышленной безопасности обязан укомплектовать штат работников, осуществляющих эксплуатацию потенциально опасных объектов (лифтов) и обеспечивающих промышленную безопасность.
В случае отсутствия у владельца лифта других работников, на которых возможно возложить обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов, согласно пункту 178 Правил владелец лифта обязан приостановить (запретить) его эксплуатацию и внести соответствующую запись в паспорт.
Согласно единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих лифтёр 2-го разряда может осуществлять функции многосигнального автоматического контроля с пульта за работой лифтов жилых и общественных зданий. При этом, согласно пункту 154 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских «Для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключённых к оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов, в жилых и общественных зданиях назначается оператор».
Прошу пояснить, является ли нарушением требований Правил возложение функций наблюдения за работой лифтов, подключённых к оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов на лифтёра 2-го разряда.
Требуется ли постоянное (непрерывное) нахождение персонала в месте расположения системы диспетчерского контроля за работой лифтов, если для выполнения своих служебных обязанностей по основной профессии ему необходимо периодически отлучаться из помещения, где установлена указанная система?
Согласно пункту 150 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), владелец для осуществления управления лифтом, а также наблюдения за его работой назначает работников, имеющих профессию рабочего лифтера; оператора пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий или оператора по диспетчерскому обслуживанию лифтов (далее – оператор).
Пунктом 154 Правил определено, что для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключенных к оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов (далее – оборудование диспетчерского контроля), назначается оператор. Таким образом, возложение владельцем лифта на работника, имеющего профессию рабочего «лифтер» 2-го разряда, обязанности по наблюдению за работой лифта посредством оборудования диспетчерского контроля будет противоречить требованиям Правил.
Вместе с тем, в Республике Беларусь эксплуатируются лифты, введенные в эксплуатацию до 2000 года, подключенные к многосигнальным пультам, позволяющим осуществлять наблюдение за их работой. Указанные пульты в значительной степени по своим техническим и эксплуатационным показателям уступают оборудованию диспетчерского контроля.
Справочно: основные технические особенности оборудования диспетчерского контроля отражены в главе 2 Правил.
Пункт 150 Правил учитывает вышеизложенное и предоставляет право владельцам в целях наблюдения за работой лифтов, подключенных к многосигнальным пультам, назначить работников, имеющих профессию рабочего «лифтер» 2-го разряда.
Дополнительно сообщаем, что лифт является потенциально опасным объектом в области промышленной безопасности и подлежит контролю (наблюдению) со стороны обслуживающего персонала на протяжении всего времени его работы. Госпромнадзор считает недопустимым оставлять лифт, находящийся в эксплуатации и доступный для использования пассажирами, без контроля (наблюдения).
В связи с вступлением в силу Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением МЧС от 30.12.2020 № 56, прошу дать разъяснение о возможности создания комиссии, состоящей из аттестованных специалистов организации, для выполнения квалификации технологии сварки с последующим оформлением всех нормативных документов.
Отдельные требования к производству работ по сварке при изготовлении, монтаже, ремонте, модернизации и реконструкции лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских изложены в Правилах по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила по лифтам), а также в Правилах аттестации сварщиков по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных протоколом Государственного комитета Республики Беларусь по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике от 27 июня 1994 г. № 6 (далее – Правила аттестации сварщиков).
В соответствии с пунктом 76 Правил по лифтам и пунктами 1.3, 1.4 приложения 3 к Правилам аттестации сварщиков квалификация технологии сварки проводится комиссией субъекта промышленной безопасности, осуществляющего производство сварочных работ. В состав комиссии входят: руководитель сварочных работ, инженер-сварщик, представитель службы технического контроля, осуществляющий контроль за производством сварочных работ, другие специалисты по усмотрению руководства предприятия.
На основании изложенного, учитывая, что Ваша организация является специализированной организацией по изготовлению, монтажу, ремонту потенциально опасных объектов, в том числе с применением сварки, у Вас должна быть создана комиссия для проведения квалификации технологии сварки.
В связи с введением в действие с 01.04.2022 стандарта СТБ 26-2021 «Лаборатории измерительные. Общие требования компетентности» просим дать разъяснение о возможности проведения электрофизических измерений ПОО (лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских) при техническом освидетельствовании и диагностировании лабораторией, аккредитованной на соответствие СТБ 2602-2021.
СТБ 2602-2021 «Лаборатории измерительные. Общие требования компетентности» (далее – СТБ 2602) устанавливает требования к компетентности лабораторий, осуществляющих измерения, исследования, испытания (за исключением испытаний, связанных с оценкой соответствия техническим требованиям согласно законодательным актам в области оценки соответствия) и другие виды контроля продукции или другого объекта.
Электрофизические испытания при оценке соответствия (техническом освидетельствовании; техническом диагностировании) лифта, строительного грузопассажирского подъёмника, эскалатора, конвейера пассажирского требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (далее – оценка соответствия) проводятся лабораторией, аккредитованной на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Таким образом, лабораторией, аккредитованной на соответствие требованиям СТБ 2602, не допускается проведение работ по электрофизическим испытаниям при оценке соответствия.
В организации эксплуатируется пассажирский лифт со смешанной системой управления, подключенный к системе диспетчерского контроля СДК-256. Постоянный контроль за работой лифта осуществляется оператором по диспетчерскому обслуживанию лифтов. Просим пояснить, требуется ли также назначение лифтёров для наблюдения и обслуживания за работой вышеуказанных лифтов.
Пунктом 154 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56 (далее – Правила), определено, что для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключенных к оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов (далее – оборудование ДК), назначается оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий или оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов (далее – оператор).
В соответствии с пунктами 142, 155, 181 Правил обслуживание лифта, в отношении которого осуществляется диспетчерский контроль оператором, осуществляется электромехаником по лифтам в рамках разработанной специализированой организацией системы планово-предупредительных осмотров и ремонтов.
С учетом изложенного, для наблюдения за работой лифта со смешанной системой управления, подключенного к оборудованию ДК, его обслуживания не требуется назначение рабочего, имеющего профессию лифтер.
Согласно пункта 369 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов результаты проверки перепасовки канатов должны быть внесены в паспорт грузоподъёмного крана лицом, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии. На практике перепасовка канатов, связанная со сменой стрелового оборудования (установка /снятие дополнительных стрел и гуська стрелы, смена крюковой подвески, изменение схемы запасовки полиспастов, предусмотренных руководством по эксплуатации грузоподъёмного крана) с последующей проверкой и обтяжкой канатов рабочим грузом может проводиться несколько раз в течении рабочей смены.
Прошу пояснить, требуется ли вносить результаты перепасовки каната, связанной с работами, описанными выше, в паспорт грузоподъёмного крана либо достаточно оформить запись о результатах перепасовки с проверкой и обтяжкой канатов рабочим грузом в вахтенном журнале крановщика лицом, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии.
Согласно требований пункта 369 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), лицом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, во всех случаях перепасовки должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом. Результаты данной проверки, должны быть внесены в паспорт грузоподъемного крана. Внесение указанной записи в вахтенный журнал грузоподъемного крана Правилами не предусмотрено.
Так же дополнительно информируем, что после замены грузового крюка, в соответствии с требованиями пункта 365 Правил, должно быть проведено техническое освидетельствование в ходе которого проводятся только статические испытания.
В рамках выбора подрядной организации «Заказчиком» заявлены требования о наличии у специализированных организаций (участников торгов) специального разрешения (лицензии), выданного МЧС на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
При этом указан перечень работ и услуг, составляющих вид деятельности: монтаж, наладка, ремонт, обслуживание лифтов, оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов, компонентов лифтов (запирающие устройства, двери шахты, ловители, ограничители скорости, средства ограничения скорости движущейся вверх кабины, буфера, цепи безопасности с электронными компонентами).
Однако при проведении торгов от организаций поступили жалобы о несоответствии заявленных требований действующим техническим нормативным правовым актам.
Госпромнадзор сообщает, что законодательство в области промышленной безопасности не регулирует вопросы, связанные с закупкой услуг по монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту лифтов через электронный аукцион.
Дополнительно информируем, что заказчику для выбора подрядной организации по проведению монтажных работ (замена лифтов, отработавших назначенный срок службы, и/или установка лифтов в строящихся домах (далее – установка лифта) необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы (услуги) по монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту лифтов, оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов.
Для установки лифта Госпромнадзор считает необходимым наличие у специализированой организации специального разрешения (лицензии) на деятельность в области промышленной безопасности на право выполнения работ и/или оказания услуг по монтажу, наладке потенциально опасных объектов (лифтов) (далее – лицензия). В случае определения проектом на установку лифта работ по монтажу, наладке оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов, лицензия специализированной организации должна содержать работы (услуги) по монтажу, наладке такого оборудования.
При планировании заказчиком в последующем привлечения специализированой организации к обслуживанию, ремонту лифтов, оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов, лицензия должна содержать услуги по облуживанию, ремонту указанных потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств.
На производстве высокоточного, высокопрочного чугуна согласно технологическому процессу подлежат перемещению песчаные стержни отливки блока цилиндров массой 20 кг. В настоящее время перемещение стержней производится вручную, что значительно осложняет выполнение работы и увеличивает время на перемещение стержней.
С целью облегчения физического труда и увеличения производительности конструкторами предприятия были разработаны чертежи для изготовления специальной тары «Корзины» для перемещения песчаных стержней с помощью грузоподъёмных кранов (кран-балки радиоуправляемые с пола, 5 тонн).
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, а также «Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности», проектирование потенциально опасных объектов: тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъёмных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, подлежит лицензированию.
На основании вышеизложенного прошу Вас разъяснить:
-
относится ли вышеупомянутая специальная тара «Корзинка» к специальной таре, применяемой в металлургическом производстве;
-
требуется ли специальное разрешение (лицензия) на проектирование и изготовление данной специальной тары «Корзины».
Согласно подпункту 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, на проектирование потенциально опасных объектов и (или) технических устройств, указанных в Перечне потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее - Перечень) и приложении 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон), требуется наличие соответствующего специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности.
Указанная в обращении специальная тара «Корзина» для перемещения песчаных стержней отсутствует в пункте 12.1 Перечня и пункте 14.1 приложения 2 к Закону (оборудование металлургического производства, рассчитанное на максимальное количество расплава 50 тонн и более в год) и не относится к специальной таре, применяемой в металлургическом производстве.
Разрешительные документы Госпромнадзора на право проектирования и изготовления тары, изготавливаемой с применением сварки, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, требуются в том случае, если она предназначена для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, являющихся потенциально опасными объектами.
В соответствии с пунктом 5.1 приложения 2 к Закону, указанные в обращении кран-балки, управляемые с пола, грузоподъемностью 5 тонн, к потенциально опасным объектам не относятся, государственному надзору в области промышленной безопасности не подлежат.
На основании изложенного, для проектирования и изготовления тары при условии ее использования только на грузоподъемных устройствах, не подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, разрешительные документы Госпромнадзора не требуются.
На нашем предприятии эксплуатируется потенциально опасный объект (кран стреловой железнодорожный КДЭ 163).
Можно ли для организации производственного контроля в области промышленной безопасности согласно ст. 29 Закона «О промышленной безопасности» назначить ответственным за осуществление производственного контроля и возложить соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на инженера по охране труда (в штате), имеющего высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, перечисленных в ст. 30 Закона «О промышленной безопасности».
Согласно статье 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон о промышленной безопасности) субъект промышленной безопасности, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющий эксплуатацию потенциально опасных объектов (далее – ПОО), обязан организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых ПОО.
Статьей 29 Закона о промышленной безопасности определено, что для организации производственного контроля в области промышленной безопасности ПОО руководитель субъекта промышленной безопасности вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий предусмотренных статьей 30 Закона о промышленной безопасности.
Вопросы организации охраны труда регулируются Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда). Согласно статье 20 Закона об охране труда специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного, по вопросу возложения обязанностей ответственного по обеспечению промышленной безопасности на инженера по охране труда предлагаем обратиться в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (220004, Минск, пр. Победителей, 23, к.2. E-mail: mlsp@mintrud.gov.by).
Организация просит подробно разъяснить требования к предприятию, планирующему осуществлять деятельность по изготовлению (в том числе проектирование, наладка, монтаж, изготовление несущих металлоконструкций) кранов грузоподъёмных стрелового типа более 1 тонны, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» грузоподъемные краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 тонны, за исключением кранов с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота, переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении, башенных кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций (далее - грузоподъемные краны), являются потенциально опасными объектами, подлежащими государственному надзору в области промышленной безопасности.
При проектировании, изготовлении, монтаже и наладке грузоподъемных кранов должны выполняться требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), и технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется.
Согласно подпункту 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение о лицензировании), работы (услуги) по проектированию, монтажу, наладке грузоподъемных кранов подлежат лицензированию в области промышленной безопасности.
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии в области промышленной безопасности, установлены пунктом 138 Положения о лицензировании. В случае выполнения работ (оказания услуг) по проектированию, монтажу, наладке грузоподъемных кранов к ним относятся:
наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям;
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимого для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического обеспечения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
наличие назначенных в установленном порядке из числа работников, указанных в абзаце втором пункта 138 Положения о лицензировании, не менее двух лиц, ответственных за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг заявленных к лицензированию (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности);
наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и подготовки (переподготовки) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Справочно: необходимость наличия в штате соискателя лицензии работников той или иной квалификации, а также наличия у него того или иного оборудования, помещений и пр. обусловлена прежде всего технологией производства работ (услуг), которые он намерен осуществлять. Квалификационные требования, предъявляемые к работникам (руководителям, специалистам и рабочим) установлены Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД) и Единым тарифно-квалификационного справочником работ и профессий рабочих ЕТКС) соответственно.
Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06 июля 2016 г. № 31.
Порядок разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников соискателей лицензий (лицензиатов) регламентирован постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 № 2.
Информация о порядке получения лицензии на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности (формы заявлений, перечни документов, реквизиты документа об уплате государственной пошлины и пр.), а также о порядке проверки знаний в области промышленной безопасности размещена на сайте Госпромнадзора: http://gospromnadzor.mchs.gov.by во вкладках «направления деятельности – лицензирование, проверка знаний».
Изготовленные грузоподъемные краны, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Евразийского экономического союза, подлежат подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), осуществляемой в форме сертификации.
По вопросам подтверждения соответствия грузоподъемных кранов требованиям ТР ТС 010/2011 необходимо обращаться в аккредитованный орган по сертификации, включенный в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС, который размещен на официальных сайтах Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 8 Правил изготовление грузоподъёмных кранов, не подлежащих подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Союза (изготовленные для собственных нужд их изготовителей), допускается при наличии разрешения Госпромнадзора, полученного в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
Положение о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.
Назад