Вопросы и ответы
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов
Просим дать разъяснение о необходимости наличия лицензии на выполнение работ по демонтажу лифта электрического пассажирского (ПОО) без последующей установки нового.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» для выполнения работ и/или оказания услуг по демонтажу лифтов, в том числе и электрических, не требуется наличие соответствующей лицензии в области промышленной безопасности.
Вместе с тем, на всех стадиях жизненного цикла лифт, согласно Закону Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З (ред. от 28.05.2021) «О промышленной безопасности», является потенциально опасным объектом.
С учетом Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), под жизненным циклом лифта понимают совокупность разработки, изготовления, обращения, эксплуатации и утилизации лифта от начала исследования (возможности его создания) до окончания применения.
Кроме того, Правилами установлены общие требования по обеспечению безопасного ведения работ по монтажу лифтов, которые должны выполняться специализированой организацией, имеющей лицензию в области промышленной безопасности.
Работы по монтажу и демонтажу лифтового оборудования по составу, сложности, наличию опасных факторов и рисков идентичны. Согласно существующей практике, связанной с заменой лифтов, работы по демонтажу и монтажу лифтов выполняет специализированая организация.
Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что в целях обеспечения безопасности производства работ по демонтажу лифта целесообразно выполнение таких работ поручить специализированой организации, имеющей лицензию на деятельность в области промышленной безопасности в части монтажа потенциально опасных объектов подъемных сооружений (лифты электрические).
Предприятие имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
В штате предприятия имеются: специалист слесарь-электромонтажник 6 разряда, слесарь-электромонтажник 5 разряда, прошедший обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и получивший удостоверение «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и прошедший проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Так же начальник монтажного участка и мастер монтажного участка прошли обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов» и получили удостоверение «Наладка приборов безопасности грузоподъёмных кранов», прошли проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Достаточно ли этих двух вышеуказанных специалистов для осуществления деятельности по монтажу и наладке приборов безопасности грузоподъёмных кранов?
Квалификационные требования к персоналу, осуществляющему монтаж, наладку грузоподъемных кранов, в том числе приборов безопасности (далее – монтаж, наладка грузоподъемных кранов), определяет в эксплуатационной документации их изготовитель. Пунктом 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), установлено, что для обеспечения безопасности работ при монтаже, наладке грузоподъемного крана и соблюдения требований проекта производства работ, инструкции по монтажу и (или) руководства (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя руководитель специализированной организации назначает локальным правовым актом:
ответственных за ведение работ, под руководством которых проводится монтаж, наладка грузоподъемного крана;
работников, имеющих профессии рабочего, соответствующие выполняемым работам по монтажу, наладке грузоподъемных кранов.
Согласно тарифно-квалификационной характеристики профессии слесаря-электромонтажника (4-й разряд), указанной в выпуске 2 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 декабря 2000 г. № 160, он может выполнять монтаж и демонтаж кранового электрооборудования. В тарифно-квалификационной характеристике слесаря-электромонтажника (6-й разряд) предусматривается выполнение работ по наладке наиболее сложной защитной и коммутационной аппаратуры.
Работники Вашего предприятия, указанные в обращении (слесарь-электромонтажник 6-го разряда и слесарь-электромонтажник 5-го разряда), по информации, представленной Вами прошли обучение по программе «Наладка приборов безопасности грузоподъемных кранов».
В соответствии с пунктом 10 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, наниматель, с учетом специфики производства, может поручить работникам дополнительные работы, аналогичные по сложности выполнения работам, содержащимся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов, помещенных в ЕТКС.
Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что при условии соблюдения требований, указанных в Правилах, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, эксплуатационной документации изготовителя приборов безопасности и грузоподъемного крана, наличии специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности в части монтажа, наладки грузоподъемных кранов соответствующего типа, предприятие вправе поручить слесарю-электромонтажнику 6-го разряда и слесарю-электромонтажнику 5-го разряда работы по монтажу, наладке приборов безопасности грузоподъемных кранов.
В организации с 2004 года эксплуатируется строительный грузопассажирский подъёмник с зубчато-реечным приводом производства США (далее – подъёмник).
В процессе эксплуатации, для проведения ремонта, возникает необходимость закупки составных (запасных) частей, подлежащих замене.
Ранее составные (запасные) части закупались у производителя подъёмника, что гарантировало их качество (имелись сертификаты качества, выданные изготовителем – проектировщиком ПОО). В настоящее время закупка составных (запасных) частей у производителя не возможна.
Исходя из вышесказанного прошу пояснить два вопроса:
1. Какие именно документы, удостоверяющие качество составных частей подъёмника, необходимо запрашивать у поставщика при закупке не оригинальных составных частей?
2. Нужно ли получать специальное разрешение (лицензию) на проектирование потенциально опасных объектов, технических устройств для разработки чертежей (определение материала, физико-механических свойств, геометрических размеров и др.) с последующим изготовлением составных (запасных) частей (не подлежащих экспертизе промышленной безопасности) для собственных нужд (например: зубчатая рейка и шестерня механизма подъёма). Разработку чертежей составных (запасных) частей (по имеющимся эксплуатируемым деталям) и их изготовление планируется выполнять собственными силами?Во исполнение пункта 198 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), документацией подтверждающей качество комплектующих для обслуживания и (или) ремонта строительного грузопассажирского подъемника (далее – подъемник) следует считать документ изготовителя комплектующих об их качестве (паспорт, формуляр, сертификат, протокол испытаний или т.п.), удостоверяющий гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств), а также содержащий сведения о возможности применения запасных частей в конструкции конкретных моделей подъемников (далее – документ изготовителя о качестве запасных частей).
С учетом изложенного, а также руководствуясь пунктом 1 и подпунктом 4.3 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», владелец подъёмника вправе запросить у поставщика документ изготовителя о качестве запасных частей.
Деятельность по проектированию запасных частей для подъёмников не подлежит лицензированию в области промышленной безопасности.
Дополнительно сообщаем, что при проектировании, изготовлении запасных частей для подъёмников должны быть учтены требования, изложенные в главе 2 и 3 Правил.
В соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских (далее - Правила) организация здравоохранения заключила договор по обслуживанию и ремонту лифтов со специализированной организацией. При этом в договоре определены права, обязанности, ответственность сторон по обеспечению безопасной эксплуатации лифтов с учетом требований Правил. Так, в соответствии с п. 135 Правил ввиду эксплуатации лифтов в организации здравоохранения были возложены обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов, а также лица, ответственного за обслуживание и (или) ремонт лифтов, на работников специализированной организации согласно приложению 9 Правил.
Например, в штатном расписании организации здравоохранения имеются лифтеры, но работники специализированной организации отказываются организовывать их работу (п. 10 приложения 9 Правил, п. договора), аргументируя это тем, что должны организовать работу обслуживающего персонала (лифтеров) те, в штатном расписании у кого находятся лифтеры. Также работники специализированной организации указывают, что необходимо определить из числа сотрудников организации здравоохранения лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию лифтов, которое будет отвечать за организацию работы лифтеров.
Прошу разъяснить следующее.
Должен ли работник специализированной организации (лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию лифтов, с обязанностями согласно приложению 9 Правил, п. договора), вести работу, документацию с обслуживающими персоналом - лифтерами, находящимися в штате организации здравоохранения?
Согласно пункту 132 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), владелец лифта обязан обеспечить его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, в том числе путем заключения договора на выполнение работ по обслуживанию и ремонту лифтов со специализированной организацией в соответствии с требованиями пункта 135 Правил.
Распределение обязанностей по обеспечению безопасной эксплуатации лифта в договоре между владельцем лифта и специализированной организацией, в том числе согласно приложению 9 к Правилам, относится к гражданско-правовым отношениям между субъектами хозяйствования.
Гражданско-правовые договоры, а также трудовые и иные договоры, определяющие взаимодействие работников владельца лифта с работниками специализированой организации, законодательством в области промышленной безопасности не регулируются.
В организации имеется мостовой кран грузоподъемностью 10 т. У владельца крана есть намерение перевести кран на управление по радиоканалу и использовать его в том числе для работы с моторным грейфером.
Какие требования к проведению технического освидетельствования мостового крана (до перевода на радиоуправление и (или) после перевода)?
Какие требования предъявляются к зоне работы крана и к оператору по управлению краном по радиоканалу.
В соответствии с пунктом 2 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), работы по изменению способа управления мостовым краном и применение моторного грейфера, не предусмотренного изготовителем крана, являются реконструкцией грузоподъемного крана и требуют внесения соответствующих изменений в паспорт.
Для организации работ по реконструкции мостового крана грузоподъемностью 10 тонн необходимо выполнить требования промышленной безопасности, указанные в пунктах 71, 72 Правил.
В ходе разработки проектной документации на реконструкцию необходимо учесть, что режим работы грузоподъемного крана и его механизмов по параметрам нагруженности и наработки при использовании с грейфером должен быть подтвержден расчетами и соответствовать требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 34017-2016 «Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы».
После завершения работ по реконструкции грузоподъемного крана требуется провести его техническое освидетельствование в соответствии с главой 22 Правил. При проведении технического освидетельствования эксперту в области промышленной безопасности должен быть представлен паспорт грузоподъемного крана, подвергнутого реконструкции, с внесенной информацией о проведенных работах и приложением документов, предусмотренных пунктом 72 Правил.
В соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613, после реконструкции мостового крана грузоподъемностью 10 тонн его владелец обязан обратиться в установленном порядке в регистрирующий орган (территориальное подразделение Госпромнадзора) для внесения изменений в документы, связанные с его регистрацией. При этом техническое освидетельствование необходимо провести до осуществления указанной процедуры.
Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией грузоподъемного крана (снятие с учета), осуществляется в соответствии с пунктом 19.9.2 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.
Согласно пункту 413 Правил грузоподъемные краны, оснащенные грейфером, могут быть допущены к работе только при выполнении специально разработанных для этих случаев указаний, изложенных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации грузоподъемного крана и грузозахватного органа, внесенных в технологические регламенты по производству работ.
Общие требования безопасности при ведении работ грузоподъемными кранами, оснащенными грейфером, определены пунктом 422 Правил.
К управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, строповке грузов допускаются работники, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию.
Тарифно-квалификационные характеристики к профессиям рабочих, в том числе к машинистам кранов (крановщикам) мостового типа грузоподъемностью 10 тонн и менее, управляемых с пола по радиоканалу, определены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33.
Организация имеет специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности, дающее право на выполнение работ по техническому обслуживанию подъемных сооружений (лифты электрические, оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов) и ремонту (без применения сварки) потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств: подъемных сооружений (лифты электрические, оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов).
1. Вправе ли организация привлекать рабочих (лифтеров) по договору возмездного оказания услуг по предоставлению персонала (аутстаффинг) для выполнения работ по обслуживанию лифтового оборудования?
2. Вправе ли организация привлекать для выполнения работ по обслуживанию лифтов лифтеров по гражданско-правовому договору (договор подряда с физическим лицом,) либо данные работники должны обязательно состоять в трудовых отношениях с организацией.
Специализированная организация, имеющая специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности, является субъектом промышленной безопасности (далее – субъект).
На субъект в полной мере распространяются требования статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), предусматривающие в том числе обязанность по соблюдению требований Закона, иных актов законодательства в области промышленной безопасности, а также по комплектованию штата работников субъекта, осуществляющего эксплуатацию лифтов, оборудования диспетчерского контроля за их работой.
В соответствии со статьей 1 Закона работники субъекта – это физические лица, работающие по трудовым договорам, предусматривающим выполнение работы в области промышленной безопасности, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) в области промышленной безопасности.
Таким образом, учитывая, что управление (обслуживание) лифтами(-ов) лифтерами осуществляется на постоянной основе (присутствуют трудовые функции), Госпромнадзор считает, что данные работники должны состоять в трудовых отношениях со специализированной организацией на основании трудовых договоров или гражданско-правовых договоров.
В ситуации, когда владельцем лифтов заключен договор со специализированной организацией на оказание услуг при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, при этом обслуживающий персонал (лифтеры, электромеханик.) – работники специализированной организации, обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, и лица, ответственного за обслуживание и (или) ремонт, возложены на работников специализированной организации, просим разъяснить следующее:
1. Обязан ли владелец потенциально опасного объекта осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях?
2. Требуется ли владельцу потенциально опасного объекта разрабатывать План ликвидации аварий, инцидентов и их последствий (далее – План) при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях? И если требуется, каким образом выполнить требования приложения 12 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских в части составления и содержания в том числе оперативной части Плана?
3. Обязана ли специализированная организация обучать своих работников действиям в случае аварии или инцидента при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях и предоставлять по запросу владельца потенциально опасного объекта информацию о проводимых учебно-тренировочных занятиях и учебных тревогах в отношении лифтов?
По первому и второму вопросам.
Согласно требованиям пункта 132 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), организация и осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности лифтов, в том числе эксплуатируемых в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях (далее – лифты), является обязанностью владельца лифтов.
Мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий, инцидентов и несчастных случаев (далее – мероприятия) разрабатываются владельцем лифтов в рамках осуществления производственного контроля.
В целях отражения в мероприятиях информации (сведений), определенной(-ых) приложением 12 к Правилам, владелец взаимодействует со специализированой организацией в рамках правовых отношений, установленных договором (пункт 135 Правил).
По третьему вопросу.
На специализированную организацию – субъект промышленной безопасности в полной мере распространяются требования статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», предусматривающие в том числе обязанность по обучению своих сотрудников действиям в случае аварии или инцидента при эксплуатации лифтов.
Законодательством в области промышленной безопасности не регулируются вопросы передачи от специализированой организации владельцу информации, связанной с проведением учебно-тренировочных занятий и учебных тревог. Указанные вопросы находятся в рамках гражданско-правовых отношений между владельцем лифтов и обслуживающей их специализированой организацией.
Организация планирует заключить договор со сторонней организацией для проведения следующих работ:
1) пескоструйная очистка металла аттракциона от краски;
2) грунтовка очищенной поверхности аттракциона;
3) покраска очищенной поверхности аттракциона.
Должна ли сторонняя организация, которая будет проводить данный вид работ, иметь специальное разрешение (лицензию) на проведение таких видов работ?
Перечень работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, указан в пункте 6 Приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Перечень 1) и в пункте 2 статьи 86 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Перечень 2).
Пескоструйная очистка, грунтовка и покраска очищенной металлической поверхности аттракциона (далее - работы по покраске), как самостоятельные виды работ (услуг), не входят в Перечень 1 и Перечень 2.
Следовательно, наличие специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности для выполнения только работ по покраске конструкций аттракциона не требуется.
Вместе с тем, в случае, если согласно эксплуатационным документам на аттракцион работы по покраске включены в перечень работ по техническому обслуживанию/ремонту аттракциона, их выполнение возможно при наличии специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности на обслуживание и (или) ремонт аттракциона соответственно.
В целях обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности и предотвращения повреждения оборудования аттракциона работы по покраске следует проводить под контролем лица, ответственного за безопасную эксплуатацию аттракциона.
Назад