На сайт МЧС

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

Показать ответ 

В организации имеется мостовой кран грузоподъемностью 10 т. У владельца крана есть намерение перевести кран на управление по радиоканалу и использовать его в том числе для работы с моторным грейфером.

Какие требования к проведению технического освидетельствования мостового крана (до перевода на радиоуправление и (или) после перевода)?

Какие требования предъявляются к зоне работы крана и к оператору по управлению краном по радиоканалу.

В соответствии с пунктом 2 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), работы по изменению способа управления мостовым краном и применение моторного грейфера, не предусмотренного изготовителем крана, являются реконструкцией грузоподъемного крана и требуют внесения соответствующих изменений в паспорт.

Для организации работ по реконструкции мостового крана грузоподъемностью 10 тонн необходимо выполнить требования промышленной безопасности, указанные в пунктах 71, 72 Правил.

В ходе разработки проектной документации на реконструкцию необходимо учесть, что режим работы грузоподъемного крана и его механизмов по параметрам нагруженности и наработки при использовании с грейфером должен быть подтвержден расчетами и соответствовать требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 34017-2016 «Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы».

После завершения работ по реконструкции грузоподъемного крана требуется провести его техническое освидетельствование в соответствии с главой 22 Правил. При проведении технического освидетельствования эксперту в области промышленной безопасности должен быть представлен паспорт грузоподъемного крана, подвергнутого реконструкции, с внесенной информацией о проведенных работах и приложением документов, предусмотренных пунктом 72 Правил.

В соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613, после реконструкции мостового крана грузоподъемностью 10 тонн его владелец обязан обратиться в установленном порядке в регистрирующий орган (территориальное подразделение Госпромнадзора) для внесения изменений в документы, связанные с его регистрацией. При этом техническое освидетельствование необходимо провести до осуществления указанной процедуры.

Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией грузоподъемного крана (снятие с учета), осуществляется в соответствии с пунктом 19.9.2 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.

Согласно пункту 413 Правил грузоподъемные краны, оснащенные грейфером, могут быть допущены к работе только при выполнении специально разработанных для этих случаев указаний, изложенных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации грузоподъемного крана и грузозахватного органа, внесенных в технологические регламенты по производству работ.

Общие требования безопасности при ведении работ грузоподъемными кранами, оснащенными грейфером, определены пунктом 422 Правил.

К управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, строповке грузов допускаются работники, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию.

Тарифно-квалификационные характеристики к профессиям рабочих, в том числе к машинистам кранов (крановщикам) мостового типа грузоподъемностью 10 тонн и менее, управляемых с пола по радиоканалу, определены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33.

Показать ответ 

Организация имеет специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности, дающее право на выполнение работ по техническому обслуживанию подъемных сооружений (лифты электрические, оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов) и ремонту (без применения сварки) потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств: подъемных сооружений (лифты электрические, оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов).

1. Вправе ли организация привлекать рабочих (лифтеров) по договору возмездного оказания услуг по предоставлению персонала (аутстаффинг) для выполнения работ по обслуживанию лифтового оборудования?

2. Вправе ли организация привлекать для выполнения работ по обслуживанию лифтов лифтеров по гражданско-правовому договору (договор подряда с физическим лицом,) либо данные работники должны обязательно состоять в трудовых отношениях с организацией.

Специализированная организация, имеющая специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности, является субъектом промышленной безопасности (далее – субъект).

На субъект в полной мере распространяются требования статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), предусматривающие в том числе обязанность по соблюдению требований Закона, иных актов законодательства в области промышленной безопасности, а также по комплектованию штата работников субъекта, осуществляющего эксплуатацию лифтов, оборудования диспетчерского контроля за их работой.

В соответствии со статьей 1 Закона работники субъекта – это физические лица, работающие по трудовым договорам, предусматривающим выполнение работы в области промышленной безопасности, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) в области промышленной безопасности.

Таким образом, учитывая, что управление (обслуживание) лифтами(-ов) лифтерами осуществляется на постоянной основе (присутствуют трудовые функции), Госпромнадзор считает, что данные работники должны состоять в трудовых отношениях со специализированной организацией на основании трудовых договоров или гражданско-правовых договоров.

Показать ответ 

В ситуации, когда владельцем лифтов заключен договор со специализированной организацией на оказание услуг при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, при этом обслуживающий персонал (лифтеры, электромеханик.) – работники специализированной организации, обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, и лица, ответственного за обслуживание и (или) ремонт, возложены на работников специализированной организации, просим разъяснить следующее:

1. Обязан ли владелец потенциально опасного объекта осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях?

2. Требуется ли владельцу потенциально опасного объекта разрабатывать План ликвидации аварий, инцидентов и их последствий (далее – План) при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях? И если требуется, каким образом выполнить требования приложения 12 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских в части составления и содержания в том числе оперативной части Плана?

3. Обязана ли специализированная организация обучать своих работников действиям в случае аварии или инцидента при эксплуатации лифтов в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях и предоставлять по запросу владельца потенциально опасного объекта информацию о проводимых учебно-тренировочных занятиях и учебных тревогах в отношении лифтов?

По первому и второму вопросам.

Согласно требованиям пункта 132 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), организация и осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности лифтов, в том числе эксплуатируемых в жилищном фонде, организациях здравоохранения, учреждениях образования, санаторно-курортных, оздоровительных организациях (далее – лифты), является обязанностью владельца лифтов.

Мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий, инцидентов и несчастных случаев (далее – мероприятия) разрабатываются владельцем лифтов в рамках осуществления производственного контроля.

В целях отражения в мероприятиях информации (сведений), определенной(-ых) приложением 12 к Правилам, владелец взаимодействует со специализированой организацией в рамках правовых отношений, установленных договором (пункт 135 Правил).

По третьему вопросу.

На специализированную организацию – субъект промышленной безопасности в полной мере распространяются требования статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», предусматривающие в том числе обязанность по обучению своих сотрудников действиям в случае аварии или инцидента при эксплуатации лифтов.

Законодательством в области промышленной безопасности не регулируются вопросы передачи от специализированой организации владельцу информации, связанной с проведением учебно-тренировочных занятий и учебных тревог. Указанные вопросы находятся в рамках гражданско-правовых отношений между владельцем лифтов и обслуживающей их специализированой организацией.

Показать ответ 

Организация планирует заключить договор со сторонней организацией для проведения следующих работ:

1) пескоструйная очистка металла аттракциона от краски;

2) грунтовка очищенной поверхности аттракциона;

3) покраска очищенной поверхности аттракциона.

Должна ли сторонняя организация, которая будет проводить данный вид работ, иметь специальное разрешение (лицензию) на проведение таких видов работ?

Перечень работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, указан в пункте 6 Приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Перечень 1) и в пункте 2 статьи 86 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Перечень 2).

Пескоструйная очистка, грунтовка и покраска очищенной металлической поверхности аттракциона (далее - работы по покраске), как самостоятельные виды работ (услуг), не входят в Перечень 1 и Перечень 2.

Следовательно, наличие специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности для выполнения только работ по покраске конструкций аттракциона не требуется.

Вместе с тем, в случае, если согласно эксплуатационным документам на аттракцион работы по покраске включены в перечень работ по техническому обслуживанию/ремонту аттракциона, их выполнение возможно при наличии специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности на обслуживание и (или) ремонт аттракциона соответственно.

В целях обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности и предотвращения повреждения оборудования аттракциона работы по покраске следует проводить под контролем лица, ответственного за безопасную эксплуатацию аттракциона.



Назад

 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть