Вопросы и ответы
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов
1. Распространяются ли Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов на кран консольный поворотный с электроталью, имеющей возможность перемещаться по стреле (консоли) грузоподъёмностью более 1,0 т.
2. Требуется ли регистрация в Госпромнадзоре указанного крана.
В соответствии с классификацией грузоподъемных кранов по конструкции, определенной межгосударственным стандартом ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) «Краны грузоподъемные. Термины и определения», консольные краны относятся к грузоподъемным кранам стрелового типа. Линейный параметр крана «вылет стрелы (консоли)» – это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке. В свою очередь, изменение вылета стрелы (консоли) для консольных кранов, это горизонтальный ход груза, осуществляемый путем передвижения грузовой тележки (тали).
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» грузоподъемные краны стрелового типа (консольные) грузоподъемностью более 1 тонны с изменяющимся вылетом стрелы (консоли) и (или) снабженные механизмом поворота относятся к потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности.
Учитывая изложенное, требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, распространяются на кран консольный (поворотный) с электроталью, перемещающейся по стреле (консоли), грузоподъемностью более 1 тонны, который подлежит регистрации в Госпромнадзоре в соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.
Учреждение образования просит дать разъяснения по следующим вопросам:
-
Надо ли проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора преподавателям учреждения образования, которые читают лекции, принимают экзамен по рабочим профессиям, читают лекции для специалистов в части кранов, лифтов, сосудов, работающих под давлением, зерну, трубопроводам, газу и т.д.?
- Надо ли проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора преподавателям учреждения образования, если они являются председателем и членами комиссии по проверке знаний по вопросам промышленной безопасности учреждения образования в части кранов, лифтов, сосудов, трубопроводов, газа, зерна и т.д. у рабочих согласно заявке предприятия, организации?
Согласно пункту 4 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, (далее – Инструкция) установлен перечень лиц, подлежащих проверке знаний по вопросам промышленной безопасности. Преподаватели учреждений образования, осуществляющие теоретическую подготовку по вопросам промышленной безопасности, в указанный перечень не входят и, следовательно, проверке знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора не подлежат.
Пунктом 21 Инструкции предусмотрено, что при невозможности создания комиссии субъекта промышленной безопасности (недостаточном количестве работников субъекта промышленной безопасности, которые могут являться членами комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности) проверка знаний рабочих может проводиться в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке создания комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, комиссия учреждения образования создается приказом руководителя учреждения образования. В состав комиссии учреждения образования включаются педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.
В связи с вышеизложенным прохождение проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора для преподавателей учреждений образования, являющихся председателем и (или) членами комиссии учреждения образования по промышленной безопасности, постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 не предусмотрено.
Организация планирует обратиться за получением разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний лиц, которые являются ответственными за организацию и обеспечение безопасности работ на опасных производственных и (или) потенциально опасных объектах (далее – ответственные лица).
На основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 «Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» и «Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» прошу Вас разъяснить, какие требования предъявляются к составу комиссии, созданной в субъекте промышленной безопасности для возможности проведения проверки знаний путем тестирования с использованием компьютерной техники у ответственных лиц.
Также прошу Вас разъяснить, какое количество проверок знаний, по каким направлениям и категориям лиц необходимо проходить проверку знаний в комиссии Госпромнадзора председателю и членам комиссии, созданной в субъекте промышленной безопасности для проведения проверки знаний у ответственных лиц.
В соответствии с подпунктом 19.26.1 пункта 19.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, предусмотрена выдача Госпромнадзором разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности руководителей и специалистов субъектов промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных и (или) потенциально опасных объектов, являющихся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации этих объектов (далее – разрешение).
Для осуществления данной административной процедуры субъект хозяйствования должен предоставить заявление по установленной форме, справку о наличии в организации 100 и более специалистов соответствующего профиля.
Административная процедура может быть осуществлена только на основании положительного акта, выданного по результатам проведенной оценки возможности субъекта хозяйствования выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.
Требования, предъявляемые к составу комиссии, изложены в пункте 5 Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о создании комиссии):
председателем комиссии является руководитель субъекта промышленной безопасности или его заместитель, ответственный за организацию промышленной безопасности;
в состав комиссии включаются работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, лица ответственные за осуществление производственного контроля);
лица, ответственные за безопасную эксплуатацию;
иные работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности, прошедшие проверку знаний в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о проверке знаний).
В состав комиссии необходимо включить не менее одного работника по каждому из направлений указанному в вашем обращении.
В соответствии с пунктом 22 Инструкции о проверке знаний председатель и члены комиссии проходят проверку знаний в объеме НПА, в том числе ТНПА, содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные (функциональные) обязанности, с учетом характера производственной деятельности.
Согласно абзацу седьмому пункта 6 Инструкции о проверке знаний проверка знаний одного работника субъекта промышленной безопасности в качестве лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, в субъекте промышленной безопасности более чем по четырём направлениям не допускается. Что необходимо учесть, в том числе, при создании комиссии.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 15 Инструкции о создании комиссии:
проверка знаний, осуществляемая путем тестирования с использованием компьютерной техники, проводится одним членом комиссии по промышленной безопасности;
при проведении проверки знаний, осуществляемой путем тестирования без использования компьютерной техники, присутствует комиссия по промышленной безопасности, состоящая не менее чем из 3 ее членов, включая председателя.
В комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Госпромнадзоре согласно пункту 16 Инструкции о проверке знаний, первичную и периодическую проверку знаний, проходят:
руководители и специалисты, осуществляющие руководство работами;
лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением тех направлений, на которые получено в Госпромнадзоре разрешение (свидетельство) на право проведения проверки знаний;
лица, ответственные за осуществление производственного контроля;
преподаватели;
председатель комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности.
В организации эксплуатируются грузоподъёмные краны мостового типа, управляемые с пола, и стрелового типа (автомобильный и пневмоколёсный), которые зарегистрированы в Госпромнадзоре в качестве потенциально опасных объектов.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации вышеуказанных потенциально опасных объектов установлены Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждёнными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – ПОПБГК).
В соответствии с требованиями пунктов 337, 347 ПОПБГК к управлению грузоподъёмных кранов допускаются работники, имеющие профессию машиниста крана (крановщика).
Пункт 348 ПОПБГК устанавливает, что управление грузоподъёмным краном на колёсном ходу должно быть поручено водителю транспортного средства посте получения им профессии машинист крана (крановщик).
1. Можно ли допустить к управлению грузоподъёмными кранами мостового типа, управляемыми с пола, работников предприятия, прошедших обучение по специальной программе «Машинист (оператор) крана, управляемого с пола» в соответствии с требованием пункта 395 действовавших на момент обучения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.12.2004 № 45.
2. Можно ли допустить к управлению автомобильным краном работника, имеющего профессию машинист крана автомобильного.
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утверждённые постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45, утратили силу с 1 января 2013 г. в связи с принятием постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 38.
В настоящее время в соответствии с пунктом 337 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), руководитель субъекта промышленной безопасности для управления грузоподъемными кранами, в том числе автомобильными кранами и кранами мостового типа грузоподъемностью более 10 т, управляемыми с пола, назначает локальным правовым актом машиниста крана (крановщика).
Согласно пункту 347 Правил к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию, прошедшие медицинский осмотр, проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, в том числе машиниста крана (крановщика), определены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Вопросы в сфере образования, подготовки по профессиям, наименования профессий и присвоения квалификационных разрядов рабочим, не относятся к сфере, регулируемой законодательством в области промышленной безопасности.
Учитывая изложенное, предлагаем обратиться по вопросу обучения машиниста крана (крановщика) в Министерство образования Республики Беларусь (ул. Советская, 9, 220010, г. Минск, тел. +375 (17) 222 45 74, e-mail: root@minedu.unibel.by), а по вопросу наименования профессий, их квалификационных характеристик в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (пр. Победителей, 23, к. 2, 220004, г. Минск, тел. +375 (17) 306 37 90, е-mail: mlsp@mintrud.gov.by).
1. Допускается ли при эксплуатации лифтов в гостиничном комплексе возлагать обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифта, на работника специализированной организации, если гостиница не прописана в тексте Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56 (далее – постановление), но практически идентична согласно перечню предприятий, указанных в тексте постановления.
2. Какие действия должны предприниматься владельцем лифта:
- при наличии на предприятии лица, ответственного за эксплуатацию лифта, в случае его длительного отсутствия (отпуск, болезнь, обучение и т.д.) и отсутствии других работников, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности;
- при наличии длительных вакансий (их отсутствии) по должностям, имеющим квалификацию не ниже специалиста (техника) в области техники, технологии, архитектуры и строительства, (на функционировании предприятия негативно сказалась эпидемиологическая ситуация, закрытие наземных границ для свободного перемещения граждан, практически полное отсутствие туристических потоков).
Согласно пункту 7 статьи 10 главы 3 Жилищного кодекса Республики Беларусь гостиничные номера не включаются в состав жилищного фонда, в связи с чем часть пятая пункта 135 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), на гостиничный комплекс не распространяется.
В соответствии с частью первой пункта 135 Правил владелец лифта вправе для выполнения работ по его обслуживанию и ремонту привлекать по договору специализированную организацию, имеющую соответствующее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
В договорах между ними должны быть определены права, обязанности, ответственность сторон по обеспечению безопасной эксплуатации лифта с учетом требований Правил.
Следовательно, согласно части третьей пункта 135 Правил гостиничный комплекс обязан из числа своих работников назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию лифтов.
Информируем, что согласно абзацу девятому статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон) владелец лифта вправе возложить обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов, на физическое лицо, располагающее в соответствии с пунктами 11, 12, 132 Правил квалификацией, подготовкой, проверкой знаний в области промышленной безопасности, посредством заключения с ним гражданско-правового договора.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 26 Закона субъект промышленной безопасности обязан укомплектовать штат работников, осуществляющих эксплуатацию потенциально опасных объектов (лифтов) и обеспечивающих промышленную безопасность.
В случае отсутствия у владельца лифта других работников, на которых возможно возложить обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов, согласно пункту 178 Правил владелец лифта обязан приостановить (запретить) его эксплуатацию и внести соответствующую запись в паспорт.
Согласно единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих лифтёр 2-го разряда может осуществлять функции многосигнального автоматического контроля с пульта за работой лифтов жилых и общественных зданий. При этом, согласно пункту 154 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских «Для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключённых к оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов, в жилых и общественных зданиях назначается оператор».
Прошу пояснить, является ли нарушением требований Правил возложение функций наблюдения за работой лифтов, подключённых к оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов на лифтёра 2-го разряда.
Требуется ли постоянное (непрерывное) нахождение персонала в месте расположения системы диспетчерского контроля за работой лифтов, если для выполнения своих служебных обязанностей по основной профессии ему необходимо периодически отлучаться из помещения, где установлена указанная система?
Согласно пункту 150 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), владелец для осуществления управления лифтом, а также наблюдения за его работой назначает работников, имеющих профессию рабочего лифтера; оператора пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий или оператора по диспетчерскому обслуживанию лифтов (далее – оператор).
Пунктом 154 Правил определено, что для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключенных к оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов (далее – оборудование диспетчерского контроля), назначается оператор. Таким образом, возложение владельцем лифта на работника, имеющего профессию рабочего «лифтер» 2-го разряда, обязанности по наблюдению за работой лифта посредством оборудования диспетчерского контроля будет противоречить требованиям Правил.
Вместе с тем, в Республике Беларусь эксплуатируются лифты, введенные в эксплуатацию до 2000 года, подключенные к многосигнальным пультам, позволяющим осуществлять наблюдение за их работой. Указанные пульты в значительной степени по своим техническим и эксплуатационным показателям уступают оборудованию диспетчерского контроля.
Справочно: основные технические особенности оборудования диспетчерского контроля отражены в главе 2 Правил.
Пункт 150 Правил учитывает вышеизложенное и предоставляет право владельцам в целях наблюдения за работой лифтов, подключенных к многосигнальным пультам, назначить работников, имеющих профессию рабочего «лифтер» 2-го разряда.
Дополнительно сообщаем, что лифт является потенциально опасным объектом в области промышленной безопасности и подлежит контролю (наблюдению) со стороны обслуживающего персонала на протяжении всего времени его работы. Госпромнадзор считает недопустимым оставлять лифт, находящийся в эксплуатации и доступный для использования пассажирами, без контроля (наблюдения).
В связи с вступлением в силу Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением МЧС от 30.12.2020 № 56, прошу дать разъяснение о возможности создания комиссии, состоящей из аттестованных специалистов организации, для выполнения квалификации технологии сварки с последующим оформлением всех нормативных документов.
Отдельные требования к производству работ по сварке при изготовлении, монтаже, ремонте, модернизации и реконструкции лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских изложены в Правилах по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила по лифтам), а также в Правилах аттестации сварщиков по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных протоколом Государственного комитета Республики Беларусь по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике от 27 июня 1994 г. № 6 (далее – Правила аттестации сварщиков).
В соответствии с пунктом 76 Правил по лифтам и пунктами 1.3, 1.4 приложения 3 к Правилам аттестации сварщиков квалификация технологии сварки проводится комиссией субъекта промышленной безопасности, осуществляющего производство сварочных работ. В состав комиссии входят: руководитель сварочных работ, инженер-сварщик, представитель службы технического контроля, осуществляющий контроль за производством сварочных работ, другие специалисты по усмотрению руководства предприятия.
На основании изложенного, учитывая, что Ваша организация является специализированной организацией по изготовлению, монтажу, ремонту потенциально опасных объектов, в том числе с применением сварки, у Вас должна быть создана комиссия для проведения квалификации технологии сварки.
В связи с введением в действие с 01.04.2022 стандарта СТБ 26-2021 «Лаборатории измерительные. Общие требования компетентности» просим дать разъяснение о возможности проведения электрофизических измерений ПОО (лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских) при техническом освидетельствовании и диагностировании лабораторией, аккредитованной на соответствие СТБ 2602-2021.
СТБ 2602-2021 «Лаборатории измерительные. Общие требования компетентности» (далее – СТБ 2602) устанавливает требования к компетентности лабораторий, осуществляющих измерения, исследования, испытания (за исключением испытаний, связанных с оценкой соответствия техническим требованиям согласно законодательным актам в области оценки соответствия) и другие виды контроля продукции или другого объекта.
Электрофизические испытания при оценке соответствия (техническом освидетельствовании; техническом диагностировании) лифта, строительного грузопассажирского подъёмника, эскалатора, конвейера пассажирского требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (далее – оценка соответствия) проводятся лабораторией, аккредитованной на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Таким образом, лабораторией, аккредитованной на соответствие требованиям СТБ 2602, не допускается проведение работ по электрофизическим испытаниям при оценке соответствия.
В организации эксплуатируется пассажирский лифт со смешанной системой управления, подключенный к системе диспетчерского контроля СДК-256. Постоянный контроль за работой лифта осуществляется оператором по диспетчерскому обслуживанию лифтов. Просим пояснить, требуется ли также назначение лифтёров для наблюдения и обслуживания за работой вышеуказанных лифтов.
Пунктом 154 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56 (далее – Правила), определено, что для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключенных к оборудованию диспетчерского контроля за работой лифтов (далее – оборудование ДК), назначается оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий или оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов (далее – оператор).
В соответствии с пунктами 142, 155, 181 Правил обслуживание лифта, в отношении которого осуществляется диспетчерский контроль оператором, осуществляется электромехаником по лифтам в рамках разработанной специализированой организацией системы планово-предупредительных осмотров и ремонтов.
С учетом изложенного, для наблюдения за работой лифта со смешанной системой управления, подключенного к оборудованию ДК, его обслуживания не требуется назначение рабочего, имеющего профессию лифтер.
Согласно пункта 369 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов результаты проверки перепасовки канатов должны быть внесены в паспорт грузоподъёмного крана лицом, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии. На практике перепасовка канатов, связанная со сменой стрелового оборудования (установка /снятие дополнительных стрел и гуська стрелы, смена крюковой подвески, изменение схемы запасовки полиспастов, предусмотренных руководством по эксплуатации грузоподъёмного крана) с последующей проверкой и обтяжкой канатов рабочим грузом может проводиться несколько раз в течении рабочей смены.
Прошу пояснить, требуется ли вносить результаты перепасовки каната, связанной с работами, описанными выше, в паспорт грузоподъёмного крана либо достаточно оформить запись о результатах перепасовки с проверкой и обтяжкой канатов рабочим грузом в вахтенном журнале крановщика лицом, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии.
Согласно требований пункта 369 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), лицом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, во всех случаях перепасовки должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом. Результаты данной проверки, должны быть внесены в паспорт грузоподъемного крана. Внесение указанной записи в вахтенный журнал грузоподъемного крана Правилами не предусмотрено.
Так же дополнительно информируем, что после замены грузового крюка, в соответствии с требованиями пункта 365 Правил, должно быть проведено техническое освидетельствование в ходе которого проводятся только статические испытания.
В рамках выбора подрядной организации «Заказчиком» заявлены требования о наличии у специализированных организаций (участников торгов) специального разрешения (лицензии), выданного МЧС на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
При этом указан перечень работ и услуг, составляющих вид деятельности: монтаж, наладка, ремонт, обслуживание лифтов, оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов, компонентов лифтов (запирающие устройства, двери шахты, ловители, ограничители скорости, средства ограничения скорости движущейся вверх кабины, буфера, цепи безопасности с электронными компонентами).
Однако при проведении торгов от организаций поступили жалобы о несоответствии заявленных требований действующим техническим нормативным правовым актам.
Госпромнадзор сообщает, что законодательство в области промышленной безопасности не регулирует вопросы, связанные с закупкой услуг по монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту лифтов через электронный аукцион.
Дополнительно информируем, что заказчику для выбора подрядной организации по проведению монтажных работ (замена лифтов, отработавших назначенный срок службы, и/или установка лифтов в строящихся домах (далее – установка лифта) необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы (услуги) по монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту лифтов, оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов.
Для установки лифта Госпромнадзор считает необходимым наличие у специализированой организации специального разрешения (лицензии) на деятельность в области промышленной безопасности на право выполнения работ и/или оказания услуг по монтажу, наладке потенциально опасных объектов (лифтов) (далее – лицензия). В случае определения проектом на установку лифта работ по монтажу, наладке оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов, лицензия специализированной организации должна содержать работы (услуги) по монтажу, наладке такого оборудования.
При планировании заказчиком в последующем привлечения специализированой организации к обслуживанию, ремонту лифтов, оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов, лицензия должна содержать услуги по облуживанию, ремонту указанных потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств.
На производстве высокоточного, высокопрочного чугуна согласно технологическому процессу подлежат перемещению песчаные стержни отливки блока цилиндров массой 20 кг. В настоящее время перемещение стержней производится вручную, что значительно осложняет выполнение работы и увеличивает время на перемещение стержней.
С целью облегчения физического труда и увеличения производительности конструкторами предприятия были разработаны чертежи для изготовления специальной тары «Корзины» для перемещения песчаных стержней с помощью грузоподъёмных кранов (кран-балки радиоуправляемые с пола, 5 тонн).
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, а также «Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности», проектирование потенциально опасных объектов: тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъёмных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, подлежит лицензированию.
На основании вышеизложенного прошу Вас разъяснить:
-
относится ли вышеупомянутая специальная тара «Корзинка» к специальной таре, применяемой в металлургическом производстве;
-
требуется ли специальное разрешение (лицензия) на проектирование и изготовление данной специальной тары «Корзины».
Согласно подпункту 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, на проектирование потенциально опасных объектов и (или) технических устройств, указанных в Перечне потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее - Перечень) и приложении 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон), требуется наличие соответствующего специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности.
Указанная в обращении специальная тара «Корзина» для перемещения песчаных стержней отсутствует в пункте 12.1 Перечня и пункте 14.1 приложения 2 к Закону (оборудование металлургического производства, рассчитанное на максимальное количество расплава 50 тонн и более в год) и не относится к специальной таре, применяемой в металлургическом производстве.
Разрешительные документы Госпромнадзора на право проектирования и изготовления тары, изготавливаемой с применением сварки, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, требуются в том случае, если она предназначена для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, являющихся потенциально опасными объектами.
В соответствии с пунктом 5.1 приложения 2 к Закону, указанные в обращении кран-балки, управляемые с пола, грузоподъемностью 5 тонн, к потенциально опасным объектам не относятся, государственному надзору в области промышленной безопасности не подлежат.
На основании изложенного, для проектирования и изготовления тары при условии ее использования только на грузоподъемных устройствах, не подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, разрешительные документы Госпромнадзора не требуются.
На нашем предприятии эксплуатируется потенциально опасный объект (кран стреловой железнодорожный КДЭ 163).
Можно ли для организации производственного контроля в области промышленной безопасности согласно ст. 29 Закона «О промышленной безопасности» назначить ответственным за осуществление производственного контроля и возложить соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на инженера по охране труда (в штате), имеющего высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, перечисленных в ст. 30 Закона «О промышленной безопасности».
Согласно статье 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон о промышленной безопасности) субъект промышленной безопасности, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющий эксплуатацию потенциально опасных объектов (далее – ПОО), обязан организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых ПОО.
Статьей 29 Закона о промышленной безопасности определено, что для организации производственного контроля в области промышленной безопасности ПОО руководитель субъекта промышленной безопасности вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий предусмотренных статьей 30 Закона о промышленной безопасности.
Вопросы организации охраны труда регулируются Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда). Согласно статье 20 Закона об охране труда специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного, по вопросу возложения обязанностей ответственного по обеспечению промышленной безопасности на инженера по охране труда предлагаем обратиться в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (220004, Минск, пр. Победителей, 23, к.2. E-mail: mlsp@mintrud.gov.by).
Организация просит подробно разъяснить требования к предприятию, планирующему осуществлять деятельность по изготовлению (в том числе проектирование, наладка, монтаж, изготовление несущих металлоконструкций) кранов грузоподъёмных стрелового типа более 1 тонны, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» грузоподъемные краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 тонны, за исключением кранов с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота, переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении, башенных кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций (далее - грузоподъемные краны), являются потенциально опасными объектами, подлежащими государственному надзору в области промышленной безопасности.
При проектировании, изготовлении, монтаже и наладке грузоподъемных кранов должны выполняться требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), и технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется.
Согласно подпункту 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение о лицензировании), работы (услуги) по проектированию, монтажу, наладке грузоподъемных кранов подлежат лицензированию в области промышленной безопасности.
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии в области промышленной безопасности, установлены пунктом 138 Положения о лицензировании. В случае выполнения работ (оказания услуг) по проектированию, монтажу, наладке грузоподъемных кранов к ним относятся:
наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям;
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимого для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического обеспечения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
наличие назначенных в установленном порядке из числа работников, указанных в абзаце втором пункта 138 Положения о лицензировании, не менее двух лиц, ответственных за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг заявленных к лицензированию (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности);
наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и подготовки (переподготовки) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Справочно: необходимость наличия в штате соискателя лицензии работников той или иной квалификации, а также наличия у него того или иного оборудования, помещений и пр. обусловлена прежде всего технологией производства работ (услуг), которые он намерен осуществлять. Квалификационные требования, предъявляемые к работникам (руководителям, специалистам и рабочим) установлены Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД) и Единым тарифно-квалификационного справочником работ и профессий рабочих ЕТКС) соответственно.
Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06 июля 2016 г. № 31.
Порядок разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников соискателей лицензий (лицензиатов) регламентирован постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 № 2.
Информация о порядке получения лицензии на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности (формы заявлений, перечни документов, реквизиты документа об уплате государственной пошлины и пр.), а также о порядке проверки знаний в области промышленной безопасности размещена на сайте Госпромнадзора: http://gospromnadzor.mchs.gov.by во вкладках «направления деятельности – лицензирование, проверка знаний».
Изготовленные грузоподъемные краны, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Евразийского экономического союза, подлежат подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), осуществляемой в форме сертификации.
По вопросам подтверждения соответствия грузоподъемных кранов требованиям ТР ТС 010/2011 необходимо обращаться в аккредитованный орган по сертификации, включенный в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС, который размещен на официальных сайтах Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 8 Правил изготовление грузоподъёмных кранов, не подлежащих подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Союза (изготовленные для собственных нужд их изготовителей), допускается при наличии разрешения Госпромнадзора, полученного в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
Положение о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.
Просим Вас разъяснить порядок ввоза в Республику Беларусь из Российской Федерации и регистрации автомобильного крана BUMAR КС-6471, г/п – 40 т, 1985 г/в, страна производитель – Польша.
В Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров, в том числе грузоподъемных кранов. Вопросы таможенного регулирования не входят в компетенцию Госпромнадзора.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Положение), потенциально опасные объекты (грузоподъемные краны) бывшие в эксплуатации и ввезенные в Республику Беларусь для дальнейшего использования подлежат экспертизе промышленной безопасности. Порядок и сроки проведения экспертизы промышленной безопасности установлены главой 3 Положения.
До ввода в эксплуатацию грузоподъемные краны подлежат регистрации в Госпромнадзоре в соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.
Просим дать разъяснение о возможности применения блоков канатных, произведённых ООО Научно-производственное объединение «Урал», из материала «АРКАИМ 1006 БЛОЧНЫЙ» на кранах мостового и стрелового типа и талях электрических.
Блоки канатные из «АРКАИМ 1006 БЛОЧНЫЙ» в настоящее время уже получили применение на автомобильных кранах.
В соответствии с пунктом 63 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов (далее – Правила), утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, узлы и механизмы, изготавливаемые в качестве запасных частей или комплектующих, должны иметь идентификационную маркировку изготовителя в соответствии с проектной документацией на грузоподъемный кран и документы, подтверждающие качество изготовления.
Согласно пункту 67 Правил при комплектовании грузоподъемных кранов из составных частей, узлов, деталей, механизмов, изготовленных несколькими организациями, качество изготовления грузоподъемного крана в целом, соответствие его Правилам и оформление эксплуатационной документации на грузоподъемный кран обеспечивает изготовитель, производящий грузоподъемный кран в собранном виде.
Таким образом, применение в конструкции грузоподъемного крана канатных блоков, не предусмотренных изготовителем грузоподъемного крана, возможно по согласованию с ним.
Прошу разъяснить действие статьи 133 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56, в части возможности владельцам ПОО (лифтов) заключения гражданско-правовых договоров с индивидуальными предпринимателями, содержащих обязанности и права по обеспечению промышленной безопасности с учётом требований законодательства.
В соответствии с частью четвертой статьи 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) для организации производственного контроля руководитель субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения в установленном законодательством порядке обеспечивает наличие структурного подразделения, ответственного за осуществление производственного контроля, или вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности, или возлагает обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления соответствующих полномочий (далее – лицо, на которое возложены обязанности по обеспечению промышленной безопасности).
Возложение указанных обязанностей осуществляется путем издания субъектом промышленной безопасности локального правового акта, который закрепляет за конкретным работником этого субъекта, имеющим высшее техническое образование, необходимую подготовку, проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, соответствующий круг обязанностей.
Лицо, на которое возложены обязанности по обеспечению промышленной безопасности осуществляет производственный контроль в соответствии с Законом и Положением о порядке организации и осуществления производственного контроля, разработанного в соответствии Примерным положением, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37.
Возложение обязанностей по обеспечению промышленной безопасности субъектом хозяйствования на юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей Законом не предусмотрено.
Таким образом, руководитель субъекта промышленной безопасности (юридического лица) не вправе возложить обязанности по обеспечению промышленной безопасности (осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности) при эксплуатации потенциально опасных производственных объектов (лифтов) по договору на индивидуального предпринимателя.
В филиале организации на основании рекомендаций, изложенных в техническом отчёте по обследованию конструкций подкрановых путей, планируется проведение работ по замене рельса подкранового пути мостового крана, расположенного в здании.
В целях выбора специализированной организации, имеющей право на выполнение работ по замене рельса и разработку соответствующей проектной документации, просим разъяснить является ли подкрановый путь мостового крана элементом грузоподъёмного крана, либо подкрановый путь, включая рельсы, подкрановые балки, колонны, связи является частью строительной конструкции здания (сооружения).
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы по монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностированию, ремонту (далее – работы) грузоподъемных кранов, эксплуатируемых на них технических устройств. Подкрановый путь в перечень технических устройств не включен.
Справочно. Подкрановый путь является конструкцией, воспринимающей и передающей крановые нагрузки на грунтовое основание или строительные конструкции здания (сооружения), и обеспечивающей безопасную работу крана на всём пути его передвижения.
Согласно ГОСТ 33709.1-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения» путь крановый – это крановый путь в виде одного или более (обычно двух) параллельных рельсов для передвижения грузоподъемных кранов на рельсовом ходу, направляющий их движение, воспринимающий и передающий нагрузки от них на строительные конструкции (сооружения), а также обеспечивающий безопасную работу кранов на всем пути их передвижения.
Таким образом, подкрановый путь не является элементом крана и, по мнению Госпромнадзора, относится к строительным конструкциям здания (сооружения).
Пунктом 37 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, определено, что устройство кранового пути производится по проекту, разработанному изготовителем грузоподъемного крана или проектной организацией, имеющей аттестат соответствия на право осуществления соответствующего вида деятельности, выданный Министерством архитектуры и строительства в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252.
Владельцем потенциально опасного объекта (стреловой самоходный кран) является индивидуальный предприниматель. Какой порядок организации производственного контроля в области промышленной безопасности должен осуществляться предпринимателем и необходимо ли иметь лицензию на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно статье 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности» (далее – Закон) субъект промышленной безопасности независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь (далее – индивидуальный предприниматель), осуществляющие эксплуатацию потенциально опасных объектов (далее – ПОО), обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых ПОО.
Статьей 29 Закона определено, что при наличии у индивидуального предпринимателя эксплуатируемых ПОО для организации производственного контроля в области промышленной безопасности он вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности, или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий предусмотренных статьей 30 Закона. В этом случае индивидуальный предприниматель вправе возлагать эти обязанности на физическое лицо посредством заключения с таким лицом гражданско-правового договора, содержащего обязанности и права сторон по обеспечению промышленной безопасности с учетом требований законодательства.
Индивидуальный предприниматель для организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов должен разработать Положение о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 336 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66.
Пунктом 137 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности в области промышленной безопасности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и иностранные организации.
Таким образом, в соответствии с законодательными актами индивидуальным предпринимателям не предоставлено право на осуществление лицензируемых видов деятельности в области промышленной безопасности. Работы по монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностированию и ремонту самоходного стрелового крана, владельцем которого является индивидуальный предприниматель, должны выполняться по договору специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности.
Организация является государственным заказчиком, в том числе при проведении процедур закупок услуг по разработке проектно-сметной документации по объектам замены лифтов, установленных в жилых домах.
В связи с этим, просим уточнить, в каких случаях заказчик вправе требовать от организаций, принимающих участие в процедурах государственных закупок (участников торгов) наличие специального разрешения (лицензии), выданного Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию согласно правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56.
Законодательством в области промышленной безопасности, а также в области лицензирования не установлены требования по наличию в организации, осуществляющей разработку проекта (проектно-сметной документации) на замену лифта, отработавшего назначенный срок службы (далее – проект на замену лифта), лицензии на деятельность в области промышленной безопасности (далее – лицензия).
Таким образом, для выполнения работ по разработке проекта на замену лифта, установленного в многоквартирном жилом доме, наличие лицензии не требуется.
Дополнительно информируем, что необходимость наличия разрешительных документов у организации, выполняющей работы по разработке проекта на замену лифта, устанавливается законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Назад