Вопросы и ответы
Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов
В организации на основании ежегодных приказов начальника производится капитальный ремонт специального подвижного состава на железнодорожном ходу (мотовозов МПТ-4, МПТ-6, дрезин ДГКу, автомотрис АДМ, АГС-1), имеющего в своем составе в том числе крановые установки стрелового типа, а также платформы рабочие мобильные подъемные. Какие требования по промышленной безопасности распространяются на указанное оборудование при проведение работ по капитальному ремонту?
Указанные в обращении крановые установки и подъемные платформы специального подвижного состава на железнодорожном ходу (мотовоз погрузочно-транспортный МПТ-4, МПТ-6, дрезина грузовая крановая универсальная ДГКу, автомотриса дизельная монтажная АДМ, автомотриса грузовая служебная АГС-1) согласно представленной технической документации применяются для погрузочно-разгрузочных, аварийно-восстановительных работ при содержании и ремонте железнодорожных путей и в соответствии с пунктом 4 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), относятся к грузоподъемным машинам специального назначения.
Требования Правил на грузоподъемные машины специального назначения, в том числе на проведение работ по их капитальному ремонту, не распространяются.
Является ли обязательным условием наличие диспетчерского контроля для эксплуатации лифтов и эскалаторов?
В случае если наличие является обязательным, то возможно ли совместить обязанности по диспетчерскому контролю с другими должностями, либо диспетчеризация должна подразумевать отдельные должности.
Пунктами 165, 176 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), установлено, что необходимость оборудования лифта, эскалатора диспетчерским контролем определяется их владельцем.
Пунктом 154 Правил определено, что для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключенных к оборудованию диспетчерского контроля, назначается оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий или оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов.
В соответствии с пунктом 170 Правил управление с диспетчерского пункта эскалатором, оборудованным системами телемеханики или автоматики с выводом сигналов на диспетчерский пункт, осуществляться дежурным по подъемно-транспортным средствам.
Согласно пункту 141 Правил количество обслуживающего персонала, его квалификация определяются владельцем исходя из условий эксплуатации лифта, эскалатора.
Лифты, эскалаторы являются потенциально опасными объектами в области промышленной безопасности и подлежат контролю (наблюдению) со стороны обслуживающего персонала на протяжении всего времени его работы. Госпромнадзор считает недопустимым оставлять лифты, эскалаторы, находящиеся в эксплуатации и доступные для использования пассажирами, без контроля (наблюдения).
На основании изложенного, владелец, исходя из условий эксплуатации лифтов, эскалаторов, принимает решение о введении в состав организации штатной единицы, в чьи функциональные обязанности входит наблюдение за работой указанного оборудования, или возложении указанных функциональных обязанностей на иного работника. При этом работники должны иметь соответствующую профессию рабочего, пройти проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, а также контролировать работу оборудования на протяжении всего времени его работы.
Какой максимально допустимый физический износ у машин и оборудования, а именно в направляющих холостой ветви роликов свободного хода ступеней эскалатора?
Дополнительно сообщаем, что согласно руководству по эксплуатации эскалаторов ОАО «Могилевлифтмаш» (п. 2.4, таб. 2.3) допускается уменьшение поперечного сечения элементов металлоконструкции эскалаторов до 15 %, и просим дополнительно разъяснить, возможно ли применение данного руководства по эксплуатации, если в существующих эксплуатационных документах завода-изготовителя не указано допустимое уменьшение поперечного сечения металлоконструкции эскалаторов?
Согласно пункту 181 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56, обслуживание и ремонт эскалатора выполняется владельцем, специализированной организацией на основании эксплуатационных документов его изготовителя.
Таким образом, Госпромнадзор считает, что применять браковочный показатель, указанный в руководстве по эксплуатации на эскалатор, изготовленный ОАО «Могилевлифтмаш», в отношении браковки металлоконструкции эскалатора иного производителя нет оснований. В целях определения значения предельно допустимого износа металлоконструкции эскалатора (направляющей нерабочей ветви) предлагаем обратиться к изготовителю эскалаторов.
Организация имеет специальное разрешение (лицензию) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области промышленной безопасности на ремонт потенциально опасных объектов и/или эксплуатируемых на них технических устройств: грузоподъемных кранов (без права капитального ремонта): краны мостового типа, управляемые из кабины; краны мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи; расчетные металлоконструкции; грузозахватные органы; грузозахватные приспособления (стропы цепные, траверсы); тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве); без права оказания услуг, без применения сварки: краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъёмностью более 1 тонны; грузозахватные органы)).
В связи с тем, что расчетные металлоконструкции и грузозахватные органы являются неотъемлемой частью грузоподъемного крана, прошу пояснить:
1. Достаточно ли для соответствия лицензионным требованиям вышеприведённой лицензии только проверки знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов» или дополнительно требуется проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций грузоподъемных кранов» и проверка знаний в качестве «лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту грузозахватных органов грузоподъемных кранов»?
2. Согласно п. 85 ПОПБГК при проведении владельцем грузоподъёмного крана работ по ремонту грузоподъёмных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъёмного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом. Требуется ли в таком случае ответственному лицу проходить дополнительно проверку знаний в качестве лица, осуществляющего руководство и являющегося ответственным за ведение работ по ремонту расчетных металлоконструкций и грузозахватных органов грузоподъемных кранов?
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь
от 1 сентября 2010 г. № 450, к числу лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам в области промышленной безопасности, относятся:
наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством
в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку
и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям;
наличие назначенных в установленном порядке из числа вышеуказанных работников не менее двух лиц, ответственных за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, заявленных к лицензированию (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности).
Согласно требованиям части второй пункта 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, при проведении владельцем грузоподъемного крана работ по ремонту грузоподъемных кранов они могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.
Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что в указанного в Вашем обращении специального разрешения (лицензии) указанные лицензионные требования будут соблюдены при наличии у специалиста, назначенного ответственным за ведение работ по ремонту грузоподъемных кранов, расчетных металлоконструкций, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, проверки знаний по следующим направлениям:
«Лица, ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии» или «Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузоподъемных кранов»;
«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту грузозахватных приспособлений грузоподъемных кранов»;
«Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по ремонту тары, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов».
В организации на основании ежегодных приказов начальника производиться капитальный ремонт специального подвижного состава на железнодорожном ходу (мотовозов МПТ-4, МПТ-6, дрезин ДГКу, автомотрис АДМ, АГС-1) имеющих в своём составе, в том числе крановые установки стрелового типа, а также платформы рабочие мобильные подъемные. Просим дать разъяснение, какие требования по промышленной безопасности распространяются на указанное оборудование при проведение работ по капитальному ремонту.
Указанные в обращении крановые установки и подъемные платформы специального подвижного состава на железнодорожном ходу (мотовоз погрузочно-транспортный МПТ-4, МПТ-6, дрезина грузовая крановая универсальная ДГКу, автомотриса дизельная монтажная АДМ, автомотриса грузовая служебная АГС-1) согласно представленной технической документации применяются для погрузочно-разгрузочных, аварийно-восстановительных работ при содержании и ремонте железнодорожных путей и в соответствии с пунктом 4 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), относятся к грузоподъемным машинам специального назначения.
Требования Правил на грузоподъемные машины специального назначения, в том числе на проведение работ по их капитальному ремонту, не распространяются.
Является ли обязательным условием наличие диспетчерского контроля для эксплуатации лифтов и эскалаторов.
В случае, если наличие является обязательным, то возможно ли совместить обязанности по диспетчерскому контролю с другими должностями, либо диспетчеризация должна подразумевать отдельные должности.
Пунктами 165, 176 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), установлено, что необходимость оборудования лифта, эскалатора диспетчерским контролем определяется их владельцем.
Пунктом 154 Правил определено, что для осуществления наблюдения за работой лифтов, подключенных к оборудованию диспетчерского контроля, назначается оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий или оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов.
В соответствии с пунктом 170 Правил управление с диспетчерского пункта эскалатором, оборудованным системами телемеханики или автоматики с выводом сигналов на диспетчерский пункт, осуществляться дежурным по подъемно-транспортным средствам.
Согласно пункту 141 Правил количество обслуживающего персонала, его квалификация определяются владельцем исходя из условий эксплуатации лифта, эскалатора.
Лифты, эскалаторы являются потенциально опасными объектами
в области промышленной безопасности и подлежат контролю (наблюдению) со стороны обслуживающего персонала на протяжении всего времени его работы. Госпромнадзор считает недопустимым оставлять лифты, эскалаторы, находящиеся в эксплуатации и доступные для использования пассажирами, без контроля (наблюдения).
На основании изложенного, владелец, исходя из условий эксплуатации лифтов, эскалаторов, принимает решение о введении
в состав организации штатной единицы, в чьи функциональные обязанности входит наблюдение за работой указанного оборудования, или возложении указанных функциональных обязанностей на иного работника. При этом работники должны иметь соответствующую профессию рабочего, пройти проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, а также контролировать работу оборудования на протяжении всего времени его работы.
Организация просим разъяснить, какой максимально допустимый физический износ у машин и оборудования, а именно в направляющих холостой ветви роликов свободного хода ступеней эскалатора.
Дополнительно сообщаем, что согласно руководству по эксплуатации эскалаторов ОАО «Могилевлифтмаш» п. 2.4, таб. 2.3 допускается уменьшение поперечного сечения элементов металлоконструкции эскалаторов до 15 % и просим дополнительно разъяснить возможно ли применение данного руководства по эксплуатации, если в существующих эксплуатационных документах завода-изготовителя не указано допустимое уменьшение поперечного сечения металлоконструкции эскалаторов.
Согласно пункту 181 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56, обслуживание и ремонт эскалатора выполняется владельцем, специализированной организацией на основании эксплуатационных документов его изготовителя.
Таким образом, Госпромнадзор считает, что применять браковочный показатель, указанный в руководстве по эксплуатации на эскалатор, изготовленный ОАО «Могилевлифтмаш», в отношении браковки металлоконструкции эскалатора иного производителя нет оснований. В целях определения значения предельно допустимого износа металлоконструкции эскалатора (направляющей нерабочей ветви) предлагаем обратиться к изготовителю эскалаторов.
Пунктом 357 Правил допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемных кранов возложен на инженера по промышленной безопасности (лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), назначенного владельцем крана.
Возникает вопрос оформления записи в паспорте грузоподъемного крана после проведения годового контроля технического состояния (ГТКС). Конкретного образца записи о допуске кранов в эксплуатацию в Правилах нет.
Следующий вопрос возникает при оформлении протокола проверки знаний по вопросам промышленной безопасности персонала, обслуживающего потенциально опасные объекты.
Работник согласно штатному расписанию имеет основную профессию «штукатур». После дополнительного обучения имеет свидетельство и удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов в качестве стропальщика.
Какую профессию рабочего следует указывать в колонке 3 типового протокола проверки знаний по вопросам промышленной безопасности?
Прошу для более качественной организации соблюдения промышленной безопасности разъяснить какими нормативными документами приведены примеры правильного заполнения паспортов и протоколов.
Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности текст записи в паспорте грузоподъемного крана о результатах годового контроля его технического состояния и (или) о допуске грузоподъемного крана к эксплуатации (пуске в работу), а также примеры заполнения протоколов проверки знаний, не установлены.
Вместе с тем, в пунктах 341, 361 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, определены сведения, вносимые в паспорт грузоподъемного крана по результатам годового контроля технического состояния и о допуске грузоподъемного крана к эксплуатации (пуске в работу).
По вопросу оформления протоколов проверки знаний рабочих по вопросам промышленной безопасности разъясняем следующее.
Учитывая, что проверке знаний по вопросам промышленной безопасности подлежат рабочие, имеющие профессии, связанные с ведением работ на потенциально опасных объектах, выполняющие работы по их обслуживанию, считаем, что при оформлении протокола проверки знаний следует указывать профессию рабочего, связанную с ведением работ на потенциально опасных объектах.
Просим разъяснить порядок действий по выводу из эксплуатации крана электрического подвесного однобалочного г/п 5 т в связи с отсутствием необходимости его использования.
Кран находится в исправном состоянии, проведены обслуживание и годовой контроль его технического состояния согласно требованиям Правил. По состоянию на сегодняшний день и в дальнейшем кран не участвует в технологическом процессе и простаивает. С целью минимизации расходов на обучение персонала, проведение испытаний и временных затрат на ведение документации руководством принято решение вывести оборудование из эксплуатации.
Просим разъяснить процедуру вывода оборудования из эксплуатации.
В соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), эксплуатация грузоподъемного крана включает в себя использование его по назначению, транспортирование, монтаж, хранение, обслуживание и ремонт.
Назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс), по истечении которых кран изымается (выводится) из эксплуатации и принимается решение о направлении его в ремонт или об утилизации, указываются изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации.
Таким образом, под «выводом из эксплуатации» следует понимать прекращение использования грузоподъемного крана по назначению с принятием решения о направлении его в ремонт или об утилизации.
Если в период эксплуатации грузоподъемного крана необходимость его применения по назначению временно отсутствует, выполняются мероприятия по его консервации в соответствии с пунктом 362 Правил. При этом владелец грузоподъемного крана обязан приостановить (запретить) его эксплуатацию в случаях, указанных в пункте 428 Правил.
Специалистами организации разработана проектная документация на изготовление захвата для удаления шлака. Данный захват предназначен для навески на крюк электрической тали (грузоподъемность 10 т.) и удаления шлака с поверхности расплавленного металла.
На основании изложенного и подпункта 3.3 «Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов» прошу Вас дать разъяснение: к какому типу технических устройств относится данный захват - грузозахватный орган или грузозахватное приспособление.
Идентификация машин (оборудования), установление их назначения, области применения, условий эксплуатации осуществляется разработчиком проектной документации на стадии проектирования.
При принятии решения об отнесении захвата для удаления шлака с поверхности расплавленного металла, предназначенного для навески на крюк электрической тали грузоподъемностью 10 тонн, к грузозахватным органам или грузозахватным приспособлениям Госпромнадзор рекомендует руководствоваться требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), взаимосвязанных с ним стандартов,
в том числе ГОСТ 33709.1 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие термины».
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 252 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, захваты в случае их навешивания на крюк грузоподъемного крана относятся к грузозахватным приспособлениям.
Дополнительно информируем, что электрические тали грузоподъемностью 10 тонн не входят в перечень потенциально опасных объектов, установленный приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности». Соответственно, эксплуатируемые на них приспособления для грузоподъемных операций, не подлежат экспертизе промышленной безопасности.
В организации эксплуатируется козловой кран рег.№28-31- 0458 грузоподъёмностью 12,5 тонн (далее - кран).
В производстве кран используется для работы с грузами массой до 7-ми тонн. Для минимизации затрат необходима реконструкция крана силами специализированной организации в объёме: перевод крана на управление с пола (радиоуправление и резервный подвесной пульт), изменение (снижение) грузоподъемности до 10 тонн (установка ОГП) с внесением изменений в паспорт крана и последующим снятием с регистрации в Госпромнадзоре.
Просим разъяснить алгоритм планируемой реконструкции и возможность дальнейшего управления краном с пола стропальщиком, прошедшим соответствующую подготовку и имеющего допуск к работе оператором крана, управляемого с пола и по радио (не машинистом крана).
1 Порядок проведения реконструкции грузоподъемного крана (проектирование, монтаж, наладка, ремонт), оформления технической документации указаны в пунктах 71, 72 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила).
В соответствии с требованиями пункта 365 Правил после завершения работ по реконструкции грузоподъемный кран подлежит проведению технического освидетельствования. Согласно пункту 370 Правил, техническое освидетельствование грузоподъемного крана, отработавшего срок службы нормативный, проводится экспертами в области промышленной безопасности Госпромнадзора.
Эксперт по результатам технического освидетельствования делает вывод об отнесении (не отнесении) грузоподъемного крана к потенциально опасному объекту.
При необходимости внесения изменений в документы, связанные с регистрацией грузоподъемного крана, владелец обращается в территориальное подразделение Госпромнадзора за осуществлением административной процедуры, порядок которой установлен регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 19.9.2, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 марта 2022 г. № 25.
В отношении определения профессии рабочего, допускаемого к управлению грузоподъемным краном, управляемым с пола, владельцу грузоподъемного крана следует руководствоваться Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих, утверждаемыми нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты.
Справочно:
Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих профессия «оператор крана, управляемого с пола и по радио» не предусмотрена.
В соответствии с требованиями пункта 29 «Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов», утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее - Правил), к применению допускаются стальные канаты, имеющие свидетельство по форме, утверждённой Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 "Об утверждении формы свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъёмных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления" (далее - свидетельство об испытании). При отсутствии указанного документа применение канатов не допускается.
Предприятием раннее был куплен стальной канат (24,0-Г-В-Н-Р-1770 ГОСТ 2688-80) без указанного выше свидетельства об испытании. На данный канат имеется сертификат качества. Данный канат приобретался для замены пришедших в негодность грузовых (стреловых, монтажных) канатов на грузоподъёмных кранах. На сегодняшний день есть необходимость замены стрелового и монтажного канатов, с указанным выше условным обозначением на башенном кране (1990 года выпуска).
В соответствии с требованиями пункта 13 Правил, к грузоподъёмным кранам, эксплуатируемым в Республике Беларусь, спроектированным и изготовленным до введения в действие ТР ТС 010/2011, а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, действие которых на них распространяется, в части их устройства применяются требования технических нормативных правовых актов, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также указанные в эксплуатационной документации изготовителя.
Просим дать разъяснения:
-
о возможности применения данного каната на башенном кране в качестве стрелового и монтажного;
-
о возможности и порядке проведения процедуры подтверждения соответствия в Республике Беларусь данного каната с получением необходимого свидетельства об испытании для возможности применения данного каната на грузоподъёмных кранах.
Пункт 29 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66, устанавливает, что применение на грузоподъемных кранах стальных канатов без свидетельства об испытаниях по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении формы свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления» (далее – Решение Коллегии), не допускается.
Согласно пункту 1 Правил оформления свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент, утвержденных Решением Коллегии, свидетельство Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент (далее – свидетельство ЕАЭС) оформляется заявителями, в качестве которых выступают зарегистрированные в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем, уполномоченным изготовителем лицом (для серийно выпускаемой продукции и для партии продукции) либо продавцом (для партии продукции).
На основании изложенного, применение на башенном кране указанного в обращении стального каната без свидетельства ЕАЭС не допускается. За получением свидетельства ЕАЭС следует обратиться к изготовителю стального каната, уполномоченному изготовителем лицу либо продавцу.
Организация просит проконсультировать по нижеперечисленным вопросам, которые возникли при рассмотрении вопросов подготовки и очередной проверки знаний лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъёмными кранами, не относящиеся к потенциально опасным объектам (электрические тельферы, краны мостового типа грузоподъёмностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, а также управляемые дистанционно по радиоканалу):
1. Какова периодичность подготовки и периодической проверки знаний лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, не относящимся к потенциально опасным объектам?
2. Возможно ли проводить периодическую проверку знаний лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, не относящихся к потенциально опасным объектам, в комиссии нашего предприятия и какие требования предъявляются для данной комиссии?
3. Какая форма протокола периодической проверки знаний?
В соответствии с пунктом 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), по решению субъекта хозяйствования требования указанных правил могут быть применены для организации эксплуатации и производства работ грузоподъемными кранами, не относящимися к потенциально опасным объектам.
Основные требования по организации безопасной эксплуатации и к производству работ грузоподъемными кранами определены главами 21 и 24 Правил.
Учитывая изложенное, в случае добровольного применения в субъекте хозяйствования требований Правил для организации эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов, не относящихся к потенциально опасным объектам, требования глав 21, 24 Правил являются обязательными. Следовательно, эксплуатация и производство работ с применением грузоподъемных кранов, перечисленных в пункте 5 Правил, должна осуществляться с соблюдением этих требований без изъятия.
В соответствии с пунктом 338 Правил для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в субъекте промышленной безопасности обеспечивается проведение проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности и определяется перечень лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, подлежащих подготовке по вопросам промышленной безопасности.
Подготовка лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, в соответствии с пунктом 15 Правил, осуществляется с периодичностью не реже, чем один раз в пять лет.
Подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъектов промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).
В соответствии с пунктом 9 Инструкции периодическая проверка знаний лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, проводится не реже одного раза в три года.
В соответствии с пунктом 16 Инструкции лица, ответственные за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, периодическую проверку знаний проходят в комиссиях, создаваемых в Госпромнадзоре.
При этом, прохождение периодической проверки знаний в комиссии субъекта промышленной безопасности возможно, при наличии у субъекта промышленной безопасности разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний.
Получение разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности осуществляется согласно пункту 19.26.1. Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.
Требования, предъявляемые к комиссии по промышленной безопасности, определены Инструкцией о порядке создания
и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 6 июля 2016 г. № 31.
Форма протокола периодической проверки знаний по вопросам промышленной безопасности установлена приложением к Инструкции.
Организация просит дать разъяснение о необходимости наличия у проектной организации специального разрешения (лицензии) МЧС РБ на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) оказания услуг по проектированию потенциально опасных объектов и (или) эксплуатируемых на них технических устройств: подъемных сооружений (лифты электрические, оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов) при разработке проектной документации на замену лифтов и оборудования диспетчерского контроля за их работой.
Законодательством в области промышленной безопасности, а также в области лицензирования не устанавливаются требования по наличию в организации, осуществляющей разработку проекта (проектно-сметной документации) на замену (установку) лифтов и оборудования диспетчерского контроля за их работой, специального разрешения (лицензии) на право осуществления детальности в области промышленной безопасности.
1. Нужно ли оборудовать пожарным режимом грузовые лифты с распашными дверями шахты и кабины (привод дверей кабины механический);
2. Имеются ли качественные, количественные, временные и иные требования к обеспечению связи кабины лифта с диспетчерским пунктом при ее работе в разных режимах (нормальная работа и работа в аварийном режиме при отсутствии основного питания лифта).
1. С 15 февраля 2013 г. в отношении лифтов вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011).
В соответствии с пунктом 1.31 Приложения 1 к ТР ТС 011/2011 к лифтам установлено требование безопасности о наличии мер, обеспечивающих возможность пассажирам безопасно покинуть кабину лифта при возникновении пожарной опасности в здании (сооружении).
Требования пожарной безопасности к лифтам устанавливает межгосударственный стандарт ГОСТ 34442-2018 «Лифты. Пожарная безопасность» (далее – ГОСТ 34442).
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ 34442 распространяется на новые лифты, предназначенные для транспортирования людей или людей и грузов, устанавливаемые в зданиях, оборудованных системой пожарной сигнализации. Стандарт может быть использован в качестве базы для повышения пожарной безопасности находящихся в эксплуатации лифтов.
Алгоритм работы лифта после получения сигнала о возникновении пожара в здании (включение режима работы лифта «Пожарная опасность») определен пунктом 5.3 ГОСТ 34442, в том числе для лифтов с автоматическим приводом дверей, дверями ручного закрывания или с неавтоматическим приводом.
Грузовой лифт, предназначенный для транспортирования грузов без сопровождения людьми, оборудованный наружным управлением, по размеру кабины и дверей шахты не исключает свободный доступ в нее человека (загрузка, выгрузка груза и другое).
В соответствии с пунктом 10 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), к лифтам, эксплуатируемым в Республике Беларусь, сконструированным и изготовленным до введения в действие ТР ТС 011/2011, применяются требования указанные в эксплуатационных документах изготовителя и технических нормативных правовых актах, согласно которым они спроектированы и изготовлены.
Таким образом, грузовые лифты с дверями ручного закрывания или с неавтоматическим приводом (с распашными дверями шахты и кабины), изготовленные в период действия ТР ТС 011/2011, должны быть оборудованы пожарным режимом.
2. Согласно пункту 4.2.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 34441-2018 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования. Требования к двусторонней переговорной связи с диспетчерской службой» устройство диспетчерского контроля должно обеспечивать передачу вызова и осуществление двусторонней переговорной связи между пользователями, находящимися в кабине лифта, и персоналом диспетчерской службы в соответствии
с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33984.1-2016 «Лифт. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов» (пункт 5.12.3).
Пунктом 31 Правил установлено, что электропитание технического устройства (оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов) должно быть независимым от электропитания лифта. Техническое устройство должно быть снабжено резервным источником электропитания, обеспечивающим его работу в течение не менее 60 минут с момента отключения основного электропитания.
Параметры (показатели) качества электросвязи (связи кабины лифта с пунктом диспетчерского контроля) определены Приложением к Правилам оказания услуг электросвязи, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 августа 2006 г. № 1055.
Согласно п. 7 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов технические устройства, указанные в п. 3 указанных Правил, должны соответствовать определённым требованиям промышленной безопасности. Прошу разъяснить какая документация должна прилагаться к грузоподъёмной таре, изготовленной с применением сварки, указанной в п. 3 Правил для её приобретения и эксплуатации
На тару, изготавливаемую с применением сварки, предназначенную для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, распространяются действия Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила).
По нашему мнению, действие технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 на тару не распространяется и подтверждения соответствия требованиям указанного технического регламента не требуется.
Изготовление тары, применяемой на грузоподъемных кранах, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Правил, осуществляется изготовителем при наличии разрешения Госпромнадзора, полученного в соответствии с подпунктом 19.19.1 пункта 19.19 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.
В соответствии с пунктами 63, 64 Правил тара должна снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием заводского номера, паспортной грузоподъемности, даты испытания и документами изготовителя, подтверждающими качество изготовления.
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 19822-88 «Тара производственная. Технические условия» на каждую единицу тары должны быть нанесены: дата изготовления; товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение; масса тары, кг; масса брутто, кг. Каждая партия должна сопровождаться паспортом или формуляром по ГОСТ 2.601-2013 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы».
Таким образом, на таре должна быть нанесена заводская маркировка (прикреплена металлическая бирка). К ней прилагаются сопровождающие документы изготовителя предусмотренные проектной (конструкторской) документацией, паспорт (формуляр) на партию поставки, а также документы, подтверждающие качество изготовления, включающие сведения о наличии у изготовителя разрешения Госпромнадзора.
В связи с вступлением в силу 02.06.2022 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04 марта 2022 г. № 22 «Об утверждении регламентов административных процедур», которым утверждён регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования по подпункту 3.9.3 «Получение заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации (в части эксплуатационной надёжности и промышленной безопасности)» имеющей особенности относительно подъёмных сооружений и аттракционов, по которым данная процедура не осуществляется (соответствующее решение закреплено в п.1.3 регламента), просим разъяснить необходимость получения заключений в отношении лифтового оборудования и грузоподъёмных кранов, относящихся к потенциально опасным объектам.
В соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» и правилами по обеспечению промышленной безопасности подъемные сооружения, в том числе в составе объектов строительства, до ввода в эксплуатацию подлежат обязательному техническому освидетельствованию. В ходе технического освидетельствования подъемных сооружений после окончания монтажа и наладки проверяется соответствие их технического состояния и установки требованиям проектной документации, эксплуатационной документации и правил по обеспечению промышленной безопасности, проводятся испытания и контрольные пуски, оценивается система эксплуатации.
Результаты технического освидетельствования оформляются актами (протоколами) и заносятся в паспорт (формуляр) потенциального опасного объекта.
Таким образом, соответствие имеющего в своем составе подъемные сооружения объекта строительства разрешительной и проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и промышленной безопасности подтверждается положительными результатами их технического освидетельствования.
Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 марта 2022 г. № 22, которым утвержден регламент административной процедуры по подпункту единого перечня 3.9.3 «Получение заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации (в части эксплуатационной надежности и промышленной безопасности)», установлено, что соответствующая административная процедура не осуществляется в отношении подъемных сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам.
Таким образом, получение заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации в отношении подъемных сооружений (лифтов, грузоподъемных кранов), относящихся к потенциально опасным объектам, не требуется.
В структурных подразделениях организации эксплуатируются грузоподъёмные краны (мостового, полумостового типа, автомобильные).
Имеются стропальщики, допущенные к строповке грузов в разных цехах филиалов. Большая часть стропальщиков проходили обучение 10-20 лет назад в учебных центрах, пунктах. Имеют удостоверения старого образца с отметкой в удостоверениях инспектора Госпромнадзора.
На основании удостоверений старого образца в филиалах после проверки знаний локальных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности комиссиями по промышленной безопасности стропальщикам выданы удостоверения нового образца.
Вопрос. Имеют ли право такие стропальщики быть допущенными к строповке грузов при работе грузоподъёмных кранов? Если нет, то на основании требований конкретно каких ТНПА мы должны отстранять таких стропальщиков от работы с грузоподъёмными кранами.
Частью четвертой статьи 31 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» установлено, что рабочим по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, прошедшим проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, выдается удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов (далее – удостоверение) в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, удостоверение выдается после прохождения первичной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о проверке знаний).
В соответствии с пунктом 24 Инструкции о проверке знаний к проверке знаний допускаются рабочие, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (документами об обучении), в том числе свидетельством установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.
Учитывая изложенное, выдача удостоверений работникам, у которых наличие профессии «стропальщик» не подтверждено документами
об образовании (документами об обучении), не соответствует требованиям промышленной безопасности.
Согласно требованиям пункта 347 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2022 г. № 66 (далее – Правила), к строповке грузов допускаются работники, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию рабочего, прошедшие проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющие при себе удостоверение.
Учитывая требования пункта 347 Правил Госпромнадзор считает, что субъект промышленной безопасности не вправе допускать к строповке грузов работников, у которых наличие профессии «стропальщик» не подтверждено документами об образовании (документами об обучении).
Просим разъяснить необходимость получения специального разрешения (лицензии) на выполнение работ по изготовлению, монтажу, пуско-наладке и техническому обслуживанию грузовых подъёмников, подъёмных платформ вертикального и наклонного перемещения для инвалидов и маломобильных групп населения на территории Республики Беларусь, а также необходимость регистрации их в органах Госпромнадзора Республики Беларусь.
В соответствии с приложениями 1 и 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» грузовые подъемники, предназначенные только для транспортирования грузов, платформы для маломобильных групп населения не входят в перечни опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, соответственно, регистрации в Госпромнадзоре не подлежат. На выполнение работ (оказание услуг) по их изготовлению, монтажу, наладке и обслуживанию специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности не требуется.
В случае замены цепи, стального каната, текстильного каната, ленты на аттракционе, находящимся в эксплуатации, на цепи, стальные канаты, текстильные канаты и ленты, конструкция и характеристики которых отличаются от указанных в формуляре аттракциона, необходимо получить согласование о возможности такой замены от проектировщика, изготовителя аттракциона или специализированной организации в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию аттракционов данного вида (типа).
Прошу подтвердить, что в случае, если конструкция и характеристики заменяемой детали, критического компонента приобретаемых у иных поставщиков, не отличаются от указанных в формуляре аттракциона, письменное согласование завода-изготовителя в данном случае не требуется.
В соответствии с пунктом 49 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 67 (далее – Правила), качество материала и комплектующих изделий, применяемых для ремонта и обслуживания аттракционов, должно быть подтверждено документом изготовителя, подтверждающим качество изготовления, и входным контролем.
Таким образом, Правилами не предусмотрено согласование с изготовителем аттракциона применение для ремонта и обслуживания аттракционов комплектующих изделий (запасных частей, критических компонентов), удовлетворяющих требованиям пункта 49 Правил, а также параметрам и техническим характеристикам, предусмотренным документами изготовителя аттракциона (указанным в формуляре).
Вместе с тем, использование таких комплектующих допускается без согласования с изготовителем аттракциона, если иное не определено в эксплуатационных документах изготовителя аттракциона.
Назад