Профилактика нарушения лицензионных требований
В соответствии с абзацем четвертым статьи 90 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон) одним из требований, предъявляемых к лицензиату, является наличие заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам проводимой Госпромнадзором не реже одного раза в три года экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям (далее – экспертиза), для работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: проектирование, монтаж, наладка, обслуживание, техническое диагностирование, ремонт потенциально опасных объектов, технических устройств; проектирование, монтаж объектов магистральных трубопроводов, газораспределительной системы и газопотребления.
По состоянию на 25 ноября 2024 года Единый реестр лицензий содержит сведения о 1679 действующих лицензиях, о 64 приостановленных лицензиях.
С целью профилактики нарушения лицензионного требования информируем, что на сайте Госпромнадзора, во вкладке «Лицензирование» размещен список лицензиатов, содержащий информацию по датам заключения.
Анализ данного списка лицензиатов свидетельствует о следующем: в период с ноября 2024 года до марта 2025 года сроки по прохождению экспертизы и получению заключения подойдут для 357 лицензиатов.
Обращение лицензиата за проведением экспертизы, прохождение ее и получение заключения, составленного по результатам экспертизы, должно быть осуществлено в срок, позволяющий соблюсти требования Закона.
При подготовке к прохождению экспертизы необходимо, среди прочего, обратить внимание на следующее:
наличие актуальных протоколов проверки знаний, в том числе протоколов, связанных с прохождением внеочередных проверок знаний при принятии (изменении) актов законодательства в области промышленной безопасности;
своевременное обеспечение прохождения подготовки (переподготовки) работников;
Справочно:
В период с ноября 2021 года - по ноябрь 2024 года вступили в силу следующие технические нормативные правовые акты в области промышленной безопасности:
Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З
«О лицензировании» (в редакции от 05.01.2024);
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 87-З
«О магистральном трубопроводном транспорте» (в редакции
от 12.07.2022);
Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:
от 27 декабря 2022 г. № 84 «Правила по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»;
от 1 февраля 2021 г. № 5 «Правила по обеспечению промышленной безопасности котельных с установленными в них паровыми котлами с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейными котлами с температурой нагрева воды не выше 115°С» (в редакции от 05.01.2023);
от 22 декабря 2018 г. № 66 «Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов» (в редакции от 25.03.2024);
от 30 декабря 2020 г. № 56 «Правила по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских» (в редакции от 05.01.2023);
от 27 декабря 2019 г. № 67 «Правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов» (в редакции от 30.12.2022);
от 5 декабря 2022 г. № 66 «Правила по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения»;
от 17 мая 2021 г. № 34 «Правила по обеспечению промышленной безопасности при бурении скважин» (в редакции от 04.02.2022);
от 14 декабря 2023 г. № 67 «Правила по обеспечению промышленной безопасности при разработке подземным способом месторождений каменной и калийных солей»;
учитывать, что Положение о системе контроля за качеством осуществления деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников (далее – Положение о системе контроле) должно соответствовать требованиям Инструкции о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников лицензиата, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 декабря 2022 г. № 78 «О разработке и функционировании систем контроля»;
и иное.
Необходимо отметить, что при проведении экспертизы одной из причин несоответствия лицензиата лицензионным требованиям, выявленного экспертами Госпромнадзора, является некорректно составленное Положение о системе контроля:
не указаны или не в полном объеме указаны работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности, которые лицензиат осуществляет;
не конкретизированы квалификационные требования (уровень подготовки, образование, периодичность повышения квалификации и иные) к работникам, в том числе находящимся в гражданско-правовых отношениях с лицензиатом, которые выполняют работы и (или) оказывают услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности;
отсутствует перечень нормативных документов или он не актуализирован;
кроме того, могут быть не определены:
порядок выполнения работ и (или) услуг, установленный нормативными документами;
порядок контроля качества выполненных работ и (или) услуг,
перечень лиц (структурных подразделений) в соответствии с организационно-штатной структурой, обеспечивающих надлежащее выполнение работ и (или) услуг, а также проведение контроля;
порядок оформления исполнительской документации по результатам выполнения работ и (или) услуг (журналов, актов, протоколов и иных);
порядок внесения изменений в Положение о системе контроля.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Лицензиату необходимо не только разработать Положение о системе контроля, но и обеспечить функционирование данной системы. Функционирование системы контроля обеспечивается, в том числе и выполнением лицензиатом требований нормативных документов.
Обращаем внимание!
В случае непредставления заключения по результатам экспертизы, в установленный лицензионным законодательством срок, лицензирующий орган, руководствуясь подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 35 Закона, пунктом 9.1 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2022 г. № 405, выносит лицензиату предписание об устранении нарушения законодательства о лицензировании (далее – предписание). Лицензирующий орган вправе одновременно с вынесением предписания приостановить лицензию сроком до 6 месяцев.
Справочно:
В период с января до 25 ноября 2024 года было вынесено предписание с одновременным приостановлением лицензии 116 лицензиатам. Возобновлено действие лицензии после устранения выявленных нарушений 44 лицензиатам.
Лицензиат, получивший уведомление о приостановлении лицензии, обязан прекратить выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Лицензиат, устранивший выявленное нарушение лицензионного законодательства, обязан уведомить Госпромнадзор об устранении нарушения, повлекшего за собой вынесение предписания, приостановление лицензии, с приложением документов, подтверждающих устранение.
В случае неустранения выявленного лицензирующим органом нарушения (не предоставление заключения о соответствии лицензиата лицензионным требованиям) в сроки, определенные предписанием, повлекшее за собой приостановление лицензии, не уведомление лицензирующего органа об устранении, лицензирующий орган в течение месяца со дня окончания срока для устранения указанного нарушения, принимает решение о прекращении лицензии.
ВНИМАНИЕ!
Лицензиату, которому была прекращена лицензия по вышеуказанной причине, в течение года со дня прекращения лицензии, будет отказано в предоставлении лицензии или в изменении (расширения) лицензии в случае прекращения лицензии в части конкретных работ и (или) услуг. Кроме того, лицензиату, допустившему нарушение, повлекшее вынесение предписания либо и (или) приостановление лицензии, в том числе в части, также будет отказано в предоставлении лицензии и в изменении (расширении) лицензии по определенным работам, если лицензирующий орган прекратил данную лицензию на основании, направленного лицензиатом уведомления о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, в период действия вынесенного предписания либо приостановления лицензии.
По состоянию на 25 ноября 2024 года Единый реестр лицензий содержит сведения о 1679 действующих лицензиях, о 64 приостановленных лицензиях.
С целью профилактики нарушения лицензионного требования информируем, что на сайте Госпромнадзора, во вкладке «Лицензирование» размещен список лицензиатов, содержащий информацию по датам заключения.
Анализ данного списка лицензиатов свидетельствует о следующем: в период с ноября 2024 года до марта 2025 года сроки по прохождению экспертизы и получению заключения подойдут для 357 лицензиатов.
Обращение лицензиата за проведением экспертизы, прохождение ее и получение заключения, составленного по результатам экспертизы, должно быть осуществлено в срок, позволяющий соблюсти требования Закона.
При подготовке к прохождению экспертизы необходимо, среди прочего, обратить внимание на следующее:
наличие актуальных протоколов проверки знаний, в том числе протоколов, связанных с прохождением внеочередных проверок знаний при принятии (изменении) актов законодательства в области промышленной безопасности;
своевременное обеспечение прохождения подготовки (переподготовки) работников;
Справочно:
В период с ноября 2021 года - по ноябрь 2024 года вступили в силу следующие технические нормативные правовые акты в области промышленной безопасности:
Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З
«О лицензировании» (в редакции от 05.01.2024);
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 87-З
«О магистральном трубопроводном транспорте» (в редакции
от 12.07.2022);
Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:
от 27 декабря 2022 г. № 84 «Правила по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»;
от 1 февраля 2021 г. № 5 «Правила по обеспечению промышленной безопасности котельных с установленными в них паровыми котлами с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейными котлами с температурой нагрева воды не выше 115°С» (в редакции от 05.01.2023);
от 22 декабря 2018 г. № 66 «Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов» (в редакции от 25.03.2024);
от 30 декабря 2020 г. № 56 «Правила по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских» (в редакции от 05.01.2023);
от 27 декабря 2019 г. № 67 «Правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов» (в редакции от 30.12.2022);
от 5 декабря 2022 г. № 66 «Правила по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения»;
от 17 мая 2021 г. № 34 «Правила по обеспечению промышленной безопасности при бурении скважин» (в редакции от 04.02.2022);
от 14 декабря 2023 г. № 67 «Правила по обеспечению промышленной безопасности при разработке подземным способом месторождений каменной и калийных солей»;
учитывать, что Положение о системе контроля за качеством осуществления деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников (далее – Положение о системе контроле) должно соответствовать требованиям Инструкции о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников лицензиата, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 декабря 2022 г. № 78 «О разработке и функционировании систем контроля»;
и иное.
Необходимо отметить, что при проведении экспертизы одной из причин несоответствия лицензиата лицензионным требованиям, выявленного экспертами Госпромнадзора, является некорректно составленное Положение о системе контроля:
не указаны или не в полном объеме указаны работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности, которые лицензиат осуществляет;
не конкретизированы квалификационные требования (уровень подготовки, образование, периодичность повышения квалификации и иные) к работникам, в том числе находящимся в гражданско-правовых отношениях с лицензиатом, которые выполняют работы и (или) оказывают услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности;
отсутствует перечень нормативных документов или он не актуализирован;
кроме того, могут быть не определены:
порядок выполнения работ и (или) услуг, установленный нормативными документами;
порядок контроля качества выполненных работ и (или) услуг,
перечень лиц (структурных подразделений) в соответствии с организационно-штатной структурой, обеспечивающих надлежащее выполнение работ и (или) услуг, а также проведение контроля;
порядок оформления исполнительской документации по результатам выполнения работ и (или) услуг (журналов, актов, протоколов и иных);
порядок внесения изменений в Положение о системе контроля.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Лицензиату необходимо не только разработать Положение о системе контроля, но и обеспечить функционирование данной системы. Функционирование системы контроля обеспечивается, в том числе и выполнением лицензиатом требований нормативных документов.
Обращаем внимание!
В случае непредставления заключения по результатам экспертизы, в установленный лицензионным законодательством срок, лицензирующий орган, руководствуясь подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 35 Закона, пунктом 9.1 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2022 г. № 405, выносит лицензиату предписание об устранении нарушения законодательства о лицензировании (далее – предписание). Лицензирующий орган вправе одновременно с вынесением предписания приостановить лицензию сроком до 6 месяцев.
Справочно:
В период с января до 25 ноября 2024 года было вынесено предписание с одновременным приостановлением лицензии 116 лицензиатам. Возобновлено действие лицензии после устранения выявленных нарушений 44 лицензиатам.
Лицензиат, получивший уведомление о приостановлении лицензии, обязан прекратить выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Лицензиат, устранивший выявленное нарушение лицензионного законодательства, обязан уведомить Госпромнадзор об устранении нарушения, повлекшего за собой вынесение предписания, приостановление лицензии, с приложением документов, подтверждающих устранение.
В случае неустранения выявленного лицензирующим органом нарушения (не предоставление заключения о соответствии лицензиата лицензионным требованиям) в сроки, определенные предписанием, повлекшее за собой приостановление лицензии, не уведомление лицензирующего органа об устранении, лицензирующий орган в течение месяца со дня окончания срока для устранения указанного нарушения, принимает решение о прекращении лицензии.
ВНИМАНИЕ!
Лицензиату, которому была прекращена лицензия по вышеуказанной причине, в течение года со дня прекращения лицензии, будет отказано в предоставлении лицензии или в изменении (расширения) лицензии в случае прекращения лицензии в части конкретных работ и (или) услуг. Кроме того, лицензиату, допустившему нарушение, повлекшее вынесение предписания либо и (или) приостановление лицензии, в том числе в части, также будет отказано в предоставлении лицензии и в изменении (расширении) лицензии по определенным работам, если лицензирующий орган прекратил данную лицензию на основании, направленного лицензиатом уведомления о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, в период действия вынесенного предписания либо приостановления лицензии.