На сайт МЧС

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

Показать ответ 

Согласно приложению 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности», а также в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614 определен перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, в отношении которых выполнение работ подлежит лицензированию.

В перечне технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, имеются компрессоры и компрессорные агрегаты.

Просим Вас разъяснить подлежит ли лицензированию в области промышленной безопасности выполнение работ по наладке, обслуживанию и ремонту привода компрессора (паровая турбина, газовая турбина, электродвигатель), а также вспомогательного оборудования (маслонасосы, конденсатные насосы) компрессорного агрегата.

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь  от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и/или услуги по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностированию и ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию в области промышленной безопасности, определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

Компрессоры и компрессорные агрегаты включены в перечень технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, сюда же кроме прочего включены насосы и насосные агрегаты.

Согласно ГОСТ 28567-90 «Компрессоры. Термины и определения»:

  • компрессор – энергетическая машина или устройство для повышения давления и перемещения газа или их смесей (рабочей среды);

  • компрессорный агрегат – компрессор (или компрессоры) с приводом;

  • компрессорная установка – компрессорный агрегат с дополнительными системами, обеспечивающими его работу;

  • привод компрессора – двигатель компрессора и устройства для передачи подводимой энергии компрессору.

Работа компрессорного агрегата без дополнительного оборудования (такого как маслонасосы, конденсатные насосы) не возможна.

Согласно изложенному, на выполнение работ по наладке, обслуживанию и ремонту привода компрессора, а также вспомогательного оборудования компрессорного агрегата, эксплуатируемого на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, необходимо иметь лицензию Госпромнадзора.

 

 

Показать ответ 

Прошу разъяснить требования законодательства о необходимости получения лицензии или разрешения (свидетельства) Госпромнадзора на право проведения технического диагностирования сосудов, работающих под избыточным давлением (баллонов для сжатого воздуха, кислорода, азота, аргона, гелия, обезвоженной углекислоты емкостью до 80 л и давлением до 40 МПа).

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, одним из видов работ (услуг), составляющих деятельность области промышленной безопасности, является техническое диагностирование потенциально опасных объектов.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию в области промышленной безопасности, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В названные перечни в качестве потенциально опасных объектов включены стационарно установленные баллоны емкостью более 100 литров, работающие под давлением пара (газа) более 0,07 МПа.

Исходя из вышеизложенного, баллоны емкостью до 80 литров потенциально опасными объектами в области промышленной безопасности не являются и работы по выполнению технического диагностирования баллонов емкостью до 80 литров лицензированию в области промышленной безопасности не подлежат.

Показать ответ 

Просим разъяснить необходимость получения лицензии на:

  • проектирование систем автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронной-вычислительной и (или) микропроцессорной техники;

  • трубопроводы пара и горячей воды с рабочим давлением более 0,07 Мпа и температурой воды свыше 115 °С,

для выполнения предпроектных (прединвестиционных) и проектных работ по объекту «Изменение схемы подготовки питательной и котловой воды комбинированной установки каталитического крекинга».

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности подлежит деятельность, связанная с потенциально опасными объектами, техническими устройствами.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В случае если при проектировании объекта «Изменение схемы подготовки питательной и котловой воды комбинированной установки каталитического крекинга» работы будут включать проектирование (внесение изменений в проекты) потенциально опасных объектов, технических устройств, данные работы будут подлежать лицензированию в области промышленной безопасности.

На основании вышеизложенного, при проектировании системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной технике объектов и производств с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, равно как и при проектирования трубопроводов пара и горячей воды с рабочим давлением более 0,07 МПа и температурой воды выше 115 оС I категории с номинальным диаметром более 70 мм, II и III категорий с номинальным диаметром более 100 мм необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности.

Показать ответ 

Наше предприятие планирует оказывать услуги по химической промывке и механической очистке:

  • технологических трубопроводов и сосудов

  • котлов паровых, водогрейных и теплообменников

Какие экзамены необходимо сдать нашим специалистам (ИТР) для получения лицензий на право выполнения этих услуг?

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» утверждена, среди прочих, Инструкция о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности (далее – Инструкция). Инструкция устанавливает случаи, порядок подготовки по вопросам промышленной безопасности и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний.

Проверке знаний по вопросам промышленной безопасности подлежат лица указанные в пункте 4 Инструкции. Лица, которые проходят проверку знаний в комиссии Госпромнадзора, определены в пункте 16 Инструкции.

Для лиц предприятия, которые согласно Инструкции обязаны пройти проверку знаний в комиссии Госпромнадзора с целью дальнейшего оказания услуг указанных в обращении (химическая промывка и механическая очистка технологических трубопроводов и сосудов, котлов паровых, водогрейных и теплообменников), необходимо пройти проверку знаний согласно перечня категорий лиц как:

  • лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по обслуживанию технологических трубопроводов;

  • лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по обслуживанию сосудов, работающих под давлением;

  • лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по обслуживанию паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °С;

  • лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по обслуживанию котлов.

Справочно: ознакомиться с перечнем категорий лиц по направлениям промышленной безопасности для прохождения проверки знаний можно на сайте Госпромнадзора. Количество проверок знаний на одного человека, равно количеству выбранных наименований категорий лиц на одного человека.

Показать ответ 

Требуется ли получение специального разрешения (лицензии) для разработки проектно-сметной документации на строительство крана мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемого с пола, при условии, указанном ниже?

Проектно-сметной документацией предусматривается усиление строительных конструкций подкранового пути, замена мостового крана грузоподъемностью 16 тонн, замена системы электроснабжения указанного крана. При этом устанавливаемый мостовой кран предусмотрен заводского исполнения. Проектные решения по установке не нарушают целостности и комплектности заводского оборудования.

На основании пункта 136 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — положение), утвержденного Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, и пункта 6 приложения 1 к положению в области промышленной безопасности лицензируются в том числе работы и (или) услуги по проектированию потенциально опасных объектов.

Перечень потенциально опасных объектов, в отношении которых выполнение работ подлежит лицензированию, определен приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности». В данный перечень включены и подъемные сооружения — грузоподъемные краны (краны мостового типа).

При этом законодательство в области промышленной безопасности не содержит требований к разработке проектно-сметной документации, предусматривающей усиление строительных конструкций подкранового пути, замену мостового крана грузоподъемностью 16 тонн и его системы электроснабжения.

Следовательно, получение специальных разрешений (лицензий), других разрешительных документов в области промышленной безопасности на право разработки вышеуказанной документации не требуется.

Вместе с тем при разработке указанной проектно-сметной документации должны быть учтены рекомендации завода-изготовителя, приведенные в эксплуатационной документации грузоподъемного крана, требования глав 10, 17, 18, 27 приложения 19 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 года № 37, а также требования других технических нормативных правовых актов.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза, выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Евразийского экономического союза.

Показать ответ 

Наша компания принимает участие в конкурсах на закупку запасных частей для насос­ного оборудования. В перечень закупаемого товара входят торцевые уплотнения, на которые конкурсом предусмотрено требование о предоставлении разрешения Госпромнадзора на их использование.

Просим разъяснить необходимость и процедуру получения разрешения Госпромнадзора на использование торцевых уплотнений в случае поставки в качестве запасной части для насоса.

В соответствии с пунктами 1, 2 Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614, а также согласно подпункту 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, Госпромнадзор выдает разрешения (свидетельства) на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности.

На основании изложенного для эксплуатации (применения) в Республике Беларусь уплотнений вращающихся валов насосов, компрессоров, центрифуг, мешалок как самостоятельного технического устройства необходимо наличие разрешения (свидетельства) Госпромнадзора.

Информация о порядке получения разрешения (свидетельства) изложена на сайте Госпромнадзора www.gospromnadzor.mchs.gov.by (раздел «Административные процедуры»).

Показать ответ 
Требуется ли юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности для строительства газопроводов-вводов к одноквартирным, блокированным жилым домам, садовым домикам, которые согласно СТБ 2331-2015 относятся к 5 классу опасности?
В соответствии с пунктом 16 приложения 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности» газопроводы городов и населенных пунктов, включая межпоселковые, относятся к потенциально опасным объектам газораспределительной системы и газопотребления, на которых находятся или могут находиться природный газ с избыточным давлением до 1,2 МПа или сжиженный углеводородный газ с избыточным давлением до 1,6 МПа.
Согласно пункту 8 Положения о газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 368, монтаж газового оборудования (до отключающего устройства газопровода-ввода) для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан осуществляется организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности с указанием составляющей данный лицензируемый вид деятельности работы – монтаж объектов газораспределительной системы.
На основании Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями. Индивидуальным предпринимателям специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности не выдается.
Таким образом, работы по монтажу газопроводов-вводов к жилым домам (кроме вводных и внутридомовых газопроводов жилых домов) могут выполняться только юридическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности.
Показать ответ 
Наша организация имеет лицензию на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 перечня работ и услуг, указанных в нашей лицензии, мы имеем право выполнять монтаж (без применения сварки) паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °C. Имеет ли право наша организация при монтаже котельного оборудования выполнять монтаж разделов АТМ, АГСВ и сигнализации данного оборудования на водогрейных котлах с температурой нагрева воды не выше 115 °C?
В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Положение), лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и (или) услуги, в том числе по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту потенциально опасных объектов, указанных в приложении 2 к Закону Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон), технических устройств.
Согласно пункту 136 главы 14 Положения к техническим устройствам относятся технические устройства, включенные в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 05.08.2016 № 614 (далее – Перечень), а также паровые котлы с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой нагрева воды не выше 115 °C единичной тепловой мощностью 100 кВт и более.
В соответствии с пунктом 4 Перечня к техническим устройствам, эксплуатируемым на потенциально опасных объектах, относятся системы автоматики безопасности и регулирования работы котлов.
Согласно пункту 16 приложения 2 к Закону к потенциально опасным объектам газораспределительной системы и газопотребления относятся средства безопасности, регулирования и защиты, а также системы автоматизированного управления технологическими процессами распределения и потребления газа.
Таким образом, для выполнения монтажа систем автоматизированного управления технологическими процессами распределения и потребления газа на объектах газораспределительной системы и газопотребления, систем автоматики безопасности и регулирования работы котлов и их горелок для оборудования, работающего под избыточным давлением, необходимо внести соответствующие дополнения в вышеуказанную лицензию.
Показать ответ 
Разъясните порядок действий лицензиатов после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 379 379 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь»
Для многих лицензиатов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, вступление в силу с 23 января 2017 года Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2015 № 379 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 379) вызовет необходимость внесения в ранее полученные ими лицензии ряда изменений и (или) дополнений.
Указом № 379 внесены корректировки в перечень работ и услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности, в соответствии с которыми вводится лицензирование ряда работ в отношении потенциально опасных объектов, ранее не подлежавших лицензированию. Кроме того даны новые редакции терминов и определений, используемых для целей лицензирования деятельности в области промышленной безопасности, приведены в соответствие с изменившимся законодательством лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что действовавший ранее и применявшийся, в том числе и для целей лицензирования, Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих экспертизе, утвержденный постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.12.2004 № 47, утратил силу с 27 августа 2016 года. Заменивший его Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614 (далее – Перечень), существенно отличается от него по целому ряду позиций.
В соответствии с подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 3 Указа № 379 юридические лица Республики Беларусь и иностранные организации, выполняющие и (или) оказывающие на день вступления в силу настоящего Указа работы и (или) услуги, составляющие деятельность в области промышленной безопасности, не подлежащие лицензированию в соответствии с актами законодательства до вступления в силу настоящего Указа и подлежащие лицензированию согласно Указу № 379, вправе в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Указа:
выполнять такие работы и (или) оказывать такие услуги без специальных разрешений (лицензий). При намерении в дальнейшем выполнять данные работы и (или) оказывать данные услуги они должны получить специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности либо внести в них изменения и (или) дополнения в соответствии с настоящим Указом;
внести изменения и (или) дополнения в специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности с составляющей работой (услугой) - эксплуатация опасных производственных объектов, выданные до 01.03.2016, в части выполнения работ по обслуживанию и (или) ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614. В данном случае проведение экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям не требуется.
Что же все это означает на практике? Попробуем разобраться на конкретном примере.
Лицензиат ООО «ХХХ» на дату вступления в силу Указа № 379 (23 января 2017 года) имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, в перечень работ и услуг которого включены работы (услуги) по эксплуатации опасных производственных объектов, монтажу и наладке технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
Для начала ООО «ХХХ» следует уточнить, руководствуясь нормами Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности», к какому из трех типов опасности относится каждый из указанных в лицензии опасных производственных объектов. В том случае, если названные объекты относятся к III типу опасности либо перешли в разряд потенциально опасных объектов, работы по их эксплуатации из лицензии следует исключить путем внесения в нее соответствующих изменений.
При намерении самостоятельно выполнять работы по обслуживанию и (или) ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, в отношении исключаемых из лицензии объектов, ООО «ХХХ» помимо вышеуказанных изменений следует внести в лицензию соответствующие дополнения.
При условии обращения за внесением в лицензию названных изменений и (или) дополнений в установленный пунктом 3 Указа № 379 трехмесячный срок (до 23 апреля текущего года), проведение экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям для внесения дополнений не потребуется.
Что касается работ и (или) услуг по монтажу и наладке технических устройств, то их следует привести в соответствие с нормами Указа № 379 и Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, путем внесения в лицензию соответствующих изменений. При этом следует учитывать, что технические устройства и потенциально опасные объекты, работы и (или) услуги, по монтажу и наладке которых ранее не требовали наличия лицензии (экономайзеры, краны-манипуляторы и пр.), могут быть добавлены в лицензию только путем внесения в нее дополнений после проведения соответствующей экспертизы.
Показать ответ 
Какие организации имеют разрешение Госпромнадзора на право разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов?
Перечень организаций, имеющих разрешение Госпромнадзора на право разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Срок действия:     05.04.2012-05.04.2017    № разрешения 05-1025-2012
Выдано:     Обособленному подразделению Белорусский научно-исследовательский и проектный институт нефти Республиканского унитарного предприятия «Производственное объединение «Белоруснефть»
На право:    разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности.

Срок действия:    26.06.2013- 26.06.2018    № разрешения 05-1055-2013
Выдано:    ООО "НЦИР "РИЗИКОН"
На право:     разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов; проведения экспертизы деклараций промышленной безопасности; расчета относительных энергетических потенциалов взрывоопасных технологических блоков.

Срок действия:    27.06.2012 - 27.06.2017    № разрешения 08-708-2012
Выдано:     УО «Полоцкий государственный университет»
На право:     разработки и проведения экспертизы деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов магистральных трубопроводов и опасных производственных объектов газораспределительной системы и газопотребления.

Срок действия:    27.06.2012 - 27.06.2017    № разрешения 08-710-2012
Выдано:    ЧПУП «Системавтоматика»
На право:     разработки и проведения экспертизы деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов магистральных трубопроводов.

Срок действия:    08.08.2012 - 08.08.2017 № разрешения 08-719-2012
Выдано:    ОДО «Стройкомплекстехника»
На право:     разработки и проведения экспертизы деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов магистральных трубопроводов и систем газопотребления (газонаполнительные станции).

Срок действия:     14.10.2013-13.10.2018    № разрешения 05-1063-2013
Выдано:    ОАО "Пластполимер"
На право:    разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности.

Срок действия:     31.12.2013    - 30.12.2018    № разрешения  11-1-459-2013
Выдано:    Публичному акционерному обществу «Украинский институт по проектированию нефтеперерабатывающих и   нефтехимических предприятий «УКРНЕФТЕХИМПРОЕКТ»
На право:     разработки проектов технологических процессов и производств, в которых обращаются высокотоксичные, токсичные и сильнодействующие вещества, включая их хранение, а также процессов и производств, где возможно образование взрывоопасных сред;  расчета относительных энергетических потенциалов взрывоопасных технологических блоков; разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Срок действия:    15.07.2014    - 19.08.2019    № разрешения     11-1-124-2014
Выдано:    ОАО «Гродненский научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза»
На право:     На право разработки проектов технологических процессов и производств, в которых обращаются высокотоксичные, токсичные и сильнодействующие вещества, включая их хранение, а также процессов и производств, где возможно образование взрывоопасных сред; расчета относительных энергетических потенциалов взрывоопасных технологических блоков; разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов; проведение экспертизы промышленной безопасности (в части экспертизы деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов).

Срок действия:    08.09.2014    - 07.09.2019    № разрешения  11-1-210-2014
Выдано:    Закрытому акционерному обществу «Инженерно-экологический центр «БЕЛИНЭКОМП»
На право:      На право разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также объектов, где хранятся, транспортируются (без выхода на автомобильные дороги, железнодорожные пути общего пользования) горючие жидкости с температурой вспышки  до 61оС в закрытом тигле в количестве свыше 50000 т, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах.

Срок действия:    19.09.2014    - 05.04.2019    № разрешения  11-1-216-2014
Выдано:    Республиканскому унитарному предприятию «Производственное объединение «Белоруснефть»
На право:     На право разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов обособленным подразделением Белорусский научно-исследовательский и проектный институт нефти (246003, г. Гомель, ул. Книжная, 15Б, лабораторный корпус).

Срок действия:    25.02.2015    - 28.02.2020    № разрешения      11-1-044-2015
Выдано:    Открытому акционерному обществу «БЕЛГОРХИМПРОМ»
На право:     На право разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (шламохранилища ОАО «Беларуськалий»).

Срок действия:    23.02.2015     - 22.01.2021    № разрешения  11-1-039-2016
Выдано:    Иностранному проектному унитарному предприятию «СОЮЗНЕФТЕХИМПРОЕКТ»
На право:     На право разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности Республики Беларусь; На право проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности Республики Беларусь.

Срок действия:    24.02.2016    - 23.02.2021    № разрешения 11-1-043-2016
Выдано:    Закрытому акционерному обществу «Инженерно-экологический центр «БЕЛИНЭКОМП»
На право:     На право проведения экспертизы промышленной безопасности: декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностей, производств спиртов этиловых, аммиачных холодильных установок, складов хлора и хлораторных, объектов хранения ЛВЖ и ГЖ в соответствии с требованиями законодательства  Республики Беларусь в области промышленной безопасности.

Срок действия:    01.08.2016    - 31.07.2021    № разрешения  11-1-120-2016
Выдано:    Научно-производственному республиканскому дочернему унитарному предприятию «Технолит»
На право:     На право разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов литейного производства, на которых получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.


Показать ответ 

Требуется ли разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право изготовления для эксплуатации (применения) технических устройств «Металлоконструкции резервуаров вертикальных стальных цилиндрических объемом от 100 до 120 000 м3 для нефти и нефтепродуктов» на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов?

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза.

При наличии документов о подтверждении соответствия оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего, в том числе резервуаров вертикальных цилиндрических стальных номинальным объемом от 100 до 120 000 м3, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», действие которого распространяется на перечисленные объекты оценки соответствия, дополнительное разрешение (свидетельство) Гос­промнадзора не требуется.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения работ по монтажу резервуаров стальных цилиндрических, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности.

Показать ответ 

Просим сообщить перечень документов, необходимых для продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков по следующим способам сварки: ручная дуговая сварка покрытыми электродами, механизированная и автоматизированная сварка в углекислом газе и его смесях проволокой сплошного сечения, автоматизированная сварка под флюсом.

Перечень документации, которой должна располагать организация при проведении Госпромнадзором оценки возможности на предмет продления (выдачи) разрешения на право создания комиссии по аттестации сварщиков, в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 613, Правил аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Госпроматомнадзором протоколом № 6 от 27.06.1994):

приказ на создание комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационное удостоверение руководителя сварочных работ III уровня квалификации (с правом участия в работе комиссии по аттестации сварщиков) — члена комиссии по аттестации сварщиков;

сертификат компетентности II уровня квалификации по визуальному и радиографическому методам контроля представителя аккредитованной лаборатории — члена комиссии по аттестации сварщиков;

протокол проверки знаний по охране труда и техники безопасности представителя службы техники безопасности организации — члена комиссии по аттестации сварщиков;

копии трудовых членов комиссии по аттестации сварщиков, работающих в организации, с информацией о последнем месте постоянной работы;

программы подготовки сварщиков и отчеты по квалификации технологии сварки по каждому применяемому способу сварки;

аттестат аккредитации лаборатории, а также область аккредитации лаборатории, выполняющей контроль качества сварных соединений контрольных образцов, свариваемых аттестуемыми сварщиками (при проведении испытаний сварных соединений контрольных образцов в сторонней организации необходим договор на проведение испытаний сварных соединений с этой организацией);

перечень оборудования, используемый при подготовке и аттестации сварщиков;

паспорта на сварочное оборудование, используемое при подготовке и аттестации сварщиков, с информацией о его предназначении по соответствующим способам сварки и его технических характеристиках;

документация, подтверждающая проведение испытаний сварочного оборудования на соответствие техники безопасности;

план сварочной базы организации с местами расположения мест сварки контрольных образцов (сварочных кабин);

паспорт разрывной машины;

свидетельства о поверке контрольно-измерительного оборудования, предназначенного к применению для неразрушающего контроля качества и механических испытаний;

перечень ТНПА, используемый при практической подготовке и аттестации сварщиков и применяемый в работе членами комиссии по аттестации сварщиков;

договор на проведение актуализации ТНПА с организацией, выполняющей актуализацию;

форма:

акта на сварку контрольных образцов;

протокола заседания комиссии по аттестации сварщиков;

аттестационного свидетельства (удостоверения) сварщика.

Показать ответ 

Какие разрешительные документы требуются на право применения (эксплуатации) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, эксплуатирующегося с 2013 года за пределами Беларуси?

С 18 апреля 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно пункту 6 ТР ЕАЭС 038/2016, действие регламента не распространяется на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016. Возможность и условия эксплуатации таких аттракционов определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень), Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных аттракционов, на которые не распространяется действие
ТР ЕАЭС 038/2018.

Аналогичное требование содержится в пункте 14 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

С учетом изложенного эксплуатация (применение) на территории Республики Беларусь подлежащего государственному надзору в области промышленной безопасности аттракциона иностранного производства, не подпадающего под действие ТР ЕАЭС 038/2018, возможна при наличии вышеуказанного разрешения, с порядком получения которого можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Госпромнадзора в рубрике «Административные процедуры».

Показать ответ 

Необходимо ли получать разрешительные документы в области промышленной безопасности на эксплуатацию батутного комплекса?

Перечни опасных производственных объектов и потенциально опасных объектов, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, установлены приложениями 1 и 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности».

Батутные комплексы, батуты не включены в указанные перечни, государственному контролю (надзору) в области промышленной безопасности и регистрации в Госпромнадзоре не подлежат. Следовательно, разрешительные документы в области промышленной безопасности (специальные разрешения (лицензии), разрешения Госпромнадзора) на эксплуатацию указанного оборудования не требуются.

Дополнительно информируем, что 18 апреля текущего года вступает в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 г. № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), согласно которому, выпуск в обращение немеханизированных аттракционов (батутов) на рынке Евразийского экономического союза, в том числе и на территории Республики Беларусь, после 18 апреля текущего года возможен при условии прохождения оценки соответствия согласно разделу XI ТР ЕАЭС 038/2016.

Показать ответ 

Открываю ИП, планирую эксплуатировать надувную горку. Какие разрешения и где мне необходимо получить?

В соответствии с Положением о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 756, Госпромнадзор осуществляет государственный надзор в области промышленной безопасности за опасными производственными объектами и (или) потенциально опасными объектами, и связанными с ними видами деятельности.

Перечни опасных производственных и потенциально опасных объектов указаны в приложениях 1 и 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности» от 5 января 2016 года (далее – Закон).

В случае если указанная в обращении надувная горка, согласно эксплуатационным документам, относится к горкам водным с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 5 м/сек и (или) относительной высотой спуска более 3 метров, то в соответствии с пунктом 6 приложения 2 к Закону она является потенциально опасным объектом, подлежит государственному надзору в области промышленной безопасности и её эксплуатация должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона и Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52.

В случае отнесения надувной горки к оборудованию игровому надувному (далее – оборудование) сообщаем, что оборудование не входит в вышеуказанные перечни, государственному надзору в области промышленной безопасности не подлежит, и Госпромнадзор не уполномочен на выдачу разрешений, связанных с его эксплуатацией.

Дополнительно информируем, что в отношении оборудования, эксплуатируемого в Республике Беларусь, с 01.10.2015 действуют Правила технической безопасности «Требования к эксплуатации оборудования игрового надувного», утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.07.2015 № 35 (далее – Правила).

В соответствии с требованиями Правил эксплуатация оборудования, попадающего под действие Правил, допускается при наличии эксплуатационных документов на него, включающих в себя, согласно пункту 6 Правил, паспорт (формуляр) и руководство по эксплуатации.

Требования к организации безопасной эксплуатации оборудования, а также перечень необходимых журналов, инструкции указаны в главах 3 и 4 Правил.

При этом, согласно главе 5 Правил, оборудование в течение всего срока эксплуатации должно подвергаться техническим освидетельствованиям с оформлением соответствующего акта, который прикладывается к эксплуатационным документам и является их неотъемлемой частью.

В соответствии с пунктом 65 Правил техническое освидетельствование проводится организацией, аккредитованной в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17020-2013 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции», утверждённого постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 45.

В настоящее время НТ РУП «ДИЭКОС» (г. Минск, ул. Короткевича, 5) и НПК «Наука» (г. Могилёв, ул. Актюбинская, 11-1) прошли процедуру аккредитации в соответствии с вышеуказанными требованиями и имеют право на проведение технического освидетельствования оборудования.

Показать ответ 

Институт разрабатывает проектно-сметную документацию по реконструкции завода крупнопанельного домостроения. Проектными решениями в зданиях завода предусмотрена установка мостовых кранов заводского изготовления грузоподъемностью от 16 до 30 т.

Необходимо ли получение специального разрешения (лицензии) на деятельность в области промышленной безопасности для выполнения указанного вида работ?

Законодательство в области промышленной безопасности не содержит требований к разработке проектно-сметной документации по строительству и реконструкции зданий и сооружений, в том числе при разработке указанного проекта по реконструкции завода крупнопанельного домостроения, предусматривающего установку мостовых кранов. Следовательно, получение специальных разрешений (лицензий) и других разрешительных документов в области промышленной безопасности на право разработки вышеуказанной документации не требуется.

Дополнительно сообщаем, что на грузоподъемные краны распространяются требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011). При разработке проекта установки указанных мостовых кранов должны быть учтены рекомендации завода-изготовителя, приведенные в эксплуатационной документации, требования глав 10, 17, 18, 27, приложения 19 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 г. № 37, а также требования других технических нормативных правовых актов.



Назад

 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть