О разработке инструкции по безопасному ведению работ для машиниста крана стреловых самоходных кранов
Работниками управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора проведен анализ причин происшествий, произошедших с начала 2023 года с грузоподъемными кранами на объектах строительства, и разработана примерная инструкция по безопасному ведению работ (инструкция по эксплуатации) для машиниста крана (крановщика) стреловых самоходных кранов.
О причинах происшествий:
25 мая 2023 г. на объекте строительства в г. Барань Витебской области в результате разрушения железобетонного перекрытия тепловой камеры под выносной опорой грузоподъемного крана произошло опрокидывание автомобильного крана с последующим повреждением расчетных металлоконструкций стрелы.
В ходе расследования установлено, что машинист крана, находясь на месте производства работ в состоянии алкогольного опьянения, в нарушение требований по установке грузоподъемного крана разместил автомобильный кран на линиях коммуникаций (тепловая камера теплотрассы).
25 мая 2023 г. на объекте строительства жилого дома в г. Гродно, в результате разрыва каната стрелового расчала произошло падение стрелы крана башенного.
Согласно материалам расследования технической причиной происшествия явилась неправильная запасовка каната стрелового расчала и грузового каната, вследствие чего произошел их перехлест. В результате длительного трения грузового каната произошло перетирание каната стрелового расчала, его обрыв и падение стрелы.
Одной из причин инцидента явилось несоблюдение машинистом крана требования по ежедневному осмотру канатов грузоподъемного крана, предусмотренного инструкцией по безопасному ведению работ.
2 июля 2023 г. в г. Орша в ходе модернизации сооружений очистки сточных вод при производстве работ по опусканию строительного телескопического погрузчика с применением двух автомобильных кранов в резервуар очистных сооружений произошло их опрокидывание.
По результатам расследования установлено, что крановщик одного из автокранов осуществлял его эксплуатацию с неисправными устройствами безопасности, был допущен к управлению краном без проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности и без выдачи инструкции по безопасному ведению работ.
28 июля 2023 г. в г. Минске в ходе ремонта тепловых сетей при выполнении грузоподъемных работ произошло касание линии электропередач (далее – ЛЭП) стрелой автомобильного крана с последующим отключением ЛЭП.
Согласно акту технического расследования производство работ автокраном на расстоянии ближе 30 м от ЛЭП, напряжением 110 кВ осуществлялось без наряда-допуска, при этом машинист крана игнорировал предупреждающие сигналы прибора безопасности.
Указанные факты нарушений машинистами грузоподъемных кранов элементарных требований безопасности при производстве работ свидетельствуют, что владельцами грузоподъемных кранов и производителями работ должным образом не осуществляется производственный контроль в области промышленной безопасности в части организации безопасной эксплуатации и контроля выполнения машинистами кранов инструкций по безопасному ведению работ.
В соответствии с пунктом 338 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 22 декабря 2018 г. № 66, владелец крана обязан разрабатывать инструкции по безопасному ведению работ (инструкции по эксплуатации) для работников, имеющих профессию рабочего.
В целях единого подхода при составлении вышеуказанной инструкции владельцами грузоподъемных кранов, Госпромнадзором разработана примерная инструкция по безопасному ведению работ (инструкция по эксплуатации) для машиниста крана (крановщика) стреловых самоходных кранов.