На сайт МНС

Пытанне-адказ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

В соответствии с Законом «О промышленной безопасности» на предприятии эксплуатируются объекты и производства, отнесенные к опасным производственным объектам, потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности и эксплуатируемым на них технических устройствах.

На основании требований пункта 55 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 г. № 54:

Эксплуатация (применение) потенциально опасных объектов, технических устройств на взрывоопасных технологических объектах должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь в области промышленной безопасности, а также технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», технического регламента Таможенного союза 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», технического регламента Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

На основании вышеизложенного, просим дать разъяснения требований законодательства в области промышленной безопасности в части:

Какие необходимо иметь разрешительные документы изготовителям (поставщикам) прокладочных изделий и уплотнительных материалов, отнесённых к техническим устройства, эксплуатируемым на потенциально опасных объектах, подлежащих экспертизе промышленной безопасности.

Показать ответ 

Перечень опасных производственных объектов определен Приложением 1 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены перечнем потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности Приложение 2 к Закону, а также перечнем потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В отношении технических устройств, прокладочных изделий и уплотнительных материалов не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Согласно пунктам 20.1.1., 20.1.4. пункта 20.1. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 № 156 (пункту 19.19.1. в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548) для возможности применения прокладочных изделий и уплотнительных материалов на потенциально опасных объектах у изготовителя должно быть в наличии действующее разрешение (свидетельство) Госпромнадзора.

 

Прошу разъяснить требования Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 в части объема контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода.     

Показать ответ 

Согласно требованиям пункта 164 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 21 (далее – Правила), сварные швы после сварки и термообработки (если требуется) подвергают контролю. Методы и объем контроля установлены согласно приложению 16. Неразрушающему контролю подвергают наихудшие по результатам внешнего осмотра сварные швы по всему периметру трубы. Число контролируемых сварных швов определяется технической документацией на объект, но во всех случаях должно быть не ниже установленной согласно приложению 17.

Объем контроля сварных соединений неразрушающими методами контроля в % от общего числа сваренных каждым сварщиком при изготовлении и монтаже нового технологического трубопровода, входящего в перечень трубопроводов, обозначенный в пункте 1 Правил, следует принимать, как и при ремонте.


 

 

Мозырское монтажное управление - филиал ОАО «Трест Белсантехмонтаж №1» имеет лицензию № 33133/1595-1 на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в том числе:

1. монтаж:

1.4. технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими и физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9 (насосы и насосные агрегаты; взрывозащищенные вентиляторы; аппараты технологических процессов химических производств (реакторы различных типов, теплообменники различных типов, сепараторы, выпарные аппараты, ректификационные и абсорбционные колонны, сушильные и фильтровальные установки, смесители, кристаллизаторы); прокладочные изделия системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе контроля и регулирования технологических процессов, прокладочные изделия и уплотнительные материалы, промышленная трубопроводная арматура, технологические трубопроводы).

Имеет ли право Мозырское монтажное управление - филиал ОАО «Трест Белсантехмонтаж № 1» выполнять строительно-монтажные работы по демонтажу и последующему монтажу технологических трубопроводов, арматуры и изоляции на объекте: «ОАО «Мозырский НП3» выполняемых в рамках текущего ремонта на действующем предприятии согласно дефектного акта и сметной документации выпущенной проектным институтом.

Показать ответ 

На основании статьи 3 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства согласно приложению 1 и 2 к Закону, а также к Перечню потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утверждённому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Перечень).

Перечень работ и услуг в области промышленной безопасности, для осуществления которых необходимо наличие специального разрешения (лицензии) Госпромнадзора, определён Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы (услуги) по монтажу, наладке, обслуживанию, техническому диагностированию, ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств включённых в Перечень.

Действие специального разрешения (лицензии) № 33133/1595-1, распространяется на право монтажа технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими и физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своём составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9 (насосы и насосные агрегаты; взрывозащищённые вентиляторы; аппараты технологических процессов химических производств (реакторы различных типов, теплообменники различных типов, сепараторы, выпарные аппараты, ректификационные и абсорбционные колонны, сушильные и фильтровальные установки, смесители, кристаллизаторы); прокладочные изделия и уплотнительные материалы, уплотнения вращающихся валов насосов, компрессоров, центрифуг, мешалок; системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники; промышленная трубопроводная арматура; технологические трубопроводы).

Согласно изложенному, монтаж технических устройств (промышленная трубопроводная арматура; технологические трубопроводы) на вышеуказанных объектах, может быть осуществлён ОАО «Трест Белсантехмонтаж №1» на основании действующей лицензии № 33133/1595-1. На проведение демонтажных работ наличие специального разрешения (лицензии) не требуется.

В том случае, если на вышеуказанных объектах ОАО «Мозырский НПЗ» при выполнении текущего ремонта на действующей установке, согласно дефектного акта и сметной документации выпущенной проектным институтом необходимо будет осуществлять работы по ремонту, либо обслуживанию технических устройств, ОАО «Трест Белсантехмонтаж № 1» должен внести в установленном порядке дополнение в действующую лицензию № 33133/1595-1 с проведением экспертизы.

Информируем также, что в соответствии с информацией, содержащейся в базе данных Госпромнадзора о выданных лицензиях, Мозырским монтажным управлением ОАО «Трест Белсантехмонтаж №1» не представлено положительное заключение по результатам проведения экспертизы соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям, проводимой Госпромнадзором не реже 1 раза в 2 года, в части выполнения работ (оказания услуг) по монтажу технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах и производствах с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющих в своём составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9. Срок предоставления вышеуказанного заключения истёк в ноябре 2021 года.

Согласно пунктам 82 и 143 Положения, отсутствие вышеуказанного заключения относится к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий и является основанием для принятия лицензирующим органом решения, в соответствии с главой 7 Положения, в том числе о прекращении действия лицензии или её части в установленном порядке. При этом в соответствии с пунктом 24 Положения, прекращение лицензии по данным основаниям влечёт за собой санкции в виде невозможности получения новой лицензии или внесения дополнений в лицензию на такие работы (услуги) в течение 1 года с момента принятия решения о прекращении действия лицензии (ее части).

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Требования безопасности при производстве (изготовлении) потенциально опасных объектов, применяемых опасных производственных объектах Республики Беларусь должны соответствовать требованиям безопасности установленными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013 ).

В соответствии с требованиями ТР ТС 032/2013 оборудование, выпускаемое в обращение на таможенной территории Союза, подлежит оценке (подтверждению) соответствия требованиям настоящего технического регламента, а именно сертификации или декларированию аккредитованным органом.

В пунктах 20.1 и 20.1.1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 №156 «Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ( в новой редакции, вступающей в силу с 27.03.2022 пункты 19.19 и 19.19.1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 №548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования») есть требование (использована новая редакция) о получении разрешении (свидетельства) на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциальна опасных объектов или технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах (за исключением потенциально опасных объектов или технических устройств, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат (кроме изготавливаемых для внутреннего пользования без выпуска их в обращение на территории Евразийского экономического союза, ввозимых (ввезенных) в единичных экземплярах, предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного пользования организацией).

Завод «Полимир» ОАО «Нафтан» осуществляет изготовление единичного оборудования, используемого для собственного пользования, на которое распространяется действия ТР ТС 031/2013 и пунктов 20.1 20.1.1 «Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (пункты 19.19 и 19.19.1 «О6 административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»).

На основании вышеизложенного, прошу дать разъяснения, необходимо ли заводу «Полимир» ОАО «Нафтан» для изготовления единичного оборудования, на которое распространяются требования ТР ТС 032/2023, и которое он будет использовать для собственного производства получать сертификат/декларацию соответствия в зависимости от формы подтверждения или завод «Полимир» ОАО «Нафтан» обязан получить разрешение (свидетельство), в соответствии с «Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» («О6 административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»).

Показать ответ 

Для эксплуатации (применения) в Республике Беларусь оборудования, изготавливаемого для внутреннего пользования без выпуска его в обращение на территории Евразийского экономического союза необходимо иметь разрешение (свидетельство), выдаваемое Госпромнадзором в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля
2012 г. № 156.

На основании вышеизложенного, оборудование, изготовленное для внутреннего пользования заводом «Полимир» ОАО «Нафтан», должно иметь вышеуказанное разрешение Госпромнадзора. При этом при наличии на указанное оборудование подтверждения соответствия требованиям технического регламента (техническим регламентам) Евразийского экономического союза, получение разрешения Госпромнадзора
на применение оборудования не требуется.

 

ОАО «Изоляция» является производителем изоляционных материалов с 1994 года и до 2021 года четверть всех часть акций принадлежала государству. В 2021 году Брестским областным исполнительным комитетом было принято решение о продаже акций частной компании «Вангранд» и одним из условий договора купли-продажи было инвестирование в предприятие, модернизация производства и запуск изготовления нового, экспортно-ориентированного продукта «Битум нефтяной». Все виды производства ОАО «Изоляция» (и даже новый) являются энергозатратными и единственным рентабельным способом подогрева является работа на термомаслянных котлах.

На основании изложенного, в рамках договора с Брестским облисполкомом на обязательство инвестирование в ОАО «Изоляцию», просим разрешения на проведение экспертизы промышленной безопасности приобретаемого термомаслянного котла у российской компании ООО «ЗЗБО» модели КТМ-1,0.

 

Показать ответ 

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41 (ТР ТС 032/2013), технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятый решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, не распространяются на котлы с высокотемпературными органическими (неорганическими) теплоносителями (далее − котлы с ВОТ) и не содержат требований безопасности к таким котлам при проектировании и изготовлении.

До начала эксплуатации котла с ВОТ в соответствии с пунктом 5.1 пункта 5 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, проводится экспертиза промышленной безопасности.

Учитывая вышеизложенное, ввод в эксплуатацию котла с ВОТ, модель КТМ-1,0, изготовленного ООО «ЗЗБО» (Российская Федерация), возможен при наличии заключения экспертизы промышленной безопасности с выводом о соответствии указанного котла требованиям промышленной безопасности.


 


На предприятии установлены два сосуда криогенных для сжиженных газов. Для безопасной работы сосуды комплектуются предохранительными клапанами пружинными прямого действия.

Одним из документов, предъявляемым для регистрации сосудов представлен паспорт предохранительного клапана пружинного прямого действия на каждый сосуд с сертификатами соответствия таможенного союза (соответствуют требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»).

Просим Вас дать разъяснение по следующему вопросу:

  • достаточно ли предоставление сертификата соответствия таможенного союза, для клапана предохранительного, либо нужно дополнительно предъявлять декларацию соответствия ТР ТС?

Показать ответ 

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» продукция в отношении которой вступил в силу технический регламент (технические регламенты) Евразийского экономического союза, выпускается в обращение на территории Республики Беларусь при условии, что она прошла все необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 5 статьи 8 технического регламента таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее − ТР ТС 010/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, по решению заявителя вместо декларирования о соответствии в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, может быть проведена сертификация по схемам сертификации, эквивалентным схемам декларирования соответствия, предусмотренным для машин и (или) оборудования настоящим техническим регламентом.

В соответствии с пунктом 43 технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее − ТР ТС 032/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41, и пунктом 1 приложения № 1 к ТР ТС 032/2013 предохранительные устройства классифицируются по 4-й категории и подлежат оценке соответствия в форме сертификации.

Таким образом, клапан предохранительный может быть использован на сосудах, работающих под избыточным давлением, при наличии на него подтверждения прохождения оценки соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза) и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств − членов Евразийского экономического союза.

Подтверждением прохождения процедуры оценки соответствия в данном случая для ТР ТС 010/2011 является сертификат соответствия либо декларация о соответствии, для ТР ТС 032/2013 сертификат соответствия.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

Организация планирует обратиться за получением разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний лиц, которые являются ответственными за организацию и обеспечение безопасности работ на опасных производственных и (или) потенциально опасных объектах (далее – ответственные лица).

На основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 «Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» и «Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» прошу Вас разъяснить, какие требования предъявляются к составу комиссии, созданной в субъекте промышленной безопасности для возможности проведения проверки знаний путем тестирования с использованием компьютерной техники у ответственных лиц.

Также прошу Вас разъяснить, какое количество проверок знаний, по каким направлениям и категориям лиц необходимо проходить проверку знаний в комиссии Госпромнадзора председателю и членам комиссии, созданной в субъекте промышленной безопасности для проведения проверки знаний у ответственных лиц.

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 19.26.1 пункта 19.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, предусмотрена выдача Госпромнадзором разрешения (свидетельства) на право проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности руководителей и специалистов субъектов промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных и (или) потенциально опасных объектов, являющихся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации этих объектов (далее – разрешение).

Для осуществления данной административной процедуры субъект хозяйствования должен предоставить заявление по установленной форме, справку о наличии в организации 100 и более специалистов соответствующего профиля.

Административная процедура может быть осуществлена только на основании положительного акта, выданного по результатам проведенной оценки возможности субъекта хозяйствования выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.

Требования, предъявляемые к составу комиссии, изложены в пункте 5 Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о создании комиссии):

председателем комиссии является руководитель субъекта промышленной безопасности или его заместитель, ответственный за организацию промышленной безопасности;

в состав комиссии включаются работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, лица ответственные за осуществление производственного контроля);

лица, ответственные за безопасную эксплуатацию;

иные работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности, прошедшие проверку знаний в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о проверке знаний).

В состав комиссии необходимо включить не менее одного работника по каждому из направлений указанному в вашем обращении.

В соответствии с пунктом 22 Инструкции о проверке знаний председатель и члены комиссии проходят проверку знаний в объеме НПА, в том числе ТНПА, содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные (функциональные) обязанности, с учетом характера производственной деятельности.

Согласно абзацу седьмому пункта 6 Инструкции о проверке знаний проверка знаний одного работника субъекта промышленной безопасности в качестве лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, в субъекте промышленной безопасности более чем по четырём направлениям не допускается. Что необходимо учесть, в том числе, при создании комиссии.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 15 Инструкции о создании комиссии:

проверка знаний, осуществляемая путем тестирования с использованием компьютерной техники, проводится одним членом комиссии по промышленной безопасности;

при проведении проверки знаний, осуществляемой путем тестирования без использования компьютерной техники, присутствует комиссия по промышленной безопасности, состоящая не менее чем из 3 ее членов, включая председателя.

В комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Госпромнадзоре согласно пункту 16 Инструкции о проверке знаний, первичную и периодическую проверку знаний, проходят:

руководители и специалисты, осуществляющие руководство работами;

лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением тех направлений, на которые получено в Госпромнадзоре разрешение (свидетельство) на право проведения проверки знаний;

лица, ответственные за осуществление производственного контроля;

преподаватели;

председатель комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности.

В организации эксплуатируются грузоподъёмные краны мостового типа, управляемые с пола, и стрелового типа (автомобильный и пневмоколёсный), которые зарегистрированы в Госпромнадзоре в качестве потенциально опасных объектов.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации вышеуказанных потенциально опасных объектов установлены Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждёнными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – ПОПБГК).

В соответствии с требованиями пунктов 337, 347 ПОПБГК к управлению грузоподъёмных кранов допускаются работники, имеющие профессию машиниста крана (крановщика).

Пункт 348 ПОПБГК устанавливает, что управление грузоподъёмным краном на колёсном ходу должно быть поручено водителю транспортного средства посте получения им профессии машинист крана (крановщик).

1. Можно ли допустить к управлению грузоподъёмными кранами мостового типа, управляемыми с пола, работников предприятия, прошедших обучение по специальной программе «Машинист (оператор) крана, управляемого с пола» в соответствии с требованием пункта 395 действовавших на момент обучения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.12.2004 № 45.

2. Можно ли допустить к управлению автомобильным краном работника, имеющего профессию машинист крана автомобильного.


Показать ответ 

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утверждённые постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45, утратили силу с 1 января 2013 г. в связи с принятием постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 38.

В настоящее время в соответствии с пунктом 337 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), руководитель субъекта промышленной безопасности для управления грузоподъемными кранами, в том числе автомобильными кранами и кранами мостового типа грузоподъемностью более 10 т, управляемыми с пола, назначает локальным правовым актом машиниста крана (крановщика).

Согласно пункту 347 Правил к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию, прошедшие медицинский осмотр, проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, в том числе машиниста крана (крановщика), определены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Вопросы в сфере образования, подготовки по профессиям, наименования профессий и присвоения квалификационных разрядов рабочим, не относятся к сфере, регулируемой законодательством в области промышленной безопасности.

Учитывая изложенное, предлагаем обратиться по вопросу обучения машиниста крана (крановщика) в Министерство образования Республики Беларусь (ул. Советская, 9, 220010, г. Минск, тел. +375 (17) 222 45 74, e-mail: root@minedu.unibel.by), а по вопросу наименования профессий, их квалификационных характеристик в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (пр. Победителей, 23, к. 2, 220004, г. Минск, тел. +375 (17) 306 37 90, е-mail: mlsp@mintrud.gov.by).


1. Допускается ли при эксплуатации лифтов в гостиничном комплексе возлагать обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифта, на работника специализированной организации, если гостиница не прописана в тексте Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъёмников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56 (далее – постановление), но практически идентична согласно перечню предприятий, указанных в тексте постановления.

2. Какие действия должны предприниматься владельцем лифта:

- при наличии на предприятии лица, ответственного за эксплуатацию лифта, в случае его длительного отсутствия (отпуск, болезнь, обучение и т.д.) и отсутствии других работников, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности;

- при наличии длительных вакансий (их отсутствии) по должностям, имеющим квалификацию не ниже специалиста (техника) в области техники, технологии, архитектуры и строительства, (на функционировании предприятия негативно сказалась эпидемиологическая ситуация, закрытие наземных границ для свободного перемещения граждан, практически полное отсутствие туристических потоков).

Показать ответ 

Согласно пункту 7 статьи 10 главы 3 Жилищного кодекса Республики Беларусь гостиничные номера не включаются в состав жилищного фонда, в связи с чем часть пятая пункта 135 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила), на гостиничный комплекс не распространяется.

В соответствии с частью первой пункта 135 Правил владелец лифта вправе для выполнения работ по его обслуживанию и ремонту привлекать по договору специализированную организацию, имеющую соответствующее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

В договорах между ними должны быть определены права, обязанности, ответственность сторон по обеспечению безопасной эксплуатации лифта с учетом требований Правил.

Следовательно, согласно части третьей пункта 135 Правил гостиничный комплекс обязан из числа своих работников назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию лифтов.

Информируем, что согласно абзацу девятому статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон) владелец лифта вправе возложить обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов, на физическое лицо, располагающее в соответствии с пунктами 11, 12, 132 Правил квалификацией, подготовкой, проверкой знаний в области промышленной безопасности, посредством заключения с ним гражданско-правового договора.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 26 Закона субъект промышленной безопасности обязан укомплектовать штат работников, осуществляющих эксплуатацию потенциально опасных объектов (лифтов) и обеспечивающих промышленную безопасность.

В случае отсутствия у владельца лифта других работников, на которых возможно возложить обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов, согласно пункту 178 Правил владелец лифта обязан приостановить (запретить) его эксплуатацию и внести соответствующую запись в паспорт.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Возможно ли применение лабораторных горелок, если они будут иметь декларацию соответствия Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», и где можно получить информацию о сертифицированных в Республике Беларусь горелках.

 

Показать ответ 

В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» к потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности относятся объекты газораспределительной системы и газопотребления, на которых находятся или могут находиться природный газ с избыточным давлением до 1,2 МПа.

Пунктом 324 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением  Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6, установлено, что газовое оборудование (технические устройства), применяемое на объектах газораспределительной системы и газопотребления, в том числе иностранного производства, должно соответствовать требованиям безопасности технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, иметь документы оценки соответствия (сертификат, декларацию), быть промаркировано единым знаком обращения. Газовое оборудование (технические устройства), не попадающее под действие технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза (ЕАЭС), должно иметь разрешение Госпромнадзора, выданное в соответствии с подпунктом 19.19.1 пункта 19.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.

Согласно письму Государственного комитета по стандартизации Республики Беларуси от 24.12.2013 № 02-12/1594, решение о применении технических регламентов Таможенного союза принимает заявитель (изготовитель, импортер продукции), исходя из общих установленных техническими регламентами требований, а также на основании технической документации, по которой изготавливается, импортируется и (или) эксплуатируется продукция.

В случае принятия решения о применении в отношении продукции требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) использование на опасных производственных и (или) потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления Республики Беларусь данного оборудования возможно при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия ТР ТС 010/2011, имеет сертификат на тип по схеме декларирования 5д, являющийся неотъемлемой частью декларации соответствия, и маркировано единым знаком обращения продукции
на рынке государств - членов ЕАЭС.

Информация о сертифицированных в Республике Беларусь технических устройствах находится на официальном интернет сайте Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

 

 

В связи с тем, что газоснабжающие организации, входящие в состав ГПО «Белтопгаз», осуществляют техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования организаций бытового обслуживания населения непроизводственного характера, административных и общественных зданий, газифицированных сжиженным углеводородным газом от индивидуальной баллонной установки (аптеки, магазины, станции ОСВОД и т.д.) просим разъяснить:

  1. Являются ли данные объекты потенциально опасными объектами (далее – ПОО)?

  2. Требуется ли регистрация данных ПОО?

  3. Требуется ли приведение данных ПОО в соответствие с требованиями Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила)?

Показать ответ 

Согласно пункту 16 приложения 2 (далее – Перечень) к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» к ПОО газораспределительной системы и газопотребления, на которых находится или может находиться сжиженный углеводородный газ с избыточным давлением до 1,6 МПа (далее – СУГ), относятся резервуарные установки и групповые баллонные установки (более двух 27 и 50 литровых баллонов).

Индивидуальные баллонные установки СУГ в Перечень не входят и регистрации не подлежат.

Таким образом, регистрации подлежат ПОО газораспределительной системы и газопотребления:

  • резервуарные и групповые баллонные установки СУГ;

  • объекты газопотребления, использующие в качестве топлива СУГ от резервуарных или групповых баллонных установок.

Административные здания, объекты коммунально-бытового назначения, в том числе предприятия бытового обслуживания, входят в перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения общественных зданий согласно СН 3.02.02-2019 «Общественные здания».

В свою очередь, глава 15 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6, устанавливает требования к эксплуатации объектов газопотребления общественных зданий, кроме котельных и объектов газопотребления административных зданий промышленных предприятий.

Собственникам ПОО газопотребления и (или) уполномоченным ими лицам следует разрабатывать программы (планы) технической модернизации, реконструкции объектов газораспределительной системы и газопотребления с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством.

 

 

Какими нормативными документами определяются методы и объем технического диагностирования объектов газораспределительной системы и газопотребления. Какие методы контроля могут применяться при проведении технического диагностирования объектов газораспределительной системы и газопотребления.

Показать ответ 

Правилами по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее - Правила), установлено, что техническое диагностирование – это определение технического состояния объекта (технического устройства) в целях установления возможности, параметров и условий дальнейшей эксплуатации этого объекта (технического устройства). Задачи технического диагностирования: контроль технического состояния, поиск места и определение причин отказа (неисправности), прогнозирование технического состояния и установление назначенного ресурса (назначенного срока службы).

В соответствии с пунктом 329 Правил, работы по техническому диагностированию газового оборудования (технических устройств) должны производиться специализированными организациями по диагностированию в соответствии с индивидуальной программой технического диагностирования, утвержденной руководителем специализированной организации и согласованной владельцем оборудования.

Справочно: в соответствии ТКП 054-2007 (02300):

специализированная организация по диагностированию несет ответственность за полноту и качество разработанных программ технического диагностирования (в т. ч. индивидуальных программ), соответствие выполняемых работ требованиям НПА и ТНПА, правильность и обоснованность технических решений и экспертных заключений;

выполнение неразрушающего контроля, аналитических, экспериментальных и прочностных расчетов, механических испытаний, химического и спектрального анализа, металлографических исследований может осуществлять лаборатория, аттестованная на независимость
и (или) техническую компетентность в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025 и имеющая аттестат аккредитации, выданный национальным органом по аккредитации;

область аккредитации испытательной лаборатории должна соответствовать контролируемой продукции и производственному сектору и разрешенным к применению видам (методам) неразрушающего и разрушающего контроля.

Таким образом, методы и объем неразрушающего контроля определяются специализированной организацией в индивидуальной программе технического диагностирования объектов газораспределительной системы и газопотребления с учетом их конструкции и сроков эксплуатации, позволяющей обоснованно установить назначенный ресурс (работоспособное состояние).

При техническом диагностировании объектов газораспределительной системы и газопотребления (технических устройств) могут применяться такие методы контроля как визуальный осмотр и измерения, ультразвуковая дефектоскопия, капиллярный и магнитопорошковый контроль, измерение твердости, контроль механических свойств, акустическая эмиссия, контроль герметичности (вакуумно-пузырьковый метод), гидравлические и пневматические испытания в соответствии с областью аккредитации лабораторий.

 

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики

Какой порядок регистрации механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов?

Показать ответ 

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) в соответствии с Положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 117 (далее – Положение о порядке регистрации), осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.

В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее – государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее – регистрирующие подразделения), в соответствии с Положением о порядке регистрации.

Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктами 5.20.1-5.20.3 пункта 5.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, следующие документы:

заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, gospromnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/652/obrazets-zayavleniya-f10-ts-_dopog_.docx  , а также в приложениии 2 к Положению о порядке регистрации);

для цистерн – эксплуатационные документы (свидетельство о проверке, паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты), а для цистерн, изготовленных после 27 марта 2022 г., – официальное утверждение типа;

сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, проводится в случае изменения сведений, указанных в регистрационной карточке.

В этом случае владелец обязан в месячный срок обратиться в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств.

После внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владельцу выдается новая регистрационная карточка.

Владелец специализированного транспортного средства, в отношении которого не проведена проверка цистерны и которое
не допущено к дальнейшей эксплуатации, обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.

Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре
не допускается.

Какие документы должны быть у водителя, осуществляющего перевозку опасного груза во внутриреспубликанском сообщении?


Показать ответ 

Водители, осуществляющие перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе:

  • водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством;

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;

  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

  • разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;

  • разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством;

  • свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов (для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU);

Справочно: транспортное средство типов EX/II, EX/III – транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий;

транспортное средство типа FL – транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60 °C (за исключением дизельного топлива, газойля и топлива печного легкого) в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или средство-батарея общей вместимостью 1 м3, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся газов;

транспортное средство типа AT – транспортное средство, кроме транспортного средства EX/III, FL, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3, или транспортное средство-батарея общей вместимостью более 1 м3, кроме транспортного средства FL;

транспортное средство типа MEMU – транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов, не являющихся взрывчатыми;

  • свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;

  • регистрационную карточку транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;

  • информационную карточку;

  • копию документа, подтверждающего проведение проверки цистерны;

  • товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;

  • номера телефонов специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

  • письменные инструкции;

  • паспорт безопасности на перевозимый опасный груз.

Справочно. Паспорт безопасности вещества на конкретный опасный груз или группу опасных грузов разрабатывается и утверждается организацией-изготовителем опасного вещества или грузоотправителем.

Паспорт безопасности вещества – документ, в котором содержатся необходимые достоверные сведения о физических характеристиках (температура плавления, температура кипения, температура воспламенения и иные характеристики), токсичности, химической активности, условиях хранения, перевозки, влиянии на здоровье людей, способах оказания первой помощи, использовании защитного снаряжения и спецсредств, методах обезвреживания и утилизации вещества).

Кто в Республике Беларусь имеет право проводить проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, и какие требования предъявляются к этим организациям?

Показать ответ 

Проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, в том числе класса 2, согласно области аккредитации в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17020-2013 (ISO/IEC 17020:2012) «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции» (далее - EN ISO/IEC 17020:2012), проводит сектор инспекционного контроля Гомельского областного управления Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор).

Проверки цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 3-9 (исключая класс 7), в соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.05.2021 № 35, должны проводить проверяющие организации, в области аккредитации которых указаны: в качестве объекта контроля – цистерны для перевозки опасных грузов, а в колонке с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), устанавливающими требования к методам и процедурам инспекции объекта контроля, – ГОСТ EN 12972-2020 «Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка» или соответствующие главы части 6 Приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – соглашение ДОПОГ). Проверяющая организация – организация, проводящая проверки, испытания цистерн и аккредитованная в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ.

Справочно: на 110-й сессии Рабочей группы по перевозкам опасных грузов Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии рассмотрены предложения о внесении поправок в приложения А и В к соглашению ДОПОГ – Сводный перечень поправок, принятых Совместным совещанием и Рабочей группой в течение двухгодичного периода. Принятыми поправками предусмотрено, что проверяющий орган должен быть аккредитован в соответствии со стандартом EN ISO/IEC 17020:2012 (за исключением пункта 8.1.3).


Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Просим дать разъяснение о возможности установки на месторождении песчано-гравийно-валунного материала мобильного передвижного сортировочного оборудования по переработке песчано-гравийной смеси «Грохот 64КД» в пределах горного отвода.

Показать ответ 

Установка на месторождении песчано-гравийно-валунного материала мобильного передвижного сортировочного оборудования по переработке песчано-гравийной смеси «Грохот 64КД» в пределах горного отвода разрешается только после внесения соответствующих изменений в проектную документацию на разработку месторождения.

При этом повторное проведение экспертизы промышленной безопасности проекта разработки месторождения песчано-гравийно-валунного материала не требуется при условии, что в откорректированном проекте годовые объемы вскрышных и добычных работ, горно-добычное и вскрышное оборудование, а также система разработки остались неизменными.


Проект разработки и рекультивации Северо-восточного участка месторождения песчано-гравийно-валунного материала (гравийно-песчаной смеси) и песка «Минковичи I» Каменецкого района Брестской области прошел экспертизу промышленной безопасности.

В 2022 году планируется внести изменения в части установки в границах горного отвода сортировочной установки с мокрым обогащением годовой производительностью 63 тыс. м3.

Требуется ли прохождение экспертизы промышленной безопасности после внесения изменений?

Показать ответ 

Повторное проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на разработку и рекультивацию Северо-восточного участка месторождения песчано-гравийно-валунного материала (гравийно-песчаной смеси) и песка «Минковичи I» Каменецкого района Брестской области не требуется, при условии, что вносимые в Проект корректировки в части установки в границах горного отвода сортировочной установки не влекут изменений системы разработки месторождения, а также годовых объемов вскрышных и добычных работ.


 

Требуется ли наличие специального разрешения (лицензии) Госпромнадзора на ремонт узлов (частей) проходческих комбайнов, эксплуатируемых в горных выработках диаметром 1200 мм и более, а именно узла гидромоторного?

Показать ответ 

Виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), определены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение).

В соответствии с Положением в число работ и (или) услуг, подлежащих лицензированию в области промышленной безопасности, включены работы (услуги) по ремонту потенциально опасных объектов и технических устройств, перечни которых определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З
«О промышленной безопасности» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – Перечни).

Так как гидромоторные узлы проходческих комбайнов, эксплуатируемых в горных выработках диаметром 1200 мм и более, в которых ведутся подземные горные работы, не входят в Перечни, для выполнения работ по их ремонту на заводах Республики Беларусь специальное разрешение (лицензия) Госпромнадзора не требуется.

 

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Прошу разъяснить требования законодательства о необходимости получения лицензии или разрешения (свидетельства) Госпромнадзора на право проведения технического диагностирования сосудов, работающих под избыточным давлением (баллонов для сжатого воздуха, кислорода, азота, аргона, гелия, обезвоженной углекислоты емкостью до 80 л и давлением до 40 МПа).

Показать ответ 

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, одним из видов работ (услуг), составляющих деятельность области промышленной безопасности, является техническое диагностирование потенциально опасных объектов.

Перечни потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ (оказание услуг) в отношении которых подлежит лицензированию в области промышленной безопасности, определены Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В названные перечни в качестве потенциально опасных объектов включены стационарно установленные баллоны емкостью более 100 литров, работающие под давлением пара (газа) более 0,07 МПа.

Исходя из вышеизложенного, баллоны емкостью до 80 литров потенциально опасными объектами в области промышленной безопасности не являются и работы по выполнению технического диагностирования баллонов емкостью до 80 литров лицензированию в области промышленной безопасности не подлежат.

Просим разъяснить необходимость получения лицензии на:

  • проектирование систем автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронной-вычислительной и (или) микропроцессорной техники;

  • трубопроводы пара и горячей воды с рабочим давлением более 0,07 Мпа и температурой воды свыше 115 °С,

для выполнения предпроектных (прединвестиционных) и проектных работ по объекту «Изменение схемы подготовки питательной и котловой воды комбинированной установки каталитического крекинга».

Показать ответ 

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, лицензированию в области промышленной безопасности подлежит деятельность, связанная с потенциально опасными объектами, техническими устройствами.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В случае если при проектировании объекта «Изменение схемы подготовки питательной и котловой воды комбинированной установки каталитического крекинга» работы будут включать проектирование (внесение изменений в проекты) потенциально опасных объектов, технических устройств, данные работы будут подлежать лицензированию в области промышленной безопасности.

На основании вышеизложенного, при проектировании системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной технике объектов и производств с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, равно как и при проектирования трубопроводов пара и горячей воды с рабочим давлением более 0,07 МПа и температурой воды выше 115 оС I категории с номинальным диаметром более 70 мм, II и III категорий с номинальным диаметром более 100 мм необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) в области промышленной безопасности.

Наше предприятие планирует оказывать услуги по химической промывке и механической очистке:

  • технологических трубопроводов и сосудов

  • котлов паровых, водогрейных и теплообменников

Какие экзамены необходимо сдать нашим специалистам (ИТР) для получения лицензий на право выполнения этих услуг?

Показать ответ 

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» утверждена, среди прочих, Инструкция о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности (далее – Инструкция). Инструкция устанавливает случаи, порядок подготовки по вопросам промышленной безопасности и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний.

Проверке знаний по вопросам промышленной безопасности подлежат лица указанные в пункте 4 Инструкции. Лица, которые проходят проверку знаний в комиссии Госпромнадзора, определены в пункте 16 Инструкции.

Для лиц предприятия, которые согласно Инструкции обязаны пройти проверку знаний в комиссии Госпромнадзора с целью дальнейшего оказания услуг указанных в обращении (химическая промывка и механическая очистка технологических трубопроводов и сосудов, котлов паровых, водогрейных и теплообменников), необходимо пройти проверку знаний согласно перечня категорий лиц как:

  • лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по обслуживанию технологических трубопроводов;

  • лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по обслуживанию сосудов, работающих под давлением;

  • лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по обслуживанию паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °С;

  • лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг по обслуживанию котлов.

Справочно: ознакомиться с перечнем категорий лиц по направлениям промышленной безопасности для прохождения проверки знаний можно на сайте Госпромнадзора. Количество проверок знаний на одного человека, равно количеству выбранных наименований категорий лиц на одного человека.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности

| Все вопросы рубрики

Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

В частности, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» имеет специальное разрешение (лицензию) №33133/2457-1 от 09.04.2014 на право обслуживания котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, и газопотребляющего оборудования.

Согласно п. 231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением: «Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание оборудования под давлением, должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации. Для этого необходимо: назначить приказом по организации из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требований настоящих Правил, лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;».

Лица, назначенные приказом прошли проверку знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме ТНПА и ЛНПА и допущены в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов, сосудов в 2018 году (протоколы проверки знаний в настоящее время являются действующими). Изменений в ТНПА, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, не вносилось.

В то же время, в конце 2018 года изменилось название программ проверки знаний «Бондаренко»: «Правила промышленной безопасности сосудов под давлением (отв. за ИС и БЭ, обслуживание), «Правила безопасности котлов (отв. за ИС и БЭ, обслуживание)».

Требуется ли назначенным специалистам до истечения срока действующих протоколов пройти проверку знаний по новой программе в обязательной порядке. Также просим дать пояснение по специалистам, назначенным в качестве ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения, в связи с такими же изменениями в программе проверки знаний «Бондаренко».



Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

Проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в области газоснабжения (далее – ответственных лиц) проводится в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции в следующих случаях:

  • при принятии (внесении изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, - не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов законодательства в области промышленной безопасности;

  • по требованию органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, управления деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде - в сроки, установленные этими органами;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года - не позднее месяца со дня окончания такого перерыва.

Исходя из вышеизложенного, прохождение проверки знаний ответственных лиц до истечения срока действующих протоколов проверки знаний по причине применения в этот период других (новых) программ для проверки знаний этих лиц не требуется.

Предприятие не имеет сосудов и оборудования под давлением подлежащих регистрации в Промнадзоре. Лицо ответственное прошел обучение в учебном центре “РИВШ” по программе “Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением." Прошел проверку знаний в учебном центре “РИВШ” без участия в комиссии представителя Промнадзора.

Прошу разъяснить вопрос : необходима ли в подобной ситуации проверка знаний лица ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением в комиссии с участием представителя Промнадзора или проверка знаний в Промнадзоре.

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность проверки знаний устанавливается Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции проверке знаний подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее − лица, ответственные за безопасную эксплуатацию).

Согласно пункту 16 Инструкции первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходят лица, ответственные за безопасную эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.

Участие представителя Госпромнадзора в проверке знаний лиц ответственных за безопасную эксплуатацию, проводимой в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, не требуется.

На предприятии эксплуатируются два опасных производственных объекта III типа опасности. Может ли ведущий инженер по охране труда, который окончил Университет гражданской защиты МЧС, прошел повышение квалификации в ГУО «ИПКиПРиСП «Кадры индустрии» по теме «Производственный контроль в области промышленной безопасности» и проверку знаний в Госпромнадзоре, быть назначен инженером по промышленной безопасности?

Показать ответ 

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», руководитель субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующий опасный производственный объект III типа опасности, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий.

Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) запрещено.

Данное образование сегодня можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС, где осуществляется обучение по специальности «Промышленная безопасность» в форме переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации «Инженер по промышленной безопасности» с вручением диплома о переподготовке на уровне высшего образования государственного образца.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и согласно пункту 8 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 года № 98, специалисты по охране труда (работники службы охраны труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного сообщаем, что ведущий инженер по охране труда не может быть назначен ответственным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Instagram
Instagram
Facebook
Facebook
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Зачыніць

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть