На сайт МЧС

Ко Дню памяти воинов-интернационалистов: Сергей Новик

1099

Сергей Владимирович Новик, главный специалист организационно-аналитического управления Госпромнадзора, с мая 1986 года проходил срочную военную службу в учебном подразделении «Центральная школа военного собаководства» (г.Дмитров, Московская область). После его окончания в ноябре 1986 года вместе со своим питомцем, ротвейлером по кличке «Рим-Блек», был направлен для выполнения интернационального долга в Демократическую Республику Афганистан. Проходил службу в отдельной 459 роте специального назначения, дислоцирующейся в г.Кабуле (Кабульской роте спецназа), в звании младшего сержанта на должностях собаковода-разведчика, разведчика-гранатометчика и командира отделения АГС-17.

459-я отдельная рота спецназа - первое штатное подразделение армейского спецназа в составе 40-й общевойсковой армии в Афганистане. Задачами роты были разведка, доразведка с целью проверки информации, захват пленных, уничтожение моджахедов, в том числе полевых командиров. В 1980-1984 гг. 459 рота спецназа выполняла боевые задачи по всей территории Афганистана, с 1985 года зона действия роты была ограничена провинцией Кабул.

image0003.pngСергей Новик за мужество и героизм при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан награжден медалью «За отвагу», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР, почетным знаком «Ветерану-интернационалисту», многочисленными юбилейными медалями и нагрудными знаками.

Выписка из служебной характеристики на младшего сержанта Новика Сергея Владимировича:

«За время прохождения службы Новик С.В. зарекомендовал себя как исполнительный, верный своему интернациональному долгу боец. Участвовал более чем в 20 боевых операциях. При выполнении различных заданий показал себя хладнокровным, умеющим ориентироваться в сложных боевых ситуациях, бесстрашным сержантом».

Строки из писем Сергея Владимировича родителям, которые уже на второй день его службы в учебном подразделении узнали, что сын будет служить в Афганистане:

«Вот уже 21 день моей службы в боевой части. Службы очень трудной. Завтра рота выезжает на боевой выход. Это у меня уже третий боевой выход. Сейчас у нас выходы на вертолетах. До аэродрома доезжаем на броне, затем садимся в вертолеты и десантируемся на месте дислокации. «Духи», т.е. душманы (моджахеды, непримиримые) накануне сбили два советских самолета с передвижных радиоуправляемых зенитно-ракетных комплексов «Стингер» или «Блоупайт», и наша рота выходит на их поиски.

image0007.pngУсловия здесь очень трудные, везде горы и горы. Ночью очень холодно, а днем жара. Собака моя жива, но работать стала хуже. Все же здесь совсем другие условия, не те, что были в Подмосковье».

«На прошлом выходе группа, в которой я ходил, повоевала. Только мы пришли на условное место, а ходили почти к самому Пакистану, как начали везде шарахаться «духи» (по два, по три). Сразу их не трогали, ждали скопления. И на следующий день дождались. Появилась группа примерно из 17-20 человек. Нас примерно столько же. Ну, и мы открыли огонь из всего, что было (автоматы, автоматические гранатометы на станке АГС-17, крупнокалиберный пулемет (называется «Утес»). 13 духов забили.

На выходы я теперь хожу без собаки. Сейчас я разведчик-гранатометчик. И, по-моему, стало чуть легче. С ней было намного трудней ходить в горы. К примеру, мы поднимались один раз в горы 11 часов (а ведь на мне рюкзак десантника, в котором порядка 500 патронов, грудки с 6 магазинами, 6 гранат, различные мины, а еще сухпай на 3-5 суток и автомат). Правда теперь, наряду с перечисленным, еще таскаю тяжелые ленты (в коробках) с гранатами от АГС-17 и «Утеса».

image0015.png«На прошлом выходе гонялись за караваном (по наводке от специальных осведомителей, которые утром у «духов», а вечером уже у «хадовцев», контрразведчиков-афганцев, которые плотно работают с советскими сотрудниками госбезопасности). Но караван так и не нашли. Скорее всего они ушли по тайным подземным кяризам - специальным коммуникациям и колодцам под землей. Мы туда бросили несколько гранат, но они, душманы, себя не обнаружили».

«Вы особенно не думайте, что вот все время воюем, все время в опасности. Бывают и пустые выходы. Пересидим в засаде и снимемся, не добившись никакого толку. Но все же заметно, что обстановка в Афгане улучшается. По Кабулу фактически уже можно ездить, зная, что тебя никто не обстреляет. А то ведь раньше то там обстреляют, то там взрыв». 

«Дела у меня идут лучше, чем раньше. Все-таки уже прослужил больше года. Сейчас у нас практически одни выходы на засадные действия. Вот и вчера захватили очень большой склад «духовского» оружия. Около 300 цинков с патронами, гранатами, минами и др. Еще столько же цинков взорвали, потому что некуда было складывать и тащить».

«Все у меня идет нормально. Вот только кажется, что время тянется очень долго, особенно, когда находимся в роте. На выходах на боевые это не так ощущается. Очень много думаю о доме. Вспоминаются все места, каждый уголок, где я жил, учился». Это было последнее письмо перед боем, в котором Сергей Новик был ранен.

image0017.pngВ книге Бориса Наливайко «Дорогами войны и мира» сослуживец Сергея Новика Сергей Грицков делится воспоминаниями о том бое: «Спецназовцы вскарабкались на эту высоту после дальнего ночного перехода. Выдохлись здорово. Это не помешало им замаскироваться. Духи обнаружили их, едва солнце приподнялось над грядой причудливых гор. В последние дни разведчики все чаще отправлялись в районы юго-восточнее Кабула. По их мнению, где-то здесь, духи оружие складируют. Подозрение вызвали пастухи, которые были в долине. Похоже, они подавали кому-то знаки. Нужно было убрать лазутчиков. Однако те, почувствовав опасность, бросились к своим лошадям. Спецназовцы их сняли мгновенно. Но обстановка не разрядилась. На склоне высоты странные типы с оружием в руках. На каждом – черный халат и белая чалма. Это были наемники бандформирования «Белый аист». Они просочились сюда из Пакистана. Число «аистов» росло на глазах. Их насчитали около сотни. Времени на раздумья не оставалось. По рации было передано: «Аисты» наседают с разных сторон, их становится все больше и больше. Необходима помощь. Вызывайте вертушки. Срочно».

image0025.jpgСпецназовцы, укрывавшиеся в бойницах, приняли бой. А что же «аисты»? Они подступали все ближе. Над склонами высоты под разными ракурсами роились светящиеся очереди автоматов. В разгар боя пуля ударила Игоря Подмосковного в голову, и он, окровавленный, выронив оружие, упал на камни замертво. Гранатомет подобрал его брат Владимир. Он бил по наемникам с ожесточением, и бой продолжался. Наемники, казалось, вот-вот ворвутся на позиции спецназовцев. И в эти мгновения над горами зарокотали лопастями боевые МИ-24. Экипажи ударили по «аистам» с поистине ювелирной точностью. Над склонами высоты огненными смерчами заклокотали разрывы реактивных снарядов. Над вершиной заметались рваные облака черного дыма и пыли. Уцелевшие наемники в панике откатывались к подножью горы. По ним били очередями спецназовцы».

Когда уже помощь подоспела и казалось, что все позади, непонятно откуда выстрелил из гранатомета мятежник. Осколками от гранаты был ранен С.Новик и еще трое бойцов. Позже врачи в Кабульском госпитале скажут ему, что в рубашке родился.

image0029.pngПосле госпиталя Сергей Новик вернулся на родину. Окончил юридический факультет БГУ им. Ленина, получил квалификацию «юрист». При этом продолжал активную работу в общественном объединении «Барановичская ассоциация ветеранов войны в Афганистане».

Сергей Владимирович состоит в общественном объединении «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», ежегодно участвует в мероприятиях, посвященных Дню памяти воинов-интернационалистов, поддерживает дружеские связи с сослуживцами.


Другие новости


 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть