На сайт МЧС

27-30.05.2013 в г. Санкт-Петербурге прошел XI Международный Форум по промышленной безопасности

886

В Форуме, организованном Группой компаний «Городской центр экспертиз» с целью развития международного сотрудничества и обмена опытом  по вопросам обеспечения промышленной безопасности, приняли участие делегаты из 15 стран: Российской Федерации, Республики Армения, Республики Азербайджан, Республики Беларусь, Республики Молдова, других стран СНГ, Великобритании, Германии, Индии, США и других.

Состав участников форума: представители государственных органов, специалисты по промышленной безопасности, первые лица известных компаний, разработчики и интеграторы новых технических решений, руководители отделов и департаментов, главные конструкторы и инженеры, зарубежные эксперты, участники страхового рынка, представители некоммерческих организаций и ассоциаций.

На форуме было представлено более 30 докладов по темам:

  • мировой опыт государственных органов надзора, промышленных корпораций, экспертных и научно-исследовательских организаций;

  • причины и уроки техногенных катастроф последних лет;

  • практика управления охраной труда и промышленной безопасностью российских и зарубежных предприятий;

  • актуальные вопросы правового регулирования в области промышленной безопасности;

  • мониторинг состояния промышленной безопасности;

  • применение методик по управлению и оценке рисков в области промышленной безопасности.

В Российской Федерации приняты поправки в Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 4 марта 2013 года №116. В настоящее время проводится работа по реализации положений Федерального Закона.

В соответствии с принятыми изменениями все объекты разделяются на 4 класса опасности. Первый класс – объекты чрезвычайно высокой опасности, второй класс – объекты высокой опасности, третий класс – объекты средней опасности и четвертый класс – объекты низкой опасности. В отношении опасных производственных объектов I класса опасности будет реализован режим непрерывного надзора. Плановые проверки опасных производственных объектов I и II классов опасности будут проводиться не чаще 1 раза в год, III класса опасности – не чаще одного раза в три года. Плановые проверки опасных производственных объектов IV класса опасности производиться не будут. На портале госуслуг размещены электронные формы заполнения данных об опасности производственных объектов. Собственники организаций могут самостоятельно заполнить установленную форму.

Как выяснилось из выступлений начальника отдела лицензирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов (ОПО) Северо-Западного управления Ростехнадзора Леонида Дёшина и директора по науке группы компаний «Городской центр экспертиз» Алексея Исакова, сложно сейчас приходится не только предприятиям и экспертам. Федеральные инспекторы Ростехнадзора столкнулись с трудностями в организации плановых проверок предприятий, поскольку некоторые опасные производственные объекты после вступления в силу изменений в законодательстве потеряли статус опасных, но не были исключены из числа проверяемых объектов. Ростехнадзор вынужден действовать в существующих противоречивых условиях. Кроме того, стало известно, что правительством России принято решение о наделении Ростехнадзора с 13 мая 2013 года контрольными функциями в сфере исполнения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».

Директор по науке Группы компаний «Городской центр экспертиз» Алексей Исаков рассказал о содержании находящегося в настоящее время в Государственной Думе проекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях». Государственная Дума в первом чтении 22 марта 2013 года одобрила данный законопроект. Законопроектом предлагается возложить на Ростехнадзор обязанность по учету и ведению реестра экспертиз промышленной безопасности без оценки их содержания. Проект предполагает введение понятия «эксперт промышленной безопасности» и установление специальной и уголовной ответственности за дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложных заключений. Высказаны критические замечания в части системы государственного регулирования, определения отдельных терминов и отсутствия механизма оценки риска.

О результатах работы по совершенствованию законодательства по промышленной безопасности в своих республиках сообщили руководящие сотрудники органов надзора Беларуси, Армении, Молдовы, Кыргызстана.

Начальник Госпромнадзора МЧС Республики Беларусь Кудряшов Александр Николаевич представил для обсуждения доклад «О состоянии промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов в Республике Беларусь», ответил на многочисленные вопросы.

Участники Европейской экономической комиссии ООН Николай Савов и Сандра Ашкрофт поделились опытом в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и действия Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Директор Азербайджанского института МЧС  по охране труда и технике безопасности Рушти Савар оглы Сафаров поделился с участниками конференции информацией о возможности и способах снижения вероятности техногенных аварий на стадии проектирования и реконструкции ОПО.

По статистике группы компаний «Городской центр экспертиз», в 2012 году в России всего около 2% обрушений произошло по причине ошибок, заложенных на этапе проектирования, однако из года в год эта цифра колеблется, что подтверждает мнение г-на Сафарова о необходимости продолжать работу в направлении снижения рисков при проектировании.

Впервые на Форуме прозвучала подробная информация о самой серьезной техногенной катастрофе за историю человечества, когда в результате выброса метилизоцианата на химическом заводе индийского г. Бхопал погибло около 20000 человек. В роли докладчика выступил директор индийского института нефти при Совете по научным и промышленным исследованиям Мадхукар Гарг. Сравнение систем безопасности двух предприятий одной корпорации UCC в Индии и в США показало, что на Бхопальском химическом заводе уровень безопасности был преступно низким. Доктор Гарг определил причиной катастрофы сочетание человеческой и технической ошибок.

Сессия техногенных катастроф последних лет включила доклады о пожаре на НПЗ компании Chevron, произошедшем в США в 2012, пожаре на Останкинской телебашне, аварии с плавучей буровой платформой «Кольская» (Россия) и танкера у скалы Лорелеи (Германия).

Так, 7 августа 2012 года на одном из крупнейших НПЗ США, расположенном в г. Ричмонд (Калифорния), произошел серьезный пожар, повлекший за собой травмирование работника завода и массовое отравление жителей города.

Российские специалисты, присутствовавшие на Форуме, отметили, что ЧП на Chevron произошло из-за нарушения «элементарных» требований промышленной безопасности: не были замечены очевидные процессы коррозии металлических элементов.

На вопрос «Как такое могло случиться?» ответ председателя департамента охраны труда и безопасности Американского общества химиков Нила Лангермана был краток: «Добро пожаловать в США!». По мнению химика, подходы к промышленной безопасности в США и России весьма различны. Если в России законодательство носит «предписательный» характер, причем его требования строги и детализированы, то в США законы гораздо более гибки по отношению к предприятиям. После катастрофы в Мексиканском заливе Президент США Барак Обама заявлял о необходимости перехода к жесткому контролю над деятельностью промышленных предприятий, работающих с нефтепродуктами. Однако пока эффективность принимаемых мер по высказыванию Нила Лангермана под вопросом.

В своем докладе о другой катастрофе – крушении буровой установки «Кольская» в Охотском море 18 декабря 2011 года – главный технический инспектор труда Профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Александр Волков рассказал о результатах собственного расследования. «Мы не умеем спасать», - резюмировал деятель профсоюза сообщение о комплексных ошибках (в т.ч. о нарушении инструкций по безопасности владельцами платформы и несогласованности действий команды буксировщика и МЧС), приведших к гибели 53 человек. По мнению А. Волкова, в условиях выхода российских компаний на шельф необходимо не только изменить законодательство для учета нестандартных условий ресурсодобычи, но и повысить контроль над действиями лицензированных для работы на шельфе организаций.

Во время выступления начальника научно-аналитического отдела центра «Антистихия» МЧС Игоря Кулакова был поднят вопрос об административном регламенте МЧС от 2 мая 2012 года «О рассмотрении декларации промышленной безопасности ОПО». В соответствии с регламентом, МЧС принимает на себя функцию рассмотрения экспертиз промышленной безопасности. Аналогичную функцию продолжает выполнять Ростехнадзор. С момента вступления регламента в силу экспертное сообщество фиксирует усложнение процедуры утверждения экспертиз. По словам А. Исакова, документ создал непроходимые административные барьеры, из-за которых экспертизы промышленной безопасности ОПО могут более полугода переходить от инстанции к инстанции. И. Кулаков поддержал инициативу по снижению административного давления на экспертное сообщество. По его словам, для решения проблемы необходима совместная и непосредственная работа с ВНИИ ГО ЧС, причем идеальной площадкой для обсуждения может стать Форум по промышленной безопасности.

Начальник отдела по надзору за гидроэлектростанциями и гидротехническими сооружениями (ГТС) Ростехнадзора России Владимир Пименов представил всесторонний анализ аварий на ГТС. В 2012 году надзорным органом зафиксировано 8 аварийных ситуаций на гидротехнике, и самая серьезная произошла в Крымске. Как сообщил В. Пименов, утверждать, что ГТС спровоцировали трагедию, получившую широкую огласку и повлекшую за собой большое количество жертв, нельзя. По причине засоренности реки Адагум выше по течению произошла так называемая каскадная авария. Гидротехника не была рассчитана на возникшую волну, несшую воду со скоростью 1500 м3 в секунду. Основная причина трагических последствий - организационный просчет. По информации В. Пименова, в настоящее время готовятся изменения в Федеральный Закон № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений», направленные на борьбу с бесхозными ГТС, которые по мере старения могут представлять большую опасность для безопасности населения целых регионов. Также планируется вменить местному самоуправлению ответственность за безопасность населения, оперативное оповещение людей о ЧС.

Также рассматривались вопросы, касающиеся опыта обеспечения безопасного и эффективного функционирования производственных объектов. Нил Лангерман (Американский союз химиков) выступил с докладом об итогах расследования взрыва аммиачной селитры, происшедшем в апреле 2013 года на заводе в Техасе (расследование продолжается), Гумер Мурзаханов (ОАО «Мосгаз») - об анализе причин аварии на московском газопроводе в октябре 2012 года, Мирослав Липар (МАГАТЭ) - о причинах аварии на атомной станции Фокусима (Япония), Сергей Абдулхаиров (ОАО «Электрические станции», Кыргызстан) – о причинах аварийности оборудования на вверенном предприятии.

Завершил конференцию блок докладов экспертов по промышленной безопасности Группы компаний «Городской центр экспертиз» на тему снижения вероятности аварий. Ведущий эксперт департамента анализа риска ГЦЭ Наталья Алексеева, основываясь на опыте проведения работ на промышленных предприятиях России, рассказала о том, какими способами минимизировать аварийность объектов еще на стадии их проектирования или реконструкции. Начальник отдела НИР ГЦЭ Илья Петухов изложил свою стратегию управления безопасной эксплуатацией ОПО с привлечением высоких технологий.

Подводя итоги XI Международного Форума по промышленной безопасности, президент Группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Владимирович Москаленко отметил, что мероприятие разрастается. В 2013 году в нем впервые приняли участие делегации Индии, Эстонии, Болгарии и Киргизии.

Москаленко А.В. также подчеркнул, что «одной из главных тем следующей конференции будетпроблема транспортировки опасных грузов. Этот вопрос затрагивался на прошедших форумах, прозвучал в нынешнем году в ряде докладов белорусских и немецких коллег. В 2012-2013 году в России и мире произошло несколько ЧП с участием железнодорожных составов, груженых химикатами. Чаще всего причиной оказывается неудовлетворительное состояние вагонов. Второй день конференции начался именно с информации об очередном сходе вагонов с рельсов, на этот раз в штате Мэриленд, США. Проблема назрела – пора ее решать. В будущем по транспортировке опасных грузов будет отдельная сессия, поскольку актуальности вопрос не теряет».

В заключении Москаленко А.В. отметил, что на форуме поднимаются самые актуальные вопросы в области промышленной безопасности и акцентируется внимание на конкретных технологиях, позволяющих обеспечить своевременное предупреждение чрезвычайных ситуаций. Пригласил принять участие в следующем Форуме и выступить крупнейших экспертов и профессионалов, чтобы  делегаты могли услышать реальные бизнес-кейсы от «первого лица», поделиться опытом и вместе обсудить проблемы и решения.

Участниками Форума отмечен высокий уровень и организация проведения ХI Международного форума по промышленной безопасности. Программа Форума содействовала созданию благоприятной атмосферы для интенсивного делового общения, обмена опытом и приобретения новых контактов. Организаторы Форума предоставили возможность участникам рассказать о своей деятельности, опыте и проблемах в области обеспечения безопасности, применяемых стандартах и услугах. Это вселяет уверенность в то, что высказанные на Форуме идеи послужат в дальнейшем совершенствованию деятельности по обеспечению промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов.

Другие новости


 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть