На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением

| Все вопросы рубрики
Сосуды, работающие под давлением, которые эксплуатирует наша организация, представляют собой трубчатые теплообменники, у которых в трубной части находится жидкость, в корпусе – пар. В пункте 222 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, указано, что не подлежат регистрации в Госпромнадзоре сосуды, работающие со средой, отнесенной к группе 2 в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», при температуре стенки не выше 200 С, у которых произведение давления в МПа на вместимость в метрах кубических не превышает 1,0. Какую вместимость сосуда брать для расчета произведения (вместимость межтрубного пространства или общую – межтрубного и трубного пространств)?
Показать ответ 
При определении вместимости сосуда необходимо руководствоваться понятием, оговоренным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», где «вместимость» - объем внутренней полости оборудования, определяемый по заданным на чертежах номинальным размерам.
Пункт 7 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, относится к сосудам вместимостью не более 0,025м3 и используемым для научно-экспериментальных целей.
Учитывая вышеизложенное, для определения объема трубчатого теплообменника необходимо принимать объем корпуса.
Наша организация эксплуатирует паровые котлы ДКВР 10/13 ГМ. Согласно паспортным данным на котлах применяются рычажно-грузовые предохранительные клапаны 17ч19бр, которые мы планируем заменить на пружинные предохранительные клапаны марки 17с6нж. Можем ли мы произвести замену клапанов без согласования с заводом-изготовителем или организацией, имеющей лицензию на проектирование котлов?
Показать ответ 
В соответствии с пунктом 58 приложения № 2 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», на каждом паровом и водогрейном котлах и отключаемом по рабочей среде пароперегревателе устанавливаются предохранительные клапаны. Количество и места их установки определяются при разработке (проектировании).
Суммарная пропускная способность устанавливаемых на котлах предохранительных устройств должна быть не менее номинальной производительности этого оборудования.
В соответствии с пунктом 4 приложения 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности» паровой котел ДКВР 10/13 с рабочим давлением 1,3 МПа является потенциально опасным объектом (далее – ПОО).
Согласно пункту 9 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, изменения в проектной документации опасного производственного объекта (далее -  ОПО), ПОО, необходимость которых может возникнуть при монтаже, реконструкции, ремонте, наладке и эксплуатации ОПО, ПОО, должны быть согласованы с разработчиком проектной документации, в случае отсутствия сведений о разработчике проектной документации - со специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
На основании вышеизложенного, для замены установленных в соответствии с проектной документацией рычажно-грузовых предохранительных клапанов 17ч19бр на пружинные клапаны марки 17с6нж необходимо согласование с разработчиком проекта котла.
В каком техническом нормативном правовом акте установлен термин «аппарат отопительный бытовой с водяным контуром»?
Показать ответ 
Термин «аппарат отопительный бытовой с водяным контуром» в действующих технических нормативных правовых актах Республики Беларусь в области промышленной безопасности не установлен.
Вместе с тем в Республике Беларусь действуют государственные стандарты – ГОСТ 20219-93 «Аппараты отопительные газовые с водяным контуром. Общие технические условия», ГОСТ 22992-82 «Аппараты бытовые, работающие на жидком топливе», в которых определены классификация аппаратов, основные параметры, технические требования, методы испытаний и т.п.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики
Открываю ИП, планирую эксплуатировать надувную горку. Какие разрешения и где мне необходимо получить?
Показать ответ 
В соответствии с Положением о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 756, Госпромнадзор осуществляет государственный надзор в области промышленной безопасности за опасными производственными объектами и (или) потенциально опасными объектами, и связанными с ними видами деятельности.
Перечни опасных производственных и потенциально опасных объектов указаны в приложениях 1 и 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности» от 5 января 2016 года (далее – Закон).
В случае если указанная в обращении надувная горка, согласно эксплуатационным документам, относится к горкам водным с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 5 м/сек и (или) относительной высотой спуска более 3 метров, то в соответствии с пунктом 6 приложения 2 к Закону она является потенциально опасным объектом, подлежит государственному надзору в области промышленной безопасности и её эксплуатация должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона и Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.10.2009 № 52.
В случае отнесения надувной горки к оборудованию игровому надувному (далее – оборудование) сообщаем, что оборудование не входит в вышеуказанные перечни, государственному надзору в области промышленной безопасности не подлежит, и Госпромнадзор не уполномочен на выдачу разрешений, связанных с его эксплуатацией.
Дополнительно информируем, что в отношении оборудования, эксплуатируемого в Республике Беларусь, с 01.10.2015 действуют Правила технической безопасности «Требования к эксплуатации оборудования игрового надувного», утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.07.2015 № 35 (далее – Правила).
В соответствии с требованиями Правил эксплуатация оборудования, попадающего под действие Правил, допускается при наличии эксплуатационных документов на него, включающих в себя, согласно пункту 6 Правил, паспорт (формуляр) и руководство по эксплуатации.
Требования к организации безопасной эксплуатации оборудования, а также перечень необходимых журналов, инструкции указаны в главах 3 и 4 Правил.
При этом, согласно главе 5 Правил, оборудование в течение всего срока эксплуатации должно подвергаться техническим освидетельствованиям с оформлением соответствующего акта, который прикладывается к эксплуатационным документам и является их неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 65 Правил техническое освидетельствование проводится организацией, аккредитованной в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17020-2013 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции», утверждённого постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 45.
В настоящее время НТ РУП «ДИЭКОС» (г. Минск, ул. Короткевича, 5) и НПК «Наука» (г. Могилёв, ул. Актюбинская, 11-1) прошли процедуру аккредитации в соответствии с вышеуказанными требованиями и имеют право на проведение технического освидетельствования оборудования.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Я, частный домовладелец, собираюсь установить на придомовой территории резервуар объемом 6,3 м3 для снабжения сжиженным углеводородным газом моего жилого дома. Какими нормативными документами я при этом должен руководствоваться?

Показать ответ 

Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности» (далее – Закон о промышленной безопасности) действие Закона о промышленной безопасности не распространяется на отношения, связанные с осуществлением деятельности в области промышленной безопасности физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся работниками субъекта промышленной безопасности, а также экспертами в области промышленной безопасности.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 таблицы 2 приложения 1 к Закону о промышленной безопасности объекты, на которых эксплуатируются сосуды, работающие под давлением более 1,0 МПа, для хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ) относятся к опасным производственным объектам и подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 16 приложения 2 к Закону о промышленной безопасности резервуарные установки, в том числе расположенные на придомовых территориях жилых домов, относятся к потенциально опасным объектам газораспределительной системы и газопотребления.

Согласно требованиям пунктов 39-41 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 02.02.2009 № 6 (далее – Правила), объекты газораспределительной системы и газопотребления, за исключением газопроводов-вводов низкого и среднего давления в жилые здания, подлежащие возведению (монтажу), ремонту и реконструкции, вводу в эксплуатацию, выводу из эксплуатации, консервации и (или) ликвидации (далее – объекты строительства), перед началом работ по их сооружению, монтажу должны быть зарегистрированы в Госпромнадзоре.

Для регистрации (перерегистрации) объекта строительства в соответствии с пунктом 20.17 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – единый перечень административных процедур) заказчик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен обратиться в Госпромнадзор с заявлением по форме согласно приложению 3 к Правилам, проектной документацией и заключением государственной экспертизы строительного проекта (разделов строительного проекта, технические решения которых затрагивают область распространения Правил).

Соответствие принятого в эксплуатацию объекта в целом проектной документации, требованиям безопасности, эксплуатационной надежности подтверждается заключением, выдаваемым Госпромнадзором в соответствии с Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716, и пунктом 3.20 единого перечня административных процедур.

Согласно пункту 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, владельцем опасного производственного объекта (ОПО), потенциально опасного объекта (ПОО), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию ОПО, ПОО, на котором используется оборудование под давлением, которое как собственник или по договору с собственником несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 4 Правил пользования газом в быту, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2007 г. № 1539, пользование газом осуществляется на основании договора купли-продажи СУГ и договора на техническое обслуживание резервуарной установки, газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения – при газоснабжении потребителя газа СУГ от резервуарной установки, принадлежащей ему на праве собственности.

Договоры на техническое обслуживание резервуарной установки СУГ, газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения заключаются между газоснабжающими организациями либо другими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими в предусмотренном законодательством случае специальное разрешение (лицензию) и заключившими договоры с газоснабжающими организациями о выполнении указанных работ, и потребителями газа.

Промышленная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных Законом о промышленной безопасности и иными актами законодательства.

Согласно пункту 5 Правил эксплуатация объектов – стадия жизненного цикла объектов газораспределительной системы и газопотребления, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество. Эксплуатация объектов газораспределительной системы и газопотребления включает в себя использование газа по назначению, техническое обслуживание, ремонт, техническое диагностирование газопроводов, оборудования (технических устройств).

Сосуды СУГ, работающие под избыточным давлением и устанавливаемые на придомовой территории частного домовладения, относятся к III типу опасности. Деятельность в области промышленной безопасности, связанная с эксплуатацией ОПО, относящихся к III типу опасности, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию не подлежит.

Согласно пункту 5 Правил техническое обслуживание – комплекс организационно-технических мероприятий по поддержанию исправного и работоспособного состояния оборудования в течение срока его службы путем устранения их незначительных неисправностей, по обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию. Деятельность в области промышленной безопасности, связанная с обслуживанием ОПО, ПОО, технических устройств, в том числе сосудов СУГ, работающих под избыточным давлением и подконтрольных Госпромнадзору, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Лицензируемая деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами.

Таким образом, владельцем резервуарной установки на придомовой территории частного домовладения с сосудами СУГ, работающими под избыточным давлением (далее – объект) и подлежащими регистрации в государственном реестре ОПО, может быть только юридическое лицо (специализированная организация), имеющее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности (обслуживание ОПО, ПОО, технических устройств), которое обязано зарегистрировать объект в Госпромнадзоре в соответствии с пунктом 20.16 единого перечня административных процедур до ввода объекта в эксплуатацию.

Согласно требованиям части первой статьи 22 Закона о промышленной безопасности, пунктов 42 – 50, 55 Правил, пункта 221 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, эксплуатация сосуда СУГ, работающего под избыточным давлением и подлежащего регистрации в государственном реестре ОПО, без такой регистрации не допускается.

Разрешено ли строительство газопроводов-вводов к одноквартирным жилым домам, не имеющим кровли или наружных стен, с последующей сдачей в эксплуатацию всего объекта?

Показать ответ 
Согласно Правилам по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 02.02.2009 № 6 (далее – Правила), рабочая комиссия по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы и газопотребления должна проверить смонтированный объект на соответствие проекту, требованиям нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, в том числе Правил, а также готовность организации к эксплуатации объекта, выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг), то есть готовность пользователей газа к эксплуатации объекта газоснабжения.
Таким образом, объект газораспределительной системы может быть принят в эксплуатацию после внесения изменений в проект в части исключения из проекта газоснабжения недостроенных одноквартирных жилых домов (не имеющих кровли или наружных стен) либо по окончании строительства жилых домов (возведения кровли или наружных стен) в соответствии с утвержденным проектом.

Я, как физическое лицо, приобрел для газоснабжения жилого дома резервуарную установку (сосуд 6,4 м3).
Организация, которая выполняет строительно-монтажные работы по газоснабжению моего жилого дома, уведомила о том, что нужно передать во владение сосуд, находящийся на моей частной территории (участке), юридическому лицу (специализированной организации).
Возможно ли зарегистрировать в Госпромнадзоре сосуд для хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ) на меня, как на собственника? Если нет, то на каком основании юридическое лицо (специализированная организация) собирается регистрировать на себя мою собственность (сосуд для хранения СУГ) в Госпромнадзоре?
Допускается ли эксплуатация резервуарной установки без регистрации в Госпромнадзоре?
Показать ответ 
Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности» (далее – Закон о промышленной безопасности) действие Закона о промышленной безопасности не распространяется на отношения, связанные с осуществлением деятельности в области промышленной безопасности физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся работниками субъекта промышленной безопасности, а также экспертами в области промышленной безопасности.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 таблицы 2 приложения 1 к Закону о промышленной безопасности объекты, на которых эксплуатируются сосуды, работающие под давлением, более 1,0 МПа, для хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ) относятся к опасным производственным объектам (далее – ОПО) и подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно пункту 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, владельцем ОПО, потенциально опасного объекта (ПОО), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию ОПО, ПОО, на котором используется оборудование под давлением, которое как собственник или по договору с собственником несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 4 Правил пользования газом в быту, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2007 г. № 1539, пользование газом осуществляется на основании договора купли-продажи СУГ и договора на техническое обслуживание резервуарной установки, газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения - при газоснабжении потребителя газа СУГ от резервуарной установки, принадлежащей ему на праве собственности.
Договоры на техническое обслуживание резервуарной установки СУГ, газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения заключаются между газоснабжающими организациями либо другими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими в предусмотренном законодательством случае специальное разрешение (лицензию) и заключившими договоры с газоснабжающими организациями о выполнении указанных работ, и потребителями газа.
Промышленная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных Законом о промышленной безопасности и иными актами законодательства.
Согласно пункту 5 Правил промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 02.02.2009 № 6 (далее – Правила), эксплуатация объектов - стадия жизненного цикла объектов газораспределительной системы и газопотребления, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество. Эксплуатация объектов газораспределительной системы и газопотребления включает в себя использование газа по назначению, техническое обслуживание, ремонт, техническое диагностирование газопроводов, оборудования (технических устройств).
Сосуды СУГ, работающие под избыточным давлением и устанавливаемые на придомовой территории частного домовладения, относятся к III типу опасности. Деятельность в области промышленной безопасности, связанная с эксплуатацией ОПО, относящихся к III типу опасности, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию не подлежит.
Согласно пункту 5 Правил техническое обслуживание - комплекс организационно-технических мероприятий по поддержанию исправного и работоспособного состояния оборудования в течение срока его службы путем устранения их незначительных неисправностей, по обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию. Деятельность в области промышленной безопасности, связанная с обслуживанием ОПО, ПОО, технических устройств, в том числе сосудов СУГ, работающих под избыточным давлением и подконтрольных Госпромнадзору, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.
Лицензируемая деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами.
Таким образом, владельцем резервуарной установки на придомовой территории частного домовладения с сосудами СУГ, работающими под избыточным давлением (далее - объект) и подлежащими регистрации в государственном реестре ОПО, может быть только юридическое лицо (специализированная организация), имеющее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, которое обязано зарегистрировать объект в Госпромнадзоре в соответствии с пунктом 20.16 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
Согласно требованиям части первой статьи 22 Закона о промышленной безопасности, пункта 221 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, пунктов 42 – 50, 55 Правил промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 02.02.2009 № 6, эксплуатация сосуда СУГ, работающего под избыточным давлением и подлежащего регистрации в государственном реестре ОПО, без такой регистрации не допускается.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики
Какие требования необходимо выполнить, чтобы имеющийся в организации автомобиль МАЗ (год выпуска не определен, тип транспортного средства – грузовой специальный (цистерна), разрешенная масса – 15 325 кг) мог использоваться для перевозки горюче-смазочных материалов по территории Республики Беларусь? Документов на цистерну нет.
Показать ответ 
В соответствии с пунктом 309 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61, которые постановлением МЧС от 29.12.2016 №79 утверждены в новой редакции и вступили в силу с 01.06.2017 (далее – Правила), к перевозке опасных грузов допускается транспортное средство при наличии:
разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
регистрационной карточки механического транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;
свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, OX, AT, MEMU;
свидетельства о проверке цистерны с положительными результатами проверки и указанием опасных грузов, разрешенных к перевозке (документы, подтверждающие проведение проверок цистерн, выданные до 01.07.2017, действительны до окончания срока их действия.
Кроме того, согласно пунктам 350, 354, 355 Правил, каждая цистерна должна иметь эксплуатационные документы завода-изготовителя в необходимом объеме, предусмотренном техническими нормативными правовыми актами. При отсутствии эксплуатационных документов эксплуатация цистерны должна быть запрещена до разработки соответствующих дубликатов. Разработка дубликатов эксплуатационных документов должна выполняться организациями-изготовителями или специализированными организациями, имеющими аккредитованные лаборатории, по применяемым методам неразрушающего контроля, область аккредитации которых распространяется на цистерны, емкости, тару, предназначенные для перевозки опасных грузов, на право диагностирования с продлением срока службы цистерн, емкостей и тары (далее – организации, имеющие аккредитованные лаборатории), в том числе ЗАО «ДОПОГ-Сервис», СП «БелТЮФ», ОАО «Трест Белпромналадка», ЧПТУП «Промэкспертиза», ЧУП «Промавтотехцентр», ООО «ПромЛаб ТД» и другие организации, имеющие аккредитованные лаборатории.
После получения дубликатов эксплуатационных документов необходимо обратиться в территориальное подразделение Госпромнадзора для регистрации транспортного средства и получения регистрационной карточки.
Необходимо укомплектовать транспортное средство огнетушителями в соответствии с требованиями пунктов 318-320 Правил.
В соответствии с пунктами 321, 322 транспортное средство комплектуется:
двумя знаками аварийной остановки;
аптечкой первой помощи;
аварийным жилетом для каждого члена экипажа;
карманными фонарями для каждого члена экипажа в случае перевозки опасных грузов;
противопожарным полотнищем (при перевозке опасных грузов со знаками опасности № 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3);
лопатой, дренажной ловушкой, ящиком с сухим песком массой 25 кг (при перевозке опасных грузов со знаками опасности № 3, 4.1, 4.3, 8, 9);
двумя фонарями автономного питания с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета;
двумя знаками «Опасность» с собственной опорой по СТБ 1140-2013.
После выполнения вышеуказанных требований для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов следует обратиться в УП «Белтехосмотр».
Может ли оператор АЗС (АГЗС) быть назначен ответственным за проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами?
Показать ответ 

Руководствуясь статьей 1 Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» и учитывая, что перевозка опасных грузов является совокупностью организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами может быть назначен специалист субъекта перевозки, прошедший подготовку в обучающих организациях, имеющих разрешение Госпромнадзора, по программам подготовки специалистов, ответственных по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.04.2015 г. № 22 (далее – Постановление № 22), в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.11.2013 г. № 51 (далее – Инструкция по подготовке), и при наличии свидетельства о подготовке специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов (далее – Свидетельство), выданного Госпромнадзором после проверки знаний Правил в Госпромнадзоре.

Одновременно информируем, что в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.06.2017 № 7-1-20/306-юр «Об организации слива топлива на АЗС» оператор АЗС (АГЗС), в случае производственной необходимости, может быть назначен приказом (распоряжением) руководителя организации ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами из числа наиболее опытных операторов АЗС (АГЗС) при условии прохождения им подготовки в порядке, установленном Инструкцией по подготовке, по программам, утвержденным Постановлением № 22, проверки знаний в Госпромнадзоре и при наличии Свидетельства.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Что необходимо для получения разрешения на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности?

Получение разрешения возможно только для юридического лица?

Участнику фейерверочного показа достаточно иметь только удостоверение пиротехника, или необходимо наличие каких-либо еще документов, транспорта, специалистов?

Необходимо ли аттестовать оборудование для обеспечения фейерверочных показов? Если да, то где?

Показать ответ 

Разрешение на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности необходимо получить в соответствии с п. 20.1.16 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

С целью выдачи разрешения проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.

В ходе проведения оценки и для составления акта оценки заявителю необходимо:

1. Представить общие сведения о субъекте промышленной безопасности.

2. Наличие в штате работников соответствующего профиля для выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, для которых работа в данной организации является основным местом деятельности, а также документов, подтверждающих их квалификацию и проверку знаний.

3. Наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимых для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического оснащения, производственной базы (оборудования), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

4. Наличие технической документации, государственных стандартов и других технических нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности к выполнению отдельных видов работ (оказанию отдельных видов услуг), которые планирует выполнять (оказывать) субъект промышленной безопасности.

Выдача разрешения на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности, также как и на их приобретение, возможна только для юридических лиц.

Лица, участвующие в фейерверочном показе, должны иметь Единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника, а руководитель фейерверка – и то и другое. Обучение можно пройти в филиале «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В проведении пиротехнического показа должны участвовать не менее трех специалистов – руководитель показа и два пиротехника.

Согласно п.8 ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий все работы с пиротехническими изделиями проводятся на исправном оборудовании в соответствии с требованиями нормативной документации на данное пиротехническое изделие и применяемое оборудование.

Перевозка пиротехнических изделий IV и V классов опасности осуществляться специализированным автотранспортом по перевозке опасных грузов класса опасности 1 по ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», а водитель должен пройти обучение и иметь соответствующее удостоверение.

Право аттестовать оборудование для обеспечения фейерверочных показов предоставлено его производителям (организации государства-члена Евразийского экономического союза). На территории Республики Беларусь организации по производству оборудования для фейерверочных показов и его аттестации отсутствуют.

Как вариант можно обратиться к таким производителям, как:

АО «ФНПЦ «НИИ прикладной химии» (Российская Федерация), www.niiph.com/ru;

ОАО «Пиро-Росс», (Российская Федерация), www.piro-ross.ru.

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики
Требуется ли юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности для строительства газопроводов-вводов к одноквартирным, блокированным жилым домам, садовым домикам, которые согласно СТБ 2331-2015 относятся к 5 классу опасности?
Показать ответ 
В соответствии с пунктом 16 приложения 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности» газопроводы городов и населенных пунктов, включая межпоселковые, относятся к потенциально опасным объектам газораспределительной системы и газопотребления, на которых находятся или могут находиться природный газ с избыточным давлением до 1,2 МПа или сжиженный углеводородный газ с избыточным давлением до 1,6 МПа.
Согласно пункту 8 Положения о газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 368, монтаж газового оборудования (до отключающего устройства газопровода-ввода) для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан осуществляется организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности с указанием составляющей данный лицензируемый вид деятельности работы – монтаж объектов газораспределительной системы.
На основании Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями. Индивидуальным предпринимателям специальное разрешение (лицензия) на деятельность в области промышленной безопасности не выдается.
Таким образом, работы по монтажу газопроводов-вводов к жилым домам (кроме вводных и внутридомовых газопроводов жилых домов) могут выполняться только юридическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности.
Наша организация имеет лицензию на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 перечня работ и услуг, указанных в нашей лицензии, мы имеем право выполнять монтаж (без применения сварки) паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °C. Имеет ли право наша организация при монтаже котельного оборудования выполнять монтаж разделов АТМ, АГСВ и сигнализации данного оборудования на водогрейных котлах с температурой нагрева воды не выше 115 °C?
Показать ответ 
В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Положение), лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и (или) услуги, в том числе по проектированию, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту потенциально опасных объектов, указанных в приложении 2 к Закону Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее - Закон), технических устройств.
Согласно пункту 136 главы 14 Положения к техническим устройствам относятся технические устройства, включенные в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 05.08.2016 № 614 (далее – Перечень), а также паровые котлы с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой нагрева воды не выше 115 °C единичной тепловой мощностью 100 кВт и более.
В соответствии с пунктом 4 Перечня к техническим устройствам, эксплуатируемым на потенциально опасных объектах, относятся системы автоматики безопасности и регулирования работы котлов.
Согласно пункту 16 приложения 2 к Закону к потенциально опасным объектам газораспределительной системы и газопотребления относятся средства безопасности, регулирования и защиты, а также системы автоматизированного управления технологическими процессами распределения и потребления газа.
Таким образом, для выполнения монтажа систем автоматизированного управления технологическими процессами распределения и потребления газа на объектах газораспределительной системы и газопотребления, систем автоматики безопасности и регулирования работы котлов и их горелок для оборудования, работающего под избыточным давлением, необходимо внести соответствующие дополнения в вышеуказанную лицензию.
Разъясните порядок действий лицензиатов после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 379 379 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь»
Показать ответ 
Для многих лицензиатов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, вступление в силу с 23 января 2017 года Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2015 № 379 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 379) вызовет необходимость внесения в ранее полученные ими лицензии ряда изменений и (или) дополнений.
Указом № 379 внесены корректировки в перечень работ и услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности, в соответствии с которыми вводится лицензирование ряда работ в отношении потенциально опасных объектов, ранее не подлежавших лицензированию. Кроме того даны новые редакции терминов и определений, используемых для целей лицензирования деятельности в области промышленной безопасности, приведены в соответствие с изменившимся законодательством лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что действовавший ранее и применявшийся, в том числе и для целей лицензирования, Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих экспертизе, утвержденный постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.12.2004 № 47, утратил силу с 27 августа 2016 года. Заменивший его Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614 (далее – Перечень), существенно отличается от него по целому ряду позиций.
В соответствии с подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 3 Указа № 379 юридические лица Республики Беларусь и иностранные организации, выполняющие и (или) оказывающие на день вступления в силу настоящего Указа работы и (или) услуги, составляющие деятельность в области промышленной безопасности, не подлежащие лицензированию в соответствии с актами законодательства до вступления в силу настоящего Указа и подлежащие лицензированию согласно Указу № 379, вправе в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Указа:
выполнять такие работы и (или) оказывать такие услуги без специальных разрешений (лицензий). При намерении в дальнейшем выполнять данные работы и (или) оказывать данные услуги они должны получить специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности либо внести в них изменения и (или) дополнения в соответствии с настоящим Указом;
внести изменения и (или) дополнения в специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности с составляющей работой (услугой) - эксплуатация опасных производственных объектов, выданные до 01.03.2016, в части выполнения работ по обслуживанию и (или) ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614. В данном случае проведение экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям не требуется.
Что же все это означает на практике? Попробуем разобраться на конкретном примере.
Лицензиат ООО «ХХХ» на дату вступления в силу Указа № 379 (23 января 2017 года) имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, в перечень работ и услуг которого включены работы (услуги) по эксплуатации опасных производственных объектов, монтажу и наладке технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
Для начала ООО «ХХХ» следует уточнить, руководствуясь нормами Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности», к какому из трех типов опасности относится каждый из указанных в лицензии опасных производственных объектов. В том случае, если названные объекты относятся к III типу опасности либо перешли в разряд потенциально опасных объектов, работы по их эксплуатации из лицензии следует исключить путем внесения в нее соответствующих изменений.
При намерении самостоятельно выполнять работы по обслуживанию и (или) ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, в отношении исключаемых из лицензии объектов, ООО «ХХХ» помимо вышеуказанных изменений следует внести в лицензию соответствующие дополнения.
При условии обращения за внесением в лицензию названных изменений и (или) дополнений в установленный пунктом 3 Указа № 379 трехмесячный срок (до 23 апреля текущего года), проведение экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям для внесения дополнений не потребуется.
Что касается работ и (или) услуг по монтажу и наладке технических устройств, то их следует привести в соответствие с нормами Указа № 379 и Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, путем внесения в лицензию соответствующих изменений. При этом следует учитывать, что технические устройства и потенциально опасные объекты, работы и (или) услуги, по монтажу и наладке которых ранее не требовали наличия лицензии (экономайзеры, краны-манипуляторы и пр.), могут быть добавлены в лицензию только путем внесения в нее дополнений после проведения соответствующей экспертизы.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка подготовки и проверки знаний по вопросам пром. безопасности, выдачи удостоверения на право обслуживания ПОО, создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам пром. безопасности

| Все вопросы рубрики

В соответствии с требованиями статьи 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», а также организационной структурой нашего ОАО, лицом, ответственным за организацию промышленной безопасности в ОАО является заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер, прошедший проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора в объеме требований законодательства в области промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» для организации проверки знаний работников ОАО по вопросам промышленной безопасности созданы комиссии (по направлениям) для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности. Возглавляет комиссию заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер, как лицо, ответственное за организацию промышленной безопасности в ОАО.

На основании изложенного просим дать разъяснения:

1. Достаточно ли лицу, ответственному за организацию промышленной безопасности в ОАО, пройти проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора в объеме требований законодательства в области промышленной безопасности для того, чтобы возглавлять созданные комиссии (по направления) для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности?

2. Должно ли лицо, ответственное за организацию промышленной безопасности в ОАО, проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора в объеме требований правил по обеспечению промышленной безопасности (по направлениям) как председатель созданных комиссий (по направлениям) для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности?

Показать ответ 

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, а также создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности урегулирован Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности» и постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» (далее – постановление МЧС № 31).

Требования к составу комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности (далее – комиссия субъекта), изложены в пункте 5 Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением МЧС № 31.

В соответствии с пунктом 5 указанной Инструкции в состав комиссии субъекта включаются работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) (далее – лица, ответственные за осуществление производственного контроля), работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта и являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации этих объектов (далее – лица, ответственные за безопасную эксплуатацию), и иные работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющие руководство работами, составляющими деятельность в области промышленной безопасности, прошедшие проверку знаний в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением МЧС № 31 (далее – Инструкция по проверке знаний). Возглавляет комиссию субъекта руководитель субъекта промышленной безопасности или его заместитель, ответственный за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности (далее – лица, ответственные за организацию промышленной безопасности), или руководитель, осуществляющий руководство работами, составляющими деятельность в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 18 Инструкции по проверке знаний, в случае прохождения членом комиссии субъекта первичной и (или) периодической проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора (комиссии государственного органа) в качестве лица, ответственного за безопасную эксплуатацию (лица, ответственного за организацию промышленной безопасности, лица, ответственного за осуществление производственного контроля), проходить проверку знаний в качестве члена комиссии субъекта не требуется.

Таким образом, в случае, когда заместитель генерального директора по техническому развитию - главный инженер ОАО, являющийся лицом, ответственным за организацию промышленной безопасности в ОАО, назначен председателем комиссии субъекта, созданной для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, является достаточным прохождение им проверки знаний в комиссии Госпромнадзора в объеме лица, ответственного за организацию промышленной безопасности и проходить проверку знаний в объеме правил по обеспечению промышленной безопасности ему не требуется.

Необходимо ли участие должностных лиц Госпромнадзора в работе квалификационных комиссий для проведения квалификационных экзаменов, комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности у рабочих по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, выполняющих работы по их обслуживанию, и специалистов?

Показать ответ 

Госпромнадзор по вопросу участия должностных лиц Госпромнадзора в работе квалификационных комиссий для проведения квалификационных экзаменов, комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности у рабочих по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, выполняющих работы по их обслуживанию (далее – рабочие), и специалистов разъясняет следующее.

1. По вопросу участия должностных лиц Госпромнадзора в работе квалификационных комиссий.

Должностные лица Госпромнадзора не включаются в состав квалификационных комиссий, осуществляющих итоговую аттестацию слушателей при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих. Пункт 25 Положения о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954, предусматривающий выдачу слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессиям, связанным с ведением работ на потенциально опасных объектах, кроме свидетельства о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2016 № 507 признан утратившим силу. Данное постановление Совета Министров Республики Беларусь вступило в силу с 15 июля 2016 года. Таким образом, удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов не могут выдаваться слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию по указанным образовательным программам, с даты вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2016 № 507 – с 15 июля 2016 года.

В настоящее время Министерством образования Республики Беларусь ведется работа по внесению изменений в Правила проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2013 № 135, согласно которым пункт 63 и часть вторая пункта 71 признается утратившими силу.

2. По вопросу участия должностных лиц Госпромнадзора в работе комиссий для проверки знаний работников субъекта промышленной безопасности по вопросам промышленной безопасности, созданных в субъекте промышленной безопасности (далее – комиссия субъекта промышленной безопасности).

Обязательность участия должностного лица Госпромнадзора предусмотрена пунктом 17 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 (далее – Инструкция по проверке знаний), исключительно в работе комиссии субъекта промышленной безопасности, имеющего разрешение на право проведения первичной и периодической проверки знаний лиц, которые в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности являются ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов (далее – лица, ответственные за безопасную эксплуатацию). Указанное разрешение выдается Госпромнадзором согласно подпункту 20.1.6 пункта 20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, при условии наличия положительного акта оценки и справки о наличии в организации 100 и более специалистов соответствующего профиля (лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию). Участие должностного лица Госпромнадзора в работе комиссии субъекта промышленной безопасности, имеющего указанное разрешение, осуществляется на бесплатной основе.

В остальных случаях обязательность участия должностного лица Госпромнадзора в работе комиссии субъекта промышленной безопасности не предусмотрена. Должностное лицо Госпромнадзора может включаться в состав комиссии субъекта промышленной безопасности по инициативе, проявленной субъектом промышленной безопасности в письменном обращении. В данном случае решение о направлении должностного лица Госпромнадзора для участия в составе комиссии субъекта промышленной безопасности принимается начальником структурного подразделения Госпромнадзора, осуществляющего надзор за данным субъектом промышленной безопасности. При этом участие должностного лица Госпромнадзора в работе комиссии субъекта промышленной безопасности осуществляется на платной основе согласно подпункту 9.9 пункта 9 Прейскуранта цен (тарифов) № 1 на услуги (работы), оказываемые Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь резидентам Республики Беларусь, утвержденного приказом Госпромнадзора от 13.02.2017 № 8 (далее – Прейскурант).

3. По вопросу участия должностных лиц Госпромнадзора в работе комиссий для проверки знаний, созданных в учреждениях образования, осуществляющих в установленном законодательством порядке обучение рабочих (далее – комиссия учреждения образования).

Согласно пунктам 7 и 20 Инструкции по проверке знаний первичная проверка знаний по вопросам промышленной безопасности рабочих проводится в комиссии субъекта промышленной безопасности. Рабочие могут проходить первичную проверку знаний в комиссиях учреждений образования в случае невозможности создания комиссии субъекта промышленной безопасности по причине недостаточного количества работников субъекта промышленной безопасности, которые могут являться членами комиссии субъекта промышленной безопасности. Под недостаточным количеством работников, которые могут являться членами комиссии субъекта промышленной безопасности, подразумевается отсутствие в субъекте промышленной безопасности лиц, которые согласно пункту 5 Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция по комиссиям), должны включаться в состав комиссии субъекта промышленной безопасности. У субъектов промышленной безопасности, являющихся юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, отсутствие таких лиц практически невозможно. Так как в соответствии со статьями 26, 29, 30 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности» субъект промышленной безопасности, осуществляющий эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, обязан организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых им объектах. Для этих целей должны быть назначены:

лица, ответственные за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности - руководитель субъекта промышленной безопасности либо его заместитель, являющиеся ответственными за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности (далее – лица, ответственные за организацию промышленной безопасности);

лица, осуществляющие производственный контроль - работники службы промышленной безопасности, инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности (далее – лица, ответственные за осуществление производственного контроля);

лица, ответственные за безопасную эксплуатацию.

Из перечисленных лиц в соответствии с пунктом 5 Инструкции по комиссиям и должна формироваться комиссия субъекта промышленной безопасности. Таким образом, у юридических лиц, являющихся субъектами промышленной безопасности, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, имеются все возможности по созданию такой комиссии. Отсутствие данных лиц возможно только у субъектов промышленной безопасности, являющихся одновременно и индивидуальными предпринимателями и рабочими, а также возможно в некоторых субъектах промышленной безопасности, осуществляющих деятельность по эксплуатации потенциально опасных объектов, работающих сезонно, или имеющих в штате стропальщиков, выполняющих работы по строповке и обвязке грузов при подъемно-транспортных операциях с помощью крана, принадлежащего другому субъекту промышленной безопасности.

Таким образом, должностные лица Госпромнадзора могут включаться в состав комиссии учреждения образования, осуществляющей первичную проверку знаний по вопросам промышленной безопасности рабочих, являющихся работниками субъекта промышленной безопасности, не имеющего возможность создать свою комиссию по причине отсутствия в субъекте промышленной безопасности лиц, которые должны включаться в ее состав. При этом полагаем, что подтверждение невозможности создания комиссии субъекта должно быть изложено в письменном обращении данного субъекта промышленной безопасности в то учреждение образования, в котором рабочий проходит обучение по одной из образовательных программ дополнительного образования взрослых:

образовательной программе повышения квалификации рабочих (служащих);

образовательной программе переподготовки рабочих (служащих);

образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих).

В дальнейшем учреждение образования, завершившее реализацию вышеуказанных программ, направляет письменное обращение в Госпромнадзор на включение в состав комиссии учреждения образования должностного лица Госпромнадзора. При этом в обращении учреждения образования должны быть указаны сведения о наличии на всех рабочих, которым планируется провести первичную проверку знаний, письменных подтверждений от их нанимателей – субъектов промышленной безопасности, об отсутствии в данных организациях возможности создания комиссии субъекта промышленной безопасности. В этом случае должностное лицо Госпромнадзора участвует в работе комиссии учреждения образования на платной основе согласно подпункту 9.9 пункта 9 Прейскуранта.

Распространяется ли требование пункта 8 Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности», на членов комиссии структурных подразделений (цехов) предприятия?
Показать ответ 
В Законе Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности» и в Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 (далее – Инструкция по комиссиям), под обособленным подразделением субъекта промышленной безопасности подразумеваются структурные подразделения (филиалы) юридического лица – субъекта промышленной безопасности, расположенные вне места нахождения юридического лица – субъекта промышленной безопасности и осуществляющие все или часть функций юридического лица – субъекта промышленной безопасности.  
Исходя из этого понятия, предусмотренного статьей 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь, подпунктом 4.2 пункта 4 Инструкции по комиссиям и предусмотрено создание комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности не только в юридическом лице – субъекте промышленной безопасности, но и в его обособленном подразделении (филиале). Таким образом, пункт 8 Инструкции по комиссиям распространяет свое действие исключительно на членов комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, которые созданы в обособленных подразделениях (филиалах) юридического лица – субъекта промышленной безопасности.
Вместе с тем Госпромнадзор не возражает по созданию в субъекте промышленной безопасности при большой численности работников, подлежащих проверке знаний по вопросам промышленной безопасности, нескольких комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности. Такие комиссии могут создаваться в структурных подразделениях (цехах) субъекта промышленной безопасности (далее – цеховая комиссия). В состав цеховых комиссий должны включаться работники службы промышленной безопасности (или инженер по промышленной безопасности, или ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), а также лица, являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов в конкретном цехе (далее – лица, ответственные за безопасную эксплуатацию), прошедшие проверку знаний в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2017 № 31. Возглавлять цеховые комиссии могут начальники цехов, осуществляющие руководство деятельностью данного цеха, прошедшие проверку знаний в центральной комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности, состав которой должен быть сформирован согласно пункту 5 Инструкции по комиссиям (далее – центральная комиссия).
В случае создания и функционирования комиссий в вышеуказанном порядке, рабочие по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, выполняющие работы по их обслуживанию, первичную проверку знаний по вопросам промышленной безопасности должны проходить в центральной комиссии, а периодическая и внеочередная проверка знаний может осуществляться в цеховых комиссиях.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Вопрос 3. Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Мультимедиа ОБЖ
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

    Центральный аппарат МЧС

    Территориальные управления

    Департаменты

Закрыть