На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

Наша организация эксплуатирует производственную площадку аммиачной холодильной установки, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты, работающие под давлением более 1,0 МПа. Для содержания в исправном состоянии и безопасной эксплуатации аммиачной холодильной установки приказом назначен ответственный специалист аммиачной холодильной установки, в его отсутствие обязанности исполняет главный механик. Работы, проводимые согласно лицензии, по обслуживанию (без права оказания услуг) и ремонту (без права оказания услуг, без применения сварки) проводит ответственный специалист аммиачной холодильной установки с машинистами.

Необходимо ли, согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, дополнительно вводить лицо для проведения работ в соответствии с имеющейся лицензией?

Показать ответ 

Согласно пункту 9 Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 № 46 (далее — правила), руководитель субъекта промышленной безопасности приказом назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, технических устройств АХУ, трубопроводов и трубопроводной арматуры АХУ (далее — ответственный специалист АХУ). На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного специалиста АХУ выполнение его обязанностей должно быть заранее возложено приказом (распоряжением) по организации на специалиста, замещающего его по должности, прошедшего в установленном порядке подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 10 правил не допускается одновременное назначение одного и того же лица ответственным специалистом АХУ и ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, а также ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Таким образом, в случае возложения обязанностей по руководству работами (назначения ответственным за ведение работ), составляющими подлежащую лицензированию деятельность в области промышленной безопасности — обслуживание и ремонт потенциально опасных объектов и технических устройств АХУ, на ответственного специалиста АХУ, а в случае его отсутствия на специалиста, исполняющего обязанности ответственного АХУ, прошедшего в установленном порядке подготовку и соответствующую проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, субъекту промышленной безопасности дополнительную штатную единицу вводить не требуется.

При этом такой специалист не должен являться ни ответственным за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности, ни ответственным за обеспечение промышленной безопасности.

Просим разъяснить пункт 421 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна для действующих реконструируемых объектов в части выбора стационарных светильников.

Для действующих потенциально опасных объектов допускается применять светильники со степенью защиты оболочки не ниже IP53, а для вновь возводимых потенциально опасных объектов светильники должны быть во взрывозащищенном исполнении не ниже уровня «повышенная надежность» против взрыва.

В то же время пункте 416 правил предусмотрено степень защиты оболочки осветительных технических устройств, находящихся во взрывоопасных зонах, принимать согласно классу взрывоопасных зон.

Показать ответ 

Пункт 416 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных производств и объектов хранения и переработки зерна, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. № 35 (далее — правила), устанавливает требования не только к стационарным светильникам, но и к переносным (ручным) электроустановкам, а также устанавливает необходимость соответствия электроустановок требованиям к конструкции, видам исполнения, степени защиты оболочкой, способам установки, классу изоляции кабелей, проводов, осветительных технических устройств (установок) и прочих элементов электроустановок, в том числе электротехнических устройств кранов, талей, лифтов и других электрических грузоподъемных механизмов, находящихся (размещаемых) во взрывоопасных зонах, номинальному напряжению сети, классу взрывоопасных зон, группе и температурному классу взрывоопасной среды, характеристикам окружающей среды и техническим регламентам Таможенного союза.

Вместе с тем пункт 421 правил устанавливает требования только к стационарным светильникам, размещаемым во взрывоопасных зонах вновь возводимых и действующих потенциально опасных объектов.

В связи со вступлением в силу с 1 марта 2018 года постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 г. № 46 «Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака» просим разъяснить, обязательно ли при наличии начальника цеха вводить в штат должность мастера компрессорного цеха? В пункте 201 Правил определено, что «начальник и мастер компрессорного цеха (или лицо, его замещающее) обязаны ежедневно контролировать ведение суточного журнала работы АХУ, записывать в него (или в журнал распоряжений) распоряжения обслуживающему персоналу и расписываться».

Показать ответ 

Пунктом 201 Правил по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 г. № 46 (далее — правила), установлены требования к ежедневному контролю ведения суточного журнала, а не к наличию в штате начальника и мастера компрессорного цеха. Кроме того, приложением 2 к правилам, в котором представлена форма суточного журнала работы аммиачной холодильной установки (далее — АХУ), в отношении подписи мастера компрессорного цеха предусмотрено примечание «при наличии в штатном расписании».

Вместе с тем руководитель субъекта промышленной безопасности обязан обеспечить АХУ необходимым штатом обслуживающего персонала в соответствии с ее проектом и со штатным расписанием, позволяющим вести безопасную эксплуатацию АХУ, или заключить договор с другим субъектом промышленной безопасности на ее комплексное техническое обслуживание и эксплуатацию.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением

| Все вопросы рубрики

В связи с необходимостью усовершенствования технологических процессов производства в ОАО разрабатывается проект по объекту «Усовершенствование технологического процесса подачи термомасла для оборудования цеха МДФ», в состав которого входит монтаж газохода от существующей котельной на МВТ в цех МДФ для подачи дымовых газов в выходную часть камеры смешения перед трубой-сушилкой волокна цеха МДФ.

Требуется ли согласование с организацией-изготовителем использования (отбора) дымовых газов от котлов на МВТ после циклонов перед экономайзером?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 9 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, изменения в проекте оборудования под давлением, необходимость в которых может возникнуть при проектировании опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов, должны быть согласованы с разработчиком проектной документации.

Изменения в проектной документации опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов, необходимость в которых может возникнуть при монтаже, реконструкции, ремонте, наладке и эксплуатации опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов, должны быть согласованы с разработчиком проектной документации, в случае отсутствия сведений о разработчике проектной документации — со специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

Предприятие имеет на балансе баллоны с МАФ (метилацетилен-алленовая фракция, объем 50 л, рабочее давление 16 кг/см2). Необходимо ли внедрение на предприятии системы производственного контроля?

Показать ответ 

В соответствии с Примерным положением об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.07.2016 № 37, под производственным контролем понимается контроль за соблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности внутри субъекта промышленной безопасности. Целью производственного контроля является предупреждение аварий и инцидентов, обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте путем осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.

В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности» к потенциально опасным объектам относятся баллоны объемом более 100 литров, работающие под давлением пара (газа) более 0,07 МПа. Баллоны, предназначенные для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов объемом менее 100 литров, к потенциально опасным объектам не относятся.

Исходя из вышеизложенного внедрение системы производственного контроля при эксплуатации баллонов с метилацетилен-алленовой фракцией, не подлежащих регистрации в Гос­промнадзоре, не требуется.

При эксплуатации указанных баллонов необходимо соблюдать требования раздела XI Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7.

Требуется ли проведение технического освидетельствования новых баллонов для кислорода (объемом 40 л с рабочим давлением 15 МПа)?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 479 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, (далее – Правила) на верхней сферической части каждого баллона должны быть выбиты и отчетливо видны следующие данные: сведения изготовителя, подлежащие нанесению в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), сведения о проведенном техническом освидетельствовании баллона (дата проведения, клеймо организации, проводившей техническое освидетельствование, разрешенное давление, масса пустого баллона).

При условии выполнения требований вышеуказанного пункта Правил проведение технического освидетельствования новых баллонов не требуется.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

Необходимо ли проводить техническое диагностирование грузоподъемного оборудования, отработавшего нормативный срок службы, не относящегося к потенциально опасным объектам и не подлежащего регистрации в Госпромнадзоре (краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране)? Если да, то кто может выполнять данную работу?

Показать ответ 

Актами законодательства в области промышленной безопасности не установлены требования к техническому диагностированию грузоподъемных кранов, не относящихся, согласно приложению 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности», к потенциально опасным объектам. Следовательно, техническое диагностирование грузоподъемных кранов, не относящихся к потенциально опасным объектам, могут выполнять юридические лица Республики Бела­русь, имеющие собственную, аккредитованную в установленном порядке лабораторию контроля металлов и сварных соединений. Неразрушающий контроль при техническом диагностировании вправе выполнять специалисты, сертифицированные по соответствующему методу контроля на второй уровень квалификации в соответствии с СТБ ISO 9712-2016 «Контроль неразрушающий. Квалификация и сертификация персонала в области неразрушающего контроля».

В то же время Госпромнадзор рекомендует при выполнении технического диагностирования вышеуказанного оборудования применять нормы, установленные ТКП 054-2007 «Техническое диагностирование и продление назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений. Общие положения», утвержденным приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 10.01.2007 № 5, в части требований к разработке программ технического диагностирования, отчетной технической документации по неразрушающему контролю, оформлению заключения о возможности продления назначенного срока службы, квалификации персонала.

Юридическое лицо планирует осуществлять деятельность, связанную с эксплуатацией аттракционов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре. Ранее требовалось получить лицензию на эксплуатацию аттракционов. В настоящее время эксплуатация аттракционов нелицензируемый вид деятельности. Однако обслуживание аттракционов лицензируется. Выходит, нам необходимо получить лицензию на обслуживание аттракционов? Или есть возможность заключить договор на обслуживание аттракционов с организацией, имеющей лицензию? Как часто необходимо обслуживать аттракционы (привлекать стороннюю организацию)? Ежедневное обслуживание аттракционов также требует привлечения специалистов с лицензией?

Показать ответ 

Эксплуатация аттракционов на территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с требованиями Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.10.2009 № 52 (далее — правила).

В соответствии с пунктом 6 правил эксплуатация аттракциона — стадия жизненного цикла аттракциона, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, она включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт.

Согласно пункту 135 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее — положение), и подпункту 6.2.2 пункта 6 приложения 1 к положению, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат работы и услуги по ремонту и (или) обслуживанию следующих аттракционов:

механизированных с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 3 метров в секунду — для детских аттракционов и более 5 метров в секунду — для других аттракционов (независимо от высоты подъема), за исключением автодромов, автопоездов прогулочных, автомобилей и картингов, в которых пассажирские модули могут перемещаться вне направляющих движения независимо от скорости перемещения;

механизированных с подъемом посадочных мест (пассажиров) на относительную высоту более 2 метров — для детских аттракционов и более 3 метров — для других аттракционов (независимо от скорости перемещения пассажиров);

немеханизированных с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 5 метров в секунду (независимо от высоты подъема), за исключением аттракционов с эластичными элементами (катапульты, прыжки с высоты на эластичном канате и другие);

горок водных с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 5 метров в секунду и (или) относительной высотой спуска более 3 метров (далее — аттракционы).

С учетом изложенного субъект промышленной безопасности, являющийся владельцем аттракциона, для выполнения работ по ремонту и (или) обслуживанию аттракционов должен получить специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности или заключить договор с организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право выполнения указанных работ.

Госпромнадзор считает, что для проведения в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации аттракциона ежедневной проверки аттракциона перед началом и после окончания работы владельцу аттракциона наличие специального разрешения (лицензии) в области промышленной безопасности не требуется.

Периодичность и объем осмотров, обслуживания и ремонта аттракциона устанавливаются в системе планово-предупредительных осмотров и ремонта аттракциона, разработанной его владельцем на основании требований руководства по эксплуатации аттракциона (пункты 43, 98, 99 и 100 правил).

При этом сведения о работах, выполненных в рамках обслуживания и ремонта, должны отражаться в журнале учета технического обслуживания и ремонта аттракциона, форма которого приведена в приложении 6 к правилам.

Дополнительно информируем, что выпуск в обращение аттракционов, перечень видов и типов которых указан в приложении 1 к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), принятому решением совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114, на территории Евразийского экономического союза, в том числе и на территории Республики Беларусь, после 18 апреля 2018 года возможен при условии прохождения оценки соответствия согласно разделу XI «Оценка соответствия аттракционов» ТР ЕАЭС 038/2016.

Разрешено ли эксплуатировать зарегистрированный в Госпромнадзоре мостовой кран, оборудованный двумя подъемами, если один не работает (замена крюка)? Необходимо ли делать запись в паспорте крана о запрете, или достаточно запретить работу только неисправного подъема?

Показать ответ 

Возможность эксплуатации мостового электрического крана, оборудованного двумя механизмами подъема груза, при неисправности одного из них (в том числе при выявлении дефектов грузового крюка, из-за которых необходима его замена) должна быть указана в эксплуатационной документации на кран (руководство или инструкция по эксплуатации). При этом запись о проведении ремонта и отключении питающего напряжения на электропривод неисправного механизма подъема должна быть внесена специалистом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в вахтенный журнал крановщика, форма и правила ведения которого установлены в приложении 24 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37. Запись может также содержать указания о возможности эксплуатации крана с одним механизмом подъема или о запрете работы крана в связи с имеющейся неисправностью.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Требуется ли разрешение Госпромнадзора на изготовление труб предварительно изолированных стальных диаметром 32-1420 мм с наружным защитным двухслойным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.002-2001 и труб предварительно изолированных стальных диаметром 32-1420 мм с наружным защитным трехслойным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.003-2010 для их применения при строительстве, ремонте и реконструкции нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с типом изоляции весьма усиленной по ГОСТ 9.602?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 20.1.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, заисключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется и подтверждению соответствия требованиям которых они подлежат, требуется разрешение.

В соответствии с Перечнем потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614, технические устройства (трубы предварительно изолированные стальные диаметром 32-1420 мм с наружным двухслойным защитным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.002-2001, трубы предварительно изолированные стальные диаметром 32-1420 мм с наружным трехслойным защитным покрытием на основе экструдированного полиэтилена по ТУ РБ 500013904.003-2010), эксплуатируемые на потенциально опасных объектах магистральных трубопроводов, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Дополнительно сообщаем, что требования ГОСТ 9.602 «Единая система от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии» не распространяются на объекты магистральных трубопроводов.

Требования к защите от коррозии магистральных трубопроводов, в том числе к типу защитного покрытия, изложены в СТБ ГОСТ Р 51164-2001 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии», ГОСТ 31448-2012 «Трубы стальные с защитными наружными покрытиями для магистральных газонефтепроводов».

Требуется ли заключение государственной экспертизы проекта для регистрации в Госпромнадзоре подведомственных объектов строительства, для которых, согласно постановлению Совета министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 года № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации», эта процедура не является обязательной?

Показать ответ 

Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности» (далее — закон) регулирует отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, их проектировании, изготовлении, возведении, реконструкции, модернизации, приемке, вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях, эксплуатации, техническом переоснащении, консервации, ликвидации, временнойприостановке, выводе из эксплуатации, в том числе при изготовлении, реконструкции, модернизации, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях технических устройств, а также с локализацией и ликвидацией аварий и инцидентов, их последствий, и иные отношения в области промышленной безопасности.

Перечни опасных производственных объектов (далее — ОПО) и потенциально опасных объектов (далее — ПОО) определены соответственно приложением 1 и приложением 2 к закону.

Регистрация (перерегистрация) Госпромнадзором объектов строительства ОПО, ПОО, подлежащих государственному надзору (надзору) в области промышленной безопасности, осуществляется в соответствии с пунктом 20.17 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, при этом заключение государственной экспертизы строительного проекта входит в число документов, представляемых для осуществления указанной административной процедуры.

Таким образом, для регистрации в Госпромнадзоре поднадзорных объектов строительства необходимо наличие заключения РУП «Главгосстройэкспертиза».

Согласно статье 70 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в случае обнаружения неясностей и различий в содержании постановления Совета министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 года № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации», а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм.

Наша организация планирует использовать изолирующие соединения при строительстве объектов газораспределительной системы и газопотребления Республики Беларусь. Распространяется ли на данные изделия технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»?

Показать ответ 

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» не распространяется на изолирующие соединения, малогабаритные изолирующие соединения, изолирующие соединения под приварку, изолирующие фланцевые соединения (далее — технические устройства).

Согласно подпункту 14.10 пункта 14 Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614, изолирующие фланцевые соединения и вставки, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Таким образом, применение на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления указанных технических устройств возможно при наличии разрешения Госпромнадзора, выданного в соответствии с пунктом 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156.


Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики

Просим разъяснить вопрос о разрешении использования не в коммерческих целях мобильной мини-АЗС (объем резервуара от 200 до 900 литров) для перевозки дизельного топлива по дорогам общего пользования. Какие требования необходимо соблюсти, а также какие имеются регламентирующие документы по данному факту?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 20.1.4 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.02.2012 г. № 156, разрешение на право применения мобильной мини-АЗС в Республике Беларусь не требуется.

Вместе с тем при транспортировке дизельного топлива в указанной мобильной мини-АЗС по дорогам общего пользования должны выполняться требования пункта 9 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 г. № 61.

На какой максимальный срок по результатам проведенного технического диагностирования может быть продлена эксплуатация емкости для перевозки соляной кислоты 1600-4-ХТО-2.2?

Показать ответ 

Согласно пункту 388 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 61 (далее — правила), для цистерн, отработавших расчетный (нормативный) срок службы, установленный изготовителем, а также цистерн, корпус которых подвергался ремонту, решение о дальнейшей эксплуатации может быть принято по результатам технического диагностирования, выполненного специализированными организациями. В соответствии с пунктом 389 правил при положительных результатах технического диагностирования специализированной организацией производится расчет остаточного срока службы и назначаются сроки проведения следующих проверок.

Какой должна быть периодичность проведения гостехосмотра для неспециализированных автотранспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов (седельный тягач с тентовыми полуприцепами)?

Показать ответ 

В соответствии с Положением о порядке допуска механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним к перевозке опасных грузов, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12.02.2014 г. № 117, к транспортным средствам, предназначенным для перевозки опасных грузов, относятся средства типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU.

Для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, перевозящих грузы и не относящихся к вышеуказанным типам (например, бортовых тентованных), периодичность проведения государственного технического осмотра в соответствии с пунктом 5.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, составляет один раз в год. Получать свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов на такие транспортные средства не требуется.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Необходимо ли прохождение экспертизы проекта «Корректировка проекта рекультивации карьера»?

Показать ответ 

В соответствии с подпунктом 2.2. статьи 12 Кодекса Республики Беларусь о недрах и пунктом 6 главы 2 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614, Госпромнадзор в пределах своей компетенции проводит экспертизу промышленной безопасности проектной документации на:

– разработку месторождений полезных ископаемых;

– проведение горных работ при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Также Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, не содержит административную процедуру по проведению экспертизы промышленной безопасности проекта рекультивации карьера.

На основании изложенного проведение экспертизы промышленной безопасности проекта «Корректировка проекта рекультивации карьера» не требуется.

Что необходимо для получения разрешения на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности?

Получение разрешения возможно только для юридического лица?

Участнику фейерверочного показа достаточно иметь только удостоверение пиротехника, или необходимо наличие каких-либо еще документов, транспорта, специалистов?

Необходимо ли аттестовать оборудование для обеспечения фейерверочных показов? Если да, то где?

Показать ответ 

Разрешение на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности необходимо получить в соответствии с п. 20.1.16 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

С целью выдачи разрешения проводится оценка возможности субъекта промышленной безопасности выполнять отдельные виды работ (оказывать отдельные виды услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.

В ходе проведения оценки и для составления акта оценки заявителю необходимо:

1. Представить общие сведения о субъекте промышленной безопасности.

2. Наличие в штате работников соответствующего профиля для выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, для которых работа в данной организации является основным местом деятельности, а также документов, подтверждающих их квалификацию и проверку знаний.

3. Наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимых для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического оснащения, производственной базы (оборудования), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

4. Наличие технической документации, государственных стандартов и других технических нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности к выполнению отдельных видов работ (оказанию отдельных видов услуг), которые планирует выполнять (оказывать) субъект промышленной безопасности.

Выдача разрешения на проведение фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов опасности, также как и на их приобретение, возможна только для юридических лиц.

Лица, участвующие в фейерверочном показе, должны иметь Единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника, а руководитель фейерверка – и то и другое. Обучение можно пройти в филиале «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В проведении пиротехнического показа должны участвовать не менее трех специалистов – руководитель показа и два пиротехника.

Согласно п.8 ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий все работы с пиротехническими изделиями проводятся на исправном оборудовании в соответствии с требованиями нормативной документации на данное пиротехническое изделие и применяемое оборудование.

Перевозка пиротехнических изделий IV и V классов опасности осуществляться специализированным автотранспортом по перевозке опасных грузов класса опасности 1 по ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», а водитель должен пройти обучение и иметь соответствующее удостоверение.

Право аттестовать оборудование для обеспечения фейерверочных показов предоставлено его производителям (организации государства-члена Евразийского экономического союза). На территории Республики Беларусь организации по производству оборудования для фейерверочных показов и его аттестации отсутствуют.

Как вариант можно обратиться к таким производителям, как:

АО «ФНПЦ «НИИ прикладной химии» (Российская Федерация), www.niiph.com/ru;

ОАО «Пиро-Росс», (Российская Федерация), www.piro-ross.ru.

Ответы на вопросы, касающиеся лицензирования, организации обучения и разрешительной работы

| Все вопросы рубрики

Требуется ли получение специального разрешения (лицензии) для разработки проектно-сметной документации на строительство крана мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемого с пола, при условии, указанном ниже?

Проектно-сметной документацией предусматривается усиление строительных конструкций подкранового пути, замена мостового крана грузоподъемностью 16 тонн, замена системы электроснабжения указанного крана. При этом устанавливаемый мостовой кран предусмотрен заводского исполнения. Проектные решения по установке не нарушают целостности и комплектности заводского оборудования.

Показать ответ 

На основании пункта 136 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — положение), утвержденного Указом президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450, и пункта 6 приложения 1 к положению в области промышленной безопасности лицензируются в том числе работы и (или) услуги по проектированию потенциально опасных объектов.

Перечень потенциально опасных объектов, в отношении которых выполнение работ подлежит лицензированию, определен приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности». В данный перечень включены и подъемные сооружения — грузоподъемные краны (краны мостового типа).

При этом законодательство в области промышленной безопасности не содержит требований к разработке проектно-сметной документации, предусматривающей усиление строительных конструкций подкранового пути, замену мостового крана грузоподъемностью 16 тонн и его системы электроснабжения.

Следовательно, получение специальных разрешений (лицензий), других разрешительных документов в области промышленной безопасности на право разработки вышеуказанной документации не требуется.

Вместе с тем при разработке указанной проектно-сметной документации должны быть учтены рекомендации завода-изготовителя, приведенные в эксплуатационной документации грузоподъемного крана, требования глав 10, 17, 18, 27 приложения 19 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 года № 37, а также требования других технических нормативных правовых актов.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза, выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Евразийского экономического союза.

Наша компания принимает участие в конкурсах на закупку запасных частей для насос­ного оборудования. В перечень закупаемого товара входят торцевые уплотнения, на которые конкурсом предусмотрено требование о предоставлении разрешения Госпромнадзора на их использование.

Просим разъяснить необходимость и процедуру получения разрешения Госпромнадзора на использование торцевых уплотнений в случае поставки в качестве запасной части для насоса.

Показать ответ 

В соответствии с пунктами 1, 2 Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 года № 614, а также согласно подпункту 20.1.4 пункта 20.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, Госпромнадзор выдает разрешения (свидетельства) на право эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных потенциально опасных объектов и технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности.

На основании изложенного для эксплуатации (применения) в Республике Беларусь уплотнений вращающихся валов насосов, компрессоров, центрифуг, мешалок как самостоятельного технического устройства необходимо наличие разрешения (свидетельства) Госпромнадзора.

Информация о порядке получения разрешения (свидетельства) изложена на сайте Госпромнадзора www.gospromnadzor.mchs.gov.by (раздел «Административные процедуры»).

Необходимо ли получать разрешительные документы в области промышленной безопасности на эксплуатацию батутного комплекса?

Показать ответ 

Перечни опасных производственных объектов и потенциально опасных объектов, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, установлены приложениями 1 и 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности».

Батутные комплексы, батуты не включены в указанные перечни, государственному контролю (надзору) в области промышленной безопасности и регистрации в Госпромнадзоре не подлежат. Следовательно, разрешительные документы в области промышленной безопасности (специальные разрешения (лицензии), разрешения Госпромнадзора) на эксплуатацию указанного оборудования не требуются.

Дополнительно информируем, что 18 апреля текущего года вступает в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 г. № 114 (далее — ТР ЕАЭС 038/2016), согласно которому, выпуск в обращение немеханизированных аттракционов (батутов) на рынке Евразийского экономического союза, в том числе и на территории Республики Беларусь, после 18 апреля текущего года возможен при условии прохождения оценки соответствия согласно разделу XI ТР ЕАЭС 038/2016.

Ответы на вопросы, касающиеся порядка проведения идентификации, регистрации опасных производственных объектов, регистрации потенциально опасных объектов

| Все вопросы рубрики
Если опасные производственные объекты расположены в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии менее 500 метров), принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то проводится одна идентификация всех опасных производственных объектов. Можно ли всю промышленную площадку (техническая территория) субъекта идентифицировать одним объектом? Например, все объекты организации связаны между собой сетью коммуникаций по обеспечению энергоресурсами (пар, воздух, азот и т.д.), сырьем, промежуточными продуктами производства?
Показать ответ 
В процессе идентификации опасных производственных объектов применяется принцип зонирования – выявление всех опасных производственных объектов, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, при этом в качестве объединяющего критерия используются здание, цех, участок, площадка, техническая территория, на которых опасные производственные объекты размещены и где осуществляются технологические процессы. В случае, если опасные производственные объекты расположены на расстоянии менее 500 метров, принадлежат одному субъекту промышленной безопасности и объединены в единый технологический цикл, то идентифицируется  такая промышленная площадка как один опасный производственный объект с несколькими признаками.
В карте учета опасного производственного объекта в таблице «Состав опасного производственного объекта» необходимо указывать все потенциально опасные объекты или только  потенциально опасные объекты, являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту? В заключении по идентификации необходимо указывать все потенциально опасные объекты и их технические характеристики или только являющиеся критерием отнесения объекта к опасному производственному объекту?
Показать ответ 
В карте учета опасного производственного объекта субъектом промышленной безопасности указываются сведения:
об опасном производственном объекте (наименование, место нахождения);
о типе опасности опасного производственного объекта;
о составе опасного производственного объекта (перечень потенциально опасных объектов, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта, их технические характеристики, регистрационный номер и дата регистрации потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации), т.е. указываются сведения о всех потенциально опасных объектах, относящихся к этому опасному производственному объекту;
о субъекте промышленной безопасности (наименование и место нахождения юридического лица, учетный номер плательщика) согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 «О промышленной безопасности».
Необходимо ли требовать наличие разрешений, сертификатов, отчетов о пуско-наладке потенциально опасных объектов и т.д. на оборудование при проведении повторной идентификации ранее введенных в эксплуатацию опасных производственных объектов?
Показать ответ 
Повторная идентификация опасного производственного объекта проводится в следующих случаях, влекущих изменение типа опасности опасного производственного объекта:
изменение количества опасного вещества на опасном производственном объекте;
изменение видов опасных веществ, изделий, материалов и (или) производственных факторов, потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также изменение вследствие реконструкции, модернизации, технического переоснащения опасного производственного объекта, изменения технологических процессов;
изменение норм законодательства в области промышленной безопасности согласно пункту 10 Положения о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.
При проведении повторной идентификации опасного производственного объекта субъект промышленной безопасности должен предоставить специалисту, проводившему идентификацию, имеющиеся разрешения, сертификаты, отчеты о пуско-наладке объекта и другие разрешительные документы.

Назад

 

Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть