На сайт МЧС

Вопрос - Ответ

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов химической промышленности и переработки зерна

| Все вопросы рубрики

На предприятии эксплуатируется аммиачно-холодильная установка с количеством аммиака 30 тонн, в составе которой функционируют технические устройства АХУ, технологические трубопроводы и сосуды, работающие под давлением. В соответствии с приложением 1 к Закону от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» данная АХУ зарегистрирована как опасный производственный объект III типа опасности. Входящие в состав АХУ сосуды, работающие под давлением, зарегистрированы как потенциально опасные объекты.

Требуется ли регистрация всей АХУ дополнительно как потенциально опасного объекта, если согласно приложению 2 к Закону потенциально опасными объектами являются АХУ с содержанием аммиака от 1000 до 3000 килограммов?

Показать ответ 

К опасным производственным объектам (далее – ОПО), согласно приложению 1 к Закону от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), относятся объекты и производства, на которых эксплуатируются потенциально опасные объекты (далее – ПОО) с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров с воздухом и другими окислителями), и получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются опасные вещества, типы опасности которых устанавливаются в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к Закону исходя из суммарного количества опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте. Следовательно, при содержании опасного вещества (аммиака) более 3000 килограммов, объект (производство) классифицируется как ОПО, на котором эксплуатируются ПОО.

Перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены Приложением 2 к Закону, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614.

К потенциально опасным объектам, согласно приложению 2 к Закону, относятся аммиачно-холодильные установки (далее – АХУ) с содержанием аммиака от 1000 до 3000 килограммов. Верхнее ограничение дано с целью выделения АХУ как потенциально опасного объекта, который по содержанию аммиака не относится к ОПО согласно пункту 1 приложения 1 к Закону.

При аммиакоемкости АХУ более 3000 килограммов, данный потенциально опасный объект эксплуатируется на ОПО согласно пункту 1 приложения 1 к Закону.

Согласно перечню потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614, к ПОО относятся аммиачно-холодильные установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов.

 

Справочно:

Потенциально опасные объекты

Технические устройства, эксплуатируемые на потенциально опасных объектах

2. Аммиачно-холодильные установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов

насосы и насосные агрегаты;
компрессоры и компрессорные агрегаты;
ресиверы;
промежуточные сосуды, конденсаторы и испарители, маслоотделители и маслосборники, отделители жидкости;
газоанализаторы;
системы автоматического (автоматизированного) управления и противоаварийной защиты на базе электронно-вычислительной и (или) микропроцессорной техники;
прокладочные изделия и уплотнительные материалы, уплотнения вращающихся валов насосов, компрессоров;
промышленная трубопроводная арматура;
технологические трубопроводы

 

На основании вышеизложенного, сообщаем, что АХУ с содержанием аммиака от 1000 килограммов регистрируется как ПОО согласно положению о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613. При аммиакоемкости АХУ свыше 3000 килограммов ОПО является производственная площадка, на которой эксплуатируется ПОО (аммиачно-холодильная установки с содержанием аммиака от 1000 килограммов).

На предприятии эксплуатируется опасный производственный объект (ОПО) II типа опасности «Производственная площадка цеха углеродных волокнистых материалов, на которой эксплуатируются потенциально опасные объекты с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасны х сред и используются опасные вещества, горючие жидкости, используемые в технологическом процессе в количестве 566,85 тонн».

В составе ОПО имеются взрывоопасные технологические блоки III категории взрывоопасности, в том числе блоки с относительным энергетическим потенциалом Qв<9. В разработанные планы локализации и ликвидации аварий и инцидентов (ПЛА) ОПО (склад ацетона, отделение отмывки и пропитки, отделение регенерации ацетона) включены только блоки с (Qв >9, т.е. блоки, зарегистрированные как потенциально опасные объекты в соответствии с приложением 2 к Закону «О промышленной безопасности».

Необходимо ли в ПЛА включать блоки с Qв<9, не относящиеся к потенциально опасным объектам?

Показать ответ 

При проектировании взрывоопасного производства (объекта) проектной организацией в целях снижения тяжести последствий взрывов при авариях на технологических системах осуществляется разделение на блоки с установкой на основных технологических потоках между блоками быстродействующих запорных органов. При разделении систем на блоки предусматривается с учетом технологической возможности ограничение объемов обращающихся в блоке опасных веществ, которые могут быть выброшены в окружающую среду при внезапной разгерметизации оборудования. Как правило, взрывоопасные производства и объекты имеют в составе технологические блоки с различными характеристиками взрывоопасности, требования Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 54 (далее - Правила) распространяются на всю технологическую систему. При этом по отдельным позициям для блоков первой и второй категории взрывоопасности требования Правил выше по сравнению с блоками третьей категории.

Согласно требованиям пункта 308 Правил, для каждого опасного производственного объекта, имеющим в своем составе блоки I, II и III категорий взрывоопасности должны быть разработаны планы локализации и ликвидации аварий и инцидентов (далее - ПЛА).

ПЛА разрабатывается с целью определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития, планирования действий персонала и специализированных служб на различных уровнях развития аварийных ситуаций; определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; создания аварийного запаса необходимых средств индивидуальной защиты и технической оснащенности.

При не включении в ПЛА всех взрывоопасных технологических блоков прогнозирование сценариев возникновения и развития аварий будет неполное, не будут определены действия персонала, способы и средства предупреждения, локализации аварий и инцидентов на отдельных стадиях технологического процесса.

Учитывая, что потенциально опасными объектами являются объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, имеющие в своем составе взрывоопасные технологические блоки с относительным энергетическим потенциалом более 9, а не отдельные взрывоопасные технологические блоки, в ПЛА также требуется включать блоки с Qв менее 9 входящие в состав опасного производственного объекта.

 

В соответствии с Законом «О промышленной безопасности» на предприятии эксплуатируются объекты и производства, отнесенные к опасным производственным объектам, потенциально опасным объектам в области промышленной безопасности и эксплуатируемым на них технических устройствах.

На основании требований пункта 55 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 г. № 54:

Эксплуатация (применение) потенциально опасных объектов, технических устройств на взрывоопасных технологических объектах должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь в области промышленной безопасности, а также технического регламента Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», технического регламента Таможенного союза 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», технического регламента Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

На основании вышеизложенного, просим дать разъяснения требований законодательства в области промышленной безопасности в части:

Какие необходимо иметь разрешительные документы изготовителям (поставщикам) прокладочных изделий и уплотнительных материалов, отнесённых к техническим устройства, эксплуатируемым на потенциально опасных объектах, подлежащих экспертизе промышленной безопасности.

Показать ответ 

Перечень опасных производственных объектов определен Приложением 1 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон), перечни потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности и эксплуатируемых на них технических устройств определены перечнем потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности Приложение 2 к Закону, а также перечнем потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.

В отношении технических устройств, прокладочных изделий и уплотнительных материалов не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Согласно пунктам 20.1.1., 20.1.4. пункта 20.1. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 № 156 (пункту 19.19.1. в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548) для возможности применения прокладочных изделий и уплотнительных материалов на потенциально опасных объектах у изготовителя должно быть в наличии действующее разрешение (свидетельство) Госпромнадзора.

 

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлениеми , и тепловых электростанций

| Все вопросы рубрики

Организация имеет разрешение на право проведения технического освидетельствования сосудов, работающих под давлением (стальных баллонов для кислорода и азота емкостью до 40 л, с давлением до 14,7 Мпа, с маркировкой клеймением).

При обращении нашей организации в Госпромнадзор с целью проведения экспертной оценки для продления разрешения был получен отказ со ссылкой на Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности».

При этом в пункте 485 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7, указано требование о необходимости получения разрешения Госпромнадзора на право проведения технического освидетельствования сосудов (баллонов) вне зависимости от вместимости, регистрации и надзора со стороны органов Госпромнадзора.

Просим разъяснить, какой орган государственного управления проводит экспертную оценку и выдачу разрешений на право проведения технического освидетельствования баллонов емкостью до 40 л, с давлением до 14,7 Мпа, с маркировкой клеймением?

Показать ответ 

В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) к потенциально опасным объектам, работающим под избыточным давлением относятся, в том числе стационарно установленные баллоны емкостью более 100 литров, работающие под  давлением пара (газа) более 0,07 МПа.

Требования Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7 (далее – Правила), действуют в части не противоречащей Закону и таким образом пункт 485 Правил распространяется на баллоны, являющиеся потенциально опасными объектами.

Выдача разрешения на право проведения технического освидетельствования баллонов емкостью 100 литров и менее и маркировкой клейма с шифром, не требуется.

При проведении технического освидетельствования баллонов емкостью менее 40 литров необходимо руководствоваться паспортом, руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя баллонов и требованиями инструкции по проведению технического освидетельствования баллонов.

Дополнительно информируем, что с 1 июня 2023 г. вступает в силу постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2022 г. № 84 «Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», нормы и требования в котором приведены в соответствие с Законом.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений и аттракционов

| Все вопросы рубрики

В целях планирования осуществления производственной деятельности в области промышленной безопасности по техническому диагностированию грузоподъёмных кранов и получения лицензии на данный вид деятельности предприятие просит разъяснить долицензионные требования статьи 89 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2023 г. «О лицензировании» № 213-З в части образования работников по данному направлению вида деятельности, достаточного для обеспечения выполнения в полном объеме заявленных работ, оказания услуг.

Предприятие имеет лабораторию неразрушающего контроля и технической диагностики (ЛНК и ТД), в штате которой имеется 3 человека, для которых эта работа является основным местом работы, прошедших проверку знаний в Госпромнадзоре по направлению «Лица, осуществляющие руководство и являющиеся ответственными за ведение работ и (или) оказания услуг по техническому диагностированию грузоподъёмных кранов» и имеющих сертификаты неразрушающего контроля 2 уровня по визуальному методу контроля в секторе предэксплуатационные или эксплуатационные испытания, включающие производство. Ведущий инженер ЛНК и ТД является аттестованным экспертом в области промышленной безопасности по грузоподъёмным кранам (8ТО).

Достаточно ли у вышеуказанных работников наличия следующего образования:

начальник ЛНК и ТД – высшее юридическое образование;

ведущий инженер ЛНК и ТД – высшее техническое образование (инженер-механик);

инженер ЛНК и ТД – среднее специальное (техническое) образование?

Показать ответ 

В соответствии со статьей 89 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» к долицензионным требованиям относятся:

наличие в штате не менее трех работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), обеспечивающих в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг, для которых эта работа является основным местом работы, имеющих квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие на праве собственности или ином законном основании инженерно-технической производственной базы (помещения, оборудование, приборы и инструменты) для осуществления лицензируемого вида деятельности;

наличие собственной лаборатории, аккредитованной в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, для осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств на соответствие нормам безопасности;

наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников соискателя лицензии, лицензиата, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 декабря 2022 г. № 78, в положении о системе контроля указываются:

квалификационные требования (уровень подготовки, образование, периодичность повышения квалификации и иные) к работникам, в том числе находящимся в гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии, лицензиатом, которые будут выполнять (выполняют) работы и (или) оказывать (оказывают) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности;

порядок выполнения работ и (или) оказания услуг, установленный нормативными документами;

порядок контроля качества выполненных работ и (или) оказанных услуг, перечень лиц (структурных подразделений) в соответствии с организационно-штатной структурой, обеспечивающих надлежащее выполнение работ и (или) оказание услуг, а также проведение контроля.

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» субъект промышленной безопасности обязан допускать к работе, выполнению работ (оказанию услуг) на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте работников субъекта промышленной безопасности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющих при себе удостоверение и не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы.

Учитывая изложенное, для осуществления деятельности по проведению технического диагностирования грузоподъемных кранов необходимы:

технический руководитель, имеющий соответствующую квалификацию (профиль образования, определяется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 36) и проверку знаний в области промышленной безопасности;

не менее двух работников (специалистов, рабочих), имеющих соответствующую квалификацию и проверку знаний в области промышленной безопасности.

В обращении не представлены сведения, которые бы позволили сделать вывод в части достаточности имеющихся работников и их образования (квалификации) для соответствия долицензионным требованиям, указанных в статье 89 Закона о лицензировании.

Дополнительно информируем, что оценку соответствия работников, обеспечивающих в полном объеме выполнение работ по техническому диагностированию, квалификационным требованиям выполняет эксперт в области промышленной безопасности Госпромнадзора при проведении оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям на основании следующих документов:

аттестата аккредитации лаборатории неразрушающего контроля и диагностики, для осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств на соответствие нормам безопасности;

положения о системе контроля за качеством выполнения лицензионного вида деятельности;

руководства по качеству лаборатории неразрушающего контроля и диагностики;

положения о лаборатории неразрушающего контроля и диагностики;

информации о лицах, являющихся техническими руководителями, специалистами, рабочими и их квалификации.

 

В связи с вступлением в силу с 1 января 2023 г. Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. «О лицензировании» № 213-З и внесением ряда изменений в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 22.12.2018 № 66, организация просит разъяснить, необходимо ли проходить внеочередную проверку знаний в области промышленной безопасности в соответствующем объеме в территориальном органе Госпромнадзора следующим работникам:

председатель комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности;

лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности;

лицо, ответственное за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии;

лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъёмными кранами?

Показать ответ 

Согласно пункту 11 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, одним из случаев проведения внеочередной проверки знаний является принятие (изменение) актов законодательства в области промышленной безопасности.

Таким образом, изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, внесенные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 88, влекут за собой необходимость прохождения внеочередной проверки знаний.

В организации проводится замена пассажирских лифтов. Ввод в эксплуатацию лифтов оформляется актом, который подписывает со стороны Владельца лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности (далее – ответственный за осуществление производственного контроля).

Просим разъяснить, какие требования предъявляются к ответственному за осуществление производственного контроля в данном случае относительно подготовки: обучение, проверка знаний, группа по электробезопасности?
Показать ответ 

Статьей 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) определено, что для организации производственного контроля в области промышленной безопасности руководитель субъекта промышленной безопасности вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона (далее – лицо, ответственное за осуществление производственного контроля).

Требования к подготовке и проверке знаний по вопросам промышленной безопасности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, установлены Инструкцией  о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 3 Инструкции, подготовка по вопросам промышленной безопасности лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не предусмотрена.

Лица, ответственные за осуществление производственного контроля, в соответствии с требованиями подпункта 4.3 пункта 4 и пункта 22 Инструкции подлежат проверке знаний по вопросам промышленной безопасности в объеме нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в должностные (функциональные) обязанности указанных лиц.

Лица, ответственные за осуществление производственного контроля, в соответствии с пунктами 6, 16 Инструкции проходят первичную проверку знаний в комиссии Госпромнадзора до назначения (возложения указанных обязанностей).

Законодательством в области промышленной требования к наличию группы по электробезопасности у лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не предъявляются.

Дополнительно информируем, что вопросы, связанные с присвоение группы по электробезопасности, регламентируются ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20 мая 2009 г. № 16.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов

| Все вопросы рубрики

Специализированная организация, имеющая лицензию на деятельность в области промышленной безопасности, выполнят работы по техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств как генеральный подрядчик. При отсутствии в области аккредитации лаборатории некоторых методов неразрушающего и разрушающего контроля, организация привлекает на договорной основе в качестве подрядчиков иные специализированные организации, имеющие аккредитованные лаборатории. Вправе ли данная организация выдавать технические отчеты с заключениями по результатам технического диагностирования потенциально опасных объектов, технических устройств, при условии, что некоторых методы контроля выполнены иными организациями.

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 7.2 ТКП 054-2007 (02300) «Техническое диагностирование и продление назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений. Общие положения» (далее – ТКП 054) выполнение неразрушающего контроля, аналитических, экспериментальных и прочностных расчетов, механических испытаний, химического и спектрального анализа, металлографических исследований может осуществлять лаборатория, аттестованная на независимость и (или) техническую компетентность в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее – ГОСТ 17025) и имеющая аттестат аккредитации, выданный национальным органом по аккредитации.

ТКП 054, ГОСТ 17025 не установлены требования к специализированным организациям по техническому диагностированию как к генеральным подрядчикам и подрядчикам, в том числе выполнение работ аккредитованными лабораториями по договору.

Пунктом 7.3 ТКП 054 установлено, что область аккредитации испытательной лаборатории должна соответствовать контролируемой продукции, производственному сектору и разрешенным к применению видам (методам) неразрушающего и разрушающего контроля.

На основании подпункта 2.2. пункта 2 статьи 86 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее - Закон), лицензированию в области промышленной безопасности, подлежат работы и/или услуги по техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств.

Статьи 89, 90 Закона определяют долицензионные/лицензионные требования к лицензиату, при соответствии которым наличие лицензии предполагает обеспечение в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг.

Таким образом, выполнение работ, оказание услуг лицензиатом по техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств возможно только в объеме видов (методов) неразрушающего/разрушающего контроля, указанных в аттестате аккредитации собственной лаборатории, аккредитованной в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, с оформлением отчетной технической документации и заключения о продлении назначенного ресурса (назначенного срока службы).

В 2019 году проведено техническое диагностирование стальных вертикальных резервуаром для хранения нефтепродуктов, на основании которого получено заключение о расчетном остаточном сроке службы резервуаров 10 лет.

В соответствии с СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», ТКП 45-1.04-37-2008 «Обследование строительных конструкций зданий и сооружений» заключение по результатам обследования действительно в течение 3 лет.

Необходимо ли проведение повторного диагностирования резервуаров?

Показать ответ 

В соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» потенциально опасные объекты, технические устройства подлежат техническому диагностированию в следующих случаях:

при достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) потенциально опасного объекта, технического устройства, а также количества циклов нагружения, установленных его изготовителем;

при временном нахождении под воздействием факторов, параметры которых превышают предельно допустимые для материала, из которого изготовлены элементы потенциально опасного объекта, технического устройства;

по решению субъекта промышленной безопасности.

Госпромнадзор, на основании статьи 69 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» от 17 июля 2018 г. № 130-З, осуществляет официальное толкование нормативных правовых актов (далее – НПА) и технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) в области промышленной безопасности.

В 2019 году техническое диагностирование резервуаров осуществлялось на основании требований, установленных ТКП 169-2018 «Правила технической эксплуатации резервуаров для нефти и нефтепродуктов» (приложение Ж), ТКП 054-2007 «Техническое диагностирование и продление назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах».

Таким образом, вывод об интервале времени (ресурсе), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние резервуаров, сделан специализированной организацией на основании данных НПА, ТНПА в области промышленной безопасности.

По вопросам разъяснения положений строительных норм СН 1.04.01-2020, технического кодекса ТКП 45-1.04-37-2008 необходимо обращаться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь как в орган их утвердивший (220048, г. Минск, ул. Мясникова, 39).

Имеет ли право выполнять работы по проектированию внутренних газопроводов индивидуального жилого дома индивидуальный предприниматель, который прошел обучение в ГИПК «Газинститут» по программе С-008.1 для специалистов, осуществляющих проектирование, авторский надзор и приемку в эксплуатацию объектов газораспределительной системы и газопотребления, сдал итоговою аттестацию и допущен к выполнению работ в качестве специалиста, осуществляющего проектирование, авторский надзор и приемку в эксплуатацию объектов газораспределительной системы и газопотребления?

Показать ответ 

Согласно пункту 16 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» к потенциально опасным объектам газораспределительной системы и газопотребления относятся газопроводы и газовое оборудование промышленных, сельскохозяйственных и других организаций, за исключением жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6, к объектам газораспределительной системы относятся в том числе наружные газопроводы городов и населенных пунктов, включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции до отключающего устройства на газопроводе-вводе к объекту газопотребления.

Таким образом, законодательство в области промышленной безопасности не регулирует отношения, связанные с выполнением работ по проектированию, авторскому надзору и приемке в эксплуатацию вводных и внутренних газопроводов жилищного фонда.

Вместе с тем, правоотношения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности регулируются Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», за разъяснением требований которого следует обращаться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности при перевозке опасных грузов

| Все вопросы рубрики
Какие разрешительные документы необходимы для перевозки цианида натрия из Российской Федерации в Республику Беларусь?
Показать ответ 

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» введен разрешительный порядок, который реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, согласно приложению № 19 (далее - Положение).

Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, включенных в раздел 2.13 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (цианид натрия входит в указанный перечень).

Справочно. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2016 г. № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (220030, г. Минск, ул. Кирова, 8, корп.1).

В том случае, если страной происхождения цианида натрия является Российская Федерация, то в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года, пунктом 9 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» лицензия на ввоз (импорт) цианида натрия не требуется (государства-члены Евразийского экономического союза не применяют меры нетарифного регулирования во взаимной торговле).

Для ввоза на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации цианистого натрия заключение (разрешительный документ), выдаваемое Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь в соответствии с подпунктом 25.10.5. пункта 25.10. единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, не требуется.


Какой порядок регистрации механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов?

Показать ответ 

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) в соответствии с Положением о порядке регистрации, снятия с учёта механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 117 (далее – Положение о порядке регистрации), осуществляет регистрацию транспортных средств с выдачей регистрационных карточек, внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, а также снятие транспортных средств с учёта.

В отношении транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь (далее – государственные органы), данная процедура осуществляется подразделениями, определяемыми государственными органами (далее – регистрирующие подразделения), в соответствии с Положением о порядке регистрации.

Для регистрации, снятия с учёта транспортных средств, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владелец представляет в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения в соответствии с подпунктами 5.20.1-5.20.3 пункта 5.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, следующие документы:

заявление по установленной форме (форма размещена на сайте Госпромнадзора, gospromnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/652/obrazets-zayavleniya-f10-ts-_dopog_.docx  , а также в приложениии 2 к Положению о порядке регистрации);

для цистерн – эксплуатационные документы (свидетельство о проверке, паспорт, руководство по эксплуатации, формуляр или их дубликаты), а для цистерн, изготовленных после 27 марта 2022 г., – официальное утверждение типа;

сведения о наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства требованиям технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, в отношении которого вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется и оценке соответствия требованиям которых оно подлежит, за исключением транспортных средств, выпущенных в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза.

Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, проводится в случае изменения сведений, указанных в регистрационной карточке.

В этом случае владелец обязан в месячный срок обратиться в Госпромнадзор, регистрирующие подразделения для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств.

После внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, владельцу выдается новая регистрационная карточка.

Владелец специализированного транспортного средства, в отношении которого не проведена проверка цистерны и которое
не допущено к дальнейшей эксплуатации, обязан в месячный срок снять указанное транспортное средство с учёта в Госпромнадзоре, регистрирующих подразделениях.

Перевозка опасных грузов и связанная с этим эксплуатация транспортных средств без их регистрации в Госпромнадзоре
не допускается.

Какие документы должны быть у водителя, осуществляющего перевозку опасного груза во внутриреспубликанском сообщении?


Показать ответ 

Водители, осуществляющие перевозки опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе:

  • водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством;

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;

  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

  • разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;

  • разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством;

  • свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов (для транспортных средств типов EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU);

Справочно: транспортное средство типов EX/II, EX/III – транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий;

транспортное средство типа FL – транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60 °C (за исключением дизельного топлива, газойля и топлива печного легкого) в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов в цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах вместимостью более 3 м3, или средство-батарея общей вместимостью 1 м3, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся газов;

транспортное средство типа AT – транспортное средство, кроме транспортного средства EX/III, FL, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3, или транспортное средство-батарея общей вместимостью более 1 м3, кроме транспортного средства FL;

транспортное средство типа MEMU – транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов, не являющихся взрывчатыми;

  • свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;

  • регистрационную карточку транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;

  • информационную карточку;

  • копию документа, подтверждающего проведение проверки цистерны;

  • товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;

  • номера телефонов специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

  • письменные инструкции;

  • паспорт безопасности на перевозимый опасный груз.

Справочно. Паспорт безопасности вещества на конкретный опасный груз или группу опасных грузов разрабатывается и утверждается организацией-изготовителем опасного вещества или грузоотправителем.

Паспорт безопасности вещества – документ, в котором содержатся необходимые достоверные сведения о физических характеристиках (температура плавления, температура кипения, температура воспламенения и иные характеристики), токсичности, химической активности, условиях хранения, перевозки, влиянии на здоровье людей, способах оказания первой помощи, использовании защитного снаряжения и спецсредств, методах обезвреживания и утилизации вещества).

Ответы на вопросы, касающиеся требований безопасности горных и взрывных работ, металлургических производств и утилизации боеприпасов

| Все вопросы рубрики

Просим разъяснить необходимость получения разрешения для бурения скважин глубиной более 20 метров при ведении работ:

1. поисково-оценочных работ и детальной разведки месторождений полезных ископаемых (песков, песчано-гравийных смесей);

2. инженерно-геологических изысканий для объектов строительства.

Показать ответ 

В настоящее время виды деятельности, которые выполняются на основании разрешения Госпромнадзора, установлены в едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – Единый перечень).

Подпунктом 19.14.1 пункта 19.14 Единого перечня определена необходимость получения субъектом хозяйствования разрешения (свидетельства) Госпромнадзора на право бурения скважин на твердые, жидкие или газообразные полезные ископаемые глубиной более 20 метров.

Подразумевается выполнение работ по бурению скважин глубиной более 20 метров в целях поиска, оценки, разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых.

Для выполнения работ по бурению скважин, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешение Госпромнадзора не требуется.

Из изложенного следует:

1)            бурение скважин глубиной более 20 метров при проведении поисково-оценочных работ и детальной разведки месторождений жидких, газообразных, твердых полезных ископаемых (в том числе песков и песчано-гравийных смесей) осуществляется субъектом хозяйствования на основании разрешения Госпромнадзора;

2)              при бурении скважин в целях инженерно-геологических изысканий для объектов строительства получение субъектом хозяйствования разрешения Госпромнадзора не требуется.

У субъекта есть сертификат Российской Федерации по ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Нужно ли его подтверждать или он действует в Республике Беларусь?

Показать ответ 

В соответствии с пунктом 2 предисловия к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», ТР ТС 012/2011 устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах в целях обеспечения свободного перемещения указанного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В статье 3 ТР ТС 012/2011 указано, что оборудование для работы во взрывоопасных средах, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 012/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами Евразийского экономического союза, действие которых распространяется на данное оборудование.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Союз), продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Данные положения не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Таким образом, при наличии действующего документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 012/2011 (сертификат соответствия), оформленного в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления», прохождение дополнительных процедур подтверждения соответствия на территории Республики Беларусь не требуется.

Просим дать разъяснение о необходимости участия представителя Госпромнадзора при приемке объектов капитального ремонта скважин Осиповичского ПХГ №№ 102, 103, 104, 105, 106 после замены устьевого оборудования (колонной головки и фонтанной арматуры).

Показать ответ 

Действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлена необходимость участия представителей Госпромнадзора в приемке объектов капитального ремонта скважин подземных хранилищ газа. 



Назад

 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть