На сайт МЧС

Изменения в постановление МЧС от 6 июля 2016 г. № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности»

25246
24 мая 2018 года вступило в силу постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31» («О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности»).

Данным постановлением внесены изменения:

1. в Инструкцию о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности (далее – Инструкция по проверке знаний):

1.1. часть вторая пункта 3 изложена в новой редакции: установлено, что подготовка по вопросам промышленной безопасности осуществляется путем освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых в соответствии с законодательством об образовании. Новая редакция части второй пункта 3 позволит субъекту промышленной безопасности самому определиться с выбором образовательной программы дополнительного образования взрослых.

1.2. часть третья пункта 3 также претерпела незначительные изменения, в соответствии с которыми подготовка осуществляется в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и в субъектах промышленной безопасности по образовательной программе обучения в организациях при условии наличия службы промышленной безопасности (инженера по промышленной безопасности, ответственного лица, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности).

1.3. часть четвертая пункта 3 дополнена нормой, устанавливающей периодичность подготовки по вопросам промышленной безопасности в соответствии с правилами по обеспечению промышленной безопасности. Данная норма нашла отражение в связи с тем, что в соответствии с частью первой статьи 31 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности» периодичность подготовки по вопросам промышленной безопасности может устанавливаться в правилах по обеспечению промышленной безопасности. В то же время в Инструкции по проверке знаний отсутствовала норма, оговаривающая возможность установления периодичности такой подготовки. В этой связи часть четвертая, устанавливающая периодичность прохождения подготовки лиц ответственных (ранее было установлено, что подготовка осуществляется перед первичной проверкой знаний) дополнена нормой, устанавливающей периодичность подготовки в соответствии с правилами по обеспечению промышленной безопасности.

1.4. Из перечня работников субъектов промышленной безопасности, подлежащих проверке знаний (пункт 4 Инструкции по проверке знаний) исключена одна категория работников – руководитель субъекта промышленной безопасности (его обособленного подразделения), осуществляющего эксплуатацию объекта, либо его заместитель, являющиеся ответственными за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности (его обособленном подразделении) - лица, ответственные за организацию промышленной безопасности. Обоснованием такого исключения явилось то, что при прохождении руководителями организаций проверки знаний по вопросам охраны труда в перечень вопросов такой проверки включаются вопросы, касающиеся промышленной безопасности. Кроме того в соответствии с Инструкцией о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением МЧС Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, лицо, ответственное за организацию промышленной безопасности возглавлять комиссию, созданную в субъекте промышленной безопасности для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, должны именно эти лица - руководитель или его заместитель, являющиеся ответственными за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности. Таким образом, исключение из перечня лиц, подлежащих проверке знаний по вопросам промышленной безопасности руководителя субъекта промышленной безопасности (его обособленного подразделения), осуществляющего эксплуатацию объекта, либо его заместителя, являющихся ответственными за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности (его обособленном подразделении) не исключает прохождение данной категорией руководящих работников проверки знаний по вопросам промышленной безопасности. Они подлежат проверке знаний по вопросам промышленной безопасности, но в качестве членов комиссии.

1.5. Перечень работников субъектов, подлежащих проверке знаний по вопросам промышленной безопасности, дополнен одной категорией - членами комиссии, созданной для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в структурном подразделении субъекта, в том числе обособленном. Данное дополнение нашло отражение в связи с тем, что при большой численности работников, подлежащих проверке знаний по вопросам промышленной безопасности, комиссии могут создаваться не только в самом субъекте промышленной безопасности (юридическом лице) и его обособленном структурном подразделении (филиале), но и в структурном подразделении, не являющемся обособленным (например, цеху).

В соответствии с новой редакцией пункта 4 проверке знаний по вопросам промышленной безопасности подлежат:

- лица, которые привлекаются в качестве преподавателей для проведения теоретической подготовки по вопросам промышленной безопасности;

- руководители и специалисты, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности;

- руководители и специалисты, выполняющие работы, составляющие деятельность в области промышленной безопасности;

- работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности);

- работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта (далее - объект), являющиеся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов (далее – лица, ответственные за безопасную эксплуатацию);

- члены комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности, его структурном подразделении, в том числе обособленном;

- рабочие по профессиям, связанным с ведением работ на объектах, выполняющие работы по их обслуживанию.

1.6. Внесены изменения в пункты 11 и 13, касающееся срока прохождения лицами, указанными в подпунктах 4.1, 4.3-4.5 пункта 4 Инструкции по проверке знаний, внеочередной проверки знаний основанием для проведения которой является принятие (внесение изменений и (или) дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности. Ранее этот срок составлял не позднее месяца с даты принятия актов законодательства в области промышленной безопасности, новая редакция установила срок не позднее месяца с даты вступления в силу соответствующих актов.

1.7. В связи с тем, что Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» признан утратившим силу, внесены соответствующие изменения в пункты 11 и 12 Инструкции по проверке знаний. Данные изменения затронули исключительно компетенцию силовых ведомств (Минобороны, МВД, КГБ, Госпогранкомитета, Государственного комитета судебных экспертиз), полномочиями которых в соответствии с Законом является осуществление ведомственного контроля в области промышленной безопасности.

1.8. В пункт 14 внесены изменения касающиеся срока прохождения проверки знаний лицами, не прошедшими проверку знаний в сроки, установленные пунктами 6-13 Инструкции по проверке знаний. Ранее этот срок был установлен в течение месяца, сейчас же этот срок сокращен в течение 5 рабочих дней со дня выхода на работу. В соответствии с абзацем пятым части первой статьи 26 Закона предусматривается обязанность субъекта промышленной безопасности допускать к работе, выполнению работ (оказанию услуг) на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте работников субъекта промышленной безопасности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющих при себе удостоверение и не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы. В соответствии с ранее действующей редакцией пункта 14 проверка знаний лиц, не прошедших проверку знаний в сроки, установленные Инструкцией 1, вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществлялась в течение месяца со дня выхода на работу. Таким образом, в течение месяца работник не должен быть допущен к выполнению своих должностных (функциональных) обязанностей, при этом этому работнику начисляется заработная плата. На основании сложившейся практики руководитель субъекта, заинтересованный в нормальном функционировании организации, направляет работника на прохождение проверки знаний в максимально короткий срок. В этой связи, с целью надлежащего использования денежных средств, максимального использования человеческого ресурса внесены изменения в пункт 14, устанавливающий срок прохождения проверки знаний в течение месяца, сейчас же этот срок сокращен в течение 5 рабочих дней со дня выхода на работу.

1.9. Внесены изменения в пункт 16, устанавливающий перечень лиц, подлежащих первичной и периодической проверки знаний в Госпромнадзоре и силовых ведомствах. В соответствии с изменениями теперь в Госпромнадзоре и комиссиях, созданных в силовых ведомствах, первичную и периодическую проверки знаний проходят:

- руководители и специалисты, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности;

- лица, ответственные за безопасную эксплуатацию;

- работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) (далее – лица, ответственные за осуществление производственного контроля);

- лица, которые привлекаются в качестве преподавателей для проведения теоретической подготовки по вопросам промышленной безопасности;

- члены комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности, (за исключением членов комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в структурном подразделении субъекта промышленной безопасности, в том числе обособленном, которые проходят проверку знаний в комиссии, созданной в субъекте промышленной безопасности, члены которой прошли проверку знаний в Госпромнадзоре).

1.10. Часть вторая пункта 17, устанавливающая ранее обязательность участия должностного лица Госпромнадзора при проведении проверки знаний лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, в комиссии субъекта промышленной безопасности, имеющего разрешение (свидетельство) Госпромнадзора на право проведения такой проверки знаний, выданного в соответствии с законодательством об административных процедурах исключена по следующим основаниям.

Разрешение (свидетельство) на право проведения проверки знаний лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, выдается субъектам промышленной безопасности при наличии в организации 100 и более специалистов соответствующего профиля. К таким организациям относятся, например, ОАО «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «Белорусский металлургический завод – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» и другие крупные промышленные организации, имеющие большой штат сотрудников и многолетний опыт работы. В этой связи и с целью реализации требований Президента Республики Беларусь на передачу ответственности руководителям организации необходимость в участии представителя Госпромнадзора в работе комиссии субъекта промышленной безопасности отсутствует.

1.11. Пункт 18 изложен в новой редакции, в соответствии с которой лицам, ответственным за безопасную эксплуатацию, лицам, ответственным за осуществление производственного контроля, руководителям и специалистам, осуществляющим руководство и назначенным в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности, прошедшим первичную, периодическую и (или) внеочередную проверку в Госпромнадзоре в качестве указанных лиц, не требуется проходить проверку знаний в качестве членов комиссии для проверки знаний, созданной в субъекте, при включении в состав этой комиссии.

1.12. Пункт 19 изложен в новой редакции в целях устранения противоречий норм действующей Инструкции, в соответствии с которыми в данный момент члены комиссии субъекта промышленной безопасности должны проходить внеочередную проверку знаний в комиссии субъекта промышленной безопасности.

Новая редакция пункта 19 устанавливает, что в комиссии Госпромнадзора (силовых ведомствах) внеочередную проверку знаний основаниями для которой является принятие (внесение изменений и дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности и требование органов, уполномоченных на осуществление госнадзора и управление деятельностью подчиненных организаций в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде, проходят:

- руководители и специалисты, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности;

- лица, ответственные за безопасную эксплуатацию;

- лица, ответственные за осуществление производственного контроля.

В отношении членов комиссии субъекта промышленной безопасности установлено, что их внеочередная проверка знаний проводится в Госпромнадзоре в случае принятия (внесения изменений и дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности.

В отношении лиц, которые привлекаются в качестве преподавателей для проведения теоретической подготовки по вопросам промышленной безопасности, установлено, что данная категория лиц внеочередную проверку знаний в Госпромнадзоре проходит в случае принятия (внесения изменений и дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, которые они преподают и при перерыве в работе более одного года.

В комиссии же субъекта промышленной безопасности внеочередная проверка знаний осуществляется в отношении:

- руководителей и специалистов, выполняющих работы, составляющие деятельность в области промышленной безопасности – по основаниям: принятие (внесение изменений и дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их должностные обязанности; требование органов, уполномоченных на осуществление госнадзора в области промышленной безопасности, ведомственного контроля в области промышленной безопасности, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде; перерыв в работе в должности более одного года;

- рабочих по профессиям, связанным с ведением работ на объектах, выполняющих работы по их обслуживанию – по основаниям: требование органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора (надзора) в области промышленной безопасности, управление деятельностью подчиненных организаций в области промышленной безопасности, и лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, причинения вреда окружающей среде; перерыв в работе по профессии более одного года;

- членов комиссий, созданных в структурных подразделениях субъекта, в том числе обособленных – по основанию: принятие (внесение изменений и дополнений) актов законодательства в области промышленной безопасности.

1.13. В целях устранения противоречий Инструкции по проверке знаний и Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности пункт 8 которой предусматривал прохождение проверки знаний членами комиссии обособленного подразделения субъекта промышленной безопасности в комиссии субъекта промышленной безопасности, а также на основании сложившейся практики в пункт 20 внесены соответствующие дополнения, позволяющие членам комиссии структурного подразделения, в т.ч. обособленного проходить проверку знаний в комиссии субъекта промышленной безопасности.

Таким образом, в соответствии с новой редакцией пункта 20 в комиссии субъекта промышленной безопасности, созданной для проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, первичную, периодическую и внеочередную проверки знаний проходят:

- руководители и специалисты, выполняющие работы, составляющие деятельность в области промышленной безопасности;

- рабочие по профессиям, связанным с ведением работ на объектах, выполняющие работы по их обслуживанию;

- члены комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в структурном подразделении субъекта промышленной безопасности, в том числе обособленном.

1.14. Внесены изменения в пункт 21, определяющий комиссии в которых должны проходить проверку знаний рабочие субъекта, у которого по причине недостаточного количества работников отсутствует возможность создания комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности.

В соответствии с внесенными в пункт 21 изменениями рабочие таких субъектов первичную проверку знаний проходят в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в учреждении образования, осуществляющем в установленном порядке обучение рабочих, а периодическую и внеочередную - в комиссии субъекта промышленной безопасности, осуществляющего аналогичный профиль деятельности, или в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в учреждении образования, осуществляющем в установленном порядке обучение рабочих.

1.15. В связи с тем, что проверка знаний рабочих проводится в соответствии с локальными нормативными правовыми актами, разработанными субъектом промышленной безопасности с учетом положений нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, иных документов, определяющих порядок безопасного ведения работ и содержащих требования промышленной безопасности откорректирован пункт 23. В соответствии с новой редакцией пункта 23 проверка знаний рабочих должна проводиться в объеме требований локальных нормативных правовых актов, разработанных с учетом положений нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, определяющих порядок безопасного ведения работ и содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их функциональные обязанности, с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства.

1.16. В целях установления порядка прохождения проверки знаний Инструкция дополнена нормами по предъявлению лицами, подлежащими проверке знаний, документа, удостоверяющего личность, запрета на пользование нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, справочной и специальной литературы, средств связи и переговоры с другими лицами при прохождении проверки знаний. Лица, нарушившие данные требования, считаются не прошедшими проверку знаний и подлежат повторной проверке знаний в срок не превышающий одного месяца.

1.17. Форма протокола проверки знаний по вопросам промышленной безопасности изложена в новой редакции в связи с необходимостью отражения сведений о нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах, локальных нормативных правовых актах в области промышленной безопасности, в объеме которых проведена проверка знаний.

В соответствии с новой редакцией протокола в графу «В объеме НПА, ТНПА и ЛНПА, содержащих требования промышленной безопасности» протокола следует вносить наименование НПА, ТНПА на знание которых работник проходил проверку знаний, для рабочих в данную графу вносятся наименования ЛНПА, разработанных с учетом положений нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, определяющих порядок безопасного ведения работ и содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их функциональные обязанности, с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства. Также в эту графу вносится запись о профиле выполняемых работ (пример записи: «Правила промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь в объеме лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объектов газораспределительной системы»).

2. В Инструкцию о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности:

2.1. В пункт 4, определяющим организации, в которых создаются комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, внесены дополнения по созданию комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности не только в обособленных подразделениях субъекта промышленной, но и в структурных подразделениях субъекта. Целью данного изменения является наделение субъекта полномочиями создавать при большой численности работников, подлежащих проверке знаний по вопросам промышленной безопасности, несколько комиссий для проверки знаний по промышленной безопасности. Такие комиссии могут быть созданы в структурных подразделениях субъекта промышленной безопасности, в том числе обособленных.

2.2. Пункт 6, устанавливающий возможность включения в состав комиссии субъекта промышленной безопасности должностного лица Госпромнадзора исключен в связи с тем, что членами комиссии субъекта являются установленные в пункте 5 Инструкции работники, прошедшие проверку знаний в комиссии Госпромнадзора и обладают необходимыми знаниями для проведения проверки знаний без участия должностного лица Госпромнадзора.

2.3. Пункты 7 и 9 претерпели изменения в связи с тем, что в соответствии с пунктом 4 Инструкции комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности могут создаваться не только в обособленных подразделениях субъекта, но и в структурном подразделении, не являющимся обособленным.

2.4. Пункт 12, определяющий состав комиссий, созданных в учреждениях образования, осуществляющих в установленном законодательством порядке обучение рабочих по профессиям, связанным с ведением работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, выполняющих работы по их обслуживанию, изложен в новой редакции в соответствии с которой в состав комиссии учреждения образования включаются педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.

2.5. Внесены изменения в пункты 13 и 15, устанавливающие сроки информирования. Так изменен срок письменного сообщения Госпромнадзора, направляемого субъектами промышленной безопасности, учреждениями образования в которых работают лица, привлекаемые в качестве преподавателей для проведения теоретической подготовки по вопросам промышленной безопасности, о необходимости прохождения проверки знаний их работников, подлежащих проверке знаний в Госпромнадзоре. Ранее этот срок составлял 30 дней, сейчас не позднее 10 рабочих дней до даты прохождения проверки знаний. В связи с изменением этого срока также изменен срок информирования лиц, подлежащих проверке знаний. Сейчас этот срок составляет не позднее 5 рабочих дней до начала проверки знаний.

2.6. Пункт 15 комплексно переработан в связи со следующим. В соответствии с пунктом 26 Инструкции по проверке знаний проверка знаний проводится путем тестирования, в том числе с использованием компьютерной техники. Так, при проведении тестирования с использованием компьютерной техники присутствие не менее 3 членов комиссии является излишним, так как ответы фиксируются автоматически компьютером и принятия комиссионного решения не требуется. На основании практики проведения такой проверки знаний установлено, что присутствия одного члена комиссии достаточно для проведения проверки знаний. В этих целях пункт 15 дополнен нормой, устанавливающей, что только при проведении проверки знаний без использования компьютерной техники присутствует комиссии, состоящая не менее чем из 3-х ее членов. Проверка же знаний, осуществляемая путем тестирования с использованием компьютера может проводиться одним членом комиссии.

3. В Инструкцию о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов внесены изменения касающиеся изложения формы удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов в новой редакции, в том числе с делением на страницы в связи с обращениями субъектов промышленной безопасности, так как размер указанного удостоверения (100х70 мм) не может вместить информацию, предусмотренную действующей формой. Также из указанной формы исключена подпись представителя Госпромнадзора (госоргана) в связи с тем, что из пункта 6 Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности исключена норма по участию в работе комиссий должностного лица Госпромнадзора (госоргана). Также Инструкция дополнена формой журнала выдачи и учета удостоверений на право обслуживания потенциально опасных объектов.

В случае возникновения вопросов, связанных с изменениями, внесенными в постановление  МЧС от 6 июля 2016 г. № 31, обращайтесь по телефонам: 8 (017) 398-33-04, 8 (017) 398-46-42.

Другие новости


 

Голосование
Оцените качество предоставленных услуг
Оцените качество предоставленных услуг
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть